/48 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48) УДК 504.65, 614.8.086.5
Опыт функционирования автоматизированной системы дозиметрического контроля МЧС России на первичном уровне
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2016
Е.В. Иванов, П.Л. Шишкин, А.В. Вишняков
Аннотация
Рассмотрен порядок функционирования автоматизированной системы дозиметрического контроля МЧС России в звене первичного уровня на примере Уральского Учебно-спасательного Центра МЧС России, а также раскрыты отдельные проблемы, связанные с организацией ее работы.
Ключевые слова: автоматизированная система; дозиметрический контроль; доза облучения; источник ионизирующего излучения; ликвидация последствий; радиационные аварии; радиационная безопасность.
Experience of Functioning of the Automated System of Radiation Control of EMERCOM of Russia in the Primary Level
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2016
E. Ivanov, P. Shishkin, A. Vishnyakov
Abstract
The order of operation of the automated system of radiation monitoring EMERCOM of Russia in a part of the primary level to the example of the Ural Training and Rescue Center EMERCOM of Russia, and also disclosed some problems related to the organization of its raboty.Rassmotren order operation of the automated system EMERCOM of Russia radiation monitoring in a part of the primary level of the example Ural Training and rescue Center EMERCOM of Russia, and also disclosed some problems related to the organization of its work.
Key words: the automated system; monitored; radiation dose; a source of ionizing radiation; elimination of the consequences; radiation accidents; radiation safety.
На территории Российской Федерации, несмотря на принимаемые государством усилия, радиационная защита населения не достигает требуемого уровня. Риски причинения вреда здоровью от воздействия радиационных факторов, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также в условиях военных конфликтов или как их следствие, очень высоки.
Атомная отрасль России представлена атомными электростанциями, промышленными предприятиями ядерного топливного цикла, пунктами хранения радиоактивных отходов, исследовательскими ядерными установками и т.д., опасные техногенные происшествия на которых могут послужить источниками ЧС радиационного характера [1, 3, 4, 5]. Особенностью радиационных воздействий с небольшой мощностью дозы является то, что они проявляются через длительное время влияния их на организм человека. Загрязненные радионуклидами территории могут представлять опасность для всего живого десятилетиями [6, 5].
Вопросы радиационной безопасности (защиты) составляют одно из важнейших направлений деятельности МЧС России, которое может реализовываться решением специальных задач посредством применения спасательных воинских формирований (СВФ) МЧС России в соответствии с положениями Устава по организации действий подразделений (СВФ) МЧС России. Работа СВФ в радиационно опасных условиях осуществляется на добровольной основе и при получении личным составом своевременной информации об угрозах и возможных опасностях. Согласно положениям Наставления об организации обеспечения радиационной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, определяющего отнесение военнослужащих к различным категориям, личный состав СВФ за исключением лиц, постоянно или периодически работающих с источниками ионизирующих излучений (ИИИ), к категориям А и Б не относится.
Дозовая нагрузка военнослужащих СВФ при выполнении специальных задач в условиях превышения радиоактивного фона определяется с учетом норм, установленных для населения в федеральном законе от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». В соответствии с указанным нормативным правовым актом планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекаемых к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала). Таким образом, важность учета доз облучения личного состава определяет актуальность применения и постоянного совершенствования аппаратуры дозиметрического контроля.
Во исполнение требований законодательства в области радиационной безопасности в МЧС России была разработана и использована в деятельности СВФ автоматизированная система дозиметрического контроля (АСДК) МЧС России. Посредством данной системы можно контролировать и учитывать индивидуальные дозы облучения сотрудников МЧС России, проводить анализ и планирование дозовых нагрузок, управлять ими при проведении радиационно опасных работ. Также имеется возможность обеспечивать руководство МЧС России данными об индивидуальных дозах облучения сотрудников для оценки последствий воздействия ИИИ и принятия решений по организации медицинских мероприятий, а также оперативно решать ряд специфических вопросов радиационной безопасности. Руководящим документом, определяющим все стороны функционирования системы, является Положение об автоматизированной системе дозиметрического контроля МЧС России (АСДК-МЧС), утвержденное 2 апреля 2012 г.
В рамках одного уровня система будет иметь функциональные ограничения, а ее работа на трех и более ступенях приведет к появлению лишних звеньев, что негативно повлияет на оперативность в решении поставленных задач. Поэтому разработчиками определено функционирование АСДК на двух организационных уровнях, первичном и ведомственном. Практика подтвердила, что подобное построение является оптимальным и достаточным.
