Научная статья на тему 'Актуальные вопросы политики социальной защиты населения'

Актуальные вопросы политики социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная защита / социальная политика / население / меры социальной защиты / программы социальной защиты населения / social protection / social policy / population / social protection measures / social protection programs

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куракова Татьяна Валерьевна, Соколова Мария Денисовна

В статье исследуются проблемы политики социальной защиты населения по результатам пилотажного социологического исследования в Краснодарском крае. Рассмотрены основные понятия, связанные с социальной защитой населения. Представленные результаты анкетного опроса позволяют определить наиболее эффективные меры социальной защиты на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куракова Татьяна Валерьевна, Соколова Мария Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues in the policy of social protection of the population

The article examines the problems of social protection policy based on the results of a pilot sociological study in the Krasnodar region. The basic concepts related to social protection of the population are considered. The presented results of the questionnaire allow us to determine the most effective social protection measures at the regional level.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы политики социальной защиты населения»

150

Экономика и управление

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 150-156. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 1 (97). Pp. 150-156.

Научная статья УДК 364:316 EDN: HUSLXN

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Татьяна Валерьевна Куракова , Мария Денисовна Соколова

1 2

’ Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

1 ladomir20@mail.ru

2

mmmashshaaa@gmail. com

Аннотация. В статье исследуются проблемы политики социальной защиты населения по результатам пилотажного социологического исследования в Краснодарском крае. Рассмотрены основные понятия, связанные с социальной защитой населения. Представленные результаты анкетного опроса позволяют определить наиболее эффективные меры социальной защиты на региональном уровне.

Ключевые слова: социальная защита, социальная политика, население, меры социальной защиты, программы социальной защиты населения

Для цитирования: Куракова Т. В., Соколова М. Д., Актуальные вопросы политики социальной защиты населения // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 150-156. EDN: HUSLXN.

Original article

CURRENT ISSUES IN THE POLICY OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION

12 Tatyana V. Kurakova , Maria D. Sokolova

1 2

’ Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

1 ladomir20@mail.ru

2

mmmashshaaa@gmail. com

Abstract. The article examines the problems of social protection policy based on the results of a pilot sociological study in the Krasnodar region. The basic concepts related to social protection of the population are considered. The presented results of the questionnaire allow us to determine the most effective social protection measures at the regional level.

Keywords: social protection, social policy, population, social protection measures, social protection programs

For citation: Kurakova T. V., Sokolova M. D. Current issues in the policy of social protection of the population. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 150-156. (In Russ.). EDN: HUSLXN.

Обеспечение благополучия и безопасности граждан является фундаментальной обязанностью любого государства. В России тема социальной защиты имеет большое значение, поскольку страна стремится поддерживать стабильность в организации помощи населению.

© Куракова Т. В., Соколова М. Д., 2024

Т. В. Куракова, М Д. Соколова

151

Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства, в том числе касательно социальных проблем. Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, закрепляются путем принятия законов по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность и т. д. Социальная защита населения - это комплекс принимаемых государством мер по обеспечению социальных минимальных гарантий человека, защите его конституционных прав вне зависимости от национальности, пола, возраста. Эти меры могут выражаться в денежной и неденежной форме. К примеру, денежной формой являются: социальные и трудовые пенсии, денежные пособия малоимущим лицам, льготы отдельным категориям граждан и т. д.; неденежной - обеспечение бесплатного питания, безвозмездное оказание психологической помощи, медицинское обслуживание, предоставление бесплатных путевок в детские лагеря, санатории и др. Меры социальной защиты реализуются посредством социальной политики. Она строится по принципу приоритетности создания необходимых для жизни условий, удовлетворения общих и социальных потребностей человека [1].

Социальная защита населения в России включает в себя меры, направленные на поддержку граждан в различных ситуациях: пенсии, пособия, субсидии, социальные льготы, социальные услуги, медицинскую помощь, помощь в получении образования, защиту прав потребителей, борьбу с бедностью и др. В сферу социальной защиты попадают граждане, нуждающиеся в какой-либо помощи со стороны государства, к таким относятся, например, инвалиды, сироты, не достигшие совершеннолетия, члены многодетных семей, матери-одиночки, малообеспеченные граждане, безработные, инвалиды боевых действий, семьи военных, погибших в ходе боевых действий, граждане без конкретного места жительства. Критериями для социальной поддержки служат: низкий уровень материальной обеспеченности, нетрудоспособность, утрата имущества и др. [2, с. 146].

