Научная статья на тему 'Актуальные вопросы изучения и оценки здоровья учителей общеобразовательных школ'

Актуальные вопросы изучения и оценки здоровья учителей общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
249
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УЧИТЕЛЬ / ЗАБОЛЕВАНИЕ / СТРЕСС / «СИНДРОМ НЕЗДОРОВОГО ЗДАНИЯ» / «UNHEALTHY BUILDING SYNDROME» / HEALTH / TEACHER / DISEASE / STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ченцова Светлана Николаевна, Антонова Алена Анатольевна, Сердюков Василий Гаврилович

Медицинские исследования свидетельствуют о преобладании негативных тенденций в отношении здоровья учителей общеобразовательных школ. Напряженная умственная работа, нерациональная организация режима дня, неблагоприятные социально-бытовые условия, стрессовые ситуации, «синдром нездорового здания» причинные факторы различных патологических состояний среди педагогов. Актуальность данной проблемы требует поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, сосредоточенных на здоровьесберегающих условиях его труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ченцова Светлана Николаевна, Антонова Алена Анатольевна, Сердюков Василий Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgent questions of study and estimation of school teachers health

Medical investigations indicated prevalence of negative tendencies in respect of comprehensive school teachers health. Intensive intellectual work, irrational arrangement of day regimen, unfavourable social and living conditions, 302 stress situations, «unhealthy building syndrome» are the causative factors of various pathologic conditions among the teachers. The urgency of this problem demands to search new approaches to the organization of pedagogical activity which may be concentrated on the health keeping labour conditions.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы изучения и оценки здоровья учителей общеобразовательных школ»

ладает полулунная форма по сравнению с остальными формами, при астеническом типе телосложения полулунная форма в 6,5 раз чаще встречается, чем перфоративная и в 3 раза чаще, чем трабекулярная. Трабекулярная форма чаще всего (25 % случаев) встречается при пикническом типе.

3. Катетеризируемые заслонки венечного синуса встречаются в 82,7 % случаев.

Список литературы

1. Бисенков, Н. П. Венечный синус в связи с операциями на нем / Н. П. Бисенков // Вестник хирургии. - 1956. - № 7. - С. 38-49.

2. Лопанов, А. А. Морфофункциональные особенности формирования архитектоники внутри-органного венозного русла сердца / А. А. Лопанов // Мат-лы III съезда анатомов гистологов эмбриологов Российской Федерации (г. Тюмень, 21-23 июня 1994 г.). - Тюмень, 1994. - С. 75-76.

3. Duda, В. Variability of valve configuration in the lumen of the coronary sinus in the adult human hearts / В. Duda, M. Grzybiak // Folia Morphol. - 2000. - Vol. 59, № 3. - P. 207-209.

4. Piffer, C. R. Anatomic data of the human coronary sinus / C. R. Piffer, M. I. Piffer, N. Z. Zorzetto // Anatomischer Anzeiger. - 1990. - Vol. 170, № 1. - P. 21-29.

5. Rees, L. A factorial study of some morphological aspects of human constitution / L. Rees, Н. J. Eisenck // J. Mennal Sci. 1945. - Vol. 91, № 386. - P. 8-21.

6. Zudinghausen, M. Microanatomie des Sinus coronarius und seiner Zufliisse / M. Zudinghausen, J. Pahnke, C. Schoft // Ant. Anz. - 1989. - Bd. 168, № 1. - P. 67-72.

Чаплыгина Елена Викторовна, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой нормальной анатомии, ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 344010, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, д. 29, тел.: 8-903-401-87-05, е-mail: chaplygina@aaanet.ru.

Каплунова Ольга Антониновна, доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной анатомии, ГБОУ ВПО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, Россия, 344010, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, д. 29, тел.: (863) 250-40-37, е-mail: kaplunova@bk.ru.

Корниенко Наталия Александровна, аспирант кафедры нормальной анатомии, ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 344010, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, д. 29, тел.: (863) 250-40-37, e-mail: okt@rostgmu.ru.

