DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_22
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ TOPICAL ISSUES OF THEORY AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION PRELIMINARY CONSTITUTIONAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
МАКЕЕВА Юлия Касимовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия». 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69. E-mail: makiu@inbox.ru;
МАРОККО Надежда Александровна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия». 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69. E-mail: marokko73@mail.ru;
MAKEEVA Yulia Kasimovna,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after N.V. Vitruk FGBOU "Russian State University of Justice". 69 Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russia. E-mail: makiu@inbox.ru ;
MAROKKO Nadezhda Alexandrovna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after N.V. Vitruk FGBOU "Russian State University of Justice". 69 Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russia. E-mail: marokko73@mail.ru
Статья подготовлена при поддержке СПС «КонсультантПлюс».
Краткая аннотация: статья посвящена особенностям реализации предварительного конституционного контроля в России и зарубежных странах. Особое внимание уделено анализу поправок в Конституции РФ, вступивших в силу в 2020 г., в сфере осуществления предварительного конституционного контроля и их правовой конкретизации, а также вопросам создания конституционных (уставных) советов в субъектах Российской Федерации. Отмечены проблемы реализации предварительного конституционного контроля. Делается вывод о трансформации модели российского конституционного контроля.
Abstract: The article is devoted to the peculiarities of the implementation of preliminary constitutional control in Russia and foreign countries. Particular attention is paid to the analysis of the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which entered into force in 2020, in the field of preliminary constitutional control and their legal specification, as well as the creation of constitutional (charter) councils in the constituent entities of the Russian Federation. The problems of implementation of preliminary constitutional control are noted. The conclusion is made about the transformation of the model of Russian constitutional control.
Ключевые слова: предварительный нормоконтроль, конституционный контроль, модели конституционного контроля, поправки к Конституции, Конституционный Суд РФ, международные договоры, конституционные (уставные) советы субъектов РФ, законы субъектов.
Keywords: preliminary rule control, constitutional control, amendments to the Constitution, models of constitutional control, the Constitutional Court of the Russian Federation, international treaties, constitutional (statutory) councils of the constituent entities of the Russian Federation, laws of the constituent entities.
Дата направления статьи в редакцию: 30.12.2021
Дата публикации: 28.02.2022
Правовая охрана и защита конституции является одной из важнейших и приоритетных функций современного правового государства. Деятельность органов государственной власти по выполнению данной функции осуществляется посредством реализации принадлежащих им полномочий и действия специального института конституционного контроля. Под конституционным контролем традиционно понимают деятельность органов государственной власти, а также деятельность, осуществляемую не судебными органами по выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных правовых актов конституции государства1.
Особую роль в механизме реализации конституционного контроля играют органы конституционного правосудия. Традиционно выделяют государства англо-американской и европейской модели. К англо-американской относят США, Канаду, Австралию, Швецию и другие государства Европы, Латинской Америки, а также Японию, где функции конституционного контроля возложены либо на высшие суды общей юрисдикции, либо на общие суды при рассмотрении конкретных дел. Европейская модель характеризуется созданием специализированных судебных органов - конституционных судов, формируемых в особом порядке, для которых осуществление конституционного судебного контроля является их исключительной функцией. Конституционные суды действуют на территории каких государств как Германия, Австрия, Испания, Португалия, Венгрия, Россия и др.
Формы осуществления конституционного судебного контроля (последующего или предварительного) и их сочетание в каждом государстве имеют свои особенности. Процедуры последующего конституционного контроля, который осуществляется в отношении уже вступивших в силу нормативных-правовых актов традиционны для государств, в которых действуют конституционные суды. В некоторых государствах приоритет отдается процедурам предварительного конституционного контроля по проверке на соответствие конституции государства проектов законов, договоров, иных правовых актов, официально внесенных на рассмотрение парламента, либо принятых парламентом, но не вступивших в законную силу2.
1 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие. -2 изд., перераб. и доп. - М., Юрист, 2005. С. 47-50.
2 Брежнев О.В. Предварительный конституционный контроль и его реализация в России: проблемы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 10. С. 36 - 43 // СПС «КонсультантПлюс».
Например, Конституционный совет Франции1, для которого приоритетным направлением является именно осуществление предварительного конституционного контроля за органическими законами до их промульгации; регламентами палат Парламента; за инициативой и порядком вынесения на референдум проектов законов, а также ратификации договоров. В Казахстане Конституционный Совет Республики осуществляет предварительный контроль в отношении законов, до их промульгации Президентом Республики, а также проверяет конституционность международных договоров до их ратификации парламентом2.
