Научная статья на тему 'Влияние психосоциальных факторовпроизводственной и непроизводственной природы на здоровье работников образования'

Влияние психосоциальных факторовпроизводственной и непроизводственной природы на здоровье работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ / РИСК ЗДОРОВЬЮ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / EDUCATORS / HEALTH RISK / PSYCHOSOCIAL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанов Е.Г., Симонова Н.И., Ларионова Т.К., Галикеева А.Ш., Кайбышев В.Т.

Согласно данным государственной статистики в настоящее время в структуре занятого в экономике населения России более половины составляют работники непроизводственной сферы, к которой относится и система образования.В статье приведен обзор современной литературы по вопросам влияния психосоциальных факторов трудового процесса и образа жизни на здоровье работников системы образования. Показана актуальность проблемы и рассмотрена специфика нарушений здоровья педагогов, которые у них формируются как в процессе труда, так и в быту. В настоящее время недостаточно изучен спектр влияющих на них психосоциальных факторов производственной и непроизводственной природы, что обуславливает необходимость научного обоснования и разработки унифицированных подходов к реализации соответствующих профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанов Е.Г., Симонова Н.И., Ларионова Т.К., Галикеева А.Ш., Кайбышев В.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PSYCHOSOCIAL FACTORS OF PRODUCTION AND NON-PRODUCTION NATURE ON HEALTH OF EDUCATORS

Current government statistics show that more than a half of structure of economically active population of Russia consists of workers of non-production sphere, which also applies to the education system.The article presents a review of the current literature on the effects of psychosocial factors of the work process and lifestyle onthe health of workers of the education system. It discusses the urgency of the problem and the specific health problems of teachers, which are formed both at work and in everyday life. Today the range of influencing them psycho-social factors of occupational andnon-occupational nature is studied insufficiently, which requires scientific substantiation and development of unified approaches to implementation of appropriate preventive measures.

Текст научной работы на тему «Влияние психосоциальных факторовпроизводственной и непроизводственной природы на здоровье работников образования»

27. Ярбеков, Р.Р. Ближайшая и отдаленная эффективность чрескожного коронарного вмешательства у больных ИБС с многососудистым поражением коронарных артерий и сахарным диабетом II типа / Р.Р. Ярбеков, Н.А. Чегогидзе, И.Ю. Сигаев // Анналы хирургии. - 2014. - № 5. - С. 21-26.

28. Cai, A. Baseline LDL-C and Lp(a) Elevations Portend a High Risk of Coronary Revascularization in Patients after Stent Placement / Cai A., Li L.,. Disease Markers. - 2013. - Vol. 35, N 6. - P. 857-862.

29. Campeau, L. Percutaneous radial artery approach for coronary angiography / L. Campeau // Cathet Cardiovasc Diagn. - 1989. - N° 16. - P. 37.

30. Coronary perforation in the drug-eluting stent era: incidence, risk factors, management and outcome: the UK experience / C. Hendry, D. Fraser,J. Eichhofer [et al.] // Eurointervention. - 2012. - Vol. 8, N. 1. - P. 79-86.

31. Radial vs. femoral access for coronary angiography and intervention in patients with acute coronary syndromes (RIVAL): a randomised, parallel group, multicentre trial. / S.S. Jolly, S. Yusuf [et al.] // Lancet. - 2011. - Vol. 377. - P. 1409-1420.

32. Coronary artery perforations in the contemporary interventional era / T.J. Kiernan, B.P. Yan, N. Ruggiero [et al.] // J. Interv. Cardiol. -2009. - Vol. 22, N. 4. - P. 350-353.

33. Percutaneous coronary stenting in guide-induced aortocoronary dissection: angiographic and CT findings / J.Y. Kim, J Yoon, H.S. Jung [et al.] // Int. J. Cardiovasc. Imaging. - 2005. - Vol. 21, N 4. - P. 375-378.

34. Kume,K. Impact of contrast-induced acute kidney injury on outcomes in patients with ST-segment elevation myocardial infarction undergoing primary percutaneous coronary intervention / K. Kume, Y.Yasuoka, H.Adachi [et al.] // Cardiovasc. Revasc. Med. - 2013. -Vol. 14, N 5. - P. 253-257.

