Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
435
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / УНИФИКАЦИЯ / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FUELS AND LUBRICANTS (POL) / UNIFICATION / ARMAMENTS AND MILITARY EQUIPMENT / TECHNICAL REGULATION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Маньшев Дмитрий Альевич, Родин Олег Валерьевич, Черноусов Александр Сергеевич

Представлен обзор инструментов унификации горюче-смазочных материалов, применение которых возможно в современной государственной системе технического регулирования. Обозначены основные проблемы унификации горюче-смазочных материалов и предложены направления их решения. Представлены результаты реализации мероприятий по унификации и сокращению номенклатуры горюче-смазочных материалов, применяемых в вооружении и военной технике в период с 2005 года по настоящее время, а также обозначены целевые индикаторы данной деятельности на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF POL UNIFICATION FOR ARMAMENTS AND MILITARY EQUIPMENT

The paper surveys unification instruments for fuels and lubricants whose employment is possible in the modern state system of technical regulation. It outlines the main problems of POL unification suggesting ways of solving those. It gives the results of unification measures and reduction of the POL nomenclature used for armaments and military equipment since 2005, and also sketches target indices in this activity for the near future.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ»

Актуальные вопросы унификации

горюче-смазочных материалов для вооружения и военной техники

Полковник запаса Д. А. МАНЫПЕВ, доктор технических наук

Подполковник запаса О.В. РОДИН

A.C. ЧЕРНОУСОЕ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Представлен обзор инструментов унификации горюче-смазочных материалов, применение которых возможно в современной государственной системе технического регулирования. Обозначены основные проблемы унификации горюче-смазочных материалов и предложены направления их решения. Представлены результаты реализации мероприятий по унификации и сокращению номенклатуры горюче-смазочных материалов, применяемых в вооружении и военной технике в период с 2005 года по настоящее время, а также обозначены целевые индикаторы данной деятельности на ближайшую перспективу.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Горюче-смазочные материалы, унификация, вооружение и военная техника, техническое регулирование.

The paper surveys unification instruments for fuels and lubricants whose employment is possible in the modern state system of technical regulation. It outlines the main problems of POL unification suggesting ways of solving those. It gives the results of unification measures and reduction of the POL nomenclature used for armaments and military equipment since 2005, and also sketches target indices in this activity for the near future.

KEYWORDS

Fuels and lubricants (POL), unification, armaments and military equipment, technical regulation.

НАУЧНЫЕ основы унификации топяив для авиационной, судовой и наземной техники разработаны профессором Е.П. Серегиным в рамках проведения исследования на соискание ученой степени доктора технических наук в 1982 году. Однако вопросы унификации горюче-смазочных материалов (ГСМ) поднимались научной общественностью и ранее. Так, в 1979 году проблемам унификации ГСМ был посвящен практически весь 11-й выпуск журнала «Химия и технология топлив и масел». Авторами научно-технических статей в указанном выпуске журнала выступили такие известные ученые, как A.A. Братков, Е.Д. Радченко, В.Д. Резников, В.М. Школьников, С.Р. Лебедев, B.C. Азев, А.Б. Виппер, В.Л. Лашхи, Т.Н. Митусова, Б.А. Энглин и многие другие.

Особую актуальность процессы унификации ГСМ приобрели в 90-х годах прошлого столетия как переходный период от административно-плановой к рыночной экономике и последующей демократизации государственной системы технического регулирования с вступлением в действие 28 декабря 2002 года Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Упрощение процессов разработки, согласования, регистрации и введения в действие документов по стандартизации на фоне необязательности применения ранее действовавших межгосударственных и национальных стандартов и отсутствия до 2009 года технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к продукции, привело к лавинообразному увеличению количества марок ГСМ на рынке. При этом зачастую создание новых марок ГСМ в течение практически двух десятилетий в большей степени преследовало цели снижения себестоимости в производстве, нежели достижение более высоких эксплуатационных показателей или хотя бы сохранение их на прежнем уровне.

