УДК 340
DOI 10.23672/y0441 -2647-7681 -x
Примакова Светлана Валерьевна
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Svetlana V. Primakova
Senior Lecturer of the Department Administrative Activities Internal Affairs Bodies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Актуальные вопросы, связанные
с регистрацией фиктивных браков между гражданами российской федерации и иностранными гражданами
Topical issues related
to the registration of fictitious marriages between citizens of the russian federation and foreign citizens
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса защиты института семьи, являющегося фундаментом национальной безопасности государства и претерпевающего трансформации в современном российском обществе, которые, в свою очередь, наносят непоправимый урон общественной нравственности. Автором проведен анализ сложившейся ситуации в контексте исследуемой проблематики, позволивший сделать выводы о необходимости принятия на государственном уровне комплекса мер, направленных на эффективную борьбу с брачными аферистами.
Ключевые слова: общественная нравственность, борьба с фиктивными браками, легализация иностранных граждан, незаконная миграция, гражданство.
Annotation. The article is devoted to the study of the issue of protecting the institution of the family, which is the foundation of the national security of the state and is undergoing transformations in modern Russian society, which in turn cause irreparable damage to public morality.An analysis of the current situation in the context of the issues under study was carried out, which made it possible to draw conclusions about the need to take a set of measures at the state level aimed at effectively combating marriage swindlers.
Keywords: public morality, fight against fictitious marriages, legalization of foreign citizens, illegal migration, citizenship.
Устойчивость института семьи - это залог национальной безопасности государства. Иными словами, крепкая семья - это фундамент сильного и процветающего общества. Постулат, берущий свои истоки в работах древних философов и мыслителей, нашедший свое выражение в частности, во взглядах Конфуция, согласно которым, государство - одна большая патриархальная семья, а также, получивший свое отражение в трудах европейских ученых деятелей, которые утверждают, для того чтобы разрушить общество необходимо начать с разрушения семьи.
Вышеуказанные утверждения находят свое практическое подтверждение и в жизни современного общества. В настоящий момент в мире, в том числе, и в России, на первый план выходит развитие личности, успешная самореализация, индивидуальный финансовый успех, что, в свою очередь, способствует снижению имиджа семьи и приводит к утрате традиционного значения юридического брака, а именно, легитимного признания союза мужчины и женщины. Уменьшение значимости указанного института привело к
увеличению количества фактов регистрации «фиктивных браков», являющихся одной из явных конфигураций правового нигилизма.
Очевидно, что неуважительное отношение к праву и закону - это один из основных деструктивных факторов развития государства и общества, требующих принятия своевременных мер для его преодоления, которое возможно только при четком понимании сути и движущей силы возникшей проблемы. Что же такое «фиктивный брак», в чем его пагубность и опасность? Поиск ответов на данные вопросы дает возможность обрести механизм успешного предупреждения и пресечения, установленных законом норм в указанной сфере.
В семейном законодательстве отсутствует прямое толкование понятия «брак», однако, исходя из условий, порядка и обстоятельств, препятствующих его заключению, закреплённых в Семейном кодексе Российской Федерации, можно дать следующую дефиницию: «Брак - это добровольный союз между мужчиной и женщиной, достигших
брачного возраста, заключенный в установленном законом порядке в органах записи актов гражданского состояния, в целях создания семьи, порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов» [1].
Таким образом, при заключении, так называемого, «фиктивного брака» граждане соблюдают все необходимые условия и законные требования при его регистрации, однако, преследуют диаметрально противоположную цель - извлечение выгоды и реализацию корыстных планов.
Подводя черту, отметим, что заключение законного брака двумя дееспособными совершеннолетними людьми подразумевает появление определенных прав и обязанностей, для получения которых многие и идут на «фиктивный брак». Подмена смысла правовых понятий, создание меркантильных союзов, влечет за собой последствия, и, в большей части случаев, негативного характера.
Каковы же мотивы заключения фиктивных союзов?
Ответ на такой вопрос представляется достаточно очевидным: получение определенного социального статуса, субсидий, льгот, политического убежища, участие в государственных программах, уклонение от службы в армии, регистрация в определённом населенном пункте, решение бытовых и квартирных проблем, наследования имущества, получения пенсий, финансовая выгода, а также, легализация иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее -РФ).
По нашему убеждению, наибольшую опасность из перечисленных причин заключения вышеуказанных корыстных сделок представляет собой организация незаконной миграции посредством заключения «фиктивных браков», так как следствием незаконной миграции является осложнение криминологической ситуации, ухудшение санитарно-эпидемиологической и социально-политической обстановки в государстве.
В последнее время количество фиктивных браков в России возрастает. Официальной статистики, конечно же, в этой сфере нет, но по различным экспертным оценкам МВД России фиктивным можно считать до 20 % всех союзов, оформленных в ЗАГС [2]. Например, по данным областного управления ЗАГС Калужской области за 2021 год, из 7019 заключённых в регионе браков 1524 - с иностранцами. Почти в половине случаев мужьями калужанок стали граждане Таджикистана [3]. Приведенные статистические данные свидетельствуют о насущности и очевидности озвученной проблемы.
Рассмотрим поэтапный маршрут легализации на территории нашего государства иностранных граждан, заключивших «фиктивный брак» с гражданином РФ.
