Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ КАК УНИВЕРСАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОПЫТ РОССИИ И ЕЕ КЛЮЧЕВЫХ ПАРТНЕРОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ КАК УНИВЕРСАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОПЫТ РОССИИ И ЕЕ КЛЮЧЕВЫХ ПАРТНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / АНТРОПОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ХАРАКТЕР / УНИВЕРСАЛИЯ КУЛЬТУРЫ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ РОСТ / ЧЕЛОВЕК С ДЕФИЦИТАМИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДРУГОЙ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / СООТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Судакова Наталия Евгеньевна

Статья посвящена осмыслению актуальных вопросов становления инклюзии как универсалии современной культуры. В работе показана необходимость преодоления узости закрепившегося понимания инклюзии как практики преодоления дискриминации в отношении людей с дефицитами в области здоровья. Определен широкий круг инклюзивных инициатив, вскрывающий потенциал инклюзии как универсалии культуры в различных сферах жизнедеятельности общества. Представлены актуальная трактовка инклюзивного развития и принципы его реализации. Выявлен широкий коридор возможностей реализации инклюзивных инициатив на примере союзов стран, являющихся ключевыми партнерами современной России - БРИКС, ЕАЭС. Раскрыта специфика репрезентации инклюзивных трансформаций в современной российской практике, обозначен их антропосоциокультурный характер. Сформулирована основная ценность исследуемого феномена, включающая стремление личности быть частью инклюзивного сообщества, понимать и принимать Другого. Проанализирована значимость включения в социальное бытие всех членов сообщества, преодолевающая устойчивые дискриминационные практики. Выявлена необходимость актуализации соотношения свободы и ответственности человека, реализуемая через институт прав и обязанностей личности в контексте развертывания инклюзивных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE INCLUSION FORMATION AS A UNIVERSAL OF MODERN CULTURE: EXPERIENCE OF RUSSIA AND ITS KEY PARTNERS

The article focuses on the comprehension of topical issues of the inclusion formation as a universal of modern culture. The work demonstrates the need to overcome the narrowness of the entrenched understanding of inclusion as the practice of overcoming discrimination against people with health deficits. A wide range of inclusive initiatives has been identified, revealing the potential of inclusion as a universal culture in various spheres of society. The current interpretation of inclusive development and the principles of its implementation are presented. It reveals a wide corridor of opportunities for the implementation of inclusive initiatives on the example of the unions of countries that are key partners of modern Russia - BRICS, EAEU. The specifics of the representation of inclusive transformations in modern Russian practice are revealed, their anthroposocio-cultural nature is indicated. The main value of the phenomenon under study is formulated, including the desire of an individual to be part of an inclusive community, to understand and accept the Other. The importance of inclusion in the social life of all members of the community, overcoming persistent discriminatory practices, is analyzed. The necessity of actualization of the correlation of human freedom and responsibility, implemented through the institution of individual rights and responsibilities in the context of the deployment of inclusive initiatives, is revealed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ КАК УНИВЕРСАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОПЫТ РОССИИ И ЕЕ КЛЮЧЕВЫХ ПАРТНЕРОВ»

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.6

Актуальные вопросы становления инклюзии как универсалии современной культуры: опыт России и ее ключевых партнеров

Наталия Евгеньевна Судакова

Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1354-3616

Аннотация. Статья посвящена осмыслению актуальных вопросов становления инклюзии как универсалии современной культуры. В работе показана необходимость преодоления узости закрепившегося понимания инклюзии как практики преодоления дискриминации в отношении людей с дефицитами в области здоровья. Определен широкий круг инклюзивных инициатив, вскрывающий потенциал инклюзии как универсалии культуры в различных сферах жизнедеятельности общества. Представлены актуальная трактовка инклюзивного развития и принципы его реализации. Выявлен широкий коридор возможностей реализации инклюзивных инициатив на примере союзов стран, являющихся ключевыми партнерами современной России - БРИКС, ЕАЭС. Раскрыта специфика репрезентации инклюзивных трансформаций в современной российской практике, обозначен их антропосоциокультурный характер. Сформулирована основная ценность исследуемого феномена, включающая стремление личности быть частью инклюзивного сообщества, понимать и принимать Другого. Проанализирована значимость включения в социальное бытие всех членов сообщества, преодолевающая устойчивые дискриминационные практики. Выявлена необходимость актуализации соотношения свободы и ответственности человека, реализуемая через институт прав и обязанностей личности в контексте развертывания инклюзивных инициатив.

