АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
АЛИМОВ БОТУРЖОН ХАМИДОВИЧ
Доцент кафедры МОМПиД ИМОИиВ КФУ. Казань, Россия
ДОДАРЗОДА СУЛАЙМОНШО ДИЛЩОД
Студент 3-го курса ИМОИиВ КФУ. Казань, Россия
Аннотация: В статье рассматривается вопросы устойчивого управления водными и земельными ресурсами, энергетики, продовольственной безопасности и экологической устойчивости. Отмечается, что страны региона Центральной Азии уязвимы к последствиям изменения климата. Страны Центральной Азии в целом предпринимают действенные шаги по повышению энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии, а также адаптации к изменению климата.
Ключевые слова: международное сотрудничество. регион Центральной Азии, изменение климата, актуальные вопросы устойчивого управления
Актуальные вопросы устойчивого управления водными и земельными ресурсами, энергетики, продовольственной безопасности и экологической устойчивости в контексте изменения климата находятся в центре внимания многих стран мира.
Особенно в современных условиях, когда изменения климата является серьезной проблемой, ощущается нехватка водных ресурсов во многих странах мира. Сильное влияние изменение климата предусматривает сокращение водных ресурсов, а также некоторых новых проблем. Центрально-Азиатский регион наиболее уязвим к последствиям изменения климата. Основными проблемами всех пяти стран будет сокращение ледников и уменьшение поверхностного стока вод, то есть той воды, которая течет в реках, по поверхности почвы и впадает в озера, отмечают исследователи.
Так, с мировой проблемой климатических изменений столкнулся и Узбекистан, где с 1880 года среднегодовая температура повысилась на 1,6 градусов. По прогнозам к 2040 году возможен рост температуры еще на 1,5-3 градуса. Еще больший рост температуры произойдет в Приаралье из-за высыхания Аральского моря.[3]
Более того часто в ходе интерактивного диалога высокого уровня по проблемам воды, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций отмечают о проблемах связанные с водой, а также о последствиях изменения климата для различных регионов современного мира.
В странах Центральной Азии предпринимают конкретные шаги по решению или минимизации последствий изменения климата. Так, ещё в 2021 году Комитет по охране окружающей среды Таджикистана опубликовал программу «Комплексное развитие образования и экологического просвещения населения» на 2021-2025 годы. «Хотя в настоящее время вклад Таджикистана в глобальные выбросы парниковых газов очень мал, Таджикистан крайне уязвим к воздействиям изменения климата», - отмечается в совместном обзоре экспертов ООН о результативности экологической деятельности Таджикистана.[1]
В Баку в рамках конференции ООН по изменению климата (COP29) между странами региона Центральной Азии и Кавказа было подписано важное трехстороннее Соглашение о стратегическом партнерстве в области развития и передачи «зеленой» энергии между Узбекистаном, Казахстаном и Азербайджаном. Соглашение имеет важное практическое значение для стран региона. Так, как Соглашение предусматривает сотрудничество в следующих ключевых областях:
-укрепление взаимодействия в энергетическом секторе с акцентом на чистые и возобновляемые источники энергии;
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
-передача и поставки электроэнергии из экологически чистых источников в Европу и другие регионы;
-разработка проектов по производству и транспортировке экологически чистого водорода и аммиака;
-развитие энергетической инфраструктуры, включая изучение возможности подключения к Черноморской подводной линии электропередачи.[2]
Сотрудничество стран региона Центральной Азии в энергетической сфере будет способствовать дальнейшему укреплению энергетической безопасности.
Так, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что соглашение открывает новые возможности для интеграции энергетических систем трех государств, а также для создания надежных коридоров поставок экологически чистой энергии на европейский и другие рынки.
«Казахстан здесь играет крайне важную роль как крупная транзитная территория. Практические результаты этого соглашения также будут способствовать развитию Среднего коридора в качестве «зеленого моста», соединяющего наши экономики. Тесное сотрудничество в этой ключевой сфере активизирует обмен опытом и передовыми технологиями между тремя государствами, будет способствовать дальнейшему укреплению энергетической безопасности» .[2]
Важность и значимость сотрудничество в такой важной сфере привлекает внимание не только стран региона но и других участников современного мира. Хотим заметить, что все страны региона Центральной Азии заинтересованы в развитии такого сотрудничества.
К примеру Таджикистан готов рассмотреть возможность интеграции в проект "зеленого" коридора между Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном. Так об этом заявил министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана Далер Джума в кулуарах 29-й сессий Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) в Баку в комментарии ."Это очень интересный проект, очевидно, что для стран Центральной Азии, таких как Таджикистан и Кыргызстан, подобные инициативы имеют важное значение и требуют развития. В центре внимания стран региона находится вопрос о развитии зелёной экономики. В частности такие планы озвучил президент Таджикистана Эмомали Рахмон на 29-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР29).По его словам, Таджикистан планирует перейти на возобновляемые источники энергии уже к 2032 году. Затем, в 2037-м, республика станет полностью "зеленой" страной. Нужно отметить, что в данном направлении у Таджикистана есть большие возможности поскольку в Таджикистане 98% электроэнергии вырабатывается благодаря гидроэнергетике.