Обмен информацией между уровнями АСДК осуществляется по каналам ведомственной сети передачи данных МЧС России.
Первичный уровень системы (АСДК-ПУ) представляет собой комплекс измерительных приборов, оборудования и коммуникаций информационно-вычислительной сети, каналов системы передачи данных и программного обеспечения. В рамках задач АСДК-ПУ выполняется сбор и хранение данных по текущему, оперативному и аварийному контролю доз внешнего облучения сотрудников МЧС России, формируются отчетные и справочные формы представления информации, анализируются и планируются коллективные дозы сотрудников МЧС России, решаются другие практические задачи.
В 2012 году звено АСДК-ПУ было создано на базе ФГКУ «Уральский учебный спасательный центр МЧС России» (978 УСЦ МЧС России). Авторами проанализировано функционирование основных элементов АСДК-ПУ на базе 978 УСЦ МЧС России. При этом рассмотрены как положительные примеры в деятельности специалистов из состава спасательного отряда радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты по отладке компонентов системы в начальные периоды эксплуатации и при организации ее работы в последующем, так и недостатки, выявленные в ходе ее функционирования, технического и организационного характера. Сформулированы конкретные меры по совершенствованию АСДК-ПУ.
При развертывании ее в 978 УСЦ МЧС России в дополнение к уже имеющимся в центре техническим
средствам поступили современные приборы и оборудование, составляющие основу АСДК-ПУ, такие как МКС 6101, ДРПБ-03, ДКС-АТ 1123, МКС-АТ6130, ДКГ-05Д и др. (рис. 1).
Рис. 1. Считывание показаний индивидуального дозиметра ДКГ-05Д с помощью устройства УС-05
Однако эти поступившие технические средства при наличии в их составе программного обеспечения общего назначения, специализированных программ не имели. Также в Центре отсутствовали информационные базы на основе системы управления базами данных Oracle и автоматизированные рабочие места, что определило ряд трудностей на этапе развертывания звена системы.
Для нужд АСДК-ПУ в центре была выделена ЭВМ, по своим возможностям позволяющая применять ее в составе комплекса дозиметрического контроля. В последующем были выполнены специальные работы по адаптации вычислительной техники под задачи АСДК-ПУ На ЭВМ были установлены программы, входящие в комплект поставки приборов, а также программы расчета параметров обстановки (ChemieCrash-Химическая авария, Toxi, АЭС и применение противником ядерного оружия) и составления донесений (DON_ESVOP). После апробации ПО и корректировки его отдельных компонентов ЭВМ нашла применение в составе комплекса оборудования, входящего в звено АСДК-ПУ.
При передаче информации при работе АСДК-ПУ (рис. 2) в качестве основного канала используется ведомственная сеть (Intranet), в дополнение к ней применяются электронная почта, а также радиосвязь при передаче формализованных данных. Учитывая
современный уровень развития технических средств обработки и передачи информации, возможна передача данных от АСДК-ПУ в Центр поддержки принятия решений по тем же каналам связи, но с подвижных средств радиационной разведки (КАМ-РР, МК-РХР), чем достигается оперативность передачи информации и ее актуальность в любой момент вре-мени.В начальный период эксплуатации системы произошло непреднамеренное повреждение линии связи. Неисправность была устранена менее чем за 24 часа, практически с трехкратным перекрытием нормативного времени.
Рис. 2. Тренировка по подготовке отчетных форм для передачи в ведомственный информационный центр
Причины и последствия этого происшествия были тщательно проанализированы. Принято и реализовано решение о дублировании различных каналов связи, что позволило обеспечить своевременное прохождение информации при различных условиях радиационной обстановки, и является положительным опытом в организации бесперебойной работы АСДК-ПУ
Целесообразно организовать регулярный обмен опытом по различным вопросам функционирования АСДК-ПУ посредством участия в научно- практических конференциях, проводимых в учреждениях МЧС России, публикацию статей в периодических изданиях и т.д.
