Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ / КОМПЛЕКСНЫЕ КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ / CADASTRAL ACTIVITY / UNIFIED STATE REGISTER OF REAL ESTATE / COMPLEX CADASTRAL WORKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летягина Екатерина Александровна

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых изменений в сфере кадастровой деятельности и государственного кадастрового учета, предусмотренных Федеральным законом от 17.06.2019 №150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Летягина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of changes in current legislation in the field of cadastral reality and state cadastral accounting

This article analyzes the legal changes in the field of cadastral activity and state cadastral registration, provided by the Federal law of 17.06.2009 №150-FZ "On amendments to the Federal law "On cadastral activity" and the Federal law "On state registration of real estate».

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

ЛЕТЯГИНА Екатерина Александровна,

кандидат юридических наук, директор Института землеустройства, кадастров и природообустройства Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: let_k@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье проводится анализ нормативно-правовых изменений в сфере кадастровой деятельности и государственного кадастрового учета, предусмотренных Федеральным законом от 17.06.2019 №150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

Abstract: This article analyzes the legal changes in the field of cadastral activity and state cadastral registration, provided by the Federal law of 17.06.2009 №150-FZ "On amendments to the Federal law "On cadastral activity" and the Federal law "On state registration of real estate».

Ключевые слова Кадастровая деятельность, Единый государственный реестр недвижимости, комплексные кадастровые работы. Keywords: Cadastral activity, Unified state register of real estate, complex cadastral works.

Государство в лице уполномоченных органов неизменно модернизирует законодательство для правильного и эффективного регулирования соответствующих общественных отношений. При этом анализ принятых норм является актуальным, поскольку позволяет уяснить правовые механизмы, обеспечивающие функционирование конкретных общественных отношений. В этой связи общественные отношения, связанные с землей, динамично развиваясь, требуют постоянного совершенствования законодательства, которое модернизируется посредством принятия новых нормативно-правовых актов, вносящих изменения в уже действующие законы.

Посредством законодательных актов осуществляется регулирование вопросов планирования, развития, учета и контроля земельных ресурсов, представляющих особую государственную ценность. Государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) в отношении земельных участков обеспечивает правильную подготовку документов и последовательное корректное наполнение точными сведениями о земельных участках Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), что в свою очередь обеспечивает правильное использование, распоряжение и владение земельными ресурсами.

Кроме того, следует помнить, что по-прежнему значительная часть земельных участков, предоставленная гражданам для ведения садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства содержит декларированные сведения о площади без указания характерных точек границ, а, следовательно, не имеет точно определенных характеристик для правильного исчисления кадастровой стоимости и земельного налога. Подобная ситуация определятся и тем, что на сегодняшний день межевание земельных участков, принадлежащих собственникам (физическим и юридическим лицам), носит добровольный характер, осуществляется по самостоятельному решению таковых и предполагает дополнительные расходы. Также следует отметить и ряд проблем, которые нередко возникают при осуществлении ГКУ, а именно, сложности с согласованием границ земельных участков с соседями при их наложении, превышение предельно допустимых норм увеличения площади земельных участков и др. Соответственно, собственники часто не заинтересованы в инициировании межевания и последующего ГКУ земельных участков, уходят от дополнительного, в связи с изменением площади в большую сторону, налогообложения.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств не редки случаи самовольных захватов земли, с последующим самовольным строительством недвижимости либо без такового, использование земельных ресурсов не по назначению, а также отказ от какого-либо использования земельных участков, что, несомненно, наносит вред развитию экономических отношений и эффективному обороту земель. Именно поэтому вполне закономерным шагом государства, в лице уполномоченных органов, явилась организация процедуры, позволяющей быстро и точно определить все характеристики недвижимости для передачи таких сведений в ЕГРН, исключающей инициативные действия собственников, посредством осуществления комплексных кадастровых работ (далее - КТР), заказчиком которых выступает орган местного самоуправления.

Таким образом, государство последовательно разрабатывает и систематически модернизирует механизм, позволяющий совершать ГКУ в отношении объектов недвижимости, сведения о которых имеют неточности, ошибки, ГКУ в отношении которых не осуществлялся. При этом законодательство в области кадастровой деятельности развивается в направлении ее оптимизации и максимальном, где это позволяют условия, упрощении соответствующих процедур.