35. Bail-out stenting for left main coronary artery dissection during catheter-based procedure: acute and long-term results / S.W. Lee, M.K. Hong, Y.H. Kim [et al.] // Cardiol. - 2004. - Vol. 27, N. 7. - P. 393-395.

36. Recent trends in the incidence, treatment, and outcomes of patients with STEMI and NSTEMI / D.D. McManus [et al.] // Am. J. Med. -2011. - Vol. 124. - P. 40-47.

37. Minha, S. In-stent of drug-eluting stents / S. Minha, A.D. Pichard, R. Waksman // Future Cardiol. - 2013. - Vol. 9. - P. 721-731.

38. Human autopsy study of drug-eluting stents restenosis: histomorphological predictors and neointimal characteristics / M. Nakano, F. Otsuka, K. Yahagi [et al.] // Eur Heart J. - 2013. - Vol. 34. - P. 3304-3313.

39. Subacutaly progressed extensive aortic dissection complicated with catheter-induced dissection in left main coronary artery / T. Nomura, Y. Nakagawa, Y. Urakabe [et al.] // J. Cardiol. - 2009. - Vol. 54, N. 1. - P. 128-133.

40. Incidence, risk factors, management and outcomes of coronary artery perforation during percutaneous coronary intervention / A. Shimo-ny, D. Zahger, M. Van Straten, [et al.] // Am. J. Cardiol. - 2009. - Vol. 104, N. 12. - P. 1674-1677.

41. Reperfusion therapy for ST elevation acute myocardial infarction in Europe: description of the current situation in 30 countries / P. Widimsky [ et al.] // Eur. Heart J. - 2010. - Vol. 31. - P. 943-957.

42. Сердечно-сосудистые заболевания. Информационный бюллетень №317. Январь 2015. [Электронный ресурс] // URL: who.int/mediacentre/factsheets/fs317/ru/.

УДК 613.6.02 © Коллектив авторов, 2016

Е.Г. Степанов1'4, Н.И. Симонова2, Т.К. Ларионова3, А.Ш. Галикеева4, В.Т. Кайбышев4, Л.Б. Овсянникова4 ВЛИЯНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 1 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, г. Уфа 2ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», г. Москва 3ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», г. Уфа 4ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

Минздрава России, г. Уфа

Согласно данным государственной статистики в настоящее время в структуре занятого в экономике населения России более половины составляют работники непроизводственной сферы, к которой относится и система образования.

В статье приведен обзор современной литературы по вопросам влияния психосоциальных факторов трудового процесса и образа жизни на здоровье работников системы образования. Показана актуальность проблемы и рассмотрена специфика нарушений здоровья педагогов, которые у них формируются как в процессе труда, так и в быту. В настоящее время недостаточно изучен спектр влияющих на них психосоциальных факторов производственной и непроизводственной природы, что обуславливает необходимость научного обоснования и разработки унифицированных подходов к реализации соответствующих профилактических мероприятий.

Ключееые слова: работники образования, риск здоровью, психосоциальные факторы.

E.G. Stepanov, N.I. Simonova, T.K. Larionova, A.Sh. Galikeeva, V.T. Kaibyshev, L.B. Ovsiannikova THE INFLUENCE OF PSYCHOSOCIAL FACTORS OF PRODUCTION AND NON-PRODUCTION NATURE ON HEALTH OF EDUCATORS

Current government statistics show that more than a half of structure of economically active population of Russia consists of workers of non-production sphere, which also applies to the education system.

The article presents a review of the current literature on the effects of psychosocial factors of the work process and lifestyle on the health of workers of the education system. It discusses the urgency of the problem and the specific health problems of teachers, which are formed both at work and in everyday life. Today the range of influencing them psycho-social factors of occupational and

non-occupational nature is studied insufficiently, which requires scientific substantiation and development of unified approaches to implementation of appropriate preventive measures.

Key words: educators, health risk, psychosocial factors.

Согласно данным государственной статистики в настоящее время в структуре занятого в экономике населения России более половины составляют работники непроизводственной сферы, к которой относится и система образования. На протяжении последнего десятилетия суммарная численность этой группы, так же как и ее удельный вес в структуре работающего населения, возросли на 20% и продолжают постепенно увеличиваться.

