Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
643
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №73 / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / ЛАИШЕВСКОЕ СЕЛИЩЕ / РОЖДЕСТВЕНСКОЕ СЕЛИЩЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Озеров Виктор Викторович

В статье рассматриваются вопросы и юридические аспекты в законодательстве Российской Федерации в части сохранения культурного наследия на примере регионального функционирования на местах. Автором сделана попытка объединения имеющихся законодательных и подзаконных актов в сфере ведения археологическо-изыскательной деятельности, как государственных, так и частных подрядчиков. Анализируются вопросы функционирования законодательства на местах, его проблемы и возможные способы решения. Так же в статье затронуты темы антропогенного и природного характера разрушения памятников археологии. Автор пришёл к выводу, что обеспечение сохранения и изучения объектов историко-культурного наследия, в том числе и археологических, напрямую зависит от понимания на государственном уровне важности комплексного сохранения историко-культурного наследия нашей страны и продуманной политики в области охраны культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Озеров Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE SITES

The issues and legal aspects in the legislation of the Russian Federation in terms of the preservation of cultural heritage on the example of regional functioning are considered in the article. An attempt to combine the existing legislative and sub-legislative acts in the field of archaeological and survey activities, both public and private contractors is made by the author. The functioning of local legislation, its problems and possible solutions are analyzed. The article also touches upon the topics of the anthropogenic and natural causes of destruction of the archeological settlements. The author came to the conclusion that ensuring the preservation and study of objects of historical and cultural heritage, including archaeological ones, directly depends on the understanding at the state level of the importance of the integrated preservation of the historical and cultural heritage of our country and a well-thought-out policy in the field of protecting cultural heritage.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

УДК 902/903:2 https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2022.1.213.219

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

© 2022 г. В.В. Озеров

В статье рассматриваются вопросы и юридические аспекты в законодательстве Российской Федерации в части сохранения культурного наследия на примере регионального функционирования на местах. Автором сделана попытка объединения имеющихся законодательных и подзаконных актов в сфере ведения археологическо-изыскательной деятельности, как государственных, так и частных подрядчиков. Анализируются вопросы функционирования законодательства на местах, его проблемы и возможные способы решения. Так же в статье затронуты темы антропогенного и природного характера разрушения памятников археологии. Автор пришёл к выводу, что обеспечение сохранения и изучения объектов историко-культурного наследия, в том числе и археологических, напрямую зависит от понимания на государственном уровне важности комплексного сохранения историко-культурного наследия нашей страны и продуманной политики в области охраны культурного наследия.

Ключевые слова: археологический памятник, сохранение культурного наследия, Федеральный Закон №73, Градостроительный кодекс, Лаишевское селище, Рождественское селище.

TOPICAL ISSUES OF PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE SITES

V.V. Ozerov

The issues and legal aspects in the legislation of the Russian Federation in terms of the preservation of cultural heritage on the example of regional functioning are considered in the article. An attempt to combine the existing legislative and sub-legislative acts in the field of archaeological and survey activities, both public and private contractors is made by the author. The functioning of local legislation, its problems and possible solutions are analyzed. The article also touches upon the topics of the anthropogenic and natural causes of destruction of the archeological settlements. The author came to the conclusion that ensuring the preservation and study of objects of historical and cultural heritage, including archaeological ones, directly depends on the understanding at the state level of the importance of the integrated preservation of the historical and cultural heritage of our country and a well-thought-out policy in the field of protecting cultural heritage.

Keywords: archaeological settlement, preservation of cultural heritage, town-planning code, Federal Law №73, Laishevo settlement, Rozhdestveno settlement.

Отношение к археологическому наследию приобретает все более общественно-политический характер. Острые углы развития науки связаны с пониманием особенностей развития культуры, когда памятники археологии рассматриваются как составная часть истории и политической жизни государства. Археологическое наследие, составляющее более 40% от всего объема историко-культурного наследия РФ, является наиболее сложным типом среди охраняемых объектов.

Несмотря на то, что еще во второй половине XX века отечественными и зарубежными исследователями была разработана теоретическая база и практические формы сохранения и актуализации археологического наследия, накоплен обширный материал по вопросам учета, изучения, консервации, реконструкции, государственной охраны, а также репрезентации археологических объектов, увеличено

количество различных научных учреждений и организаций, занимающихся вопросами выявления, использования памятников истории и культуры, проблема сохранения археологических объектов по-прежнему остается актуальной.

