Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башкирева Т.В., Башкирева А.В.

В работе представлены вопросы, связанные с профессиональной ориентацией выпускников и потребностями рынка труда в профессиях. Исследованиями установлено, что интересы обследованных школьников не совпадают с потребностями рынка вакансий и, следовательно, найти работу выпускникам ВУЗов и ССУЗов будет сложно. В настоящее время остро стоит вопрос об организации эффективного сопровождения профессиональной ориентации школьников на этапах обучения в школе, оказания помощи в выборе будущей профессии с учётом состояния здоровья, а также в последующем трудоустройстве и самореализации на всех этапах профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башкирева Т.В., Башкирева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА»

УДК 37.06+159.99 DOI 10.21661/r-560098

Башкирева Т.В., Башкирева А.В.

Актуальные вопросы профессиональной ориентации выпускников в условиях развития современного образования и рынка труда

Аннотация

В работе представлены вопросы, связанные с профессиональной ориентацией выпускников и потребностями рынка труда в профессиях. Исследованиями установлено, что интересы обследованных школьников не совпадают с потребностями рынка вакансий и, следовательно, найти работу выпускникам ВУЗов и ССУЗов будет сложно. В настоящее время остро стоит вопрос об организации эффективного сопровождения профессиональной ориентации школьников на этапах обучения в школе, оказания помощи в выборе будущей профессии с учётом состояния здоровья, а также в последующем трудоустройстве и самореализации на всех этапах профессионального развития.

I

Ключевые слова: профессиональная ориентация, образование, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональная информация, профессиональная направленность.

"Г^ведение. В современном обществе профессия г^Г— это род деятельности, требующий специаль-

.Яш^ ных знаний, навыков, умений, специального образования. Сложившаяся профессия рассматривается как объективная реальность, связанная с наличием в обществе квалифицированных людей, умеющих продуктивно решать какие-то особые классы задач, рассчитанные на удовлетворение потребностей обществ [5]. Проблема выбора профессии была и остается актуальной в молодежной среде, изучению которой посвящено много работ. Мы остановимся на некоторых вопросах этой проблемы. Темпы научно-технического прогресса, активная информатизация образования способствуют появлению новых профессий. Выбор профессии во многом зависит от педагога, деятельность которого направлена как на всестороннее развитие личности учащегося, так и выявление его способностей, формирование интереса к предмету, профессиональной ориентации, возможности реализации себя в учебе, что позволит выбрать будущую профессию [11].

К сожалению, как показали наши исследования, сегодня педагоги не уделяют должного внимания профессиональной ориентации учащихся. Работа педагога в основном направлена на подготовку школьников к ОГЭ и ЕГЭ. Учащиеся в свою очередь выбирают для сдачи итоговых экзаменов те предметы, которые, по их мнению, или проще сдать, или есть шанс поступить на бюджетные места. В связи с этим выпадают предметы, которые ребенок может выбрать для сдачи на интересующее его направление подготовки. И как результат -выбор профессии связан с наличием бюджетных мест, возможностью оплаты обучения, с близостью ВУЗов и ССУЗов, а не с желаемой профессией. В связи с этим, остро стоит вопрос о необходимости помощи в профессиональной ориентации учащихся через сотрудничество «Школа/ССУЗ/ВУЗ».

В основе профессиональной ориентации учащейся молодежи лежит изучение профессионально важных свойств и черт личности. Профессиональная информация знакомит учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственных комплексов в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и совершенствования в процессе трудовой деятельности [12-13] (рис. 1).

Рис. 1. Основные направления профессиональной ориентации Ещё сравнительно недавно из-за низкой активности совместной профориентационной работы школы, профессиональных учебных заведений, лицеев и производства, а также из-за слабого учета психофизиологических особенностей учащихся наблюдалось снижение интереса к профессиям станочника, электромонтажника, строителя и др.

Большинство выпускников школ стремились получить высшее образование, которое считается престижным. Сегодня учащиеся стремятся уйти после 9-го класса в средние специальные учебные заведения, мотивируя это тем, что легче будет сдать ЕГЭ и потом пойти в ВУЗ либо огра-

ничиться среднеспециальным образованием. Не только ЕГЭ влияет на эту ситуацию, но и низкий в области своего предмета профессиональный и методологический уровень подготовки педагогов. Самая большая проблема заключается в том, что учитель не понимает значимости своего предмета в выборе будущей профессии школьниками, тогда как именно через учебные предметы учащиеся знакомятся с профессиями, осознают значимость изучаемой дисциплины для выбора будущей профессии [1, 3].

