Научная статья на тему 'Актуальные вопросы управления реструктуризацией предприятия с целью повышения его рыночной стоимости'

Актуальные вопросы управления реструктуризацией предприятия с целью повышения его рыночной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов В. В., Голованов В. И.

в данной статье рассмотрены актуальные вопросы оценки бизнеса как инструмента эффективного управления стоимостью предприятия в современных условиях. Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. Оценка бизнеса выявляет альтернативные методы управления предприятием и позволяет определить, какой из них обеспечит максимальную эффективность, и, следовательно, и более высокую рыночную цену, что является основной целью собственника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов В. В., Голованов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы управления реструктуризацией предприятия с целью повышения его рыночной стоимости»

4. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможности развития // Российский журнал менеджмента. - СПб, Том 8, 2010.

В. В. Филатов В.И. Голованов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ

PRESSING QUESTIONS OF MANAGEMENT OF RESTRUCTURING OF THE ENTERPRISE FOR THE PURPOSE OF INCREASE

OF ITS MARKET COST

Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные вопросы оценки бизнеса как инструмента эффективного управления стоимостью предприятия в современных условиях. Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. Оценка бизнеса выявляет альтернативные методы управления предприятием и позволяет определить, какой из них обеспечит максимальную эффективность, и, следовательно, и более высокую рыночную цену, что является основной целью собственника.

Ключевые слова: оценка бизнеса, управление стоимостью предприятия, рыночная стоимость.

Abstract: in given article pressing questions of an estimation of business as the tool of efficient control in cost of the enterprise in modern conditions are considered. The business estimation is necessary for a choice of a well-founded direction of re-structuring of the enterprise. The business estimation reveals alternative management methods the enterprise and allows to define, what of them will provide peak efficiency, and, hence, and higher market price that is a main objective of the proprietor.

Keywords: business estimation, enterprise management in cost, market cost.

Бизнес с точки зрения менеджера-оценщика - это совокупность недвижимости, активов, знаний и опыта трудового коллектива, имиджа предприятия, а также организация нормального их совместного функционирования. Заслуживают внимания результаты научных исследований в области оценочной деятельности Американского института по оценке недвижимости, института экономического развития Всемирного банка, Агентства международного развития США, Международного комитета по стандартам оценки имущества, Европейской группы ассоциаций оценщиков, Российского общества оценщиков. К числу отечественных исследователей по проблемам оценки бизнеса относятся Григорьев В.В., Островкин И.М., Федотова М.А., Тарасевич Е.И., Черняк В.З., Рутгайзер В.М., Каледин С.В. [6]. Наработки по практическому использованию методов оценки в процессе реструктурирования и антикризисного управления фирмами содержатся в работах Беляева С.Г., Булычевой Г.В., Демина А.С., Дорофеева А.Ю. [3].

Цель исследования заключается в анализе проблем управления реструктуризацией предприятия для повышения его рыночной стоимости. Теоретической и методологической основой послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов по исследуемым проблемам, нормативные документы Российской Федерации. Информационно-эмпирической базой стали данные статистических и финансово-экономических

© В .В. Филатов, В.И. Голованов, 2012

изданий России и других стран, информационной сети Интернет; материалы научных семинаров и конференций; статистическая информация Росстата РФ; аналитические статьи отечественных и зарубежных ученых; данные финансовой отчетности промышленных предприятий Московской области [2]. Различные схемы реорганизации предприятия и все прочие направления ее реструктуризации могут рассматриваться в следующем ключе [1]:

- специфические аллокационные (институциональные) нововведения, создающие лучшие условия для продуктовых и процессных инноваций предприятия (т.е. освоения новых, более выгодных видов продукции и новых, экономящих издержки и повышающих качество технологических процессов),

- способ повышения рыночной стоимости предприятия.

Оба этих направления нельзя понимать в качестве независимых друг от друга, самостоятельных. Они дополняют одно другое, более того, второе направление практически полностью включает в себя первое. По влиянию реорганизации предприятия на повышение ее рыночной стоимости можно выделить несколько схем реорганизации, одновременно представляющих собой разные типы аллокационных инноваций. Аллокационные инновации (нововведения) представляют собой новшества в распределении всех ресурсов предприятия. К числу основных этих схем (типов аллока-ционных новшеств) относятся: 1) дробление предприятия, 2) слияние, 3) поглощение, 4) банкротство. В чисто финансово-бухгалтерском плане они предполагают перераспределение средств предприятия (имеющихся пассивов) между различными видами его имущества (активов).

Рыночная стоимость предприятия определяется не только его бизнесом, ведущимся в настоящее время, но и теми инновационными проектами, которые предприятие начинает немного ранее. В отношении открытых предприятий это спонтанно и субъективно проявляется на фондовом рынке. Для закрытых предприятий и объективной оценки открытых фирм указанная зависимость реализуется в специальных методах оценки, когда факт и степень продвинутости инновационных проектов учитываются [4]:

- либо путем прямого добавления чистой текущей стоимости подобных инновационных проектов к сумме остаточных текущих стоимостей прежних бизнес-линий предприятия,

- либо посредством прибавления к сумме остаточных текущих стоимостей прежних бизнес-линий предприятия текущего эквивалента фактора изменения стоимости или «продолжающиеся стоимости», как это предусматривается в концепции управления стоимостью предприятия.