Процесс деунификации ГСМ, запущенный рыночными механизмами в государстве, в условиях значительного сокращения потребления нефтепродуктов силовой компонентой государства, а также сопровождаемый свертыванием ряда традиционных производств и внедрением в отечественную нефтепереработку международных стандартов менеджмента качества, привел к соответствующему увеличению номенклатуры ГСМ, применяемых в образцах вооружения и военной техники (ВВТ).

Необходимо отметить, что неконтролируемое увеличение ассортимента ГСМ, поставляемых по государственному оборонному заказу, в отличие от потребительского рынка

влечет за собой проблемы как логистического характера (ограниченные операционные возможности по маневрированию запасами ГСМ), так и невозможность осуществления контроля качества в необходимом объеме (применение изготовителями нефтепродуктов методов контроля, не освоенных испытательными лабораториями Минобороны России). Наличие указанных проблем оказывает весьма негативное влияние на бесперебойность и своевременность обеспечения войск (сил), безотказную эксплуатацию ВВТ, а также боеспособность Вооруженных Сил Российской Федерации и обороноспособность государства в целом.

Унификация в общем случае представляет собой выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров. В части, касающейся ГСМ, унификация включает комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на формирование оптимальной технически и экономически обоснованной номенклатуры ГСМ путем разработки, производства и (или) расширения области применения многоцелевых универсальных марок. Конечной задачей унификации ГСМ является повышение надежности эксплуатации техники, снижение затрат при транспортировании, хранении, выдаче и применении ГСМ.

Унификация ГСМ осуществляется на следующих основных принципах:

• установление достаточного уровня эксплуатационных свойств;

• преемственность;

• совершенствование (улучшение качества);

• универсальность.

Принцип установления достаточного уровня эксплуатационных свойств ГСМ включает обоснование достаточности уровня эксплуатационных свойств исходя из особенно-

Д.А. МАНЫПЕВ, О.В. РОДИН, А.С. ЧЕРНОУСОЕ

стей физико-химических процессов в узлах (агрегатах) техники и обеспечение требований, связанных с условиями применения ГСМ и эксплуатации техники. В части, касающейся изделий вооружения и военной техники, установление достаточного уровня эксплуатационных свойств ГСМ обеспечивает военно-технико-экономический эффект, так как низкий уровень не позволяет получить высокие военно-технические характеристики вооружения, а завышенный уровень приводит к неоправданным большим материальным и финансовым затратам.

Принцип преемственности предусматривает соответствие унифицированных ГСМ по уровню критичных эксплуатационных свойств.

Принцип совершенствования предусматривает улучшение одного или нескольких свойств ГСМ с учетом перспектив развития и создания техники.

Принцип универсальности является основополагающим при унификации ГСМ и заключается в оценке возможности применения по назначению, включая возможность безопасного проведения стендовых испытаний при соблюдении требований обеспечения ресурсами и возможностями производства. Реализация данного принципа основана на установлении значений параметров узлов (агрегатов) техники, а в части, касающейся ВВТ, — зависимости военно-технических (эксплуатационных) характеристик изделий от уровня эксплуатационных свойств ГСМ.

В целом унификация ГСМ для изделий ВВТ осуществляется путем обоснования возможности их применения по назначению и представляет собой комплексную оценку соответствия требованиям обеспечения работоспособности и эксплуатационных характеристик ВВТ. При этом основными направлениями унификации ГСМ для ВВТ являются:

• анализ значений показателей уровня эксплуатационных свойств марок ГСМ и оценка возможности и вариантов их применения в изделиях ВВТ;

• выбор ГСМ в целях применения в качестве унифицированных марок;

• ограничение целесообразным минимумом номенклатуры ГСМ, разрешаемых к применению.

В качестве инструментов унификации ГСМ как для ВВТ, так и для техники двойного применения, а также техники гражданского сектора экономики, могут рассматриваться:

• исключение применения устаревших и не обеспечивающих достаточную эффективность эксплуатации современных образцов техники марок ГСМ с заменой их на высокоэффективные максимально унифицированные марки с соответствующим сокращением номенклатуры;

• сокращение ассортимента марок ГСМ, включаемых разработчиком техники в химмотологические карты (ХК) на каждое конкретное изделие.

