Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
зерновой подкомплекс / рынок / структура / регулирование / затраты / рентабельность / grain subcomplex / market / structure / regulation / costs / profitability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Смирнов

Отмечается, что административное и экономическое регулирование современного зернового рынка без научного обоснования оказывается зачастую малоэффективным. Огромный внутренний потенциал обеспечения страны собственным продовольствием остается недостаточно использованным, в результате мы по-прежнему зависим от импорта целого ряда продуктов питания основой которых является зерно. Структурное понимание зернового подкомплекса предлагается дополнить четвертой сферой «зерновой рынок» и считать ее системообразующим инструментом. Выявлены тенденции методологии развития и регулирования рынка зерна с учетом условий и факторов их определяющих. К таковым отнесены повышение объемов, сложность и разновидность зерновых рынков, тенденция динамичного развития с изменением внутренних и внешних условий, растущая вероятность угроз, проявление мало прогнозируемых и непредвиденных факторов риска, трудности процессов принятия решений, повышения качества персонала менеджмента, сложности прогнозирования конъюнктуры рынка, трансформация статической картины развития рынка в динамическую, повышение значимости фактора госрегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF GRAIN MARKET DEVELOPMENT REGULATION

Administrative and economic regulation of the modern grain market without scientific justification is often ineffective. Huge internal potential provision of country self-sufficient in food remains underutilized, as a result, we remain dependent on imports of a number of food based on grain. The structural understanding of the grain subcomplex is proposed to be supplemented by the fourth sphere of the "grain market" and considered as its system-forming tool. Tendencies of methodology of development and regulation of the grain market taking into account conditions and factors of their defining are revealed. These include an increase in the volume, complexity and variety of grain markets, the trend of dynamic development with changes in internal and external conditions, the growing probability of threats, the manifestation of little predictable and unforeseen risk factors, the difficulties of decision-making processes, improving the quality of management personnel, the complexity of forecasting the market situation, the transformation of the static picture of the market development into a dynamic, increasing the importance of the factor of state regulation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА»

11. Ushakova, 2018 - Ushakova E.O. Ispol'zovanie potencíala cifrovoj ekonomiki v turizme. [Elektronnyj resurs] // V sbornike: Upravlenie regionom: tendencii, zakonomernosti, problemy Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2-h chastyah. Pod obshchej redakciej T.A. Kuttubaevoj, A.V. Glotko. 2018. S. 162-165. - Dostup svobodnyj po URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_36444190_49726235.pdf - YAz. rus.

12. CHerevichko i dr., 2019 - CHerevichko T.V., Temyakova T.V. Cifrovizaciya turizma: formy proyavleniya [Elektronnyj resurs] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2019. T. 19. №№ 1. S. 5964. - Dostup svobodnyj po URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37178636_47861306.pdf - YAz. rus.

13. CHernova, 2016 - CHernova E.A. Tri sposoba upravleniya loyal'nost'yu klientov [Elektronnyj resurs]/ E.A. CHernova. In-tellektual'nyj i nauchnyj potencial XXI veka: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno - prakticheskoj konferencii (20 dek-abrya 2016 g., g. Kazan'). V 6 ch.CH.2 - Ufa: AETERNA, 2016 - 259 s. - Rezhim dostupa - svobodnyj po URL https://eli-brary.ru/ - (data obrashcheniya 01.07.2020) - YAz. rus.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10483

В.В. Смирнов - заведующий лабораторией кафедры Управления и маркетинга, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

V.V. Smirnov - Head of Laboratory of the Management and Marketing department, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА CURRENT ISSUES OF GRAIN MARKET DEVELOPMENT REGULATION

Аннотация: Отмечается, что административное и экономическое регулирование современного зернового рынка без научного обоснования оказывается зачастую малоэффективным. Огромный внутренний потенциал обеспечения страны собственным продовольствием остается недостаточно использованным, в результате мы по-прежнему зависим от импорта целого ряда продуктов питания основой которых является зерно. Структурное понимание зернового подкомплекса предлагается дополнить четвертой сферой «зерновой рынок» и считать ее системообразующим инструментом. Выявлены тенденции методологии развития и регулирования рынка зерна с учетом условий и факторов их определяющих. К таковым отнесены повышение объемов, сложность и разновидность зерновых рынков, тенденция динамичного развития с изменением внутренних и внешних условий, растущая вероятность угроз, проявление мало прогнозируемых и непредвиденных факторов риска, трудности процессов принятия решений, повышения качества персонала менеджмента, сложности прогнозирования конъюнктуры рынка, трансформация статической картины развития рынка в динамическую, повышение значимости фактора госрегулирования.

