Прохоров Э. А.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
11.2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ)
Прохоров Эрик Александрович, аспирант
Место учебы: Московский государственный областной университет
Аннотация: автором указано, что сектор государственных закупок относится к наиболее коррупционным сферам в связи с наличием в нем значительного объема финансовых ресурсов при существовании достаточно специфической расходной части. В этой связи в контексте данной проблемы проведено исследование Указа Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы». Определено, что к основным задачам данного Указа отнесены меры, позволяющие обеспечить совершенствование комплекса противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Автором проведен анализ общих и специальных вопросов, затрагивающих эту сферу. Сделанные выводы позволили прояснить значимость Национального плана противодействия коррупции в случаях ее применения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственные закупки, муниципальные закупки, национальный план противодействия коррупции.
TOPICAL ISSUES OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN SPHERE OF PURCHASES FOR ENSURING THE STATE NEEDS (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE NATIONAL PLAN OF COUNTERACTION OF CORRUPTION)
Prokhorov Eric A., postgraduate student Study place: Moscow Region State University
Annotation: the author points out that the public procurement sector is one of the most corrupt areas due to the presence of a significant amount of financial resources in it with the existence of a sufficiently specific expenditure part. In this regard, in the context of the problem the study of the decree of the President of the Russian Federation from 29.06.2018 № 378 «On the National plan of counteraction of corruption in the 2018-2020 years». It is determined that the main objectives of this Decree include measures to ensure the improvement of the complex of anti-corruption in the procurement of goods, works, services for state or municipal needs and in the procurement of goods, works and services by certain types of legal entities. The Author analyzes the General and special issues affecting this area. The findings made it possible to clarify the importance of the National anti-corruption plan in cases of its application in the procurement of goods, works and services for state or municipal needs.
Keywords: corruption, anti-corruption, public procurement, municipal procurement, national anti-corruption plan.
Одним из достаточно серьезных факторов развития коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления в российском государстве является, во-первых, сам факт ее зарождения именно в этой среде и, во-вторых, коррупционным проявлениям свойственна самодетерминация и самовоспроизводство ее элементов и связей, что в значительной мере объясняет динамику роста этого явления. Данные факторы вполне логично могут быть объяснены тем, что представители власти и государственного и муниципального уровней обладают возможностями, которые затрагивают распоряжение ресурсами, не принадлежащими этим лицам, но в силу должностного функционального закрепления определенных полномочий, права принятия определенных решений они допускают совершение противоречащих общественным интересам действий, мотивацию которых определяет стремление к личной корыстной наживе. Область государ-
ственных и муниципальных закупок в настоящее время выступает наиболее доступной и коррупциогенной одновременно. При этом следует учитывать и тот факт, что государственные и муниципальные закупки совершаются, как правило, в рамках относительно небольшого количества крупных сделок, что отличает их от иных расходных статей бюджета.
Достаточно часто коррупционные деяния в сфере государственных закупок переплетаются с иными сферами коррупционной активности, что обеспечивает устойчивость такого поведения при одновременном усложнении реализации мер и способов противодействия. Поэтому разработка четкого и понятного механизма, включающего меры снижения коррупционных рисков и меры привлечения к уголовной ответственности в состоянии снизить уровень коррупционного поведения в рассматриваемой сфере. Поэтому российским государством предпринимаются значительные меры, направленные на раз-
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
витие системы противодействия коррупции. Особая важность таких действий была еще раз подчеркнута фактом принятия Указа Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы».
Основным предметом данного Указа явилось утверждение Национального плана противодействие коррупции, действие которого распространилось на четыре года - вплоть до 2020 г. Национальным планом предусмотрено решение восьми основных задач. Среди этих задач применительно к вопросам противодействия коррупции в сфере закупок для обеспечения государственных нужд полагаем выделить задачи которые являются общими, а именно «совершенствование существующей системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции», а также «обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов».
Как специальную задачу следует воспринимать прямо указанную в настоящем Указе задачу, решение которой направлено на улучшение комплекса мер, затрагивающих противодействие коррупционным проявлениям в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Как видно, выделение в качестве самостоятельной данной задачи является свидетельством ее чрезвычайной важности для государства.
В рамках решения общей задачи совершенствования системы ограничений и запретов, а также совершенствования специальных требований, которые направлены на достижение целей противодействия коррупции Планом особо указывается на необходимость разработки Правительством РФ методики оценки планов противодействия коррупции федеральных государственных органов и эффективности реализации этих планов. Помимо это необходима разработка порядка определения должностных лиц федеральных государственных органов, ответственных за разработку и реализацию политики в области противодействия коррупции.
