Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фоноскопичесая экспертиза / лингвистическая экспертиза / автороведческая экспертиза / phonoscopic examination / linguistic examination / authorship examination

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е И. Симоненко, С А. Чернышёв

совершение целого ряда преступлений происходит с использованием речевых средств, а речевая информация все чаще становится предметом доказывания по уголовным делам, в связи с чем эксплицировать необходимые составляющие составов преступлений становится возможным путем использования специальных знаний. Кроме того, в настоящее время в практической деятельности криминалисты все чаще начинают сталкиваться с объектами, содержащими уголовно-релевантные записи, созданные цифровыми регистраторами речи, камерами видеонаблюдения и иными средствами пакетной передачи оцифрованной речи, а также голосовыми сообщениями, созданными в мессенджерах, которые используются для обсуждения преступных замыслов и реализации преступлений. Каждый год появляются новые и совершенствуются существующие технологии, нейросети, программы, которые могут подменить голос и речь лица для совершения конкретных преступлений. Главная задача правоохранительных органов на сегодняшний день – создание эффективных экспертных методик, позволяющих отличить речь живого человека от синтезированной речи. В связи с этим становится очевидным, что с помощью типовых экспертных методик исследования устной и письменной речи человека возможно не только установить фактические данные, связанные с событием преступления и имеющие доказательственное значение, но и доказать причастность лица к совершению преступления в ходе идентификационного исследования, устанавливающего (или опровергающего) тождество голоса и речи проверяемого лица на фонограмме и подозреваемого (обвиняемого) на предоставленных образцах, а также устанавливающего автора текста, имеющего криминалистическое значение в раскрытии и расследовании преступлений, или смысловое понимание подобного текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF FORENSIC STUDIES OF ORAL AND WRITTEN SPEECH

a number of crimes are committed using speech means, and speech information is increasingly becoming the subject of proof in criminal cases, in connection with which it is becoming possible to explicate the necessary components of crimes by using special knowledge. In addition, at present, in their practical activities, forensic experts are increasingly beginning to encounter objects containing criminally relevant recordings cre ated by digital speech recorders, video surveillance cameras and other means of packet transmission of digitized speech, as well as voice messages created in messengers, which are increasingly beginning to be used to discuss criminal plans and implement crimes. Every year, new technologies, neural networks, and programs appear and existing ones are improved that can replace the voice and speech of a person to commit specific crimes. The main task of law enforcement agencies today is to create effective expert methods that make it possible to distinguish the speech of a living person from synthesized speech. In this regard, it becomes obvious that with the help of standard expert methods for studying a person’s oral and written speech, it is possible not only to establish factual data related to a criminal event and having evidentiary value, but also to prove the involvement of a person in the commission of a crime during an identification study that establishes (or refutes) the identity of the voice and speech of the person being checked on the phonogram and the suspect (accused) on the samples provided, as well as establishing the author of the text that has forensic value in solving and investigating crimes, or the semantic understanding of such a text

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

TOPICAL ISSUES OF FORENSIC STUDIES OF ORAL AND WRITTEN SPEECH

УДК 343

Е.И. СИМОНЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) keit9@mail.ru

EKATERINA I. SIMONENKO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

С.А. ЧЕРНЫШЁВ,

SERGEY A. CHERNYSHEV

Candidate of Sociological Sciences

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) sercher777@inbox.ru

Аннотация: совершение целого ряда преступлений происходит с использованием речевых средств, а речевая информация все чаще становится предметом доказывания по уголовным делам, в связи с чем эксплицировать необходимые составляющие составов преступлений становится возможным путем использования специальных знаний.

Кроме того, в настоящее время в практической деятельности криминалисты все чаще начинают сталкиваться с объектами, содержащими уголовно-релевантные записи, созданные цифровыми регистраторами речи, камерами видеонаблюдения и иными средствами пакетной передачи оцифрованной речи, а также голосовыми сообщениями, созданными в мессенджерах, которые используются для обсуждения преступных замыслов и реализации преступлений.

