Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОУЧАСТИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОУЧАСТИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
825
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / СОУЧАСТИЕ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОУЧАСТИЯ / ФОРМЫ СОУЧАСТИЯ / ВИДЫ СОУЧАСТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиакбаров Ромэн Рахиммулович, Шульга Андрей Владимирович

Вопросы квалификация преступлений, совершенных в соучастии, остаются особо актуальными на сегодняшний день, несмотря на то, что данным проблемам уделялось и уделяется очень пристальное внимание. По мнению авторов публикации, соучастие в уголовном праве до настоящего времени является вопросом, не потерявшим своей актуальности. Установление объективных и субъективных признаков соучастия продолжает вызывать трудности и порождает коллизии. То же относится и к классификации форм соучастия. В связи с этим, авторами предпринята попытка дополнительного анализа вышеуказанных признаков соучастия и форм соучастия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF COMPLICITY IN CRIMINAL LAW

The issues of qualification of crimes committed in complicity remain particularly relevant today, despite the fact that these problems have been and are being given very close attention. Complicity in criminal law is still an issue that has not lost its relevance. The establishment of objective and subjective signs of complicity continues to cause difficulties and generates collisions. The same applies to the classification of forms of complicity. In this regard, an attempt has been made to further analyze the above-mentioned signs of complicity and forms of complicity.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОУЧАСТИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ»

УДК 343.533

DOI 10.23672^5955-6645-8455^

Галиакбаров Ромэн Рахиммулович

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина cshulga@rambler.ru

Шульга Андрей Владимирович

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина cshulga@rambler.ru

Актуальные вопросы

соучастия в уголовном праве

Romain R. Galiakbarov

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of Criminal Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina cshulga@rambler.ru

Andrey V. Shulga

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department of Criminal Law,

Kuban State Agrarian

University named after I.T. Trubilina

cshulga@rambler.ru

Current issues of complicity

in criminal law

Аннотация. Вопросы квалификация преступлений, совершенных в соучастии, остаются особо актуальными на сегодняшний день, несмотря на то, что данным проблемам уделялось и уделяется очень пристальное внимание. По мнению авторов публикации, соучастие в уголовном праве до настоящего времени является вопросом, не потерявшим своей актуальности. Установление объективных и субъективных признаков соучастия продолжает вызывать трудности и порождает коллизии. То же относится и к классификации форм соучастия. В связи с этим, авторами предпринята попытка дополнительного анализа вышеуказанных признаков соучастия и форм соучастия.

Ключевые слова: уголовное право, соучастие, объективные и субъективные признаки соучастия, формы соучастия, виды соучастия.

Annotation. The issues of qualification of crimes committed in complicity remain particularly relevant today, despite the fact that these problems have been and are being given very close attention. Complicity in criminal law is still an issue that has not lost its relevance. The establishment of objective and subjective signs of complicity continues to cause difficulties and generates collisions. The same applies to the classification of forms of complicity. In this regard, an attempt has been made to further analyze the above-mentioned signs of complicity and forms of complicity.

Keywords: criminal law, complicity, objective and subjective signs of complicity, forms of complicity, types of complicity.

Вопросы квалификация преступлений, совершенных в соучастии, остаются особо актуальными на сегодняшний день, несмотря на то, что данным проблемам уделялось и уделяется очень пристальное внимание [2, с. 247].

Исходя их определения, предусмотренного в законе (ст. 32 УК РФ), под соучастием понимается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления [1]. Исходя из законодательного определения соучастия, исследователи выделяют рад его объективных (внешних) и субъективных (внутренних) характеристик. К объективному признаку соучастия необходимо отнести, в первую очередь, такой количественный признак, как участие в совершении преступления двух либо более лиц. Понятие «лицо в соучастии» законом не раскрывается, но на практике под таковым признают субъектов

преступления (вменяемых и достигших возраста уголовной ответственности).

К объективным признакам соучастия относят также совместность указанных лиц в совершенных преступлениях. Совместность характеризуется тем, что деяния двух или более лиц составляют общее, единое для соучастников преступление (одно и то же). То есть, при совершении единого преступления происходит объединение усилий соучастников и при этом достигается единый преступный результат в рамках определённого состава преступления. Признаки объективной стороны преступлений, выполненных в соучастии, характеризуется тем, что опасные деяния соучастников взаимно обусловлены. В результате преступного поведения нескольких лиц наступают одни и те же преступные последствия (единый преступный результат), и этот

преступный результат находится в причинной связи с вышеуказанными действиями соучастников.