Ключевые слова: инклюзия, антропосоциокультурный характер, универсалия культуры, инклюзивные инициативы, инклюзивный рост, человек с дефицитами в области здоровья, Другой, права, обязанности, соотношение

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Судакова Н.Е. Актуальные вопросы становления инклюзии как универсалии современной культуры: опыт России и ее ключевых партнеров // Общество: философия, история, культура. 2023. № 7. С. 50-55. https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.6.

Original article

Topical Issues of the Inclusion Formation as a Universal of Modern Culture: Experience of Russia and its Key Partners

Natalia E. Sudakova

Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1354-3616

Abstract. The article focuses on the comprehension of topical issues of the inclusion formation as a universal of modern culture. The work demonstrates the need to overcome the narrowness of the entrenched understanding of inclusion as the practice of overcoming discrimination against people with health deficits. A wide range of inclusive initiatives has been identified, revealing the potential of inclusion as a universal culture in various spheres of society. The current interpretation of inclusive development and the principles of its implementation are presented. it reveals a wide corridor of opportunities for the implementation of inclusive initiatives on the example of the unions of countries that are key partners of modern Russia - BRICS, EAEU. The specifics of the representation of inclusive transformations in modern Russian practice are revealed, their anthroposocio-cultural nature is indicated. The main value of the phenomenon under study is formulated, including the desire of an individual to be part of an inclusive community, to understand and accept the Other. The importance of inclusion in the social life of all members of the community, overcoming persistent discriminatory practices, is analyzed. The necessity of actualization of the correlation of human freedom and responsibility, implemented through the institution of individual rights and responsibilities in the context of the deployment of inclusive initiatives, is revealed.

Keywords: Inclusion, anthroposocio-cultural nature, universalist culture, inclusive initiatives, inclusive growth, person with health deficits, Other, rights, responsibilities, ratio

Funding: Independent work.

© Судакова Н.Е., 2023

For citation: Sudakova, N.E. (2023) Topical Issues of the Inclusion Formation as a Universal of Modern Culture: Experience of Russia and its Key Partners. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 50-55. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.7.6 (In Russian).

Актуализация представлений об инклюзии обусловлена тем, что данный феномен в силу внутренней сложности постепенно преодолевает узкий формат инвалидности, поскольку идеи равноправия и уважения друг к другу, их антропо- и культуроцентричность носят столь значительный для человечества характер, что не могут быть ограничены какими-либо рамками. Преодоление обесценивания человека во всех возможных контекстах является сегодня основным общемировым принципом реализации инклюзивных инициатив, которые свидетельствуют, что общество вступает в эпоху, где каждый значим, где представители разных сообществ стремятся жить вместе, разумно уступая друг другу в желании сделать жизнь более гармоничной, где «культура "человекопонимания" и "человекоприятия" уникальных особенностей личности как себя самого, так и Другого - становится основой дальнейшего существования человеческой цивилизации» (Судакова, 2011 б: 180).

Вместе с тем необходимо отметить, что закрепившееся в нашей стране понимание инклюзии, обращенное исключительно к человеку с дефицитами в области здоровья, отвечает российским социокультурным реалиям, где инвалиды являются наиболее уязвимой частью общества. Но столь стереотипная трактовка данного понятия постепенно теряет актуальность, поскольку противоречит идее безусловной ценностной значимости для развития сообщества каждого человека. Об этом свидетельствуют получившие распространение инклюзивные инициативы, включающие в себя технологии инклюзивного образования, различные аспекты социальной, цифровой и финансовой инклюзии, инклюзивно ориентированные творческие практики, а также вопросы создания инклюзивного правительства, реализующего стратегии инклюзивной экономики, ведущей сообщества к инклюзивному устойчивому развитию.