Первым шагом в схеме легализации иностранных граждан, зачастую, становится получение разрешения на временное проживание (далее-РВП), путем оформления «фиктивного брака». Получая РВП, иностранец обретатет ряд прав:
- проживать на территории РФ безвыездно, без соблюдения правила «90 из 180» и визовых временных рамок;
- не оформлять трудовой патент или разрешение на работу;
- работать по любой профессии, став полноправными участником экономической отрасли, а именно, учредителем, соучредителем компаний, различных организаций или создать собственное предприятие и вести свой бизнес;
- оформить полис обязательного медицинского страхования и получать бесплатно любое медицинское обслуживание;
- получить вид на жительство (далее - ВНЖ), а в дальнейшем - и гражданство РФ. Наличие такого разрешения, как РВП, практически уравнивает иностранного подданного с резидентом России.
Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которым введено понятие «временного проживания» в 2002 году, существует два основания получения РВП: по квоте и без квоты. Правительство России ежегодно определяет квоту на выдачу РВП, исходя из заявок регионов [4]. В 2022 году в России по квоте предусмотрено к выдаче 18955 разрешений на временное проживание, из них в Южном Федеральном округе -1815 [5].
Как только квота будет исчерпана, получить РВП будет невозможно до следующего года, и только лишь иностранные граждане, заключившие брак с гражданином РФ, законно могут претендовать на получение РВП.
Получив, таким образом, РВП, уже через 8 месяцев фиктивный супруг подает заявление на получение ВНЖ, а имея ВНЖ, иностранный гражданин получает еще большее количество прав в РФ:
- бессрочное проживание;
- свободное перемещение по всем субъектам страны;
- беспрепятственный въезд и выезд с ее территории;
- трудоустройство в любом регионе без получения трудового патента или разрешения;
- получение медицинской помощи по ОМС, социальных пособий, пенсии;
- бесплатное образование;
- оформление приглашение на въезд в страну для своих родственников;
- подача документов на российское гражданство.
А если вести речь о получении гражданства -наличие законного брака с гражданином РФ дает возможность иностранному гражданину в упрощенном порядке за 3 месяца, вместо 12 месяцев, предусмотренных общим порядком, получить желаемый статус, что закреплено пунктом «б» части 2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Преимущества такого положения очевидны.
В итоге, получив гражданство РФ вышеописанным способом, иностранному «нарушителю», как не парадоксально, ничего не грозит. Только лишь, доказанная судом фиктивность брачного союза, имеет правовые последствия.
В зависимости от причин заключения фиктивного брака, после признания его недействительным в судебном порядке, могут наступить следующие правовые последствия для иностранных граждан:
- РВП и ВНЖ иностранному гражданину не выдаются, а ранее выданные, аннулируются;
Литература:
1. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
2. Мисник Л. Давай поженимся: как будут бороться с фиктивными браками / Л. Мисник // Га-зета.ги: [офиц. сайт]. URL : https://www.gazeta.ru/ social/2018/06/06/11788801 .shtml (дата обращения 20.04.2022).
3. Плати и женись. Почему в Калуге огромное количество браков с иностранцами? // Еженедельник «Аргументы и Факты» № 7. АиФ-Калуга № 7 16/02/2022. URL : https://kaluga.aif.ru/ society/per-sona/plati_i_zhenis_pochemu_v_kaluge_ogromno e_kolichestvo_brakov_s_inostrancami (дата обращения 25.04.2022).
4. Постановление Правительства РФ от
29.12.2020 № 2345 «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации».
5. Распоряжение Правительства РФ от
11.10.2021 № 2856-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2022 год».
- решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем заведомо ложных сведений.
А вот, ответственность за заключение «фиктивных браков» с целью получения РВП, ВНЖ и гражданства РФ ни в уголовном, ни в административном законодательстве на сегодняшний день не предусмотрена, также, как и не предусмотрена никакая ответственность в отношении граждан РФ, заключивших сделку с иностранным гражданином и получивших за свои незаконные действия денежное вознаграждение.
Подводя итог и резюмируя вышесказанное, полагаем, что «деловой брак» иностранных граждан с гражданами РФ будет популярен и иметь тенденции к распространению до тех пор, пока на законодательном уровне не будет создана четкая нормативно-правовая база, позволяющая правоохранительным органам подходить комплексно к борьбе с брачными мошенниками, что даст, в свою очередь, возможность уменьшить негативное влияние на состояние правопорядка в государстве и свести к нулю преступные схемы легализации иностранных граждан на территории РФ.
Literature:
1. Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 № 223-FZ (as amended on July 02, 2021) // Access from the reference. legal system «Garant».
2. MisnikL. Let's get married: how they will deal with fictitious marriages / L. Misnik // Gazeta.ru: [official website] (date of the application 20.04.2022).
3. Pay and get married. Why is there a huge number of marriages with foreigners in Kaluga? // Weekly «Arguments and Facts» № 7. AiF-Kaluga № 7 02/16/ 2022. URL : https://kaluga.aif.ru/society/persona/ pl ati_i_zhenis_pochemu_v_kaluge_ogromnoe_kolich-estvo_brakov_s_inostrancami (date of the application 04/25/2022).
4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2020 № 2345 «On approval of the Rules for determining, adjusting and redistributing between the constituent entities of the Russian Federation the quota for issuing temporary residence permits to foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation, establishing and using its reserve and the Rules for distributing the quota for issuing temporary permits to foreign citizens and stateless persons residence in the Russian Federation by commissions formed in the constituent entities of the Russian Federation».
5. Decree of the Government of the Russian Federation № 2856-r dated October 11, 2021 «On the establishment of a quota for the issuance of temporary residence permits to foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation for 2022».