Обсуждение результатов. Профессиональная ориентация призвана помочь в верном выборе профессионального пути. К сожалению, следует констатировать, что образовательно-психологический рынок заполняется случайными некомпетентными людьми. Просмотрев профессиональные рекламные ролики, складывается впечатление, что ориентировать в профессиональный выбор легко и делать это может каждый. На самом деле это глубокое заблуждение. Каждая профессия имеет множество профессиональных тонкостей, что связано не только с социальным интересом, но и с индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, его задатками, способностями, состоянием здоровья, социально значимыми ценностями и многим другим, что скрыто от глаз консультанта, не обладающего профессиональными психологическими знаниями и профессиональным опытом. Такие «чудо специалисты» дезориентируют школьников в выборе профессии. Например, использование рекламы ограничивается показом привлекательности сторон тех или иных специальностей. Однако без профессиональной консультации остаются без ответа такие важные вопросы: в чем заключается сложность выбранной профессии; каковы психофизические требования, предъявляемые к выбранной профессии; в чем заключаются требования к общим и специальным способностям человека, избравшего ту или иную специальность [14].

Часто вчерашние абитуриенты, а сегодняшние студенты разочаровываются в выбранной профессии из-за несовпадения своих представлений о ней с фактическим характером и содержанием обучения. К тому же психофизические возможности состояния здоровья молодого специалиста оказываются противопоказанными для избранной профессии или специальности [8-9]. Всё это приводит к осознанию напрасно потраченного времени и материальных издержек. Человек стоит перед выбором: работать в неинтересной и нелюбимой профессии или опять учиться, что связано как с материальными затратами, так и временными. Но и в этом случае успех не гарантирован [7].

Устранить подобные недостатки можно через квалифицированную профессиональную консультацию, имеющую рекомендательный характер. В её процессе фиксируется соответствие состояния здоровья молодых людей профессиональным требованиям, уровню их психологической готовности к освоению выбранной профессии. С целью учёта профессиональных противопоказаний и определения профессии, наиболее соответствующей личным способностям и интересам человека, проводится профессиональный отбор [2, 10].

Профессиональный отбор - это определение степени профессиональной пригодности человека к кон-

кретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями [4]. Профессиональный отбор включает в себя следующие компоненты: медицинский отбор; физиологический отбор; педагогический отбор; психологический отбор.

Профессиональная консультация помогает молодым людям прогнозировать свои возможности адаптации к профессиональным и экстремальным условиям работы по избранной им профессии. Для понимания и объяснения поведения человека в трудовой и профессиональной деятельности следует учитывать: закономерности и тенденции формирования и изменения профессиональной направленности и определяющих ее факторов - интересов, мотивов, ценностных ориентаций, личностных установок, воли т. п.; закономерности формирования и изменения психических процессов в возрастном развитии - внимания, памяти, ощущений, восприятия, речи, воображения, мышления; индивидуально-типологические особенности поведения человека [6].

Важной целью проведения профориентационных мероприятий является удовлетворенность конкретной профессиональной деятельностью и профессиональная адаптация. Профессиональная, производственная и социальная адаптация - это система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высокого уровня профессионализма [2].

В связи с изучением потребностей региона нами была проанализирована профессиональная направленность тестируемых учеников 8-11 классов за 2021/2022 год в Рязанском регионе с использованием программного комплекса «Профориентатор 4.4». По каждому блоку были вычислены средние баллы уровня профессиональной ориентации выпускников: 1) по блоку «Интересы»: наука - 6,4 балла, искусство - 6,0 балла, общение - 5,9 балла; 2) по блоку «Структура интеллекта»: эрудиция - 7,4 балла, вычисления - 6,2 балла, лексика - 6,2 балла, абстрактная логика - 6 баллов; 3) по блоку «Личность»: эмоциональная стабильность - 6,7 балла, активность -5,6 баллов, самоконтроль - 5,5 баллов. Согласно полученным данным, у учащихся 8-11 классов преобладает следующая профессиональная направленность (рис. 2).

