УДК 347.6
Новохацкая Ирина Петровна
Кандидат юридических наук Старший преподаватель, Крымский филиал ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь
Шигонина Людмила Александровна
Преподаватель, Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ, В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены отдельные вопросы регулирования расторжения браков, заключенных между гражданами Российской Федерации и Украины, которые актуализировались вследствие принятия Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации. Основное содержание исследования составляет анализ особенностей правового регулирования расторжения браков. Стабильность брака с участием иностранных граждан больше подвержена риску, ввиду того, что правовое регулирование таких отношений осуществляется не только внутренним законодательством, но также и нормами иностранного права, а в отдельных случаях и международными соглашениями. Соответственно требуется пристальное внимание правовому регулированию этих отношений и их всестороннее изучение.
Ключевые слова: расторжение брака, супруги, иностранные граждане, орган регистрации актов гражданского состояния, административный порядок.
Irina Novokhatskiy
Ph.D. (Law), Senior Lecturer, Crimean branch «Russian State University ofjustice»,
Simferopol
Shigonina Ludmila
Lecturer, Crimean branch «Russian State University of justice», Simferopol
CURRENT ISSUES OF REGULATION DIVORCES, CONCLUDED BETWEEN THE CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND UKRAINE IN THE CONDITIONS OF ACCESSION OF CRIMEA TO THE
RUSSIAN FEDERATION
The article deals with some issues of regulation of the termination of marriages between citizens of the Russian Federation and Ukraine, which are actualized as a result of the adoption of the Republic of the Crimea and Sevastopol to the Russian Federation. The main content of the study is the analysis of features of legal regulation of divorce. The stability of marriage with foreign citizens at greater risk, due to the fact that the legal regulations of these relations are not just domestic law, but also the rules of the foreign law, and in some cases, international agreements. Accordingly, the required attention to legal regulation of these relations and their comprehensive study.
Keywords: divorce, spouses, foreign nationals, the body of civil registration, the administrative procedure.
В настоящее время чрезвычайно актуальным в мире является вопрос
правового регулирования интернациональных брачно-семейных
правоотношений, что свидетельствует о распространении процесса
глобализации на все без исключения сферы общественной жизни в государстве.
Анализируя проблемы укрепления семьи и брака, а в тоже время и тенденции к
увеличению количества разводов между гражданами других государств,
которые не могут не затрагивать интересы современного общества, следует
отменить вопрос о правоприменении коллизионных норм бракоразводного
законодательства. Появлению же необходимости законодательного
урегулирования расторжения браков между гражданами Российской Федерации
и Украины, изначально предшествовал распад СССР, когда желающие
расторгнуть брак супруги стали гражданами различных государств, а иногда и
проживали на территории разных стран. На сегодняшний день вопрос
346
расторжения браков между гражданами Российской Федерации и Украины актуализирован с еще большим размахом вследствие принятия Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации.
Следует заметить, что при появлении иностранной личности в семейных отношениях всегда будет возникать вопрос о применении и регулировании норм права. Важно понимать, органы, какой страны будут компетентны, принимать решения в процессе такого регулирования. Рассматриваемые проблемы относятся к области международного частного права. Соответственно, подобные вопросы находят ответы в специальных коллизионных нормах, которые и позволяют нам определить подлежащее применению право.
Так, согласно ст.159 Семейного кодекса РФ недействительность брака, который был заключен на территории Российской Федерации или же за ее пределами, определяется законодательством, которое применялось при заключении брака, в соответствии со статьями 156 и 158 настоящего кодекса1. Аналогичный принцип содержится и в Конвенции СНГ, заключенной в Минске в 1993 году, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В соответствии со ст.30 данной Конвенции по делам о признании брака недействительным применяется законодательство Договаривающейся Стороны, которое в соответствии со статьей 26 применялось при заключении брака. Вместе с тем заключение брака на территории России или же за рубежом в силу коллизионных норм возможно и с применением иностранного законодательства.
Применительно к семейным законодательствам России2 и Украины3 существуют две формы прекращения брака: административная и судебная. Вопреки мнениям, согласно которым административная форма расторжения
1 Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / О.А.Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под общ. Ред. С.А. Степанова. — Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. — 352с.
2 Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3.
