УДК 343.98
ББК 67.52 © К.Г. Бодунова, 2018
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ МОШЕННИЧЕСТВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ СУБСИДИЙ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ксения Геннадьевна Бодунова, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: профессор кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ А.Ф. Волынский
Аннотация. Проанализированы типичные способы совершения мошенничеств при получении субсидий в сфере малого и среднего предпринимательства, рассмотрены особенности организации расследования данного вида преступления, сформулированы меры по ее совершенствованию.
Ключевые слова: мошенничество, сфера экономической деятельности, криминалистическая методика, организация, субсидии, субъекты малого и среднего предпринимательства.
THE ACTUAL QUESTIONS OF INVESTIGATION OF FRAUD RELATED TO OBTAINING GRANTS IN THE FIELD OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
Kseniya G. Bodunova, adjunct of the faculty of training of scientific pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Scientific adviser: professor of the department of Criminalistics of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of legal sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation AF. Volynskiy
Annotation. The article analyzes the typical ways of committing fraud when receiving subsidies in the field of small and medium-sized businesses, considers the features of the organization of the investigation of this type of crime, formulated measures to improve it. Keywords: fraud, economic activity, forensic methodology, organization, subsidies, small and medium-sized businesses.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Бодунова К.Г. Актуальные вопросы организации расследования мошенничеств, связанных с получением субсидий в сфере малого и среднего предпринимательства. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):212—215.
Сфера малого и среднего предпринимательства является важнейшим элементом развитой хозяйственной системы. Современный динамично развивающийся малый и средний бизнес обеспечивает поддержание конкурентных начал в экономике, что в свою очередь способствует созданию новых эффективных и производительных рабочих мест.
Согласно «Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г.», разработанного Минэкономразвития России, в сфере малого и среднего бизнеса, без учета внешних совместителей, занято 16,8 млн человек, что составляет почти 25% от экономически активного населения РФ. Таким образом, каждый четвертый работник в целом по России в настоящее время занят в секторе малого и среднего предпринимательства [3].
В течение последних лет в отношении малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации было достигнуто главное — осознание значимости состояния и уровня развития малого и среднего бизнеса для качественного роста российской экономики, его роли в решении поставленной задачи обеспечения структурной диверсификации и экономического развития страны по инновационному типу, предполагающему создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», развитие сферы малого и среднего предпринимательства официально признано одним из ключе-
вых и приоритетных направлений социальной и экономической политики государства [4]. Реализация региональных (муниципальных) программ при финансовой поддержке федерального центра в соответствии с указанным распоряжением призвана главным образом обеспечить достижение поставленных целей, так как малый и средний бизнес имеет ярко выраженный региональный аспект и представляет собой стратегический ресурс развития территории [3].
Согласно ст. 6 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», политика государства в этой сфере экономической деятельности является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на реализацию целей и принципов, установленных в указанном Федеральном законе. В свою очередь, одними из приоритетных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является формирование конкурентной среды в экономике; обеспечение благоприятных условий для развития; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства и др. [1].
В настоящее время продолжается финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам, компенсация расходов на приобретение оборудования и т.д.). Расширяются направления поддержки и спектр программ и проектов в области развития малого и среднего бизнеса. Также совершенствуется нормативное и правовое регулирование указанной сферы, так как она наиболее восприимчива к экономическим изменениям в стране и нуждается в соответствующей государственной поддержке. Решение этой задачи в современных условиях осуществляется в основном путем предоставления финансовой помощи (субсидий) из различных бюджетных источников.
Министерство экономического развития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам
субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне с 2005 г. [10].
Данная мера поддержки бизнесменов в настоящее время регулируется ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] и ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [2]. Так, законодательно закреплено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому согласно ст. 4 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:
♦ граждане, которые зарегистрированы в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
♦ потребительские кооперативы и коммерческие организации, которые зарегистрированы в установленном порядке (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).
