DOI 10.37523/SUI.2023.56.5.006 УДК 343.81
Михайлиди Станислав Мильдиадович
старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: [email protected]
Stanislav M. Mikhailidi
Senior Lecturer of the Supervision and Prison Regime Organization
in the Penal System Department,
Academy of the Federal Penal Service of Russia,
1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000,
e-mail: [email protected]
Шиханов Вячеслав Александрович
заместитель начальника кафедры организации режима, охраны и конвоирования, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Vyacheslav A. Shikhanov
Deputy Head of the of Regime Organization, Security and Convoy Department,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЛУЖБЫ КИНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В работе анализируются правовые и организационные вопросы функционировании кинологических подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Проанализированы показатели деятельности кинологических подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Кинологические подразделения учреждений уголовно-исполнительной системы выполняют функцию подразделений, осуществляющих безопасность, правопорядок и законность на режимных территориях учреждений и территориях, прилегающих к учреждениям, на которых установлены режимные требования. Сотрудники-кинологи исполняют большой спектр служебных задач в учреждениях, в связи с чем крайне важны укомплектованность подразделения и профессионализм сотрудников.
На сегодняшний день в подразделениях кинологической службы уголовно-исполнительной системы наблюдается отрицательная динамика укомплектования сотрудниками. Попытки руководителей пересмотреть и оптимизировать служебную деятельность сотрудников-кинологов сталкиваются с организационными проблемами. В ходе реформирования кинологической службы руководству Федеральной службы исполнения наказаний была предоставлена модель тактики применения и организационно-штатной структуры кинологических подразделений УИС, было предложено сократить поголовье служебных собак на постах охраны, на сотрудников-кинологов дополнительно были возложены задачи по сопровождению проведения режимных мероприятий в сложных объектах надзора, где активизировались угрозы нападения осужденных на сотрудников надзора.
Причины ухудшения условий службы специалистов-кинологов ученые связывают с непростыми условиями ограниченного финансирования кинологической службы уголовно-исполнительной системы, отсутствием надлежащего качества племенной работы, отсутствием учебно-материальной базы, изношенностью аксессуаров для дрессировки служебных собак, низким уровнем профессионализма сотрудников учреждений. Все перечисленные проблемы негативно сказываются на мотивационных установках молодых сотрудников-кинологов, не способствуют дальнейшему росту их профессионализма и подталкивают к скорому увольнению из уголовно-исполнительной системы.
В заключение предложены пути решения рассмотренных актуальных вопросов.
Ключевые слова: специалист-кинолог, служебное животное, сотрудник УИС, исправительное учреждение, кинологическая служба, подразделения кинологической службы ФСИН России, обеспечение личной безопасности.
CURRENT ISSUES OF CANINE UNITS SERVICE OF INSTITUTIONS AND BODIES
OF THE PENAL SYSTEM
Summary. The article deals with legal and organizational issues in the activities of canine units of institutions and bodies of the penal system. The article analyzes the situation of reforming and improving the conditions of service of dog handlers.
Canine units of institutions of the penal system perform the function of units that carry out security, law and order and legality in the regime territories of institutions and the territory adjacent to institutions where regime requirements are established. Due to the large range of service tasks performed by dog handlers in institutions, they
© 2023 Михайлиди С. М., Шиханов В. А.
are subject to mastering a large workload. In this connection, the staffing of the unit and the professionalism of the employees are extremely important. To date, in the canine units of the Penitentiary System, there is a negative dynamics of staffing, an outflow ofpersonnel who previously had experience of service in the cynological departments of institutions. The arrival of young employees does not make it possible to perform official tasks efficiently. Attempts by managers to review and optimize the performance of dog handlers face organizational problems. During the reform of the cynological service, the leadership of the Federal Penitentiary Service of Russia was offered a model of tactics for the use and organizational and staff structure of the canine units of the UIS, it was proposed to reduce the number of service dogs at security posts, dog handlers were additionally assigned tasks to support the conduct of routine activities in complex surveillance facilities, where threats of attack by convicts on surveillance officers intensified.
