Вопросы экономики
38 (80) - 2011
УДК 336.717
централизованные бухгалтерии
в России
С. В. ОВЧИННИКОВА,
начальник отдела финансового обеспечения Е-mail: [email protected] Управление Федерального казначейства по Самарской области
В связи с продолжающейся реформой в сфере ведения бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы актуальным остается вопрос организации централизованных бухгалтерий. В статье приведен анализ различных вариантов централизации учета. Сделан вывод о том, что каждое государственное (муниципальное) учреждение имеет возможность выбора схемы организации централизованной бухгалтерии в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ними.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, централизация, управление.
Развитие централизованных бухгалтерий в нашей стране началось со второй половины ХХ в. В послевоенных трудах по бухгалтерскому учету одно из главных мест заняла проблема соотношения централизации и децентрализации бухгалтерского учета. На государственном уровне встал вопрос необходимости упорядоченья бухгалтерского учета в условиях развивающейся экономики, увеличения производства и расширения сферы обслуживания.
К началу 1960-х гг. руководящим работникам всесоюзного масштаба стали очевидны преимущества централизации учета. После выхода постановления Совета Министров СССР от 06.11.1964 № 932 «О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве» был взят решительный курс на централизацию учета. Она проводилась в форме создания централизованных бухгалтерий.
Концептуальная сторона централизованной бухгалтерии была разработана и обоснована П. С.
Безруких. Он же руководил и внедрением ее в жизнь и стал одним из авторов типового положения о централизованных бухгалтериях предприятий и хозяйственных организаций [1].
В этом положении описаны структура централизованных бухгалтерий, обязанности и права главных бухгалтеров, взаимоотношения централизованных бухгалтерий с обслуживаемыми предприятиями и организациями.
Классификацию централизованной бухгалтерии провел В. Б. Ивашкевич. Он отмечал, что бухгалтерия вышестоящей организации или головного завода (фабрики), объединения (комбината, треста) -самостоятельная структурная единица [2]. Если речь шла о централизованной бухгалтерии как самостоятельных структурных единицах, то правильнее было говорить об отраслевых централизованных бухгалтериях, которые предполагали создание бухгалтерского аппарата, ведущего полный учет ряда самостоятельных предприятий.
Считалось, что централизация учета позволяет:
- лучше распределить обязанности между сотрудниками;
- сократить их число;
- повысить производительность труда;
- ускорить представление отчетности;
- ликвидировать внутренние расчеты;
- использовать вычислительную технику;
- усилить контроль за деятельностью материально ответственных лиц.
Такая структура предусматривала как бы создание технологии обработки данных и была связана с введенным К. С. Нарибаевым новым понятием
38 (80) - 2011
Вопросы экономики
«учетный цикл», который состоит из ряда процедур, выполняемых в определенной последовательности -измерение и сбор первичной информации, ее классификация и запись в конкретные материальные носители, обработка и получение сводных данных, составление отчетных форм.
Таким образом, цикл охватывает период от момента получения исходных данных до момента получения баланса, или, что одно и то же, равняется промежутку времени от баланса до баланса [5]. Но самым ценным вкладом К. С. Нарибаева было признание относительности разбираемых здесь категорий. Он отмечал, что реально не может существовать полностью централизованная система, так же, как полностью децентрализованная система становится нежизнеспособной.
Можно говорить о степени централизации и децентрализации и об оптимальном сочетании этих процессов в определенных условиях [5, с. 97]. По существу, речь должна идти об определенной степени концентрации учетной системы, ее коэффициент не может быть больше единицы (абсолютно полная централизация) и меньше нуля (абсолютно полная децентрализация).
Современные авторы предлагают несколько вариантов организации работы централизованных бухгалтерий.
В зависимости от того, какая степень централизации бюджетного учета установлена органами местного самоуправления, В. Р. Захарьин предлагает наделение централизованных бухгалтерий рядом функций [4].
Полная централизация учета централизованными бухгалтериями. Подобная схема, по мнению автора, наиболее целесообразна при организации бюджетного учета на уровне органов местного самоуправления. В этом случае в обслуживаемых учреждениях бухгалтерские службы не создаются, должность бухгалтера (главного или старшего) в штатных расписаниях не предусматривается.
Первичные учетные документы по движению материальных запасов и других нефинансовых активов исполняются материально ответственными работниками учреждений. Кассы для приема и выдачи наличных денег в учреждениях не создаются. Все расчеты проводятся исключительно через кассу централизованной бухгалтерии. Выплата заработной платы и других выплат работникам учреждений осуществляется через подотчетных лиц (раздатчиков) из числа работников учреждений, с
которыми учреждениями заключаются договоры о полной материальной ответственности.
Проекты смет доходов и расходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии на основании данных, представленных руководителями учреждений или руководителями структурных подразделений учреждений. При этом право подписи заявлений на выдачу авансов подотчетным лицам, утверждения авансовых отчетов, подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачу заработной платы (денежного довольствия) сохраняется за руководителями учреждений.
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности (в установленных случаях), а также мероприятия в рамках внутреннего финансового контроля проводятся силами централизованной бухгалтерии. В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.