Для значительной части (36,4%) населения, занятого в непроизводственной сфере, характерен умственный или интеллектуальный труд. Ведущее место (36%) принадлежит сфере образования и здравоохранения, где трудятся около 12 млн. человек, что составляет 16,7% от общей численности населения, занятого в экономике. В динамике последних 10 лет численность этой группы в России возрастает со среднегодовым приростом около 200 тыс. человек.

Общеизвестно, что интеллектуальный труд сопровождается воздействием на работника так называемых психосоциальных факторов, которые могут быть причиной острого или длительного хронического стресса. В общем виде в комплекс указанных факторов входят: качество и образ жизни, включая удовлетворенность трудом и социально-экономическое положение в обществе, характер межличностных отношений как между работниками и управляющим персоналом, так и внутри трудовых коллективов, проблемы межнациональных отношений, дискриминации по какому-либо признаку, насилия на работе, а также значимые для трудового процесса проблемы самого человека [2,15,22].

С понятием психосоциальных факторов тесно связаны современные представления о психосоматических заболеваниях, т.е. болезнях, в этиологии которых основное место занимают психологические факторы. К этой группе болезней относят бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь 12-перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит, тиреотоксикоз. Некоторые исследователи добавляют в этот список сахарный диабет, а ряд представителей психологических школ считают психосоматическими многие злокачественные новообразования [25,37,39].

Психосоциальные факторы, стресс и психическое истощение рассматриваются

экспертами Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международной организацией труда (МОТ) как новые факторы производственной среды и трудового процесса, являющиеся одной из серьезнейших проблем современной медицины труда, причем это в равной степени актуально как для работников производственной, так и непроизводственной сферы экономической деятельности. Депрессия сегодня, по мнению экспертов ВОЗ, становится главной проблемой здоровья и ведущей причиной нарушения трудоспособности [44,45,46,48,49,51,52,59,60].

Несмотря на то, что рассмотрению вопросов, связанных с негативными тенденциями состояния здоровья трудоспособного населения, посвящено значительное количество отечественных исследований, в большинстве из них авторы рассматривают, во-первых, только традиционные факторы труда и трудового процесса, а, во-вторых, их работы касаются, преимущественно, работников производственной сферы, прежде всего крупных промышленных предприятий. Обеспокоенность специалистов вызывает ухудшение медико-демографической ситуации, рост преждевременной смертности трудоспособного населения, увеличение трудопотерь от заболеваний, травм и ранней инвалидизации, ухудшение репродуктивного здоровья населения. Особенности формирования здоровья работников непроизводственной сферы, в том числе учителей, в последние годы также становятся предметом исследования в рамках медицины труда [21,22,23,27,28,29,31,32,36,40,41,].

Важным аспектом медицины труда в условиях России является рост актуальности вопросов взаимоотношений работника, работодателя, общества и государства и их роли в сохранении и укреплении здоровья на фоне избытка рабочей силы на рынке труда, что требует анализа влияющих на здоровье работающего человека психосоциальных факторов, к числу которых согласно Международной классификации болезней (МКБ-10, класс XXI) относятся проблемы, связанные с работой и безработицей, воздействием производственных факторов риска и окружающей среды, межличностными конфликтами и др. [6,10,18,19].

В отечественной гигиенической практике указанные проблемы крайне редко рассматриваются при анализе здоровья трудоспособного населения, тогда как в большин-

стве европейских стран они уже длительное время являются предметом исследования в медицине труда.

Одним из механизмов реализации нового подхода к решению рассматриваемых проблем является европейская модель «Здоровье на рабочем месте», которая представляет собой комплексную систему, направленную на сохранение здоровья работника, обеспечение безопасности на рабочем месте и защиту окружающей среды на различных иерархических уровнях - от рабочего места до страны в целом. Методической основой этой модели является широкое использование специально разработанных экспертами ВОЗ анкет, которые включают вопросы, касающиеся большей части упомянутых психосоциальных обстоятельств, влияющих на здоровье работника, что позволяет ранжировать эти факторы по значимости [49,51]. В 2002-2003 гг. на ряде предприятий Республики Башкортостан (РБ) были проведены пилотные исследования по реализации европейской модели «Здоровье на рабочем месте», которые показали ее высокую эффективность, что позволило авторам рекомендовать указанную модель и ее научно-методическую базу к внедрению в различных отраслях экономики РБ и России [4].