Все большее значение объекты археологического наследия приобретают для духовной идентичности, а в некоторых крайних случаях - и этничности нашего общества. Все сказанное выдвигает на ключевые позиции проблему сохранения богатого археологического наследия РТ - связующего звена современного общества с наиболее древними пластами нашей истории.

На сегодняшний день перед органами охраны культурного наследия стоят два основных вопроса: это кадровая политика и совершенствование законодательных актов, регламентирующих сохранение в данном случае архе-

ологических памятников культуры. Статья 44 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (Конституция Российской Федерации). Вопросы охраны и использования памятников археологии как недвижимых объектов истории и культуры регулируется прежде всего Федеральным законом РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. (с дополнениями) (Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ). Памятники археологии являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государство гарантирует сохранность объектов культурного наследия народов РФ в интересах настоящих и будущих поколений. Одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ должна являться государственная охрана объектов историко-культурного наследия.

Согласно Федеральному закону № 73-ФЗ, объекты археологического наследия и связанные с ними предметы материальной культуры отнесены к объектам государственного недвижимого имущества. Более того, в соответствии со статьей 4 все памятники археологии относятся к объектам культурного наследия федерального значения, при этом согласно п. 6 ст. 18 объекты археологического наследия считаются выявленными со дня их обнаружения (Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ).

Ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ гласит: «Объекты археологического наследия относятся к отдельной категории и определены как частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки» (Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ).

Учитывая, что археологические памятники расположены на поверхности и в почвенном слое, их современная охрана тесно связана с земельными участками, на которых они расположены. Ст. 5 ФЗ № 73-ФЗ и ст. 99 Земельного Кодекса РФ (Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ), ст. 94 ФЗ № 136-ФЗ от 25 октября 2001 г. (Земельный кодекс Российской Федерации) земельные участки в границах объектов культурного наследия относят к землям историко-культурного значения, которые в свою очередь явля-

ются землями особо охраняемых территорий. Правовой режим данных земельных участков регулируется ФЗ № 73-ФЗ и ФЗ № 136-ФЗ (Земельный кодекс Российской Федерации) А именно, согласно п. 5 ст. 27 ФЗ № 136-ФЗ, земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность. П. 2-3 ст. 99 ФЗ № 136-ФЗ гласят: «Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения также не допускается, а на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность». А согласно ст. 100 ФЗ № 136-ФЗ, земли, в пределах которых имеются объекты историко-культурного наследия, могут быть отнесены к категории особо ценных земель. Также, согласно п. 2 ст. 49 ФЗ № 73-ФЗ, объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, поскольку согласно п. 1 ст. 50 того же ФЗ памятники археологии находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат. Однако физические или юридические лица могут осуществлять право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, если это не ухудшает состояние памятника, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц (п. 1-2 ст. 52 ФЗ № 73), чем активно и пользуются на сегодняшний день посреднические и строительные компании (Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территории устанавливаются зоны охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта. При этом отмечается, что состав зон охраны объекта культурного наследия определяется особым проектом. Границы зон охраны и режимы использования земель в их пределах утверждаются на основании п. 3 ст. 34 ФЗ № 73-ФЗ, а именно, проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - органом государственной власти

субъекта РФ. В соответствии с п. 1.2 ст. 9.1 ФЗ № 73-ФЗ РФ передает органам государственной власти субъекта РФ полномочия в осуществлении согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.

Порядок разработки, состав, назначение и режимы использования территории в границах выделенных зон охраны объектов культурного значения подробно расписаны в постановлении Правительства РФ № 315 от 26 апреля 2008 г. (Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 г. № 315). Однако в данном акте не прописано, кто именно обязан заниматься определением и выделением границ самого памятника. В свою очередь это дает отличную лазейку для не чистых на руку посредников и застройщиков.

Изменение экономической ситуации в республике, появление на строительном рынке большого числа частных инвесторов привело к значительному увеличению хозяйственной активности и масштабному новому строительству. Памятники археологии оказались в зоне активного хозяйственного преобразования.

