Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
производственные запасы / учет / оценка / признание / справедливая стоимость / inventories / accounting / measurement / recognition / fair value

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О П. Полонская, З И. Азиева

Для эффективного управления хозяйственными процессами необходимо иметь сведения, формирующиеся в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Как известно производственные запасы являются одним из важнейших элементов для бесперебойной деятельности организации. В условиях проведения политики ресурсосбережения необходимо обеспечивать формирование условий по рациональному использованию ресурсов. Очень важно использовать современную нормативную базу, организовать учет запасов таким образом, чтобы, не снижая качества производимой продукции (работ, услуг), обеспечить максимально высокие результаты. Именно качественная оперативная информация позволяет своевременно принимать управленческие решения, направленные на повышение доходности организации. Особенно это важно для строительной отрасли. Так как в строительных организациях очень велика номенклатура материальных ценностей. От 40-50 % этой информации относится к учету запасов. Кроме того, с 2021 года вступает в силу новый федеральный стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы», в котором определен новый порядок учета запасов, который во многом ориентирован на международную практику учета. Для обеспечения сохранности хозяйствующему субъекту необходимо организовать внутренний и внешний контроль, а также проведение, позволяющего оценить эффективность имеющихся запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF INVENTORY RECOGNITION AND MEASUREMENT

For effective management of economic processes, it is necessary to have information that is formed in accounting and financial statements. As you know, production stocks are one of the most important elements for the smooth operation of the organization. In the context of the resource-saving policy, it is necessary to ensure the formation of conditions for the rational use of resources. It is very important to use a modern regulatory framework, to organize inventory accounting in such a way that without reducing the quality of products (works, services), to ensure the highest possible results. It is high-quality operational information that allows you to make timely management decisions aimed at increasing the profitability of the organization. This is especially important for the construction industry. Since the nomenclature of material values is very large in construction organizations. From 40-50 % of this information relates to inventory accounting. In addition, from 2021, the new federal standard FSB 5/2019 "Reserves" comes into force, which defines a new procedure for accounting for reserves, which is largely focused on international accounting practice. To ensure the safety of an economic entity, it is necessary to organize internal and external control, as well as conducting an assessment of the effectiveness of existing reserves.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ»

4. Volkov S. N., Lipski S. A. About the measures to ensure rational use of lands in agricultural production and reproduction of their fertility//international agricultural journal. 2017. No. 6. P. 10-13. References:

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 16.02.2008 No. 87 (ed. of 15.07.2021) "On the composition of sections of project documentation and requirements for their content"// Legal reference system "ConsultantPlus".

2. Zhukov V. D. Land reform in the Russian Federation and the role of the land management service in its implementation in the Kuban / V. D. Zhukov, M. V. Sidorenko // Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya zemel'no-imushchestvennykh otnoshenii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. - Krasnodar, 2019. pp. 323-334.

3. Vershinin V. V. The role of land management in the placement of linear objects on agricultural land / V. V. Vershinin, M. V. Sidorenko // International Agricultural Journal. - 2021. - № 2 (380). - Pp. 10-13.

4. Volkov S. N., Lipski S. A. About the measures to ensure rational use of lands in agricultural production and reproduction of their fertility//international agricultural journal. 2017. No. 6. P. 10-13.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11365

О.П. Полонская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

O.P. Polonskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Kuban state agrarian University;

З.И. Азиева - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

Z.I. Azievа - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ CURRENT ISSUES OF INVENTORY RECOGNITION AND MEASUREMENT

Аннотация. Для эффективного управления хозяйственными процессами необходимо иметь сведения, формирующиеся в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Как известно производственные запасы являются одним из важнейших элементов для бесперебойной деятельности организации. В условиях проведения политики ресурсосбережения необходимо обеспечивать формирование условий по рациональному использованию ресурсов.

