Научная статья на тему 'Aктуальные вопросы социокультурных исследований (v международная научно-практическая конференция "Исторический опыт мировых цивилизаций и Россия")'

Aктуальные вопросы социокультурных исследований (v международная научно-практическая конференция "Исторический опыт мировых цивилизаций и Россия") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Aктуальные вопросы социокультурных исследований (v международная научно-практическая конференция "Исторический опыт мировых цивилизаций и Россия")»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ВУЗА

УДК 001.89

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (V МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И РОССИЯ»)

TOPICALISSUES OF SOCIO-CULTURAL RESEARCH (THE FIFTH INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "HISTORICAL EXPERIENCE OF WORLD CIVILIZATIONS AND RUSSIA")

24-25 ноября 2016 года во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) прошла V Международная научно-практическая конференция «Исторический опыт мировых цивилизаций и Россия», организованная кафедрой всеобщей истории. В конференции приняли участие более 170 ученых, студентов, магистрантов, учителей г. Владимира. Пленарное заседание теплыми словами приветствия открыли директор Педагогического института Владимирского государственного университета (ВлГУ) кандидат филологических наук, доцент М.В. Артамонова и заведующая кафедрой всеобщей истории доктор истроических наук, профессор И.К. Лапшина, напомнившая наиболее значимые моменты истории ставшего традиционным мероприятия, отмечавшего в 2016 году своеобразный юбилей. Начало традиции положил круглый стол, проведенный кафедрой новой и новейшей истории исторического факультета Педагогического института ВлГУ в ноябре 2012 года. Он был посвящен празднованию Года российской истории, что, по мнению организаторов, дало хороший повод обменяться опытом в изучении проблем социокультурного и политического развития стран Запада и Востока в приложении к российским реалиям, межцивилизационного диалога, восприятия России во внешнем мире. Его событием стала публичная лекция члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора РГГУ В.П. Козлова на тему «Археографическое обозрение России за 1991-2011 гг.». В своем выступлении руководитель Федеральной архивной службы РФ и Федерального архивного агентства в 1996-2009 годах акцентировал принципиальное значение документального источника как основы исторического познания, всесторонне охарактеризовав важнейшие документальные публикации, вышедшие в стране за последние двадцать лет благодаря организующей деятельности Отделения истории РАН и Росархива.

За прошедший период определились основные проблемы, выносимые на обсуждение в рамках конференции. Они вызывают не только исследовательский интерес в научном сообществе, но и общественно-политические дискуссии. Это вопросы межцивилизационных отношений, международной политики и эволюции взаимовосприятия Запада, Востока и России; демографические тенденции и межэтнические конфликты в современном мире; модернизация социополитических структур России, стран Запада и Востока в Новое и Новейшее время; вестернизация политических элит, личность в истории; тенденции развития Европейского союза (ЕС); религия и церковь в меняющемся социо-политическом пространстве Запада, Востока и России; изучение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса в вузе и школе. Отдельным направлением дискуссий на последних конференциях стала тема «Значительные даты мировой истории». В год 70-летия Победы над фашистской Германией особое внимание было уделено Второй мировой / Великой Отечественной войне как событию мировой истории и ее отражению в исторических документах и художественной культуре, в 2016 году - 140-летию Апрельского восстания 1876 года в Болгарии и началу Русско-турецкой войны.

Яркие глубокие доклады на конференциях представляли ученые из Института всеобщей истории РАН, Института США и Канады Российской академии наук, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», Института региональных проблем (Москва), Российского государственного гуманитарного университета, Института востоковедения РАН, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Ивановского государственного университета, Курского государственного университета, Московского педагогического государственного университета, Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского, Нижневартовского государственного университета, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Череповецкого государственного университета, Южного федерального университета, Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского и др.