В Российской Федерации до вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»3, предварительный конституционный судебный контроль мог осуществлялся в отношении не вступивших в силу международных договоров, в том числе в связи с принятием в состав РФ и образования в ее составе нового субъекта4, а также в отношении вопроса, выносимого на референдум РФ5.
Решения по предварительной проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров в практике Конституционного Суда РФ встречаются не часто6, поскольку Конституционный Суд РФ связан наличием запроса от уполномоченных законом органов государственной власти. Россия пошла по пути установления правового механизма проверки Конституционным Судом РФ возможности исполнения решений иностранных или международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей) на соответствие основам конституционного строя и национальным интересам7.
Предварительный конституционный судебный контроль в отношении конституционности вопроса, выносимого на референдум, предусмотренный ст. 125 Конституции РФ и Главой VI ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», как известно, не осуществляется. Полагаем, что в современный период реальной перспективы осуществления данный правовой институт пока не имеет.
Важнейшее значение для обеспечения конституционности и законности имеет полномочие конституционных судов по осуществлению конституционного контроля за поправками к конституции. Установление таких полномочий часто имеет прямое закрепление в конституциях государств (Венгрия, Турция, Армения, Киргизия и др.). В конституции может предусматриваться проверка на соответствие конституции проекта изменения конституции (Азербайждан, Армения и др.), либо проверка принятого, но не вступившего в силу изменения конституции (например, Белоруссия). В Конституции Казахстана предусмотрено сочетание обоих вариантов предварительного конституционного контроля8.
В России до 2020 г.9 участие Конституционного Суда РФ в процессе принятия поправок к Конституции РФ не было предусмотрено. Следует отметить, что Конституционный Суд РФ еще в 2014 году подчеркнул, что рассмотрение вопроса о конституционности уже принятого Закона о поправке к Конституции РФ считает невозможным, однако допускает внесение изменений в Конституцию РФ и в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», касающихся введения предварительного конституционного контроля в отношении проекта закона о поправке к Конституции РФ10.
В настоящее время Конституция РФ дополнена положениями о том, что Конституционный Суд РФ по запросу Президента РФ проверяет конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ11. Данное конституционное положение получило свою конкретизацию в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», установившем случаи, когда направление такого запроса является правом, и когда обязанностью Президента РФ.
Президент РФ обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке закона о поправке к Конституции РФ после внесения такого проекта в Государственную Думу РФ (в части проверки норм, изменяющих положения Конституции РФ или определяющих порядок их вступления в силу), а также после того, как соответствующий комитет конституционного законодательства Государственной Думы рекомендует к принятию поправку к закону о поправке к Конституции РФ или Государственная Дума примет ее12. Президент РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ и поставить вопрос о соответствии Конституции РФ закона о поправке к Конституции РФ, в части касающейся норм проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ, не изменяющих положений Конституции РФ и не определяющих порядка вступления в силу норм, изменяющих положения Конституции РФ; порядка принятия данного закона Государственной Думой, Советом Федерации и рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, конституционный законодательный процесс по принятию закона о поправке к Конституции РФ фактически дополнен обязательными и факультативными стадиями, связанными с правом Президента РФ обращаться в Конституционный Суд РФ. Однако, следует отметить, что специальный федеральный закон от 04.03.1998 г. №33-ФЭ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» не изменен. В целях системности и непротиворечивости правового регулирования считаем необходимым такие изменения в названный федеральный закон внести.
Помимо этого, в результате конституционной реформы 2020 года у Президента РФ появилось право инициировать в Конституционном Су-
1 Ст. 61 Конституции Французской Республики 1958 г (с изм.) https://wwwconseil-constitutionnel.fr/sites/default/files/as/root/bank_mm/constitution/constitution_russe_version_aout2009.pdf
2 Конституция Республики Казахстан 1995 г (с изм.) https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution
3 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ 16.03.2020, № 11, ст. 1416 // СПС «КонсультантПлюс».
4 ст. 125 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г; ст. 3 и Глава X ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 25.07.1994, N 13, ст 1447 // СПС «КонсультантПлюс»; ФКЗ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст 4916 // СПС «КонсультантПлюс».
5 ст. 125 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г; ст. 3 и Глава XII ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ст. 15, 23 ФКЗ «О референдуме РФ» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // 05.07.2004, № 27, ст. 2710 // СПС «КонсультантПлюс».
6 Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2012 № 17-П // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 № 6-П // СПС « Консул ьтантПл юс».
7 Глава XI1.2 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ.