Субъективные признаки соучастия также усложнены, что обусловлено совершением преступления несколькими лицами. При совершении преступления в соучастии сознание и воля каждого их соучастников охватывает не только его личные деяния, но и преступную деятельность иных соучастников, охватывает совместность деяний и, наступающий именно от совместных действий, единый преступный результат. Поэтому в соответствии со ст. 32 УК РФ, в деяниях соучастников с субъективной стороны всегда имеет место умышленная форма вины. Именно поэтому в соучастии невозможно совершить преступление по неосторожности, так как в соучастии проявляется единая воля субъектов, единое целенаправленное желание совершить преступление и достичь преступного результата. Если несколько лиц участвуют в совершении неосторожного преступления, то соучастия в уголовно-правовом смысле в таких деяниях нет. Исходя из этого, субъективным признаком соучастия необходимо считать присутствие умысла у каждого из соучастников по отношению к совершаемому совместно преступлению.

Помимо названного, субъективным признаком соучастия считается также наличие взаимной осведомленности о совершаемом совместно преступном деянии. Через сознание каждого соучастника (интеллектуальны момент умысла) проходит понимание того, что он не один, а совместно с другими лицами совершает одно и то же противоправное деяние заведомо сообща. В различных формах соучастия такая осведомленность проявляется по-разному. В сложном соучастии, когда организатор, пособник либо подстрекатель своими действиями непосредственно не реализовы-вали объективной стороны состава преступления, необходимо, чтобы они были осведомлены об исполнителе и том преступлении, которое он совершает, а исполнитель, в свою очередь, должен осознавать, что действует в соучастии и в каждом действии соучастников, образующем единый состав преступления.

Если речь вести о групповом преступлении, когда в реализации объективной стороны состава участвуют несколько исполнителей (соисполнителей), то взаимная осведомленность каждого соисполнителей заключается в осознании того факта, что преступление совершается ими заведомо сообща.

Между исполнителем и другими соучастниками должна иметь место двусторонняя субъективная связь. То есть, исполнитель должен осознавать, что общественная опасность присутствует не только в его деянии, но и в деяниях других соучастников, когда совершается единое преступление. Также, исполнитель должен предвидеть, что общественно опасные последствия наступят не только в связи с его собственными действиями, но и в связи с деяниями всех других соучастников (в этом состоит интеллектуальный момент умысла при соучастии). Волевой момент умысла

при соучастии заключается в том, что исполнитель желает достижения общественно опасного результата от своих деяний и деяний иных соучастников совершаемого совместно преступления. Организатор, пособник и подстрекатель, находясь на другой стороне от исполнительских действий, также осведомлены о деянии исполнителя и желают достижения преступного результата не только от своих деяний, но и от деяний других исполнителей.

При этом в такой двусторонней субъективной связи должен обязательно присутствовать исполнитель преступления. Другими словами, установление двусторонней субъективной связи исключительно между подстрекателем, организатором и пособником не обязательно.

Соучастие необходимо подразделять на формы по единому (сквозному) классификатору. Им является характер участия соучастников в преступлении. По этому критерию исследователи выделяют сложное соучастие, соисполнительство, преступную группу, преступное сообщество.

Сами формы соучастия могут внутри разделяться на отдельные виды. Такое подразделение может указывать на повышение или понижение степени опасности той или иной формы соучастия. К примеру, группа лиц как форма соучастия может подразделяться на виды - группа лиц по предварительному сговору, без предварительного сговора и организованную группу.

Сложным следует признавать соучастие, когда организатор, пособник и подстрекатель не выполняют объективную сторону преступления своими непосредственными действиями, а лишь создают условия для благоприятного выполнения преступных действий исполнителем (соисполнителями).

При соисполнительстве объективная сторона преступления полностью либо частично выполняется нескольким лицами (соисполнителями). То есть, соисполнительство не отражено ни в качестве основного, ни в качестве квалифицирующего признака в статьях особенной части УК РФ. К примеру, убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, совершенное нескольким лицами, не закрепляется в ст. 108 УК РФ и учитывается только как отягчающее обстоятельство (ст. 63 УК РФ).