Очень важно использовать современную нормативную базу, организовать учет запасов таким образом, чтобы, не снижая качества производимой продукции (работ, услуг), обеспечить максимально высокие результаты. Именно качественная оперативная информация позволяет своевременно принимать управленческие решения, направленные на повышение доходности организации. Особенно это важно для строительной отрасли. Так как в строительных организациях очень велика номенклатура материальных ценностей. От 40 -50 % этой информации относится к учету запасов.

Кроме того, с 2021 года вступает в силу новый федеральный стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы», в котором определен новый порядок учета запасов, который во многом ориентирован на международную практику учета.

Для обеспечения сохранности хозяйствующему субъекту необходимо организовать внутренний и внешний контроль, а также проведение, позволяющего оценить эффективность имеющихся запасов.

Abstract. For effective management of economic processes, it is necessary to have information that is formed in accounting and financial statements.

As you know, production stocks are one of the most important elements for the smooth operation of the organization. In the context of the resource-saving policy, it is necessary to ensure the formation of conditions for the rational use of resources.

It is very important to use a modern regulatory framework, to organize inventory accounting in such a way that without reducing the quality of products (works, services), to ensure the highest possible results. It is high-quality operational information that allows you to make timely management decisions aimed at increasing the profitability of the organization. This is especially important for the construction industry. Since the nomenclature of material values is very large in construction organizations. From 40-50 % of this information relates to inventory accounting.

In addition, from 2021, the new federal standard FSB 5/2019 "Reserves" comes into force, which defines a new procedure for accounting for reserves, which is largely focused on international accounting practice.

To ensure the safety of an economic entity, it is necessary to organize internal and external control, as well as conducting an assessment of the effectiveness of existing reserves.

Ключевые слова: производственные запасы, учет, оценка, признание, справедливая стоимость.

Keywords: inventories, accounting, measurement, recognition, fair value.

Вопросы учета и установления оптимального документооборота материально-производственных запасов сегодня широко исследуются и обсуждаются профессиональным сообществом бухгалтеров. Это прежде всего связано с вступлением в силу с 2021 года Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», в котором определены новые регламенты учета запасов.

Действие стандарта распространяется не только на материально-производственные запасы, как нормы ПБУ 5/01, а на все запасы, включая незавершенное производство. Отметим, что ФСБУ 5/2019 вводит определение запасов, согласно которому последними являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение не более 12 месяцев.

Следующим нововведение ФСБУ 5/2019 является установление требования оценки ряда запасов по справедливой стоимости. Она предусмотрена ФСБУ 5/2019 для следующих запасов:

- приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами;

- полученных безвозмездно;

- продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства собственного производства, а также товаров, торгуемых на организованных торгах.

В последнем случае оценка по справедливой стоимости указанной продукции и товаров является правом, а не обязанностью организации. Если организация принимает решение об оценке по справедливой стоимости данных запасов при их первоначальном признании, то на отчетную дату такие активы также должны оцениваться по справедливой стоимости.

В первых двух из названных случаев применение справедливой стоимости для оценки при признании запасов требуется в обязательном порядке. При этом для первого из указанных случаев в ФСБУ 5/2019 установлены следующие особенности. Оценкой при признании запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами, считается (в части оплаты неденежными средствами) справедливая стоимость передаваемого имущества, имущественных прав, работ, услуг. Если такую стоимость невозможно определить, то для указанных целей применяется балансовая стоимость передаваемых активов, фактические затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг.

В отношении организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную финансовую отчетность (организаций с упрощенным учетом), в ФСБУ 5/2019 содержатся следующие уточнения.

Такие организации вправе определять оценку при признании названных запасов (в части оплаты неденежными средствами) как сумму балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ, оказание услуг, вне зависимости от возможности определения справедливой стоимости передаваемого имущества, имущественных прав, работ, услуг, приобретаемых запасов.

