/48 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 3 (53) УДК 539.1.074; 502/504
Актуальные вопросы радиационной безопасности населения при действиях компетентных организаций в случае обнаружения радиоактивных предметов
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
А.В. Вишняков, П.Л. Шишкин
Аннотация
Показаны актуальность отдельных вопросов, связанных с радиационной безопасностью населения. Сделан вывод о совершенствовании организации противодействия незаконному распространению источников ионизирующего излучения.
Ключевые слова: источник ионизирующих излучений; незаконное распространение; радиоактивные предметы; радиационная безопасность населения.
Current Issues Radiation Safety under the Action of the Competent Organizations in Case of Radioktivnym Items
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
A. Vishnyakov, P. Shishkin
Abstract
Shows the relevance of certain issues related to radiation safety of the population in the direction of the organization to counter the illicit proliferation of sources of ionizing radiation.
Key words: the source of ionizing radiation; illicit proliferation; radioactive items; radiation safety of the population.
Прогресс человеческого общества неуклонно повышает качество жизни, но вместе с тем создает предпосылки для возникновения различных угроз безопасности населения. Одним из важных элементов безопасности населения Российской Федерации является ее радиационная составляющая, т.е. состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения1.
Четко представляя степень техногенной и экологической опасности, которую несут радиационно-опасные объекты, такие как атомные электростанции, суда Атомфлота, предприятия ядерного топливного цикла, хранилища с радиоактивными отходами и т.д. [1-3], государство организовало строжайший и эффективный контроль всех составляющих деятельности атомной отрасли России.
Повышение безопасности атомной отрасли стало непреложным правилом в системе национальной безопасности, что нашло отражение в целом ряде правительственных программ.
Вместе с тем, уже достаточно длительный период обозначилась проблемная сторона радиационной опасности для населения на повседневном бытовом уровне, что прежде всего выражается в бесконтрольном распространении различных радиоактивных предметов, например деталей специальных приборов, малогабаритных источников ионизирующих излучений, утраченных при ненадлежащем хранении (рис. 1), ионизационных датчиков дыма, таких как РИД-1 и КИ, имеющих в своем составе радиоактивный изотоп Плутония-239, приборов со светомассой постоянного действия на основе солей радия, широко распространенных как на бытовом уровне, так и в технике до 1962 года (часы, компасы, тумблеры ППН-45 и т.д.) [4-8]. Причем следует отметить, что государство, признав реальную опасность радиационного плана, представляемую целым рядом изделий, не стало изымать такие предметы у населения, что однозначно указывает на их значительное распространение в быту и в настоящее время.
Рис. 1. Контрольный источник Б-8, извлеченный из измерителя мощности дозы ДП-5
Среди указанных изделий стоит особо выделить такую группу, как бесхозные предметы, так как именно они чаще всего находятся в опасной близости от ничего не подозревающих людей.
К сожалению, бесконтрольное распространение радиоактивных предметов носит достаточно широкий
характер. Так, например, в Свердловской области по данным Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области, в 2014 году был выявлено 27 случаев радиационных происшествий только первой группы2, для сравнения в 2013 году имело место 21 происшествие радиационного характера указанной группы.
Рассматривая сложившуюся обстановку, следует учитывать, что в одних случаях люди, контактируя с радиоактивными предметами, не подозревают об их опасных свойствах, в других—обладатель источника ионизирующих излучений имеет полное представление о том, с чем имеет дело, но в силу ряда причин, например асоциального поведения (рис. 2), проявляет полное безразличие к безопасности самого себя и окружающих людей.