Scientists associate the reasons for the deterioration of the conditions of service of cynologists with the difficult conditions of limited funding of the cynological service of the penitentiary system, the lack ofproper quality of breeding work, the lack of educational and material base, the deterioration of accessories for training service dogs, the low level ofprofessionalism of employees of institutions. All these problems have a negative impact on the motivational attitudes of young dog handlers, do not contribute to the further growth of their professionalism and push for early retirement, dismissal from the penal system.
Problematic issues are highlighted and ways to solve them are identified.
Keywords: specialist-cynologist, service animal, the penal officer, correctional institution, canine service, units of the canine service of the Federal Penitentiary Service of Russia, ensuring ofpersonal safety.
Кинологической службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) на протяжении многих лет отводится значительная роль в обеспечении безопасных условий на режимных территориях учреждений, на прилегающей к учреждениям (объектам) территориях, на производственных охраняемых объектах, где трудовую деятельность осуществляют осужденные, и при их конвоировании. Безупречная работа служебных животных, к которым в УИС относят служебных собак, за долгие года доказала свою значимость и необходимость в решении служебных задач, стоящих перед сотрудниками УИС. В современном обществе, стоит это признать, человек ориентирован больше на электронные, технические средства, он стал больше доверять техническим средствам поиска, но такой уникальное существо природы, как собака, не раз доказывало обратное и отстаивало свое предназначение в вопросах безопасности человека. Для сотрудника УИС служебная собака кроме уникального прибора поиска еще является и защитником и другом, что весьма актуально в сегодняшних непростых условиях службы учреждений УИС.
Основные задачи кинологических подразделений связаны с охраной учреждений, правопорядком и законностью случаев применения служебных собак, осуществлением личной безопасности работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на охраняемых объектах и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, применение служебных собак в обысках, досмотрах и при конвоировании осужденных и заключенных под стражу лиц, оперативно-разыскных мероприятиях по розыску и задержанию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в вопросах пресечения незаконного оборота наркотических средств и взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов в рамках проведения комплекса мероприятий по антитеррористической защищенности объектов учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России). Такой широкий и далеко не полный перечень служебных задач, которые ежедневно выполняют специалисты-кинологи, непосредственно связан со служебными задачами УИС и в современных условиях вопросы кинологической службы УИС являются весьма актуальными.
В уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на 31.12.2022 функционируют 815 кинологических подразделений (2021 г. - 833 кинологических подразделения), в том числе 329 (2021 г. - 313) кинологических отделений, 467 кинологических групп (2021 г. - 501 кинологическая группа), 19 (2021 г. - 19) племенных питомников служебного собаководства исправительных учреждений и следственных изоляторов, 1 (2021 г. - 1) ППСС ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России [1].
861 855 8зз
815
2019 2020 2021 2022
■ кинологическое подразделение ■ кинологическое отделение
■ кинологическая группа
Рис. 1. Соотношение количества кинологических подразделений в учреждениях УИС
На основании представленных данных (см. рис. 1) следует отметить то, что за период с 2019 г. по 2022 г. количественный состав кинологических подразделений снизился на 46 подразделений, но количественный показатель кинологических групп имеет незначительный рост -29 подразделений. Данный факт свидетельствует о планомерном переходе кинологических отделений в кинологические группы.
Для анализа сложившейся ситуации следует рассмотреть значимые события, происходившие в вопросах реорганизации кинологической службы УИС. В 2016 г. на базе 19 учреждений в 11 территориальных органов ФСИН России был осуществлен эксперимент для проверки результатов работы измененной модели штатного расписания в кинологическом отделении в учреждении. Были представлены материалы его применения и работы измененной организационно -штатной структуры кинологических подразделений УИС (далее - модель). Главной целью эксперимента были вопросы оптимизации численности специалистов-кинологов в учреждении и сокращению переработки у сотрудников до нуля. Как отмечает С. Е. Чекмазов, после получения положительных результатов в эксперименте, модель 29 ноября 2017 г. была утверждена первым заместителем директора ФСИН России генерал-лейтенантом внутренней службы А. А. Рудым, а по решению протокола заседания Центральной штатной комиссии ФСИН России от 18 ноября 2016 г. № 7 модель была рекомендована в подразделения [2]. Автор также указывает, что все изменения в штатной расстановке кинологических подразделений учреждений были направлены на оптимизацию кинологической службы и сведению на нет переработки сотрудников-кинологов.
