Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ»'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
регистрация бизнеса / IT-технологии / «теневой бизнес» / статус предпринимателя / банковский кредит / легальный бизнес. / business registration / IT technologies / «shadow business» / entrepreneur status / bank loan / legal business.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Решетняк Сергей Романович

В статье рассматривается процесс приобретения статуса участника предпринимательской деятельности и связанные с этим сложности в вопросе взаимодействия с государством в складывающихся условиях противодействия уходу бизнеса в «теневую» сферу и усиления значения цифровых технологий в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE PROCEDURE FOR CREATION OF A BUSINESS ENTITY IN THE CONDITIONS OF DIGITIZATION AND COUNTERING THE “SHADOW ECONOMY”

The paper examines the process of acquiring the status of a participant in entrepreneurial activity and the associated difficulties in terms of interaction with the state in the current conditions of countering the departure of business into the “shadow” sphere and strengthening the importance of digital technologies in this direction.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ»»

УДК 346.21

Решетняк С.Р.1

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Аннотация. В статье рассматривается процесс приобретения статуса участника предпринимательской деятельности и связанные с этим сложности в вопросе взаимодействия с государством в складывающихся условиях противодействия уходу бизнеса в «теневую» сферу и усиления значения цифровых технологий в данном направлении.

Ключевые слова: регистрация бизнеса, IT-технологии, «теневой бизнес», статус предпринимателя, банковский кредит, легальный бизнес.

Reshetnyak S.

REGULATION OF THE PROCEDURE FOR CREATION OF A BUSINESS ENTITY IN THE CONDITIONS OF DIGITIZATION AND COUNTERING THE "SHADOW ECONOMY"

Abstract. The paper examines the process of acquiring the status of a participant in entrepreneurial activity and the associated difficulties in terms of interaction with the state in the current conditions of countering the departure of business into the "shadow" sphere and strengthening the importance of digital technologies in this direction.

Keywords: business registration, IT technologies, «shadow business», entrepreneur status, bank loan, legal business.

Введение. В сложившихся условиях отмены всего российского и тотальных санкций, когда иностранный бизнес отказывается не только работать в нашей стране, но даже исполнять ранее заключенные обязательства, мы столкнулись с потребностью производить многое из того, что ранее импортировалось, самостоятельно. И тут единственным, кто может помочь в сложившейся ситуации, остается отечественный бизнес. И прежде всего субъекты малого и среднего бизнеса, которые должны наполнить объемами необходимой продукции региональные рынки.

Однако процесс создания и ликвидации бизнеса в нашей стране не так прост и не столь прозрачен, как хотелось бы. Что приводит к задержкам, которые не позволяют предприни-

мателям быстро приступить к деятельности, нередко теряя реальные деньги на простое.

Все это приводит к тому, что многие из тех, кто хотел бы заниматься предпринимательством, нередко отказываются от этой идеи, предпочитая либо продолжить работать в качестве наемных работников, либо остаться служащими в государственном секторе. Либо, что еще хуже, уходят в зону теневой экономики и работают нелегально.

Нелегальный бизнес в какой-то степени может содействовать наполняемости рынков, но при этом нередко возникает вопрос к качеству производимых таким бизнесом товаров или же к методам, которые такие «предприниматели» используют при взаимодействии с партнерами и контрагентами. Кроме того,

1 Решетняк Сергей Романович, старший преподаватель кафедры правового обеспечения деятельности органов власти, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: sergey. reshetnyak.85@mail.ru

Sergey Reshetnyak, Senior Lecturer, Department for Legal Support of Authorities Activity, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: sergey.reshetnyak.85@mail.ru

теневой бизнес не может обеспечить покрытие потребностей государства, поскольку государство может взаимодействовать лишь с законными субъектами предпринимательской деятельности.

Современные процессы внедрения цифровых инструментов и сервисов в процесс регистрации предпринимательской деятельности приобретают достаточно большое значение для глобальных процессов цифровизации российской экономики и влияют на процесс ее правового регулирования. При этом уже сейчас возрастает значение процесса цифро-визации для оценки легальности и последующего ведения бизнеса, в том числе и за счет внедрения смарт-контракта как формы заключения сделки.

Не менее интересными и требующими всесторонней правовой оценки являются процессы применения цифровых инструментов для легитимации бизнеса в вопросе получения банковского кредита, привлечения инвестиций и участия в программах государственной поддержки, а также осуществления контроля за предпринимательской деятельностью ее субъектов. Кроме этого, внедрение новых онлайн-инструментов регистрации и легитимации бизнеса с учетом существующей геополитической ситуации и целей стратегического развития Российской Федерации также нуждается в оценке с точки зрения влияния на отечественный бизнес.