Мерой оценки эффективной реализации данной политики является индекс инклюзивного роста, который соотносится с принципами преодоления расслоения общества по уровню дохода, повышения занятости населения, продолжительности и качества жизни граждан, преодоления дискриминации в отношении социально уязвимых слоев населения - инвалидов, женщин, пожилых людей, искоренения неравенства, безграмотности и бедности в целях всестороннего развития каждого человека на благо всего сообщества (Алиев, 2018; Судакова, 2021). Инклюзивные принципы, несмотря на существующий политический кризис, обусловленный ценностно-смысловыми противотечениями, активно реализуются сегодня и в пространстве международных союзов, в которые входят Россия и ее ключевые партнеры - БРИКС, ЕАЭС, ШОС и др. Страны, заключившие данные союзы, стремятся к достижению инклюзивного развития и всеобщего процветания на основе устойчивого равноправного партнерства.

По заявлению представителей стран, входящих в объединение БРИКС, приверженность принципам инклюзии является приоритетом этого союза1, население которого составляет более 3 млрд человек, что подчеркивает широту данной универсалии и ее масштабный мировоззренческий потенциал (Sudakova, Astafyeva, 2020). Тенденции к расширению БРИКС также свидетельствуют о значимости мультикультурализма, разнообразия и инклюзивности развития объединения.

В свою очередь, ЕАЭС заявляет о себе как о международной организации, деятельность которой направлена на углубление региональной экономической интеграции и достижение устойчивого инклюзивного развития2. Речь идет о создании эффективной экономики, способствующей обеспечению максимально комфортной жизни для населения данных стран, о преодолении разрывов в качестве жизни, образования, возможностях трудоустройства, а также об искоренении различных форм дискриминации человека по какому-либо признаку, в первую очередь в отношении людей с инвалидностью.

Все обозначенные аспекты по-новому раскрывают антропосоциокультурный характер инклюзивных трансформаций, в центре которых - человек и его развитие. Таким образом, можно заключить, что становление инклюзии как универсалии современной культуры - вполне закономерный этап развития человеческой цивилизации, приоритетом которой является устойчивое инклюзивное развитие сообществ (Sudakova, Astafyeva, 2019).

1 Китай предлагает запустить процесс расширения БРИКС, заявил глава МИД [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2022. 19 мая. URL: https://ria.ru/"20220519/kitay-1789567022.html (дата обращения: 15.06.2023).

2 Inclusive Growth of the Eurasian Economic Union Member States: Assessments and opportunities [Электронный ресурс] // Eurasian Economic Commission United Nations Conference on Trade and Development. 2019. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/1e3/Inclusive_growth_in_EAEU_Member.pdf (дата обращения: 14.06.2023).

Вместе с тем для понимания специфики происходящих изменений необходимо обратить внимание на то, что появление инклюзивного мышления, способствующего включению в активную социальную жизнь каждого члена сообщества, спровоцировано устойчивой практикой обесценивания человека, имеющего какие-либо отличия и отторгаемого обществом как Другого, где самым уязвимым выступает человек с дефицитами в области здоровья. Именно в целях преодоления обесценивания человека с инвалидностью были разработаны документы глобального характера, вскрывающие устойчивую практику дискриминации данной группы в общемировом масштабе, такие как Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г., Декларация о правах инвалидов 1975 г., Всемирная программа действий в отношении инвалидов 1982 г. и др.

Подходы к философскому осмыслению устойчивой дискриминационной практики в отношении человека с какими-либо отличиями разнообразны, но безусловно важным является вывод А.Ю. Шеманова о том, что девиантность Другого есть не только результат, но и цель различения нормы и аномалии, поскольку именно она и выступает инструментом ограничения его в возможностях и правах. А.Ю. Шеманов заключает, что норма являет собой социальный инструмент доминирования «за счет стигматизации индивида как Другого, ненормального» (2018: 136).

Данная стигматизация ограничивает человека в «выборе себя» и своего жизненного пути. Анормальность как непостижимость бытия человека, имеющего какие-либо отличия от нормы -Другого, долгое время способствовала закреплению представлений о его социальной беспомощности и бесполезности. В первую очередь данный факт затрагивал человека с дефицитами в области здоровья, но не ограничивался им. Любой Другой автоматически попадал в зону риска, исключающую его из социального контекста. Большинство представителей человеческого сообщества поддерживало такую практику вплоть до третьего тысячелетия нашей эры.

