Научная статья на тему 'Актуальные вопросы использования цифровых технологий в грузовом хозяйстве'

Актуальные вопросы использования цифровых технологий в грузовом хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приемосдатчик груза и багажа / грузовая работа / call-центр / railroad cargo agent / cargo work / call center

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокурова С. А., Картавый А. А.

Рассматривается вопрос организации коммерческого осмотра вагонов и оформления первичных документов, связанных с перевозкой грузов и собственных порожних вагонов. Дано предложение по разработке технологии, позволяющей эффективно использовать трудовые ресурсы путем распределения функций приемосдатчика груза и багажа между участниками перевозочного процесса и создания call-центра обработки документов с целью повышения производительности труда, снижения эксплуатационных расходов в сегменте затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды, а также кадровых рисков, обусловленных нехваткой квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белокурова С. А., Картавый А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Use Digital Technologies in Cargo Sector

The article considers the issue of organizing a commercial inspection of wagons and registration of primary documents related to the transportation of goods and own empty wagons. A proposal is made to develop a technology that allows efficient use of labor resources by distributing the functions of a cargo and baggage receiver between participants in the transportation process and creating a call center for processing documents in order to increase labor productivity, reduce operating costs in the segment of labor costs and social contributions, as well as personnel risks caused by a shortage of qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы использования цифровых технологий в грузовом хозяйстве»

Актуальные вопросы использования цифровых технологий в грузовом хозяйстве

С. А. Белокурова Уральский государственный университет путей сообщения Екатеринбург, Россия Ье1ок. sn86@gmail. сот

Аннотация. Рассматривается вопрос организации коммерческого осмотра вагонов и оформления первичных документов, связанных с перевозкой грузов и собственных порожних вагонов. Дано предложение по разработке технологии, позволяющей эффективно использовать трудовые ресурсы путем распределения функций приемосдатчика груза и багажа между участниками перевозочного процесса и создания са11-центра обработки документов с целью повышения производительности труда, снижения эксплуатационных расходов в сегменте затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды, а также кадровых рисков, обусловленных нехваткой квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: приемосдатчик груза и багажа, грузовая работа, са11-центр.

Введение

Современный мир диктует необходимость цифровой трансформации процессов и используемых сервисов, оптимизации проводимых операций, снижения эксплуатационных расходов и экономии трудовых ресурсов.

В целях обеспечения сохранности и безопасности грузовых перевозок работниками железнодорожных станций проводится коммерческий осмотр вагонов и грузовых поездов согласно требованиям, установленным единым типовым технологическим процессом коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях [1].

Коммерческий осмотр представляет собой совокупность мероприятий, направленных на выявление соответствия условий размещения и крепления грузов требованиям действующих технических условий, правил перевозки и сохранности груза, в том числе с применением программно-технических средств проведения коммерческого осмотра, проводимых на станциях погрузки, в пути следования: на пунктах коммерческого осмотра вагонов в поездах, постах коммерческой безопасности или постах коммерческой диагностики, на станциях формирования и расформирования поездов, на станциях временного отставле-ния поезда от движения и по прибытии на станциях выгрузки.

Автоматизированные системы

В настоящее время коммерческий осмотр осуществляется как натурным способом непосредственно у вагона представителем перевозчика, так и автоматизированными системами и средствами:

• автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ);

• автоматизированная система коммерческого осмотра (АСКО СВ, или «Смотровая вышка»);

А. А. Картавый Свердловский учебный центр профессиональных квалификаций Свердловской железной дороги Екатеринбург, Россия

• тепловизионный комплекс дистанционного контроля загрузки вагонов («Тепловизионный комплекс»);

• интегрированный пост автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях (ППСС)

• электронные вагонные весы;

• иные программно-технические средства, используемые при проведении коммерческого осмотра.

В последнее время на сети железных дорог все активнее внедряется зарекомендовавшая себя современная технология приема порожних и груженых вагонов к перевозке в цифровом формате, направленная на решение задач современного мира и ориентированная на повышение удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг ОАО «РЖД» и лояльности к перевозкам железнодорожным транспортом, позволяющая принимать к перевозке как груженые, так и порожние вагоны в условиях отсутствия на станции приемосдатчика груза и багажа в фото- и видеоформате посредством дистанционного электронного обмена данными между клиентом и представителем перевозчика — «Цифровой приемосдатчик» [2].