Согласно тому же ФЗ № 73-ФЗ застройщик обязан перед проведением строительных работ провести на территории предполагаемой застройки археологические изыскательные работы (если данная территория обладает признаками территории культурного наследия) на предмет выявления памятника или, в случае если памятник уже зафиксирован ранее, его состояния (утраты). Ст. 35 ФЗ № 73-ФЗ определены особенности проектирования и проведения работ на территории объекта культурного наследия и в зонах его охраны, предусматривающие их запрет (за исключением работ по сохранению данного памятника или его территории), а хозяйственные работы проводятся при условии не нарушения целостности памятника или ансамбля, не повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия (Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ).

На деле получается, что проектная организация, проводя изыскательные работы (шурфование), указывает подрядной строительной организации на отсутствие или наличие памятника, не указывая его границ в последнем случае, и застройщик производит работы согласно указаниям, не затрагивая только объекты шурфовки, уничтожая периферию самого памятника. Классическим примером являются Лаишевское и Рождественское селища, расположенные на терри-

тории Лаишевского муниципального района. Считаю более верным решением добавить в ст. 36-37 ФЗ № 73-ФЗ и ст. 24 ФЗ № 224-ФЗ пункт об обязательной установке границ памятника на стадии проектирования и обязать проек-тно-изыскательную организацию проводить поиск границ памятника в случае его обнаружения за счет средств подрядных строительных организаций, застройщика или собственника земельного участка. Это разгрузит государственный бюджет и упростит работу контрольно-надзорных органов (ФЗ от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ; ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 34 ФЗ №73-ФЗ, охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроитель-ной или природной среды объекта культурного наследия.

Границами зон охраны объекта культурного наследия, согласно п. 3, являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямого или косвенного негативного воздействия на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Если же памятники рассредоточены и не имеют между собой композиционных связей, выделяется отдельная охранная зона для каждого памятника. При близком расположении нескольких не связанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников (п. 4.1.3 Инструкции по ОЗО) (Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 г. № 972).

Согласно п. 2 «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 г. № 972).

Большое внимание вопросам сохранения объектов культурного наследия в зоне хозяйственного освоения уделяет Градостроительный Кодекс РФ № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 г. В частности, в п. 10 ст. 2 ГК № 190-ФЗ отмечается, что основным принципом градостроительной деятельности является соблюдение требований сохранения объектов культурного наследия (Градостроительный кодекс РФ).

Требования согласования проектов с органами охраны памятников содержатся и в инструктивных документах Минстроя СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства», в разделе 8 которого неоднократно указывается на необходимость проведения мероприятий по охране памятников истории и культуры. Также говорится о сохранении историко-культурного наследия в СП 11-10297 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» (Строительные нормы и правила Российской Федерации).

Подобное требование содержится и в СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», где в п. 3.1 указано о недопустимости строительства трасс в зонах, отнесенных к памятникам культуры (Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги...).

В п. 9.20 и п. 9.22 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» существует специальный раздел «Охрана памятников истории и культуры», предусматривающий соблюдение законодательства в сфере охраны и использования памятников истории и культуры при планировке и застройке городских и сельских поселений и содержащий размерные показатели, необходимые для обеспечения сохранности памятников при проектировании и строительстве инженерных и транспортных коммуникаций (Градостроительство. Планировка.).

Несмотря на деятельность государственных органов и постоянно совершенствующееся законодательство, продолжается разрушение и уничтожение памятников археологии. Причины разрушения памятников разнообразны - как природные процессы, так и антропогенные факторы. Как уже отмечалось выше, все памятники археологии с момента выявления считаются памятниками федерального значения и являются собственностью государства. Однако на деле присутствие археологических объектов в зонах новостроек и хозяйственного освоения воспринимается заказчиками и застройщиками работ лишь как досадное недоразумение. В этом

отношении проявляется «незрелость» не только руководства строительных компаний, но и российского общества в целом.

К сожалению, второй по величине проблемой после застройки на сегодняшний день являются несанкционированные раскопки: они привлекают большое количество граждан, находящих официальную науку слишком сложной и ограничивающей их «исследовательский потенциал», а также рассматривающих их как средство «быстрого заработка».

