Л. В. Ясонова
Актуальные вопросы православной миссии последователям религиозной организации «Свидетели Иеговы» в современной России
Распад СССР привел к серьезному духовному кризису многих россиян. На проповедь приехавших в Россию западных проповедников, в том числе и «свидетелей Иеговы», откликнулось немало потерявших жизненные ориентиры граждан, в том числе маловоцерковленных православных верующих. Церковь не могла не отреагировать на прозелитическую деятельность религиозной организации «Свидетели Иеговы». В статье рассмотрены существующие на сегодняшний день в РПЦ направления миссионерского делания по отношению к последователям данной религиозной организации, выявлены причины неудач миссии, а также способы выхода из создавшегося кризиса.
ключевые слова: свидетели Иеговы, антисектантская борьба, прозелитизм, миссия, диалог.
В настоящее время наиболее многочисленным религиозным объединением России, которое руководство РПЦ относит к «тоталитарным» и «псевдохристианским» сектам 1, является организация «свидетели Иеговы» (далее СИ. — Л. Я.). Отличительной особенностью данного религиозного объединения является высокая
1. Секта, в современном представлении РПЦ, это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона. Однако в Церкви есть и другой взгляд на природу сект. Согласно протопр. И. Мейендорфу, «секта — это сравнительно небольшая замкнутая группа людей, которые считают, что только они спасутся, а остальные погибнут, и которые получают глубокое удовлетворение от осознания этого» [Свидетель Истины, 180].
Тоталитарная секта — в РПЦ это понятие впервые было озвучено на Международном христианском семинаре «Тоталитарные секты в России» (16-20 мая 1994 г., Москва) [Альфа и Омега, 161-166]. Согласно определению автора этого термина А. Л. Дворкина, тоталитарными сектами или деструктивными культами называются «секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся "контролирование сознания"» [Десять вопросов, 3]. СИ впервые были
прозелитическая 2 активность, которая направлена в том числе и на маловоцерковленных верующих православной церкви.
Активная деятельность Организации началась сразу после распада СССР и выхода закона «О свободе вероисповедания» [Закон]. Многие россияне, выросшие в ситуации жесткого идеологического контроля, оказались неспособными нести ответственность за выбор и формирование собственного мировоззрения и поэтому чаще всего предпочитали соотносить свои моральные установки с той или иной идеологией. Кризис советской идеологии в переходный период породил и кризис убеждений, жить без которых оказалось крайне мучительно и тяжело. Поэтому появление иностранных проповедников с твердыми религиозными убеждениями, свободных от страхов и опыта идеологического контроля со стороны тоталитларного государства, многими россиянами воспринималось как возможность обретения опоры в жизни через веру проповедников.
До недавнего времени последователи СИ были очень успешными конкурентами в миссионерском служении РПЦ. В начале 1990-х годов их успеху способствовали высокие требования к духовной жизни и служению членов самой Организации, а также практически полное отсутствие просветительской деятельности и неустроенность духовной жизни в РПЦ. Многие ищущие веры люди приходили в храм в надежде получить ответы на мучившие их вопросы и уходили оттуда ни с чем, часто встречаясь с безразличием, а то и откровенной грубостью и невнимательностью со стороны верующих, которые сами в большинстве своем были мало укоренены в православной традиции. Не получив ответов в православной церкви, такие люди знакомились со «свидетелями Иеговы», хорошо на первый взгляд знающими Писание (в первую очередь Ветхий завет) и живущими в соответствии с библейскими
классифицированы как тоталитарная секта в «Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека"» (11-12 января 1996 г., Санкт-Петербург) [Миссионерское обозрение, 3-4].
Псевдохристианская секта — впервые это словосочетание было озвучено на Архиерейском соборе РПЦ в 1994 г., однако четкого определения этому понятию до сих пор не существует.
2. Прозелитйзм (от греч. проо^Ашо — «обращенный, нашедший свое место») — стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.
нормами. В настоящее время ситуация с духовным образованием в РПЦ не очень сильно изменилась, поэтому и сейчас из церкви к СИ уходят маловоцерковленные верующие.
Очевидно, что православная церковь не могла не реагировать на активную прозелитическую деятельность СИ.