Помимо этого, все описанные процессы говорят и о постепенном возрастании значения 1Т-технологий для сферы предпринимательства в России.

Процедуры создания и регистрации субъектов предпринимательской деятельности в условиях цифровизации. Актуальным становится и вопрос фактического момента приобретения субъектом предпринимательской деятельности правосубъектности в гражданских правоотношениях в контексте защиты и соблюдения конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью. Несмотря на то, что де-факто субъект предпринимательства создается на основании решения учредителя, реальные полномочия по участию в предпринимательской деятельности и соответствующий статус возникает

исключительно с момента государственной регистрации. Сама по себе процедура регистрации обычно рассматривается как комплексная деятельность, создающая правовые последствия в силу участия в ней органов государственной власти, цель которой - появление нового легального участника бизнеса.

Данный процесс является формализованным и детально прописанным законодательно [1; 2]. Однако в процессе регистрации могут возникать сложности, создающие риски закрытия бизнеса из-за допущенных нарушений. Указанные нарушения поднимают вопрос о легальности такой деятельности, что фактически делает все заключенные в этот период сделки незаконными.

Пройдя же регистрацию без нарушений, бизнесмен или корпорация, приобретают легальное право быть участником любых предпринимательских сделок, получать государственную поддержку, участвовать в закупках и совершать иные действия, направленные на извлечение прибыли.

Регистрация нужна для бизнеса, поскольку, не имея легального статуса предпринимателя, невозможно получить определенные правомочия, например разрешение на занятие отдельными видами деятельности или патентование товарного знака, так как по закону предоставляются лицензии и патенты на средства индивидуализации бизнеса исключительно субъектам с официальным статусом предпринимателя.

Процедура государственной регистрации бизнеса может происходить по различным сценариям. Самым простым способом является самостоятельная регистрация бизнеса, в которой будущий субъект предпринимательской деятельности собирает все необходимые для регистрации документы, самостоятельно обращается с заявлением и ждет отведенного по закону срока.

С появлением цифрового способа регистрации в режиме онлайн через сервисы государственных услуг или соответствующие ресурсы Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС) процедура регистрации стала еще более доступной, понятной и ускоренной. Если для регистрации выбирается такой спо-

соб, регистрационная информация сразу размещается на цифровых ресурсах ФНС.

Второй способ - коммерческий. Так называемый «бизнес под ключ». Этот вариант часто предлагают банки, которые готовы за соответствующее вознаграждение взять в свои руки прохождение процедуры. Благодаря такому подходу соответствующий банк открывает все расчетные счета будущего предприятия, что позволяет банку получать проценты за операции по этим счетам. В качестве примера приведем соответствующие предложения Райффайзенбанка [3] и Росбанка [4]. В обоих случаях предлагается методическая помощь по разработке учредительных документов, на основании которых и будет осуществлена регистрация. Также предоставляется информация по прохождению регистрации в режиме онлайн самостоятельно.

При этом, как на стадии подготовки документов и проведения собрания учредителей, так и на этапе прохождения официальной регистрации в налоговом органе, субъекты, стремящиеся стать участниками предпринимательской деятельности, обладают правом на защиту их прав и законных интересов путем оспаривания в административном и судебном порядке действий и решений органов государственной власти и третьих лиц, которыми могут быть компании, занимающие доминирующее положение на рынке и препятствующие появлению конкурентов, при условии их противоправности [5, с. 58].

Предметом правовой защиты будут выступать права и интересы граждан, и прежде всего конституционные права на занятие предпринимательской деятельностью и защиту конкуренции [6, с. 44].

Тем самым формируется факт предоставления субъективного права защиты граждан и компаний, стремящихся получить статус участников предпринимательской деятельности. А предметом защиты будут выступать их подлежащие оспариванию или нарушенные права и интересы.

В этом факте присутствует некая нелогичность. Согласно классическому подходу, субъекты предпринимательской деятельности становятся таковыми лишь после государст-

венной регистрации. Однако в таком случае они не могли бы на законных основаниях реа-лизовывать свое право на правовую защиту от противоправных действий в момент прохождения регистрации, поскольку, следуя логике еще не правосубъектны. Но такое право у них есть, и нередко они им пользуются, обращаясь в ФНС, Федеральную антимонопольную службу России (ФАС РФ) и в судебные органы по факту неправомерного отказа в регистрации в качестве участника предпринимательской деятельности, нарушения сроков постановки на учет и т. п.

И, если в случае с физическим лицом подобное право можно списать на отсылку к его конституционным правам гражданина, то в случае с юридическим лицом такой прием не работает.

