Научная статья на тему '«Актуальные вопросы методики преподавания русского языка как иностранного» (Санкт-Петербург, 20-26 апреля 2009 года)'

«Актуальные вопросы методики преподавания русского языка как иностранного» (Санкт-Петербург, 20-26 апреля 2009 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Актуальные вопросы методики преподавания русского языка как иностранного» (Санкт-Петербург, 20-26 апреля 2009 года)»



[методика преподавания русского языка]

6. —_

— Да говори уж начистоту! 7. —_

— Хватит переливать из пустого в порожнее.

10. Составление на основе прослушанных интонационных образцов собственных диалогов и полилогов в соответствии с интенциями, выбранными каждым из участников.

Прослушайте диалоги. Какие интенции выражают люди, которые разговаривают? Определите, какие интонационные средства использовали дикторы для выражения этого значения. Составьте и произнесите свой диалог / полилог, выражая интенции, как участники прослушанных диалогов.

1. — Ты уже приготовил Маше подарок?

— А как же!

2. — Все болезни — от нервов!

— Вот то-то и оно!

3. — Нет, ну хоть бы слово разумное от неё услышать!

— В том-то и дело!

11. Использование интонационного оформления фраз для выражения собственной интенции в дискуссии.

12. Использование интонационного оформления фраз для выражения собственной интенции в монологическом высказывании.

Перечисленные типы упражнений являются основными в системе работы над русской интонацией на продвинутом этапе обучения и, безусловно, не исчерпывают всего методического многообразия заданий, которые используются в практике преподавания РКИ для формирования и развития интонационных навыков иностранных учащихся.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Здесь и далее используется система интонационных конструкций (ИК) Е. А. Брызгуновой (см., напр.: Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969).

2 Разработка курса по русской интонации для американских стажёров, занимающихся по программе второго и третьего уровней владения РКИ, осуществлена автором статьи для программы «Флагман» (к комплексу учебных пособий «В добрый путь!»; см.: В добрый путь! СПб., 2007-2008).

3 Здесь и далее цифрой 3 отмечены текстовые материалы из учебного комплекса «В добрый путь!», использованные для упражнений по фонетике.

4 В скобках указано значение, которое выражено данной ИК в речи диктора.

[приглашаем принять участие]

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

(Санкт-Петербург, 20-26 апреля 2009 года)

Уважаемые коллеги!

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Санкт-Петербургский государственный университет приглашают принять участие в семинаре «Актуальные вопросы методики преподавания русского языка как иностранного», который состоится 20-26 апреля 2009 года на Факультете филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

В рамках семинара пройдут лекции, мастер-классы, дискуссии и круглые столы по актуальным проблемам методики обучения русскому языку как иностранному, презентации учебников нового поколения. Будут рассмотрены проблемы преподавания русского языка на краткосрочных курсах, современное состояние интенсивного обучения РКИ, особенности обучения аспектам языка и видам речевой деятельности, проблемы овладения знаниями по русской культуре, проблемы дистанционного обучения и ряд других вопросов. Занятия проводятся ведущими специалистами российских вузов.

Участникам семинара выдается свидетельство.

Предварительная программа семинара и дополнительная информация будут размещены на сайте РОПРЯЛ www.ropryal.ru и на сайте МАПРЯЛ www.mapryal.orgв феврале 2009 года.

Регистрационный взнос:

4200 руб. — для сотрудников вузов и организаций — членов МАПРЯЛ и РОПРЯЛ;

5000 руб. — для сотрудников вузов и организаций, не входящих в МАПРЯЛ и РОПРЯЛ.

С вопросами о проведении семинара можно обращаться

по электронной почте info@ropryal.ru и по тел./факсу (812) 323-66-20, тел.: (812) 325-11-32 Организаторы просят сообщить об участии в семинаре до 15 марта 2009 г.

98

[мир русского слова № 1 / 2009]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.