1 38
В случае, если наблюдается неполное соответствие - целесообразно провести анализ причин, возможно, скорректировать локальные цели, отработать дополнения к стратегическим альтернативам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов А.И. Проблемы формирования и развития зернового рынка в России. М.: ГП УСЗ Минсельхозпрода России, 1998. 298 с.
2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева и М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
3. Жерукова А.Б. Формирование системы стратегического управления // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов н/Д.: 2006. №4. С. 51-56.
4. Зинченко А.П. Сельскохозяйственные предприятия: экономико-статистический анализ. М.: Финансы и статистика, 2002. 160с.
5. Основы предпринимательской деятельности / Под. ред. В.М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. М.: Институт экономики РАН, 1996.
п ДАНИЛОВА Л.В.
ь АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
| БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
гс -
Данилова Л.В, Ставропольский государственный университет, аспирантка кафедры «Бухгалтерский Z учет, анализ и аудит», e-mail: Ld7@mail.ru
GD
2 Целью исследования является изучение степени централизации и децентрализации учета и опти-
О мального сочетания этих процессов. Использование SWOT - анализа централизации бюджетного
учета на уровне муниципального района, позволит кратко и ёмко оценить сильные и слабые стороны
Ш централизации возможности и угрозы, с которыми можно столкнуться при ее реализации. Централи-
р зация бюджетного учета позволит оптимизировать выполняемые бухгалтериями функции, закрепить
0] необходимые и упразднить избыточные, выявить лишние и дублирующие.
О
^ Ключевые слова: бюджетный учет; планирование расходных обязательств; информационное про-
^ странство; бюджетно-финансовая политика и-
0 Коды классификатора JEL: R 51 Ф
На современном этапе ранее действовавшая нормативная база, регулировавшая порядок создания и > функционирования централизованных бухгалтерий, де-факто прекращает действовать [5, с. 11]. Новые
2 документы в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета бюджетных учреждений в этой
1 части не принимались, и, как можно заключить из текста новых нормативных актов, их принятие не пред-си полагается. В тексте действующей Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина £ России №25н от 10 февраля 2006г., содержится только одно упоминание о централизованных бухгалтери-^ ях - в разделе IV (которым регулируется порядок организации учета расчетов по централизованным пос-^ тавкам). Несколько упоминаний имеется в Приложениях к Инструкции и Приказе Минфина России №123н о от 23 сентября 2005 г. «Об утверждении регистров бюджетного учета».
Упоминание о централизованных бухгалтериях содержится в п. 5 ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации: в бюджетных учреждениях занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями главы 25 Налогового ко-
§ декса Российской Федерации. Декларации по налогу представляются централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном На-
£ логовым кодексом Российской Федерации.
^ Необходимо отметить, что 162 статьей новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации
£ предусмотрена передача полномочий по ведению бюджетного учета специальному государственному (му-
^ ниципальному) учреждению - централизованной бухгалтерии.
™ А право руководителя организации (бюджетного учреждения) передавать на договорных началах ве-
§ дение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии прямо закреплено пп. «в» п. 2 ст. 6 Федераль-
0 ного закона «О бухгалтерском учете» № 129 - ФЗ от 21 ноября 1996г.
^ Поэтому именно сейчас в связи с проводимыми в стране реформами бюджетного процесса, бюджетного
2 учета, межбюджетных отношений, административной реформой и реформой органов местного самоуправ-
1 ления вопросы централизации и децентрализации учета приобрели особую актуальность. ^ Реформы позволили выявить в стране следующие проблемы:
1 ээ
- реформа местного самоуправления разграничила полномочия, в результате возросла ответственность местной власти перед населением. Стало очевидно, что ведомственный принцип управления бухгалтерскими службами не отвечает задачам органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и не позволяет эффективно управлять финансами района. Действующая структура бухгалтерских служб отражает интересы отдельно взятой отрасли, а не интересы всего муниципального образования;
- реформа бюджетного учета сделала бухгалтерский учет более сложным, что требует от бухгалтеров высокого уровня профессионализма и знаний, а также современного технического оснащения. А низкая заработная плата, удаленность учреждений от районных центров влечет за собой текучесть и нехватку кадров. Это, безусловно, отражается на достоверности, качестве ведения бюджетного учета и оперативности формирования бухгалтерской отчетности;
- административная реформа поставила задачи повышения качества и доступности государственных услуг, исключение у участников бюджетного процесса дублирования функций и неэффективных механизмов их реализации. Наличие бухгалтерских служб в каждом учреждении дублирует функции, а также вынуждает руководителей учреждений заниматься вопросами бюджетного учета и соответственно не позволяет в полной мере заниматься уставной деятельностью учреждения.
Решить обозначенные проблемы возможно с помощью централизации бюджетного учета на уровне муниципального района.
