Научная статья на тему 'Радиационная безопасность Приморья через призму автоимпорта'

Радиационная безопасность Приморья через призму автоимпорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАШИНА / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жерновой Михаил Васильевич

В сообщении представлен текущий анализ состояния радиационной безопасности в Приморье в свете поставок японских автомашин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радиационная безопасность Приморья через призму автоимпорта»

Научные сообщения

УДК 330.13.131.7.

Жерновой М.В. Zhernovoy M.V.

Радиационная безопасность Приморья через призму автоимпорта

Radiation safety of the Primorye Territory in the light of auto import

В сообщении представлен текущий анализ состояния радиационной безопасности в Приморье в свете поставок японских автомашин.

Ключевые слова : автомашина, безопасность, угроза

The paper presents an analysis of the current status of radiation safety in Primorsky Region in light of the supply of Japanese cars.

Key words : car, security, threat

Чрезвычайные ситуации, связанные с радиационно опасными объектами (включая ядерное оружие и его компоненты), радиоактивными веществами и отходами, источниками ионизирующих излучений (далее — ядерно и радиационно опасные объекты и материалы) и имеющие долговременные негативные последствия, представляют серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с принятием в 1996 г. Федерального Закона «О радиационной безопасности населения» начала действовать принципиально новая стратегия обеспечения радиационной защиты населения. Она сводится не только к обеспечению безопасности персонала, профессионально работающего с источниками ионизирующего излучения, но и распространяется на обеспечение радиационной безопасности всего населения страны, независимо от источника ионизирующего излучения.

Несмотря на то, что с момента землетрясения в Японии аварии на атомной станции «Фукусима-1» прошло больше двух лет, последствия этих событий до сих пор сказываются. Одно из проявлений — предметы с повышенным фоном радиации, в том числе автомобили и комплектующие г ним.

Справка

Авария на АЭС «Фукусима-1» произошла в результате землетрясения магнитудой 9,0 и последовавшего 10-метрового цунами, обрушившегося на северо-восток Японии. Удар стихии вывел из строя систему аварийного энергоснабжения АЭС, что привело к прекращению охлаждения ядерного топлива. После множественных утечек радиации превышение норм радиоактивности было обнаружено в воде и продуктах в ряде японских префектур. Правительство ввело ограничения поставки таких товаров и эвакуировало жителей из 20-30-километровой

ЖЕРНОВОЙ Михаил Васильевич, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», к.ю.н., доцент (г. Владивосток). E-mail: primvnii@mail.ru

94

Ойкумена. 2013. № 4

зоны отчуждения. Японское агентство по ядерной и промышленной безопасности (NISA) присвоило аварии максимальный — седьмой — уровень опасности. Такой уровень устанавливался лишь однажды, во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Сегодня Россия, особенно регионы Дальнего Востока и Сибири, является одним из основных потребителей подержанных авто из Японии. По данным японского Минфина, только в 2012 году Япония экспортировала 131,9 тыс. подержанных автомобилей. Это связано в первую очередь с доступностью подобных машин, их надёжностью и удобством обслуживания. Часть автомобилей попадает в страну после их покупки на аукционах уже конкретными владельцами, часть ввозится компаниями для последующей продажи. Но и те, и другие проходят таможенную проверку, которая в том числе включает и различные экспертизы. Японским автомобилям уделяется особое внимание с точки зрения проверки на радиацию.

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов является радиационный контроль товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений и багажа. Все объекты, пересекающие таможенную границу России, проходят обязательный радиационный контроль. Только в 2012 г. Владивостокской, Камчатской, Магаданской, Находкинской, Сахалинской и Хасанской таможнями было выявлено 400 радиационно-опасных объектов, прибывших из Японии (в

2011 г. — 488). Из них 364 радиационно-опасных объекта органами Ро-спотребнадзора были запрещены к ввозу на территорию Таможенного союза и вывезены обратно [3].