Abstract: Administrative and economic regulation of the modern grain market without scientific justification is often ineffective. Huge internal potential provision of country self-sufficient in food remains underutilized, as a result, we remain dependent on imports of a number of food based on grain. The structural understanding of the grain subcom-plex is proposed to be supplemented by the fourth sphere of the "grain market" and considered as its system-forming tool. Tendencies of methodology of development and regulation of the grain market taking into account conditions and factors of their defining are revealed. These include an increase in the volume, complexity and variety of grain markets, the trend of dynamic development with changes in internal and external conditions, the growing probability of threats, the manifestation of little predictable and unforeseen risk factors, the difficulties of decision-making processes, improving the quality of management personnel, the complexity of forecasting the market situation, the transformation of the static picture of the market development into a dynamic, increasing the importance of the factor of state regulation.

Ключевые слова: зерновой подкомплекс, рынок, структура, регулирование, затраты, рентабельность. Keyword: grain subcomplex, market, structure, regulation, costs, profitability.

Введение. Успешная конкуренция на современном зерновом рынке предполагает высокую компетенцию в вопросах регулирования его развития. Рынок зерна представляет сложную экономическую систему крупного сегмента агропромышленного комплекса. Поэтому менеджменту его участников следует хорошо ориентироваться в различных аспектах специфики производства, переработки, логистики, управления, маркетинга, учета и финансов, компьютерных технологий, транспорта, законодательства и других вопросах. Функциональная эффективность рынка оказывает определяющее влияние на надежность хлебофуражного снабжения, продовольственную безопасность страны, экспортные возможности формируют условия и факторы развития всего АПК. На особую значимость решения проблем повышения эффективности развития данного рынка указывает Госпрограмма развития сельского хозяйства с регулирующими возможностями до 2030 года, в которой приведены основные ориентиры развития зерновой отрасли с мерами государственного регулирования.

Следует отметить, что современная практика административного и экономического регулирования конъюнктуры зернового рынка без должного научного обоснования оказывается зачастую неэффективной. При огромном внутреннем потенциале продовольственное обеспечение нашей страны в значительной степени все

еще зависит от импорта ряд продуктов питания. Мы по-прежнему с повышательной тенденцией используем более трети зарубежного продовольствия в ежегодных объемах около $40 млрд, многие базовые позиции производства которых формируют зерновые.

В основном программном документе развития АПК государственный протекционизм ставит задачу доведения стабильного годового производства в 135 млн т, а экспорта - до 50 млн. т. Многие развитые страны, работающие по условиям ВТО, продолжают напрямую или же косвенно активно регулировать свои зерновые экономики с помощью весьма значимых финансовых инструментов, создавая себе конкурентные преимущества. В нашей же аграрной экономике уровень протекционизма сегодня составляет только $3,5 млрд, хотя первоначально ВТО соглашалось на $9 млрд уровень. Требуемой, по нашему мнению, планкой является государственной поддержка в $15 млрд.[5, 8]

На этом фоне необходим дальнейший поиск резервов роста эффективности зернового бизнеса, дальнейшее совершенствование системы экономики регулирования при росте участия государства. Основные перспективные возможности на этом пути кроются в динамичном развитии отраслей отечественного животноводства, как основного потребителя фуражного зерна и регулятора рассматриваемого сегмента экономики.

Высокая актуальность совершенствования методологии регулирования развития зернового рынка, повышения эффективности данного бизнесе диктуется растущей конкуренцией на внутреннем и внешних рынках. Недостаточная изученность всех перечисленных положений зернового рынка предопределила тему нашего исследования, необходимость рассмотрения ряда теоретических и прикладных организационно-экономических аспектов.

Основная часть. Процесс развития зернового рынка порождает большое число вызовов, которые требуют теоретического осмысления. Современная научная практика несет в себе значительное разнообразие дефиниций категории рынок зерна. Многие исследователи трактуют определение «зерновой рынок» в качестве института или механизма организационной формы текущего ритейла. Мы предлагаем рассматривать данный рынок с позиций маркетинга, учитывая что этот блок оказывает решающее влияние на показатели эффективности всех участников зернового бизнеса, на уровень удовлетворения потребностей конечных потребителей. Совершенствование теории построения и функционирования зерновых рынков диктуется необходимостью учета факторов ценовой волатильности, динамичности развивающихся рынков, быстро меняющиеся взаимоотношений. Все это требует углубленного анализа рыночной конъюнктуры, ценовых уровней, протекающих отраслевых процессов, изучения и учета тенденций инфраструктурного формирования рынков [4, 6 ].