Для реализации принятых социальных законов Правительство РФ, министерства и агентства создают определенные условия, разрабатывают специальные нормы, регламентируют порядок их практического применения. Особенно важна законотворческая деятельность по социальной защите на региональном уровне, она позволяет решать конкретные социальные задачи, с учетом реального положения дел осуществлять социальную защиту населения в регионе [3].

Так, в Краснодарском крае действуют программы социальной защиты и одновременно реализуются федеральные проекты. Например, проект «Дети Кубани» является программой социальной защиты детей и молодежи, он направлен на поддержку детей из малоимущих семей, детей-сирот, детей с ограниченными возможностями и других детей, нуждающихся в поддержке. В рамках этой программы предоставляются материальная помощь, бесплатные путевки в детские лагеря, проводятся образовательные и культурные мероприятия, а также оказывается помощь в трудоустройстве молодежи.

Существует программа «Доступная среда», направленная на создание условий для равного доступа к объектам социальной, транспортной и культурной инфраструктуры всех людей, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этой программы проводятся работы по адаптации зданий и сооружений для удобства людей с ограниченными возможностями, а также предоставляются меры поддержки предприятиям, осуществляющим трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья.

Для социального развития Краснодарского края важна программа «Содействие занятости населения», в рамках которой можно получить профессиональное образование и трудоустроиться, программа нацелена на граждан, ищущих работу, и на тех, кто хочет сменить сферу деятельности. В рамках программы предоставляются услуги по профессиональной ориентации, обучению и трудоустройству, а также оказывается поддержка предпринимателям, создающим рабочие места для уязвимых групп населения.

152

Экономика и управление

Программа «Социальная поддержка граждан» в Краснодарском крае предусматривает оказание помощи различным категориям граждан, включая малоимущие семьи, многодетные семьи, пенсионеров, ветеранов, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной защите. В рамках данной программы предоставляются различные меры социальной поддержки, включая денежные выплаты, льготы, субсидии и другие виды помощи.

С целью изучения актуальных проблем реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в РФ нами проведено пилотажное социологическое исследование с использованием метода опроса (анкетирование). Он проводился с 1 по 20 ноября 2023 г. В исследовании приняли участие жители Краснодарского края в количестве 60 человек, из них 58,6 % женщин и 41,4 % мужчин. Возраст опрашиваемых: преимущественно от 21 года до 30 лет (58,6 %), еще 24,1 % - от 31 года до 50 лет, только 17,2 % - от 51 до 65 лет. Большая часть респондентов - работающие (52,7 %), следующая по численности группа -учащиеся вузов / колледжей / школ (38,9 %), оставшиеся 8,4 % не работают. Значительная доля респондентов не состоит в браке (44,8 %), немалая часть состоит в зарегистрированном браке (34,5 %), 13,8 % всех опрошенных считают себя одинокими людьми. Среди участников опроса есть также одинокие родители с ребенком (6,8 %).

Ответы на вопрос о финансовом благополучии показали: чаще всего люди считают, что им достаточно денег на продукты питания и одежду, однако приобрести крупную бытовую технику возможности нет (31,0 %); столько же респондентов считают, что им достаточно денег на приобретение крупной бытовой техники, но на покупку автомобиля средств недостаточно. Немалая часть опрошенных (20,7 %) отметили, что средств им хватает только на закрытие базовых потребностей. Лишь 13,9 % опрошенных заявили, что средств хватает на все, за исключением недвижимости в виде квартиры или земельного участка. Крайнюю ограниченность в деньгах, когда средств не хватает даже на продукты питания, испытывают только 3,4 % опрошенных.

На вопрос о том, как респонденты понимают термин «социальная защита», самый частый ответ был «как систему мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей» (62,1 %). Часть респондентов отметили, что понимают данный термин как систему мер, направленных на оказание материальной помощи людям, не имеющим достаточных денежных доходов (24,1 %). Только 10,0 % опрошенных считают, что социальная защита - это помощь многодетным семьям, семьям с одним родителем, детям без родителей. 3,8 % участников опроса отметили, что все перечисленные ответы верны. Таким образом, присутствует некая вариативность в понимании термина «социальная защита».