К 1994 г. внутри РПЦ четко определились три направления, придерживающиеся разных позиций по отношению к деятельности «свидетелей Иеговы». У истоков первого направления стоял президент Информационно-консультативного Центра им. сщмч. Иринея Лионского А. Л. Дворкин. Центр был основан в сентябре 1993 г. при Отделе религиозного образования и катехизации. Вдохновителем его организации стал руководитель одного из секторов Синодального отдела религиозного образования и катехизации прот. Глеб Каледа, а ближайшими единомышленниками — патриарх Алексий II, благословивший рождение Центра, председатель Издательского совета РПЦ митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, а также настоятель Александро-Невского собора в Новосибирске прот. Александр Новопашин 3. Представители этого направления отличались радикальной позицией по отношению ко всем инако-верующим, которая впервые отражена в принятом на Архиерейском соборе 1994 г. определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». В нем указано на недопустимость «пропаганды своих воззрений» последователями новых религиозных течений, так как они «разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности» [Архиерейский собор, 178 ]. Дальнейшее развитие она получила на Первом съезде епархиальных миссионеров (1996 г.), а также на следующем Архиерейском соборе (1997 г.).
В декабре 1995 г. при Синоде был создан Миссионерский отдел, призванный координировать все миссионерские программы РПЦ. Центр им. Иринея Лионского стал с ним активно сотрудничать, поддерживая тесные связи со многими антисектантскими центрами при миссионерских отделах епархий РПЦ.
Действующие в этом направлении миссионеры являются сторонниками теории тоталитарного сектантства 4. Важнейшей чер-
3. Подробнее см.: [Индинок].
4. Концепция тоталитарного сектантства в развернутом виде представлена в брошюре А. Двор-кина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу» [Десять вопросов].
той сект, по их мнению, является деструктивность, которая, как и тоталитарность, «определяется не их верованиями, а их методами деятельности» [Десять вопросов, 8]. Поэтому никакого отношения к христианству подобные секты не имеют. В связи с этим основной упор делается не на миссии, а на распространении «достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов» 5 при активном сотрудничестве с государственными структурами и средствами массовой информации по ограничению их деятельности. Таким образом все сводится к антисектантской борьбе, смыкающейся со светским антикультовым движением 6.
Ко второму направлению можно отнести тех верующих РПЦ, кто стремится вести не антисектантскую борьбу, а реальную миссию по отношению к последователям разного рода религиозных течений, в том числе организации «Свидетели Иеговы». Его представители в середине 90-х гг. понимали данную миссию исключительно в форме прозелитизма, желая во что бы то ни стало обратить заблудших «сектантов» в православие, оставаясь при этом благожелательными по отношению к ним. Первым таким центром по борьбе с сектами стал организованный в 1993 г. Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А. С. Хомякова во главе со свящ. О. Стеняевым, посвятившим много времени полемике со «свидетелями Иеговы».
Деятельность Центра была акцентирована на поиске путей общения с сектантами, дабы «дать человеку правильное понимание Священного Писания в свете Священного Предания, объяснить ему, что значит согласование библейских текстов и "согласие отцов"», а также донести до собеседника значимость для православных святых таинств. При этом лучшим доказательством жизненности православной церковности миссионерами данного направления считалась ее принципиальная «неопределимость» [Стеняев, 76].
В основе миссионерской деятельности участников этого направления лежит вера в то, что среди сектантов есть люди, которые «горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более,
5. Именно таким образом сформулирована главная задача деятельности Центра им. Иринея Лионского. (См.: [О Центре].)
6. Антикультовое движение — общее название объединений, выступающих против новых религи озных движений (НРД). Основной адресат — органы государственной власти, правоохранительные структуры, СМИ. Антикультисты стремятся пред-
ставить НРД общественно опасными, криминальными по своей природе, против которых необходимо вести решительную борьбу. Особенностью антикультового движения в России стало слияние его с ведущими религиозными организациями — РПЦ, КЦ, буддистской и мусульманской общинами [Иваненко, 57-62].
чем иные православные», и что этот дух горения и «есть признак истинного, жизненного Православия» [Иоанн (Шаховской), 71]. Самих «свидетелей Иеговы» прот. О. Стеняев называет не иначе, как «добрыми самарянами» [Стеняев, 21-26].
Основную задачу миссионерской деятельности представители этого направления видят в том, чтобы стать «заботливыми братьями для тех, кто заблудился» [Стеняев, 90]. Для этого они предлагают в соответствии с определением Архиерейского собора «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» проповедовать Евангелие, «создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников», оставаясь терпимыми «к носителям несовместимых с христианством учений» [Архиерейский собор, 178].