Все вышеописанное говорит о фактическом возникновении правосубъектности участников предпринимательской деятельности в момент принятия решения о создании такого субъекта, а процедура регистрации лишь наделяет его возможностью быть участником предпринимательских правоотношений и участвовать в гражданском обороте и связанных с этим сделках.

Параллельно кардинально меняется ситуация и в вопросе предпринимательских сделок. Одним из последствий пандемии стало развитие онлайн-бизнеса, когда многие сделки заключались дистанционно, в том числе и с помощью такого инструмента как смарт-конт-ракт, предусматривающего полное отсутствие физического контакта контрагентов.

В этой связи, не имея возможности дать оценку другой стороне иначе как путем проверки ее документации, стали часто запрашиваться сведения о легальности бизнеса. С субъектами, не способными эти сведения предоставить, сделки чаще всего не заключались. А в некоторых случаях в принципе не заключались, поскольку сделки в цифровой среде значительно проще отследить и проверить их на предмет законности. Поэтому опытные предприниматели и грамотные потребители предпочитают вести дела лишь с законными представителями бизнес-сообщества, игнорируя нелегалов.

Цифровизация как инструмент противодействия «теневой» составляющей предпринимательской деятельности. Государство создает правовой режим ведения бизнеса, при котором лишь его законный сегмент становится безопасным и гарантированным со стороны самого государства, в то время как теневой сегмент приобретает рисковый характер. Поэтому предпринимателю проще пройти государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, чем постоянно находиться в страхе преследования со стороны законодательства [7].

Говоря о «теневом бизнесе», важно сказать, что сегодня в России прилагаются большие усилия по выводу бизнеса из серой зоны и созданию легальных условий его ведения. Этот вопрос нередко становится темой для обсуждения не только в Государственной Думе РФ в рамках принятия очередного закона, но и в научном сообществе.

В стратегических документах России, в первую очередь Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», большое внимание уделяется вопросам выведения бизнеса из зоны «теневой» экономики и перспективам легализации бизнеса [8].

Обострение геополитической ситуации лишь «усугубило» эту ситуацию для «серого» бизнеса, поскольку контроль за экономическими отношениями со стороны государства усилился. Он стал более незаметным, но и более строгим в вопросе применяемой ответственности по отношению к нарушителям.

Так же дела обстоят и с получением кредита для бизнеса. Ни один банк не предоставит заём, если предприниматель или компания не предоставят подтверждение легальности своего статуса, а также не смогут подтвердить законность средств, которыми оперирует бизнес, либо за счет которых производит расчет по долговым обязательствам. Поскольку это создает риски отзыва лицензии уже для самого банка.

При этом в современной экономике кредит является жизненно важным инструментом ведения бизнеса, поскольку позволяет оперативно привлекать свободные средства, в то время как

собственные активы находятся в обороте, и их извлечение из оборота приведет к существенным убыткам для предпринимателя [9, с. 57].

Заемные средства будут необходимы и при развитии бизнеса. Здесь речь идет об инвестициях. Но и их никто не предоставит, если бизнес официально не зарегистрирован [10, с. 276].

Отдельно следует отметить, что внедрение процессов цифровизации в процедуру регистрации бизнеса и последующую идентификацию субъекта предпринимательской деятельности приобретает актуальность в свете внедрения ESG-принципов и стандартов, которые ориентированы на улучшение внутренней экосистемы бизнеса, на более эффективное его функционирование и оценку со стороны государства. И чем более цифровизо-ванным, а, следовательно, более прозрачным становится процесс предпринимательской деятельности, начиная с момента регистрации и заканчивая ликвидацией субъекта предпринимательства, тем проще государству дать оценку его деятельности и оценить степень соблюдения ESG-стандартов.

Это, в свою очередь, позволит реализовать одно из ключевых стремлений государства в контексте введения ESG-стандартов, а именно, сохранение человека в конкретной стране, работающего на конкретного работодателя [11, с. 308].

Данное положение будет актуально и для контрагентов, и для простых потребителей, приобретающих продукцию данного субъекта предпринимательской деятельности.

Заключение. Государство предоставляет бизнесу множество возможностей для развития, но исключительно в том случае, если он легализован. Например, в период пандемии многие предприниматели из числа малого и среднего бизнеса получали государственную поддержку. Но лишь те его представители, которые были официально зарегистрированы. Остальным в праве на получение государственной поддержки было отказано.

Тем самым степень рисков при ведении легального бизнеса значительно меньше, чем при работе в «серой зоне». По этой причине многие предприниматели стали активнее ле-

гализовать свои бизнес. А государство стало упрощать работу бизнеса, облегчая бюрократические процедуры и создавая инструменты поддержки предпринимательской деятельности.