Важное место в концепции модели занимает идея непосредственного привлечения людей к сохранению или улучшению своего собственного здоровья через формирование здорового образа жизни как преобладающего способа жизнедеятельности трудоспособного человека и основополагающего механизма сохранения здоровья и продления трудового долголетия.

В этой связи представляет интерес рассмотрение особенностей формирования здоровья, образа жизни и отношения к своему здоровью педагогов, поскольку именно они в значительной степени влияют на формирование мировоззрения человека, в том числе и в отношении его собственного здоровья.

В образовании, если судить по публикациям в научной литературе, ситуация характеризуется как наиболее напряженная. Именно в этих видах экономической деятельности труд, по мнению исследователей, является очень или чрезвычайно напряженным, что определяется высокими психологическими требованиями к работнику, отсутствием социальной поддержки, множественными фактами запугивания и насилия на рабочем месте, общей неудовлетворенностью трудом и низкой оценкой этого труда обществом [1,5,9,11,16,17].

Среди возможных неблагоприятных факторов трудового процесса учителя на первое место, безусловно, должно быть поставлено психоэмоциональное напряжение, т.е. психоэмоциональный стресс, возникновение которого в процессе трудовой деятельности может происходить в результате нескольких различных причин. Прежде всего эмоциональное напряжение в трудовом процессе может создаваться необходимостью принятия ответственных решений при недостаточном объеме информации. Другой причиной может быть необходимость преодоления различного рода сопротивлений для выполнения принятого решения (чаще всего человеческий фактор).

Психоэмоциональное напряжение преподавателя может быть вызвано неприятными отрицательными эмоциями: гнев, расстройство, беспокойство, депрессия и нервозность. Начиная с 70-х годов прошлого века, количество исследований относительно напряжения преподавателя значительно увеличилось, и это теперь главная тема исследований во многих странах [8,14,31,57,58]. По результатам анкетного опроса, проведенного в Тайване, 26% преподавателей начальных школ сообщили, что они испытывают чрезвычайное напряжение, главной причиной которого является постоянно изменяющаяся политика правительства в области образования. Наиболее эффективное средство снижения уровня напряжения, по мнению преподавателей, - это гармоничная домашняя жизнь. Кроме того, педагоги отмечают большую рабочую нагрузку. Родители учеников критикуют преподавателей, которые, по их мнению, не дают достаточных знаний ребенку и жалуются школьному руководству. Кроме того, наблюдается конкурентность среди преподавателей, поскольку они соперничают друг с другом, чтобы помочь своим ученикам получать высшие баллы [47].

Эти результаты подтверждают исследования, проведенные в западных странах, где респонденты связывают напряжение с большой рабочей нагрузкой и образовательными реформами. Так, при анкетировании педагогов в Великобритании были получены аналогичные ответы. Напряжение преподавателя было наиболее высоко в крупных школах, часто расположенных в городах, которые, как правило, переполнены. Приведенный перечень психосоциальных факторов, влияющих на здоровье работников образования, является определяющим для большинства стран мира: от Великобритании, Германии и Скандинавии до Китая, Японии и Нигерии, т.е. мало зависит от уровня экономического развития стра-

ны и ее этно-географических характеристик [42,44,57,58].

Негативное влияние психосоциальных факторов на работников образования проявляется чрезвычайно высокой частотой развития (до 95% и более) общесоматических заболеваний, повышенной (до 67% и более) распространенности головных болей и болей в спине, в виде легких форм психических расстройств, высокого уровня временной нетрудоспособности, а также высокой утомляемости и низкой работоспособности [12,20,56,60].

Кроме того, к названному перечню патологических состояний необходимо добавить широкое распространение синдрома профессионального выгорания и нарушения голосового аппарата [3,7,13,24,25,26,27,34,53,55].

У работников с выраженной нервно-эмоциональной напряженностью труда при утомлении отмечается статистически достоверный более низкий уровень самооценки своего самочувствия, активности, настроения и мотивации к труду по сравнению с работой со значительно меньшим напряжением.