Это направление активно и сейчас. Наиболее ярким его представителем на данный момент является руководитель миссионерского отдела Калининградской епархии свящ. Александр Пермяков. Его наработки по общению со «свидетелями Иеговы» изложены в книге «"Вефильский гамбит", или свидетели Иеговы начинают и проигрывают». Основной акцент в своей миссионерской деятельности он ставит на научении верующих в дискуссиях грамотно противостоять сектантам-СИ:
Технология «Вефильского гамбита» рассказывает о принципах такого общения со Свидетелями Иеговы, которое должно помочь им думать самостоятельно и не зависеть от стихийно меняющейся вероучительной конъюнктуры их организации [Пермяков, 4].
По мнению автора, с применением методики, описанной в работе, общение со «свидетелями Иеговы» будет внешне напоминать игру в шахматы по определенному сценарию, что непременно должно обеспечить успех.
Однако без внутреннего напряжения, без сочувствия к этим людям, которые запутались в сетях сектантской пропаганды, без молитвы за этих людей и желания служить им и после их выхода из секты моя технология (даже если она выполнена со скрупулезной точностью) вряд ли сможет вам действительно пригодиться [Пермяков, 4].
К третьему направлению следует отнести деятельность некоторых сотрудников миссионерско-апологетического центра
«Ставрос» 7, учрежденного в 2010 г. на базе миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии (ныне митрополии), а также личное свидетельство православных верующих на форуме «JWforum: открытый диалог о свидетелях Иеговы» 8. Отличительной особенностью проповедников этого направления является убеждение, что ответственность за столь быстрое и беспрепятственное распространение разного рода религиозных групп и течений, а также уход в них многих не укорененных в вере православных лежит в первую очередь на верующих самой церкви. Поэтому в своей деятельности они придерживаются принципа, сформулированного свт. Григорием Богословом: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас!» [Слово, 47].
Сотрудники миссионерско-апологетического центра «Став-рос» поставили целью своей деятельности изучение существующих на сегодняшний день вызовов против Церкви, в первую очередь со стороны различных сект, а также разработку практических рекомендаций по апологетической и миссионерской работе, как ответ на эти вызовы. Руководители Центра изначально придерживались мнения, что для успешного свидетельства СИ необходимо наличие образованных миссионеров, хорошо знакомых с вероучением как православной церкви, так и адресата миссии. Основной формой миссии они считают диалог, в котором предлагают своим оппонентам на равных началах испытание истинности как Православия, так и учений их религиозных организаций, поскольку, как считает один из миссионеров Центра В. Питанов, «никакой психически нормальный человек не желает себе зла, каждый человек себе желает лучшего, поэтому здравое учение о Боге и духовной жизни не будет отвергнуто, если человек убедится в его истинности» [Питанов].
Очень важная особенность деятельности миссионеров «Став-роса» — реальная жалость к заблудшим и искреннее желание помочь освободиться от лжеучений религиозных организаций, членами которых они являются. Сотрудники движения хорошо понимают, что миссия возможна только при условии, что у человека, исповедующего ту или иную веру, есть интерес к правосла-
7. Наиболее серьезным миссионером Центра среди последователей СИ в настоящее время является
бывший член Организации, ранее являвшийся сотрудником издательского отдела главного Управления российского отделения СИ в пос. Солнечное, Артем Григорян. Его выступления и статьи (в том
числе под псевдонимом Г. Светлов) в большом количестве можно найти на сайте миссионер-ско-апологетического центра «Ставрос»: http:// stavroskrest.ru.
8. Форум создан в 2005 г. бывшими свидетелями Иеговы.
вию, возникли вопросы, в том числе относительно православной веры. Наиболее важным фактором успешности миссии «заблудшим сектантам» миссионеры Центра считают наличие крепкой приходской общины, в которой имеются евангельские группы, активная приходская жизнь и близкие открытые отношения прихожан со священниками. По мнению А. Григоряна, «миссионеры и книги делают свое дело, а вот наша задача номер один — претворить православную веру в личную и общинную жизнь наших приходов» [Григорян].
К наиболее серьезным православным верующим, занимающимся личным свидетельством и апологетической деятельностью на форуме «JWforum: открытый диалог о свидетелях Иеговы» следует отнести преподавателя миссиологии Свято-Филаретовского института Н. Адаменко, бывшего старейшину СИ Д. Корниенко и автора данной статьи. Проблемы диалога с бывшими членами данного религиозного объединения на форуме достаточно подробно описаны в тезисах доклада Н. Адаменко на Рождественских чтениях 2009 г. «Как открыть им красоту православия». Основной задачей православного христианина в общении с бывшими СИ, по ее мнению, является возможность показать человеку, что «жизнь не кончается с выходом из Организации, а начинается, что есть (и всегда были) и другие христиане в мире, которые тоже хотят жить вместе по Евангелию, что есть Церковь в мире и Бог действует через нее» [Адаменко, 1-2]. Только в этом случае у бывших СИ восстанавливается сознание собственной ценности, проходит чувство вины, и появляется интерес к жизни и другим людям.
