Научная статья на тему 'Интернет-СМИ в Узбекистане и их влияние на развитие гражданского общества'

Интернет-СМИ в Узбекистане и их влияние на развитие гражданского общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6231
836
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УЗБЕКИСТАНЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / INTERNET MEDIA / MEDIA SPACE / CIVIL SOCIETY IN UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хасанов Б.М.

В статье рассматриваются теоретические аспекты появления и функционирования в современных условиях интернет-изданий как наиболее демократичного вида средств массовой информации. Представлен анализ преимуществ и недостатков интернет-журналистики, которая начинает вытеснять традиционных поставщиков информации (печатная пресса, радио и телевидение). Исследуются вопросы становления в Узбекистане интернет-СМИ, создания нормативно-правовой базы их деятельности, превращение их в один из наиболее эффективных инструментов поддержки формирования и развития гражданского общества в стране. Рассматриваются особенности деятельности гражданской журналистики в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet media in Uzbekistan and their impact on the development of civil society

The article deals with the theoretical aspects of the appearance and function-conditioning in modern conditions of Internet publications as the most democratic type of media. The author presents analysis of the advantages and disadvantages of Internet journalism, which is beginning to displace traditional providers of information (printed press, radio and television). The author describes the problems of formation of online media in Uzbekistan, the formation of the legal framework of their activities, turning them into one of the most effective tools to support the formation and development of civil society in the country. The features of the activities of citizen journalism on the Internet are also presented.

Текст научной работы на тему «Интернет-СМИ в Узбекистане и их влияние на развитие гражданского общества»

/

Политические институты, процессы и технологии

Б.М. Хасанов

Интернет-СМИ в Узбекистане и их влияние на развитие гражданского общества

В статье рассматриваются теоретические аспекты появления и функционирования в современных условиях интернет-изданий как наиболее демократичного вида средств массовой информации. Представлен анализ преимуществ и недостатков интернет-журналистики, которая начинает вытеснять традиционных поставщиков информации (печатная пресса, радио и телевидение). Исследуются вопросы становления в Узбекистане интернет-СМИ, создания нормативно-правовой базы их деятельности, превращение их в один из наиболее эффективных инструментов поддержки формирования и развития гражданского общества в стране. Рассматриваются особенности деятельности гражданской журналистики в сети Интернет.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, медийное пространство, интернет-СМИ, гражданское общество в Узбекистане.

Сегодня мы становимся свидетелями важных процессов, которые происходят в условиях мировой глобализации в сфере обмена информацией. Появление Интернета в современном мире стало началом возникновения своего рода огромного медийного пространства, в котором доминируют скорость, возможность присутствия больших или малых групп вне зависимости от границ и географических расстояний. А самое главное, современные информационно-коммуникационные технологии сделали возможным появление нового типа средств массовой информации - интернет-СМИ, которые уже приняты и востребованы обществом и заметно влияют на него.

о

Преимущества интернет-СМИ очевидны: доступность самой широкой аудитории, оперативность, качество разработки информации. Примечательно, что новый вид СМИ вбирает в себя специфические особенности печатных изданий, ТВ и радио (визуальное, видео и аудио). Наряду с этим, интернет-СМИ в режиме реального времени получают обратную реакцию аудитории практически из любого уголка земли. При этом у аудитории появилась возможность не только высказывать свою точку зрения по распространяемому сообщению, но и дополнять ее новыми деталями, расширять информацию (на форумах, в комментариях нередко можно прочитать или увидеть более интересные и яркие детали описываемого события). Словом, современные технологии сделали свободными и журналистов, и потребителей информации. Исходя из этого, можно согласиться с мнением о том, что интернет-СМИ - наиболее демократичный вид средства массовой информации.

В то же время, такое бурное развитие интернета обострило информационные отношения. Как пишет И.Д. Фомичёва, нигде (кроме как в интернете) нет возможности так легко выдавать чужое за свое, использовать третичный, пятеричный и т.д. текст, «сливать компромат» [15, с. 6]. Исследователь приводит весьма любопытное, но не бесспорное, на наш взгляд, мнение американского ученого Д. Мэррила о том, что «компьютерные сети и общение людей через Интернет не являются журналистикой и имеют отношение к СМИ не больше, чем человек, который общался со своим соседом через забор на заднем дворе» [9, с. 355].