В данной связи практически во всех индустриально развитых странах разработаны ведомственные или отраслевые ограничительные перечни, в основном наиболее унифицированных ГСМ. Реализация данного инструмента унификации ГСМ в Российской Федерации осуществлена путем разработки в 2005 году Федеральным автономным учреждением (ФАУ) «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» (25 ГосНИИ) и введения в действие ГОСТ РВ 50920-2005 «Топлива, масла, смазки и специальные жидкости. Ограничительный перечень и порядок назначения для вооружения и военной техники» приказом Рос-техрегулирования № 219-ст. Внедрение указанного документа по стандартизации стало первым существенным шагом по сокращению ассортимента и унификации ГСМ

в новейшей истории Вооруженных Сил Российской Федерации. С 2005 года номенклатура основных марок ГСМ, разрешенных для включения в химмотологические карты разработчиками ВВТ, составила 218 марок.

В целях дальнейшей оптимизации и сокращения ассортимента ГСМ, включаемых разработчиками изделий ВВТ в ХК, приказом Росстандарта от 27 ноября 2012 года № 15-ст введено в действие изменение № 1 к ГОСТ РВ 50920-2005, сократившее номенклатуру ГСМ для ВВТ до 119 основных марок. В 2018 году в Росстандарт представлен на утверждение проект изменения № 2 к ГОСТ РВ 50920-2005, с введением в действие которого количество основных марок ГСМ, предназначенных для использования в ВВТ, будет сокращено до 102 (рис. 1).

Достижение указанных результатов обусловлено комплексной реализацией еще нескольких инструментов унификации. В первую очередь это отказ от применения морально устаревших марок ГСМ, не обеспечивающих высокоэффективную эксплуатацию ВВТ, таких как: автобензин А-76; дизельные топлива с содержанием серы

более 2000 мг/кг (ррт); моторные масла М-8-В, М-10-В2, М-10-Г2, М-бз/10-В, МТЗ-Юп, МС-20п, М-20-Бп; трансмиссионные масла ТЭп-15, ТАп-15В, ТС; смазки Солидол Ж, карданная AM, с внедрением взамен современных универсальных марок ГСМ: масла М-Зз/12-Д, М-4з/14-Д, М-5з/16-Д2, М-20-Г2СД, М-14-Д2СЕ, АСМО-200, смазки Арктол).

Научно-исследовательскими организациями Минобороны России, гражданского сектора экономики во взаимодействии с конструкторскими бюро — разработчиками изделий ВВТ и предприятиями промышленности продолжаются поисковые работы по разработке и созданию универсальных ГСМ.

В настоящее время на различных этапах испытаний находятся универсальное дизельное топливо, в перспективе способное заменить 9 марок применяющихся на сегодняшний день дизельных топлив, универсальное авиационное масло СМАРТ-4у, разработанное с перспективой применения взамен 5 марок масел.

Внедрение унифицированного всесезонного масла М-5з/14Д2СЕ

218

Всего

2019 г.

Рис. 1. Количество марок ГСМ для ВВТ

Д.А. МАНЫПЕВ, O.B. РОДИН, A.C. ЧЕРНОУСОЕ

для быстроходных дизелей объектов Военно-Морского Флота и наземных ВВТ Сухопутных войск существенно повысило оперативность приведения их в боевую готовность и способно в ближайшее время заменить до 8 применяемых марок моторных масел.

Весьма перспективным направлением унификации ГСМ является разработка 25 ГосНИИ единого топлива для применения в ВВТ в условиях особого периода. В результате проделанной работы обоснованы технические требования, получены и оптимизируются по составу экспериментальные образцы модифицированного топлива на основе авиационных керосинов.