Несмотря на довольно активную деятельность всех трех направлений, проблема свидетельства СИ, а также ухода к ним православных маловоцерковленных верующих так и не решена. В связи с этим представляется необходимым выяснить, в чем причина неудач миссии по отношению к верующим и бывшим членам СИ? Найти ответ на этот вопрос может помочь исследование вероучения, организации собраний, а также служения членов данного религиозного объединения и сопоставление их с православным вероучением, устроением церковной жизни в современной РПЦ. Для выявления различий мы обратились к ряду книг СИ, таких как [Организованы] 9, [Чему учит Библия] 10, а также
9. Книга является учебным пособием по эккле-
зиологии СИ, а также кратким катехизисом в виде вопросов-ответов для готовящихся к принятию крещения.
10. Книга предназначена для желающих поближе познакомиться с учением СИ и Библией.
статьям известных российских СИ-апологетов. Рассмотрим некоторые из них.
1. Свидетели Иеговы называют себя Всемирной теократической организацией, управляемой самим Иеговой, идущей вперед под руководством их Вождя и Мессианского Царя Иисуса Христа *1 [Организованы, 5] и руководствующейся в своем служении, как они это видят, библейскими принципами, заповедями, законами, постановлениями и учениями *2. Благодаря тому, что народ Иеговы, как считают последователи СИ, следует основанному на Библии руководству, среди него царят мир и единство *3 [Организованы, 6]. То единство, которого они не видят среди верующих христианских церквей, и особенно в РПЦ. Недоумения по этому поводу, равно как и по поводу многих других болезней церкви, высказаны, например, в статье известного СИ-апологета Антона Чивчалова «Вопросы православной церкви»:
*1 Ис 55:4; Откр 6:2; 11:15
*2 Пс 18:8-10
*3 Пс 132:1; Ис 60:17; Рим 14:19
• Почему прихожане храмов не только не любят друг друга как братья, но чаще всего даже не знакомы друг с другом?
• Почему Церковь не может преодолеть раздоры и ненависть даже среди собственного священства (что нередко замечают и осуждают сами священники), не говоря уже о пастве?
• Не считает ли Церковь, что это позор для христианства — публично ссориться и интриговать с собратьями из других поместных церквей (отношения с Константинополем все последние годы)? [Чивчалов].
2. СИ считают, что Сам Иегова через свой дух направляет Организацию туда, куда желает. Для верного «свидетеля» непременным условием его членства является необходимость идти в ногу с организацией Иеговы, что должно воплощаться не только в посещении встреч и обязательном участии в служении, но и в духовном возрастании. Для этого верующим необходимо изо всех сил стремиться к тому, чтобы использовать с наибольшей отдачей те духовные и материальные дары, которые Иегова, как считают СИ, доверил им для исполнения Его воли [Организованы, 7]. К сожалению, в РПЦ последователи Организации не видят какого бы то ни было всеобщего реального служения Богу, в котором только и может происходить реальное духовное возрастание в вере и служении.
3. СИ считают Христа своим Искупителем, Первосвященником и Главой их (как они считают, христианского) собрания, поэтому они не нуждаются в вождях из людей [Организованы, 8-10]. Таковыми вождями в РПЦ они воспринимают церковную иерар-
*1 Мф 24:3, 42-47
2 Мф 24:45-47
хию. Об этом судят и на основании того, что от иерархов церкви очень редко приходится слышать о Христе как о главе Церкви. Старших же в собрании сами СИ воспринимают исключительно как тех, через кого Христос продолжает руководить собранием посредством святого духа — силы, исходящей от Иеговы, и Священного Писания.