Отметим, что в ФСБУ 5/2019 не представлено определение справедливой стоимости и не установлены правила ее расчета. Вместо этого стандарт содержит ссылку на правила МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». Таким образом, формирование справедливой стоимости запасов в российском бухгалтерском учете должно осуществляется согласно международным регламентациям.

Еще одним нововведением ФСБУ 5/2019 является установление регламентаций по формированию себестоимости запасов, в качестве которых признаются материальные ценности, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов. Затратами, включаемыми в себестоимость запасов, считается наименьшая из следующих величин:

- стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные или созданные организацией в рамках обычного операционного цикла;

- сумма балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в вязи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.

Еще одним важным нововведением ФСБУ 5/2019 является значительное расширение состава расходов, которые не должны признаваться в оценке запасов, это:

- расходы, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;

- расходы на хранение запасов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения или создания запасов;

- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением или созданием запасов;

- иные расходы, осуществление которых не является необходимым для приобретения или создания

запасов.

Представленный состав расходов, не включаемых в оценку запасов, является открытым, и организации необходимо в конкретной ситуации самостоятельно определять, какие расходы относятся к названным ранее иным расходам, осуществление которых не является необходимым для приобретения или создания запасов.

Отметим, что в ФСБУ 5/2019 термин «общехозяйственные расходы» заменяет термин «управленческие расходы», очевидно, что это сделано для приведения технологии в соответствие с названием современной статьи Отчета о финансовых результатах.

Следующие нововведение ФСБУ 5/20119 касаются оценки запасов и их признания. Стандарт устанавливает требование оценки на отчетную дату заготовления коммерческой организации, а также запасов, используемых в приносящей доход деятельности некоммерческой организации напрямую по наименьшей из:

- фактической себестоимости;

- чистой стоимости продажи запасов.

Организации с упрощенным учетом вправе оценивать запасы на отчетную дату по фактической себестоимости. По ней на отчетную дату оцениваются и запасы коммерческой организации, используемые в целях, ради которых она создана.

Названная чистая стоимость продажи запасов в соответствии с ФСБУ 5/2019 определяется как предполагаемая цена, по которой организация может продать запасы в том виде, в котором обычно продает их в ходе обычной деятельности, за вычетом предполагаемых затрат, необходимых для их производства, подготовки к продаже и ее осуществления.

Предполагаемая цена, по которой организация может продать готовую продукцию, - 150 000 руб., расходы на ее продажу - 10 000 руб. Следовательно, чистая стоимость продажи готовой продукции составит 140 000 руб.

В соответствии с ФСБУ 5/2019 превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи считается их обесценением. Признаками обесценения запасов могут быть, в частности:

- потеря ими своих первоначальных качеств;

- снижение их рыночной стоимости;

- сужение их рынков сбыта и др.

В случае обесценения запасов организация создает резерв под обесценение в размере превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи. Балансовой стоимостью запасов считается их фактическая себестоимость за вычетом данного резерва.

Так как в качестве объекта исследования выступает учет материалов в строительных организациях, то обратимся к актуальным вопросам списания материалов в организациях, выполняющих строительно-монтажные работы (СМР).

Так, С.А. Верещагин обращает внимание на то, что при выборе или разработке оптимального документооборота по списанию материалов на выполнение СМР следует учитывать его основные задачи, а именно:

- контроль за соблюдением установленных организацией норм расхода материалов на производство СМР;

- проведение анализа эффективности использования материалов;

- обеспечение достоверных данных по приобретению и отпуску материалов;

- контроль за сохранностью материалов на складах и участках производства работ.

Крайне важно при выборе или разработке такого документооборота учитывать сложившиеся взаимоотношения с поставщиками материалов, особенно соблюдение ими договорной дисциплины, наличие разработанных норм расхода материалов на все виды производимых СМР, организацию труда на участках производства.