УДК 616-057:614.1:371.7

© С.Н. Ченцова, А.А. Антонова, В.Г. Сердюков, 2013

С.Н. Ченцова, А.А. Антонова, В.Г. Сердюков

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России

Медицинские исследования свидетельствуют о преобладании негативных тенденций в отношении здоровья учителей общеобразовательных школ. Напряженная умственная работа, нерациональная организация режима дня, неблагоприятные социально-бытовые условия, стрессовые ситуации, «синдром нездорового здания» - причинные факторы различных патологических состояний среди педагогов. Актуальность данной проблемы требует поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, сосредоточенных на здо-ровьесберегающих условиях его труда.

Ключевые слова: здоровье, учитель, заболевание, стресс, «синдром нездорового здания».

S.N. Chentsova, A.A. Antonova, V.G. Serdyukov

THE URGENT QUESTIONS OF STUDY AND ESTIMATION OF SCHOOL TEACHERS HEALTH

Medical investigations indicated prevalence of negative tendencies in respect of comprehensive school teachers health. Intensive intellectual work, irrational arrangement of day regimen, unfavourable social and living conditions, 302

stress situations, «unhealthy building syndrome» - are the causative factors of various pathologic conditions among the teachers. The urgency of this problem demands to search new approaches to the organization of pedagogical activity which may be concentrated on the health keeping labour conditions.

Key words: health, teacher, disease, stress, «unhealthy building syndrome».

Учителя являются самостоятельной профессиональной группой, численность которой в настоящее время составляет более 1 млн человек, однако исследований по изучению здоровья педагогов проводилось крайне мало. Они относятся в большей мере к периоду 60-70 гг. XX в. [7, 20] и выполнены на примере школ города Москвы и Московской области. Отмечаются неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда учителей за счет повышения относительной влажности воздуха, содержания диоксида углерода зимой, недостаточного уровня искусственной освещенности в классах. И лишь единицы работ относятся к настоящему времени [4, 6, 10, 17, 19].

Труд педагога имеет ряд специфических профессиональных особенностей, обусловленных напряженной умственной работой, концентрацией внимания и спецификой постоянного общения с учениками, связанной с необходимостью осуществления педагогического и воспитательного воздействия [17]. Состояния напряженности, периодически возникающие и связанные с необходимостью настройки на определенное поведение, необходимость мобилизации всех внутренних сил: круг явлений, вызывающих состояние напряжения, достаточно многогранен и охватывает различные ситуации, когда возникает угроза физического и психического здоровья [1].

Медицинские исследования свидетельствуют о преобладании негативных тенденций в отношении здоровья учителей. По мнению Г.Г. Онищенко, врачи давно пришли к выводу, что работа школ в двусменном режиме опасна для здоровья и школьников, и учителей [21]. Н.Г. Петрова и В.Е. Филатова в своих исследованиях показали, что образ жизни большинства учителей не способствует поддержанию на высоком уровне их состояния здоровья и работоспособности, установлена высокая распространенность различных патологических состояний среди учителей [24]. Как показывают отдельные исследования [2, 9], практически все учителя высказывают жалобы на состояние здоровья, причем основными из них педагоги называют нарушения со стороны органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, ухудшение зрения, патологические изменения со стороны мочеполовой и костно-мышечной системы. Вместе с тем отмечается различное соотношение между количеством жалоб на нарушения здоровья и частотой выявленной патологии, что свидетельствует о неудовлетворительном уровне проводимых медицинских осмотров [19].

На рубеже веков произошло значительное изменение учебно-воспитательного процесса, внедрение новых форм организации школьного образования. Учебный материал не только увеличился в объеме, но и усложнился, соответственно возросли информационные нагрузки и необходимость нового творческого подхода к педагогической деятельности. Более высокое качество педагогического труда связано со значительными затратами времени и энергии, а условия труда учителей остались такими же, как 20-30 лет назад [6].

По напряженности трудового процесса деятельность преподавателей точных наук относится к напряженному (вредному) классу труда 3 степени, преподавателей гуманитарных дисциплин и учителей начальных классов - к напряженному (вредному) классу труда 2 степени [16].

В ряде работ указано, что учителя часто жалуются на нарушения со стороны органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, костно-мышечного аппарата, а также ухудшение зрения [9, 10]. Зачастую хронические психосоматические заболевания - это результат истощения адаптационных возможностей и проявление процесса профессиональной дезадаптации педагога. У учителей с акцентуированными свойствами личности более выражены признаки психического и соматического нездоровья и симптомы эмоционального выгорания [4].