Рис. 2. Момент задержания наркомана, имеющего при себе опасные радиоактивные предметы (Москва, 8.11.2012, материалы телеканала 1tv.ru)
С катастрофой на японской АЭС Фукусима-1 проблема распространения источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации приобрела новую особенность, имеющую определенное сходство с ситуацией по нелегальному ввозу радиоактивных предметов и веществ, вплоть до грунта из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Так, широкую известность получили многочисленные попытки ввоза в нашу страну автомобилей из Японии с повышенным радиационным фоном, и Федеральная таможенная служба продолжает фиксировать попытки ввоза на российский Дальний Восток таких автомобилей и в настоящее время, например, в январе 2014 года торговое эмбарго наложено на 165 партий загрязненных радиацией грузов, среди которых подержанные автомобили и запчасти к ним (по данным Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области).
Особую опасность использование радиоактивных предметов на бытовом уровне приобретает в тех случаях, когда в контакт с этими предметами вступают малолетние дети и беременные женщины в силу особой уязвимости детского организма и организма плода для ионизирующего излучения [11], или, когда манипуляции с источником радиации направлены на умышленное причинение вреда здоровью отдельного человека или даже группе людей посредством негативного воздействия на организм ионизирующего излучения, что в своей основе преследует антиобщественные и корыстные цели. Так, например, радиоактивному
1 Федеральный закон от 09.01.1996 г № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (с изменениями и дополнени-
2 Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Свердловской области в 2014 году». Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». Екатеринбург, 2014. С. 75-82.
/50 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 3 (53)
облучению подвергают родственников с целью получения наследства, начальников—для обеспечения карьерного роста и т. д. [8, 9]. В этих случаях можно уверенно говорить о террористической направленности такого рода использования радиоактивных предметов, что придает дополнительную актуальность рассматриваемой в настоящей работе темы.
Естественно, что ущерб для государства и общества, к примеру от чрезвычайного происшествия на атомной электростанции, по своим масштабам ни в коей мере не сравним с последствиями, к примеру, от ношения часов с радиоактивным циферблатом одним человеком. Но тот факт, что безопасность одного человека неразрывно связана с безопасностью общества, бесспорно определяет недопущение бесконтрольного использования источников ионизирующих излучений облучения в повседневной жизни.
Все перечисленные обстоятельства свидетельствуют об актуальности противодействия незаконному распространению и использованию на бытовом уровне предметов с повышенным радиационным фоном.
Анализируя проблему бытового контакта людей с радиоактивными предметами, в настоящей статье ставилась задача по выработке, пусть даже в достаточно общем виде, первоочередных предложений для организации действий в этом направлении.
При изучении материала по рассматриваемой тематике особый интерес вызвали два примера.
Первый—это случай, произошедший с фотографом Ф., обладателем объектива от фотоаппарата Pentax, имеющего радиационный фон, в 31 раз превышающий норму [4]. Радиоактивность объектива была обнаружена еще в аэропорту Внуково, куда его хозяин прибыл из-за границы, но несмотря на явную опасность для окружающих, предмет изъят не был, и хозяину было предоставлено полное право самостоятельно избавиться от радиоактивного предмета.
Обладатель радиоактивного объектива мог выбросить его в мусорный контейнер, оставить на остановке общественного транспорта или в песочнице на детской площадке. Но будучи сознательным человеком, фотограф Ф. предпринял целый ряд попыток сдать опасный предмет в специализированную организацию для его захоронения (утилизации). При обращении к дежурному по Управлению МЧС России по Северному округу города Москвы хозяин радиоактивного предмета получил совет обратиться в РЭУ После этого у обладателя радиоактивного объектива наступил период хождения по инстанциям.
Две недели длились попытки решить проблему по передаче опасного предмета в специализированную организацию, ни о какой оперативности в исключении воздействия опасного фактора на человека говорить не приходится. Фотограф, в частности, обращался в подразделения разного уровня Роспотребнадзора и Ростехнадзора, т.е. организации, в силу своих компетенций способные решить вопрос по изъятию и захоронению радиоактивного предмета. Однако везде
имел место формальный подход и перенаправление в другие учреждения, что в конечном итоге побудило Ф. обратиться к средствам массовой информации.
