Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития Российской правовой системы на современном этапе ее развития'

Актуальные вопросы развития Российской правовой системы на современном этапе ее развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7841
659
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ РЕФОРМА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / RUSSIAN LEGAL SYSTEM / INTERNATIONAL AND NATIONAL LAW / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байниязова Зульфия Сулеймановна

В статье отмечается возрастание значения правовой системы в условиях проводимой в обществе правовой реформы; доказывается, что это связано с процессами обеспечения прав и свобод человека и гражданина, бурно развивающейся правотворческой деятельностью государства, активно происходящими процессами взаимодействия международного и национального права в условиях интеграции и глобализации, формированием и развитием институтов гражданского общества и правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pressing problems of the development of the Russian legal system

There is a description of the urgent problems in the Russian legal system at the present stage in the article. First of all the significance of the law system in the society is connected with the processes of providing human rights and freedoms, developing lawmaking activities of the state, coordinated actions of international and national law in the conditions of integration and globalization, and establishing and developing institutes of the civil society and constitutional state.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития Российской правовой системы на современном этапе ее развития»

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

3. С. Байниязова*

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ

СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: правовая политика, правовая система, правовая реформа, глобализация, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, имплементация, международное право.

Аннотация: В статье отмечается возрастание значения правовой системы в условиях проводимой в обществе правовой реформы; доказывается, что это связано с процессами обеспечения прав и свобод человека и гражданина, бурно развивающейся правотворческой деятельностью государства, активно происходящими процессами взаимодействия международного и национального права в условиях интеграции и глобализации, формированием и развитием институтов гражданского общества и правового государства.

Современная российская правовая система является недостаточно эффективной, разбалансированной, не может в полной мере оптимально выполнять свои функции. По словам Н. И. Матузова, «российская правовая система переживает трудный период своего становления и развития».1 По сравнению с периодом 90-х годов XX века перед отечественной правовой системой появились новые цели, обусловленные изменением многих ценностных параметров ее функционирования в общественной жизни. В связи с этим необходимо на теоретическом уровне определить и проанализировать актуальные вопросы правовой системы России.

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: zulfiyas®) yandex.ru

1 МатузовН. II. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 105.

В условиях проводимой в обществе правовой реформы значение правовой системы возрастает. Прежде всего это связано с процессами обеспечения прав и свобод человека и гражданина, бурно развивающейся правотворческой деятельностью государства, активно происходящими процессами взаимодействия международного и национального права в условиях интеграции и глобализации, формированием и развитием институтов гражданского общества и правового государства.

Конституция РФ закрепила демократический характер правовой системы, ее гуманистическую направленность. На нормативном уровне это закреплено в ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ. Первая широко известна и очень часто приводится в юридической литературе: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Положения ст. 18 также важны для государственной и юридической деятельности с точки зрения официальной практики Российского государства. В данной статье закреплено, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Акцентирован-ность на ценности, приоритете прав и свобод человека и гражданина - одна из важнейших особенностей современной российской правовой системы. Вместе с тем законодательное закрепление гарантий прав и свобод должно подкрепляться реальным механизмом их осуществления, что невозможно без проведения государством активной правовой политики в этой сфере. Как верно отмечает О. Ю. Рыбаков, «в отношении прав и свобод должна проводиться определенная политика, которая бы увязывала в единую систему существующие проблемы и, что самое главное, указывала бы пути их решения».2 Правовая политика ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на защиту прав и законных интересов субъектов.3

В реализации этого направления правовая система и правовая политика должны быть скоординированы, взаимосогласованы, функционально целенаправленны. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

2 Рыбаков О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004. С. 21.

3 См.: Малъко А. В. Правовая политика в условиях правовой реформы в современной России // Правовая политика России: теория и практика. М., 2006. С. 54.