В этой точке зрения есть доля истины, но свои весомые аргументы есть и у тех, кто утверждает обратное: все, что есть в интернете, является СМИ.

Эти противоречивые мнения приводят к возникновению вопроса: как вообще квалифицировать в сети информационные ресурсы? Социальные сети сегодня действительно стали площадкой для общения, дискуссий, которую вряд ли можно отнести к СМИ. Другое дело - деятельность специализированных интернет-изданий, которые вбирают в себя все функции средства массовой информации и делаются на профессиональной основе. Следует четко понимать, что есть средство массовой информации, распространяемое по сети интернет.

Еще один аспект, присущий новым медиа: информационные технологии во многом оказались в руках самих потребителей. Как писал испанский социолог-урбанист М. Кастельс, новые информационные технологии являются не просто инструментами, которые нужно применить, но процессами, которые нужно разрабатывать. Пользователи и создатели могут объединиться в одном лице. Так, пользователи могут захватить

О -а ™

контроль над технологией, как в случае с интернетом. Таким образом, р 5 ¡t современное коммуникационное изобилие усилило риски и подарило ^ s г-с уникальные возможности, как для прогресса, так и для самого радикаль- оз ° ного регресса человечества [16].

О

Между тем, не стихают споры о том, уступят ли традиционные СМИ ^ е^ свое место интернету. Исследователи обращают внимание на то, что ^ часть аудитории печатных СМИ перестает читать газеты, пользуясь о информацией из сети, а многие любители телевидения переключаются на интернет. Эксперты в области современных информационно-коммуникационных технологий склонны утверждать, что традиционные источники информации со временем будут вытеснены интернет-изданиями.

Так, digital-специалист Е. Волков категорично считает, что печатная пресса будет продолжать падение, газеты будут нужны лишь как признак статуса. По его мнению, мобильное потребление будет по-прежнему расти. ТВ тоже будет сокращаться в силу директивности доставки контента и естественной убыли аудитории. Будущее за нейронными сетями, которые формируют «персональные СМИ» на лету, и прямыми каналами доставки контента типа мессенджеров, считает эксперт [4].

С такими выводами можно согласиться в той части, что традиционные СМИ уступают электронным в оперативности. В силу своей специфики газета должна верстаться, сюжет на телевидении и радио -монтироваться, а интернет-издание подает новость практически мгновенно, как только она стала известна, и рассказывает (показывает) о происходящем событии в процессе его развития, в режиме онлайн, т.е. практически в режиме реального времени. Это, безусловно, большое преимущество интернет-изданий, но следует помнить, что они будут востребованы лишь в том случае, если будут соблюдать определенные требования: оперативность, объективность, наличие грамотного текста и хороших видео- и фотоиллюстраций.

В функционировании интернет-изданий большое значение играет организация подачи информации, удобство доступа к ней, ее анонсирование, размещение ссылок и т.д. Значимы такие моменты, как организация архива новостей, поиск по сайту, размещение комментариев. Еще один специфический нюанс электронных СМИ: интернет-версия должна обновляться не только ежедневно, но ежечасно, а порой и ежеминутно. Сайт (в особенности информационный), который не обновляется, «умирает», популярными становятся лишь те из них, где много оперативных и актуальных новостей.

В этой связи возникают такие вопросы, как специфика деятельности журналиста в этом информационном пространстве, основные тенденции

о

развития интернет-журналистики, жанровое своеобразие и тематическая направленность публикаций во всемирной сети, способы привлечения внимания пользователей. Важным представляется то, что интернет, открыв новые возможности, стал своего рода катализатором для развития гражданской журналистики.

Как пишет А. Свешников, «гражданская журналистика - это журналистика, чутко реагирующая на все потребности общества, улавливающая настроения всех его слоев, это, если хотите, общественный барометр. Вектор ее деятельности разнонаправлен: с одной стороны, она информирует граждан о том, как работает власть... С другой стороны, гражданская журналистика анализирует процессы, происходящие в недрах общественной жизни - политической, экономической и т.д. С третьей стороны, обеспечивает обратную связь, давая общественным институтам возможность использовать прессу как рупор, обращенный и ко всему гражданскому сообществу, и к социальным институтам» [7].