Рис. 2. Профиль результатов обследования школьников за 2021/2022

Выявлено, что интересы обследованных школьников не совпадают с потребностями рынка вакансий и, следовательно, найти работу выпускникам вузов и Ссузов будет сложно. Результаты исследования показали, что школьники ориентированы либо на предметы, которые они могут осилить в ОГЭ/ЕГЭ, либо на свои интересы. Школьников не интересуют потребности регионов в профессиях. Они выбирают то, что им интересно, а где они будут работать после завершения профессионального обучения, на момент выбора профессии, их не интересует. Регионы же не ориентированы на потребности выбора профессий школьниками и не формирует план развития с учётом тех профессий, в которых молодежь будет нуждаться в скором будущем. Вузы также не ориентированы на профессии, в которых будет нуждаться регионы. Нет перспективы относительно того, где профессионально будут востребованы выпускники, реализуется ли их потенциал. Однако при выборе профессии следует обращать внимание на здоровье школьников с учётом анамнеза. Важно не только на данный момент состояние здоровья выпускника школы, но и сохранение в будущем его профессионального здоровья и профессионального долголетия.

Выводы. Таким образом, результаты исследования показали, что сегодня остро стоит вопрос об организации эффективного сопровождения профессиональной ориентации школьников на этапах обучения в школе, оказания помощи в выборе будущей профессии с учё-

том состояния здоровья, а также в последующем трудоустройстве и самореализации на всех этапах профессионального развития. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности предполагает возможности личности в полноценной реализации профессионально-психологического потенциала, удовлетворении его потребности в самореализации, реализации профессионального потенциала, в обеспечении профессионального самосохранения, удовлетворенности трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности, сохранение профессионального здоровья и достижении в будущем профессионального долголетия. Возникает необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации школьников в системе «школа/ССУЗ/ВУЗ», что предполагает единство четырех функций:

1) диагностика индивидуальных особенностей школьника и выбора профессии с учетом рынка труда, появление в нём новых профессий;

2) информации о проблеме и путях ее решения;

3) консультации на этапе принятия решения;

4) выработка плана решения в выборе профессии.

С этой целью необходимо способствовать повышению интереса к профессии и труду, самосовершенствованию, снижению профессиональной утомляемости, определяя и уделяя при этом особое внимание будущей профессиональной деятельности в целях установления эффективности труда.

Литература

1. Асмолов А.Г. Содействие ребенку - развитие личности / А.Г. Асмолов; под ред. Н. Б. Крыловой // Забота - поддержка -консультирование: сб. науч. ст. - М.: Инноватор, 1996. - №26. - С. 39-44.

2. Батаршев А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева, Е.В. Майорова. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с. EDN QXGPCR

5. Крымов А.А. Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов вузов / А.А. Крымов // Человек: преступление и наказание. - 2016 - №4. - С. 134-137. - EDN XKPAVF

6. Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура / Е.С. Мироненко // Социальное пространство. -2019. - №.4. - С. 6-16. - DOI 10.15838/sa.2019.4.21.6. - EDN IPUBLQ

7. Михайлова Н.Н. Тактики педагогической поддержки / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин // Новые ценности образования. -2005. - №5. - С. 139-143. - EDN XVSVML

8. Darling-Hammond, L., Flook, L., Cook-Harvey, C., Barron, B., & Osher, D. (2019). Implications for educational practice of the science of learning and development. Appl. Dev. Sci, pp. 1-44.

9. Vicente-Sánchez, B., Vicente-Pena, E., Rocha-Vázquez, M., & Costa-Cruz, M. (2014). Orientación y formación vocacional hacia la carrera de Medicina. MediSur, 12 (1), p. 14.

10. Kosine, N.R., & Lewis, M.V. (2008). Growth and exploration: career development theory and programs of study. Career Tech. Educ. Res., 33 (3), pp. 227-243.

11. Loan, D.T., & Van, N. (2015). Career guidance in secondary schools - a literature review and strategic solutions for Vietnamese rural areas. AIJSC, 4 (5), pp. 135-143.

12. Sovet, L., & Metz, A.J. (2014). Parenting styles and career decision-making among French and Korean adolescents. J. Vocat. Behav., 84 (3), pp. 345-355.

13. Tackett, S., Wright, S., Colbert-Getz, J., & Shochet, R. (2018). Associations between learning community engagement and burnout, quality of life, and empathy among medical students. Int. J. Med. Educ., 9, pp. 316-322.

14. Zopiatis, A., Theocharous, A.L., & Constanti, P. (2016). Adult vocational decision, career satisfaction and future intention: insight from the hospitality industry. Int. J. Contemp. Hospit. Manag., 28 (12), pp. 2696-2720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.