На вопрос о том, нуждаются ли сами респонденты в социальной защите, основная часть опрошенных ответила однозначно «нет» (53,6 %); 25,0 % нуждаются в социальной помощи в части лекарственных средств и медицинского обслуживания, 21,4 % - в части оплаты жилищно-коммунальных услуг. Среди основных причин, по которым респонденты нуждаются в социальной защите, можно выделить: невыполнение специализированными организациями социальных гарантий (38,6 %), неспособность к самообслуживанию (17,1 %), проживание в одиночестве (17,1 %) и отсутствие занятости (13,6 %). Кроме того, 13,6 % затруднились ответить.

85,8 % респондентов считают, что они знают, на какие категории граждан распространяются меры социальной защиты (были названы инвалидность, статус матери-одиночки, отсутствие официальной работы, отсутствие кормильца (кормильцев), нужда в деньгах, низкий заработок, наличие в семье более двух детей, рождение ребенка). 14,2 % не смогли назвать ни одного критерия.

Т. В. Куракова, М Д. Соколова

153

Основная часть опрошенных не обращалась ни разу за предоставлением социальной помощи (58,6 %), несколько раз обращались 31,0 %, лишь раз - 10,4 %. Это говорит о том, что респонденты нечасто обращаются за социальной помощью.

Опрошенные в основном получают информацию о доступных мерах социальной защиты через телевидение, радио или интернет (40,5 %), немалая часть узнает также от знакомых или соседей (25,1 %), равные доли опрошенных отметили, что получают информацию от социальных работников (17,2 %) и через сайт органов социальной защиты (17,2 %). Таким образом, основную часть информации люди получают через интернет, телевидение или радио, поэтому важно направлять всю информацию о социальной защите именно в эти источники.

На вопрос о наличии затруднений при оформлении документов для получения услуг по социальной защите большая часть опрошенных (44,8 %) не смогли ответить. Вероятно, люди либо не обращались, либо испытали мелкие трудности при оформлении документов. Немалая часть респондентов не имели затруднений (37,9 %). Однако 17,3 % опрошенных имели затруднения, что говорит о необходимости совершенствования процедуры оформления документов.

На вопросы, связанные с оценкой респондентами услуг по социальной защите, 41,4 % затруднились ответить. 20,7 %, считают, что получить социальную помощь крайне трудно, она практически недоступна для граждан. Наименьшая часть опрошенных, 10,3 %, отмечают, что им были доступны только отдельные виды социальной помощи. В стране доступны все виды необходимых социальных услуг, - считают 13,8 % респондентов, столько же имели трудности в их получении. Очевидно, что гражданам чаще всего крайне сложно получить какие-либо услуги по социальной защите, люди испытывают затруднения, поэтому есть потребность в улучшении работы в данном направлении.

Кроме того, респондентам было предложено оценить такие критерии, как удобство расположения организаций соцзащиты и графика их работы, отношение сотрудников и уровень их профессиональной подготовки, прозрачность процесса подачи документов для получения социальной защиты.

Оценивая уровень удобства расположения организаций социальной защиты, 83,2 % респондентов ответили, что те по большей части находятся в доступном месте; 11,5 % - в неудобном, 5,3 % отметили, что никогда не задумывались об этом, так как данный критерий не является существенным. Относительно удобства графика работы организаций социальной защиты 65,5 % респондентов отмечают, что он не соответствует потребностям работающего / обучающегося человека; 34,5 % считают, что он удовлетворителен. Большая часть опрошенных (63,3 %), обращавшихся за предоставлением социальной помощи, довольны качеством коммуникаций с сотрудниками организаций социальной защиты. Остальные 36,7 % остались недовольны сервисом. Оценивая уровень профессиональной подготовки сотрудников, большинство респондентов (86,7 %) отметили, что он хороший или отличный, малое количество опрошенных (13,3 %) считает, что низкий.

Оценивая удобство оформления документов, необходимых для получения социальной помощи, респонденты в равных долях остались довольны и не довольны. Мнения разделились: уровень предоставления данной услуги высок - уровень очень низок. Данный аспект очень важен и также нуждается в улучшении качества.

При ответе на вопрос, какие организации, предоставляющие услуги социальной защиты, знают респонденты, они часто отмечали организации социальной защиты своего муниципального образования, Пенсионный фонд РФ, Многофункциональный центр (МФЦ). Можно сделать вывод, что респонденты мало осведомлены в данном вопросе, так как указали небольшое количество организаций.