Другим аспектом решения данной задачи является необходимость закрепления на законодательном уровне закрепление расширенных запретов, ограничений и требований в отношении определенных работников, совершенствование системы антикоррупционных стандартов для работников, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для выполнения задач, стоящих перед федеральными органами государственной власти, а также совершенствование мер ответственности в отношении лиц, находящихся на государственных должностях РФ или государственных должностях субъектов РФ, за несоблюдение установленных ограничений, запретов или определенных требований в указанной сфере.
Касательно решения задачи обеспечения единообразного применения российского законодательства в части противодействия коррупции, и связанного с предотвращением и последующим урегулированием «конфликта интересов» основное внимание Планом сосредоточено на необходимости проводить мониторинг реализации лицами обязанности принимать необходимые меры, связанные с предотвращением и (или) урегулированием конфликта интересов; на решении вопроса о целесообразности введения административной
ответственности в сфере нарушения требований российского законодательства о противодействии коррупционным проявлениям, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Особый интерес представляет положение, согласно которому Планом рекомендовано Верховному Суду РФ подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих полномочий, в том числе при рассмотрении дел с участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие родственники или свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами.
В рамках совершенствования мер по противодействию коррупции в бизнес-среде, включая мероприятия, связанные с защитой субъектов предпринимательства от должностных злоупотреблений представителей органов власти или государственного управления, Планом предусмотрена необходимость разработки механизма, позволяющего государственным и муниципальным заказчикам получать в автоматизированном режиме сведения относительно юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. Помимо этого, актуальным является разработка механизма и условий введения в организациях антикоррупционных стандартов и об их применении, в частности:
- при установлении деловых отношений с контрагентами;
- в отдельных сферах хозяйственной деятельности, подверженных коррупционным рискам или имеющих стратегическое значение для государства;
- при участии в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Как видно, и в данном случае сфера государственных (муниципальных) закупок названа как самостоятельное направление предотвращения коррупционных проявлений. В этой связи неудивительно, что в качестве самостоятельной задачи в Плане определено именно совершенствование применяемых способов и мер активного противодействия любым проявлениям коррупции, возникающим в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В рамках Плана перед Правительством РФ поставлены ряд вопросов с целью подготовки предложений относительно целесообразности их введения. Среди наиболее значимых следует выделить:
- уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком, а также установление требований, направленных на недопущение возникновения конфликта интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок;
- определение сведений, подлежащих обязательному раскрытию должностными лицами заказчика в целях недопущения возникновения конфликта интересов, а также установление обязанности участника закупки представлять заказчику информацию в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о возможности возникновения конфликта интересов с заказчиком;
- установление обязанности участника закупки представлять заказчику декларацию об отсутствии факта привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ;
- разработка механизма проведения в обязательном порядке публичных слушании или обсуждений необходимости и целесообразности осуществления закупок товаров, работ, услуг, которые должны быть направлены на решение муниципальных или государственных задач в тех случаях установления начальной цены контракта 5 млн. руб. и 50 млн. руб. соответственно;
Прохоров Э. А.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
- установление запрета на осуществление закупок у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах;
- установление обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ряд других.
Таким образом, изучение материалов Национального плана противодействия коррупции позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, реализация необходимых мер противодействия коррупционным проявлениям в сфере закупок товаров, работ, услуг, направляемых на удовлетворение государственных или муниципальных нужд, отнесена к одному из основных приоритетных моментов исследуемого Плана. Это вытекает как из общих, так и частных задач, поставленных Планом, и которым предусмотрены кадровые и организационные меры, а также меры ответственности в отношении органов власти и отдельных лиц в случае снижения эффективности противодействия коррупции;
во-вторых, применительно к практической реализации мер противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд Планом предусмотрен охват всех уровней государственной власти и местного самоуправления, а также субъектов
предпринимательства, в том числе и компаний с государственным участием. Это является свидетельством комплексного подхода к субъектному составу при решении поставленных Планом задач;
в-третьих, фактически в рамках Плана Президентом РФ заданы не только политико-идеологические основания осуществления противодействия коррупции, но и институциональные рамки и меры, методики и основания деятельности всех лиц, вовлеченных в процесс закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в части участия в данном противодействии.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,17%.
Список литературы:
1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержден 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4571.
3. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2018, № 27, ст. 4038.