Современная школа представляет собой сложный комплекс неблагоприятных факторов риска здоровью педагогов. Так, по данным Г.Г. Онищенко, 15-25 % учебных учреждений в нашей стране не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по показателям микроклимата и освещенности [22]. Имеется ряд исследований, в которых состояние здоровья учителей связывается с эколого-гигиенической ситуацией в районах расположения школ, санитарно-гигиеническим благополучием учреждений, трудовым стажем учителей, спецификой преподаваемых дисциплин. Высокий уровень атмосферных загрязнений на территории школьного участка [13, 25], шум, обусловленный как внешними, так и внутришкольнными факторами [8, 19], неблагоприятные физико-химические и микробиологические параметры воздуха помещений учебного учреждения обусловливают существование «синдрома нездорового школьного здания» [15].

Определенное место среди факторов риска здоровью учителей отведено и производственным нагрузкам: по данным Ю.Г. Ильченко, 59 % учителей загружены до 36 часов в неделю, 31 % учителей 37-48 часов в неделю, 10 % работают более 48 часов в неделю [10].

Правильно организованное питание - один из компонентов здорового образа жизни. Нерациональное питание по месту работу среди ряда учителей является одним из факторов риска их здоровью. Если принять за нормы продуктового набора показатели потребительской корзины, то оказывается, что в среднем питание в семьях учителей страдает дефицитом мясных и рыбных продуктов на 10 %, хлебных - на 30 %, присутствует явный избыток жиров и легких углеводов, холестеринсодер-жащих продуктов при недостатке полноценных белков и защищенных углеводов [10].

Общеизвестно, что на состояние здоровья педагога значительное влияние, кроме профессиональных факторов, оказывают социально-бытовые, коммунальные и семейные факторы [26], роль которых увеличивается в связи с социальным расслоением общества. Влияние негативных условий режима труда усугубляются неблагоприятными условиями жизнедеятельности учителей [4]. Социальное положение учителя характеризуется «малодетностью», низким уровнем денежных доходов, недостаточностью жилой площади [10]. Низкая зарплата вынуждает учителей увеличивать производственную нагрузку, не всегда находится возможность полноценно восстановиться во время отпуска -все это приводит к развитию синдрома хронической усталости [3, 11].

Эмоциональный фактор, присутствующий в работе педагога, нередко является причиной развития производственного стресса, в свою очередь, приводящего к развитию различной психосоматической патологии. Женщины, составляющие подавляющее большинство учительского корпуса, по данным Е.В. Земцова, не менее 90 %, и испытывающие высокие интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, являются контингентом повышенного риска развития психосоматической патологии [9].

Конфликтные ситуации, причиной которых могут быть напряженные взаимоотношения с учениками, а также с коллегами и администрацией, для некоторых педагогов являются причиной слез, бессонницы, приема успокоительных лекарственных препаратов [18]. Психоэмоциональные стрессы все чаще выступают причинными факторами психосоматических заболеваний: неврозов, ишемиче-ской и гипертонической болезней, поражений желудочно-кишечного тракта, эндокринопатий, онкологических заболеваний [11, 12]. По данным Ю.Г. Ильченко, в структуре патологии педагогов лидируют заболевания органов пищеварения, на втором месте - нарушения со стороны органов кровообращения, на третьем месте - патологические изменения нервной системы [10].

Педагогов как профессиональную группу отличают низкие показатели физического и психического здоровья, кроме того, по мере увеличения стажа работы в школе эти показатели имеют тенденцию к снижению. На сегодняшний день учитель реально может быть отнесен к группе профессий «повышенного риска» по частоте невротических расстройств, заболеваний органов дыхания и кровообращения [1, 14]. Для учителей со стажем работы в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. Педагог сам должен быть здоров душой и телом [17]. Педагог - человек, оказывающий воздействие на развитие ребенка, он способствует реализации его интеллектуального, физического, духовного потенциала, контролирует и корректирует его развитие. С этих позиций сохранение здоровья учащихся в школе - это, прежде всего, проблема сохранения и восстановления здоровья учителя [23]. Учитель и ученик находятся в едином эмоциональном кольце и зачастую имеют схожую патологию. Какие бы реформы не проходили в системе образования, в конечном итоге, они замыкаются на учителе, которому всегда принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения. Учителя, формируя ум и души молодежи, во многом определяют будущее как страны, так и всего человечества [5].