Нервно-психическое перенапряжение способствует развитию невротических расстройств. Среди работников с отрицательной динамикой физиологических показателей наблюдается значительный процент лиц (69,6%) с невротическими нарушениями. В структуре этих расстройств преобладает неврастения, которая имеет четкую тенденцию к хроническому течению. Корреляционный анализ показал наличие статистически достоверной корреляционной взаимосвязи между долей выявленных лиц с производственно обусловленной патологией, выраженностью различных видов нагрузок, а также частотой невротических расстройств, гипер-тензией и ишемической болезни сердца.

Постоянное воздействие стресс-факторов в условиях напряженной производственной деятельности формирует различного рода неблагоприятные функциональные состояния, однако их последствия мало изучены. Одни исследователи отмечают, что накопление нереализованных эмоций, дисгармония между психофизиологическими и трудовыми ритмами значительно повышают напряженность регуляторных механизмов центральной нервной системы, а в последующем формируют состояния напряжения и перенапряжения, особенно при сильных внешних раздражителях, носящих хронический характер. Другие указывают на вероятность развития раннего и глубокого утомления, а при недостаточном восстановлении затрачен-

ных в процессе деятельности ресурсов - и переутомления.

На основании психофизиологических и эпидемиологических исследований стресса на работе установлена связь между производственной средой, организацией труда и содержанием работы, с одной стороны, и патофизиологическими изменениями и заболеваемостью - с другой [16,30,33,35,54].

Для профилактики повреждающего действия стрессоров на организм человека первостепенное значение имеют благоприятная психологическая среда в семье и на работе, здоровый образ жизни, включая высокий уровень двигательной активности, минимизация влияния техногенных факторов среды обитания, а также специальные мероприятия, тренирующие организм и повышающие его резистентность [7,15].

С клинической точки зрения синдром хронической усталости (chronic fatigue syndrome) представляет собой периодически повторяющуюся изнуряющую болезнь, которая характеризуется чрезмерной разрушающей личность усталостью, снижением нервной возбудимости, поражением лимфатических узлов, головной болью, миалгией, бессонницей, нейропсихическими расстройствами. Начиная примерно с 80-х годов прошлого века этот синдром привлекает пристальное внимание не только врачей и исследователей, но и населения во всем мире [7,34].

К концу 90-х годов синдром хронической усталости безоговорочно стал диагностической категорией, хотя в различных странах процесс признания легитимности этого диагноза протекал неодновременно. Практически все зарубежные исследователи серьезно озабочены необходимостью научного обоснования и разработки системных мероприятий, которые были бы направлены на минимизацию воздействия психосоциальных факторов и улучшение состояния здоровья работников образования [48,50,57].

В отечественной научной литературе в последние годы стали чаще появляться работы, посвященные анализу условий труда и состояния здоровья работников непроизводственной сферы, в том числе образования [31,33,38,43]. Однако комплекс психосоциальных факторов и образ жизни крайне редко рассматриваются в качестве самостоятельных феноменов в системе причинно-следственных зависимостей между средой обитания и состоянием здоровья работающего человека. До настоящего времени отсутствуют единые научно-методические подходы к анализу и

оценке их значимости, не разработаны унифицированные подходы к системе профилактических мер, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья работников непроизводственной сферы деятельности.

Таким образом, актуальность данной тематики обусловлена высокой долей работников непроизводственной сферы и, прежде всего, системы народного образования в структу-

ре экономически активного населения России, неудовлетворительными показателями состояния их здоровья, недостаточной изученностью спектра влияющих на них психосоциальных факторов производственной и непроизводственной природы и назревшей необходимостью научного обоснования и разработки унифицированных подходов к реализации соответствующих профилактических мероприятий.

Сведения об авторах статьи: Степанов Евгений Георгиевич - к.м.н., главный государственный санитарный врач по РБ, доцент кафедры медико-профилактического дела с курсами гигиены, эпидемиологии, организации госсанэпидслужбы и гигиены труда, профессиональных болезней ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Симонова Надежда Ивановна - д.м.н., профессор, директор департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда. Адрес: 125252, г. Москва, проезд Березовой Рощи, 4.

Ларионова Татьяна Кенсариновна - к.б.н., доцент, зав. службой обеспечения качества исследований ФБУН УфНИИ МТЭЧ. Адрес: 450106, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, 94. E-mail: larionovatk@yandex.ru.

Галикеева Ануза Шамиловна - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3.

Кайбышев Вадим Тимерзянович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой мобилизационной подготовки ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3.