До настоящего момента важным в процессе легализации является доверие бизнеса к государству, которое, по сути, есть не что иное, как вопрос гарантированности прав предпринимателей. Возрастает роль государства в вопросе защиты прав предпринимателя. А сам вопрос выстраивания отношений предпринимателей и власти, дающих возможность бизнесу защитить себя за счет обращения к государству, приобретает системообразующие черты.

Важным в этом случае становится эффективность контроля бизнеса и органов власти, осуществляющих содействие и проверку, а также привлечение нарушителей установленных правил ведения бизнеса и государственного администрирования в данном воп-

росе к ответственности за противоправные действия.

При этом существенно возрастает значение информационной осведомленности бизнеса о правах, которыми он обладает, и о формах его современного ведения, в том числе в цифровых форматах. Параллельно усиливается значение 1Т-технологий в вопросе получения соответствующей информации.

Резюмируя, следует отметить, что в современный период времени Россия нуждается в развитии отечественного предпринимательства. Исходя из этого, необходимо создавать максимально приемлемые условия и среду для существования бизнеса внутри страны.

И в этой связи достаточно важной является работа по упрощению процедур регистрации субъектов предпринимательской деятельности и приданию им прозрачности, прежде всего за счет комплексного применения цифровых технологий в процессе регистрации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1-453) (с изменениями от 25 февраля 2022 года) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. №153. 10.08.2001.

3. Как открыть ООО самостоятельно - инструкция 2024 // Регистрация ИП и ООО с Райффай-зен Банк. URL: https://reg-raiffeisen.ru/otkryt-ooo-samostoyatelno.do

4. Как создать учредительный договор ООО в 2022 году // Регистрация ИП и ООО с Росбанком. URL: https://reg.rosbank.ru/dogovor-ob-uchrezhdenii-ooo.do?ysclid=l48zz0i6ap382840667

5. Дойников И.В. Актуальные проблемы предпринимательского права: монография. М.: Юстиция, 2020. 128 с.

6. Гогин А.А., Гогина Г.Н. Анализ соотношения категорий: предпринимательская деятельность и экономическая деятельность: сборник статей. Уфа: Аэтерна, 2018. С. 41-50.

7. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / под. ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. 3-е изд. М.: Норма, Инфра-М, 2017. 992 с.;

8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. № 159. 22.07.2020.

9. Черников А.Е. Правовые проблемы института предпринимательства и представительства в России // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1. С. 30-57.

10. Луночкина Е.Н. Понятие предпринимательской деятельности // OPEN INNOVATION: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. С. 274-277.

11. Решетняк С.Р. ESG - качественная трансформация Российской действительности // Стратегии развития общества и экономики в новой реальности: сборник трудов V Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РАНХиГС, 2023. С. 306-315.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Civil Code of the Russian Federation (Part One) (Articles 1 - 453) (as amended on February 25, 2022) // Rossiyskaya Gazeta. No. 238-239. 08.12.1994.

2. Federal Law of August 8, 2001, No. 129-FZ "On state registration of legal entities and individual entrepreneurs" // Rossiyskaya Gazeta. No. 153. 08/10/2001.

3. How to open an LLC yourself - instructions 2024 // Registration of individual entrepreneurs and LLCs with Raiffeisen Bank. URL: https://reg-raiffeisen.ru/otkryt-ooo-samostoyatelno.do

4. How to create a constituent agreement of an LLC in 2022 // Registration of individual entrepreneurs and LLCs with Rosbank. URL: https://reg.rosbank.ru/dogovor-ob-uchrezhdenii-ooo.do?ysclid=l 48zz0i6ap382840667

5. Doynikov I.V. Current problems of business law: monograph. M.: Justice, 2020. 128 p.

6. Gogin A.A., Gogina G.N. Analysis of the relationship between categories: entrepreneurial activity and economic activity: collection of articles. Ufa, 2018. P. 41-50.

7. Business law of the Russian Federation: textbook / pod. ed. E.P. Gubina, P.G. Lakhno. 3rd ed. M., 2017. 992 p.

8. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020, No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030" // Rossiyskaya Gazeta. No. 159. 07.22.2020.

9. Chernikov A.E. Legal problems of the institute of entrepreneurship and representation in Russia // Modern scientific research and innovation. 2018. No. 1. P. 30-57.

10. Lunochkina E.N. The concept of entrepreneurial activity // OPEN INNOVATION: collection of articles of the II International Scientific and Practical Conference. Penza, 2017. P. 274-277.

11. Reshetnyak S.R. ESG is a qualitative transformation of Russian reality // Strategies for the development of society and the economy in the new reality: collection of proceedings of the V International Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don: RANEPA, 2023. P. 306-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.