следует рассматривать как важный приоритет общесоциального значения, необходимый для функционирования всей правовой системы, который определяет переход к устойчивому развитию российского общества. В соответствии с положениями Венской декларации и программой действия от 25 июня 1993 г. государства несут обязанность не только поощрять, но и защищать все права человека и основные свободы.4 Всякого рода отступление от этого положения является отходом от принципа соблюдения международных обязательств.

Не менее важным вопросом современной российской правовой системы является правотворческая деятельность государства. Современное Российское государство характеризуется активной правотворческой, в особенности законотворческой, деятельностью, как на федеральном, так и региональном уровне. Зачастую это приводит к несоответствию регионального законодательства федеральному. Конституция РФ в ст. 71 и ст. 72 определила основы нормотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов. Это базовые нормы, из которых следует исходить региональным органам государственной власти в процессе правотворческой деятельности. Без четко налаженной системы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в области правотворчества невозможно обеспечить единство и стабильность правовой системы. Оптимальное соотношение федерального и регионального законодательства является одним из обязательных условий совершенствования российской правовой системы, тогда как несоответствия между ними приводят к правовому дисбалансу, снижают эффективность правовой системы и приводят к ее противоречивому характеру. Противоречия в правовой системе ведут к деформации и дискредитации идеи права и законности.5 Поэтому содержание региональных нормативно-правовых актов не должно противоречить федеральному законодательству, законодательство должно выступать единой, внутренне согласованной системой правовых актов.6

На необходимость обеспечения согласования федерального и регионального законодательства указывается в ряде нормативно-правовых актов. В частности, в ч. 2 ст. 3. Федерального закона от 6 октября 1999 г.

4 См.: Международное публичное право. Сборник документов. М., 1996. Т. 1.

5 Лукашева Е. А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. № 5. С. 64.

6 Рыбаков О. Ю. Российская правовая политика ... С. 152; Концепции развития российского законодательства / Под. ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004. С. 63.

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено требование в течение трех месяцев после принятия федерального закона привести с ним в соответствие законодательство субъектов Российской Федерации.7

Актуальной является разработка определенных концептуальных положений по формированию законодательства в Российской Федерации, в которых закреплялись бы основы соотношения федерального и регионального законодательства. С этим связана другая, не менее важная проблема

- это формирование качественного законодательства. К сожалению, в этой сфере имеется масса неразрешенных вопросов, причиной которых является отсутствие единых концептуальных подходов. Качество законодательства влияет на качество правовой системы. Само «качество принимаемых законов и законодательства в целом напрямую зависит от того, насколько четко отлажен механизм подготовки и рассмотрения законопроектов, издания законов».8 Если обратиться к Указу Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», то в нем определены основы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в области принятия законов, которые и определяют те правила, какими необходимо руководствоваться регионам в своей законотворческой деятельности. В частности, закрепляется: «Законотворческий процесс в сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Следует совершенствовать законодательный процесс таким образом, чтобы мнение субъектов Российской Федерации учитывалось на этапе разработки концепций законопроектов».9 Кроме того существуют Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»1" и Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации»11. В них содержатся направления работы Правительства РФ концептуального, организующего, системного

7 Собрание Законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

8 Концепции развития российского законодательства... С. 55.

9 СЗ РФ. 1996. №23. Ст. 2756.

10 СЗРФ. 2001. №32. Ст. 3335.

11 СЗ РФ. 2009. № 19. Ст. 2346.

характера в области законопроектной деятельности. В частности, в первом постановлении содержатся требования принципиального характера, предъявляемые к концепции законопроекта Правительства РФ: «Концепция законопроекта представляет собой документ, в котором должны быть определены: основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся; место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы (выделено мной - 3. П.): общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов».

В правовой системе России закон является таким правовым актом, используя который законодатель устанавливает фундаментальные основы системы законодательства. Но актуальной проблемой для российской действительности является не увеличение законов, а позитивное оформление права через закон и его дальнейшее претворение в жизнь.