Все эти условия легко укладываются в формат работы интернет-СМИ. Соответственно, новое медиа-пространство открывает большие возможности для эффективной работы журналистов и, в целом, средств массовой информации как института гражданского общества, становится фактором воздействия на социально-политические процессы.

Так, Н.Ю. Лесконог обращает внимание на то, что интернет-технологии становятся важным инструментом коммуникации в целях повышения политической активности молодежи. Она «ориентируется на информацию, размещенную в Интернете, быстро реагирует на нее. выражает свою позицию. В этой связи, у политических лидеров, политических партий, общественно-политических организаций появляется необходимость заниматься информационным обеспечением проводимой ими политики, управлять контентом, размещаемым в сети, давать молодежи оперативную, качественную и информативную обратную связь» [6, с. 73].

Материалы социологических исследований, которые приводит в своей статье Е.Н. Юдина, свидетельствуют, что интернет среди молодого поколения уже приобрел статус ни с чем несравнимого источника информации. Она приходит к выводу, что «для современного поколения студентов Интернет - совершенно обычная и необходимая информационная среда, которая непосредственно связана с повседневной социальной и бытовой жизнью» [17, с. 102].

В Узбекистане с развитием информационно-коммуникационных технологий начался процесс вовлечения в мировую социальную сеть и формирование нового медийного пространства. После регистрации

0- _о гч

в 1995 г. в Узбекистане домена «и»> с каждым годом возрастает количе- ™ 5 & ство организуемых на его основе веб-сайтов. На начало 2017 г. их число ^ § превысило 30 тыс. По данным на конец 2016 г., доля населения Узбеки- 'о з ° стана, регулярно пользующегося интернетом, составила 46,4%, а число е| ^ тех, кто имеет фиксированный широкополосный доступ в интернет, - I ^ около 1,9 млн человек, т.е. около 5% [5]. ^

Интернет-журналистика в Узбекистане начала формироваться с соз- о дания сайтов по тем или иным направлениям, в которые активно вовлекались профессиональные журналисты. В современных условиях традиционные СМИ страны также пользуются возможностями информационно-коммуникационных технологий. Сейчас уже довольно трудно найти теле- и радиоканалы или печатные издания, которые не имели бы своей электронной версии.

Для поддержки интернет-СМИ в Узбекистане пошли путем формирования нормативно-правовой базы для их деятельности. Этот процесс придал определенный импульс развитию этого нового сегмента современных средств массовой информации и в то же время - обозначил требования к СМИ в сети.

Сегодня в стране ведется целенаправленная работа по модернизации сетевых изданий и интернет-сферы в целом. Приняты и реализуются десятки документов, в частности, закон «Об информатизации», постановления Президента «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 г. и Кабинета Министров о мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления интерактивных государственных услуг от 30 декабря 2012 г., Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 гг. и др. [10].

Согласно принятому в стране закону «О средствах массовой информации» [3], веб-сайты относятся к электронным СМИ и подлежат регистрации. При этом они должны соответствовать такому требованию, как форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название. Эта норма позволяет, так сказать, легализовать сайты, которые позиционируют себя как средство массовой информации. Это позволяет им полной мере воспользоваться предусмотренными законодательством для СМИ и журналистов привелегия-ми, гарантиями и возможностями. Журналисты интернет-издания участвуют в общественно-политических мероприятиях, пресс-конференциях, брифингах, запрашивают в государственных органах информацию и комментарии. Вместе с тем, они обязуются соблюдать требования

о

закона «О средствах массовой информации», несут ответственность за объективность размещаемых в сети материалов.

Наряду с появлением правовых основ для деятельности интернет-СМИ, общественные организации, в первую очередь, принимают меры по развитию данной сферы. В частности, Фондом поддержки и развития негосударственных печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана в рамках различных проектов оказывается финансовая помощь для создания веб-сайтов СМИ страны, поддерживаются новые интернет-проекты.

Эти шаги привели к активному развитию интернет-журналистики и теперь уже можно утверждать, что информационные продукты интернет-СМИ имеют свою долю спроса и предложений на медиа-рынке, которая продолжает довольно быстро увеличиваться. По данным Узбекского агентства по печати и информации, на 1 января 2017 г. на информационном рынке Узбекистана в качестве СМИ было зарегистрировано более 330 интернет-сайтов, и число это продолжает довольно быстро расти [14].