Своими научными изысканиями делились на конференциях зарубежные участники из Брестского государственного технического университета (Республика Беларусь), Софийского университета имени Св. Климента Охридского (Болгария), Университета штата Иллинойс (Нормал, США), Лондонского университетского колледжа (Великобритания), Отделения религиоведения и Центра латиноамериканских исследований Университета Вандербилт (Нэшвилл, штат Теннесси, США), Отделения истории Техасского университета А&М (Колледж-Стейшн, штат Техас, США). В 2015 году конференцию предварял международный круглый стол «Программа Фулбрайта и гуманитарное образование в России», в работе которого принял участие руководитель Программы Фулбрайта в РФ Дж. Эриксон, а участниками стали стипендиаты программы из ВлГУ, НИУ «Высшая школа экономики» и США, поделившиеся воспоминаниями об ее истоках в Советском Союзе, опытом стажировок и использовании их результатов в своей академической деятельности. Дж. Эриксон осветил перспективы Программы Фулбрайта, выразив уверенность в дальнейшем плодотворном развитии международных академических проектов в нашей стране.

И.К. Лапшина особо отметила, что традиционно активное участие в конференции «Исторический опыт мировых цивилизаций и Россия» принимают студенты и учителя истории г. Владимира. Максимальное и самое демократичное включение в профессиональный разговор с известными историками учащихся изначально стало одной из ее главных задач и признанной инновационной формой. Неслучайно важное место в работе конференции отводится проведению молодежных круглых столов. В 2014 году для обсуждения начинающими исследователями была предложена тема взаимодействия вуза и школы в исследовании проблем Первой мировой войны, а в 2015 году - актуальные проблемы исторического знания с особым вниманием к исследовательским проектам по истории Великой Отечественной / Второй мировой войны. Сборники материалов конференции неизменно включают разделы, отражающие направления научно-исследовательской работы студентов и магистрантов кафедры всеобщей истории, а также сотрудничество кафедры со школами г. Владимира и области.

Выступления на пленарном заседании продолжила доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина И.М. Эрлихсон (Рязань), посвятившая свой доклад «К вопросу о политических взглядах О. Сиднея» рассмотрению политической философии английского публициста второй половины XVII века на основе анализа недостаточно оцененного в отечественной историографии труда мыслителя «Придворные максимы». Увлекательно охарактеризовав главных персонажей произведения Эномия и Филалета, профессор И.М. Эрлихсон показала, что рассуждения героев о причинах Реставрации и недовольства англичан реставрационным режимом позволяют уточнить политические воззрения автора. По мнению докладчика, О. Сидней «интуитивно» приходил к выводу об изначальном консерватизме любого народа и постепенном признании предпочтительности преобразования общественно-политического устройства эволюционным путем в пределах сформировавшегося конституционного пространства, что небезынтересно для современных дискуссий как о прошлом и настоящем российского общества, так и о феномене консерватизма как такового.

Немаловажная страница в истории англо-советских отношений первой половины XX века получила освещение в выступлении кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина Ю.В. Савосиной (Рязань) на тему «Деятельность и роль АРКОСА в англо-советских отношениях в 1920-1930-е гг.». Она раскрыла особенности организации торгового акционерного общества АРКОС, специфику его коммерческого аппарата и ту важную роль, которую оно сыграло в развитии экономического сотрудничества между

СССР и Великобританией в сложных условиях дипломатической изоляции Советского государства. Имеющиеся данные позволяют говорить о высокой эффективности проводимых им внешнеторговых операций и весомом вкладе в расширении деловых связей с представителями финансовых и торговых кругов стран не только Европы, но и Северной Америки и Азии. История АРКОС стала свидетельством не только необходимости установления и развития торгово-экономи-ческого сотрудничества между СССР и Великобританией, но и той негативной роли, которую сыграли идеологические доктрины правящих партий двух государств в разрыве торгово-экономических связей и прекращении деятельности данной организации.

Актуальные проблемы истории начала XXI века были поставлены в докладах доктора исторических наук, профессора кафедры всеобщей истории и международных отношений Ивановского государственного университета С.М. Усманова, кандидата исторических наук, доцента кафедры международных организаций и проблем глобального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова А.О. Наумова (Москва), доктора исторических наук, профессора И.К. Лапшиной (Владимир). Профессор С.М. Усманов рассмотрел взгляды европейских интеллектуалов на деятельность премьер-министра Венгрии Виктора Орбана -одного из наиболее ярких политических лидеров современной Европы, не боящегося отстаивать национальные и государственные интересы своей страны. Докладчик обозначил неоднозначную траекторию социальной самореализации интеллектуалов в современной Европе. При превалировании негативных аргументов в связи с позицией Венгрии в Евросоюзе присутствуют и более здравые оценки позиции В. Орбана. К примеру, трезво мыслящие венгерские интеллектуалы в лице социолога Иштвана Хегедюша, профессора Гаспара Миклоша Тамаша и др. стараются избегать демонизации его личности и непредвзято выявить факторы успешной политики. Представленный анализ расширил понимание современного интеллектуального и политического пространства Европы и возможных направлений его дальнейшего развития.