Использование оборудования АСДК-ПУ в процессе обучения курсантов Уральского института ГПС МЧС России во время их нахождения в 978 УСЦ МЧС России в ходе изучения дисциплин по радиационной защите на кафедре управления в кризисных ситуациях позволяет курсантам на практике знакомиться с организацией работы АСДК
Однако в работе сохраняются определенные трудности. В 978 УСЦ МЧС России для организации функционирования АСДК поступили современные дозиметрические средства. Их основные технические характеристики представлены в табл.
Анализ таблицы свидетельствует, что применение в индивидуальном порядке каждого из указанных приборов позволяет производить корректные дозиметрические измерения в рамках функционирования АСДК. Количество всех видов (типов) изделий в от-
Таблица
Технические характеристики приборов АСДК-ПУ, поступивших в ФГКУ «Уральский УСЦ МЧС России»
№ п.п. Наименование прибора Измеряемая величина Единицы измерения Диапазон измерений
1 МКС 6101 Мощность дозы ИИ Зв/ч 10-8 - 100
2 ДКГ-05Д Накопленная доза ИИ, Зв; 10-7 - 15
Мощность дозы ИИ Зв/ч 10-6 - 10
3 ДРПБ-03 Мощность дозы ИИ Зв/ч 10-7 - 3
4 ДКС-АТ 1123 Мощность дозы ИИ Зв/ч 3*10-8 - 1
5 МКС-АТ6130 Накопленная доза ИИ, Зв; 10-7 - 0,1
Мощность дозы ИИ Зв/ч 10-7 - 10-3
6 Дозиметры ИД-14 Накопленная доза ИИ Гр 0,1 - 100
дельных случаях, например, при ликвидации последствий военных конфликтов с применением ядерных средств поражения или ЧС федерального характера, может оказаться недостаточным для решения задач, определенных для АСДК-МЧС.
В этом случае в рамках работы системы наряду с использованием современных технических средств в 978 УСЦ МЧС России предусмотрено применение находящихся на хранении рентгенметров-радиоме-тров и индивидуальных дозиметров — ДП-5, ДП-22В, ИД-1, ИД-02, ИД-11.
Но указанные приборы являются морально и физически устаревшими. Использование средств дозиметрии старых серий составляет техническую проблему в функционировании АСДК-МЧС.
Физической величиной радиационных измерений ДП-22В, ДП-5, ИД-11 и т.д. являются рентген или рад. В соответствии с требованиями ряда нормативных правовых и технических документов, в том числе и международных (федеральных законов Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», ГОСТа 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин» и т.д.), указанные величины признаны внесистемными и должны быть полностью изъяты из метрологического обращения.
Все радиационные измерения должны производиться посредством таких величин как зиверт (эффективная и эквивалентная дозы ИИ) и грей (поглощенная доза ИИ). Только эти величины точно отражают аспекты радиобиологии, позволяя с высокой вероятностью оценить последствия облучения для человека, в том числе и стохастические.
Юридическая сторона проблемы заключается в том, что устаревшие приборы не имеют свидетельств об утверждении типа средств измерений, т.е. не зарегистрированы в Государственном реестре средств измерения, что делает противозаконным применение их в Российской Федерации. Ведь производство этих устаревших изделий прекращено более 25 лет назад, что в соответствии с требованиями Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (введены в действие приказом МЧС России
от 27 мая 2003 г. № 285), делает эксплуатацию подобных средств невозможной.
Физическое устаревание средств дозиметрии возможно рассмотреть на примере рентгенметр-радио-метра ДП-5. Перед выполнением измерений его работоспособность проверяется с помощью контрольного радиоактивного источника Б-8, который со временем меняет свои свойства. Это ставит под сомнение корректность результатов измерений, выполняемых на приборах, выпущенных более 25 лет назад [2, 22].
Обозначенная проблема имеет организационно-техническое решение. Все устаревшие приборы подлежат списанию и утилизации установленным порядком с последующей заменой на современные технические средства. Поскольку выпускаемые дозиметрические приборы имеют достаточно высокую стоимость, их приобретение, используя имеющийся в МЧС России опыт материально-технического обеспечения, можно спланировать и провести в несколько этапов.
Еще одна проблема функционирования АСДК-ПУ на базе 978 УСЦ МЧС России является организационной.
Количество технических средств в центре позволяет адекватно реагировать на отдельные полномасштабные аварии. Но число специалистов из состава спасательного отряда РХБ защиты, способных работать с оборудованием системы без специальной дополнительной подготовки явно недостаточно.