Ряд экспертов выделяет такие уровни зерновых рынков как мировой, федеральный, региональный, территориальный, локальный. В соответствии с этим практика выделяет различные уровни зернового рынка. К первому уровню чаще относят национальный, ко второму - рынки федеральных округов или крупных экономических регионов, к третьему уровню - регионы краев и областей, к четвертому - местные или локальные, обычно территориально расположенные в границах экономического зонирования. Данный подход дает возможность сделать вывод, что первый и второй уровни подпадают под макрорегиональный масштаб, третий под мезорегиональный и четвертый под микрорегиональный уровень. Указанные кластеры различают по условиям и факторам ведения предпринимательской деятельности, объемам продаж, размерам локаций, межотраслевым связям, возможностям логистики хранения, транспортного сообщения и другим отличительным признакам. Мы рассматриваем рынок зерна и зернопродуктов как составную часть зернопродуктового подкомплекса АПК, который включает в себя все производственные, распределительные, продовольственно-потребительские стадии функционирования агропромышленного сектора с простым или расширенным воспроизводством [2, 3].

Практика развитых мировых зерновых рынков показывает еще меньшую долю выручки производителей зерна в готовых хлебобулочных изделиях, например в США она составляет менее 10%. Поэтому с высокой уверенностью можно прогнозировать динамику дальнейшего снижения сегмента отечественных производителей в рознице зерновой продукции. С другой стороны, такая динамика снижения побуждает эффективных производителей зерна повышать и дальше свои конкурентные возможности, правильно строить процесс принятия производственных и управленческих решений по регулированию развития зернового бизнеса, поиску новых более эффективных маркетинговых решений, инвестировать в свою переработку, новые переделы, логистику, фасовку, создание своей розницы и многое другое.

Показатели размеров и эффективности функционирования зернового производства и рынка зерна в Краснодарском крае демонстрируют динамику плавного повышения площадей под зерновыми за счет снижения сегмента кормовых и других культур, что свидетельствует о неблагоприятной тенденции снижения роли животноводства. В последние годы трансформация зернового рынка приобрела новое качественное наполнение с активным развитием экспортного сегмента благодаря поддержке государства, а также усилению всех элементов технологической и технической составлявшей, повышению качества менеджмента, росту мотивации большого бизнеса. За счет этого существенно возросли объемные показатели производства зерна.

Однако при этом следует отметить формирование новой неблагоприятной тенденции снижения качественных показателей производимого в крае, стране в целом зерна, растущие проблемы с техническим обеспечением, логистикой хранения зерна, транспортировкой, все еще слабой маркетинговой политикой, недостаточной развитостью других элементов рынка зерна [1, 7].

Все это обуславливает необходимость проведения дальнейшего детального исследования возможностей дальнейшего регулирования развития регионального зернового рынка с участием государства. Прежде всего мы обратили внимание, что в экономической литературе до сих пор не раскрыта дефиниция экономического инструментов регулирования развития зернового рынка АПК. Поэтому нами предлагается краткое и емкое определение данной категории как совокупность способов и средств управления регулированием развитием экономики рынка зерна.

Кроме того проведенные исследования позволили установить векторную разнонаправленность влияния уровня процесса интенсификации отраслевого производства на его рыночную результативность. Следует отметить, что большую роль всегда играли показатели эффективных граничных значений, порога инвестирования выше которого дополнительные вложения в одни и те же посевные площади снижают уровень рентабельности. Наши исследования показывают, что затраты выше 40 тыс. руб. на один гектар для условий хозяйств Северной зоны Краснодарского края зачастую приводят к снижению рентабельности и прибыли производителей зерна.

Использование стратегического SWOT-анализа фактологической базы бизнес среды регионального зернового рынка позволило выявить конкурентные позиции его участников. Эти данные являются основой построения стратегии регулирования дальнейшего развития рынка и других сегментов зернового подкомплекса АПК.