Серьезной проблемой является влияние природных факторов. Красноречиво об этом свидетельствуют практически все памятники на территории республики, находящиеся в зоне разлива Куйбышевского водохранилища.

Наряду с этим назревает вопрос о развитии уже известных форм музеефикации археологического наследия. Ближайшим примером положительного для культурного наследия решения данных вопросов является создание целой музейно-заповедной сети: Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск», Государственный музей-заповедник «Казанский Кремль», Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Елабужский государственный историко-архи-тектурный и художественный музей-заповедник. Вместе с классическим археологическим музеем-заповедником, в основе которого лежит подлинный археологический объект или комплекс, необходимо обратиться к опыту создания так называемых «музеев-реконструкторов», распространенных в Европе.

Несмотря на то, что в нашей стране создается единая государственная система мониторинга археологического наследия, до настоящего времени в официальных документах нет точных статистических сведений о состоянии археологического наследия в РФ. Структура доклада меняется год от года, как меняется и структура изложения статистической информации. Это значительно затрудняет сравнение данных документов и практически делает невозможным проследить динамику изменений, происходящих в сфере сохранения археологического наследия нашей страны. Недостатком указанного документа можно назвать отсутствие информации об уничтоженных и снятых с государственного учета объектов культурного наследия. В результате невозможно сравнение этих данных с информацией об объектах, включенных в единый реестр, и выявленных объектах культурного наследия, что также не позволяет проследить динами-

ку изменений. Каждой охранной организации приходится опираться на свое субъективное видение состояния объектов культурного наследия. Соответственно, получаемая в ходе мониторинга информация не обладает единством терминологического аппарата и систем структурирования информации. Решить эту проблему можно, если понятие «мониторинг» будет введено в законодательство в сфере охраны и использования объектов культурного наследия в РФ. В настоящее время существует реальная потребность в подготовке и переподготовке кадров. Внедрение систем периодического, реагирующего, удаленного мониторинга на обширной территории РФ потребует слаженной централизованной работы уполномоченных государственных органов охраны культурного наследия всех уровней. В качестве возможного пути разрешения сложившейся ситуации предлагается особое внимание уделить вопросам дистанционного мониторинга состояния историко-культурных объектов. В качестве основного агента разработки теоретической и методологической базы системы мониторинга в РФ и учреждения, на местном уровне осуществляющего сбор, анализ, систематизацию и предоставление органам охраны культурного наследия оперативной и актуальной информации о состоянии объектов археологического наследия на данной конкретной территории, следует рассматривать историко-культурный музей-заповедник и органы местного самоуправления на местах, где такие структурные организации отсутствуют.

Направление единой стратегии по решению проблем сохранения объектов историко-культурного наследия РТ складывается в ракурсе: - принятия долгосрочных государственных программ, направленных на реализацию конкретных проектов, с учетом современных реалий социально-экономического развития региона;

- популяризации объектов истории и культуры и внедрения их в проекты развития туристического комплекса республики, разработки республиканского историко-культурного туристического маршрута, направленного на пропаганду и популяризацию традиционной и духовной культуры народов, населяющих Татарстан (дальнейшее развитие проекта «Этнический маршрут»);

- дальнейшего развития в республике сети историко-культурных музеев-заповедников, организации в них научной и туристической инфраструктуры, создания условий инвестиционной привлекательности для частного бизнеса;

- внедрения инновационных подходов для мониторинга, инвентаризации, проектирования, реставрации и консервации объектов культурного наследия, в том числе проект цифровизации музейной среды как неотъемлемой части сохранения памятников культуры;

- организации углубленной системы ведения делопроизводства, основанной на принципах мониторинга качества выполнения предписаний органами государственной власти в области охраны объектов культурного наследия;

- решения проблем несанкционированного хозяйственного и строительного освоения территорий исторических поселений без соблюдения правил застройки и землепользования.

Только понимание на государственном уровне важности комплексного сохранения историко-культурного наследия нашей страны и продуманная государственная политика в области охраны культурного наследия может обеспечить достойный уровень сохранения, изучения и актуализации каждого отдельного типа объектов историко-культурного наследия, в том числе и археологического.

ЛИТЕРАТУРА

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021 г.). Доступно по: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 15.11.2021).