Сегодня, пусть и постепенно, общество перестает игнорировать проблемы людей с дефицитами в области здоровья, связанные с социальной дискриминацией и отсутствием условий для самореализации. В России, как и во всем мире, наблюдаются реальные шаги в сторону их социального включения. Инклюзивное образование, отвоевывающее себе место в сознании большинства соотечественников, находит поддержку на государственном уровне (Судакова, 2011а). Творческие инклюзивные инициативы, получившие развитие в последнее десятилетие, множатся прогрессивно. Более двухсот компаний, представляющих элиту бизнес-сообщества России, подписали Национальный инклюзивный договор1, открывая дорогу инклюзивно ориентированному бизнесу. Все громче звучат слова поддержки инклюзивных инициатив со стороны предпринимателей: «Инклюзивный бизнес - это социальная ответственность каждой компании. Это также возможность создавать рабочие места для талантливых людей с ограниченными возможностями. ...чтобы каждый человек мог приносить пользу обществу и жить полноценной жизнью»2.

Активно реализуется Национальная социальная инициатива, продвигающая социальные сервисы государственного и негосударственного характера для всех граждан России3. Все перечисленное свидетельствует о включении России в инклюзивную трансформацию, где всем уязвимым категориям граждан оказываются поддержка и содействие в развитии. Об этом же свидетельствует и проведение сессии «Развитие инклюзивного сообщества: трехсторонний диалог о роли инклюзии в развитии человеческого потенциала» в рамках одного их самых масштабных событий России - Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ, июнь 2023 г.). Интерес к данной сессии проявили около з0о тыс. предпринимателей России.

Несмотря на глобальные социальные изменения, стоит обратить внимание и на то, что в процессе становления инклюзии как универсалии культуры актуализируется множество вопросов. Один из самых значимых касается традиционной для философской антропологии проблемы соотношения свободы и ответственности человека, включенного в инклюзивную трансформацию. Для понимания сущности инклюзивных изменений необходимо уточнить соотношения прав и обязанностей личности. Важно определиться с тем, как должно интерпретироваться понятие «право», когда речь идет о людях с дефицитами в области здоровья. Многие международные источники трактуют инклюзию в контексте обеспечения равных прав всех людей, включая право на образование, самореализацию, трудоустройство и другие аспекты данной проблемы. Символом ее решения является принцип «ничего без нас для нас», закрепленный ООН конвенционально и содержащий в себе понимание ответственности человека с дефицитами в области здоровья за свое и общественное развитие.

1 Более 200 компаний в России заключили национальный инклюзивный договор [Электронный ресурс] // ТАСС. 2023. 14 июня. URL: https://tass.ru/ekonomika/18012515 (дата обращения: 14.06.2023).

2 Слепцова Е. 160 компаний присоединились к проекту АСИ «Открыто для всех» [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. 2023. 26 апр. URL: https://asi.ru/news/193283/ (дата обращения: 14.06.2023).

3 Ярославцева О. АСИ представило новые инструменты Национальной социальной инициативы [Электронный ресурс] // Там же. 9 февр. URL: https://asi.ru/news/192289/ (дата обращения: 14.06.2023).

Этот подход содержит в себе множество составляющих, исключая его ограничение лишь личными интересами и потребностями человека с дефицитами в области здоровья. Целостное понимание данной проблемы подразумевает включение в ее осмысление принципов государственного управления, специфики социально-экономических, политических и духовных потребностей конкретного сообщества, вынуждая принимать во внимание его уникальный социокультурный базис. Необходимость данного уточнения вызвана тем, что разные сообщества по-разному трактуют не только свободу и ответственность человека, но и вытекающие из них права и обязанности личности, поскольку социальные вопросы решаются исходя из культурных особенностей народов, проживающих на конкретной территории.