Мировая и отечественная практика бизнеса товаропроизводителей, переработчиков зерна и реализаторов готовой продукции, которые работают на рынках совершенной конкуренции показывает, что они не способны влиять на цены рынка, то есть не имеют достаточной рыночной власти по причине большого числа таких же как они производителей и продавцов зерна, и готовых зерновых продуктов прошедших все стадии переделов. Особенно это касается малых предприятий по переработке, торговых точек розничной торговли, сферы услуг и сервиса, малых снабженческих организаций, которые функционируют в условиях и по правилам монополистической конкуренции. Поэтому они в лучшем случае обладают лишь некоторыми, малозначительными властными возможностями чтобы влиять на цены рынка. С другой стороны отраслевые заводы по переработке, поставке материальной и технической продукции, ГСМ, запасных частей и других подобных материальных позиций и услуг чаще всего несут в себе черты олигополии, так как они обладают умеренными и часто даже довольно значительными возможностями по оказанию влияния на рыночные цены по своим продуктам и услугам. При этом поставщики энергетики, газа, услуг связи, ж.-д. перевозок часто выступают на рынке чистыми монополистами со значительной рыночной властью.

Поэтому малым и даже средним производителям сырьевого зерна объективно нужна господдержка, как участникам свободного рынка, которые не имеют рыночной власти, для создания равных условий на рынке свободной конкуренции по сравнению с субъектами которые обладают значительными властными возможностями.

Заключение

Мировая рыночная практика пользуется широким спектром инструментария регулирования своих рынков зерна влияя на внутренние и внешние цены. Но следует понимать, что этот процесс требует значительных объемов бюджетного инвестирования, чтобы повлиять на рыночную конъюнктуру и исказить ее в свою пользу.

В настоящее время рынок зерна выступает ключевым элементом всей системы зернового подкомплекса, который охватывает стадии производства, распределения, обмена, использования зерна в качестве сырья и потребления готовых продуктов розничным потребителем в условиях трансфертного взаимодействия всех участников рынка при векторе развития в расчете на максимальную выгоду, удовлетворение потребительского спроса. Учитывая сказанное, структурное формирование зернопродуктового комплекса следует дополнить за счет четвертого блока, сферы «зерновой рынок», который является ключевым и системообразующим элементом в формировании современного рынка зерна. Зерновой рынок следует рассматривать с учетом ключевого фактора маркетинга, что данный рынок существенно влияет на весь агропромышленный комплекс, удовлетворение потребительского спроса в зерновых продуктах питания.

Следует учитывать, что функционирование и развитие российского зернового рынка сегодня характеризуется наличием ряда сложных проблем, разрешение которых обусловлено высокой волатильностью развития, зависимостью от эффективности развития других блоков зернового подкомплекса и других отраслевых экономик. Таким образом, сбалансированное развитие рынка зерна является важным фактором эффективности всего зернового бизнеса, создания рабочих мест, повышения уровня жизни, снижения социального напряжения в регионе, стране.

Источники:

1. Алтухов, А.И., Клебанов И.И. Зерновое хозяйство России / А.И. Алтухов, И.И. Клебанов // Экономика сельского

хозяйства России. - 2014. № 2. - С. 29-34.

2. Быкова, Е.А., Кочергина Ю.А. Конкурентные возможности регионального зернового рынка АПК в условиях глобали-

зации // Труды Кубанского КубГАУ. - 2012. № 35. - С. 21-26.

3. Душевин, А.А. Экономические проблемы функционирования и регулирования зернового рынка / А.А. Душевин,

У.А. Быкова // Труды Кубанского ГАУ. - Краснодар: КубГАУ. - 2011. № 31. - С. 76-82.

4. Парамонов, П.Ф., Трубилин А.И. Проблемы развития регионального зернового рынка. - Краснодар: КубГАУ. - 1999.

- 430 с.

5. Российская экономическая модель-8: будущее в условиях кризиса глобализации / Е.Ю. Агарков, Э.К. Арутюнов, А.А.

Багмут и др. // Коллективная монография. - Краснодар: КубГАУ. - 2018. - 409 с.

6. Толмачев, А.В. Ценообразование в зерновом подкомплексе АПК / А.В. Толмачев // Аграрная наука. - 1998. № 5. -

С. 5-6.

7. Трубилин, А.И. Мировые рынки как основные детерминанты развития регионального зернового бизнеса / А.И. Тру-

билин, А.В. Толмачев, И.Г. Лысых // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -

2012. № 4. - С. 79-82.