4. Надзор за делом Царства на земле, а также предоставление Божьему народу духовной пищи «вовремя», по учению СИ, Христос доверил «верному и благоразумному рабу» Это одно из центральных учений «свидетелей Иеговы». СИ верят, что всеми собраниями («имением») «Свидетелей Иеговы» управляет Сам Христос через «организованный канал сообщения», так называемого «верного и благоразумного раба» (Руководящий совет Организации), который должен раздавать «духовную пищу» вовремя и заботиться о всем Его «имении» *2 [Организованы, 11-14 ]. Ответственность за изучение рассылаемой литературы («духовной пищи») лежит на старейшинах собраний, которые проводят специально организуемые для этого встречи несколько раз в неделю. Для проведения такого рода встреч старейшины учатся в школах проповеднического служения. СИ не видят заботы Православной церкви в целом и священников на приходах о духовном просвещении верующих. По мнению СИ, в РПЦ до сих пор не решена не только проблема просвещения мирян, но и духовного образования священников. Очень часто православные апологеты, защищая православие, апеллируют к непрерывности апостольской традиции через рукоположение епископов. Однако СИ не считают православных иерархов приемниками апостолов именно потому, что не видят в их лице старших, заботящихся о верующих, пекущихся об их духовном просвещении и вдохновляющих на проповедническое служение. В своих сомнениях они апеллируют не только к своим наблюдениям за церковной жизнью, но и к трудам российских миссионеров, например В. Марцинковского:
*3 Иак 4:17
Если церковь «знает, как делать то, что правильно, но не делает, то грешит» *3. А если она грешит теми же грехами, что были ей присущи, как следует из выводов того же Марцинковского, и сто лет назад, и гораздо больше? <...> Почему духовное состояние и самих клерикалов, и церковной паствы столетиями остается в неизменно удручающем положении? И, главное, почему по большому счету это положение вполне устраивает как тех, так и других? Уж позвольте засомневаться. <...> .в той церковной структуре, которая претендует на руководство с его (Святого Духа. — Л. Я.) стороны [Иванов].
5. Свидетели Иеговы считают, что главным служением христиан должно быть исполнение заповеди Христа идти и сделать учениками все народы [Организованы, 49]. Иисус дал наказ Своим ученикам быть Ему «свидетелями в Иерусалиме и во всей
Иудее и Самарии и даже до края земли» и именно эта пропо- *1 Деян 10:1-48 ведническая деятельность привела к появлению собраний Организации в наше время. Отсутствие или крайняя скудость в РПЦ, равно как и в иных христианских конфессиях, живого свидетельства личной веры для СИ ставит под сомнение убеждение, что члены Церкви являются настоящими христианами:
Весть о царстве Бога — это весть надежды, облегчения, утешения. Сегодня она нужна человечеству как никогда. Увы, римская церковь и ее современные наследники, крупные конфессии, никогда не несли эту весть страдающему человечеству. Хотя они могут упоминать «Царство Божье», но вместо проповеди о правлении Божьего царя они используют этот термин как вывеску для собственных философских, мистических или политических теорий, либо нивелируют это учение до моральных деклараций о том, что все люди должны любить друг друга. Веками учение о небесном царе, Божьем помазаннике Иисусе, оставалось неизвестным широким массам [Чивчалов].
6. Чтобы стать действующим «свидетелем Иеговы», требуется не просто крещение, как это по большей части практикуется в православной церкви, но довольно серьезный пересмотр своей жизни. Прежде чем креститься в Организации, заинтересованные проходят поэтапное изучение Библии с возвещателями по публикациям от «верного и благоразумного раба». Необходимым условием крещения является не просто заучивание вероучения Организации, но реальная перемена жизни, готовность исповедовать свою веру перед единоверцами и внешними, а также выход на служение (на проповедь) уже в период научения вере. Перед тем как заинтересованный решает стать некрещеным воз-вещателем, с ним обязательно проводит собеседование один из старейшин местного собрания, чтобы проверить серьезность его намерений и усвоение изученного материала. То же самое происходит и перед крещением. С готовящимся принять крещение обязательно проводят три собеседования для выяснения его готовности к крещению и его реальных мотивов. Подготовка происходит по вопросам из книги «Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы...», которую заинтересованному выдают
на первом собеседовании. Все время научения за него берут ответственность перед Иеговой возвещатели, которые проводят обучение. Именно по причине отсутствия серьезной катехизации в православной церкви многие маловоцерковленные верующие в поисках ответов на мучащие их вопросы уходят к «свидетелям Иеговы».
7. В Залах Царства, где проходят собрания СИ, служба всегда проходит на понятном верующим языке с обязательным изучением отрывков из Писания. Проповеди на них направлены на побуждение верующих к проповедническому и иным видам служения.
Последняя, очень важная причина неприятия свидетелями Иеговы РПЦ — позиция самой церкви по отношению к Организации. В настоящее время Русская православная церковь вместе с органами государственной власти пытается силовыми способами запретить деятельность СИ. Начиная с 2009 г. «свидетелям Иеговы» предъявляются обвинения в религиозном экстремизме. Во многих городах проходят судебные процессы, касающиеся проповеднического служения СИ, а также признания их литературы экстремистской п. Особенно эти процессы ужесточились в 2015 г. 8 декабря в Госдуме на круглом столе на тему «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России» были приняты «особые меры» и их оправдание в отношении СИ (впрочем, как и других «сектантов»). Организаторами круглого стола выступили Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Синодальный миссионерский отдел РПЦ [Ксенофобия].