В последующем, после принятия и утверждения данной модели в учреждениях, изменения коснулись обязанностей кинолога-патрульного, на которого в соответствии с решением руководства ФСИН России (докладная записка от 21.02.2017 № вн-5-9471) и указанием ФСИН России от 28.04.2017 № исх-08-27202 были возложены дополнительные служебные задачи. Кинологи-патрульные были задействованы в проведении подъемов и отбоев осужденных, содержащихся в помещениях штрафных изоляторов, помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, отрядов строгих условий отбывания наказания и одиночных камерах. Данное решение основывалось на увеличении угроз со стороны осужденных к лишению свободы и подозреваемых и обвиняемых лиц в отношении персонала надзора в период проведения данных мероприятий и увеличении числа попыток нападения на сотрудников. Также оно основывалось на недостаточном количестве сотрудников надзора при осуществлении режимных мероприятий в этих помещениях, что в свою очередь добавляло актуальности присутствия специалистов-кинологов со служебными собаками. В свою очередь дополнительные задачи повлекли пересмотр служебной нагрузки на сотрудников кинологических подразделений, а штатное расписание подразделений охраны учреждений к этому было не готово, поскольку ситуация с укомплектованием подразделений
охраны до штатной численности имеет место быть уже продолжительный период времени. Все складывающиеся обстоятельства неблагоприятно сказываются на укомплектовании кинологических подразделений специалистами-кинологами, увеличенная интенсивность служебной деятельности заставляет специалистов, имеющих опыт работы в должности и стаж, дающий право выхода на пенсию, выбирать уход из системы. Активность данных факторов демотивирует молодых сотрудников подрывая их стремление профессионально расти в должности и наращивать свой профессионализм, что и объясняет сегодняшнюю ситуацию в подразделениях.
Штатная численность персонала: кинологических подразделений учреждений УИС на декабрь 2022 г. составляла 9737 единиц (2021 г. - 9810 единиц, снижение на 0,74 %) (см. рис. 2).
10127,5 Ю080
2019 2020 2021 2022
штат числ. ПКС списоч.числен ПКС ~~ % укомплектованности ПКС
Рис. 2. Состояние работы по комплектованию подразделений кинологической службы персоналом
Анализируя состояние укомплектования персонала кинологической службы в период с 2019 по 2022 гг., мы видим очевидное снижение штатной и списочной численности, также очевидно снижение процента укомплектованности, что характерно для той категории персонала, которая непосредственно выполняет служебные задачи со служебными собаками в учреждениях: 8518 сотрудников в 2022 г. (АППГ - 8808). В то же время списочная численность персонала кинологических подразделений учреждений УИС составляет 8647 человек (2021 г. - 8939 человек, сокращение на 3,27 %), укомплектованность - 88,8 % (2021 г. - 91,1 %, снижение на 1,3 %). В то же время дефицит сотрудников кинологических служб ООСО территориальных органов ФСИН России составляет 6 сотрудников в 2022 г. - 129 человек (АППГ - 131 человек), укомплектованность -95,6 %. Руководством кинологической службы отмечается, что 100-процентный уровень укомплектованности личным составом в кинологических подразделениях учреждений УИС был достигнут лишь в восьми (9,9 %) из восьмидесяти одного территориального органа ФСИН России [1]. Что в целом отмечает отрицательную динамику в вопросах укомплектования и говорит об общей картине в целом по ФСИН России.
Хотелось бы отметить тот факт, что растет процент укомплектованности должностей сотрудников-кинологов женщин, так, в 2019 г. их насчитывалось 15,2 %, а в 2021 - 17,3 %. Мы не хотим каким-то образом умалить профессионализм сотрудников-женщин в УИС, но всегда специальность сотрудника-кинолога в караулах по охране, конвоированию была ассоциирована с большими физическими нагрузками и риском для жизни. Добавляя к сказанному задачи по режиму и наличие прямого контакта с осужденными и заключенными под стражу лицами мужского пола, руководителям данных подразделений следовало бы это помнить при трудоустройстве женщин на службу.