Каждый год появляются новые и совершенствуются существующие технологии, нейросети, программы, которые могут подменить голос и речь лица для совершения конкретных преступлений. Главная задача правоохранительных органов на сегодняшний день - создание эффективных экспертных методик, позволяющих отличить речь живого человека от синтезированной речи.

В связи с этим становится очевидным, что с помощью типовых экспертных методик исследования устной и письменной речи человека возможно не только установить фактические данные, связанные с событием преступления и имеющие доказательственное значение, но и доказать причастность лица к совершению преступления в ходе идентификационного исследования, устанавливающего (или опровергающего) тождество голоса и речи проверяемого лица на фонограмме и подозреваемого (обвиняемого) на предоставленных образцах, а также устанавливающего автора текста, имеющего криминалистическое значение в раскрытии и расследовании преступлений, или смысловое понимание подобного текста.

Ключевые слова: фоноскопичесая экспертиза, лингвистическая экспертиза, авторовед-ческая экспертиза.

Для цитирования: Симоненко Е.И., Чернышёв С.А. Актуальные вопросы криминалистических исследований устной и письменной речи // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. -№ 4. - C. 30-36.

Abstract: a number of crimes are committed using speech means, and speech information is increasingly becoming the subject of proof in criminal cases, in connection with which it is becoming possible to explicate the necessary components of crimes by using special knowledge.

In addition, at present, in their practical activities, forensic experts are increasingly beginning to encounter objects containing criminally relevant recordings created by digital speech recorders, video surveillance cameras and other means of packet transmission of digitized speech, as well as voice messages created in messengers, which are increasingly beginning to be used to discuss criminal plans and implement crimes.

Every year, new technologies, neural networks, and programs appear and existing ones are improved that can replace the voice and speech of a person to commit specific crimes. The main task of law enforcement agencies today is to create effective expert methods that make it possible to distinguish the speech of a living person from synthesized speech.

In this regard, it becomes obvious that with the help of standard expert methods for studying a person's oral and written speech, it is possible not only to establish factual data related to a criminal event and having evidentiary value, but also to prove the involvement of a person in the commission of a crime during an identification study that establishes (or refutes) the identity of the voice and speech of the person being checked on the phonogram and the suspect (accused) on the samples provided, as well as establishing the author of the text that has forensic value in solving and investigating crimes, or the semantic understanding of such a text.

Keywords: phonoscopic examination, linguistic examination, authorship examination.

For citation: Simonenko E.I., Chernyshev S.A. Topical issues of forensic studies of oral and written speech // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 4. - P. 30-36.

Вэкспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России криминалистические объекты, содержащие устную и письменную речь человека, могут быть исследованы в процессе таких видов экспертиз, как фоноскопическая, лингвистическая и автороведческая.

Фоноскопическая экспертиза проводится комиссией, в состав которой входит эксперт, имеющий высшее техническое образование и обладающий знаниями в области высшей математики, физики и других наук, и эксперт с высшим образованием в области филологии, лингвистики, обладающий знаниями в общих вопросах языкознания, включая фонетику, лексику, морфологию, синтаксис, диалектологию, лингвистическую семантику, прагматику, стилистику и функциональную грамматику.

Разберем идентификацию лиц по фонограммам речи. Фоноскопическая экспертиза - род криминалистической экспертизы, производимой с целью установить факты, связанные с событием преступления, следы которого были зафиксированы в звуковой форме. Звуковой след может быть зафиксирован как в аналоговом, так и в цифровом виде на каком-либо носителе.

Первоначальным этапом является изучение всех обстоятельств, фонограмм и материалов дела. Для проведения идентификации лиц по фонограммам речи следователем делаются записи образцов голоса исследуемого, которые впоследствии прослушиваются и рассматриваются экспертами, а затем сравниваются с исследуемой фонограммой. Исследованием занимаются эксперт-лингвист и эксперт-акустик. Лингвист изучает индивидуальные особенности голоса и речи человека на разных языковых уровнях: фонетическом, лексико-семан-тическом, синтаксическом и т.д., а техник исследует голос посредством акустического анализа, в ходе которого выявляются признаки, в количественной форме отражающие физические характеристики речевых сигналов, выделяемые и вычисляемые с помощью специального программного обеспече-

ния.