Все это вызывает негативное отношение «свидетелей Иеговы» к РПЦ в целом и особенно в связи со стремлением ее руководства сотрудничать с государственной властью и участием иерархии в политике.
В результате довольно много сомневающихся СИ при уходе из Организации и не имея возможности соприкоснуться с опытом подлинного православного свидетельства о живой вере уходят в агностицизм. В самом благоприятном случае они становятся вне-конфессиональными христианами. По мнению Б. Фаликова, этот процесс идет во всем мире и во многом связан именно с кризисом духовной жизни самой церкви:
11. Довольно подробно информация о притеснениях СИ в России дана на официальном информационном сайте в отделе новостей: jw-russia.org/news/news.htm.
Контркультурные бунтари, напряженно искавшие альтернативу официозу, в том числе и религиозному, столкнулись с серьезной проблемой — новый духовный авторитет слишком легко превращался в авторитарность. Часто получалось, что возвращались к тому, от чего бежали. Для свободолюбивой публики это неприемлемо. Поэтому сейчас все чаще встречается такой тип богоискателя, который предпочитает не связывать себя долговременными обязательствами. Он что-то сам читает, ходит на лекции всяких наставников, даже посещает кружки для совместных молитв и медитаций, а то и церковь, но всегда сохраняет за собой право оторваться от коллектива и двигаться дальше. Он доверяет своей собственной религиозной интуиции и старается держаться независимо даже по отношению к тем, кого считает духовно продвинутыми людьми [Фаликов, 4].
Однако, как нам видится, есть и более глубокая причина неудач православной миссии среди СИ. Это отсутствие понимания большинством верующих, и в первую очередь иерархов, что все доброе в этом мире так или иначе создано Христом и Господь действует, где Ему угодно. Известный современный миссионер, епископ Антиохийской православной церкви, митр. Георгий (Ходр) в своей книге «Призыв Духа», обращаясь к христианам, говорит, что обещание Бога исполнить их Духом совершенно не означает, что Он считает возможным сделать только их хранителями благодати [Георгий (Ходр), 13]. По мнению митр. Георгия, преобразовывать мир ради всеобщего блага христиане должны совместно со всеми прочими людьми — и верующими и неверующими.
В настоящее время у православных миссионеров опыта выведения верующих СИ из Организации гораздо больше, чем удачного свидетельства о красоте Православия и о Церкви. Почему? Митрополит Георгий (Ходр) считает: чтобы миссия приносила плод, необходимо горение Духа. Тогда диалог не придется строить исключительно на текстах Писания. Настоящему Христову свидетелю, по мнению митр. Георгия, совершенно не обязательно заниматься сравнительным богословием и даже полемикой. Христианин должен быть чуток к духовной красоте инаковерую-щего и уметь принимать ее как дар Духа [Георгий (Ходр), 64].
Позиции митр. Георгия близко восприятие миссии протестантского богослова Дэвида Боша 12. В отличие от российских сектове-
12. Д. Бош (1929-1992) — известный богослов и миссионер Голландской Реформатской Церкви в ЮАР, преподаватель миссиологии в Южноаф-
риканском университете (Претория, ЮАР), автор книги о пост-колониальной христианской миссии «Преобразование миссионерства».
дов, он видит в вероучениях протестантских и неопротестантских течений нового времени поиск путей выхода из создавшегося кризиса христианства. К таковым он относит оживление ожидания второго пришествия Христа у адвентистов, восстановление значения даров Духа у пятидесятников и харизматических групп, создание церковной модели без иерархической системы и духовенства у Плимутских братьев, отвержения крещения младенцев, как формы автоматического принятия в Церковь без личного решения человека. Даже марксистская критика санкционирования церковью классовых различий воспринимается автором, как некоторый этап в очищении Церкви от имперских амбиций. В этом ряду «свидетели Иеговы», как нам представляется, могут занять вполне достойное место в качестве ревнителей возвращения в церковь миссии и научения вере.