Вышеуказанная информация свидетельствует об отрицательной динамике в вопросах комплектования кинологических подразделений УИС личным составом в сравнении с 2021 г. и оттоке ценного для системы кадрового потенциала специалистов-кинологов, имеющих опыт работы.
В свою очередь А. М. Игнатьев важной причиной кадровой проблемы кинологических подразделений УИС отмечает просчеты и непрофессионализм организаторов кинологической службы, которым крайне необходимо пересмотреть имеющиеся и разрабатывать новые мероприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу развития кадровой политики кинологических подразделений УИС. Автор также поясняет, что необходимо учитывать и тот факт, чтобы внедряемые мероприятия должны быть действительно посильными для кинологов, и реализовывались положительные результаты, а не сводились к формальным постулатам и констатации фактов [3].
Процессы реформирования и оптимизации кинологической службы коснулись не только должностей сотрудников, но и поголовья служебных собак. Так, специалистами ФСИН России был произведен расчет затрат на содержание служебной собаки. По ценам 2016 г. затраты на одну служебную собаку в среднем составили от 31,000 до 57,800 тыс. р. в год. В 2017 г. поэтапное сокращение постов караульных собак (их количество уменьшилось на 34,7 %), численности собак (на 35,9 %) определило экономию бюджетных средств на сумму более 55 млн р. [4].
Поголовье служебных собак за период 2019-2022 гг. в штатном расписании заметно прибавилось, так увеличение составило 246 единиц, а списочная численность с 2019 г. сократилась на 906 собак, что повлияло на изменение процента укомплектованности в поголовье. Так, если в 2019 г. процент укомплектованности был 89,3 %, то в 2022 г. он составил 80,6 % (см. рис. 3).
Лучше ситуация с укомплектованием категорий служебных собак, которые применяются непосредственно при выполнении оперативно-служебных задач (розыскные, патрульно-розыскные, специальные, караульные). Укомплектованность служебными собаками данных категорий в 2022 г. составляла 91,7 % (АППГ) - 93 %.
12708
13149
12941
12954
г9'3 .
■85
11 з48 11 178
2019
2020
10 687 2021
10 442 2022
штат.числ. списочная числ. ~~ % укомп. СС
Рис. 3. Состояние работы по комплектованию кинологических подразделений
служебными собаками
Племенная работа по обеспечению кинологических подразделений служебными собаками в целом осуществляется на основании мероприятий, предусмотренных Планом племенной работы, который разрабатывается на календарный год. Выполнение Плана племенной работы во ФСИН России осуществляют племенные питомники служебного собаководства исправительных учреждений и следственных изоляторов (далее - ППСС), всего их 19 подразделений по стране. Данные подразделения осуществляют выращивание щенков и передачу их в кинологические подразделения УИС. В 2022 г. в ППСС учреждений УИС было получено 602 щенка (АППГ - 620 щенков), что сэкономило ФСИН России бюджетных средств на сумму 24,9 млн р. на покупке щенков у сторонних производителей.
В то же время в данной работе имеются различного рода ошибки и просчеты. Так, у предусмотренных для вязки служебных собак отсутствует допуск к племенной работе; в племенных питомниках территориальных органов ФСИН России, пустующие 2 года подряд племенные собаки не переводятся в другую категорию или не выбраковываются; период времени между вязками племенной собаки составляет менее одного календарного года, что является нарушение пп. 99.2 Порядка обращения со служебными животными [5]. В племенных питомниках территориальных органов выявлены факты не запланированных вязок и завышения показателей выхода щенков [1]. Для объяснения данного рода недостатков в племенной работе учреждений имеются объективные и субъективные причины. Среди них острая нехватка специалистов в области кинологии.