Овсянникова Людмила Борисовна - д.м.н., профессор, зав. кафедрой медико-профилактического дела с курсами гигиены, эпидемиологии, организации госсанэпидслужбы и гигиены труда, профессиональных болезней ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов, А.И. Социальное здоровье учителей общеобразовательных школ / А.И. Анисимов // Уч. зап. СПбГИПСР. - 2009. -№ 2. - С. 142-147.

2. Бабанов, С.А. Профессия и стресс / С.А. Бабанов // Санитарный врач. - 2011. - N° 11. - С. 40-47.

3. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов / О.И. Бабич, Т.А. Терехова // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 31. - С. 48-52.

4. Бакиров, А.Б. Региональные аспекты концептуальной модели управления здоровьем, охраной труда и окружающей средой на предприятиях нефтедобычи, нефтехимии и машиностроения в условиях Республики Башкортостан / А.Б. Бакиров, Н.И. Симонова // Первая Международная конференция сети ВОЗ стран Восточной Европы по проблемам комплексного управления здоровьем работающих. - Уфа, 2003. - С. 70-78.

5. Башук, Е.Н. Связь мотивации и эмоционального выгорания с отношением учителей к непосредственному руководителю / Е.Н. Башук, О.М. Щербакова // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: материалы III Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. - Казань, 2007. - С. 188-192.

6. Биктимирова, Г.А. Мониторинг состояния здоровья работающих как ведущий инструмент выявления профессионально обусловленных заболеваний / Г.А. Биктимирова, Н.Х. Хафизов // 75 лет Башкирской нефти: материалы Всерос. науч.-практич. конференции. - Уфа, 2007. - С. 390-392.

7. Богданова, Т.А. Интегративная программа психологической реабилитации профессионального выгорания / Т.А. Богданова // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сборник науч. трудов. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2006. - Т. 5. - С. 278-290.

8. Брендакова, Л.В. Психопрофилактика профессионального здоровья учителя / Л.В. Брендакова // Психология обучения. - 2012. -№ 4. - С. 92-99.

9. Варданян, Ю.В. Модель вузовской образовательной системы становления психологической компетентности педагога / Ю.В. Варданян, Т.А. Кильмяшкина // Психология в вузе. - 2008. - № 2. - С. 5-16.

10. Величковский, Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье /Б.Т. Величковский // Здравоохранение Российской Федерации. - 2006. - №2. - С. 8-17.

11. Взаимосвязь личностной тревожности с уровнем здоровья и стрессоустойчивости участников образовательной среды / А.В. Лысенко, Р.Г. Шейхова, В.А. Мамченко, Е.В. Моргуль // Валеология. - 2009. - № 1. - С. 46-52.

12. Вишневская, Л.И. Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Л.И. Вишневская // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2010. - № 5. - С. 51-54.

13. Волобаев, А.В. К вопросу о функциональном диагнозе синдрома эмоционального выгорания / А.В. Волобаев // Психотерапия. -2008. - № 11. - С. 25-29.

14. Воробьева, И.В. Толерантность в профессиональной деятельности педагога / И.В. Воробьева // Ананьевские чтения - 2007: материалы науч.-практич. конференции. - СПб., 2007. - С. 279-281.

15. Воткина, М.В. Рационально-эмотивная бихевиоральная психотерапия эмоциональных расстройств у учителей при первичном профилактическом осмотре / М.В. Воткина, М.В. Чеховская // Психотерапия. - 2006. - № 3. - С. 38-43.

16. Гревцова, Е.А. Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья учителей образовательных школ центрального федерального округа Российской Федерации / Е.А. Гревцова // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. - 2007. - № 1. - С. 69-72.

17. Денисов, Л.А. Факторы риска внутришкольной среды (на примере школ г. Зеленограда) / Л.А. Денисов, Н.М. Савичева // Санитарный врач. - 2006. - № 4. - С. 45-49.

18. Измеров, Н.Ф. Категория профессионального риска как элемент сферы потребления / Н.Ф. Измеров, Л.В. Прокопенко, Н.И. Симонова // Профессия и здоровье: материалы VI Всерос. конгресса. - М., 2007. - С. 7-9.