В настоящее время миссионерская парадигма церкви представляется в виде диалога с верующими других религий, в том числе и нетрадиционных. Для нее характерно в первую очередь смиренное признание инаковости других религий, их образа действий и взглядов. Известный миссионер Голландской Реформатской Церкви в ЮАР Д. Бош считал, что в диалоге должно быть исключено одностороннее движение, монолог, равно как и любого вида воинственность. Он возможен только в условиях равенства позиций собеседников и взаимного уважения при твердой укорененности в собственной вере. Важнейшим условием является вера в то, что во взаимном движении навстречу друг другу участников диалога ожидает встреча с Богом, который Сам подготавливает собеседников к встрече с Собой и христианством и действует путями, превосходящими человеческое понимание. Д. Бош называет такую встречу таинством, поэтому к любой другой религии и ее приверженцам он предлагает подходить «с благоговением, сняв башмаки, как к священному месту» [Бош, 537]. Такая встреча предполагает смирение со стороны христиан. Близко подойти к людям, по мнению автора, возможно не тогда, когда мы чувствуем себя уверенно и спокойно, но когда сталкиваемся с противоречием и испытываем затруднение. Те, кого нужно привести к Христу, должны всегда иметь возможность распять христианина.
Обозревая четвертьвековую историю отношений в постсоветское время Русской православной церкви с верующими религиозной организации «Свидетели Иеговы» мы вынуждены констатировать, что и по сей день, несмотря на все гонения со стороны
антисектантских организаций и государственной власти, они являются одним из самых серьезных конкурентов РПЦ в деле проповеди Евангелия. Имеющиеся на данный момент миссионерские и антисектантские проекты не в состоянии преодолеть этой конкуренции. Вопреки активной антисектантской пропаганде в СМИ и среди православных, до сих пор некоторые верующие уходят из церкви к «свидетелям Иеговы».
Возможно ли изменение данной ситуации? Нам представляется, да. Но для этого церкви, во-первых, необходимо избавиться от своих имперских амбиций и перестать считать всех россиян потенциальными или действительными своими членами, во-вторых, увидеть реальные плюсы в жизни «свидетелей Иеговы», которые присутствуют в их вероучении и служении, и в-третьих, всерьез заняться обновлением церковной жизни.
Многочисленные личные беседы автора статьи с действующими членами Организации позволяют прийти к выводу, что они практически ничего не знают о реальной жизни в Православии и с большим интересом с ней знакомятся, если свидетельствовать о ней в мирном духе и общаться с собеседником уважительно и на равных. Обновление церковной жизни в Русской православной церкви неизбежно поставило бы перед «свидетелями» вопрос: действительно ли деятельность Организации уникальна? В то же время все более активное участие РПЦ в притеснениях СИ ставят под сомнение возможность диалога. Тем не менее мы убеждены, что здоровым силам церкви необходимо искать точки мирного и конструктивного взаимодействия с теми представителями этого течения, которые готовы к нему, не ожидая обязательного обращения и будучи готовыми быть отвергнутыми в своем свидетельстве. Только такое общение может снизить уровень межрелигиозного напряжения, которое существует на современном этапе, и повлиять на духовную ситуацию в современной России.
Что же касается проблемы ухода к СИ малоцерковных православных верующих, то о путях ее решения ярко свидетельствует опыт современных миссионерских приходов 13 и братств 14, уделяющих много внимания просвещению прихожан, а также их включенности в приходскую и братскую жизнь.
13. Примером таких приходов могут служить 14. Примером такого братства можно назвать
приходские общины при соборе Феодоровской Преображенское братство (духовный попечи-
иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге и храме тель — свящ. Георгий Кочетков). св. ап. Андрея Первозванного в Калининграде.
Источники и литература
1. Адаменко = Как открыть им красоту Православия? : Тезисы доклада Н. Адаменко «Опыт апологетики и миссии на интернет-форуме "Открытый диалог о свидетелях Иеговы"» // Миссионерское обозрение : Приложение к газете «Кифа», № 3 (93). 2009. № 32. С. 2.
2. Альфа и Омега = Итоговое заявление Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», Москва, 16-20 мая 1994 г. // Альфа и Омега. 1994. № 2. С. 161-166.
3. Архиерейский собор = Архиерейский собор РПЦ 29 ноября — 2 декабря 1994 г. : Документы, доклады. М. : Московская патриархия, 1995. 208 с.
4. Богослов = Григорий Богослов, свт. Слово 41 на Святую Пятидесятницу // Святитель Григорий Богослов : Слова на праздники. М. : Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2004. 112 с.
5. Бош = Бош Д. Преобразование миссионерства : Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб. : Христианское общество «Библия для всех», 1997. 640 с.
6. Георгий (Ходр) = Георгий (Ходр), митр. Призыв Духа / Пер. с фр. Д. Кара-теева, Киев : Дух i лгтера. 284 с.
7. Григорян = Григорян А. Возвращение братьев... . URL: http://www. eparhia-ufa.ru/libraries/publications/artem-grigoryan-vozvrashchenie-bratev (дата обращения 15.09.2015).