Согласно результатам анализа полученной информации по состоянию на конец 2022 г. только 1268 (14,4 %) (2021 г. - 1228 (13,5 %, рост на 0,9 %) сотрудников кинологической службы УИС имеют образование в области кинологии, зоотехнии, ветеринарии, из которых: 569 (6,5 %) (2021 г. - 501 (5,5 %, рост на 1 %) сотрудников имеют образование в области кинологии; 319 (3,6 %) (2021 г. - 329 (3,6 %, на прежнем уровне) сотрудников имеют образование в области зоотехнии; 380 (4,3 %) (2021 г. - 398 (4,4 %, снижение на 0,1 %) сотрудников имеют образование в области ветеринарии [1]. Однако несмотря на имеющуюся тенденцию к увеличению, вышеуказанные показатели нельзя считать достаточными и способствующими улучшению кадрового потенциала в целом.
Представленная информация свидетельствует о малоэффективной работе территориальных органов ФСИН России по привлечению на службу в кинологические подразделения учреждений УИС специалистов, имеющих профильное образование.
В свою очередь Е. Е. Масленников и Е. Н. Полякова связывают актуальные проблемы кинологической службы с условиями действующего бюджетного финансирования. Так авторы указывают на непростые условия ограниченного финансирования учреждений территориальных органов, в которых сотрудники кинологических подразделений продолжают работу по совершенствованию учебной материально-технической базы для подготовки служебных собак, улучшению условий их содержания [6].
Следует отметить, что осуществление мероприятий по подготовке условий содержания, восполнения поголовья служебных собак и их дрессировке всегда было делом дорогостоящим. Так, изношенность свыше установленных сроков эксплуатации аксессуаров для амуниции и дрессировки служебных собак оказывают негативное влияние на результаты натренированности применения собак на службе в учреждениях УИС. Отсутствие кинодромов или полноценных мест для качественной дрессировки с собакой лишает кинолога возможности совершенствовать свои профессиональные качества.
В 2022 г. кинологические подразделения УИС по отчетам были обеспечены вещевым имуществом. Они получили в полном объеме по нормам положенности: костюмы для дрессировщиков, рукава для дрессировки и специальное снаряжение для служебных собак в том числе ошейники, поводки, намордники, шлеи. Однако следует отметить, что 16,8 % (2021 г. - 21,7 %, снижение на 4,9 %) имущества кинологической службы выслужили установленные сроки годности, в том числе: 16 % костюмов для дрессировщиков (2021 г. - 23,4 %, снижение на 7,4 %); 16,5 % рукавов для дрессировки (2021 г. - 21 %, снижение на 4,5 %); 21,5 % ошейников (2021 г. -24,9 %, снижение на 3,4 %); 25,1 % поводков (2021 г. - 29,3 %, снижение на 4,2 %) и 7,9 % намордников (2021 г. - 12,4 %, снижение на 4,5 %).
Для содержания служебных собак кинологи УИС используют в своих целях 773 городка, из которых 755 (97,7 %) (2021 г. - 92,8 %) отвечают требованиям руководящих документов. Подготовка служебных собак осуществляется на 727 кинодромах, из которых требованиям руководящих документов отвечают 714 (95,4 %) кинодрома (2021 г. - 94 %).
Указанные выше проблемы способствуют ослаблению мотивационных установок для профессионального роста сотрудников и в итоге падает престиж выбранной профессии у молодых кинологов.
При этом нельзя не отметить профессиональную работу специалистов-кинологов: в 2022 г. ими было пресечено одно покушение на побег с охраняемого объекта учреждения, также сотрудниками кинологической службы было пресечены пять случаев побегов из-под надзора осужденных к лишению свободы (2021 г. - 7, снижение на 28,6 %). Силами специалистов-кинологов при попытке доставки запрещенных предметов в учреждения были задержаны 306 граждан-нарушителей (2021 г. - 318 нарушителей, снижение на 3,8 %), в этот список были включены
24 осужденных (2021 г. - 27 осужденных, снижение на 11,1 %). Принимая участие в обысках и досмотрах сотрудникам-кинологами с помощью служебных собак удалось обнаружить пять единиц колюще-режущих предметов и холодного оружия, 4754 единиц средств сотовой связи и другие гаджеты, и электронные аксессуары (флеш-карты, 81М-карты, аккумуляторные батареи, зарядные устройства и т. д.). С помощью специально обученных служебных собак кинологами были обнаружены 3,8 кг наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, 13,37 декалитров жидкостей, содержащих алкоголь.
