НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ БРАК
Никогосян С.А.
3.17. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ БРАКА, ЗАКЛЮЧЕННОГО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
Никогосян Стелла Анраниковна, аспирантка. Место работы: кафедра гражданского и предпринимательского права, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. e-mail: [email protected]
Аннотация: статья посвящена подробному рассмотрению оснований, порядку и правового регулирования недействительности брака, с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, заключенного на территории РФ и за ее пределами. Также описаны коллизионные вопросы недействительности брака.
Ключевые слова: недействительность брака, недействительность брака с участием иностранных граждан, недействительность брака заключенного на территории РФ и за ее пределами.
LEGAL FEATURES OF NULLITY OF THE SPOILAGE CONCLUDED IN TERRITORY РОССИЙСКРЙ OF FEDERATION AND BEHIND ITS LIMITS
Nikogosyan Stella Anranikovna, postgraduate student. Place of study: chair of the civil and enterprise law, Kazan State University named after V.I.Ulyanov-Lenin. е-mail: [email protected]
Annotation: the article is devoted detailed consideration of the bases, an order and legal regulation of nullity of spoilage, including foreign citizens and stateless persons, the prisoner in territory of the Russian Federation and behind its limits. Also conflict questions of nullity of spoilage are described.
Key words: nullity of spoilage, nullity of spoilage including foreign citizens, nullity of spoilage of the prisoner in territory of the Russian Federation and behind its limits.
В нашем современном мире стираются границы между странами и все больше граждан имеют возможность пересекать эти границы, посещать другие государства, знакомиться с другой культурой, с людьми другой национальности и в последствии заключать браки с гражданами других государств. В итоге создаются семьи, члены которых имеют разные гражданства. Но, при возникновении оснований считать данные браки недействительными, возникает сложность правового регулирования данного вопроса, т.к. семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства связаны сразу с двумя, а иногда и даже с несколькими, государствами, если один из супругов или оба супруга имеют не одно гражданство, то соответственно с двумя и более правовыми системами, которые часто по-разному решают вопросы брака и семьи.
Как отмечает Л.М. Пчелинцева «отмена Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ)1 «территориального» подхода к заключению браков с
1 Семейный кодекс РФ / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (с изм. от 30.06.2008 N 106-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
участием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ и введения принципиально нового способа определения условий вступления в брак (на основании законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак) не могла не отразиться и на основаниях признания их не-действительными2».
В ныне действующем СК РФ не содержится определения недействительности брака, в связи, с чем его правовую природу можно постичь лишь, обращаясь к доктринальным положениям юридической науки. О недействительном браке рассуждали отечественные цивилисты XIX в. Так, К. Кавелин считал, что недействительный брак - это «такой союз мужчины и женщины, который имел лишь обманчивый вид брака, на самом же деле никогда им не был и потому не может иметь и последствий действительного законного брака»3.
Итак, ст. 159 СК РФ гласит, что недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за пределами, определяется законодательством, которое в соответствии со статьей 156 и 158 семейного кодекса применялось при заключении бра-ка4. Т.е. согласно ст. 159 СК РФ основания недействительности брака, заключенного на территории РФ или за ее пределами, следуют из требований того законодательства, которое применялось при заключении брака, т.е. содержание ст. 159 СК РФ взаимосвязано с требованиями ст. 156, 158 СК РФ о форме, порядке и условиях заключения брака. Поэтому при признании недействительным брака, заключенного на территории РФ или за ее пределами включая браки между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами и лицами без гражданства, возможно применение норм как российского, так и иностранного семейного законодательства. Обязательным для лиц, вступающих в брак на территории РФ, или для российских граждан, заключающих брак за пределами территории РФ, будет являться соблюдение требований ст. 14 СК об обстоятельствах, препятствующих заключению брака. Так, по мнению Л.М. Пчелинцевой о данном положении - «если брак заключен на территории РФ между гражданкой РФ и иностранным гражданином, то основаниями признания его недействительности будут нарушения норм законодательства, применявшегося при его заключении. В частности, форма и порядок заключения этого брака, условия заключения брака российской гражданкой, а также препятствия к вступлению в брак, как для российской гражданки, так и для иностранного гражданина, будут определяться российским законодательством»5. Т.е., по семейному законодательству РФ, основываясь на статьи 27-30 СК РФ, следует определять и основания, порядок признания данного брака недействительным, а также круг лиц, которые имеют право требовать признания этого брака недействительным, и, следовательно, правовые последствия недействительности брака. А в связи с тем, что условия заключения брака для гражданина иностранного государства определяются законодательством его страны, этот брак может
2 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов / М.: Норма, 2007. С. 669.
3 Кавелин К. Очерк юридических отношений возникающих из семейного союза. СПБ, 1934. С. 61.
4 Семейный кодекс РФ / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (с изм. от 30.06.2008 N 106-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
5 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов / М.: Норма, 2007. С. 670.