«Цветные революции» как угроза государственному суверенитету современных государств стали предметом размышлений доцента А.О. Наумова. Докладчик раскрыл понимание «цветных революций» как одного их приемов геополитической инженерии, технологии по ненасильственной смене политических режимов с использованием ресурсов «мягкой силы», примененной в странах Восточной Европы, постсоветского пространства и арабского Магриба в 2000-2014 годах. Вместе с тем было подчеркнуто, что магистральной тенденцией последних лет стала радикализация этого явления, превращение изначально ненасильственных «цветных революций» в вооруженные государственные перевороты и кровопролитные гражданские войны, за которыми зачастую следовало военно-силовое вмешательство внешних акторов. Автором были выявлены как внутренние, так и внешние причины «революций», а также используемые в их реализации западные технологии и методики «мягкой силы».

Острая на сегодняшний момент проблема взаимовосприятия России и США в начале 2000-х годов была поставлена в выступлении профессора И.К. Лапшиной. В контексте понимания нынешней ситуации в развитии российско-американских отношений акцент был сделан на раскрытии превалирующей традиции и факторах формирования господствующих образов двух стран, динамики восприятия России американскими гражданами и США россиянами. Рассмотрение последних опросов общественного мнения свидетельствует о фактическом возвращении отношения россиян и американцев друг к другу ко временам холодной войны. Среди доминирующих причин сохранения негативного имиджа России в американском обществе было выделено сохраняющееся не только в политических, но и академических кругах США имперское сознание, в основе которого лежит изначальная уверенность в абсолютном превосходстве западной цивилизации и Соединенных Штатов в глобальном мире.

На вечернее заседание была вынесена разнообразная проблематика, связаннаяс исследованиями в области социополитического и культурного развития стран Запада и международных отношений. Кандидат исторических наук, доцент Е.Л. Федорова (Иваново) посвятила свой доклад на тему «"Превосходный государь" Юлиан» одной из самых противоречивых фигур эпохи упадка Римской империи, вызывавшей наряду с христианским осуждением восторг сторонников традиционного Рима. Кандидат исторических наук, профессор А.Г. Лапшин (Владимир) в выступлении на тему «Трехчастная розетка в изобразительной культуре средневековой Европы: декоративный мотив или символический образ?» сфокусировал внимание на христианской символике в декоре готических храмов на примере трехчастной розетки, отметив наличие свидетельств ее осмысления и в православной традиции. Кандидат

исторических наук, доцент Н.В. Рябинина (Ярославль) представила материалы на тему «Зарубежная помощь детям Советской России в начале 1920-х годов», в которых была дана высокая оценка материальной поддержки, оказанной России рядом европейских стран и международных организаций в сложный период 1920-х годов, благодаря которой был спасен не один миллион детских жизней. Н.В. Рябинина предложила неоднозначную трактовку политики властей в данном вопросе. Предметом анализа кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Н.С. Скоробогатых (Москва) стал политический портрет Р.Г. Мензиса, видного государственного деятеля Австралийского Союза (АС) XX века, чья личность и деятельность до настоящего времени остается практически неизученной в отечественной историографии. По мнению автора, залогом успешного и беспрецедентно долгого правления Мензиса как премьер-министра, уверенно ведшего АС по пути процветания с конца 1940-х до середины 1960-х годов, стала его способность «выразить и использовать консерватизм австралийского народа». Весьма животрепещущую тему иммиграционного законодательства рассмотрела старший преподаватель Е.Н. Ионова (Владимир) в докладе «Дебаты в Конгрессе США по иммиграционному закону 1996 г.». Актуальные вопросы европейской политики были поставлены в материалах кандидата исторических наук, доцента В.Ю. Щербакова (Ростов-на-Дону) на тему «Альтернатива для Германии: евроскептики и антиисламисты на пути в бундестаг?». В них на фоне кризисных явлений в развитии Европейского союза было проанализировано возникновение и политическая платформа новой германской политической партии, выступающей за реформирование ЕС через усиление принципа суверенных демократических государств, но при этом создававшейся в противовес правым радикалам. В совместном докладе кандидата исторических наук, старшего преподавателя А.А. Ищенко и доктора исторических наук, профессора И.К. Лапшиной (Владимир) на тему «Восприятие США в России в начале XXI века: реализация противопоставления "Я -Другой"» в контексте вопроса поиска Россией новой идентичности нашли развитие идеи пленарного выступления И.К. Лапшиной.