3 Омейний кодекс Украши : за станом на 1 ач. 2011 р. //Вщомосп Верховно! Ради Украши (ВВР), 2002, № 21-22
брака недопустима ввиду того, что не оценивает обстоятельства прекращения брака, а только лишь узаконивает волеизъявление супругов (или одного из них), статистика показывает, что в органах регистрации актов гражданского состояния расторгается примерно каждый третий брак, в связи с чем с момента передачи полномочий по расторжению брака из ведения церкви под контроль государства основным в России и Украине признается именно административный порядок расторжения брака4. Это во многом объясняется произошедшей в конце 70-х годов прошлого столетия реформой расторжения брака, когда развод стал рассматриваться в качестве констатации неудачного брака.5
Возьмем в качестве примера расторжение брака органом регистрации актов гражданского состояния по заявлению одного из супругов, указанного в ч. 2 ст.19 СК РФ. Коллизионную проблему выбора закона порождают различные основания для инициирования расторжения брака в органе регистрации актов гражданского состояния, то есть особенности материально-правовой нормы семейного внутринационального законодательства. 6 В исследуемой статье, основаниями для расторжения брака по заявлению одного из супругов в органах записи актов гражданского состояния является признание судом супруга безвестно отсутствующим, недееспособным либо, если последний осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Кроме того, расторжение брака, по указанным основаниям, может осуществляться по инициативе одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей. Коллизионную проблему выбора закона порождают различные основания для инициирования расторжения брака в органе
4 Расторжение брака. [Электронный ресурс] : http: //www .zonazakona.ru/articles/index.php?a=11
5 Хачатрян В. Колiзiйнi питання шлюбно-шмейних вщносин у мiжнародному приватному прав^/[Электронный ресурс] : http://sug.kiev.ua/
6 Криволапова Е.А. Коллизионно-правовое регулирование брака с участием иностранного элемента [Электронный ресурс] :http://www.dissland.com/catalog/pravovoe_regulirovanie_braka_s_uchastiem_inostrannogo_eleme nta.html
регистрации актов гражданского состояния, то есть особенности материально-правовой нормы семейного внутринационального законодательства.
Аналогичные основания для расторжения брака в одностороннем порядке были предусмотрены семейным законодательством Украины до принятия 02 декабря 2010 года Закона «Про державну реестрацш аклв цившьного стану», которым исключена из Семейного кодекса Украины норма, предусматривающая возможность одного из супругов инициировать расторжение брака в административном порядке в случае осуждения другого на срок выше трех лет7.
Действующая сегодня норма Семейного кодекса Украины указывает, что расторжение брака органом государственной регистрации актов гражданского состояния возможно по заявлению одного из супругов при наличии двух оснований: признания судом супруга безвестно отсутствующим или признания его недееспособным. Следует заметить, что норма, содержащаяся в ст.107 Семейного кодекса Украины ничего не упоминает о наличии либо отсутствии у супругов детей.
Причем украинский законодатель, усматривая единственно возможное ограничение применения этой нормы в споре между супругами о разделе имущества, в ч. 2 указанной статьи уточняет, что брак будет расторгнут, независимо от наличия между супругами имущественного спора. Тем самым законодательно регламентирует отсутствие ограничений возможного применения такого механизма расторжения брака, в административном порядке. Более того, проблемы правоприменения по затрагиваемому вопросу обусловлены спецификой правовой природы коллизионных норм и уровня их правовой регламентации. Так, Украина, поддержав практику большинства европейских государств, урегулировала брачно-семейные отношения, осложненные иностранным элементом путем принятия отдельного закона в сфере международного частного права — Закона Украины «О международном
7 Закон Украины «Про державну реестращю акт1в цившьного стану"// Вщомосп Верховно! Ради Украши (ВВР), 2010, N 38.
частном праве». Так, данные отношения урегулированы Разделом IX указанного Закона «Кол1зшш норми шмейного права».
Россия же, унаследовав сформированную в советский период правовую традицию, пошла путем отказа от единого кодифицированного акта в сфере международного частного права и включила нормы, регулирующие расторжение брака с иностранным элементом в отраслевой закон — Семейный кодекс РФ.
