Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРУЗОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОВИД-2019 / СОЮЗ ТРАНСПОРТНИКОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов С.М.

Для железнодорожного транспорта в России и по всему миру 2020 год оказался непростым в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной КОВИД-2019. Основная проблема, которая стоит на данный момент перед РЖД, это уменьшение числа перевозок пассажиров, и более того, обеспечение безопасных перевозок людей с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции и введение определенных мер по борьбы с вирусом для того, чтобы поездки оказались для пассажиров безопасными и комфортными. На сегодняшний день РЖД представляет собой группу компаний железнодорожного транспорта необщего пользования в основном это владельцы путей необщего пользования (ППЖТ), крупные промышленные предприятия и компании по ремонту и обслуживанию подвижного состава. Ограничения, которые были приняты Правительством в условиях распространяя новой коронавирусной инфекции, сильно сказались на работе железнодорожного транспорта необщего пользования, как и на многих других предприятиях иных отраслей экономики.[3]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES IN THE DEVELOPMENT OF FREIGHT-RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA

For railway transport in Russia and around the world, 2020 was not easy due to the epidemiological situation caused by Cake 2019. The main problem that currently stands in front of the Russian Railways is a decrease in the number of transportation of passengers, and moreover, ensuring self-passage of people in order to prevent the spread of a virus infection and the introduction of certain measures to combat the virus in order for trips to be for Passengers safe and comfortable. Today, Russian Railways is a group of non-commodity railway transport companies mainly this is Vlara-Delta of the ways of victim (PPGT), large industrial enterprises and rolling stock repair and maintenance companies. Restrictions that were adopted by the government in the context of spreading a new coronavirus infection have greatly affected the work of the railway transport of non-commodity, as in many other enterprises of other sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ»

Актуальные вопросы развития грузового железнодорожного транспорта России

см о см

со

О!

о ш т

X

<

т О X X

Степанов Сергей Михайлович

кандидат технических наук, директор по развитию, АО «Пром-желдор», stepanov.serg01@gmail.com

Для железнодорожного транспорта в России и по всему миру 2020 год оказался непростым в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной КОВИД-2019. Основная проблема, которая стоит на данный момент перед РЖД, это уменьшение числа перевозок пассажиров, и более того, обеспечение безопасных перевозок людей с целью предотвращения распространения ко-ронавирусной инфекции и введение определенных мер по борьбы с вирусом для того, чтобы поездки оказались для пассажиров безопасными и комфортными.

На сегодняшний день РЖД представляет собой группу компаний железнодорожного транспорта необщего пользования в основном это владельцы путей необщего пользования (ППЖТ), крупные промышленные предприятия и компании по ремонту и обслуживанию подвижного состава.

Ограничения, которые были приняты Правительством в условиях распространяя новой коронавирусной инфекции, сильно сказались на работе железнодорожного транспорта необщего пользования, как и на многих других предприятиях иных отраслей экономики.[3]

Ключевые слова: грузовой железнодорожный транспорт, КО-ВИД-2019, Союз транспортников, цифровизация.

Профильный бизнес, все профессиональное сообщество и саморегулирование, как и все рыночное пространство РФ неуклонно входят в новую цивилизацион-ную реальность - цифровую экономику.[8] Её влияние все явственнее ощущается в условиях ограничений, введенных в целях предотвращения дальнейшего распространения нового инфекционного заболевания: тысячи сотрудников выполняют сегодня трудовые функции в формате он-лайн, использую десятки различных коммуникационных цифровых платформ от скайпа до зума. Благодаря цифровым технологиям в сфере железнодорожного транспорта РФ мы добились по итогам 2020 года существенных изменений в сфере регулирования, оказавших, на мой взгляд, положительное влияние на стабилизацию ситуации в грузовом железнодорожном транспорте.

На первое место в этом событийном ряду по востребованности я бы поставил решение Росжелдора о продлении срока документации по условным номерам клеймения и аттестации производственных площадей предприятий по выпуску и ремонту подвижного состава до 31 декабря 2020 года.