В соответствии с требованием руководящих документов в составе системы необходимо наличие таких специалистов, как администратор АСДК-ПУ, инженер по индивидуальному дозиметрическому контролю, инженер по спектрометрии излучения человека и дозиметрист, указанные лица должны иметь должную подготовку и аттестацию.
Но из-за отсутствия в штатном расписании центра подразделения АСДК-ПУ исполнение обязанностей выше перечисленных лиц в нештатном порядке возложено на начальника службы РХБ защиты и оператора ЭВМ, которые не освобождаются от исполнения обязанностей по занимаемой должности, часто связанных с большим объемом работ. При возникновении масштабной ЧС, требующей полного привлечения личного состава спасательного отряда РХБ защиты к ликвидации ее последствий, однозначно
может вызвать недостатки или упущения в работе АСДК-ПУ
Необходимы организационно-штатные мероприятия по увеличению численности спасательного отряда РХБ защиты специалистами, обеспечивающими функционирование АСДК-ПУ на штатной основе. Это обеспечит тщательную и всестороннюю проработку вопроса на научной основе.
Осуществление предложенных мер, естественно, может потребовать дополнительного финансирования, но его можно провести поэтапно.
Тем не менее, понимая эти трудности и учитывая высокую степень риска ЧС радиационного характера, авторы считают, что реализация указанных действий носит объективный характер. Она направлена на успешное функционирование АСДК и, в итоге, на сохранение жизни и здоровья личного состава СВФ МЧС России, привлекаемого для ликвидации последствий таких ЧС.
В заключение следует сделать следующие выводы:
1. Внедрение АСДК МЧС России было актуально. Посредством ее возможно решать множество практических вопросов по радиационной безопасности специалистов спасательных воинских формирований в ходе выполнении ими задач в условиях ЧС радиационного характера.
2. При функционировании системы дозиметрического контроля МЧС России объективно имеются как положительный, так и отрицательный опыт в организации ее работы, требующие тщательной проработки и решения. При конструктивном подходе есть реальные возможности преодолеть возникающие проблемы в работе АСДК МЧС России.
Литература
1. Арутюнян Р.В., Воронов С.И., Камышанский М.И. и др. Радиационная безопасность населения: основы организации и обеспечения. М.: ИРБ, 2011. 383 с.
2. Вишняков А.В., Мишнев А.И. Рентгенметр-радиометр ДП-5: отдельные проблемы эксплуатации, пути их решения // Техносферная безопасность. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России. 2013. № 1. С. 21-25.
3. ВладимировВ.А., ИзмалковВ.И., ИзмалковА.В. Радиационная
и химическая безопасность населения / МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2005. 543 с.
4. Сосунов И.В., Батырев В.В., Посохов Н.Н. и др. Радиационная, химическая и биологическая защита населения: цель, задачи и направления совершенствования на период до 2020 года // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. № 4 (42). С. 22-28.
5. Тихонов М.Н. Дозообразующие радионуклиды в общей проблеме безопасности жизнедеятельности человека // Экологическая экспертиза. М.: ВИНТИ РАН. 2011. № 5. С. 3295.
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Радиационная обстановка на территории России, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской аварии // Здоровье населения и среда обитания. М.: ФЦ гигиены и эпидемиологии, 2008. № 4. С. 4-6.
Сведения об авторах
Иванов Евгений Вячеславович: ФГКУ «978 Учебный спасательный центр МЧС России», начальник службы РХБЗ. 456796, Челябинская область, Озерск, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, 5. E-mail: [email protected]
Шишкин Павел Леонидович: Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, преподаватель.
620062, Екатеринбург, ул. Мира, 22. E-mail: [email protected]
Вишняков Александр Валерьевич: к. биол. н., доц., Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России. 620062, Екатеринбург, ул. Мира, 22. E-mail: [email protected]
Information about authors
Ivanov Eugene V.: Federal state institution "978 Training and rescue center EMERCOM of Russia", Chief of Service of Radiating, Chemical and Biological Protection. 456796, Chelyabinsk region, Ozyorsk, v. Novogorny, st. Yuzhno-Uralskaya, 5. E-mail: [email protected]
Shishkin Pavel L.: Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Lecturer. 620062, Ekaterinburg, st. Mira, 22. E-mail: [email protected]
Vishnjakov Alexander V.: Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia. 620062, Ekaterinburg, st. Mira, 22. E-mail: [email protected]