Реструктуризация предприятия в форме его реорганизации и реструктуризации активов и пассивов дает возможность фирме приступить к необходимым ей инновационным проектам в лучших условиях, чем это было до реструктуризации, что, собственно, и позволяет учесть в оценке предприятия такие инновационные проекты, как более реальные, либо уже начинаемые. Увеличение степени их реальности обеспечивается реструктуризацией предприятия вследствие того, что реструктуризация нацелена на [5]:

- повышение общей инвестиционной привлекательности предприятия в целом или его создаваемых дочерних компаний;

- создание механизмов инвестирования непосредственно в те инновационные проекты, по поводу которых у предприятия есть конкурентные преимущества (уникальные материальные и нематериальные активы, права собственности и пр.);

- ликвидацию организационных препятствий эффективному управлению конкретными потенциально эффективными инновационными проектами;

- обеспечение, в интересах снижения операционных издержек и потребности в капиталовложениях в проекты, необходимой меры вертикальной интегрированности выпуска продукции по указанным инновационным проектам.

Все эти обстоятельства, так или иначе, находят отражение в методике и результатах оценки реструктурируемого предприятия, способствуя повышению получаемых оценочных величин. Наиболее отчетливо это видно, когда предприятие оценивают в рамках доходного подхода к оценке бизнеса. Действительно, оценочная, а при полном опубликовании содержания реструктуризации, и рыночная стоимость реорганизуемого предприятия, в котором также реструктурируются кредиторская и дебиторская задолженность, в результате указанных мероприятий при оценке предприятия методом дисконтированного денежного потока увеличивается вследствие уменьшения необходимости привлекать и обслуживать в интересах реализации инновационных проектов сколь-либо дорогостоящие кредиты, если более значительная часть требуемых для этих проектов средств будет обеспечиваться за счет партнерских инвестиций, для которых реорганизация предприятия создает лучшие условия; это повышает общий уровень денежных потоков для собственного капитала.

В России отмеченное обстоятельство особенно актуально в настоящее время, т. к. кредитное бремя в ближайшие по времени периоды, когда придется погашать кратко- и среднесрочные кредиты при практической недоступности в нашей стране долгосрочных кредитов, крайне значительно, что при повышенной инфляции, ставке кредита и ставке дисконта могло бы резко увеличить абсолютную величину дисконтированных платежей по кредиту и уменьшить текущую оценку ожидаемых чистых доходов по инновационным проектам нереорганизованного предприятия:

- получения возможности, за счет привлечения в реорганизованную фирму партнерских инвестиций, начинать и осуществлять те инновационные проекты, которые в иных условиях были бы нереальны из-за недостатка сторонних (дополнительных) капиталовложений,

- общего увеличения уровня капитализируемых денежных потоков по бизнесу предприятия, благодаря постоянному снижению издержек на приобретение покупных ресурсов, если они в результате реорганизации предприятия будут закупаться не по рыночным ценам, а на условиях льготных трансфертных сделок с аффинированными компаниями,

- возрастания денежных потоков, если постоянная экономия достигается в расчете на обеспечение более высокого уровня качества продукции.

В любом случае можно утверждать, что реструктуризация компании только тогда успешна, когда она повышает рыночную или оценочную рыночную стоимость реструктурируемой предприятия. В свою очередь это происходит, если реструктуризация предприятия создает лучшие финансовые и организационные условия для реализации инновационных проектов предприятия, по которым у нее есть конкурентные преимущества (уникальные материальные и нематериальные активы, права собственности и т.д.).

Повышение рыночной стоимости предприятия может стимулировать привлечение стороннего капитала и реструктуризацию долга. Это особенно важно для финансово-кризисных предприятий. Решающим фактором быстрейшего выхода такого предприятия из предбанкротного состояния является привлечение стороннего капитала путем обращения к заемным средствам или приглашение партнеров, готовых приобрести дополнительно выпускаемые акции либо вступить в пай во вновь создаваемых дочерних компаниях. За счет привлеченного капитала можно будет профинансировать дающие быстрейшую отдачу инвестиции, а также завершить прерванный из-за нехватки средств инвестиционный процесс по ранее начатым инвестиционным проектам, находящимся на стадии, когда при их дальнейшем