154

Экономика и управление

Что касается соблюдения сроков предоставления услуг социальной защиты, респонденты в 58,6 % случаев удовлетворены, 34,5 % опрошенных считают, что сроки не соблюдаются, и оставшиеся 6,9 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Исходя из ответов на вопрос об удовлетворенности качеством правовой помощи, консультаций, предоставляемых работниками социальных учреждений, респонденты неоднозначно оценивают данный фактор. Часть опрошенных считает, что в целом качество предоставления юридической помощи или консультаций удовлетворительно (51,7 %), остальные опрошенные либо затруднились ответить (3,4 %), либо считают качество неудовлетворительным (44,9 %). Следует улучшить качество правовой помощи, консультаций, предоставляемых нуждающимся в социальной защите гражданам.

Большинство опрошенных считают, что объектами социальной защиты, которым в настоящее время уделяется меньше всего внимания, являются граждане, нуждающиеся в предоставлении жилья (50,0 %) либо услуг медицинской помощи (32,1 %). 20,0 % опрошенных не смогли ответить на данный вопрос. Это повод для улучшения предоставления социальной защиты именно названным объектам.

Мнения респондентов об условиях социальной защиты, которым в настоящее время уделяется мало внимания, сильно разделились. Половина опрошенных считают, что меньше всего внимания уделяется условиям для повышения благосостояния и условиям защиты социально-экономических прав человека. Остальные считают, что условия для поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними и условия для формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества нуждаются в большем внимании.

Кроме того, респонденты оценивали такие формы социальной защиты населения, как пособия по безработице, пенсии, пособия по болезни и инвалидности, социальная интеграция инвалидов, социальное реабилитационное обслуживание, бесплатная юридическая помощь.

Осуществление такой формы социальной защиты, как пособия по безработице, 60,0 % респондентов оценили на «хорошо» или «отлично», остальная часть опрошенных (40,0 %) не удовлетворена. Больше половины респондентов отметили, что не удовлетворены осуществлением такой формы социальной защиты, как пенсия. Относительно предоставления пособий по инвалидности и болезни можно отметить удовлетворенность участников опроса, но немалая часть затруднились дать ответ. Оценивая реализацию социальной интеграции инвалидов, большинство либо были не удовлетворены, либо затруднились ответить (60,0 %), остальная часть респондентов довольны предоставлением данной услуги. Касательно социального реабилитационного обслуживания 66,6 %, то есть большинство, удовлетворены, 16,0 % опрошенных остались недовольны данной услугой, остальные воздержались от ответа.

В целом респонденты довольны предоставлением бесплатной юридической помощи, но 16,0 % опрошенных воздержались от ответа.

96,4 % респондентов смогли назвать хотя бы одну программу социальной защиты, реализуемую в России. Чаще всего называли госпрограммы «Социальная поддержка граждан» и «Доступная среда». 3,6 % опрошенных не смогли назвать ни одной программы.

Большинство респондентов считают работу организаций социальной защиты удовлетворительной (71,3 %), остальные либо затруднились ответить (7,1 %), либо недовольны (21,6 %).

Заключительный вопрос в анкете - предложение дать рекомендации по улучшению деятельности органов социальной защиты в Российской Федерации. Были даны рекомендации по увеличению размера пособий и пенсий, улучшению уровня информирования населения о видах социальной защиты, повышению заработной платы социальным работникам. Немалая часть опрошенных рекомендовали повысить уровень знаний работников, чтобы они могли

Т. В. Куракова, М Д. Соколова

155

доступно и понятно отвечать на заданные вопросы и оказывать качественную помощь населению, оптимизировать процесс оказания услуг и совершенствовать систему предоставления информации о социальной защите.

После анализа результатов данного опроса можно сделать вывод, что система социальной защиты в РФ имеет свои достоинства и недостатки. Недостатки заключаются:

- в неосведомленности граждан о видах социальной защиты в России, что приводит к нежеланию обращаться за социальной помощью, некоторые граждане вовсе не знают, что она им положена;

- сложностях для граждан процедуры оформления документов, необходимых для получения услуг;

- неудобном для граждан графике работы организаций социальной защиты;

- некачественном уровне коммуникаций сотрудников организаций социальной защиты;

- низком качестве предоставления юридической помощи или проведения консультаций.