В последние годы число загрязненных объектов постепенно уменьшается. Так, в 2011 г. в квартал в среднем выявлялось 90 объектов, в

2012 г. - 75, в первом квартале 2013 г. - 59, а во втором - 43. Как правило, опасные объекты — это подержанные автомобили и запчасти. Причем, прибывают они на судах под флагами Камбоджи, Кипра и Южной Кореи. После дополнительных проверок принимается решение по каждому такому объекту. Причём оно не всегда бывает отрицательным, то есть некоторые автмашины разрешается ввезти на территорию РФ. С момента аварии на АЭС «Фукусима-1» принято решение о запрете ввоза 591 объекта, а всего было выявлено 697 объектов с повышенным радиоактивным фоном [1].

Для оперативного выявления товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения таможенники применяют переносные поисковые дозиметры с детекторами гамма- и нейтронного излучения и стационарные системы, типа «Янтарь». Они автоматически сравнивают параметры радиационного излучения объекта с естественным радиационным фоном. При выявлении объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, не соответствующим требованиям радиационной безопасности, таможенные органы изолируют эти объекты, маркируя предупредительными знаками, и передают информацию в территориальные органы Роспотребнадзора, МЧС. Роспо-требнадзор принимает решение о дальнейшей судьбе зараженных объектов [2].

Следует отметить, что Роспотребнадзором неоднократно указывалось японской стороне на поступление загрязненной, бывшей в эксплуатации автомобильной продукции и запчастей к ней на российский рынок и необходимости принятия адекватных мер. Однако до настоящего времени информации о мерах, принимаемых Японией в отношении урегулирования вывоза поддержанных автомобилей, и имеющих радиоактивное загрязнение в Роспотребнадзор не поступало.

Жерновой М.В. Радиационная безопасность Приморья

95

Япония установила допустимую норму радиации на отметке 0,3 МкЗв/ч (микрозиверт в час). Но для экспортируемых в Россию автомобилей этот показатель составляет 0,2 МкЗв/ч, потому что Токио хочет избежать дополнительных расходов в случае возврата. Одна из самых больших «партий» из Toyota Corolla Fielder, Toyota Probox и Honda HR-V была ввезена теплоходом «Трэвинд Глори» из Японии в июле 2013 г. По данным ФТС, уровень ионизирующего излучения на объектах составляет 0,15, 0,19 и 0,17 МкЗв/ч соответственно и превышает уровень естественного фона почти вдвое (0,08 МкЗв/ч).

У человека естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0,10-0,16 МкЗв/ч. Норма — значение не превышающее 0,20 МкЗв/ч. Безопасным уровнем считается порог в 0,30 МкЗв/ч. То есть все ввезённые автомобили в принципе соответствуют допустимой норме и могут эксплуатироваться [1].

Для тех же, кто хочет быть уверенным в собственной безопасности, появились компании, которые за сравнительно небольшие деньги проверяют автомобиль на наличие радиационного фона. Услуга стоит около 1,5 тыс. рублей и распространена в крупных городах Дальнего Востока. Для самостоятельной проверки нужно приобрести дозиметр.

Срок существования опасного радиационного фона определён двумя годами. По истечении этого срока воздействие должно снижаться. Но на некоторых объектах след радиации держится дольше. Автомобиль состоит из разных деталей, которые могут нести различный фон. Кузов наименее подвержен воздействию и легче отмывается (существуют специальные растворы, снижающие уровень радиации). Большее излучение «впитывают» различные детали из пластика и резины. И если у автомобиля есть хоть небольшое отклонение от нормы, то необходимо

поменять салонный и воздушный фильтры.

Литература

1. Зверкова И. Атомная технология. // Аргументы и факты. 05.08. 2013.

2. Зыкова Т. Радиация на японских авто зашкаливает. // Российская газета. 19.02. 2013.

3. Справка Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) за 2013 г.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Zverkova I. Аtomnaya tekhnologiya. // АщитеПу i fakty. 05.08. 2013.

2. Zykova Т. Radiatsiya па уарошЫ^ avto zashkalivaet. // Rossijskaya gazeta. 19.02. 2013.

3. Spravka Dal'nevostochnogo tamozhennogo upravleniya (ОУТи) za 2013 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.