Таким образом, при производстве фоноскопиче-ской экспертизы используется комплексный подход к анализу голоса и речи человека методами перцептивного (аудитивного и визуального), лингвистического, акустического и фрагментного анализа [1].

В обязательный перечень направляемых на экспертизу материалов входит протокол осмотра и прослушивания фонограммы, поскольку выполнить исследование фонограмм, направленных без протокола осмотра, не представляется возможным, так как не определен объект исследования (фонограмма) и/или дословно не изложена та часть этого объекта (фонограммы), которая, по мнению инициатора задания, имеет отношение к уголовному делу.

Заключение экспертов-фоноскопистов, как и любое другое заключение, включает в себя вводную, исследовательскую части и выводы. Во вводной части указываются:

1) дата, время и место проведения экспертизы, ее номер, наименование и вид;

2) сведения об экспертном учреждении или подразделении;

3) сведения об экспертах - фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность, например: «Главный эксперт С., имеющий высшее техническое образование (специальность «механическое оборудование»), специальную подготовку и стаж работы по экспертной специальности «идентификация лиц по фонограммам речи» с апреля 2006 года, и эксперт В., имеющая высшее образование (специальность «филология»), специальную подготовку и стаж работы по экспертной специальности «идентификация лиц по фонограммам речи» с марта 2021 года»;

4) основания производства экспертизы - вид, дата вынесения постановления, номер дела (материала);

5) сведения об органе или лице, назначившем экспертизу;

6) предупреждение или сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

7) обстоятельства дела, представленные в постановлении;

8) материалы, представленные для производства экспертизы, наличие и состояние их упаковки, ее подробное описание (см. рис. 1).

Процесс экспертного исследования, вне зависимости от рода и вида судебной экспертизы, состоит из четырех основных стадий:

1) подготовительной;

2) стадии раздельного исследования;

3) стадии сравнительного исследования;

4) стадии формулирования выводов.

Подготовительная стадия идентификационного

фоноскопического исследования включает в себя:

1) прослушивание фонограмм, установление объектов исследования и их описание;

2) ввод фонограмм в память ПЭВМ, подготовка их для исследований;

3) установление текста дословного содержания спорной фонограммы (далее - СФ) (см. рис. 2);

4) аудитивное сопоставление голоса и речи сравниваемых лиц, выявление их аудитивного сходства или различия;

5) определение основных технических параметров речевых сигналов;

6) определение основных перцептивных и лингвистических характеристик;

7) выбор совокупности методов исследования.

В заключении делается вывод об объектах исследования.

Лингвистический анализ направлен на выявление следующего:

1) на уровне речевого потока анализируются коммуникативные навыки, структурно-семантиче-

ские и просодические особенности оформления сверхфазового единства (СФЕ) (признаки, характеризующие речевой поток);

2) на уровне фразы и слова выявляются просодические и лексико-грамматические особенности слов, высказываний (признаки, характеризующие отдельные фразы и слова);

3) на уровне звука описываются свойства звуков, звукосочетаний, их соответствие/несоответствие норме (признаки, характеризующие отдельные звуки).

Например: «Сравнение устной речи лица Ж1 на СФ и устной речи *** на образцах на уровне звука показало их совпадение по особенностям произнесения гласных и согласных звуков, а также их сочетаний, за исключением произнесения недостаточно мягких заднеязычных перед гласными переднего ряда, что может быть обусловлено естественной вариативностью речи».

Заключительный этап исследования - принятие решения по результатам проведения перцептивного, акустического, лингвистического и фрагментного анализа относится к стадии обобщения, оценки результатов исследования и формулирования выводов.

Результаты перцептивного, лингвистического, акустического и фрагментного анализа используются для принятия комплексного решения о принадлежности голоса и речи на представленных фонограммах одному или разным лицам. После проведенного исследования формулируются следующие выводы:

1) категорический положительный;

2) вероятный положительный;

3) категорический отрицательный;

4) вероятный отрицательный;

5) вывод о невозможности решения вопроса.