Стоит отметить, что такой подход особо актуален в связи с тем, что любые санкции против производителей продукции и ремонта отражаются на потребителях более негативно, чем на провинившихся. Цифровые сервисы инфраструктуры имеют алгоритм запрета на любые операции с вагоном или локомотивом. В случае приостановки действия клейма предприятия, то ни в чем не повинные собственники не смогут даже осуществить его передислокацию в адрес другого предприятия. С учетом, что тысячи уже отремонтированных вагонов и десятки локомотивов ежедневно ждут согласования с собственником замены дорогостоящих деталей, все они станут на прикол на три месяца.

В этой обстановке как никогда актуальна интеграция саморегулирования и государственной политики в сфере железнодорожного транспорта для создания необходимых условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Сегодня дальнейшее движение вперед уже невозможно представить без цифро-визации. Предлагаю в цифровые сервисы инфраструктуры внести алгоритм и специальное сообщение, позволяющие передислокацию подвижного состава для завершения работ по ремонту. Сегодня это возможно только после сообщения 1354 из того ремонтного предприятия, который принял подвижной состав в ремонт. После приостановки действия клейма никакие сообщения от его владельца уже не принимаются. Все это, безусловно, должно найти отражение и в цифровых сервисах исполнительного органа власти в сфере железнодорожного транспорта. В настоящее время сервисы Росжелдора публикуют уже приостановленные клейма, но практика требует внедрение алгоритма предупреждения о приближении окончания срока действия клейма за недели две, а в случае досрочного прекращения - за 10 дней.

Полагаю, что без актуализации к национальной программе «Цифровая экономика»[8] нормативно правовых актов в сфере железнодорожного транспорта и обеспечения широкого доступа к ним причастных лиц, отрасль может через несколько лет оказаться в глубоком регуля-торном кризисе, что в свою очередь скажется очень печально и на ее экономику. Медлить в этом вопросе ни в коем случае нельзя. Авторитетные мировые ученые согласны с этим мнением и часто пропагандируют эту идею, в том числе в своих научных трудах.

Савушкина Ю.В.[6], мировой лидер среди экспертов-ученых по данным вопросам, неоднократно подчеркивала необходимость применения лучших международных практик [4,5]. Она особо подчеркивает: «Железнодорожный транспорт нуждается в совершенствовании, так как он способствует экономическому росту... управление поездом по удалённой схеме благодаря новым технологиям - самый перспективный вариант. Наиболее быстроразвивающимся видом железнодорожных перевозок на данный момент являются интермодальные перевозки, то есть перевозки, использующие для перемещения морских контейнеров или прицепов для грузовых автомобилей несколько видов транспорта (железнодорожные пути и океанские суда). Такие перевозки сочетают в себе удобство грузовых перевозок от двери до двери с экономией железных дорог на большие расстояния, что несомненно оказывает исключительно важное влияние на повышение эффективности логистики для предприятий розничной торговли и других. Результативность подобных перевозок обеспечивает США большим конкурентным преимуществом в мировой экономике. А основным источником, гарантирующим конку-ренто-способность железнодорожных интермодальных грузовых перевозок в США, выступает использование железнодорожных перевозок двойными штабелями, когда транспортные контейнеры загружаются вдвое дороже на специальных грузовых вагонах, что позволяет увеличить вдвое количество контейнеров, которые может перевозить один поезд, с равносильным сокращением эксплуатационных расходов.»[5]

В настоящее время для поддержи предприятий железнодорожной отрасли России были выработаны и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по мерам государственной поддержки, среди которых ключевое место занимал вопрос тарифного регулирования грузовых перевозок.

Я уже упоминали вклад Юлии Викторовны Савушки-ной и ее помощь всей индустрии в эти нелегкие времена. Я также обратился к ее экспертному мнению и изучил авторские публикации по данному вопросу. Так, в своей недавней статье «Влияние тарифного регулирования на выбор параметров вагонов-хопперов» Юлия Викторовна справедливо отметила, что «Процессы модернизации и инновации в железнодорожной отрасли должны быть ориентированы, прежде всего, на экономические аспекты, в частности тарифное регулирование. Собственникам подвижного состава необходимо понимать потребность техники, произвести расчеты расходов на движенческие операции, эксплуатационные параметры, тарифо-образование и т.п.»[4]

Упрощенный вид параметров, которые влияют на уменьшение затрат перевозчика изображен на рисунке 1.