3'2010
Пробелы в российском законодательстве
быть признан недействительным по основаниям нарушения норм иностранного законодательства об условиях вступления в брак.
Обращаясь к комментарию ст. 159 СК РФ «Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации», я согласна с мнением О.Н. Низамиевой, которая говорит о том, что «норма комментируемой статьи о недействительности брака является коллизионной, ведь как уже отмечалось, она сформулирована во взаимосвязи с положениями ст.ст. 156 и 158 СК РФ относительно формы и условий заключения брака»6.
Анализируя мнения таких авторов как О.Н. Низамие-ва, Л.М.Пчелинцева, Н.И. Марышева приходим к выводу, что основания и правовые последствия недействительности брака могут определяться как в соответствии с положениями российского законодательства, если брак был заключен на территории России, так и в соответствии с законодательством иностранного государства - места заключения брака.
Так по словам Н.И. Марышевой, «если при заключении брака в России подлежало применению российское законодательство (к форме и порядку заключения брака, к условиям заключения брака российского гражданина, к препятствиям к заключению брака иностранного гражданина), недействительность брака с точки зрения формы и порядка, а так же условий заключения брака российского гражданина будет определяться по российскому законодательству» .
При признании в России недействительными браков, заключенных за пределами РФ, определяющим считается законодательство, которое применялось при заключении брака. Если же брак был заключен за границей с применением российского законодательства, то брак может быть признан недействительным по основаниям нарушения требования российского закона об условиях вступления в брак. Признание иностранных решений о недействительности брака осуществляется в России согласно ст. 415 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)8.
Коллизионные нормы о недействительности брака содержат те заключенные Россией договоры о правовой помощи, в которых определено право, подлежащее применению к заключению брака. Договоры, как Минская конвенция 1993 г. предусматривают, что по делам о признании брака недействительным применяется законодательство государства, которое применялось при заключении брака9. Следовательно, по мнению Н.И. Марышевой, «способ решения коллизионного вопроса здесь тот же, что и в российском законодательстве. Аналогичный принцип действует, как правило, и в иностранных государствах»10.
6 Комментарий к семейному кодексу Российской федерации (постатейный) / отв. ред. Низамиева О. Н. // М.: - Проспект 2010. С. 506.
7 Марышева Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России / М.: - Волтерс Клувер 2007. С. 128.
8 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. от 09. 11. 2009 г. № 246-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
9 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Была заключена в г. Минск, 22 января 1993 г. Вступила в силу 19.05.1994. Россия ратифицировала Конвенцию 04.08.1994 №16-ФЗ. Конвенция прекратила свое действие на основании п. 3. ст 120 Конвенции от
07.10.2002 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2.
10 Марышева Н. И. Семейные отношения с участием иностран-
цев: правовое регулирование в России / М.: - Волтерс Клувер
2007. С. 128.
Согласно комментариям к СК, под ред. О.Н. Низамиевой, к ст. 159 СК РФ процессуальный порядок признания брака недействительным будет подчинен законодательству той страны, компетентному органу которой надлежит рассматривать данное дело. В соответствии с ч. 1 ст. 409 ГПК РФ решение иностранных судов, в том числе об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ11. Вместе с тем, по ст. 415 ГПК РФ, в РФ признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов: о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ; о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ12.
Коллизионные нормы о недействительности брака содержатся в договорах Российской Федерации о правовой помощи, определяющих право, подлежащее применению к заключению брака, конвенции. Согласно ст. 30 Минской конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», по делам о признании брака недействительным применяется законодательство Договаривающейся Стороны, которое в соответствии со ст. 26 Конвенции применялось при заключении брака13.
Список литературы:
1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Была заключена в г. Минск, 22 января 1993 г. Вступила в силу 19.05.1994. Россия ратифицировала Конвенцию 04.08.1994 №16-ФЗ. Конвенция прекратила свое действие на основании п. 3. ст 120 Конвенции от 07.10.2002 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2.
2. Семейный кодекс РФ / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. от 30.06.2008 N 106-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. от 09. 11. 2009 г. № 246-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532
4. Кавелин К. Очерк юридических отношений возникающих из семейного союза. СПБ, 1934. С. 61.
5. Комментарий к семейному кодексу Российской федерации (постатейный) / отв. ред. Низамиева О. Н. // М.: - Проспект 2010. С. 505-506.
6. Марышева Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России // М.: - Волтерс Клувер 2007. С. 127-128.
7. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов // М.: Норма, 2007. С. 669-670.
11 Комментарий к семейному кодексу Российской федерации (постатейный) / отв. ред. Низамиева О. Н. // М.: - Проспект 2010. С. 506.
12 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (с изм. от 09. 11. 2009 г. № 246-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532
13Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Была заключена в г. Минск, 22 января 1993 г. Вступила в силу 19.05.1994. Россия ратифицировала Конвенцию 04.08.1994 №16-ФЗ. Конвенция прекратила свое действие на основании п. 3. ст 120 Конвенции от
07.10.2002 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2.