С появлением указанной программы субсидирования, индивидуальные предприниматели, генеральные директора обществ с ограниченной ответственностью, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств стали активно принимать участие в региональных программах по получению финансовой поддержки на осуществление своей деятельности. Но при этом стали выявляться факты незаконного получения субъектами бизнеса бюджетных денежных средств в форме субсидий. Правоохранительные органы оказались не готовы к эффективному расследованию данной категории преступлений, что объясняется недостатками методического обеспечения осуществляемой ими в этих целях деятельности.
Таким образом, можно спрогнозировать, что в ближайшие несколько лет в результате действия экономического кризиса количество преступлений в данной сфере деятельности будет только расти. В первую очередь, за счет совершения преступлений лицами, имеющими доступ к оформлению ряда бухгалтерских документов, а именно генеральными директорами, индивидуальными предпринимателями, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, которые, в одном случае, в силу ухудшения финансового положения своих предприятий и организаций, а в другом случае для собственных нужд, будут использовать должностное положение и совершать хищение государственных
денежных средств посредством незаконного получения субсидий. «Преступность всегда проявляла повышенный интерес к экономике, особенно к ее прибыльным отраслям. Однако, в условиях зарождающихся рыночных социально-экономических отношений она приобрела в нашей стране практически неконтролируемый характер» [5, с. 27].
Анализ уголовных дел, расследованных по данной категории преступлений, в 2013—2017 гг., показал, что наиболее часто они совершаются индивидуальными предпринимателями и генеральными директорами ООО, которые осуществляли предпринимательскую деятельность и за счет собственных средств уже закупили оборудование, но изготовили поддельные документы по факту его приобретения. Данный пакет документов им был необходим для участия в конкурсе на право получения субсидий, чтобы компенсировать понесенные затраты в связи с предпринимательской деятельностью.
Сошлемся для примера на уголовное дело в отношении гр-на Г., который, являясь индивидуальным предпринимателем, с целью незаконного получения целевых бюджетных денежных средств Московской области в форме субсидий по осуществлению частичной компенсации затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, работающим менее года со дня государственной регистрации, на реализацию проектов, осуществляя свои преступные намерения, изготовил заявление на участие в Конкурсе по отбору заявок на право заключения договора о предоставлении целевых бюджетных средств. В приложении к заявлению, гр-н Г. отразил сведения, что он для нужд предпринимательской деятельности приобрел оборудование —клетки-ограждения для содержания свиней (36 штук), на общую сумму 1 млн 350 тыс. руб. Фактически указанное им оборудование никогда не приобреталось. На основании внесенных ложных данных гр-ном Г. был произведен расчет, согласно которому размер субсидии составил 500 тыс. руб. Министерство экономики Московской области, будучи введенное в заблуждение, заключило с гр-ном Г. договор о предоставлении целевых бюджетных средств в форме субсидий и на его расчетный счет поступили денежные средства в сумме 500 тыс. руб. [11], которыми он распорядился не по целевому назначению.
Указанный способ можно рассматривать как типичный, но по ряду уголовных дел в нем проявляются особенности:
1) бизнесмены вели предпринимательскую деятельность, приобрели оборудование, но поддельные документы по факту его приобретения им изготовили третьи лица;
2) на момент участия в конкурсе предприниматели фактически прекратили занятие бизнесом, но без юридического оформления данного факта. Соответственно почти весь пакет документов, направленный для участия в конкурсе, был поддельным.
3) отмечаются факты фиктивного открытия ООО или оформления ИП, без осуществления какой-либо коммерческой деятельности, и направление на последующее участие в конкурсе на право получения субсидии с целью завладения денежными средствами или оформления фирмы на подставное лицо и участие от его имени в конкурсе на получение субсидии.
Следует отметить, что подобные способы совершения мошенничества при получении субсидий находят свое отражение и в сфере агропромышленного комплекса. Как правило, речь идет о мошенничестве при получении субсидий на страхование урожая, а также о хищениях бюджетных средств, получаемых сельхозтоваропроизводителями в форме различных субсидий, например, на строительство жилья в сельской местности или на осуществление других работ в сфере АПК. Отечественными учеными анализировались различные способы мошенничества в сфере АПК [6—8]. Наиболее распространенные из них:
а) мошенничества, связанные со страхованием урожая сельскохозяйственных культур;
б) мошенничества, связанные с хищением бюджетных средств, полученных сельхозтоваропроизводителями в виде различных субсидий для выполнения различных работ в сфере АПК [9, с. 168].