При оказании сотрудниками-кинологами практической помощи взаимодействующим органам учреждений УИС были найдены 4 пропавших человека, обнаружены: 20,8 кг наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, 916 единиц взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, 4,3 кг взрывчатых веществ [1].
Вместе с тем по итогам работы за 2022 года отмечается отрицательная динамика в результативности применения служебных собак. Так, в 2022 г. зафиксировано 663 случая применения служебных собак, в то время за тот же период в 2021 г. зафиксировано 845 случаев, что свидетельствует о снижении данного показателя на 21 %. Следует отметить, что в случаях применения служебных собак в интересах взаимодействующих органов наблюдается положительная динамика: в 2022 г. зафиксировано 37 случаев (2021 г. - 35 случаев, рост на 5,7 %) [1].
Необходимо обратить внимание на недостатки, возникающие в ходе несения службы караулов по охране учреждений УИС, на которые ориентированы наши исследования. Так, в ряде учреждений не назначаются в составы отдельных групп досмотра транспорта караулов по охране объектов УИС специалисты-кинологи со служебными собаками. Указанный недостаток, по нашему мнению, связан, прежде всего с дефицитом специалистов-кинологов в подразделении. Также имеются просчеты в системах охраны и надзора, распределении сил и средств на решение режим-но-охранных задач в учреждении. Данный недостаток необходимо относить к организационным и устранять его необходимо посредством контроля. Нарушением организационных основ в учреждениях является привлечение специалистов-кинологов к выполнению не свойственных им функций или выполнению служебных задач без служебных собак, что напрямую связано с некомпетентностью руководителей учреждения и отсутствием должного контроля со стороны руководства территориального органа. В разряд нарушения должностных полномочий сотрудника-кинолога следует относить такие недостатки, как:
- невыдвижение в составе резервной группы караула во главе с ПНК по КС при срабатывании охранных извещателей;
- неназначение второго ПНК по КС (кинолога-патрульного) со служебной собакой в составы караулов по охране;
- несоответствие фактического несения службы кинологами-патрульными графикам патрулирования;
- непроведение ПНК по КС проверок состояния контрольно-следовой полосы в карауле по охране;
- завышение результатов выполнения упражнений служебными собаками.
Все вышеперечисленные недостатки приобретают системность в случае отсутствия должного контроля руководителей и своевременного разбора, коррекции недостатков с подчиненными, поиску путей их решения коллективами сотрудников. При попустительстве руководителей, подчиненные сотрудники ищут несложные пути решения вопросов в конкретной ситуации, даже если этот шаг расходится с утвержденной нормой регламентирующих службу источников. Зачастую легкий путь развития событий при выполнении служебных задач, выбранный сотрудниками, сопровождается несоблюдением ими и попросту игнорированием мер безопасности, что в конечном итоге приводит к чрезвычайному происшествию в учреждении.
На сегодняшний день не все территориальные органы полноценно внедрили в служебную деятельность кинологических подразделений вышеупомянутую модель, и только в 42 территориальных органа согласно требований Порядка обращения со служебными животными и модели привели численность караульных собак в требуемое соответствие, где караульные собаки были сокращены, а посты караульных собак были ликвидированы в полном объеме. В других территориальных, не вошедших в это число, численность караульных собак была приведена в соответствие с выделенной численностью вожатых, количество постов караульных собак приведено в соответствие с численностью караульных собак, с учетом периодичности их смены на постах [7].
Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальных вопросах, препятствующих нормальной организации служебной деятельности сотрудников-кинологов. Без тщательного анализа и пересмотра условий несения службы, условий обращения со служебными собаками невозможно добиться положительной динамики в данной сфере деятельности, сохранить кадровый потенциал, сплотить коллективы сотрудников и мотивировать их к профессиональному росту.
Библиографический список
1. Об итогах служебной деятельности кинологических подразделений учреждений и органов УИС в 2022 году и мерах по ее совершенствованию: письмо ФСИН России от 06.03.2023 № 08-17554 (документ опубликован не был).
2. Чекмазов С. Е. О модели тактики применения и организационно-штатной структуры кинологических подразделений уголовно-исполнительной системы // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сборник тезисов выступлений и докладов участников. Рязань, 2017. С. 429-434.