Рисунок 1. Объекты, представленные для производства фоноскопической экспертизы

Установленный текст СФ Фрагмент 1

Ж1 - Здравствуйте. Лариса Матвеевна. Звоню вам по поводу Тесла Федор Иванович. А-а-а. ё-е. да еот что с ним не так, э-з Ну ладно там то, что в справке пропустила Марина-а от военкомата не правильно стрелковую диеизню указала, написала первую, а это четырнадцатая стрелковая дивизия, но самое интересное, что в перечне написано, что вот этот стрелковый полк, в котором по большой карточке он был в сорок третьем году с июня по сентябрь, вот у него прям в перечне написано, что этот стрелковый полк был в действующей армии до тридцать первого июля сорок второго года. М1 - (Я) ничего не пойму.

Ж1 - А я не знаю, как переделать, нет, ему не положена, получается, что ему не положена. То есть, э. вот смотрите, этот сто тридцать пятый полк, в котором он по большой карточке написано с-с, а-а, короче, с шестого по девятый месяц сорок третьего года что он там служил. Бот. А-а. то есть сама дивизия входила с сорок первого по сорок четвертый год, но конкретно этот стрелковый полк, наткано прям в перечне, что он в действующей армии 5ыл только до тридцать первого июля сорок второго года. А он в сорок третьем служил, поэтому я не знаю, что с ним делать, я уже все тут практически сделала, MI - Где-то ошибка допущена выла. Ж1 - только som это вот, М1 - Мне это все ...

Ж1 - А что вам Люда скажет? А что, что, что? В большую карточку, чтоб в большой карточке был не сорок третий, а сорок второй год? Что тут еще можно придумать у нас? Э. убирать большую карточку вообще.

Конец фрагмента Рисунок 2. Пример установленного текста дословного содержания

Пример категорического положительного вывода: «В результате проведенных перцептивного, акустического, фрагментного и лингвистического видов анализа выявлена индивидуальная совокупность устойчивых совпадающих признаков, достаточная для вывода о том, что голос и речь лица Ж1 на СФ принадлежат ***, образцы устной речи которой представлены на исследование.

Голос и речь лица, реплики которого в текстах дословного содержания разговоров, содержащихся на представленном накопителе на жестких магнитных дисках в видеофайле с наименованием «и5_07_05_2020_15_45_0258.avi» в период

09 мин. 07 сек. по 10 мин. 50 сек.; в период с 12 мин. 57 сек. по 13 мин. 50 сек., обозначены как Ж1, принадлежат ***, образцы устной речи которой представлены для исследования».

Таким образом, процесс идентификационного фоноскопического исследования состоит из трех основных стадий: подготовительной, раздельного исследования, стадий сравнительного исследования и формулирования выводов. После проведенного исследования формулируются следующие выводы: категорический положительный, вероятный положительный, категорический отрицательный, вероятный отрицательный, вывод о невозможности решения вопроса.

Фоноскопическая экспертиза оправданно выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела по преступлениям, зачастую являясь основным каналом внедрения в следственную и судебную практику доказательств в ходе раскрытия и расследования преступления [1].

С помощью фоноскопической экспертизы возможно не только установить фактические данные, связанные с событием преступления и имеющие доказательственное значение, но и доказать причастность лица к совершению преступления в ходе идентификационного исследования, устанавливающего (или опровергающего) тождество голоса и речи проверяемого лица на фонограмме и подозреваемого (обвиняемого) на представленных образцах.

Кроме того, голосовые записи могут содержать как различные сведения о результатах осмотра, так и материалы, связанные с событием преступления, лицами, к нему относящимися, и т.д. Все эти сведения, полученные с записью на фонограммный носитель, используются для выбора путей раскрытия преступлений, розыска скрывающихся преступников, отождествления источника звука, отождествления личности, установления изменения записи и др.

Рассмотрим проведение лингвистической экспертизы [2], в методике которой определено, что

объектами исследования являются тексты, устные или письменные, выполненные на русском языке, зафиксированные на бумажных, фото-, аудио- или видеоносителях.

Экспертное исследование состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий [3].