В данном исследовании объектом выступает Федеральный закон от 17.06.2019 №150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ-150), содержащий изменения норм права, в том числе и в отношении кадастровой деятельности.

Отметим, что исследование изменений, вносимых ФЗ-150, в указанной сфере обладает новизной, поскольку данный нормативно-правовой акт еще не действует (вносимые изменения вступят в силу с 16.09.2019), и всесторонний анализ его положений не проводился. В связи с чем, считаем необходимым отметить следующие моменты.

Значительная часть изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - ФЗ-221), предусмотренных ФЗ-150, связана с изменениями, регламентирующими КТР. Полагаем, что такие изменения подготовлены на базе анализа результатов проведения КТР в регионах Российской Федерации, осуществленных в предшествующий изменениям пери-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 9(177)

од, которые позволили выявить проблемы законодательного регламентирования, препятствующие эффективному, быстрому и правильному проведению КТР.

Следует указать, что существенные уточнения и дополнения внесены в ст. 42.1 ФЗ-221, формулирующую объекты КТР. Так, п. 2 ч. 1 ст. 42.1 ФЗ-221 существенным образом расширил положения об объектах КТР. Теперь таковые работы могут проводиться в отношении земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в ч. 6 ст. 42.1, в предыдущей редакции часть 6 в ст. 42.1 ФЗ-221 отсутствовала.

Анализ новой ч. 6 ст. 42.1 ФЗ-221 позволяет прийти к выводу, что на нормативно-правовом уровне достаточно четко определены основания и особенности проведения КТР в отношении объектов, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на землю сельскохозяйственного назначения объектов (территорий) общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков.

Также важным является введение ч. 4.1 ст. 42.1 ФЗ-221, которая регламентировала действия исполнителя КТР в случае выявления расположенных в границах территории выполнения КТР земельных участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие документы, в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (далее - ОНС), сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудосто-веряющие документы. В таких случаях исполнитель КТР направляет сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, ОНС на земельном участке) заказчику КТР и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора.

Таким образом, указанные земельные участки смогут быть в дальнейшем учтены, а сведения о них появятся в ЕГРН после проведения необходимых процедур. Следовательно, ЕГРН наполнится недостающими актуальными сведениями, что позволит в последующем правильно исчислять земельный налог.

Кроме того, дополнен перечень объектов, в отношении которых в соответствии с ч. 5 ст. 42.1 ФЗ-221 КТР не проводятся.

К таковым объектам дополнительно отнесены земельные участки, являющиеся предметом договора об освоении территории в целях возведение стандартного жилья; земля, являющаяся предметом договора о комплексном освоении территории в указанных выше целях; земельные участки, находящиеся в границах территории, в отношении которой заключен такой договор по инициативе правообладателей земли и (или) расположенной на ней недвижи-

мости; земельные участки, находящиеся в границах территории, в отношении которой принято органы местного самоуправления приняли решение о комплексном развитии.

Необходимо отметить также, что существенному изменению подверглась ч. 3 ст. 42.6 ФЗ-221. Так, отменены положения, предусматривающие, что КТР выполняются только при наличии утвержденного проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры, либо проекта межевания земельных участков, утвержденного в установленном порядке, либо проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. А также отменены положения, что в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, КТР выполняются при наличии утвержденного проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе документа.

Таким образом, ФЗ-150 вводится возможность проведения КТР при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ разработка и утверждение такого проекта не требуется. Это позволит существенным образом экономить государственный бюджет, поскольку указанные документы подготавливаются за счет государственных средств, а также сократит время выполнения КТР. При этом в случаях, когда подготовка проекта межевании территории необходима и предусматривается Градостроительным кодексом РФ, например, на земле, занятой многоквартирными домами, его разработка будет обязательным требованием и после вступления ФЗ-150 в законную силу.

В целях оптимизации проведения КТР более детально определен порядок действий при отсутствия в ЕГРН информации о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются КТР, земельных участках, за исключением земельных участков, являющихся лесными участками, о зданиях, сооружениях, об ОНС, которые являются ранее учтенными, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и ГКУ которых не осуществлен. В указанных случаях орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования по месту нахождения таких объектов недвижимости при наличии у них документа (копии документа, заверенной надлежащим образом), устанавливающего или подтверждающего право на недвижимость, направляют заявление о внесении в ЕГРН сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, ОНС. После внесения в ЕГРН информации о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, ОНС такая недвижимость включается в перечень объектов, в отношении которых

выполняются КТР согласно ст. 42.6 ФЗ-221.