Другой случай—происшествие, имевшее место в 2011 году в порту Ванино, когда на борту судна «Сергей Данилов», пришедшего в порт из Японии, были обнаружены предметы, радиационный фон которых превышал норму [6].
Этими предметами оказались не радиоактивные японские автомобили, ввозу которых достаточно эффективно противодействует ФТС России, направляя судно с опасным грузом обратно в пункт отправления, а ветошь и кожух вентилятора, т.е. вещи, не относящиеся к предметам экспорта. Ветошью члены экипажа закрыли воздухозаборник, ведущий в машинное отделение корабля, когда судно находилось на близком расстоянии от места катастрофы на АЭС Фукусима-1.
Данное происшествие было взято под личный контроль руководителем Роспотребнадзора Г. Г. Они-щенко. Через средства массовой информации Г. Г. Онищенко и заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Т. А. Зайцева заявили, что судно поставлено на карантин, на его борту была проведена дезактивация, и радиоактивные предметы в ближайшее время силами специализированной организации с соблюдением установленных мер безопасности будут доставлены в Хабаровск для захоронения.
Однако при проведении журналистского расследования выяснилось, что судно находилось не у карантинного причала, а у обычного, т.е. пройти на корабль не составило никаких затруднений, дезактивация со слов капитана не проводилась. Силы и средства для захоронения опасных предметов в Ва-нино отсутствуют. Специалисты из Хабаровска так и не прибыли, сказались удаленность, отсутствие денежных средств и четкого взаимодействия между заинтересованными структурами. Судно же «Сергей Данилов» покинуло порт и территориальные воды России [6]. Что стало с источниками радиационной опасности, остается только предполагать.
Естественно специалисты, знакомые с рассматриваемой в настоящей статье проблематикой, могут указать на то обстоятельство, что в субъектах Российской Федерации существуют специализированные химико-радиометрические или иные схожие по задачам лаборатории, которые осуществляют поиск, сбор, транспортировку, переработку и хранение бесхозных и иных радиоактивных предметов. Так, например, в Москве и Московской области для решения означенных задач длительное время работает Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охране окружающей среды, в Свердловской области одно из подразделений Территориального центра мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации.
Однако несмотря на наличие указанных специализированных структур, проблема бесконтрольного
опасного движения радиоактивных источников существует и, к сожалению, носит достаточно распространенный характер [4-8]. По мнению авторов, одной из причин этого негативного явления служит то, что в отдельных случаях, как, например, в ситуации с судном «Сергей Данилов», у организаций, в компетенцию которых входит обеспечение безопасности населения в описанной обстановке, зачастую в должном объеме отсутствуют силы и средства для решения задач радиационной безопасности, что стало следствием местных специфических условий, выражающихся удаленностью и труднодоступностью территории. Если анализируя ситуацию по рассматриваемому направлению в городе Москве можно говорить о достаточно успешном противодействии бесконтрольному распространению источников ионизирующих излучений, то случай в порту Ванино указывает, что существующие компетентные структуры нуждаются в реформировании.
В качестве одной из мер предлагается рассмотрение возможности создания при отдельных управлениях и отделах Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации специальных подразделений по работе с обнаруженными радиоактивными предметами, осуществляющими свою деятельность на удаленных территориях. Делегировать эту функцию какой-либо структуре, не входящей в МЧС России, по мнению авторов, представляется нецелесообразным, т. к. именно МЧС России в первую очередь отвечает за безопасность населения в этой сфере, а также по причине того, что зачастую в работе других структур присутствует формализм и пассивность [4].
Такие специальные подразделения следует создавать в управлениях (отделах) Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, на подведомственной территории которых имеется реальная опасность присутствия радиоактивных источников, и в достаточной близости отсутствуют сторонние специализированные организации, имеющие право на поиск, сбор, транспортировку, переработку и хранение источников ионизирующих излучений.