продолжении появление дополнительных доходов ожидается в самое ближайшие время. Получение заемных фондов от новых кредиторов позволяет также рассчитывать на то, что прежние кредиторы предприятия несколько успокоятся в своем стремлении от принудительной продажи должника или его активов получить, как они понимают, далеко не полную сумму возмещения своих долгов. Они, возможно, тогда будут согласны на некоторое время воздержаться от подачи в суд исков об истребовании долга или о признании должника банкротом. Более того, кредиторы, будучи в определенной степени заинтересованы в восстановлении платежеспособности заемщика и тогда полном им возврате долга, могут даже согласиться на реструктуризацию зависшего долга. Такая реструктуризация подразумевает отсрочку долга путем официального добровольного пересмотра невыполняющихся кредитных соглашений (или договоров о ранее осуществленной продаже неоплаченных товаров) с начислением, конечно, дополнительных процентов по этой отсрочке. Кредитор в этом случае оказывается готов дольше ждать погашения долга в обмен на увеличение процентных платежей за ставший более длительным срок до погашения долга. При этом и уровень ставки процента по дополнительным процентным платежам может возрасти. Существенно лишь то, что текущая стоимость всех поступлений по обслуживанию и погашению отсроченного долга для кредитора должна быть не меньшей, чем в случае погашения только части зависшего долга из выручки от принудительной распродажи активов предприятия-должника в результате объявления его банкротом.

В свою очередь, главным способом убедить новых кредиторов или партнеров дать финансово-кризисной фирме взаймы (в конечном счете успокаивая прежних кредиторов) выступают либо уже наметившееся повышение ее рыночной стоимости (в результате самофинансируемых собственных антикризисных инноваций этого предприятия), либо реально ожидаемое повышение этой рыночной стоимости в ближайшее время. В последнем случае существенно, чтобы реальность скорейшего роста рыночной стоимости предприятия могла быть проверена соответствующим кредитором или партнером на основе предоставляемой ему полной внутренней информации кризисного предприятия, включая технико-экономические обоснования и бизнес-планы проектов инвестиций в реальные инновации. Причем лучше, убедительнее, если они уже начаты предприятием и частично уже профинансированы из хотя бы одного стороннего источника, включая государство. Действенность указанного способа опирается на то, чтобы убедить потенциальные источники стороннего финансирования в улучшении дел на предприятии, используя в качестве аргумента коллективное мнение участников фондового рынка, выраженное в повышении котировок акций предприятия. Даже самый скромный приток стороннего капитала на финансово-кризисное предприятие способен еще более улучшить эти котировки и запустить механизм дальнейшего роста рыночной стоимости предприятия. Мы здесь не говорим о том, что рассматриваемое предприятие, кроме того, может попытаться частично использовать вновь полученные сторонние средства для погашения наиболее срочных долгов, таких, как налоговые долги или долги, по которым залогом являются именно те самые основные фонды предприятия, которые ему нужны для осуществления антикризисных продуктов или процессных инноваций. На практике, однако, прибегают и к этому. Обеспечение действительного повышения рыночной стоимости реструктурируемого предприятия предполагает подобный анализ того, каким образом отдельные направления реструктуризации предприятия (особенно ее реорганизации) создают лучшие финансовые и организационные условия для конкретных продуктовых и процессных инноваций.

В заключении можно предложить управленческие мероприятия и рекомендации по росту рыночной стоимости реструктурируемого предприятия:

- повышение общей инвестиционной привлекательности предприятия в целом или его создаваемых дочерних компаний,

- создание механизмов инвестирования непосредственно в те инновационные проекты, по поводу которых у предприятия есть конкурентные преимущества (уникальные материальные и нематериальные активы, права собственности и пр.),

- ликвидацию организационных препятствий эффективному управлению конкретными потенциально эффективными инновационными проектами,

- обеспечение, в интересах снижения операционных издержек и потребности в капиталовложениях в проекты, необходимой меры вертикальной интегрированности выпуска продукции по указанным инновационным проектам.

Все эти обстоятельства, так или иначе, находят отражение в результатах оценки реструктурируемого предприятия, способствуя повышению получаемых оценочных величин.

Литература

1. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Богданова И.С. Управление стоимостью и оценка активов предприятия. Ч.1 Основные понятия и подходы к оценке бизнеса, оценка материальных активов предприятия. Учебно-практическое пособие с тестовыми заданиями в 2ух частях [Гриф УМО]. - Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2012 г. - 472 с.

2. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Богданова И.С. Управление стоимостью и оценка активов предприятия. Ч.2 Организационное обеспечение, оценка финансово-хозяйственной деятельности и нематериальных активов предприятия. Учебно-практическое пособие с тестовыми заданиями в 2ух частях [Гриф УМО]. -Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2012 г. - 350 с.

3. Дорофеев А. Ю. и др. Теоретические основы проектирования систем менеджмента производственных предприятий в условиях экономической нестабильности. - Монография. - Издательство «Центральной Научно-технической библиотеки пищевой промышленности», 2008 - 282 с.

4. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Паластина И.П., Бачурин А.П. Формирование менеджмента организации на основе управления стоимостью // Проблемы экономики. 2010. № 1(35), Издательство «Спутник+». - С.57-59.

5. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Положенцева И.В., Бачурин А.П. Анализ специфики менеджмента нестандартных ситуаций в консультационном бизнесе // Вопросы гуманитарных наук. 2010. № 1(45), Издательство «Спутник+». - С.58-60.

6. Каледин С.В. Методология и методы комплексной оценки финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 2007. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.