8. Десять вопросов = Дворкин А. Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М. : Изд. Инф.-конс. Центра свщмч. Иринея еп. Лионского, 1995. 44 с.
9. Закон = Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 21. С. 240.
10. Иваненко = Иваненко С. И. Антикультовое и контркультовое движения с религиоведческой точки зрения / Новые вызовы свободе совести в современной России. М. : Древо жизни, 2012. 168 с.
11. Иванов = Иванов С. Хроническая болезнь церкви. Идут века, диагноз тот же. / Блог Сергея Иванова. URL: http://sergeiivanov.blogspot. ru/2015/09/blog-post_30.html (дата обращения: 12.12.2015).
12. Индинок = Индинок Д. Александр Дворкин: «В России удалось создать противосектантское движение». URL: http://www.pravoslavie.ru/81472. html (дата обращения: 22.12.2015).
13. Иоанн (Шаховской) = Иоанн (Шаховской), архиеп. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве // Православная община. 1992.
№ 10. С. 71-77.
14. Ксенофобия = Лункин Р. Свидетели Иеговы и ксенофобия. URL: http:// www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=436&ELEMENT_ID=6600 (дата обращения: 10.11.2015).
15. Миссионерское обозрение = Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» , Санкт-Петербург, 11-12 января 1996 г. // Миссионерское обозрение (Белгород). 1996. № 3. С. 4-6.
16. Организованы = Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы : «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» : Пс 39:9 / Пер. с англ. Taunus : Wachtturm Bibel — und Traktat-Gesellschaft der Zeugen Jehovas, e. V., 2005. 147 с.
17. О Центре = О центре // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. URL: http://iriney.ru/main/ o-czentre/ (дата обращения: 03.07.2014).
18. Пермяков = Пермяков А., свящ. «Вефильский гамбит», или Свидетели Иеговы начинают и проигрывают : Структурный анализ одной из самых эффективных методик реабилитации адептов секты «Свидетели Иеговы». Калиниград, 2011. 54 с.
19. Питанов = Питанов В. Ю. Методология апологетической деятельности православных апологетов и миссионеров. URL: http://stavroskrest. ru/content/metodologiya-apologeticheskoj-deyatelnosti-pravoslavnyh-apologetov-i-missionerov (дата обращения: 14.05.2014).
20. Светлов = Светлов Г. Фундаментальные ошибки богословия или о том, почему я не могу быть «Свидетелем Иеговы». URL: http://stavroskrest. ru/content/fundamentalnye-oshibki-bogosloviya-ili-o-tom-pochemu-ya-ne-mogu-byt-«svidetelem-iegovy» (дата обращения: 11.02.2015).
21. Свидетель истины = Свидетель истины : Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа / Сост. А. В. Левитский. Екатеринбург : Инф.-изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. 476 с.
22. Священное Писание = Священное Писание : Перевод нового мира / Пер. с англ. New York : Brooklyn Watchtower Bible and Tract Cociety of New York, Inc., 2007. 1788 с.
23. Стеняев = Стеняев О., прот. Школа диспута. М. : Три сестры, 2010. 224 с.
24. Чему учит Библия = Чему на самом деле учит Библия? / Пер. с англ. Taunus : Wachtturm Bibel — und Traktat-Gesellschaft der Zeugen Jehovas, e. V., 2011. 224 с.
25. Чивчалов 1 = Чивчалов А. Благая весть — о чем? URL: http://chivchalov. blogspot.ru/2012/06/blog-post_04.html (дата обращения: 12.12.2015).
26. Чивчалов 2 = Чивчалов А. Вопросы православной церкви. URL: http:// chivchalov.blogspot.ru/2010/05/blog-post.html (дата обращения: 12.12.2015).
27. Фаликов = Фаликов Б. З. Верующие отрываются от коллектива // НГ-религии. 2012. № 9 (313). С. 4.
L. V. Yasonova
Actual Problems of the Orthodox Mission among Members of the Jehovah's Witnesses Religious Organization in Modern Russia
The collapse of the Soviet Union led to a serious spiritual crisis among many Russians. Quite a few of them responded to the missionary activity of Western preachers including Jehovah's Witnesses. Orthodox believers who were not properly established in their faith were among them. The Orthodox Church could not but respond to the proselytising activity of the Jehovah's Witnesses religious organization. In this article the author considers the current missionary work of the Russian Orthodox Church among members of this religious organization and identifies reasons behind the failure of the mission and ways to overcome the present crisis.
keywords: Jehovah's witnesses, anti-sectarian struggle, proselytism, mission, dialogue.