Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
математика / школа / геймификация / игрофикация / образование / обучение / игра / технологии образования / mathematics / school / gamification / gamification / education / training / game / education technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Л.Ш.

В данной статье рассматриваются особенности внедрения геймификации в уроки математики. Геймификация рассматривается как процесс включения игровых элементов в обучающий курс в целях решения учебных проблем школьников, повышения мотивации обучения и стимуляции обучения с помощью игрового мышления и техник. Использование игровых элементов в процессе обучения позволяет удержать внимание, повысить интерес к обучению, улучшить запоминание и мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Л.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICALISSUES OF GAMIFICATION IMPLEMENTATION IN MATHEMATICS LESSONS

This article discusses the features of the introduction of gamification in mathematics lessons. Gamification is considered as the process of including game elements in a training course in order to solve the educational problems of schoolchildren, increase the motivation of learning and stimulate learning with the help of game thinking and techniques. The use of game elements in the learning process allows you to keep attention, increase interest in learning, improve memorization and motivation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

УДК 372.851

Мухаметзянова Л.Ш.

студент института психологии и педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности внедрения геймификации в уроки математики. Геймификация рассматривается как процесс включения игровых элементов в обучающий курс в целях решения учебных проблем школьников, повышения мотивации обучения и стимуляции обучения с помощью игрового мышления и техник. Использование игровых элементов в процессе обучения позволяет удержать внимание, повысить интерес к обучению, улучшить запоминание и мотивацию.

Ключевые слова: математика, школа, геймификация, игрофикация, образование, обучение, игра, технологии образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [2] актуализирует формирование метапредметных образовательных результатов, характеризующихся овладением метапредметными понятиями, а также совокупностью познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий - действий по организации и реализации процесса самостоятельного усвоения новых знаний и умений. Очевидно, что универсальные учебные действия могут успешно формироваться средствами различных учебных дисциплин, в том числе и математики.

Специфические универсальные учебные действия, выделенные из требований к метапредметным результатам обучения на основе анализа математической деятельности, являющиеся фундаментом для достижения

предметных результатов по математике и обеспечивающие развитие математической грамотности обучающихся» [6, с. 38].

Обучение школьников математике является сложным процессом, предполагающим использование разных форм и методов обучения. Методы обучения делятся на традиционные и современные. Традиционные методы базируются на репродуктивном характере заданий, а современные методы направлены на совместную деятельность педагога и ученика, которая основывается на гуманности и дифференциации. Одним из современных методов выступает геймификация (игрофикация) [3, а 1].

Геймификация (игрофикация) - это применение игровых подходов для неигровых процессов с целью повышения вовлечённости участников в решение прикладных задач. Геймификация преследует цель вовлечения ученика в учёбу так же, как игрока в игру. То есть подразумевается создание среды, в которой результат игры участника будет зависеть от навыков и знаний, которые можно перенести в реальный мир [5, а 177].

Быстрые темпы внедрения геймификации и использования игровых элементов в образование оказывают огромное влияние на результаты обучения и вовлеченность обучаемых в образовательный процесс. В геймификации применяются игровые элементы в тех областях, которые никак не связаны с игрой: бизнес, образование, финансы и т.д. Концепция геймификации стимулировала множество исследований, целью которых было выявление возможностей и особенностей ее применения во всех сферах науки, в том числе и в образовании. Геймификация помогает упростить процесс усвоения сложного знаний, в том числе математического, а также усилить интерес к познанию.

Основными задачами внедрения геймификации в уроки математики являются:

- раскрытие педагогам-математикам более широкого спектра возможностей внедрения элементов геймификации в систему образования в целом и управления процессом обучения математики в частности;

- ознакомление с новыми формами и способами организации мотивационно-обеспеченного образовательного пространства через погружение в игровое пространство, в том числе в виртуальное;

- содействие в научно-педагогическом сопровождении управлением процессами реализации творчества и функционала обучающихся в освоении сложного математического знания;

- выявление и оценка синергетических эффектов данной технологии обучения [4, а 30].

Игры можно применять как в урочной, так и в неурочной деятельности. Преимущества игровой мотивации заключаются в том, что она активизирует эмоции человека, погружает человека в «детство» (раскрывается творческий потенциал, появляется чувство соперничества и т.д.).

Традиционные формы обучения позволяют школьникам приобрести в основном лишь информационную базу, а игровые технологии, дополняя традиционные формы, развивают и творческое мышление и практические навыки, приучают к проявлению активности в процессе обучения, позволяют лучше усвоить изученный материал или выполнить нестандартные задания, развивающие логическое мышление и творческий взгляд на решение задач. Поэтому, значимость геймификации состоит в формировании творческой личности. Суть геймификации в том, чтобы дать ощущение внутреннего прогресса.

Таким образом, игровое обучение вовлекает в работу: дети активнее включаются в урок, если он напоминает игру. Игра повышает мотивацию, и детям учиться становится интересно. Кроме этого, игра последовательно развивает, ведь, как правило, она имеет несколько уровней (этапов). Каждый этап является очередной ступенью образовательного процесса, обойти которую не получится. Следовательно, учащийся получает знания порционно и последовательно.

Главным принципом обучения является то, что все должно быть целесообразно. Там, где лучше всего педагогическую задачу решает игра,

должна быть игра. Где есть средства и инструменты, которые лучше, полезнее, там необходимо применять данные инструменты. Использование таких образовательных методик как геймификация, является важным дополнением к учебному процессу, дает школьника возможность закрепить полученные теоретические знания на практике, выработать необходимые учебные навыки. Геймификация позволяет стимулировать активность обучающихся, и имеет огромный педагогический потенциал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Официальный Интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г.

2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) // Официальный Интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 июля 2021 г. № 0001202107050027.

3. Бачурина Д.М. Особенности использования метода геймификации на уроках математики // Ratio et Natura. 2022. № 2 (6). С. 1-2.

4. Ващинникова В.Д. Геймификация как способ организации обучения математике: история и перспективы // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования. Елец, 2021. С. 28-30.

5. Миклашевич Ю.И. Использование приёмов геймификации на уроках математики // Современные векторы в образовании: теория и практика. Коломна, 2022. С. 176-182.

6. Позднякова Е.В., Семиколенных Е.А. Развитие метапредметных умений учащихся 5 - 6 классов при обучении математике на основе геймификации в

условиях цифровой образовательной среды // Сибирский учитель. 2023. № 1 (146). С. 38-48.

Mukhametzyanova L.Sh.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

TOPICALISSUES OF GAMIFICATION IMPLEMENTATION IN MATHEMATICS LESSONS

Abstract: this article discusses the features of the introduction of gamification in mathematics lessons. Gamification is considered as the process of including game elements in a training course in order to solve the educational problems of schoolchildren, increase the motivation of learning and stimulate learning with the help of game thinking and techniques. The use of game elements in the learning process allows you to keep attention, increase interest in learning, improve memorization and motivation.

Keywords: mathematics, school, gamification, gamification, education, training, game, education technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.