К 140-летию Апрельского восстания 1876 года в Болгарии и началу Русско-турецкой войны был представлен стендовый доклад профессора Пламена Митева (София, Болгария) «Болгарское возрождение и Русско-турецкая война 1877-1878 гг. за освобождение болгарского народа». Подчеркнув, что все девятнадцатое столетие стало временем расцвета балканских национально-освободительных движений и активного русского присутствия в регионе, автор охарактеризовал наиболее значимые моменты борьбы болгарского народа за свою независимость, в том числе роль мощного общеболгарское движения, связанного с так называемым болгаро-греческим церковным спором, в признании болгар отдельной этноконфессиональной общностью в Османской империи. Особое внимание было уделено дипломатии великих держав на Балканах в ходе Восточного кризиса 1875-1878 годов, позиции России и роли российского общественного мнения в принятии царем решения о начале, говоря словами Ф.М. Достоевского, «народной войны». Проблематика национально-освободительного движения на Балканах через призму локальной истории была затронута в интересном докладе кандидата исторических наук, доцента И.А. Пушкина (Могилёв, Республика Беларусь) «Уроженцы Могилёвщины - участники освободительных войн против турецкого ига на Балканах». Автор раскрыл глубокое сочувствие народа Беларуси к болгарам и непосредственное участие в борьбе за освобождение Болгарии ряда представителей Могилёвской губернии: генерала Михаила Григорьевича Черняева, генерал-фельд-маршала Иосифа Владимировича Гурко, генерал-майора Вильгельма Карловича Ольдекопа, известного революционера Николая Константиновича Судзиловского и др.

На следующий день работа конференции продолжилась в секциях (в формате круглых столов) по темам «Проблемы взаимовосприятия России, Запада и Востока в Новое и Новейшее время» (модератор - доктор исторических наук, профессор И.К. Лапшина), «Современные тенденции в развитии Европейского союза» (модератор - кандидат исторических наук, доцент О.В. Захарова), «Россия в контексте мировых цивилизаций как предмет изучения в современной школе» (модератор - кандидат исторических наук, профессор А.Г. Лапшин). В их обсуждении активное участие приняли учителя школ г. Владимира, магистранты и студенты-историки. Оживленные дискуссии на секции «Проблемы взаимовосприятия России, Запада и Востока в Новое и Новейшее время» вызвало полемичное выступление студента Университета имени Фридриха - Александра А.И. Кобринского (Эрланген, Германия) на тему «К вопросу о базовых ценностях цивилизаций». Поставленные в нем вопросы не обошли своим вниманием в последующих сообщениях студенты ВлГУ Т.И. Калинина («Философские размышления И. Ильина о России в мире»), Д.Ю. Карпова («Культурные ценности европейцев и россиян: опыт

сравнительного анализа»), А.С. Багина («Эволюция восприятия России американцами по опросам службы Гэллапа 2016 г.»), А.В. Комков («Агрессивность мировых СМИ в отношении России»), М.И. Парфенова («"Русский дневник" Дж. Стейнбека»), А.П. Фомин («Америка и американцы через призму личного восприятия»). Также были заслушаны доклады магистранта М.В. Баладзе (Батуми, Грузия) «Восстановление грузинской автокефалии и Россия», учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 29», аспиранта М. А. Ковалёва (Владимир) «"Персидские письма" Дж. Литтлтона: британская конституция глазами "другого"», учителя истории МБОУ «СОШ № 45», магистранта С. В. Смыслова (Владимир) «Немецкое трудовое законодательство в оценке А.Ф. Штакельберга».