Стоит обратить внимание и на то, что в современной научной литературе правовой статус человека рассматривается в большинстве случаев через категорию права и свободы человека, фактически игнорируя его обязанности. Но важно помнить о том, что структура правового статуса личности включает в себя и обязанности гражданина. Апеллировать к правам и свободам человека не только модно, но и выгодно, потому что этот, во многом популистский, подход дает максимальное преимущество тому, кто публично заявляет о себе, позволяя собрать вокруг себя множество сторонников.

Однако глубина и масштаб социальных проблем людей с дефицитами в области здоровья не позволяют оставаться на популистском уровне, заставляя вспомнить о том, что у каждого из членов сообщества существуют обязанности. Обязанности государства, его здоровых граждан не исчерпывают собой весь круг этого понятия, поскольку они возложены на всех членов того или иного сообщества, и люди с дефицитами в области здоровья в данном случае не являются исключением.

Таким образом, основной задачей современного общества, очевидно, является актуализация представлений о том, что свобода и ответственность не только философские категории, а права человека не могут существовать отдельно от его обязанностей. Эта актуализация необходима для того, чтобы инклюзивные трансформации не приобрели исключительно формальный характер, а действительно поспособствовали решению проблемы обесценивания человека, где объектом воздействия станет в том числе человек с дефицитами в области здоровья.

Д.З. Мутагиров, анализируя проблему соотношения прав и обязанностей, утверждает, что уже первый ее исследователь начала XVIII в. - С. Пуфендорф - точно определил взаимосвязь прав и обязанностей, показывая, что их отделение друг от друга невозможно. Стоит согласиться с Д.З. Мутагировым и в том, что «признание и реализация человеком и коллективами людей своих прав и свобод неотрывно связаны с исполнением им своих обязанностей» (Мутагиров, 2008: 192). Трактовку данного понятия он заимствует у В. Гудвина: «Под обязанностью понимается способ или действие, которыми любой человек должен наилучшим образом сослужить для своего и всеобщего блага» (Мутагиров, 2008: 192). Именно такой подход к инклюзии является максимально корректным и плодотворным. «Радикальный выбор себя», по сути, и есть ответственное и активное служение своему и всеобщему благу.

Для точного понимания мировоззренческого потенциала инклюзии необходимо также помнить о том, что права возникают только тогда, когда обязанности уже осознанны и закреплены. Правовой статус личности предполагает эту дихотомию. В связи с этим равноправие должно трактоваться в соотношении с равными обязанностями. В данном случае можно констатировать, что взаимосвязь прав и обязанностей личности упускается из внимания не только многими общественными деятелями, но и исследователями, рассуждающими о проблемах инклюзивных изменений.

Этот вопрос еще предстоит проанализировать, но уже сейчас очевидно, что его постановка дает возможность глубже понять существующую проблему. Стоит осмыслить и то, какие обязанности могут быть возложены на людей с дефицитами здоровья, если их основной круг содержит обязанности в отношении как самого себя, так и других людей. Их уточнение происходит за счет осознания гражданином обязанностей в отношении государства, семьи, сообщества. Первой и самой значимой обязанностью личности является необходимость трудиться на благо себя и общества, обеспечивать себя и свою семью, что имеет отношение и к людям с дефицитами в области здоровья. Даже в самых тяжелых случаях инвалидности необходимость в доступной для конкретного человека форме самообслуживания должна быть осознана и закреплена как обязанность личности. Данные вопросы важно открыто обсуждать не только в контексте осуществления прав инвалидов, но и с позиции закрепления за ними определенных обязанностей. В этом и заключается популярная сегодня трактовка инклюзии как философии независимой жизни, способствующая не только преодолению значительной социальной нагрузки, но и синергии совместных действий граждан, ведущих к устойчивому развитию сообществ.

Соотношение прав и обязанностей должно быть осмыслено и закреплено не только в программных документах, но и в сознании современной молодежи. Данный вопрос важно включать в стратегии и программы воспитания на всех уровнях образования. Ответственность, очевидно, должна стать символом инклюзивных трансформаций, где все участники изменений осознанно добиваются ее повышения.