Следует отметить, что 95% интернет-изданий в стране являются негосударственными, что, на наш взгляд, свидетельствует о динамичном развитии гражданского общества в Узбекистане.

Особенности интернет-коммуникаций заставляют нас пересматривать наши представления о журналистике и СМИ как важном институте гражданского общества. Неслучайно исследователи приходят к выводу, что, в отличие от традиционных медиа, уровень доверия к информации из интернета стремительно растет. А некоторые источники довольно категорично утверждают, что в ближайшие годы Сеть станет основным источником получения информации для граждан [11].

Действительно, реалии таковы, что интернет-ресурсы все активнее служат трансляции гражданских инициатив, тем самым активно содействуют развитию гражданского общества. Ведь, как правило, размещение статьи в печатном издании, выход в телеэфир, на радио сопряжено с определенным регламентом, а выход в сеть отличается максимальной демократичностью. Благодаря этому, особое развитие гражданские инициативы получают в интернете, воплощением чего и являются выступления граждан в сетевых версиях традиционных СМИ, оригинальных интернет-изданиях, блогах.

В настоящее время в интернет-пространстве в домене «ш» можно найти веб-сайты практически всех действующих в республике средств массовой информации страны, а также большое число специализированных информационных порталов, зарегистрированных в качестве СМИ. В их числе немало таких, которые инициируются представителями

СЭ -П ™

гражданского общества. Они нацелены на информирование и просве- ^ у ^^

1 и ^

щение людей по тем или иным направлениям в сфере политики, эконо- ^ 2 г-с

мики, науки, культуры, искусства, спорта, социальной защиты, охраны 'о з °

ственно негосударственными некоммерческими организациями (ННО), > привлекает внимание большой спектр, ориентированный на такую акту- о альную проблему, как охрана окружающей среды. В частности, на эко-сайтах можно найти немало сообщений по актуальным вопросам загрязнения атмосферы, использования трансграничных водных ресурсов.

Так, на сайте Экологического движения Узбекистана (есо.^) регулярно поднимаются проблемы рационального водопользования, использования альтернативных источников энергии, переработки отходов, других актуальных вопросов, волнующих граждан. На этом сайте прошло активное обсуждение законопроекта «Об экологическом контроле». Не только члены движения, но и все, кого волнует эта проблема, получили возможность высказать свое мнение по этому документу.

Эксперты обращают внимание на расширение медиа-среды интернета в Узбекистане, создающего предпосылки для организации на медиа-рынке нового мультикультурного информационного пространства. Особую значимость при этом приобретает вопрос информационной культуры населения. В связи с усилением влияния Интернета на общество, различные социальные группы возникла необходимость ставить вопрос о непрерывном медиобразовании населения [8, с. 16].

Сегодня в Узбекистане электронные СМИ, блоги, социальные сети, краудфандинговые платформы и многочисленные форумы становятся новой социальной реальностью, которая открывает огромные перспективы для гражданской инициативы.

В Узнете в настоящее время сформировался ряд наиболее популярных независимых площадок, где социальная активность пользователей наблюдается больше всего. Это ресурсы типа Шг&ш, иРмт.ш, Йстт.ш, Аэтт.ш, туРотит.ш, аийсейег.ш и др. Там обсуждают законы, различные социальные, коммунальные, дорожные и прочие проблемы, предлагают их решения и воплощают в жизнь. Определенно, это коммуникативное поле имеет высокий потенциал не только общественных дискуссионных площадок, но и может стать эффективным каналом обратной связи с гражданским обществом для госструктур [Там же, с. 22].

Освещение деятельности ННО, число которых в республике в настоящее время превышает 8,5 тыс., в средствах массовой информации - это не только информирование, но и возможность продвижения идей развивающегося в стране гражданского общества, привлечения в его ряды

окружающей среды и т.д.

Например, среди веб-сайтов, созданных при содействии или непосред-

о

новых сторонников. В этот процесс в той или иной степени вовлечены все традиционные средства массовой информации (газеты, журналы, радио и телевидение), но анализ показывает, что наиболее значимое место занимают интернет-медиа. Им по праву можно отвести особую роль в формировании действительно информационно открытого гражданского общества.