Если соисполнительство предусмотрено в качестве признака основного либо квалифицированного (особо квалифицированного) состава преступления, то речь необходимо вести о такой форме соучастия, как групповое преступление. Наряду с основными признаками, присущими соучастию вообще, групповое преступление обладает рядом специфических качественных характеристик:

1) в совершении преступления участвуют все субъекты, объединяя свои усилия;

2) каждый исполнитель группового преступления осознает, что в совершении преступления

участвуют и другие соисполнители, что их действия направлены на совершение этого же преступления и преступный результат наступит от совместных усилий всех соисполнителей;

3) участники группы действуют согласованно, взаимно осведомлены о совместном совершении преступления.

Этому может способствовать сговор либо предварительный сговор на совершение преступного деяния [3, с. 176].

Исходя из вышеперечисленных признаков, под групповым следует признавать такое преступление, каждый участник которого умышленно, согласованно с другими соисполнителями, совместно, частично либо в полном объеме выполняет единое для участников преступление.

Помимо всех вышеназванных признаков группового преступления, организованной группе свойственен такой главный признак, как устойчивость. Устойчивость прямо не определяется законодательством, кроме как признаком заранее состоявшегося объединения соучастников (ч. 3 ст. 35 УК РФ), поэтому является оценочным признаком. Но среди прочих показателей устойчивости организованной группы судебная практика называет такие, как:

- длительное ее существование (хотя срок такого существования тоже, сам по себе, является оценочным);

- распределение ролей, которое известно всем соучастникам;

- прочность связей между такими соучастниками;

Литература:

1. Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г. // Собрание законодательства. 1996 г. № 25. Ст. 2954.

2. Уголовное право : в 2 т. Т. 2: Особенная часть : учебник / Р.З. Абдулгазиев, Е.А. Антонян, П.В. Во-лосюк, Т.Г. Жукова, О.К. Зателепин, Л.В. Инога-мова-Хегай, Н.А. Лопашенко, И.Л. Мармута, А.Ю. Морозов, Н.И. Пикуров, Ю.В. Сапронов, А.Ю. Сичкаренко, А.А. Толкаченко, М.И. Третьяк, А.В. Шульга, Б.В. Яцеленко. М., 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (5-е изд., пер. и доп).

3. Галиакбаров Р.Р. Понятие и признаки группового преступления в уголовном праве / Р.Р. Гали-акбаров; Отв. за выпуск А.Г. Кощаев // В книге: Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса России: проблемы и решения. Сборник тезисов по материалам III Национальной конференции. 2019.

- тщательную проработку планов совершения одного либо ряда преступлений.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 УК РФ, к наиболее опасной форме соучастия относится преступное сообщество (преступная организация). Среди основных признаков преступной организации, помимо вышеназванных, необходимо отметить совершение ее участниками тяжких или особо тяжких преступлений, сплочённость, а также - объединение нескольких организованных групп в составе преступного сообщества. Среди этих признаков оценочным является сплоченность. Под сплоченностью можно понимать наиболее выраженную форму устойчивости, которая может проявляться:

- в четкой иерархии, существовании своеобразных органов управления;

- в соподчиненности членов преступной организации, в жесткой дисциплине и ответственности внутри сообщества;

- в существовании преступных подразделений, специализирующихся на определенном виде преступной деятельности;

- в разветвленной сети таких подразделений на обширной территории;

- в коррумпированных связях с представителями государственных органов и др.

При установлении общественной опасности соучастия, его форм, необходимо в каждом конкретном случае определять вышеназванные признаки в целях осуществления квалификации преступлений.

Literature:

1. The Criminal Code of the Russian Federation of May 24, 1996 // Collection of legislation. 1996. № 25. Art. 2954.

2. Criminal law : in 2 vol. Vol. 2: Special part : textbook / R.Z. Abdulgaziev, E.A. Antonyan, P.V. Vo-losyuk, T.G. Zhukova, O.K. Zatelepin, L.V. Inoga-mova-Khegai, N.A. Lopashenko, I.L. Marmut, A.Yu. Morozov, N.I. Pikurov, Yu.V. Sapronov, A.Yu. Sichkarenko, A.A. Tolkachenko, M.I. Tretyak, A.V. Shulga, B.V. Yatselenko. M., 2017. Ser. 58 Bachelor. Academic course (5th ed., transl. and Add.).

3. Galiakbarov R.R. The concept and signs of a group crime in criminal law. In the book: Scientific and technological support of the agro-industrial complex of Russia: problems and solutions. Collection of abstracts based on the materials of the III National Conference. Rel. for the release of A.G. Koshchaev. 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.