Ведение части функций: расчетов с поставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам. Такая схема целесообразна там, где имеет место существенное географическое удаление учреждений от централизованной бухгалтерии либо основная деятельность обслуживаемых учреждений связана с выполнением специфических функций.
Последнее обстоятельство может обусловить необходимость содержания в штате централизованных бухгалтерий значительного количества работников, обладающих специальными знаниями в отдельных отраслях. При этом весьма вероятна ситуация, при которой объем функций, выполняемых такими работниками, будет недостаточен для обеспечения их полной загруженности. В этом случае в штатные расписания учреждений вводятся должности бухгалтеров, в обязанности которых входит подготовка не только первичной документации, но и бухгалтерских документов, служащих основанием для производства расчетов (платежно-расчетных ведомостей, документов, служащих для списания стоимости использованных материальных запасов и т. п.).
Вопросы экономики
38 (80) - 2011
При этой схеме за централизованной бухгалтерией закрепляется право проверки правильности составления представленных документов, обоснованности применяемых цен и тарифов, контроль за соблюдением установленного законодательными и нормативными актами порядка использования бюджетных и иных средств учреждений.
При таком уровне централизации все основные расчеты также производятся через централизованную бухгалтерию, учреждения не открывают собственных счетов в кредитных организациях или органах Федерального казначейства. Однако операционные (или аналогичные) кассы могут создаваться как в учреждениях, так и в их структурных подразделениях, как правило, для сбора коммунальных и иных аналогичных платежей с населения.
При этом целесообразно установить такой порядок сдачи наличных денег в кассу централизованной бухгалтерии, который бы позволял обеспечить сохранность собранных денежных средств, например в конце каждого рабочего дня. Расчеты безналичным порядком (включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам) производятся централизованной бухгалтерией. Налоговая отчетность также составляется и представляется ею.
Обслуживание учреждений при централизованном снабжении. В этом случае учреждениям предоставлены максимальные полномочия по ведению бюджетного учета, а централизация учета осуществляется только в части расходов по отдельным статьям (кодам бюджетной классификации). Как правило, это связано с ситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иных нефинансовых активов поставляются централизованно. При этом в учреждениях создаются полноценные бухгалтерские службы. Особенности учета хозяйственных операций регулируются положениями и инструкции по ведению бюджетного учета [4].
Таким образом, обобщив мнение многочисленных авторов, можно предложить обобщенную схему организации учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
Централизованные бухгалтерии должны быть организованы государственными (муниципальными) учреждениями и иметь статус юридического лица.
В соответствии с договором на обслуживание по каждому учреждению производятся: - организация и ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, обязательных
и хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с действующим законодательством;
- предварительный контроль за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета, за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
- контроль за правильным расходованием целевых бюджетных и внебюджетных средств по утвержденным сметам доходов и расходов; за наличием и движением имущества, использованием материальных ценностей, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами;
- своевременное проведение расчетов с организациями и физическими лицами;
- консультирование руководителей обслуживаемых учреждений по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
- проведение экономического анализа результатов деятельности учреждений;
- составление баланса исполнения сметы доходов и расходов;
- начисление заработной платы и перечисление страховых и накопительных пенсионных взносов, ведение индивидуального (персонифицированного) учета;
- подготовка и представление отчетности в вышестоящее учреждение, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики и т. д. [3].
Централизованная бухгалтерия является юридическим лицом, имеет круглую печать, бланки и штампы со своим наименованием, текущий и иные счета. Она имеет смету расходов и обособленное имущество, которое принадлежит ей на праве оперативного управления.
Централизованная бухгалтерия издает собственные локальные акты, регламентирующие ее деятельность:
- приказы и распоряжения директора;
- коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение о премировании и т. д.
38 (80) - 2011
Вопросы экономики
Штатная численность муниципальной централизованной бухгалтерии формируется на основе действующих нормативных документов с учетом особенностей обслуживаемых государственных (муниципальных) учреждений. Постановлением Минтруда России от 26.09.1995 № 56 утверждены межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных учреждениях. Согласно ст. 145 Трудового кодекса РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. А в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ или местного бюджета, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ или органами местного самоуправления.
Таким образом, каждое государственное (муниципальное) учреждение, распорядитель средств
бюджета, имеет возможность выбора схемы организации централизованной бухгалтерии в соответствии с теми задачами, которые перед ними стоят.
Список литературы
1. Безруких П. С. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов. 5-е изд. М.: Бухгалтерский учет, 2004.
2. Безруких П. С., Ивашкевич В. Б., Кашаев А. Н. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / под ред. П. С. Безруких. М.: Финансы и статистика, 1982.
3. Вифлеемский А. Б. Учет в сфере образования // Главбух. 2004. № 2.
4. Захарьин В. Р. Мнение практика: Особенности организации и ведения бюджетного учета в централизованных бухгалтериях // Ваш бюджетный учет. 2006. № 9.
5. Нарибаев К. С. Организация и методология бухгалтерского учета в условиях АСУ. М.: Финансы и статистика, 1983.