В результате сейчас в ОАО «РЖД» проводится работа по оптимизации тарификации грузов первого тарифного класса.

Влияние на провозную плату параметров конструкции вагонов

грузоподъемность, т

масса тары,т

Количество осей, шт.

Длина по осям сие плени я автосцепки, мн

провожая п/чга эа 1 тонну

Эксплуатационные пара метр ы {формы отправления, повагон ная/каршрутнал отправки)

Перечень перевозимых грузов

География курсирования

Рисунок 1. Основные параметры тарифного регулирования для перевозчика[4]

Для грузов первого тарифного класса в базовых условиях действуют понижающие коэффициенты от 0,75 до 0,55 в зависимости от расстояния перевозки.

Для конкретных грузов действуют группа коэффициентов. Так, для коксующихся углей действует повышающий коэффициент 1,05, а для энергетических углей действует понижающий коэффициент 0,895.

Кроме того, для каменного угля при расстоянии свыше 3,3 (3,5) тыс. км действует дополнительный понижающий коэффициент 0,4. Так называемый перелом тарифа.

Такая же схема предусмотрена при перевозки железной руды.

Риск - отмена понижающих коэффициентов.

В случае, если ОАО «РЖД» отменит дополнительную скидку на дальность (0,4), то нагрузка на угольные компании увеличиться на 45 млрд. руб. в год.

Если аналогичную скидку отменить для рудников, то у них нагрузка увеличиться на 1 млрд. руб. в год.

Кроме того, в зону риска попадают лесные грузы, минерально- строительные, цемент.

В Прейскуранте Приложения №5 определены номера тарифных схем за перевозку в хопперах для цемента, соды, зерна, удобрений и т.п., которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Тарифная схема для специализированных вагонов[1]

Типы специализированных Вагоны

вагонов Общего парка Собственные

тариф за Тариф за (арендован-

использование использование ные)

инфраструкту- вагонов

ры и

локомотивов

РЖД

Номера тарифных схем

1. Крытый вагон для: цемента И2 В5 9

(типа хоппер)

2. Цистерны для:

цемента; ИЗ В8 9

кальцинированной соды В10

3. Крытый вагон для: зерна ИЗ В8 9

(типа хоппер): минеральных

удобрений, сырья для

минеральных уцоореннн

Говоря о тарифном регулировании грузов в специализированных вагонах необходимо учитывать спрос и предложение рынка, из этого будет строиться экономическая политика отрасли железнодорожных перевозок. [4]

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

CN

0

сч

РО

01

Предложения. В целях сохранения преемственности будущей и текущей тарифных политик необходимо исключить возможность принятия в одностороннем порядке решений, которые увеличивают совокупные транспортные расходы субъектов экономики. Вопрос о классификации грузов по тарифным классам целесообразно рассмотреть на Правительственной комиссии по транспорту с целью выработки Дорожной карты по ее совершенствованию и финансовой оценкой вносимых изменений, включая сближение тарифных классов между собой.[2]

Литература

1. Постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2003 N 4882)

2. Агеев С.Н. СРО СУЖДР актуализация ПТЭ в свете транспортной стратегии РФ и цифровизации отрасли / Материалы Круглого стола по железнодорожному транспорту общего и необщего пользования и вне-уличному транспорту, 2020 г. Ссылка на источник: http://irts.sU/wp-content/uploads/2020/11/2.-%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8 %D0%B0%D0%BB%D1%8B-

%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%BE %D0%B3%D0%BE-

%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%A1%D0%A2%D0%A0-%D0%BE%D 1 %82-29-10-20-002.pdf