Централизация бюджетного учета заключается:
- в создании на уровне муниципального образования взамен существующих в учреждениях и ведомствах бухгалтерских служб одного учреждения - Управления учета и контроля (далее - Управление) по бухгалтерскому обслуживанию всех бюджетных учреждений района;
П
- в использовании единого программного продукта для ведения бюджетного учета в обслуживаемых учреждениях, интегрированного с автоматизированной системой исполнения бюджета, который поз- Ь волит создать не только достоверный и оперативный бюджетный учет, но и автоматизировать все бух- щ галтерские проводки, освободив специалистов бухгалтерии от каждодневных рутинных операций.
Целесообразно создавать Управление как муниципальное учреждение. ^
Управление должно будет строить свои отношения с обслуживаемыми бюджетными учреждениями му- И
ниципального района на основе заключенных договоров на бухгалтерское обслуживание. Ш
Структура централизованных бухгалтерий определяется в зависимости от объема и сложности учетно- ]> отчетных работ. Работу Управления следует организовать по функциональному признаку и выделить в его
структуре 7 секторов: щ
сметно-бюджетный сектор; □
сектор учета бюджетных обязательств; О
сектор учета нефинансовых активов; .
сектор учета доходов; 0
сектор расчетов по наличным средствам; £
сектор расчетов по заработной плате; ё сектор отчетности.
Также в структуре Управления необходимо предусмотреть правовую службу, службу информационно- $
го обеспечения, хозяйственную службу (обслуживающий персонал). х
Основные задачи деятельности Управления: Ф
- участие в разработке и реализации на территории муниципального района единой бюджетно-фи- ¡5 нансовой политики, государственных и муниципальных программ;
- обоснованное планирование расходных обязательств, необходимых для выполнения полномочий $ субъектов бюджетного планирования района; о
- подготовка предложений и принятие мер по повышению качества управления бюджетными ресурса- о ми в процессе исполнения бюджета; ^
- централизация бюджетного учета по решению администрации муниципального района на основа- ^ нии договоров с муниципальными учреждениями района; ¡5
- организация и эффективное ведение бюджетного учета обслуживаемых муниципальных учрежде- о ний района в едином информационно-программном комплексе; о
- формирование полной и достоверной бюджетной отчетности и иной информации о деятельности о муниципальных учреждений района и их имущественном положении, необходимой внутренним и о внешним пользователям бюджетной отчетности; оь
- обеспечение эффективного и экономного использования бюджетных средств, адресности и целевого Ц характера бюджетных средств, ускорения оборачиваемости бюджетных средств; Е
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности муниципальных учрежде- ф ний и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения их финансовой устойчивости;
- осуществление контроля за рациональным, эффективным использованием бюджетных и целевых § средств. ф
Для достижения указанных выше задач, Управление должно выполнять следующие функции: ^
- ведение в Управлении и обслуживаемых муниципальных учреждениях бюджетного, налогового и о статистического учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской § Федерации; ^
- подготовку исходных данных для составления проектов перспективных, годовых и оперативных планов хозяйственно-финансовой деятельности Управления и обслуживаемых муниципальных учреждений;
- осуществление экономического анализа хозяйственной деятельности Управления и обслуживаемых муниципальных учреждений района;
- обеспечение эффективной автоматизации бюджетного учета обслуживаемых муниципальных учреждений;
- ведение электронного документооборота с территориальным отделом министерства финансов (далее - ТО);
- взаимодействие с ТО, территориальными органами Федерального казначейства, по вопросам зачисления и списания денежных средств в установленных размерах на счета Управления и обслуживаемых муниципальных учреждений района, а также иным вопросам, входящим в компетенцию Управления;
- составление совместно с руководителями обслуживаемых муниципальных учреждений смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников и расчетов к ним, а также смет доходов и расходов самого Управления;
- составление и представление в финансовый орган муниципального района проекта бюджетной росписи по расходам, предложений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, по изменению лимитов бюджетных обязательств обслуживаемых муниципальных учреждений;
- полный и достоверный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и П основных средств, а также своевременное отражение в бюджетном учете операций, связанных с их Л) движением;
О - составление бюджетной, налоговой и статистической и иной отчетности Управления и обслуживае-
Ш
О
-р мых муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством Российской Фе-
дерации и представление ее в соответствующие инстанции; а - формирование полной и достоверной информации о деятельности обслуживаемых муниципальных Й учреждений и их имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям
Ш бюджетной и оперативной отчетности.
2 - представление интересов муниципальных учреждений в налоговых и статистических органах, вне° бюджетных фондах и других организациях;
□ - принятие мер по наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных и внебюд-
□ жетных средств, в том числе осуществление контроля за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также за сохранностью денеж-
0 ных средств и материальных ценностей;
ф - осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых учреждениями догово-ё ров объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов и лимитам бюд-
о. жетных обязательств, своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов
® и законностью совершаемых операций;
1 - проведение в установленные сроки инвентаризации имущества и обязательств Управления и обо служиваемых муниципальных учреждений, своевременное и правильное определение результатов о инвентаризации и отражение их в учете;
- своевременное начисление и выплата заработной платы работникам обслуживаемых муниципаль-со ных учреждений.