Бухгалтерия ведет учет движения материалов на основании поступающих в нее первичных учетных документов. Поступление материалов от поставщиков на центральные склады организации или непосредственно на участок должно быть оформлено первичным документом, по которым материально-ответственное лицо покупателя - кладовщик, начальник участка, прораб, мастер, бригадир и пр. - подтверждает количество и качество принятых материалов. Таким документом может быть приходный ордер по форме № М-4, подписанная материально-ответственным лицом накладная поставщика по форме № М-15 (утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а) или по форме ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132). Также покупатель (строительная организация) или поставщик имеет право разработать свою форму документа, содержащую все обязательные реквизиты первичного документа (п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

По окончании месяца материально-ответственные лица, выполняющие СМР должны представить в бухгалтерию данные (в количественном выражении) о движении тех материалов, за которые они несут ответственность. В первую очередь, они должны представить информацию о фактическом расходовании материалов на производство СМР. Кроме того, они должны подтвердить данные об остатках материалов на начало месяца, их поступлении и другом выбытии, остатках на конец отчетного месяца.

Этот отчет об остатках материалов иногда называют материальным. Поступление материалов, их внутренне перемещение либо другое выбытие (например, продажа на сторону непосредственно со склада, находящего на участке) подтверждаются первичными учетными документами, прилагаемыми к отчету либо уже имеющимися в бухгалтерии.

В настоящее время российские строительные организации, особенно те из них, которые работают с западными заказчиками, начинают приспосабливаться к принятым зарубежным стандартам по организации труда.

Это, в первую очередь, тщательная разработка проекта организации строительства, равно как и проектов производства работ. Еще до начала отрывки котлована генеральный подрядчик обычно уже имеет в своем распоряжении разработанные и согласованные графики поставок материалов и необходимого оборудования на весь период строительства с точностью плюс-минус несколько часов. Его нарушение поставщиком чревато для него ощутимыми штрафными санкциями и потерей репутации надежного партнера.

При подобной организации работ на стройплощадке практически отсутствуют приобъектные склады, на которых запасены материалы, необходимые длят обеспечения работы на полгода вперед. (сегодня материалы завозятся на площадку в количестве, необходимом для выполнения работ сегодня. То, что потребуется завтра, будет завезено завтра).

Таким образом, у производителя работ практически не возникает ответственности за полученные им материалы, которые необходимо где-то разместить и хранить несколько жней, а то и недель в ожидании их использования. Не возникает необходимости требовать с него какой-то отчетности, аналогичной ответственному материального отчету.

Источники:

1. Азиева З.И Перспективный управленческий анализ в системе управления организацией / Азиева З.И., Герасименко К.В., Гарсанянц С.П. // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд. сборник научных трудов по материалам XIII региональной научной конференции. Главный редактор: Щербатова Т.А., 2016. С. 206-209.

2. Адаменко А.А. Актуальные вопросы автоматизации бухгалтерского учета / Адаменко А.А., Азиева З.И., Пусто-валова Е.А. // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 279-284.

3. Адаменко А.А. Оценка материально-производственных запасов в бухгалтерском учете коммерческих организаций / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Л.В. Зубова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. -№ 24 (2). - С. 88-93.

4. Адаменко А.А. Сравнительный анализ систем учета ТМЗ в международном учете / А.А. Адаменко, А.С. Ткачен-ко // Вестник Академии знаний. - 2013. - № 1 (4). - С. 8-10.

5. 5. Верещагин, С.А. Резерв под обесценения материалов // Бухгалтерский учет. - 2020. - № 5. - С.7-14.

6. Говдя В. В. Эффективное управление материально -производственными ресурсами в сельскохозяйственных организациях / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2013. - № 10. - С. 82-85.

7. Кузина А.Ф. Сравнительный анализ МСФО (IAS) 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет материально -производственных запасов» / А.Ф. Кузина, В.Г. Вишневская, Т.А. Мудрак // Aspectus. 2015. № 1. С. 104-109.