Вместе с тем дальнейшая унификация ГСМ путем их универсальности применения ограничена существенными различиями условий применения в узлах и системах ВВТ, а также современным уровнем развития отечественной и зарубежной нефтепереработки и нефтехимии. При этом внесение возможных изменений в конструкцию узлов и агрегатов с целью расширения области применения существующих ГСМ даже при условии их модернизации в большинстве случаев экономически не оправдано.

Так, безуспешно завершилась попытка создания универсального трансмиссионно-гидравлического масла для бронетанковой техники в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Курганец-25». Учитывая невозможность исключения конструктивных особенностей гидравлической системы и системы смазки трансмиссии изделия, разработанного в рамках данной ОКР, по результатам проведенных испытаний принято решение о применении созданного универсального масла только в качестве трансмиссионного.

В данной связи практическую значимость приобретает достаточно новое для Вооруженных Сил Российской

Федерации направление унификации ГСМ — разработка системы общих технических требований (OTT) для

ГСМ, устанавливающей как единую классификацию с присвоением индексов системы, так и требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям конкретных групп ГСМ, их компонентному составу и процессам производства.

Перспективность данного направления деятельности подтверждается практикой реализации в Российской Федерации технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118), технических регламентов Таможенного союза (TP ТС) 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826), TP ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года № 59), а также анализом опыта классификации и унификации ГСМ в вооруженных силах стран Северо-Атлантического блока.

Более того, в Минобороны России в течение последнего пятилетия наработан собственный положительный опыт внедрения документов по стандартизации, устанавливающих единые требования к топливам.

Так, внедрение единой классификации автомобильных бензинов по ГОСТ РВ 9130-001-2011 «Военная техника. Бензин автомобильный. Технические условия» и дизельных топлив по ГОСТ РВ 9130-002-2011

119

"2018

490 2020

Г - 47

25 — Г 26 26

Ш \штЖ Уш ^г7

Всего, в т.ч. Топлива Масла Смазки Спец.

жидкости

Рис. 2. Количество марок ГСМ, ожидаемое к 2020 году

«Военная техника. Топливо дизельное. Технические условия», позволяет на 70 % (с 10 до 3 марок) сократить номенклатуру автомобильных бензинов, допущенных к применению в вооружении, военной и специальной технике, и на 64 % (с 11 до 4 марок) — номенклатуру дизельных топлив.

Основными целями формирования системы OTT для ГСМ предполагаются:

• повышение экономической эффективности разработки, освоения в производстве и применения ГСМ в ВВТ;

• оптимизация номенклатуры, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости ГСМ;

• экономия и рациональное использование ресурсов, выделяемых на создание ГСМ.

Разработанным комплексом документов по стандартизации планируется установить:

• обновленную единую классификацию и индексацию ГСМ;

• уточненный перечень характеристик каждой классификационной группы ГСМ, подлежащих включению в техническое задание на разработку ГСМ;

• общие требования к компонентному составу, физико-химическим и эксплуатационным показателям и методам их оценки при проведении квалификационных, стендовых, полигонных (контрольно-летных и ходовых) испытаний.

Ожидаемый к 2020 году результат выполнения мероприятий по унификации — сокращение номенклатуры основных марок ГСМ, назначаемых для применения в ВВТ, с 119 до 90 марок (рис. 2).

Таким образом, планомерное решение 25 ГосНИИ задач унификации ГСМ, осуществляемое под руководством государственного заказчика в тесном взаимодействии с конструкторскими бюро оборонно-промышленного комплекса страны, предприятиями нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в течение последних десяти лет позволило значительно сократить номенклатуру ГСМ, применяемых в ВВТ, а также создать научно-технический задел по разработке и внедрению в производство новых унифицированных марок ГСМ на перспективу.

В результате сокращения общего количества марок ГСМ, предназначенных для применения в ВВТ, с учетом внедрения унифицированных марок, обладающих расширенной областью применения, планируется сократить расходы, связанные с приемом, хранением, выдачей и транспортированием нефтепродуктов от 10 до 15 % и значительно повысить мобильность и эффективность частей и подразделений материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.