19. Измеров, Н.Ф. Оценка профессионального риска и управление им - основа профилактики в медицине труда / Н.Ф. Измеров // Гигиена и санитария. - 2006. - № 5. - С. 14-16.

20. Изучение факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в коллективе педагогов общеобразовательных школ / Н.С. Карам-нова, А.М. Калинина, Н.В. Олейникова [и др.] // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2011. - Т. 10, № 5. - С. 8-13.

21. Ильченко, Ю.Г. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей средних общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - 24 с.

22. Ишмухаметов, И.Б. Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья учителей / И.Б. Ишмухаметов // Профессия и здоровье: материалы VIII Всерос. конгресса. - М., 2009. - С. 208-210.

23. Ишмухаметов, И.Б. Факторы формирования здоровья учителей в современных условиях / И.Б. Ишмухаметов // Медицина труда: реализация глобального плана действий по здоровью работающих на 2008-2017 гг.: материалы Всерос. конф. с междунар. участием. - М., 2008. - С. 122-123.

24. Каримова, А.Р. Половые особенности эмоционального выгорания учителей зрелого и пожилого возраста / А.Р. Каримова // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: материалы III Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. - Казань, 2007. - С. 108-115.

25. Косарев, В.В. Профессионально-обусловленные поражения голосового аппарата от функционального перенапряжения / В.В. Косарев, С.А. Бабанов // Санитарный врач. - 2013. - № 5. - С. 58-61.

26. Курапова, И.А. Система отношений и профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов / И.А. Курапова // Психология. - 2009. - № 3. - С. 84-95.

27. Лагутина, Г.Н. Профессиональные заболевания голосового аппарата / Г.Н. Лагутина // Профессиональная патология: национальное руководство / под ред. Н.Ф. Измерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - С. 589-593.

28. Максимов, С.А. Утомляемость и работоспособность преподавателей общеобразовательных школ в зависимости от стажа / С.А. Максимов, О.А. Иванова // Медицина труда и промышленная экология. - 2010. - № 9. - С. 24-28.

29. Мирошина, О.Н. Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений и пути их оптимизации: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2005. - 23 с.

30. Мониторинг в проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в бюджетной сфере / Е.Г. Степанов, Р.М. Фасиков, А.Б. Шминке, Г.С. Степанова // Профессия и здоровье: материалы VI Всерос. конгресса. - М., 2007. - С. 631-632.

31. Мухтарова, Л.Р. Комплексная оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на состояние здоровья учителей (на примере г. Липецка): автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2005. - 30 с.

32. Мухтарова, Л.Р. Особенности психоэмоционального состояния учителей под влиянием условий труда / Л.Р. Мухтарова // Профессия и здоровье: материалы V Всерос. конгресса. - М., 2006. - С. 623-625.

33. Николаева, А.Д. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда учителей начальных классов общеобразовательных школ: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2005. - 22 с.

34. Петровская, В.Г. Синдром «эмоционального выгорания» в профессии педагога / В.Г. Петровская // Психологическое здоровье как условие самореализации личности: материалы науч.-практич. конференции. - Омск, 2008. - С. 239-246.

35. Речапова, Т.М. Развитие психоэмоциональной составляющей здоровья педагогов в условиях Тюменского педколледжа №1 / Т.М. Речапова, Т.Я. Путинцева // Профессия и здоровье: материалы V Всерос. конгресса. - М.: Дельта, 2006. - С. 639-641.

36. Роль психосоциальных факторов в нарушении здоровья учителей / Е.Г. Степанов, Р.М. Фасиков, И.Ю. Хусаинова, Г.С. Степанова // Профессия и здоровье: материалы VI Всерос. Конгресса. - М., 2007. - С. 632-634.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Саймонтон, К. Психотерапия рака / К. Саймонтон, С. Саймонтон. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

38. Симонова, Н.И. Актуальные проблемы медицины труда в непроизводственной сфере / Н.И. Симонова // Профессия и здоровье: материалы VII Всерос. конгресса. - М., 2008. - С. 45-47.

39. Симонова, Н.И. Значимость психосоциальных факторов трудового процесса для работников различных профессий в современных условиях / Н.И. Симонова // Мед. труда и пром. экол. - 2008. - № 6. - С. 41-47.