1. Подготовительная стадия исследования: эксперт-лингвист знакомится с документом о назначении экспертизы (исследования), с фабулой дела, основаниями назначения экспертизы, получает информацию об объекте исследования. На этом же этапе определяются задачи исследования исходя из поставленных на разрешение эксперта вопросов.

2. Ознакомление с поступившими объектами и материалами дела (исходными данными): эксперт устанавливает характеристики объекта исследования, оценивает его пригодность для решения поставленной задачи.

3. Решение экспертных задач: проведение экспертом собственно исследования представленных объектов в соответствии с поставленными на разрешение эксперта вопросами.

4. Заключительная стадия исследования: производится оценка полученных результатов исследования и принимаются экспертные решения, формулируются выводы (проверка их соответствия формулировкам вопросов), составляется заключение эксперта.

Криминалистически значимая устная и письменная речь также является объектом изучения автороведческой экспертизы. Данная экспертиза проводится по материалам письменных текстов (анонимных или псевдонимных), не являющихся объектами авторского права и не имеющих знак охраны авторского права [4], а также устных текстов, имеющих признаки подготовленности (в целях решения вопроса о наличии/отсутствии в устных текстах признаков подготовленности проводится фо-носкопическая экспертиза). В случае установления факта наличия признаков подготовленности при необходимости выявления половозрастных и индивидуально-личностных характеристик автора текста (а не лица, его озвучившего) может быть проведено автороведческое диагностическое исследование, зафиксированное на бумажных, фото-, аудио- или видеоносителях [5, с. 151].

Объектом автороведческого исследования является текст как носитель речи автора, то есть зафиксированное в тексте использование автором языковых средств в процессе коммуникации [3, с. 755-761].

Рекомендации по изъятию образцов письменной речи:

- образец письменной речи должен быть представлен в виде свободного высказывания на русском языке (не менее 100 неповторяющихся син-

таксических конструкций), отвечающего критерию сопоставимости со спорным текстом (жанр, стиль, близкий временной период написания текстов; тематика и др.);

- желательно, чтобы объем образцов речи автора был существенно больше спорного текста, особенно в случаях ограниченного объема самого спорного текста;

- текст должен быть понятным и доступным для восприятия;

- должны быть исключены случаи внесения в текст образцов корректорской, редакторской правки, записи под диктовку, под принуждением;

- в тексте должна быть реализована коммуникативная задача (запись отдельных слов, словосочетаний, несвязных предложений не допускается);

- при изъятии образцов важно смоделировать ситуацию, близкую к изложенной в спорном тексте как по проблематике, так и по характеристикам адресата (пол, возраст, социальный статус, образование, степень личного знакомства и т.д.), так как организация и отбор автором языковых средств всегда происходит с учетом адресата (того, кому обращен текст).

В качестве образцов письменной речи лица могут представляться тексты, выполненные до возбуждения и вне связи с уголовным делом. Например, различные письма, дневниковые записи, статьи, публикации, то есть те тексты, принадлежность которых данному лицу не подвергается сомнению.

Таким образом, в процессе автороведческо-го исследования криминалистически значимого текста экспертом решаются задачи диагностического и идентификационного плана [6], позволяющие установить конкретного автора текста, а также проводится диагностика индивидуально-личностных характеристик автора, которая дает возможность не только классифицировать его по полу, возрасту или другим социально-биографическим характеристикам, но и выделить среди схожих по гендерному и возрастному параметру лиц, отличающихся определенными личностными чертами, тем самым сужая круг подозреваемых, у которых могут быть изъяты образцы для сравнительного исследования.

Особую актуальность в настоящее время приобретает исследование криминалистически значимых устных и письменных текстов, размещенных в сети Интернет и созданных с помощью информационно-телекоммуникационных технологий. В связи с этим потребность в анализе, исследовании зафиксированной речевой информации на различных интернет-платформах растет с каждым днем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно упомянуть о проблемах, которые воз-

никают при производстве судебной фоноско-пической экспертизы в свете развития информационно-телекоммуникационных технологий. В условиях стремительного совершенствования средств электронной коммуникации появляется множество преступлений, совершаемых с применением технических возможностей сети Интернет, мобильных устройств, которые используются для реализации преступных целей путем обмена сообщениями как в устной, так и в письменной форме.