Таким образом, можно сделать вывод, что инклюзия должна трактоваться сегодня как инструмент изменения общественного сознания, связанного с признанием ценностной значимости каждого человека, в том числе со стороны меры его ответственности в отношении развития себя и сообщества, исходя из его правового статуса, который включает не только равные права, но и соотносимые с ними обязанности. Представленный подход, подчеркивающий значимость ответственности личности и сообщества, важно транслировать и с позиции социально-экономического развития государства всем участникам данной деятельности. Именно такой подход к инклюзивным трансформациям лежит в основе устойчивого инклюзивного роста, к которому стремятся государства, входящие в БРИКС, ЕАЭС и другие актуальные для нашей страны союзы. Обозначенная трактовка дает возможность сохранить истинный смысл инклюзии как универсалии современной культуры. Взаимная детерминация прав и обязанностей гражданина, общества и государства позволяет более объемно представить широту и значимость данного понятия для развития человеческой цивилизации.

Список источников:

Алиев Т.М. Развитие человеческого капитала как фактор инклюзивного роста в регионе АТЭС // Российский экономический журнал. 2018. № 3. С. 93-100.

Мутагиров Д.З. К вопросу о соотношении прав и обязанностей человека и гражданина // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4, № 3. С. 191-211.

Судакова Н.Е. Инклюзия в перспективе мировой политики: актуальные вызовы и стратегии их преодоления // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 12 (101). С. 20-27. https://doi.org/10.24158/pep.2021.12.2.

Судакова Н.Е. Инклюзивное образование в России как путь социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями // ФЭн-наука. 2011а. № 2 (2). С. 32-34.

Судакова Н.Е. Пути преодоления глобального социокультурного кризиса: инклюзивное музыкальное образование // Человеческий капитал. 2011б. № 11 (35). С. 180-182.

Шеманов А.Ю. Политика в отношении Другого: между функционализмом и структурализмом // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 2. С. 132-140. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-132-140.

Sudakova N.E., Astafyeva O.N. Discourse of inclusion in the complexity era: In the BRICS space // Space and Culture, India. 2020. Vol. 7, no. 5. P. 80-89. https://doi.org/10.20896/SACI.V7I5.694.

Sudakova N.E., Astafyeva O.N. Inclusion as a modern cultural universal: Reflection and conceptualization // Journal of Social Studies Education Research. 2019. Vol. 10, no. 3. P. 212-235.

References:

Aliev, T.M. (2018) Human capital development as a factor of inclusive growth in the APEC region. Russian Economic Journal. (3), 93-100. (In Russian)

Mutagirov, D.Z. (2008) On parity of rights and duties of the person and the citizen. Political Expertise: POLITEX. 4 (3), 191-211. (In Russian)

Shemanov, A.Yu. (2018) Policy in relation to the Other: Between functionalism and structuralism. Observatory of Culture. 15 (2), 132-140. Available from: doi:10.25281/2072-3156-2018-15-2-132-140. (In Russian)

Sudakova, N.E. (2011а) Inclusive Education in Russia as a Way of Social Integration of Children With Special Educational Needs. FSn-Nauka. (2), 32-34. (In Russian)

Sudakova, N.E. (2011 б) Ways to Overcome the Global Socio-Cultural Crisis: Inclusive Music Education. Chelovecheskij Kapital. (11), 180-182. (In Russian)

Sudakova, N.E. (2021) Inclusion in a global policy perspective: current challenges and strategies to overcome them. Society: Politics, Economics, Law. (12), 20-27. Available from: doi:10.24158/pep.2021.12.2. (In Russian)

Sudakova, N.E. & Astafyeva, O.N. (2020) Discourse of inclusion in the complexity era: In the BRICS space. Space and Culture, India. 7 (5), 80-89. Available from: doi:10.20896/SACI.V7I5.694.

Sudakova, N.E. & Astafyeva, O.N. (2019) Inclusion as a modern cultural universal: Reflection and conceptualization. Journal of Social Studies Education Research. 10 (3), 212-235.

Информация об авторе Н.Е. Судакова - доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=498866

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.E. Sudakova - Ph.D. in Philosophy, Ph.D. in Pedagogy, Professor of the UNESCO Chair, Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=498866

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.