Эффективность расследования рассматриваемых преступлений во многом зависит от качества дослед-ственной проверки — первоначальных действий, проводимых оперативными сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, в целях сбора информации о совершенном или совершаемом преступлении. На первоначальном этапе расследования данного вида преступлений целесообразно проводить процессуальные действия, обусловленные механизмом преступной деятельности, особенностями работы по доказыванию и др. Немедленно после возбуждения уголовного дела должен проводиться комплекс активных следственных действий, включая обыски, выемки, осмотры. Все лица, по-
павшие в поле зрения следствия, должны быть подробно допрошены, при необходимости проводятся очные ставки. В случае необходимости арест на имущество и денежные средства накладывается незамедлительно.
Вместе с тем, очевидно, что каждое преступление в сфере субсидирования малого и среднего предпринимательства индивидуально, поэтому их успешное расследование во многом предопределяется профессионализмом следователя, его творческим отношением к планированию работы по уголовному делу, к производству намечаемых следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. При этом следует учитывать, что в постоянно изменяющихся экономических условиях в стране совершенствуются и видоизменяются способы совершения преступлений.
Литература
1. ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 6 июля 2007 г.) (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (принят ГД ФС РФ 23 мая 2003 г.) (с изм. и доп.) // СПС «Кон-сультантПлюс».
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития России) (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Волынский А.Ф. О способах противодействия расследованию экономических преступлений // Из-вестья Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 4-2.
6. Мельников К.Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса // Вестник Нижегородской академии МВД РФ. 2012. № 19.
7. Репин М.Е. Характеристика преступлений мошеннического характера, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30).
8. Теунаев А.С.-У. Актуальные вопросы противодействия преступлениям против собственности, совер-
шаемым в сфере агропромышленного комплекса // Вестник Нижегородской академии МВД РФ. 2016. № 2 (34).
9. Янин С.А. К вопросу об организации расследования преступлений в сфере агропромышленного комплекса // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 4 (38).
10. URL: http://www.economy.gov.ru/
11. Дело № 1-195/2015 // Архив Клинского городского суда г. Клин, Московской области.
References
1. FZ ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ «O razvitii ma-logo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Fede-ratsii» (prinyat GD FS RF 6 iyulya 2007 g.) (s izm. i dop.) // SPS «Konsul'tantPlyus».
2. Federal'nyy zakon ot 11 iyunya 2003 g. № 74-FZ «O krest'yanskom (fermerskom) khozyaystve» (prinyat GD FS RF 23 maya 2003 g.) (s izm. i dop.) // SPS «Konsul'tantPlyus».
3. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomiche-skogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g. (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) (s izm. i dop.) // SPS «Konsul'tantPlyus».
4. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsi-al'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g.» (s izm. i dop.) // SPS «Konsul'tantPlyus».
5. VolynskiyA.F. O sposobakh protivodeystviya ras-sledovaniyu ekonomicheskikh prestupleniy // Izvest'ya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomiches-kiye i yuridicheskiye nauki. 2013. № 4-2.
6. Mel'nikovK.N. Osobennosti vyyavleniya i raskrytiya prestupleniy v sfere agropromyshlennogo kompleksa // Vest-nik Nizhegorodskoy akademii MVD RF. 2012. № 19.
7. Repin M.E. Kharakteristika prestupleniy moshen-nicheskogo kharaktera, sovershayemykh v sfere agropromyshlennogo kompleksa // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. 2015. № 2 (30).
8. Teunayev A .S.-U. Aktual'nyye vopro sy protivo dey-stviya prestupleniyam protiv sobstvennosti, sovershay-emym v sfere agropromyshlennogo kompleksa // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. 2016. № 2 (34).
9. Yanin S.A. K voprosu ob organizatsii rassledovaniya prestupleniy v sfere agropromyshlennogo kompleksa // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. 2016. № 4 (38).
10. URL: http://www.economy.gov.ru/
11. Delo № 1-195/2015 // Arkhiv Klinskogo gorod-skogo suda g. Klin, Moskovskoy oblasti.