40. Смагулов, Н.К. Оценка напряженности труда учителей общеобразовательных школ / Н.К. Смагулов, З.Т. Кыстаубаева, С.В. Гаголина // Профессия и здоровье: материалы V Всерос. конгресса. - М., 2006. - С. 276-277.

41. Смагулов, Н.К. Оценка напряженности труда учителей общеобразовательных школ / Н.К. Смагулов, З.Т. Кыстаубаева, С.В. Гаголина // Профессия и здоровье: материалы V Всерос. конгресса, Москва, 30 октября - 2 ноября 2006 г. - М.: Дельта, 2006. -С. 276-277.

42. Трухманова, Е.И. Влияние профессионального выгорания учителя на стиль педагогического управления / Е.И. Трухманова // Психология обучения. - 2012. - № 4. - С. 92-99.

43. Юшкова, О.И. Психофизиологические аспекты производственного стресса в медицине труда / О.И. Юшкова, В.В. Матюхин, Э.Ф. Шардакова // Медицина труда и промышленная экология. - 2001. - № 8. - С. 1-7.

44. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко // Психология, наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 16-22.

45. Bonde JPE. Psychosocial factors at work and risk of depression: a systematic review of the epidemiological evidence //Journal of Occupational & Environmental Medicine. - 2008. - Vol. 65. - P. 438-445.

46. Challenges to occupational health services in the Regions. The national and international responses. Proceedings of a WHO/ICOH/ILO Workshop / S. Lehtinen (ed.) [et al.] //Finish Institute of Occupational Health. - Helsinki. - 2005. - 81 p.

47. Chris Kyriacou, Pei-Yu Chien Teacher stress in Taiwanese primary schools //Journal of Educational Enquiry. - 2004. - Vol. 5. - № 2. -P. 86-104.

48. Factors associated with psychiatric morbidity in Spanish schoolteachers //Occupational Medicine Advance Access published on March 26, 2007 Occup. Med (Lond). - 2007. - Vol 57. - P. - 194-202; doi:10.1093/occmed/kqm013.

49. Froneberg B. Old and new problems in occupational health - challenges to jccupational safety and health from the global market economy and demographic change // Бюллетень Научного швета «Медико-экологические проблемы работающих». - 2005. - № 4. - С. 14-21.

50. The prospective effects of workplace violence on physicians' job satisfaction and turnover intentions: the buffering effect of job control / T. Heponiemi [et al.] // BMC Health Serv Res. - 2014, Jan 17. - Vol. 14. - P. 19. DOI: 10.1186/1472-6963-14-19. PMID: 24446997 [PubMed - in process].

51. Lehtinen S. Occupational Health in the WHO European region // Бюллетень Научного швета «Медико-экологические проблемы работающих». - 2005. - № 4. - С. 3-7.

52. Lucey S.P. Can pre-placement health assessments predict subsequent sickness absence? // Occup. Med. - 2008. - Vol. 58. - P.355-360.

53. Marshall E.J. Doctors' health and fitness to practise: treating addicted doctors // Occup. Med. - 2008. - Vol. 58, № 5. - Р. 334-340.

54. Mrozek Ken. Teacher Stress. - 2008. - 990 p.

55. Munier С. The prevalence and impact of voice problems in primary school teachers / С. Munier, R. Kinsella // Occup. Med. - 2008. -Vol. 58, № 1. - Р. 74-76.

56. Quality of occupational health provision: two rating scales and their determinants /Obdulia Moreno-Abril [et al.] // Occup. Med. - 2008. -Vol. 58. - P. 439-442.

57. Samantha J. Phillips. Risk factors for work-related stress and health in head teachers / Samantha J. Phillips, Dil Sen, Roseanne McNamee // Occup. Med. - 2008. - Vol. 58. - P. 584-586.

58. The relation between work-related psychosocial factors and the development of depression / B. Netterstrom [et al.] //Epidemiologic Reviews. - 2008; doi:10.1093.

59. Work-focused Treatment of Common Mental Disorders and Return to Work: A comparative outcome study / S.E. Lagerveld [et al.] // Journal of Occupational Health Psychology. - 2012. - № 17. - P. 220-234.

60. Work-related factors, sleep debt and insomnia in IT professionals /M. Kivistu [et al.] //Occupational Medicine. - 2008. - Wol. 58. - Р. 138-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.