8. Леонова А.С. Актуальные вопросы оценки МПЗ в соответствии с МСФО / А.С. Леонова, О.П.Полонская // В сборнике: Новые реалии в инновационном развитии экономической мысли Сборник научных статей по итогам

V Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 240-245.

9. Никитина, В.Ю. Бухгалтерский учет запасов: переходим на федеральный стандарт // Бухгалтерский учет . -2020. - № 7. - С.11-18.

10. Полонская О.П. Актуальные вопросы оценки МПЗ в соответствии с МСФО / Леонова А.С., Полонская О.П. // Новые реалии в инновационном развитии экономических мыслей. Сборник научных статей по итогам Y Международной научно-практической конференции. - 2017. - С.240-245.

11. Полонская О.П. Организационно-методическое формирование финансовых результатов в строительных организациях: монография / Полонская О.П., Азиева З.И. - Краснодар, 2018. - 135 с.

12. Тесленко, А.А. Анализ рационального использования запасов организации / А.А. Тесленко, А.Х. Гучетль, Т.А. Нормова // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 258-260.

13. Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» [Электронный ресурс] : федер. Закон № 180 н от 15.11.2019.- Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

14. Хоружий Л.И., Алборов Р.А., Концевая С.М. Бухгалтерский учет материальных и биологических запасов в сельском хозяйстве // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). - 2021. - № 2. - С. 24-31. References:

1. Azieva ZI Perspective management analysis in the management system of the organization / Azieva ZI, Gerasimenko KV, Garsanyants SP. // In the collection: Modern science: theoretical and practical view. collection of scientific papers based on the materials of the XIII regional scientific conference. Editor-in-chief: Shcherbatova T.A., 2016.S. 206-209.

2. Adamenko A.A. Topical issues of accounting automation / Adamenko A.A., Azieva Z.I., Pustovalova E.A. // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. 2016.S. 279-284.

3. Adamenko A.A. Assessment of inventories in the accounting of commercial organizations / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, L.V. Zubova // Natural and humanitarian research. - 2019. - No. 24 (2). - S. 88-93.

4. Adamenko A.A. Comparative analysis of accounting systems for inventory holdings in international accounting / A.A. Adamenko, A.S. Tkachenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2013. - No. 1 (4). - S. 8-10.

5. Vereshchagin, S.A. Provision for impairment of materials // Accounting. - 2020. - No. 5. - P.7-14.

6. Govdya VV Effective management of material and production resources in agricultural organizations / VV Govdya, Zh. V. Degaltseva // Bulletin of the Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov. 2013. - No. 10. - S. 82-85.

7. Kuzina A.F. Comparative analysis of IAS 2 "Inventories" and PBU 5/01 "Accounting for inventories" / A.F. Kuzina, V.G. Vishnevskaya, T.A. Mudrak // Aspectus. 2015. No. 1. S. 104-109.

8. Leonova A.S. Topical issues of valuation of inventories in accordance with IFRS / A.S. Leonova, O.P. Polonskaya // In the collection: New realities in the innovative development of economic thought Collection of scientific articles based on the results of the V International scientific and practical conference. 2017 .-- S. 240-245.

9. Nikitina, V.Yu. Accounting of reserves: we are moving to the federal standard // Accounting. - 2020. - No. 7. - С.11-18.

10. Polonskaya O.P. Topical issues of assessing inventories in accordance with IFRS / Leonova A.S., Polonskaya O.P. // New realities in the innovative development of economic thoughts. Collection of scientific articles on the results of the

Y International Scientific and Practical Conference. - 2017. - S.240-245.

11. Polonskaya O.P. Organizational and methodical formation of financial results in construction organizations: monograph / Polonskaya O.P., Azieva Z.I. - Krasnodar, 2018 .- 135 p.