8 Шустров Д.Г. Полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю за поправками к Конституции РФ: конституционные и законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 48 - 59 // СПС «КонсультантПлюс».
9 Закон о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14.03.2020) // СПС КонсультантПлюс
10 Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 г № 922-О-О // Российская газета, № 172, 01.08.2014 г // СПС «КонсультантПлюс».
11 п. «а» ч. 5.1. ст. 125 Конституции РФ.
12 Ст. 110.6 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994г № 1-ФКЗ // Российская газета, № 138 - 139, 23.07.1994 г // СПС «КонсультантПлюс».
де РФ проверку на соответствие Конституции РФ проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов фактически на любой стадии законодательного процесса. Так же, согласно ч. 5.1. ст. 125 Конституции РФ, Президент РФ может поставить вопрос и о конституционности уже принятых федеральных конституционных законов и федеральных законов российским парламентом до их подписания Президентом РФ.
Новые формы предварительного конституционного контроля в науке вызвали значительный интерес и научно-практическую дискуссию. Так, Морщакова Т.Г. обращает внимание, что «поправка о «квази-ветировании» Конституционным Судом (путем проверки не подписанного Президентом закона) расширяет право президентского вето»1. Велиева Д.С., Пресняков М.В. отмечают, что данный механизм возможно именовать «супервето» Президента, поскольку в отличие от ординарного права вето он позволяет в принципе блокировать принятие закона в представленной редакции2.
Кряжков В.А., анализируя нововведения, отмечает не типичность новых полномочий для избранной в России модели конституционного контроля и их несогласованность с принципом сбалансированного разграничения властей3. Однако, в науке встречаются и отличные мнения. Так, Стародубцева И.А. выступает за введение обязательного предварительного конституционного контроля в отношении федеральных законов, ограничивающих конституционные права и свободы, что, по мнению ученого, будет способствовать реализации принципа приоритета прав и свобод4.
Еще одной новеллой в компетенции Конституционного Суда РФ является наделение его полномочиями по проверке конституционности законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ, при соответствующей инициативе Президента РФ. В настоящее время это конституционное положение получило также свою конкретизацию в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и во вновь принятом ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ»5. Однако, следует отметить, что нормы, указанных актов носят общий характер. Процедурных вопросов в части проверки законов субъектов РФ в порядке предварительного конституционного контроля, которые не нашли пока своего отражения в правовых актах и требуют дополнительной конкретизации, остается весьма много. В их числе вопросы о том, каким образом будет производиться мониторинг и отбор проектов законов субъектов РФ, подлежащих рассмотрению на соответствие Конституции РФ до их подписания и обнародования главой субъекта РФ; сможет ли глава или субъекта РФ обратиться к Президенту РФ с просьбой инициировать предварительный конституционный контроль; что делать, если проект закона субъекта РФ уже был предметом проверки на соответствие конституции (уставу) субъекта РФ конституционным (уставным) советом субъекта РФ, в случае его учреждения в субъекте и наделения его такими полномочиями (например, Конституционный Совет Республики Саха (Якутия) этими полномочиями уже наделен6) и др.
Так же в науке ставится справедливый вопрос о возможности проверки законов субъектов РФ, изданных по вопросам исключительного ведения субъектов РФ. Интересным представляется предложение Татаринова С.А. о дополнении полномочий Президента РФ подавать запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности законов субъектов РФ по представлению Генерального прокурора РФ в случае, если обнаруженные им противоречия между Конституцией РФ и законами субъектов РФ не были устранены в региональном законодательном процессе до его обнародования главой региона7.
Важнейшим вопросом, который ставило юридическое сообщество при введении рассматриваемых новелл, являлся вопрос о возможности рассмотрения Конституционным Судом РФ в рамках последующего конституционного контроля законов, которые уже явились предметом проверки в Конституционном Суде РФ до их принятия8. Ученые обращали внимание на тот факт, что вопросы относительно конституционности
9
правовых норм чаще возникают именно в процессе их правоприменения .
В настоящее время ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» дополнен положением, согласно которому вынесение постановления Конституционного Суда РФ о признании закона (проекта закона) соответствующим Конституции РФ не препятствует проверке в соответствии с компетенцией Конституционного Суда РФ данного закона после вступления его в силу и формирования по нему правоприменительной практики10. Закрепление такой возможности в законе, безусловно, можно считать дополнительной гарантией в защите конституционных прав и свобод граждан РФ. До настоящего времени ни одно из новых полномочий Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю не было реализовано. Оценивая, на сколько новые полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю изменят реальный объем его работы, ученые и практики склоняются к мысли, что это будут редко используемые полномочия, и преимущество так и останется за делами по жалобам граждан и по запросам судов.