В качестве примера такой территории можно обозначить все тот же поселок Ванино с малым морским портом, через который осуществляется грузооборот с Японией, и суда, прибывающие в порт Ванино, вынуждены проходить через участки моря, прилегающие к месту катастрофы на АЭС Фукусима-1, последствия которой будут ощущаться еще длительное время [3].
Таким образом, на основании изложенного материала можно заключить, что организация противодействия незаконному обороту источников ионизирующих излучений, является задачей, актуальность которой не вызывает сомнений.
В заключение следует отметить, что все составляющие деятельности обсуждаемых в настоящей работе подразделений по сбору опасных радиоактивных предметов могут и должны послужить темой перспективной научно-исследовательской работы, выполняемой в научно-исследовательских
учреждениях МЧС России, включающей выработку критериев необходимости создания подразделений на той или иной территории (объекте), обоснование организационно-штатной структуры, выбор технических средств дозиметрии и иного оборудования в частности специальных контейнеров, позволяющих обеспечивать безопасное хранение радиоактивных источников на определенный период. Также в рамках перспективной НИР следует обосновать необходимые меры защиты для личного состава подразделений, составить и аттестовать установленным порядком методики на все методы выполняемых дозиметрических измерений, разработать должностные инструкции и т. д.
Литература
1. Владимиров В. А., Измалков В. И., Измалков А. В. Радиационная безопасность населения. М.: Деловой экспресс, 2005. 544 с.
2. СливякВ.В. От Хиросимы до Фукусимы. М.: Эксмо, 2012. 256 с.
3. Тихонов М. Н. Уроки Фукусимы // АНРИ. 2012. № 3. С. 2-15.
4. Андреева О. А. Объективная радиация // Русский репортер. 2009. № 30-31.С 18-19.
5. В Россию привезли радиоактивную пачку сигарет: http://www. newstube.ru/media/v-rossiyu-privezli-radioaktivnuyu-pachku-sigaret (дата о,ращения: 20.11.2015).
6. Седых Т. А. Повышенный уровень гамма-излучения на борту судна // Мое побережье. 2011. № 12 (30.03.2011): Ьтр://™«. debri-dv.ru/article/3727 (дата обращения: 19.11.2015).
7. Садовников Р. Н., Быков А. В., Васильев А. В. Поиск локального источника гамма-излучения с помощью носимого измерителя мощности дозы // АНРИ. 2012. № 4. С. 39-44.
8. Первый канал (ОРТ), новости, расследования: Столичные следователи выясняют, почему в подпольной нарколаборатории был склад радиоактивных веществ: http://www.1tv.ru/news/ сптю/219362 (дата обращения: 19.11.2015).
9. Вести: Радиация и бессмертие: история педагога, хранившего радиоактивные вещества, обрастает подробностями: vesti.ru/ videos/show/vid/4950213D495021 (дата обращения: 20.11.2015).
10. АиФ Происшествия: Роспотребнадзор наложил эмбарго на ввоз радиоактивных автомобилей из Японии, выпуск от 05.01.2014: http://www.vl.aif.ru/incidents/1067886 (дата обращения: 21.11.2015).
11. Куценко С. А., Бутомо Н. В., Гребенюк А. Н. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита: Учеб.СПб.: Фолиант, 2004. 528 с.
Сведения об авторах
Вишняков Александр Валерьевич: к. б. н., доц., ФГБОУ ВПО Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (УрИ ГПС МЧС России). 620062, Екатеринбург, ул. Мира, 22. e-mail: [email protected]
Шишкин Павел Леонидович: ФГБОУ ВПО Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (УрИ ГПС МЧС России), препод. 620062, Екатеринбург, ул. Мира, 22. е-mail: [email protected]
Information about authors
Vishnjakov Alexander V.: Cand. Sci. (Biology), Associate Professor, Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia.
22 Mira, Ekaterinburg, 620062, Russia. e-mail: [email protected]
Shishkin Pavel L.: Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Lecturer. 22 Mira, Ekaterinburg, 620062, Russia. e-mail: [email protected]