12. Teslenko, A.A. Analysis of the rational use of the organization's reserves / A.A. Teslenko, A.Kh. Guchetl, T.A. Normova // Research of the innovative potential of society and the formation of directions for its strategic development. Collection of scientific articles of the 9th All-Russian scientific-practical conference with international participation. In 3 volumes. Managing editor A.A. Gorokhov. 2019.S. 258-260.

13. Federal accounting standard FSBU 5/2019 "Inventories" [Electronic resource]: Feder. Law No. 180 n of 15.11.2019. -Access mode: ATP Consultant Plus.

14. Horuzhy L.I., Alborov R.A., Kontsevaya S.M. Accounting of material and biological reserves in agriculture // Bulletin of IPB (Bulletin of professional accountants). - 2021. - No. 2. - P. 24-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11366

Л.И. Проняева - д.э.н., заведующий кафедрой экономики и экономической безопасности, профессор, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

L.I. Pronyaeva - Doctor of Economics, Head of the Department of Economics and Economic Security, Professor, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA;

М.Ю. Грядунов - аспирант кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС,

M.Yu. Gryadunov - postgraduate student of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, [email protected];

Т.Л. Безрукова - д.э.н., заведующий кафедрой экономики и финансов, профессор, Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова,

T.L. Bezrukova - Doctor of Economics, Head of the Department of Economics and Finance, Professor, Voronezh State Forestry University named after G.F. Morozova.

КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ CORPORATE CONTROL IN NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Аннотация. Особая роль некоммерческих организации в общественной жизни определяет их как действующие организационные структуры, соответствующие установленным правовым признакам, имеющие цель, миссию и принципы деятельности, специфический организационный механизм. Для более четкого понимания сути организационного механизма некоммерческих организаций авторами представлены их признаки и особенности, что позволило выявить специфику корпоративных отношений и место в них корпоративного контроля, складывающихся в данных организациях. Корпоративный контроль в некоммерческих организациях строится, опираясь на классические функции менеджмента. Доказано, что корпоративный контроль может быть применен в деятельности некоммерческих организаций корпоративного типа. Для некоммерческих организаций корпоративный контроль особенно важен, поскольку в большинстве своем они нацелены на выполнение социально значимых функций, которые способствуют стабильности общества. При его организации следует учитывать, что любая некоммерческая организация представляет собой особую организационную систему, обладающую кадровым составом, финансами и ресурсами и нуждающуюся в слаженной системе управления.

Abstract. The special role of non-profit organizations in public life defines them as operating organizational structures that correspond to the established legal characteristics, have a goal, mission and principles of activity, a specific organizational mechanism. For a clearer understanding of the essence of the organizational mechanism of nonprofit organizations, the authors presented their signs and features, which made it possible to identify the specifics of corporate relations and the place in them of corporate control that is taking shape in these organizations. Corporate control in non-profit organizations is built on the basis of classical management functions. It has been proven that corporate control can be applied in the activities of corporate non-profit organizations. For non-profit organizations, corporate control is especially important, since most of them are aimed at performing socially significant functions that contribute to the stability of society. When organizing it, it should be borne in mind that any non-profit organization is a special organizational system with personnel, finances and resources and in need of a well-coordinated management system.

Ключевые слова: некоммерческие организации, управление, формы контроля, корпоративный контроль.

Keywords: non-profit organizations, management, forms of control, corporate control.

Корпоративный контроль представляется важной формой управления деятельностью организации, ориентированной на достижение целей ее экономической политики. Несмотря на то, что корпоративный контроль в большей степени является свойственным крупным коммерческим структурам, имеющим акционерный контроль, стоит подчеркнуть, что он присутствует в любой организационно-правовой форме хозяйствующих субъектов. Не являются исключением и некоммерческие организации, не преследующие своей целью увеличения финансовых результатов и получения прибыли, работающие в целях удовлетворения различных социальных функций в стране. Такие системы также нуждаются в определении жёстких рамок корпоративного контроля. При этом имеется необходимость в наличии всех указанных его форм, поскольку контроль в данном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.