Следует заметить, что согласно ст.160 Семейного кодекса РФ, как и в действующей до вступления в силу Семейного кодекса в ст.163 Кодекса о Браке и Семье РСФСР, предусмотрено, что расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.8 Часть 2 данной статьи, прежде всего, указывает на подведомственность дел о расторжении брака, уточняя, что гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. Кроме того, если в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, то брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.
Это дает основание нам утверждать, что коллизионные нормы Семейного кодекса РФ допускают монополизированное применение семейного права. Вместе с тем, происходит допущение отсылок к иностранному семейному праву при признании правоотношений с иностранными элементами, в случае если таковым выступает юридический факт расторжения брака (ч.3 ст.160 СК РФ).
Согласно Закону Украины «Про мiжнародне приватне право» прекращение брака определяются разветвленным перечнем коллизионных
8 Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации [Электронный ресурс] http://bibliotekar.ru/kodex-semya/163.htm
привязок, перечисленных ст.60 Закона и в соответствии с этим представляющих собой шкалу Кегля. В анализируемом Законе Украины формы расторжения брака унифицированы, вовсе не предусмотрена возможность его расторжения в административном порядке в дипломатическом представительстве либо в консульском учреждении.
Вместе с тем, Закон Украины «Про мiжнародне приватне право», предусматривает, что сам выбор, подлежащий применению в данных правоотношениях, осуществляется только в письменной форме или непосредственно вытекает из условий брачного договора. Более того, соглашение, заключенное в Украине, о выборе права должно быть нотариально удостоверено.
Применимо к расторжению брака в административном порядке по инициативе одного из супругов возникает вопрос, каким образом супруг, инициирующий развод, может осуществить выбор применимого правопорядка при отсутствии соглашения и брачного договора.
Анализируя Семейное законодательство Российской Федерации и Украины, стоит констатировать, что оба государства отказались от преобладающего в течение длительного времени в теории международного частного права представления о том, что всякий раз к семейным отношениям должно применяться лишь национальное право. Возможность применения иностранного права, которая основана на общепринятых принципах международного частного права, признана обоими государствами. Вследствие этого, в процессе такого применения естественно могут возникать определенные сложности. Докажем, что все это касается установления содержания иностранного права. В теории международного частного права существуют два принципиально различных подхода к природе иностранного права, которое и подлежит применению. В некоторых странах оно рассматривается лишь как одно из фактических обстоятельств дела и получается, что его содержание должно доказываться сторонами; в других же странах, к числу которых относится как Россия, так и Украина, иностранное право имеет статус права, а не
факта. Согласно этому его содержание не доказывается сторонами, а устанавливается правоприменительными органами.
Следует заметить, что вопросами установления содержания иностранного права обязаны заниматься компетентные государственные органа, осуществляющего его применение. Согласно с п. 1 ст. 166 Семейного кодекса РФ органы устанавливающие содержание выше упомянутых норм обязаны применять иностранное право в соответствии с его официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. В ст. 8 Закона Украины «Про мiжнародне приватне право» речь идет о таком же применении, как и в Российской Федерации, это дает нам основание говорить об одинаковом использовании иностранных норм при применении их судами или другими органами, устанавливающими его содержание согласно их официальному толкованию, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
При этом довольно трудно получить официальный текст иностранного закона, не говоря уже о его толковании, практике и доктрине. При этом оба государства закрепили норма, согласно которой при невозможности установить содержания иностранного права применяется право национальное. Но, к сожалению, эта норма никак не в силах решить коллизионные вопросы, возникающие в области расторжения брака.
Как уже было упомянуто ранее, в Минске между членами СНГ в 1993 г. была подписана Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Итог данной Конвенции был действительно жизненно необходимым, поскольку после распада СССР множество семей оказались проживающими на территории различных государств. Право выбора гражданства, которое в некоторых случаях было предоставлено жителям образовавшихся государств, в последующем повлекло за собой появление семей, члены которых имеют различное гражданство. Вследствие этого появилось большое количество дел о расторжении брака,
участники которых являются гражданами различных государств, а иногда и проживали на территории разных стран.