Следовательно, заказчик КТР может осуществить действия в отношении объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, а в дальнейшем после внесения соответствующих данных в ЕГРН, включить их в перечень объектов, в отношении которых осуществляются КТР, а, значит, после проведения работ актуализировать учетные характеристики такой недвижимости. Помимо этого для оптимизации работы по своевременному внесению сведений в ЕГРН ФЗ-150 предусмотрел введение ч. 8 ст. 42.6 ФЗ-221, которая закрепила обязанность заказчика КТР после рассмотрения представленного исполнителем КТР проекта карты-плана территории и ее утверждения в срок не более 3 рабочих дней со дня ее утверждения направлять карту-план территории в орган регистрации прав в порядке, установленном ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, важные уточнения были добавлены в ст. 42.8 ФЗ-221. А, именно, предусмотрено, что в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются КТР, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного действующим законодательством, либо более чем на 10%, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель КТР: устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 42.8 ФЗ-221 и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории; готовит информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения КТР, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых объектов недвижимости.

В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются КТР, в том числе в случае исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ, получено значение площади земельного участка, которое меньше значения площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на 10%, и отсутствует возможность соблюдения требований п. 1 ч. 3 ст. 42.8 ФЗ-221, сведения о таком земельном участке включаются в карту-

Библиография:

1. Асаул, А.Н. Особенности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка / А.Н. Асаул, М.А. Асаул, Д.А. Заварин //Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 5-1. - С. 107-115.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // КонсультантПлюс Версия Проф [Электронный ресурс].

3. Стеблева И.В. Совершенствование процедуры кадастрового учета на примере внедрения комплексных кадастровых работ / И.В. Стеблева // Инновационное развитие науки и образования: Сборник статей II Международной научно-практической конференции в 2 ч. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2018. Ч. 1. С . 265-268

4. Федеральный закон от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» // КонсультантПлюс Версия Проф [Электронный ресурс].

5. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в ред. 02.08.2019 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019) // КонсультантПлюс Версия Проф [Электронный ресурс].

6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О кадастровой деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019) // КонсультантПлюс Версия Проф [Электронный ресурс].

план территории при наличии письменного согласия правообладателя земельного участка с результатами КТР, входящего в состав приложения к соответствующей карте-плану территории.

Таким образом, законодатель четко регламентирует порядок действий при несоответствии фактических сведений о земельных участках, полученных в ходе КТР, сведениям о таких объектах, содержащихся в правоустанавливающих документах, в ЕГРН.

Более того, на нормативно-правовом уровне закреплен механизм узаконивания излишков площади земельных участков, которые превышают предельно допустимые размеры, при условии соблюдения указанного порядка.

Следует обратить внимание и на то, что сокращен срок предоставления заинтересованным лицом возражений относительно местоположения границ земельного участка, которые теперь могут быть предоставлены в согласительную комиссию в течение 35 календарных дней со дня проведения первого заседания согласительной комиссии в соответствии с ч. 14 ст. 42.10 ФЗ-221. Ранее этот срок составлял 35 рабочих дней. Указанное изменение также оптимизирует сроки выполнения комплексных кадастровых работ.

Анализ перечисленных правовых нововведений, позволяет сделать следующие выводы:

1. Собственники земельных участков, чья площадь превышает предельно допустимые нормы, установленные законодательством, в рамках проведения КТР получают возможность узаконить такие излишки, осуществить точное межевание, что позволит в конечном итоге наполнить ЕГРН верными сведениями с фактическими данными характеристик объектов недвижимости.

2. Существенным образом упрощаются многие процедуры, связанные с осуществлением КТР, в частности, таковые могут проводиться без проекта межевания территории, если в соответствии с действующим законодательством разработка и утверждение такого проекта не требуется.

3. Определены и четко регламентированы особенности проведения КТР для земельных участков, занятых объектами (территориями) общего пользования, расположенных в границах территорий ведения садоводства и огородничества, в отношении лесных участков.

В заключении хотелось бы отметить, что изменения в 221-ФЗ позволят органам власти оптимизировать процесс управления земельными ресурсами, верно и полно осуществлять фискальную функцию по земельному налогу, сократить количество земельных споров и иных конфликтных ситуаций по земельным участкам, и, в конечном итоге, эффективно защищать права собственников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.