Рассмотрение вопроса о предварительном конституционном контроле в России не может быть признано полным без анализа регионального аспекта данного вопроса. Конституционные (уставные) суды к 2023 году, как известно, подлежат упразднению во всех субъектах РФ11. Однако, вопросы предварительного конституционного (уставного) контроля в России могут стать так же актуальными в случае принятия решения
1 Морщакова Т.Г Комментарий к Заключению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 года. URL: https://academia.Npp.ru/kommentariy-k-zackly-ucheniyu-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 20.12.2021 г)
2 Велиева Д.С., Пресняков М.В. Реформа Конституционного Суда РФ 2020 года: «кто будет сторожить сторожей» // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 12 - 22 // СПС «КонсультантПлюс».
3 Кряжков В.А. Как конституционная реформа 2020 изменила Конституционный Суд РФ // Государство и право. № 9. 2020. С. 26.
4 Стародубцева И.А. Новые полномочия Конституционного Суда в сфере предварительного конституционного контроля: анализ поправок к Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. 2021. №2. С. 18-20 // СПС «КонсультантПлюс».
5 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2021 г
6 Конституционный закон от 26.05.2021 г. № 2356-3 № 623- VI Республики Саха (Якутия) «О Конституционном Совете Республики Саха (Якутия) // Электронный режим доступа: https://konsovet.sakha.gov.ru/normativnie-pravovye-akty
Татаринов С.А. О конституционных новеллах регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1. С. 39 - 44. // СПС «КонсультантПлюс».
8 См., напр.: Гунич С.В., Ступницкий А.Е. Модернизация полномочий главы государства в контексте поправок к Конституции РФ // Lex Russica. 2021. №3 (172); Велиева Д.С., Пресняков М.В. Указ. соч. // СПС «КонсультантПлюс»; и др.
9 Кряжков В.А. Указ соч. С. 26-27
10 Российская газета. № 138 - 139, 23.07.1994 г
11 ФКЗ от 08.12.2020 г № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 08.12.2020 г // СПС «КонсультантПлюс».
о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. Следует отметить, что во вновь принятом ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ»1 о возможности создания органов конституционного (уставного) контроля в субъектах РФ не упоминается. Но ч. 2 ст. 4 названного закона говорит о возможности создания иных органов государственной власти субъекта РФ, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Таким образом, закон не исключает их создание.
Ученые отмечают, что конституционные (уставные) советы при органах законодательной власти субъектов РФ не могут выступать полным аналогом упраздняемых конституционных (уставных) судов в силу значительного изменения их статуса2. На усмотрение законодателей субъектов РФ оставлен вопрос как об организационно-правовой форме данных органов власти, так и о природе и юридической силе решений данных советов.
В настоящее время правом создания такого органа конституционного контроля воспользовался лишь один субъект РФ - это республика Саха (Якутия). Данный орган конституционного контроля может в рамках предварительного нормоконтроля давать заключение о соответствии Конституции (Основному закону) Республики проектов конституционных законов и законов Республики, предметом регулирования которых являются основы конституционного строя Республики Саха (Якутия), а также национально-государственный статус и административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия); а также любых других законов до их промульгации главой субъекта3.
Решения Конституционного совета республики подлежат обязательному рассмотрению органами публичной власти, которых оно касается, и может быть учтено, если изданный ими акт признан не соответствующим Конституции Республики. Таким образом, решения данного органа государственной власти носят рекомендательный характер.
На февраль 2022 года Конституционный Совет Республики Саха (Якутии) дел в рамках предварительного конституционного контроля еще не рассматривал.
Об активном развитии института конституционного (уставного) контроля в субъектах РФ представляется речи не идет. Данные органы власти скорее всего будут созданы лишь в отдельных субъектах, где в настоящее время функционируют конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Подводя итог проведенному исследованию возможно говорить о трансформации модели конституционного контроля в РФ в целом. В настоящее время российская модель характеризуется сочетанием форм предварительного и последующего конституционного контроля, сочетанием судебной формы на федеральном уровне и возможности создания внесудебных специализированных органов конституционного (уставного) контроля - на уровне субъектов РФ. Возможно предположить, что введение новых форм предварительного конституционного контроля в России усиливает гарантии правовой охраны Конституции РФ, режима конституционности и защиты конституционных прав и свобод. Реальность этого предположения безусловно покажет только практика их реализации. Библиогра фия:
1. Брежнев О.В. Предварительный конституционный контроль и его реализация в России: проблемы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 10. С. 36 - 43 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Велиева Д.С., Пресняков М.В. Реформа Конституционного Суда РФ 2020 года: «кто будет сторожить сторожей» // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 12 - 22 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие. -2 изд., перераб. и доп. - М., Юрист, 2005. С. 47-50.