3. Евстафьев И.П. Материалы круглого стола, 2020г. «Железнодорожная трехгодовка» Ссылка на источник: https://gudok.ru/upload/iblock/8ce/itogi-logistika-2017.pdf

4. Савушкина Ю.В. «Влияние тарифного регулирования на выбор параметров вагонов-хопперов» https://cyberleninka.пJ/article/n/vliyanie-taпfnogo-regulirovaniya-na-vybor-parametrov-vagonov-hopperov

5. Савушкина Ю.В. Стратегическое планирование инновационного развития предприятий железнодорожной индустрии: российский и зарубежный опыт»http://www. cemi.rssi.ru/publication/sborniki/sympoziu m/16%20Symp/Section3.pdf

6. Савушкина Юлия Викторовна. Энциклопедия: известные ученые (https://famous-scientists.ru/17027)

7. Соков В.А. Материалы круглого стола, 2020г. «Аграриям добавят скорости». Ссылка на источник: https://www.gudok.ru/upload/iblock/f0e/APK.pdf

8. Цифровая экономика https://base.garant.ru/72190282/

Topical issues in the development of freight-railway transport in russia Stepanov S.M.

JSC «Promzheldor»

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

For railway transport in Russia and around the world, 2020 was not easy due

to the epidemiological situation caused by Cake 2019. The main problem that currently stands in front of the Russian Railways is a decrease in the number of transportation of passengers, and moreover, ensuring self-passage of people in order to prevent the spread of a virus infection and the introduction of certain measures to combat the virus in order for trips to be for Passengers safe and comfortable. Today, Russian Railways is a group of non-commodity railway transport companies mainly this is Vlara-Delta of the ways of victim (PpGT), large industrial enterprises and rolling stock repair and maintenance companies.

Restrictions that were adopted by the government in the context of spreading a new coronavirus infection have greatly affected the work of the railway transport of non-commodity, as in many other enterprises of other sectors of the economy. Keywords: freight rail transport, CAID 2019, Union of T References

1. Decree of the FEC of Russia of June 17, 2003 N 47-t / 5 (as amended on

November 15, 2018) "On approval of the Price List N 10-01" Tariffs for the transportation of goods and infrastructure services performed by Russian railways "(Tariff Guide N 1, parts 1 and 2) "(Registered in the Ministry of Justice of Russia 09.07.2003 N 4882)

2. Ageev S.N. SRO SUJDR updating the PTE in the light of the transport

strategy of the Russian Federation and digitalization of the industry / Materials of the Round Table on public and non-public railway transport and off-street transport, 2020. Link to source: http://irts.su/wp-content/uploads/ 2020/11/2 .-% D0% 9C% D0% B0% D1% 82% D0% B5% D1% 80% D0% B8% D0% B0% D0% BB% D1% 8B-% D0% 9A% D1 % 80% D1% 83% D0% B3% D0% BB% D0% BE% D0% B3% D0% BE-% D1% 81% D1% 82% D0% BE% D0% BB% D0% B0-% D0 % A1% D0% A2% D0% A0-% D0% BE% D1% 82-29-10-20-002.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Evstafiev I.P. Round table materials, 2020 "Railway Three Years" Link to

the source: https://gudok.ru/upload/iblock/8ce/itogi-logistika-2017.pdf

4. Savushkina Yu.V. "The influence of tariff regulation on the choice of

parameters for hopper cars" https://cyberleninka.ru/article/nA/liyanie-tarifnogo-regulirovaniya-na-vybor-parametrov-vagonov-hopperov

5. Savushkina Yu.V. Strategic planning of innovative development of railway

industry enterprises: Russian and foreign experience

"http://www.cemi.rssi.ru/publication/sborniki/sympozium/16%20Symp/S

ection3.pdf

6. Savushkina Yulia Viktorovna. Encyclopedia: Famous Scientists (https://famous-scientists.ru/17027)

7. Sokov V.A. Round table materials, 2020 "They will add speed to the

farmers." Source link: https://www.gudok.ru/upload/iblock/f0e/APK.pdf

8. Digital economy https://base.garant.ru/72190282/

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.