Участники секции «Современные тенденции в развитии Европейского союза» обсудили доклад доктора исторических наук, профессора М.В. Стрельца (Брест, Республика Беларусь) на тему «Сравнительный анализ Совета экономической взаимопомощи и Европейского экономического сообщества: организационно-правовой, концептуальный, практический аспекты», в котором в контексте истории становления современного ЕС было раскрыто содержание межсистемного соперничества двух организаций, зримо выявившего жизнеспособность и преимущества европейской модели интеграционного развития. История европейской интеграции была также затронута в сообщениях студента М.С. Войновского (Владимир) «Взгляды У. Черчиля и А. Идена на проблему европейской интеграции», студентки Г.В. Поскребышевой (Владимир) «Европейская политика консервативного правительства М. Тэтчер», студентки М.Д. Стрижаковой (Владимир) «Позиция французской политической элиты по проблеме европейской интеграции».

Проблемы выхода Британии из ЕС, перспектив развития взаимоотношений Евросоюза с Россией, его культурной и образовательной политики были поставлены в выступлениях кандидата исторических наук, доцента О.В. Захаровой (Владимир) «К вопросу о причинах выхода Британии из Европейского союза», магистранта Т.Н. Гужевой (Владимир) «Вектор развития будущих отношений Европейского союза и России: диалог или отчуждение», студентки Д.В. Гужевой (Владимир) «Россия и ЕС: соглашение о коммерческом и экономическом сотрудничестве», студентки В.В. Пелевиной (Владимир) «Основные направления культурной политики Европейского союза в 2000-е годы», студента Е.А. Решетникова (Владимир) «Проблемы образования в странах ЕС».

На секции «Россия в контексте мировых цивилизаций как предмет изучения в современной школе» учитель истории МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира, магистрант Е.В. Алексеева (Владимир) в докладе на тему «Методические аспекты изучения вопросов восприятия России иностранцами в школьном курсе истории» поделилась наработками в проведении оригинальных внеклассных мероприятий, связанных с проблематикой «Мы - Другие», на примере видения России XVI-XVII веков европейскими путешественниками Дж. Горсеем, С. Герберштейном, Ж. Маржеретом, А. Олеарием. Кандидат исторических наук, доцент В.Ю. Данилова (Владимир) затронула тему «Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в школьных учебниках по истории». Проанализировав текст и методический аппарат учебников по истории России для 9 класса, включенных в новейший федеральный перечень, докладчик особо отметила отсутствие в них имени героя Болгарии генерала Н.Г. Столетова и наличие двух разных концепций итогов Русско-турецкой войны 18771878 годов. Наиболее удачным был назван учебник под редакцией А.Я. Торкунова, который в изложении материала по русско-турецкой войне представляется более логичным и лучше оформленным с точки зрения картографии. Кандидат исторических наук, доцент С.С. Демина (Владимир) выступила с докладом на тему «I триумвират и его влияние на римское общество середины I в. до н. э.». Проблема использования археологических артефактов на уроках истории была поставлена в выступлении старшего преподавателя Е.В. Афонькиной (Владимир) «Изучение исторической повседневности в курсе средней школы на основе археологического материала». Студент О.В. Осокин (Владимир) в сообщении на тему «Актуальные проблемы внешней политики России второй половины XIX века в школьном курсе истории» рассмотрел дидактические аспекты освоения данной темы. «История» Геродота как источник для изучения скифского общества была проанализирована педагогом-организатором Центра духовно-нравственного воспитания Дворца детского юношеского творчества, магистрантом А. В. Букиным (Владимир).

Доклады и сообщения, представленные на конференции, вызвали неподдельный интерес и многочисленные вопросы присутствующих, расширили представление о современном спектре исследований в исторической науке, усилили важность понимания неразрывной связи современных реалий с социокультурными особенностями исторического развития различных стран и регионов. По результатам работы конференции издан сборник материалов.

И.К. Лапшина,

доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.