Следует заметить, что нормы данной конвенции уже давно требуют пересмотра, ведь они не способны в полной мере решить все коллизии в сфере брачно-семейных отношений с учетом динамики семейного законодательства обеих государств. Вероятнее всего коллизионно-правовое регулирование расторжения браков гражданами различных государств усложняется также тем, что нормы, содержащиеся в Семейном кодексе, Минской конвенции и двусторонних договорах, часто отличаются друг от друга. В таком случае возникает вопрос об их соответствии. В случае расхождения между коллизионными нормами, являющимися частью внутреннего российского или украинского семейного законодательства и нормами международной конвенции или договора, применяются нормы конвенции или договора. Все это вытекает из общего правила, которое закреплено не только конституционными нормами обоих государств, устанавливающих приоритет норм международного права, но и в ст. 6 Семейного кодекса РФ, и в ст. 3 Закона Украины «Про мiжнародне приватне право», в соответствии с которыми в случае расхождения между национальным семейным законодательством и международным договором, применяются нормы международного договора. Кроме того, цель создания национальных коллизионных норм заключается в том, чтобы они применялись лишь в случае отсутствия международной конвенции или двустороннего соглашения.
С точки зрения теории это приводит к параллельному существованию нескольких различных систем коллизионного законодательства в рамках одной правовой системы. Такой вывод связан с тем, что нормы конвенций и двусторонних соглашений также составляют часть российского и украинского семейного законодательства.
Таким образом, процедура расторжения браков в административном порядке призвана осуществить процедуру развода в наиболее упрощенной форме. Ввиду недостаточно четкого и полного урегулирования этого вопроса на
внутринациональном уровне, а также столкновения принципиально различных правопорядков на международном, процедура такого расторжения брака фактически отсутствует, что создает формальные трудности для граждан обеих государств. Понятно, что политическая составляющая вопроса не способствует разрешению законодательно сложившейся ситуации. Заложниками же сложных юридических последствий остаются граждане обеих государств.
Все это дает основание полагать, что вопрос разработки правового механизма осуществления «интернационального развода» по заявлению одного из супругов органами регистрации актов гражданского состояния подлежит безотлагательному разрешению.
Литература:
1. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации (учебно -практический) / О.А.Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под общ. Ред. С.А. Степанова. — Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. — 352с.
2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3.
3. Омейний кодекс Укра!ни : за станом на 1 шч. 2011 р. //Вщомосл Верховно! Ради Украши (ВВР), 2002, № 21-22
4. Расторжение брака. [Электронный ресурс] : http: //www.zonazakona.ru/articles/index. php?a=11
5. Хачатрян В. Колiзiйнi питання шлюбно-шмейних вщносин у мiжнародному приватному прав^/[Электронный ресурс] : http://sug.kiev.ua/
6. Криволапова Е.А. Коллизионно-правовое регулирование брака с участием иностранного элемента [Электронный ресурс] : http: //www.dissland. com/catalog/pravovoe_regulirovanie_braka_s_uchastiem_ino str annogo_elementa. html
7. Закон Украины «Про державну реестрацш аклв цившьного стану"// Вщомосл Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 2010, N 38.
8. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации [Электронный ресурс]:http://bibliotekar.ru/kodex-semya/163.htm
References
1. Comment to the Family Code of the Russian Federation (educational and practical) / O.A.Alekseeva, LV Zayats, LM Zvyagintsev, etc .; under the total. Ed. SA Stepanova. — Moscow: Prospekt; Yekaterinburg: Institute of Private Law, 2015. — 352 p. (
2. The Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 № 223 -
FZ.
3. The Family Code of Ukraine: as of 1 January. 2011 // Supreme Council of Ukraine (VVR), 2002, № 21-22
4. Dissolution of marriage. [Electronic resource]: http: //www.zonazakona.ru/articles/index.php? A = 11
5. V. Khachatryan Conflict issues of marriage and family relations in private international law // [Electronic resource]: http://sug.kiev.ua/
6. EA Krivolapova Conflict of legal regulation of marriage with a foreign element [electronic resource]: http: //www.dissland.com/catalog/ pravovoe_regulirovanie_braka_s_uchastiem_inostrannogo_elementa.html
7. Law of Ukraine "On state registration of civil status" // Supreme Council of Ukraine (VVR), 2010, N 38
8. Comment to the Family Code of the Russian Federation [the Electronic resource] http://bibliotekar.ru/kodex-semya/163 .htm