Школа будущего ассоциируется, прежде всего, с личностью и здоровьем учителя. Как профессиональная компетентность, так и физическое и психическое здоровье педагога являются важными составляющими учебно-воспитательного процесса. Таким образом, необходимы новые подходы к организации педагогической деятельности, сконцентрированные на здоровье учителя и здоровьесбе-регающих условиях его труда, что и определяет актуальность данной проблемы.

Список литературы

1. Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. - 2004. - № 2. - С. 55-58.

2. Апухтина, М. В. Физиолого-гигиеническая оценка труда учителей в общеобразовательных учреждениях различного вида : автореф. дис. ... канд. мед. наук / М. В. Апухтина. - Волгоград, 2003. - 24 с.

3. Ахмерова, С. Г. Современные подходы к формированию здоровья учащихся и педагогов в общеобразовательных учебных заведениях методами и средствами гигиенического воспитания : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / С. Г. Ахмерова. - Оренбург, 2000. - 46 с.

4. Бардахчьян, А. В. Гигиеническая оценка здоровья учителей и его влияние на здоровье учащихся средних общеобразовательных учреждений : дис. ... канд. мед. наук. / А. В. Бардахчьян. - Рос-тов-н/Д., 2007. - 174 с.

5. Вульфсон, Б. Л. Сравнительная педагогика / Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МО-ДЭК», 1996. - 256 с.

6. Гревцова, Е. А. Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья учителей общеобразовательных школ Центрального Федерального округа Российской Федерации и меры их оптимизации : дис. ... д-ра мед. наук / Е. А. Гревцова. - М., 2007. - 400 с.

7. Доронкина, Е. К. Гигиенические вопросы режима труда преподавателей начальных классов / Е. К. Доронкина // Гигиена и санитария. - 1976. - № 8. - С. 37-40.

8. Дунаев, В. Н. Гигиеническая оценка жилищных условий и состояние здоровья населения / В. Н. Дунаев, В. М. Боев, В. И. Кудрин, В. В. Зебзеев // Тематическое издание новейшей практической информации. - 2001. - № 3. - С. 176-186.

9. Земцов, Е. В. Гигиенические особенности условия труда и состояние здоровья учителей школ г. Пятигорска / Е. В. Земцов, В. С. Серкерова, С. Л. Асиновская // Здоровье населения и среда обитания. - 2004. - № 5 (134). - С. 18-22.

10. Ильченко, Ю. Г. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей средних общеобразовательных школ : дис. ... канд. мед. наук / Ю. Г. Ильченко. - Ростов-н/Д., 2006. - 183 с.

11. Кузнецова С. А. Психологическое здоровье учителя как фактор стабилизации общества / С. А. Кузнецова // Образование на Севере : проблемы и перспектива : мат-лы Международной конференции (г. Магадан, 11-13 июня 2002 г.). - Режим доступа : http://tonymaster.narod.ru/Psi.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 16.08.2012.

12. Кузьмина, Л. П. Влияние нейроэндокринных комплексов на метаболические процессы при воздействии эмоциональных стресс-факторов / Л. П. Кузьмина, Л. А. Тарасова, А. З. Хайбуллина // Медицина труда и промышленная экология. - 2004. - № 10. - С. 7-13.

13. Макогонова, З. Д. Гигиеническая характеристика и оценка химического фактора в промыш-ленно-развитом городе (на примере г. Новочеркасска) : дис. ... канд. мед. наук / З. Д. Макогонова. -Ростов-н/Д., 2000. - 219 с.

14. Митина, Л. М. Профессиональное здоровье учителя : стратегия и технология / Л. М. Митина // Школа здоровья. - 1996. - № 4. - С. 55-57.

15. Мокеева, М. М. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария. - 1999. - № 1. - С. 29-31.