о - правильное начисление и своевременное перечисление платежей в бюджеты всех уровней и в госу-о дарственные внебюджетные фонды.
- организация сохранности наличных денежных средств, контроль за сохранностью и правильным ис-о пользованием основных средств, материалов, продуктов питания и других материальных ценностей, о принадлежащих обслуживаемым муниципальным учреждениям.
о - контроль за правильностью расходования фонда оплаты труда обслуживаемых муниципальных уч-о реждений, за своевременным предоставлением отчетности подотчетными лицами;
о - проведение инструктажа должностных, а также материально ответственных лиц по вопросам оформ-
0 ления, учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении; ^ - взыскание дебиторской и своевременное погашение кредиторской задолженностей;
1 - анализ исполнения смет доходов и расходов Учреждения и обслуживаемых муниципальных учреждений;
- ведение раздельного учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
^ - хранение и обеспечение сохранности документов (первичных учетных документов, регистров бух-ф галтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним как на бумажных,
ф
так и на электронных носителях) в соответствии с правилами организации архивного дела в течение о установленного законодательством срока.
о Необходимо подчеркнуть, что создание Управления предполагает только передачу функций, связан-(Т) ных с учетом и отчетностью, все административные функции останутся за руководителями учреждений, в
том числе заключение хозяйственных договоров, принятие кадровых решений, наличие и движение имущества и других вопросов.
Таким образом, централизация бюджетного учета на уровне муниципального района позволит достичь следующих основных целей:
- создать эффективно работающий механизм, который позволит полноценно управлять бюджетными средствами в муниципальном районе и добиться реальной экономии бюджетных средств;
- реализовать единую методологию учета на уровне муниципального района (стандартизация учетных процедур от момента создания первичного документа до формирования отчетности, единая учетная политика в бюджетной сфере района);
- создать единое информационное пространство в бюджетной сфере района в целях обеспечения полной консолидации бюджетной отчетности в автоматическом режиме;
- сформировать полную и достоверную бюджетную отчетность и иную информацию о деятельности муниципальных учреждений;
- создать единую систему планирования и исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений и бюджета в целом;
- обеспечить прозрачность всей хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств, которая позволит получить всю необходимую информацию в режиме реального времени, без дополнительных трудовых и технологических затрат;
- создать систему эффективного контроля за исполнением местного бюджета и смет получателей бюджетных средств;
- решить кадровую проблему (отсутствие высококвалифицированных специалистов);
- повысить ответственность руководителей учреждений за качество предоставляемых населению услуг.
Таблица 1.
SWOT - анализ Централизации бюджетного учета на уровне муниципального района
Сильные стороны Слабые стороны
создание единого информационного пространства в бюджетной сфере района (интеграция бюджетного учета учреждений и учета по исполнению бюджета) единовременные затраты на обеспечение Управления компьютерным оборудованием и средствами связи для подключения к единому программному комплексу
формирование консолидированной бухгалтерской отчетности на уровне муниципального района затраты на обучение специалистов
экономия бюджетных средств (минимизация управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур)
повышение ответственности руководителей учреждений за выполнение уставных функций учреждений
принятие действенных мер по снижению дебиторской и кредиторской задолженности
Возможности Угрозы
создание единой бюджетно-финансовой политики на территории района изменение бюджетного и налогового законодательства
исключение дублирования функций и полномочий государственных органов и бюджетных учреждений отсутствие высококвалифицированных специалистов
полная прозрачность финансовой деятельности бюджетных учреждений решение кадровой проблемы, укомплектовав штатную численность высококвалифицированными специалистами и обеспечив им достойное денежное содержание процесс реорганизации может встретить непонимание и противодействие (для того, чтобы избежать негативного развития событий, необходима координация усилий органов местного самоуправления)
П
и ь о (О J СП
а
z ш
о ь
00 □
□
ш
о
о
I—
ф
I—
S
0 а ф
со S
1
>
0
1
I
ф
m н
О
а о
Si
о
0
1_
0
1_
о о
са
О
I—
О
о
CL
о ф
о ф
т
0
1
о 0)
От централизации бюджетного учета на уровне муниципального района можно ожидать получение экономического и социального эффекта, который сложится за счет количественных и качественных показателей:
Количественные показатели:
- рост количества бюджетных учреждений ведущих бюджетный учет с помощью программных средств;
- снижение затрат на внедрение и обслуживание программных продуктов;
- оптимизация численности бухгалтеров и снижение затрат на оборудование рабочих мест. Качественные показатели:
- формирование достоверной и полной бюджетной отчетности о деятельности бюджетных учреждений района;
- автоматизация бюджетной сферы и создание единого информационного пространства района;
- создание единой системы планирования и базы данных для анализа;
- обеспечение прозрачности всей хозяйственной деятельности бюджетных учреждений района;
- создание системы эффективного исполнения государственных и муниципальных функций.