Сегодня сеть начинает демонстрировать примеры воплощения гражданских инициатив (от флэшмобов до масштабных мероприятий), имеющих цель донести до широкой общественности и власти позицию или взгляд на какую-либо проблему и в дальнейшем ее разрешить. Интерактивные сервисы веб-ресурсов являются определяющим фактором, позволяющим им функционировать и развиваться как эффективному элементу гражданского общества. Отметим, что традиционные медиа нередко игнорируют случаи всплеска гражданской активности, в результате освещение подобных явлений становится прерогативой сетевых изданий.

Например, неоднозначную реакцию в соцсетях вызвало решение властей г. Ташкента демонтировать трамвайные линии. Мотивы, на первый взгляд, благие и обоснованные: убрать трамваи-тихоходы, расширить за счет этого дороги, повысить интенсивность движения. Традиционные СМИ эту тему либо замалчивали, либо ограничились сообщениями о том, что идет дорогостоящая реконструкция и возможно возникновение сложностей при движении по тем или иным улицам города. В это же время интернет-издания опубликовали разные точки зрения своих авторов по этому решению властей, предоставили место мнению горожан. «...Допустить его (трамвая. - БХ.) полное исчезновение означает обречь себя на то, что через несколько лет все равно придется где-то изыскивать средства на восстановление. Таковы мировые тенденции. Ташкент как развивающийся мегаполис просто не имеет права ими пренебрегать и их игнорировать», - написали, в частности, противники такого решения [7]. Комментарии к данному материалу были противоречивые, но это не что иное, как спор в поисках истины.

Более жестко гражданские активисты высказались против вырубки в Ташкенте многолетних деревьев. Они не только официально обратились к властям города за разъяснениями, но и заявили о своем праве получить ответ. «Желая поддержать тех, кому дорог зеленый и тенистый облик города и внести свой вклад в сохранение многолетних деревьев, мы публикуем письмо директора Института демократии и права Сайеры Атахановны Ходжаевой и ждем официального ответа от хокима Ташкента», - говорится в материале «Борьба за чинары

0- _П Г^ т ^ о:

к и ^ У 2

Ташкента требует терпения и мужества», размещенном на одном из популярных интернет-сайтов АпЬог.щ [1]. к

Эти примеры свидетельствуют о том, что интернет-СМИ способны 'о з °

наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности е| ^

о

граждан, рассказывать о гражданских инициативах и согласовывать ^ е^ интересы общества и государства.

СМИ, функционирующие в интернете, как и сетевые ресурсы раз- о

личных общественных организаций, партий, авторские веб-проекты, предоставляют возможность гражданам обозначить личные или коллективные инициативы, артикулировать имеющиеся проблемы, найти единомышленников и объединиться в сети для решения возникающих проблем. Наличие обратной связи, дополнительных сервисов на сайте, оперативность, доступность, безусловно, являются факторами, способствующими тому, что интернет-СМИ развиваются как необходимый ресурс для эффективного построения гражданского общества.

Таким образом, интернет-СМИ, аккумулируя в себе особенности традиционных медиа, выходят на новый технологический и содержательный уровень, активно содействуя развитию гражданского общества Узбекистана.

В этой связи, встает вопрос о том, насколько соответствуют современным требованиям сетевые СМИ Узбекистана. Проведенный анализ показывает, что к основным недостаткам ряда веб-сайтов Узбекистана можно отнести то, что их создатели зачастую начинают перегружать страницы сложной визуальной информацией, затрудняющей ее загрузку и доступ к самим данным. Многие сайты дублируют одну и ту же информацию, не насыщая ее эксклюзивом. Растущая конкуренция нередко ведет к поспешности и ошибкам, подрывающим доверие к источнику информации.

Актуальными остаются вопросы улучшения качества и увеличения разнообразия публикаций в веб-изданиях, выработки предложений по совершенствованию законодательных основ развития СМИ в глобальной сети, а также повышения знаний и мастерства онлайн-жур-налистов.

Сегодня уже вряд ли должны вестись споры о том, что интернет-СМИ - это мощный способ информационного воздействия, самостоятельное образование, способное с помощью современных технологий оказывать как целенаправленное, так и спонтанное воздействие на граждан, формировать их ценности, установки и мотивы поведения. Поэтому одним из актуальных направлений стал анализ тенденций развития гражданской журналистики и блогосферы, а также влияния социальных сетей на реалии медиа-пространства. Недавно в законодательство

о а.