Особое внимание необходимо уделять процессу реализации законов. К сожалению, в российской правовой системе наблюдаются диспропорции в правотворческой и правоприменительной деятельности, отсутствие их диалектического соотношения, органичного единства. Это негативным образом отражается на состоянии правовой системы, правовой действительности и приводит к понижению уровня правового развития общества. Важно гармоничное соединение процессов формирования единого, оптимального, качественного законодательства и выработки практики его должной, эффективной реализации. То есть правовая система должна в полной мере функционировать на основе принципа единства правотворческой и правоприменительной деятельности. Только при таком условии она может действовать на оптимально сбалансированном уровне. В формировании и функционировании современной российской правовой системы важное значение имеет Конституции РФ. Данный нормативно-правовой акт является вектором развития правовой системы, ее нормативной основой, выполняет роль ориентира в правотворческой и правоприменительной деятельности

государства. К сожалению, конституционное правоприменение характеризуется недостаточно эффективным воздействием, необходимым для развития правовой системы. В Конституции РФ даже отсутствуют положения, посвященные принципам организации и функционирования правовой системы. Только один раз в ней упоминается понятие «правовая система». Это положение ч. 4. ст. 15, где закреплено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следует констатировать недостаточную нормативную регламентацию понятия «правовая система». Отсутствие нормативного осмысления современного состояния российской правовой системы снижает ее эффективность и потенциал. Проблема усугубляется также отсутствием концепции правовой системы. Правовая система не может эффективно функционировать без четкой выраженности ее основ на концептуальном уровне.

Следует отметить, что в Указе Президента РФ от 29 апреля 1994 г. «Об исследовательской программе "Пути и формы укрепления Российского государства'’» отдельно выделялся раздел «Развитие правовой системы Российской Федерации после принятия новой Конституции Российской Федерации», который определял приоритеты развития правовой системы. До сих пор эта программа является актуальной.

Не менее важным вопросом российской правовой системы можно назвать взаимодействие международного и национального права. Международное право оказывает регулирующее воздействие на национальное законодательство, право. Усиление взаимодействия международного и внутреннего права является одной из основных тенденций современной российской правовой системы. Основой для такого взаимодействия выступают положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»,12 в которых общепризнанные принципы и нормы международного права рассматриваются как нормативный компонент правовой системы России.

В условиях активно происходящих процессов интеграции взаимодействие международного и национального права является фактором, обеспечивающим правовое развитие общества. На это обращают внимание

12 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

Ю. А. Тихомиров, И. Н. Барциц и др. ученые.13 Огромное влияние международного права испытала российская правовая система в области прав и свобод человека. Достаточно сопоставить положения международно-правовых актов о правах человека и главу 2 Конституции РФ. Поэтому необходимо сбалансированное состояние и функционирование правовой системы России в международно-правовом пространстве.

Степень согласованности международного и национального права обуславливает эффективность правоприменительной деятельности. На современном этапе развития отечественной правовой системы теория и практика правоприменения столкнулись с проблемой, заключающейся в том, что при наличии нормативного регулирования данного вопроса, отсутствуют механизмы реализации принципа сочетания международного и национального права в деятельности судов. Тогда как «в процессе правоприменения... необходимо полностью и корректно учитывать соответствующие принципы и нормы международного права».14

Принцип сочетания международного и национального права в деятельности судов предполагает такой способ разрешения юридических дел, при котором наряду с нормами и принципами национального права учитываются международно-правовые идеи, нормы, закрепленные в основополагающих международно-правовых документах. Очевидно, что «международное право существенно отличается от внутреннего национального права каждой отдельной страны».15 Данное положение должно учитываться при формировании составных компонентов правовой системы России. В частности, с учетом данного положения должны создаваться и использоваться эффективные механизмы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Осуществление международно-правовых норм и принципов в правотворческой и в правоприменительной практике является показателем социальной ценности и эффективности самого международного права.