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021 г.) Доступно по: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_33773/ (дата обращения: 15.11.2021).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) Доступно по: URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ccca0bbf3250f82d26aa158e6325aa2b34775e8d (дата обращения: 15.11.2021).

Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Доступно по: URL: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения: 15.11.2021).

Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 г. № 972 (ред. от 20.10.2021 г.) "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" Доступно по: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_186038/cd166a95915a64d4656d815faefe763f83fab85b/ (дата обращения: 15.11.2021).

Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 г. № 315 (ред. от 31.08.2015 г.) "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" Доступно по: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76573/ (дата обращения: 15.11.2021).

Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги Доступно по: URL: https://docs.cntd.ru/ document/5200258 (дата обращения: 15.11.2021).

Строительные нормы и правила Российской Федерации. Инженерные изыскания для строительства. Доступно по: URL: https://docs.cntd.ru/document/871001042 (дата обращения: 15.11.2021).

Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ (последняя редакция) Доступно по: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 15.11.2021).

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ. Доступно по: URL:https://www.archaeolog.ru/media/ arch_nasledie/zakonodatelstvo/73-ФЗ.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

Информация об авторе:

Озеров Виктор Викторович, Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района РТ (п. Лаишево, Россия); vityan.oz@yandex.ru

REFERENCES

Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2004 g. № 190-FZ (Urban Planning Code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 190-FL). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51040/ (accessed: 15.11.2021).

Zemel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 25.10.2001 g. № 136-FZ (Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 No. 136-FL). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (accessed: 15.11.2021).

Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.1993 g. (The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ccca0bbf3250f82d26 aa158e6325aa2b34775e8d accessed: 15.11.2021).

Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastroyka gorodskikh i sel'skikh poseleniy (Urban planning. Planning and development of urban and rural settlements). Available at: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (accessed: 15.11.2021).

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.09.2015 g. № 972 "Ob utverzhdenii Polozheniya o zonakh okhrany ob"ektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federatsii i o priznanii utrativshimi silu otdel'nykh polozheniy normativnykh pravovykh aktov Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii" (Decree of the Government of the Russian Federation of September 12, 2015 No. 972 "On the approval of the Regulations on the protection zones of cultural heritage objects (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation and on the recognition as invalid of certain provisions of the regulatory legal acts of the Government of the Russian Federation"). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_186038/cd166a95915a64d4656d815faefe763f83fab85b/ (accessed: 15.11.2021).

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.04.2008 g. № 315 "Ob utverzhdenii Polozheniya o zonakh okhrany ob"ektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federatsii" (Decree of the Government of the Russian Federation of April 26, 2008 No. 315 "On approval of the Regulations on the protection zones of cultural heritage objects (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation"). Available at: http: // www .consultant.ru / document / cons_doc_LAW_76573 / (accessed: 15.11.2021).

Stroitel'nye normy i pravila. Avtomobil'nye dorogi (Building regulations. Highways). Available at: https:// docs.cntd.ru/document/5200258 (date of access: 15.11.2021).

Stroitel'nye normy i pravila Rossiyskoy Federatsii. Inzhenernye izyskaniya dlya stroitel'stva (Building codes and regulations of the Russian Federation. Engineering surveys for construction). URL: https://docs. cntd.ru/document/871001042 (accessed: 15.11.2021).

Federal'nyy zakon "O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipal'no-chastnom partnerstve v Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii" ot 13.07.2015 g. № 224-FZ (Federal Law "On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated July 13, 2015 No. 224-Ffl). Available at: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (accessed: 15.11.2021).

Federal'nyy zakon ot 25.06.2002 g. № 73-FZ (Federal Law of June 25, 2002, No. 73-FL). Available at: https: //www.archaeolog.ru/media/arch_nasledie/zakonodatelstvo/73-FZ.pdf (accessed: 15.11.2021).

About the Authors:

Ozerov Viktor V. Executive Committee of the Laishevskiy municipal district of the Republic of Tatarstan. Chernyshevsky St., 23, Laishevo, 422610, Republic of Tatarstan, Russian Federation; vityan.oz@yandex.ru

Статья поступила в журнал 01.12.2021 г. Статья принята к публикации 01.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.