Среди большого перечня решаемых фоно-скопической экспертизой вопросов в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы идентификации человека по голосу и речи и выявление признаков неситуационных изменений фонограммы (монтажа). В свете развития информационно-телекоммуникационных технологий именно они являются наиболее проблемными при проведении фоноскопического исследования. Рассмотрим спектр этих проблем.

Одной из ключевых является проблема исследования звучащих (устных) текстов, созданных с использованием программ для мгновенного обмена сообщениями посредством сети Интернет (мессенджеров) [7]. Другая не менее важная проблема - это исследование голоса, измененного при помощи компьютерно-технических средств. Современная судебная фоноскопическая экспертиза, как пишет Е.И. Галя-шина, «это исследование экспертом не только речевых и неречевых сигналов, записанных в двоичном коде на фонограмме, но и цифровых данных, их носителей, кодеков, систем синтеза голоса и речи, программ цифровой обработки звуковых сигналов» [8].

К сожалению, технический процесс, несмотря на все свои преимущества, имеет и негативные факторы. Сегодня существует большое количество компьютерно-технических средств, способных искажать речь человека, что затрудняет процесс экспертного исследования. Так, многие приложения для мобильных телефонов позволяют изменить те или иные параметры голоса и скрыть свою личность.

Таким образом, можно заключить, что развитие информационно-телекоммуникационных технологий привело к изменению качественных характеристик материалов исследования [7, с. 62]. Это вызывает определенные трудности при производстве фоноскопической экспертизы, но не исключает ее, а, более того, расширяет ее возможности, активизируя появление новых методов исследования звучащей речи.

Необходимость использования специальных знаний эксперта при исследовании устных и письменных криминалистически значимых тек-

стов актуализирована практической потребностью оценки их доказательной значимости при раскрытии и расследовании преступлений. Появление новых каналов передачи информации, расширение способов создания и трансформации текстов и, как следствие, их активное использование при совершении преступлений побуждает сотрудников оперативно-следственных подразделений все чаще ставить перед экспертами задачи, требующие применения специальных знаний в области лингвистики как в целях решения вопросов смыслового понимания, так и установления автора текста и его индивидуально-авторских характеристик. Для того чтобы эти задачи были успешно решены в процессе экспертного исследования, необходимо четко знать пределы компетенции экспертов-лингвистов и возможности соответствующей экспертизы.

Одной из главных задач автороведческой экспертизы, проводимой по материалам, размещенным в интернет-среде, является учет невербальных факторов речевой коммуникации [9], когда от степени понимания невербального поведения зависит выбор тех или иных речевых стратегий и тактик, успешность коммуникации в целом, передача и получение достоверной информации.

Установление смыслового понимания текстов веб-коммуникации также имеет свои особенности. Так, при анализе текстов, размещенных в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, эксперт проводит анализ экстралингвистического аспекта, основной составляющей которого является коммуникативная ситуация, в которой реализован текст [10].

В связи с этим можно заключить, что использование специальных знаний является неотъемлемой частью процесса раскрытия и расследования преступлений, особенно в тех случаях, когда совершение преступления происходит с использованием речевых средств. Ввиду сложности и специфичности объектов, содержащих речевую информацию, необходимо привлечение лиц, обладающих специальными познаниями в области изучения криминалистически значимых устных и письменных текстов, благодаря экспертным исследованиям которых становится возможным эксплицировать необходимые составляющие составов преступлений. Указанное обстоятельство обуславливает актуальность рассмотрения проблемных вопросов, возникающих в процессе исследований устной и письменной речи на современном этапе развития криминалистической науки и практики.

Литература

1. Сафронский Г.Э. Судебная фоноскопическая экспертиза на стадии судебного разбирательства по уголовным делам. -Москва: Юридическая литература, 2012. - 171 с.

2. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. - Москва: Флинта: Наука, 2007. - 592 с.

3. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, РС. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р Россинская. - Москва: Норма, 2003. - 990 с.