Сейчас проблема для российской правовой системы состоит не в установлении формального (юридического) соответствия ее институтов стандартам (образцам) международного права, а в определении того, какой

13 ТихомировЮ. А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. 3/4. С. 87; Барциц II. Н. Международное право и правовая система//Журнал российского права. 2001. № 12. С. 61.

14 Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 102.

15 Тите А. А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1973. С. 177.

должна быть деятельность правоприменительных органов Российской Федерации по адекватному осуществлению положений международного права. В этом состоит значение принципа соответствия внутригосударственного права общепризнанным положениям международного права.

Международно-правовые нормы и принципы, также как и нормы и принципы отечественного права должны быть юридическим обоснованием деятельности российских судов. На наш взгляд, важно саму концепцию судебной реформы проводить с учетом постановки вопроса о том, как будет реализован принцип сочетания международного и национального права в деятельности судов, и исходя из этого положения определять направления реформирования судебной системы. Однако применение норм и принципов международного права не должно приводить к утрате национальной специфики права и правовой системы российского общества.

Международное и национальное право должны действовать как единый нормативный комплекс в деятельности судов. Нельзя строго разграничивать нормы и принципы международного права и нормы и принципы внутреннего права в деятельности судов. Приоритетным направлением должна стать согласованность международного и национального начал в правоприменительной деятельности государства, тем более в судебной практике. Соблюдение и реализация принципа сочетания международного и национального права в деятельности судов является одним из основных факторов повышения эффективности российской правовой системы.

Особое практическое значение имеет исследование вопроса о применении положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года в российской правовой системе. Данный документ закрепил европейские стандарты, которым должна соответствовать и наша правовая система. Прежде всего речь ведется о необходимости гармонизации положений данного правового акта и правоприменительной деятельности Российского государства. В п. 10. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» говорится о том, что «Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место пос-

ле вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»)». В п. 11 этого Постановления далее отмечается: «Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. В силу пункта 1 статьи 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов». Таким образом, Верховный Суд РФ дал разъяснение, согласно которому правовая система должна функционировать на основе принципа интеграции международных стандартов в российскую правоприменительную практику. Однако реализация этого принципа осуществляется сегодня не в полной мере. Во многом причиной тому является проблема толкования и применения Конвенции непосредственно в рамках российской правовой системы.

Для достижения полной имплементации положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в России в ее правовой системе необходимо определить статус этого документа; принципы его применения в национальном законодательстве и в правоприменительной практике.

В XXI веке перед российской правовой системой стоят актуальные задачи, связанные с формированием и развитием гражданского общества и правового государства. На сегодняшний момент нельзя говорить о российском гражданском обществе и правовом государстве как некой реальности. Идея гражданского общества рассматривается как важнейший приоритет государства. К сожалению, законодательное и концептуальное закрепление понятия гражданского общества отсутствует. При всей существующей палитре взглядов, отсутствует системное понимание понятия «гражданское общество». На наш взгляд, данное понятие необходимо рассматривать с точки зрения концептуального подхода как качественную характеристику устройства общества, раскрывающегося в следующих основных аспектах: 1) исторический; 2) концептуально-правовой; 3) институциональный; 4) функциональный и т. д. Особая роль в формировании такого типа общества должна отводиться принципам, как основополагающим идеям, началам руководящего характера. В частности, это принцип юридического обосно-

вания, с учетом которого раскрывается юридический аспект становления гражданского общества. Процесс становления гражданского общества в России должен рассматриваться во взаимосвязи с процессом функционирования правовой системы. Последняя выступает важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества, определяет контуры его юридического развития. Только при таком условии можно достичь формирования и развития институтов гражданского общества. На реализацию этого направления направлено Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, утвержденное Указом Президента РФ от 6 ноября 2004 г., согласно которому Совет образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области развития институтов гражданского общества.16