Исходя из вышеперечисленных недостатков, организация социальной защиты населения в РФ нуждается в совершенствовании.

В качестве повышения осведомленности граждан о социальной защите в России следует рассмотреть возможность проведения просветительских кампаний через различные каналы средств массовой информации, включая телевидение, радио и социальные сети. Эти кампании должны быть сосредоточены на разъяснении того, какие виды социальной помощи доступны, как люди могут ее получить. Создание легкодоступных онлайн-ресурсов и организация общественных семинаров помогут повысить осведомленность граждан и понимание прав.

Можно использовать также общественные центры и рекламу в социальных сетях. Следует создать эффективные каналы обратной связи от граждан, по которым они смогут предоставлять информацию о своих потребностях, что позволит получать адаптированные обновления социальных программ.

Для того чтобы облегчить процедуру оформления документов при получении услуг социальной защиты, следует рассмотреть возможность упрощения самого процесса подачи заявления (онлайн-подача, размещение в интернете понятных информационных материалов).

Вопрос с неудобным графиком работы организации могут решить введением дополнительных часов приема граждан и рабочих дней в выходные и праздники. Гибкость и доступность организаций являются ключевыми компонентами в решении этой проблемы.

Для улучшения уровня коммуникаций сотрудников организации рекомендуется проведение тренингов, направленных на формирование культуры прозрачности и обратной связи при работе с гражданами.

Чтобы повысить низкое качество предоставления услуг юридической помощи или консультаций, следует: улучшить обучение и повышение квалификации юристов в области нормативных актов о социальной защите; повысить осведомленность общественности о доступных услугах и ресурсах юридической помощи; внедрить меры контроля качества и регулярные оценки поставщиков юридической помощи; содействовать сотрудничеству между юристами и социальными работниками для оказания всесторонней поддержки; обеспечить ресурсы и качественное финансирование организаций, предоставляющих юридическую помощь.

Таким образом, государство должно постоянно адаптировать политику социальной защиты, так как это имеет большое значение для обеспечения ее эффективности и соответствия изменяющимся потребностям общества.

156

Экономика и управление

Список источников

1. Воронцова М. В., Макаров В. Е. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для вузов / под ред. М. В. Воронцовой. М. : Юрайт, 2023. 330 с.

2. Тимошкина Е. В. Социальная защита населения как важнейший фактор социально-экономического развития в условиях цифровизации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 9-1. С. 143-152. https://doi.org/10.17513/vaael.2405.

3. Борисов А. Ф., Домашова Е. В. Механизм формирования управления системой социальной защиты на региональном уровне // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6 (120). С. 140-144.

References

1. Vorontsova M. V., Makarov V. E. Sotsial’naya zashchita i sotsial’noe obsluzhivanie naseleniya [Social protection and social services of the population]. Moscow, Urayt, 2023, 330 p. (In Russ.).

2. Timoshkina E. V. Sotsial’naya zashchita naseleniya kak vazhneyshiy faktor sotsial’no-ekonomi-cheskogo razvitiya v usloviyakh tsifrovizatsii [Social protection of the population as the most important factor socio-economic development in the context of digitalization]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava, 2022, no. 9-1, pp. 143-152. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/vaael.2405.

3. Borisov A. F., Domashova E. V. Mekhanizm formirovaniya upravleniya sistemoy sotsial’noy zash-chity na regional’nom urovne [The mechanism of formation of management system of social protection at the regional level]. Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomiceskogo universiteta, 2019, no. 6 (120), pp. 140-144. (In Russ.).

Информация об авторах Т. В. Куракова - кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета;

М. Д. Соколова - студентка 4 курса направления «Документоведение и архивоведение» Кубанского государственного технологического университета.

Information about the authors T. V. Kurakova - Candidate of Philosophical Sciences,

Associate Professor at the Department of Sociology, Law and Personnel Work,

Kuban State Technological University;

M. D. Sokolova - Student, Kuban State Technological University.

Статья поступила в редакцию 25.03.2024; одобрена после рецензирования 16.04.2024; принята к публикации 17.04.2024.

The article was submitted 25.03.2024; approved after reviewing 16.04.2024; accepted for publication 17.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.