4. Галяшина Е. И., Приводнова Е.В. Автороведческая экспертиза в российском судопроизводстве // LEX RUSSICA (Научные труды МГЮА). - 2006. - № 4. - С. 755-761.

5. Назарова Т.В., Гримайло Е.А., Манянин П.А. Анализ компонентов ситуации письменного и устного (имеющего признаки подготовленности) текстов: методические рекомендации. - Москва: ЭКЦ МВД России, 2014. - 85 с.

6. Соколова Т.П. Проблемы экспертной идентификации в судебном автороведении // Вестник университета имени О.Е. Ку-тафина. - 2022. - № 2. - С. 67-75.

7. Лебедева А.К. Проблемы производства судебной фоноскопической экспертизы в свете развития цифровых технологий // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. - 2020. - № 6. - С. 62-71.

8. Галяшина Е.И. Современные проблемы экспертизы цифровых фонограмм // Современные проблемы цифровизации криминалистической и судебно-экспертной деятельности: материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 5 апреля 2019 г. - Москва: РГ-Пресс, 2019. С. 54-61.

9. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. - Волгоград, 2013. - 42 с.

10. Назарова Т.В. Диагностика индивидуально-личностных характеристик автора нерукописного текста: методические рекомендации / Т.В. Назарова, Е.И. Ермолова, А.В. Ростовская, П.А. Манянин, А.В. Громова. - Москва: ЭКЦ МВД России, 2012. - 151 с.

References

1. Safronskii G.E. Sudebnaya fonoskopicheskaya ekspertiza na stadii sudebnogo razbiratel'stva po ugolovnym delam. -Moskva: Yuridicheskaya literatura, 2012. - 171 s.

2. Baranov A.N. Lingvisticheskaya ekspertiza teksta: teoriya i praktika. - Moskva: Flinta: Nauka, 2007. - 592 s.

3. Aver'yanova T.V. Sudebnaya ekspertiza v grazhdanskom, arbitrazhnom, administrativnom i ugolovnom protsesse: uchebnik dlya vuzov / T.V. Aver'yanova, R.S. Belkin, Yu.G. Korukhov, E.R. Rossinskaya. - Moskva: Norma, 2003. - 990 c.

4. Galyashina E.I., Privodnova E.V. Avtorovedcheskaya ekspertiza v rossiiskom sudoproizvodstve // LEX RUSSICA (Nauchnye trudy MGYuA). - 2006. - № 4. - S. 755-761.

5. Nazarova T.V., Grimailo E.A., Manyanin P.A. Analiz komponentov situatsii pis'mennogo i ustnogo (imeyushchego priznaki podgotovlennosti) tekstov: metodicheskie rekomendatsii. - Moskva: EKTs MVD Rossii, 2014. - 85 s.

6. Sokolova T.P. Problemy ekspertnoi identifikatsii v sudebnom avtorovedenii // Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina. -2022. - № 2. - S. 67-75.

7. Lebedeva A.K. Problemy proizvodstva sudebnoi fonoskopicheskoi ekspertizy v svete razvitiya tsifrovykh tekhnologii // Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina. - 2020. - № 6. - S. 62-71.

8. Galyashina E.I. Sovremennye problemy ekspertizy tsifrovykh fonogramm // Sovremennye problemy tsifrovizatsii kriminalisticheskoi i sudebno-ekspertnoi deyatel'nosti: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 5 aprelya 2019 g. - Moskva: RG-Press, 2019. S. 54-61.

9. Lutovinova O.V. Yazykovaya lichnost' v virtual'nom diskurse: avtoref. diss. ... d-ra filol. nauk. - Volgograd, 2013. - 42 s.

10. Nazarova T.V. Diagnostika individual'no-lichnostnykh kharakteristik avtora nerukopisnogo teksta: metodicheskie rekomendatsii / T.V. Nazarova, E.I. Ermolova, A.V. Rostovskaya, P.A. Manyanin, A.V. Gromova. - Moskva: EKTs MVD Rossii, 2012. - 151 s.

(статья сдана в редакцию 10.10.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.