Актуальным вопросом современной российской правовой системы в контексте рассмотрения процесса формирования гражданского общества является соотношение личных, общественных и государственных интересов. Фундаментальные изменения начала 1990-х гг. привели к кардинальным изменениям основ правовой системы России. Произошла переоценка ценностей, связанная с «новым» пониманием соотношения личных, общественных и государственных интересов. В настоящее время российский законодатель отдает явный приоритет личным интересам. Такая тенденция ясно прослеживается в законодательстве. В данном случае проблема состоит не только в том, какой юридической традиции придерживается российское право, но и в необходимости соотнести личные, общественные, государственные интересы в рамках самой правовой системы России. Важно, чтобы сама правовая система была нацелена на обеспечение согласованности частных и публичных интересов, уровень достижения которой влияет на социально-правовое положение личности в обществе. Здесь большое значение имеют институты гражданского общества, посредством которых создается определенный баланс личных и общественных интересов.17

В отличие от понятия гражданского общества идея правового государства нашла свое закрепление в Конституции РФ (ст. 1). Но и здесь есть определенные трудности концептуального характера. Отсутствие законодательного и концептуального определения понятия «правовое государство»

16 СЗРФ. 2004. №46(4. 2). Ст. 4511.

17 См.: Становление гражданского общества в России / Под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2000. С. 24.

не самым лучшим образом влияет на реализацию идеи правового государства, не позволяет выявить пути движения к этой цели. Очень важно понимание того, что идеи гражданского общества и правового государства должны стать законодательными идеями в широком смысле слова, основанными на концептуальном их осмыслении, анализе.

Правовая система, гражданское общество и правовое государство

- взаимозависимые, предполагающие друг друга понятия, которые в своем системном единстве должны определять национальное развитие. Так, если рассматривать взаимосвязь правовой системы и общества, то во многом характер правовой системы будет определяться типом общества, в котором она действует и, наоборот, правовая система может рассматриваться как фактор, стимулирующий либо сдерживающий общественное развитие. По верному утверждению И.А. Иванникова, «та или иная правовая система может способствовать либо препятствовать общественному прогрессу. Это зависит от целей, задач и социальной природы того общества, в котором она существует».18 Однако государственно-правовая модель развития России в XXI веке зиждется не только на идеях становления гражданского общества и правового государства. Формирование гражданского общества и правового государства - это лишь предпосылка для осуществления более широкомасштабного проекта страны, связанного с определением государс-твенно-правовой стратегии ее развития.

В XXI веке Российское государство сталкивается с проблемой определения сущности его правовой системы, направлений ее развития. Неопределенность пути, курса развития правовой системы создает неясность в понимании правового, в целом общественного развития. Необходима разработка теории подходов к осмыслению сущности правовой системы. На наш взгляд, можно выделить такие подходы, как: аксиологический; функциональный; юридический; социальный и др. Их использование позволит четко выявить свойства правовой системы, выявить те аспекты, которые необходимы для ее укрепления. В основе понимания сущности российской правовой системы должна находится идея формирования такого типа правопорядка (в широком его понимании), такого правового уклада общества, который бы гармонично сочетал в себе черты национального самобытного устройства государства и позитивных тенденций международного развития.

Из четкого понимания и осмысления сущности правовой систе-

18 Иванников II. А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д., 2003. С. 230.

мы России можно вывести направления ее развития. Российская правовая система сегодня придерживается в основном стратегии нормотворческого развития, выражающейся в чрезмерно активной правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, что зачастую не приводит к повышению качества реализации принятых норм права. Необходимо отойти от сугубо юридического осмысления правовой системы в сторону обоснования ее иных характеристик (нравственная, культурная и др.). Все это необходимо для совершенствования правовой системы, что является интегрированной задачей правовой реформы, включающей обновление всех ее элементов и обеспечение их оптимального взаимодействия, повышение целостности системы, от чего зависит эффективность правового регулирования в целом.19 Важно найти тот системообразующий принцип действия правовой системы, который позволит эффективно управлять правовой действительностью, противостоять имеющимся в ней негативным тенденциям (правовой нигилизм, понижение значимости ценностных ориентиров развития общества и др.).