"По инициативе Таджикистана и Франции Генассамблея ООН объявила 2025-2034 гг. Десятилетием действий для поддержки криосферных наук. Принимая во внимание важность этих вопросов, под эгидой Всемирной метеорологической организации (ВМО) и при сотрудничестве с другими партнерами по развитию в Душанбе был учрежден региональный координационный центр гляциологии"[4] Решение водных проблем в мировом масштабе осложняется в связи с изменением климата, которые все отчетливее проявляется во всех регионах земного шара. Признавая изменение климата основным вызовом водным ресурсам, Президент Республики Таджикистан в 2009 г. на юбилейной встрече Всемирной Метеорологической Организации в Женеве и затем на встрече сторон Киотского протокола по изменению климата в Копенгагене, предложил учредить Международный фонд по сохранению ледников.
В 2015 году на 21-й сессии конференции по климату все страны приняли так называемое Парижское соглашение. Это первый в мировой истории юридически обязательный документ, который объединил страны в стремлении бороться с изменением климата и адаптироваться к нему. Цель соглашения - сократить выбросы парниковых газов и ограничить повышение глобальной температуры воздуха в этом столетии до 2 градусов Цельсия. Первыми из стран Центральной Азии его ратифицировали Казахстан и Туркменистан - в 2016
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
году. Затем Таджикистан - в 2017 году, Узбекистан - в 2018 и Кыргызстан - в 2019 году.
В основные пункты Парижского соглашения входят следующие задачи:
• удержать рост глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия, а также ограничить рост температуры до 1,5 градусов Цельсия;
• сохранять и увеличивать площадь лесов для поглощения парниковых газов;
• ускорить разработку и международный обмен чистыми технологиями;
• углеродная нейтральность 2050 - во второй половине 21 века нужно добиться баланса между выбросами и поглощениями парниковых газов;
• каждые 5 лет страны должны пересматривать цели и меры борьбы с изменением климата;
• богатые страны перечисляют бедным странам минимум 100 млрд долларов на адаптацию к изменению климата до 2020 года
Страны Центральной Азии в целом предпринимают действенные шаги по повышению энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии, а также адаптации к изменению климата.
Казахстан стал выделяться среди других стран Центральной Азии в плане политики и мер, связанных с изменением климата, а также внимания со стороны международного сообщества. После создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2015 году и вступления Казахстана и позже Кыргызстана в Таможенный союз ЕАЭС модели торговых и экономических взаимоотношений с Китаем и по всему Центрально-Азиатскому региону начали меняться
Если проанализировать предпринимаемых шагов то можно отметить, что в Кыргызстане создана межведомственная координационная комиссия высокого уровня по изменению климата с сетью неправительственных организаций, занимающихся вопросами изменения климата.
Республики Таджикистан реализует национальный план действий по смягчению последствий изменения климата и Национальную стратегию по охране здоровья от влияния климатических изменений. В 2015 году в Таджикистане была разработана национальная стратегия адаптации и национальная стратегия устойчивого развития, утверждение и осуществление которых ожидается в 2016 году.
В этом плане выше отметили , что инициатива республики по защите ледников принят со стороны ООН. К другим национальным инициативам, связанным с изменением климата, относятся национальные программы по ледникам, эффективности использования энергоресурсов, малой гидроэнергетике, снижению опасности бедствий и лесным ресурсам. Например есть договорённости Таджикистана и Узбекистана по созданию двух ГЭС в Зеравшане. Это с одной стороны развитие шагов по зелёной экономики и с другой стороны решение энергетических проблем в странах региона.
Можно отметить, что Туркменистан инициировал подготовку документов в области политики и проектов, направленных на улучшение своей сельскохозяйственной и лесохозяйственной практики, продвижение социально-экономических реформ, а также модернизацию промышленности и энергетического сектора. Принятие различных программ и изучение вопросов по единой энергетическом кольце в рамках стран Центральной Азии является актуальным и для Туркменистана.
Узбекистан является лидером в регионе по проектам в рамках механизма чистого развития (МЧР), а также иностранным инвестициям в сферах сокращения выбросов и развития солнечной энергетики. Государственный орган по охране природных ресурсов и национальная гидрометеорологическая служба хорошо осведомлены в вопросах изменения климата и сотрудничают в рамках инициатив и проектов в области изменения климата, в том числе с Министерством экономики и другими учреждениями при разработке стратегии развития с низким уровнем выбросов углерода
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Большинство стран Центральной Азии являются членами межправительственных организаций, занимающихся актуальными вопросами изменения климата, охраны окружающей среды и безопасности, в том числе ОБСЕ, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Гидрометеорологического Совета Содружества Независимых Государств, Всемирной метеорологической организации (ВМО), Международного фонда спасения Арала и Организации экономического сотрудничества. Эти организации предоставляют возможности для сотрудничества по вопросам изменения климата и широкому спектру вопросов безопасности, а также устанавливают общие принципы управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Таджикистан крайне уязвим к воздействиям изменения климатаhttps:/Лongreads.cabar.asia/dimatechangetj [Дата обращения 10.11.2024]
2. Узбекистан, Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о партнерстве в сфере «зеленой» энергетики// centralasia.media/news:2192078/?f=cp[Дата обращения 10.11.2024]
3. Узбекистан: рост температуры и водный дефицитhttps://longreads.cabar.asia/climatechangeuz[Дата обращения 10.11.2024]
4. Рахмон предложил создать региональный центр по изучению ледниковhttps://tj.sputniknews.ru/20241112/rahmon-regionalnyy-tsentr-izucheniye-lednik-1065096289.html [Дата обращения 10.11.2024]
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"