16. Мухтарова, Л. Р. Гигиеническая оценка напряженности труда и состояние здоровья учителей общеобразовательных школ / Л. Р. Мухтарова // Здоровье населения и среда обитания. - 2005. -№ 1 (142). - С. 32-34.

17. Мухтарова, Л. Р. Комплексная оценка влияния факторов внешней и внутришкольной среды на состояние здоровья учителей (на примере г. Липецка) : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Л. Р. Мухтарова. - М., 2005. - 30 с.

18. Науменко, Ю. В. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования / Ю. В. Науменко // Образование в современной школе. - 2003. - № 11 (48). - С. 3-6.

19. Николаева, А. Д. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда учителей начальных классов общеобразовательных школ : автореф. дис. ... канд. мед. наук / А. Д. Николаева. - М., 2005. -22 с.

20. Одинец, Э. А. Профессиональные физиологические особенности труда учителя / Э. А. Одинец // Гигиена и санитария. - 1979. - № 3. - С. 70-71.

21. Онищенко, Г. Г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии общеобразовательных учреждений Российской Федерации / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2004. - № 4. - С. 3-5.

22. Онищенко, Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояния общеобразовательных учреждений / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 40-43.

23. Палеев, Г. И. О возрастной динамике состояния здоровья педагогов Ростовской области / Г. И. Палеев // Валеология. - 2002. - № 1. - С. 42-46.

24. Петрова, Н. Г. О некоторых социально-гигиенических характеристиках образа жизни и здоровья учителей / Н. Г. Петрова, В. Я. Филатов // Проблема городского здравоохранения : сб. науч. тр. / под ред. проф. Н. И. Вишнякова. - СПб. : НИИХ СПб ГУ, 1999. - Вып. 4. - С. 328-333.

25. Сливина, Л. П. Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков, проживающих на урбанизированных территориях (на примере Волгоградской области) : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Л. П. Сливина. - Ростов-н/Д., 2002. - 47 с.

26. Цгоева, С. К. Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в Республике Северная Осетия-Алания (на примере детей 12-14 лет) : дис. ... канд. мед. наук / С. К. Цгоева. - Ростов-н/Д., 2004. - 207 с.

Ченцова Светлана Николаевна, ассистент кафедры общей гигиены, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-41-43, e-mail:agma@astranet.ru.

Антонова Алена Анатольевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-41-43, e-mail:agma@astranet.ru.

Сердюков Василий Гаврилович, доктор биологических наук, профессор кафедры общей гигиены, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-41-43, e-mail:agma@astranet.ru.

УДК [611.411-089.881+611.438]: 599.323 © Н.В. Черненко, С.И. Катаев, П.С. Вавилов, 2013

Н.В. Черненко, С.И. Катаев, П.С. Вавилов

ВЛИЯНИЕ СПЛЕНЭКТОМИИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ТИМУСА И ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ БЕЛЫХ КРЫС

ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России

Исследовано влияние удаления селезенки на морфофункциональное состояние тимуса и лимфатических узлов на 48 взрослых обоеполых нелинейных крысах через 3, 6, 9 месяцев после спленэктомии. При помощи гистологических, морфометрических и статистических методов исследования установлено, что спленэктомия оказывает значительное влияние на изменение состояния тимуса и лимфатических узлов, их структуры и функциональных показателей; показана взаимосвязь структурных преобразований вследствие утраты селезенки и выполняемых этими органами функций.

Ключевые слова: спленэктомия, селезенка, тимус, лимфатические узлы, иммунный.

N.V. Chernenko, S.I. Kataev, P.S. Vavilov

SPLENECTOMY INFLUENCE ON THE MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL CONDITION OF THYMUS AND LYMPH NODES IN WHITE RATS

The purpose of study was to determine the morphological changes in lymph nodes and thymus in 48 female and male adult white rats on third, sixth, ninth months after the operation. The condition of lymph nodes and thymus was analyzed using light microscopy, histological methods, morphometry and statistics. The splenectomy influenced on the structure and functional indicators of lymph nodes and thymus, the interrelation of structural transformation and their function after the loss of spleen has been shown.

Key words: splenectomy, spleen, thymus, lymph nodes, immune.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.