МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 2410-700Х
позволяет определить особенности предмета прокурорского надзора в сфере реализации прав на медицинскую помощь.
Таким образом, исходя из положений, указанных в статьях 1, 21, 26 Закона о прокуратуре, актов Генерального прокурора Российской Федерации и обозначенной выше специфики общественных отношений в сфере оказания гражданам медицинской помощи, можно определить предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства об обеспечении прав граждан на медицинскую помощь как совокупность общественных отношений, основанных на взаимных требованиях граждан и государства, которые непосредственно связаны с исполнением законодательства о здравоохранении и правовым регулированием механизма предоставления медицинской помощи и реализацией прав на нее.
Список использованной литературы:
1. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
2. Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Изд-во Саратовского университета, 1984.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
4. Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. М., 1978.
5. Емельянов С.А. Пределы общего надзора прокуратуры. Соц. законность, 1975, №7.
6. Козлов А.Ф. О пределах общего надзора. Соц. законность, 1976, № 6.
7. Зима В.Ф. Социология бесправия. Реакция сталинской юстиции на голод в СССР 1946-1947 гг. Социологические исследования, 1999. № 2.
8. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Российская газета, № 229, 25.11.1995.
9. Шевчук С.С. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере здравоохранения. Современное право, 2002. № 1.
10. Золоев А. Предмет прокурорского надзора в сфере реализации прав на медицинскую помощь. Законность. М., 2010. № 11.
© Сунцов Д.С., 2016
УДК 340
Тятюшева А.О
студентка 3 курса ИП СГЭУ, г. Самара, РФ [email protected] научный руководитель: Сидорова А.В., старший преподаватель кафедры публичного права СГЭУ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БАНКА РОССИИ
Аннотация
Рассматривается правовое положение Центрального банка России, анализируются различные мнения ученых-правоведов в этой области. Проводится исследование конституционных положений, посвященных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
Центральному банку России.
Ключевые слова
Центральный Банк России, Конституция, орган государственной власти, полномочия,
принцип разделение властей.
Центральный банк РФ является банком государства и кредитором в последней инстанции. И как верно замечает Штанько А.А. «в течение всей истории страны Банк России и банковская система в целом являлись отражением состояния как права, так и экономики» [10].
Тема правового положения Центрального Банка России остается актуальной и на сегодняшний день, поскольку Банк России обладает огромным значением в сфере правового обеспечения национальных интересов России. Главным источником закрепления правового статуса Банка России является Конституция РФ положения которой нашли дальнейшее свое развитие в Федеральном законе от 10.02.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [11] и иных нормативно-правовых актах. В этой связи необходимо отметить, что «в Конституции РФ отсутствуют ряд положений о регулировании некоторых видов экономических отношений, что отнюдь не способствует повышению уровня экономики и ее эффективности» [7], это напрямую относится и к вопросу о правовом статусе Центрального Банка России.
Одни ученые определяют Банк как федеральный орган власти, другие как орган государственного управления специальной компетенции. Советские ученые-правоведы так же по-разному определяли статус Государственного Банка РСФСР. Так, Р.О. Халифина считала, что «государственный банк - это орган государства, совмещающий функции управления и хозяйствования» [12]. Агарков М.М. считал, что Государственный банк Советского Союза «являет собой учреждение, которое входит в систему государственных органов СССР, в то время как представляет предприятие, которое находится на хозяйственном расчете и имеет существенное правовое значение» [1]. Близкое к этому понятию дают современные ученые, например, Я.А. Гейвандов [3]. Тосуян Г.А. и Викулин А.Ю. относят банк России к органу государственной «денежной власти» [9]. Братко А.Г. считает Банк России органом государственной власти и относит его к негосударственным образованиям [2]. В связи с этим встает вопрос об отсутствии в российском праве единого понятия «орган государственной власти».
Для определения правового положения Центрального Банка России необходимо обратиться к положениям Конституции РФ. Согласно статье 10 Конституции РФ: «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [4].
Следует упомянуть о том, что «законодательное закрепление принцип разделения властей в РФ получил только в Конституции 1993 г.» [8]. Основным законом сам Центральный банк не отнесен ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, а его служащие не отнесены к государственным служащим. Однако, анализ ст. 75 Конституции РФ согласно которой «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» и в особенности слов «независимо от других органов государственной власти» позволяет предположить, что Центральный банк РФ все-таки является органом государственной власти.
Это подтверждается и характером конституционных полномочий Центрального банка РФ, проанализировав природу которых можно с уверенностью сказать, что Центральный банк реализует государственные функции при этом опираясь на силу государственного принуждения. Согласно основного закона Банк России имеет возможность применения таких мер принуждения, как: приостановление действия лицензий на осуществление банковских операций и отзыва их; осуществление выдачи, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты и др.
Следующее, что подтверждает правовой статус банка России как государственного органа, это наличие среди его полномочий полномочия правотворчества. Так, издаваемые им в рамках своих компетенций акты (указания, положения и инструкции), являются обязательными для федеральных органов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Следует сказать и о п. ж ст. 71 основного закона, согласно которого к ведению Российской Федерации относится установление правовых основ единого рынка: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные и экономические службы, включая федеральные банки [5]. А вот финансовое, валютное, кредитное регулирование, которое входит в введение Российской Федерации, осуществляет Банк России. Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем определении от 14.12.2000 № 268-О, отметил, что, «несмотря на то, что Центральный банк РФ не называется органом государственной власти, он обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти» [6].
В заключении хотелось бы отметить, что ни Конституция РФ, ни Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не содержат прямого указания на то, что Центральный банк РФ является государственным органом. Однако анализ положений законодательства о Центральном банке позволяет сделать вывод о том, что он сочетает в себе признаки, характерные для этого органа. На наш взгляд правы ученые, определяющие Банк России как государственный орган особого конституционного статуса, обладающий самостоятельностью и широкими полномочиями. Еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что отсутствие в положениях Конституции РФ четкого определения правового статуса Центрального Банка России порождает еще большее число вопросов и неопределенностей.
Список использованной литературы:
1. Агарков М.М. Основы банковского права. М., 2005. С. 29.
2. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М., 2001. С. 129.
3. Гейвандов Я.А. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации? // Государство и право, 1999. № 8. С. 13-24.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
5. Моисеев С.Е., Цельникер Г.Ф., Сидорова А.В. Банк как участник налоговых правонарушений // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 10-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2016. С.169.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 2, 2001.
7. Сидорова А.В., Коннина Е.С. Конституционное регулирование экономики Российской Федерации // Бюллетень науки и практики, 2016. № 11 (ноябрь). С. 200.
8. Скитяева Е.И., Сидорова А.В. Конституционно-правовые основы действия механизма сдержек и противовесов в России и США // законность в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 233.
9. Тосуян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 200. С. 42-50.
10.Штанько А.А. Правовой статус Банка России как объект правовой идентификации // Современное право, 2016. № 7.
11.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Парламентская газета, № 131-132, 13.07.2002.
12.Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954. С. 3.
© Тятюшева А.О., 2016