Узбекистана было включено понятие «блогер», определены требования к его деятельности и меры ответственности за достоверность публикуемой информации.

Очевидно, что наиболее эффективно сфера интернет-журналистики будет развиваться в результате комплексных мер, одновременно проводимых в правовых, технических и медийных отраслях. По мнению представителей ведущих онлайн-изданий Узбекистана, необходимо поднять на новый уровень процесс подготовки кадров посредством организации отдельного направления обучения на профильных факультетах ведущих вузов страны.

Журналистика в режиме онлайн, ее развитие и популяризация - это актуальная тенденция во всем мире, соответственно, дальнейшее увеличение количества, а главное, качества интернет-изданий станет новым импульсом для СМИ Узбекистана, активно влияющих на развитие гражданского общества.

Библиографический список

1. Борьба за чинары Ташкента требует терпения и мужества. 18 апреля 2016 г. URL: http://anhor.uz/society/boryba-za-chinari-tashkenta-trebuet-terpeniya-i-muzhestva (дата обращения: 20.04.2016).

2. Быстрицкий А. Информационная ситуация // Коммерсантъ-Власть. 2016. № 2. С. 38-41.

3. Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» (Новая редакция). Гл. 1. Ст. 4 // Народное слово. 2007. 15 января. С. 1.

4. Казаков И. Интернет по популярности догоняет телевидение // Известия. 2016. 26 января. С. 1-3.

5. Кубарева Ф. Через портал - к пользователям // Народное слово. - 2017. 8 марта.

6. Лесконог Н.Ю. Интернет-технологии как инструменты коммуникации в целях повышения политической активности молодежи // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. № 2. С. 73-78.

7. Мнение: Старикам тут по-прежнему место. О поспешности курса на закрытие трамвая и все еще имеющемся потенциале его развития. URL: https:// www.gazeta.uz/2016/03/31/tram-column/ (дата обращения: 1.04.2016).

8. Муратова Н. 2002-2012: Интернет и журналистика: достижения, проблемы, решения // ICTNEWS. 2012. № 20. С. 13-16.

9. Мэррил Д., Дэннис Э. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

10. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: Lex.uz.on-line/ (дата обращения: 8.08.2016).

11. Прокофьева В. Общественный канал 2.0 // Экономическое обозрение. 2012. № 12. С. 44-48.

12. Свешников А. Журналистика граждан. URL: http://www.bogatej.ru/bogatej/ print.php?ft=329&artide=23l22005172202&artJd=0 (дата обращения: 07.09.2016).

13. Узбекистан занял 37-е место в мире по числу интернет-пользователей. URL: http://podrobno.uz/ (дата обращения: 26.07.2016).

14. Усманова Н. «Олтин калам»: признание и ответственность // Правда Востока. 2017. 4 мая. URL: http://www.pv.uz/society/29091 (дата обращения: 20.01.2017.)

15. Фомичёва И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007.

16. Фонд развития гражданского общества. Доклад «Рунет сегодня: исследование российского интернета». 25 сентября 2012 г. URL: http://civilfund.ru (дата обращения: 20.09.2013.).

17. Юдина Е.Н. Формирование солидарных групп в сети интернет // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. № 2. С. 101-108.

О.С. Фёдоров

Характеристика проектов

создания новых виртуальных государств

В статье рассматриваются основные проекты строительства новых территориальных образований, получивших название виртуальные государства, или микронации. С процессом экспансии технических новшеств и внедрением информационных технологий в современном мире для рядового человека представляется возможным создание информационной структуры с собственным управлением и относительно автономным существованием. На наших глазах формируется новый феномен мировой политической жизни, а именно, генезис микронаций. Виртуальные государства - общее наименование для любых образований, которые заявляют о своей государственности, но не являются государствами, а лишь имитируют те или иные их черты. В статье освещены наиболее грандиозные и жизнеспособные проекты строительства, которые выступают актуальными политическими формообразованиями и имеют все шансы зарекомендовать себя в будущем как ответ на современные вызовы, встающие перед человечеством, например, такие, как перенаселенность. Ключевые слова: виртуальное государство, микронации, Институт Си-стейдинга, Googlements, Freedom Ship, Жак Фреско, «Проект Венера», либертарианцы.

о -о ^

m ^ о:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и : У 2

: Г-С

Ф

3" L .

VO О

0 -о fN - О.

1 I

и >

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.