Сегодня перед юридической наукой стоит задача формирования нового типа правовой системы. Об этом говорится и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года, в котором поставлена стратегическая задача - формирование качественно новой правовой системы.2" Постановка данной проблемы предполагает разработку основ мировоззренческого, концептуального понимания правовой системы. По сути, речь ведется о необходимости выработки стратегии правового развития Российского государства. Стратегия правового развития - это принципы осуществления приоритетов, закрепленных в Конституции РФ, российском законодательстве, приоритетов правовой системы и правовой политики. Данная стратегия определяет путь юридического развития общества, формирует модель правового бытия.

На современном этапе развития государства необходимо выйти на новые уровни концептуально-теоретического и методологического понимания правовой системы. В XXI веке важно выяснить следующие вопросы, имеющие принципиальный характер для правовой жизни российского общества: 1) какая природа характерна для современной российской правовой системы и каков путь ее дальнейшего развития; 2) какова роль правовой системы в регулировании общественных отношений; 3) каковы социаль-

19 См.: Титова Л. Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991. С. 130.

20 Российская газета. 2008. 6 ноября.

ные пределы функционирования правовой системы в обществе; 4) каковы социальные связи правовой системы, делающие ее устойчивой и стабильной; 5) каковы цели развития правовой системы, тот идеал, к которому она стремится; 6) какой фундаментальный юридический источник находится в основе данной правовой системы; 7) какова роль юридической доктрины в правовой системе. Одним из актуальных вопросов современной российской правовой системы является также определение ее статуса в обществе.

Правовая система России должна существовать и развиваться как целостное, устойчивое, гармоничное явление. Это влияет на реализацию целей права, в целом правовой системы; является условием решения многих правовых, социальных, экономических, политических и других проблем государства путем проведения соответствующей государственной политики. К сожалению, современной российской правовой системе не хватает устойчивого равновесия, что снижает эффективность правовых средств, правовой политики, мер, направленных на охрану интересов личности и общества. Необходимо разработать инструментарий, направленный на оптимизацию состояния правовой системы.

В условиях динамично развивающегося XXI века значение правовой системы России неуклонно возрастает, исследование вопросов ее дальнейшего развития приобретает актуальность и соответственно появляется необходимость ее углубленного теоретического осмысления.

Т. В. Милушева*

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова: правовое государство, ограничение власти, мораль, справедливость, равенство.

Аннотация: Статья посвящена представлению о социальной справедливости как нравственно-правовом критерии функционирования публичной власти. Обращается внимание на наличии прямых и обратных связей между принципом справедливости и ограничением публичной власти, на их взаимозависимость и взаимообусловленность.

Политические реалии конца XX - начала XXI в. привели к кардинальному изменению мирового порядка, вектора социального развития России. Восприняв либеральные ценности, провозгласив себя правовым государством, Россия должна соответствовать необходимым международным стандартам, положениям Всеобщей декларации прав человека, сообразуя свою деятельность с практикой других демократических государств. В «новых» условиях взаимодействие государственной власти и социальной общности происходит исключительно на правовом уровне. Управленческий потенциал публичной власти и возможности гражданского общества реализуются через правовые механизмы, которые выступают средством организации солидарного и справедливого социального порядка.

Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. По мнению О. В. Мартышина, «справедливость - важнейшая философская и общественная проблема, причем ее значение возрастает в эпохи ломки старых и утверждения новых порядков. Справедливость - идеал жизни общества, а, следовательно, государства и права как его составных частей».1

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина. E-mail: mtv62(S>mail.m

1 Мартынам О. В. Справедливость и право // Государство и право на рубеже веков. Материалы Всероссийской конференции. М., 2001. С. 165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.