8. Ушачев, И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации / И.Г. Уша-

чев// АПК: Экономика управления. - 2015. №3. - С. 1-9.

References:

1. Altukhov, A. I., Klebanov, I. I. Grain economy of Russia / A. I. Altukhov, I. I. Klebanov // Economics of agriculture in Russia.

- 2014. № 2. - P. 29-34.

2. Bykova, E. A., Kochergina Yu. A. Competitive opportunities of the regional grain market of the agro-industrial complex in the

conditions of globalization // Trudy KubSAU. - 2012. № 35. - P. 21-26.

3. Dushevin, A. A. Economic problems of functioning and regulation of the grain market / A.A. Dushevin, U. A. Bykova //

Proceedings of the Kuban State University. - Krasnodar: KubSAU. - 2011. № 31. - P. 76-82.

4. Paramonov, P. F., Trubilin A. I. Problems of regional grain market development. - Krasnodar: KubSAU. - 1999. - 430 p.

5. Russian economic model-8: the future in the context of the crisis of globalization / E. Yu. Agarkov, E. K. Arutyunov, A. A.

Bagmut and others. // Collective monograph. - Krasnodar: KubSAU. - 2018. - 409 p.

6. Tolmachev, A.V. Pricing in the grain subcomplex of the agro-industrial complex / A.V. Tolmachev // Agrarian science. - 1998.

№ 5. - P. 5-6.

7. Trubilin, A. I. World markets as the main determinants of regional grain business development / A. I. Trubilin, A.V. Tolmachev,

I. G. Lysykh // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2012. № 4. - P. 79-82.

8. Ushachev, I. G. Economic growth and competitiveness of agriculture in the Russian Federation / I. G. Ushachev // Agro-

industrial complex: Management Economics. - 2015. № 3. - P. 1-9.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10484

В.С. Солодкин - научный сотрудник, Юго-Западный государственный университет (solodkin@mail.ru),

V.S. Solodkin - research associate, Southwestern state University.

КРУПНЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ LARGE CORPORATIONS AS ECONOMIC SUBJECTS

Аннотация. Крупные корпорации выделяются уникальным потенциалом встраивания в сложные процессы многогранных изменений и разработки соответствующих механизмов управления изменениями. Благодаря наличию указанного потенциала, крупные корпорации преобразуют свои механизмы хозяйствования и управления в соответствие с изменившимися параметрами внешней среды, что позволяет им обеспечивать потребности своего устойчивого развития, реализовать необходимые функции и защищать свои конкурентные позиции. В этой связи исследование крупных корпораций как субъектов хозяйствования имеет определенную научную ценность. В статье проанализированы основные характеристики корпораций как субъектов хозяйствования, выявлены специфические характеристики крупных корпораций как организационных структур, визуализированы основные функции крупных корпораций и задачи, которые они обеспечивают, исследована специфика крупных корпораций как субъектов хозяйствования в мировой экономике.

Abstract. Large corporations stand out for their unique potential for embedding multifaceted change in complex processes and developing appropriate change management mechanisms. Due to the presence of this potential, large corporations transform their economic and management mechanisms in accordance with the changed parameters of the external environment, which allows them to meet the needs of their sustainable development, implement the necessary functions and protect their competitive positions. In this regard, the study of large corporations as business entities has a certain scientific value. The article analyzes the main characteristics of corporations as business entities, identifies the specific characteristics of large corporations as organizational structures, visualizes the main functions of large corporations and the tasks that they provide, investigates the specificity of large corporations as business entities in the world economy.

Ключевые слова: крупные корпорации, субъекты хозяйствования, менеджмент.

Keywords: large corporations, business entities, management.

Крупные корпорации лежат в основе мирового экономического развития. Они владеют огромными ресурсами, управляют целыми секторами экономики и обладают огромной политической властью. Например, несколько компаний, включая Bayer-Monsanto, PepsiCo и Nestlé, контролируют глобальную продовольственную систему, в то время как всего три компании - Samsung, Huawei и Apple - владеют почти 50% доли мирового рынка смартфонов. В сегодняшней глобальной экономике гигантские компании выполняют разнообразные коммерческие функции, которые когда-то выполнялись отдельными фирмами. Amazon, например, является розничным продавцом, кредитором, издательством, производителем, маркетинговой платформой и режиссером среди многих других [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.