3. Игнатьев А. М. Кадровый потенциал кинологических подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Синергия наук. № 27 / 2018. С. 635-639.
4. Об итогах служебной деятельности кинологических подразделений учреждений и органов УИС в 2017 году и мерах по ее совершенствованию: обзорное письмо ФСИН России от 26.03.2018 № исх-08-20134 (документ опубликован не был).
5. Пасечник В. Н., Драгун О. В., Ондар Д. А. Административно-правовое обеспечение деятельности кинологических служб ФСИН России // Научный альманах Центрального Черноземья. № 3-10 / 2022. С. 406-416.
6. Масленников Е. Е., Полякова Е. Н. Актуальные проблемы функционирования кинологических подразделений уголовно-исполнительной системы в условиях действующего бюджетного финансирования // Пробелы в российском законодательстве. Функционирование кинологических подразделений УИС. 2018. № 6. С. 179-181.
7. Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Приказ ФСИН России от 31.12.2019 № 1210 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 29.10.2023).
References
1. Ob itogah sluzhebnoj deyatel'nosti kinologicheskih podrazdelenij uchrezhdenij i organov UIS v 2022 godu i merah po ee sovershenstvovaniyu: pis'mo FSIN Rossii ot 06.03.2023 no. 08-17554 [On the results of the official activities of the cynological units of institutions and bodies of the penal system in 2022 and measures to improve it: letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 06.03.2023 no. 08-17554] [in Russian].
2. Chekmazov S. E. O modeli taktiki primenenija i organizacionno- shtatnoj struktury kinologicheskih podrazdelenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [About the model of tactics of application and organizational and staff structure of canine units of the penal system]. III Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum «Prestuplenie, nakazanie, Ispravlenie» (k 20-letiju vstuplenija v silu Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii): sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov [III International Penitentiary Forum «Crime, punishment, Correction»]. Ryazan, 2017, pp. 429-434 [in Russian].
3. Ignat'ev A. M. Kadrovyj potencial kinologicheskih podrazdelenij uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Personnel potential of cynological units of institutions and bodies of the penal system]. Sinergiya Nauk [Synergy of Sciences], 2018, no. 27, pp. 635-639 [in Russian].
4. Ob itogah sluzhebnoj deyatel'nosti kinologicheskih podrazdelenij uchrezhdenij i organov UIS v 2017 godu i merah po ee sovershenstvovaniyu: pis'mo FSIN Rossii ot 26.03.2018 no. 08-20134 [On the results of the official activities of the cynological units of institutions and bodies of the penal system in 2017 and measures to improve it: letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 26.03.2018 no. 08-20134] [in Russian].
becthèk emu
5. Pasechnik V. N., Dragun O. V., Ondar D. A. Administrativno-pravovoe obespechenie deyatel'nosti kinologicheskih sluzhb FSIN Rossii [Administrative and legal support of the activities of the cynological services of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Nauchnyj al'manah Central'nogo Chernozem'ya [Scientific Almanac of the Central Chernozem region], 2022, no. 3-10, pp. 406-416 [in Russian].
6. Maslennikov E. E., Poljakova E. N. Aktual'nye problemy funkcionirovanija kinologicheskih podrazdelenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v uslovijah dejstvujushhego bjudzhetnogo finansirovanija [Actual problems of functioning of canine units of the penal system in the conditions of the current budget financing]. Probely v rossiyskom zakonodatelstve. Funkcionirovanie kinologicheskih podrazdeleniy v UIS [Gaps in the Russian legislation Functioning of the canine units of the UIS], 2018, no. 6, pp. 179-181 [in Russian].
7. Ob utverzhdenii Porjadka obrashhenija so sluzhebnymi zhivotnymi v uchrezhdenijah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii: prikaz FSIN Rossii ot 31.12.2019 no. 1210 [On approval of the Procedure for the treatment of service animals in institutions and bodies of the penal enforcement system of the Russian Federation: Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 12.31.2019 no. 1210]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet Portal of Legal Information] (www.pravo.gov.ru) (Accessed: 10.29.2023) [in Russian].