4. Гунич С.В., Ступницкий А.Е. Модернизация полномочий главы государства в контексте поправок к Конституции РФ // Lex Russica. 2021. № 3 (172).
5. Кряжков В.А. Как конституционная реформа 2020 изменила Конституционный Суд РФ // Государство и право. № 9. 2020. С. 26, 27.
6. Морщакова Т.Г. Комментарий к Заключению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 года. URL: https://academia.ilpp.ru/kommentariy-k-zackly- ucheniyu-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 20.12.2021 г.).
7. Смирнов А.В., Яичникова Ю.С. Конституционные (уставные) советы при законодательных органах государственной власти субъектов РФ: некоторые размышления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 6. С. 9 - 12 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Стародубцева И.А. Новые полномочия Конституционного Суда в сфере предварительного конституционного контроля: анализ поправок к Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 18-20 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Татаринов С.А. О конституционных новеллах регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1. С. 39 - 44. // СПС «КонсультантПлюс».
10. Шустров Д.Г. Полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю за поправками к Конституции РФ: конституционные и законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 48 - 59 // СПС «КонсультантПлюс».
References (transliterated):
1. Brezhnev O.V. Predvaritel'nyj konstitucionnyj kontrol' i ego realizaciya v Rossii: problemy teorii i praktiki // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2020. № 10. S. 36 -43 // SPS «Konsul'tantPlyus».
2. Velieva D.S., Presnyakov M.V. Reforma Konstitucionnogo Suda RF 2020 goda: «kto budet storozhit' storozhej» // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2021. № 1. S. 12 - 22 // SPS «Konsul'tantPlyus».
3. Vitruk N.V. Konstitucionnoe pravosudie. Sudebno-konstitucionnoe pravo i process: uchebnoe posobie. -2 izd., pererab. i dop. - M., YUrist, 2005. S. 47-50.
4. Gunich S.V., Stupnickij A.E. Modernizaciya polnomochij glavy gosudarstva v kontekste popravok k Konstitucii RF // Lex Russica. 2021. № 3 (172).
5. Kryazhkov V.A. Kak konstitucionnaya reforma 2020 izmenila Konstitucionnyj Sud RF // Gosudarstvo i pravo. № 9. 2020. S. 26, 27.
6. Morshchakova T .G. KommentariT k Zaklyucheniyu Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16 marta 2020 goda. URL: https://academia.ilpp.ru/kommentariy-k-zackly- ucheniyu-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii/ (data obrashcheniya: 20.12.2021 g.).
7. Smirnov A.V., YAichnikova YU.S. Konstitucionnye (ustavnye) sovety pri zakonodatel'nyh organah gosudarstvennoj vlasti sub"ektov RF: nekotorye razmyshleniya // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2021. № 6. S. 9 - 12 // SPS «Konsul'tantPlyus».
8. Starodubceva I.A. Novye polnomochiya Konstitucionnogo Suda v sfere predvaritel'nogo konstitucionnogo kontrolya: analiz popravok k Kon-stitucii RF // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2021. № 2. S. 18-20 // SPS «Konsul'tantPlyus».
9. Tatarinov S.A. O konstitucionnyh novellah regulirovaniya statusa Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. 2021. № 1. S. 39 - 44. // SPS «Konsul'tantPlyus».
10. SHustrov D.G. Polnomochiya Konstitucionnogo Suda RF po predvaritel'nomu konstitucionnomu kontrolyu za popravkami k Konstitucii RF: kon-stitucionnye i zakonodatel'nye novelly // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2021. № 8. S. 48 - 59 // SPS «Konsul'tantPlyus».
1 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2021г.
2 Смирнов А.В., Яичникова Ю.С. Конституционные (уставные) советы при законодательных органах государственной власти субъектов РФ: некоторые размышления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 6. С. 9 - 12 // СПС «КонсультантПлюс».
3 Конституционный закон от 26.05.2021 г. № 2356-3 № 623- VI Республики Саха (Якутия) «О Конституционном Совете Республики Саха (Якутия) // Электронный режим доступа: https://konsovet.sakha.gov.ru/normativnie-pravovye-akty