Цифровой приемосдатчик

Данная технология приема вагонов к перевозке имеет существенные плюсы, такие как: сокращение времени на ожидание приемосдаточных операций (прибытия приемосдатчика груза и багажа к месту приема вагона к перевозке), сокращение простоя подвижного состава на грузовых станциях, повышение эффективности управления парка вагонов, сокращение оборота вагонов, увеличение производительности подвижного состава, минимизация контактов при работе, исключение посещения клиентом железнодорожной станции.

Функциональная схема технологии цифрового приемосдатчика (рис. 1) следующая:

1. Грузоотправитель производит фото- и видеосъемку вагона в целом, элементов вагона и запорно-пломбировоч-ных устройств с фиксацией деталей и элементов вагона, правильности наложения, исправности и оттисков запорно-пломбировочных устройств, знаков, трафаретов, отсутствия просыпания и течи груза, уплотнения щелей, качества заделки конструктивных зазоров и очистки от остатков груза с наружной поверхности вагона и колесных пар. После этой процедуры грузоотправитель оформляет уведомление о завершении грузовой операции в личном кабинете мобильного приложения и направляет отснятый материал цифровому приемосдатчику посредством разрешенных каналов связи.

Рис. 1. Функциональная схема технологии цифрового приемосдатчика

2. Грузоотправитель производит фото- и видеосъемку вагона в целом, элементов вагона и запорно-пломбировоч-ных устройств с фиксацией деталей и элементов вагона, правильности наложения, исправности и оттисков запорно-пломбировочных устройств, знаков, трафаретов, отсутствия просыпания и течи груза, уплотнения щелей, качества заделки конструктивных зазоров и очистки от остатков груза с наружной поверхности вагона и колесных пар. После этой процедуры грузоотправитель оформляет уведомление о завершении грузовой операции в личном кабинете мобильного приложения и направляет отснятый материал цифровому приемосдатчику посредством разрешенных каналов связи.

3. Уполномоченный представитель перевозчика производит коммерческий осмотр предъявляемого к перевозке вагона по предоставленным фото- и видеофайлам с сохранением этих файлов в системе хранения данных и при отсутствии замечаний принимает груз к перевозке с оформлением в автоматизированной системе ОАО «РЖД».

4. По сведениям из информационных систем работники центра управления перевозками дирекции управления движением планируют уборку, формирование состава и отправление данного вагона до станции назначения.

Рассматриваемая технология доступна при условии заключенного с клиентом соглашения об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок и применима только в определенных условиях:

• на первоначальном этапе на станции приема груза к перевозке;

• при приеме к перевозке порожних или груженых вагонов крытого типа, опломбированных запорно-пломбиро-вочными устройствами или с наложением закруток установленного типа (крытые вагоны, зерновозы, цементовозы, минераловозы);

• при приеме к перевозке порожнего или груженного железнодорожного подвижного состава открытого типа при перевозках грузов насыпью и навалом [2].

С момента опытной эксплуатации на Куйбышевской железной дороге по сегодняшний день цифровой приемо-сдатчик доказал свою эффективность, и это наглядно видно по географии использования технологии. Ее применяют Дальневосточная, Южно-Уральская, Северная и Московская магистрали [3, 4].

Для дальнейшего внедрения и развития реализованной технологии дистанционного приема вагонов к перевозке требуется доработать нормативную базу (в целях оказания полного перечня цифровых приемо-сдаточных операций) и пересмотреть ряд документов, регламентирующих должностные обязанности приемосдатчика груза и багажа и многоступенчатый контроль по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза [5].

SWOT-анализ, демонстрирующий многокритериальную оценку технологии «Цифровой приемосдатчик», отражен в таблице 1 [6].

Таблица 1

SWOT-анализ технологии «Цифровой приемосдатчик»

Сильные стороны Слабые стороны

• обеспечение безопасных условий труда, выведение работников ОАО «РЖД» из зоны риска при нахождении на железнодорожных путях; • снижение трудоемкости работников и экономия фонда заработной платы; • исключение времени на ожидание клиентом прибытия приемосдатчика к месту приема вагона к перевозке; • исключение необходимости посещения клиентом железнодорожной станции, реализация бесконтактного метода работы; • наличие доказательной базы при предъявлении претензий по несохранности перевозимых грузов (материалы видеофиксации принятых к перевозке вагонов); • сокращение времени от момента предъявления груза к перевозке до оформления перевозочных документов • оказание полного спектра приемо-сдаточных операций невозможно до пересмотра действующих нормативных документов; • удаленный прием к перевозке в настоящее время применим не для всех категорий перевозимых железнодорожным транспортом грузов; • затраты на приобретение клиентом необходимого оборудования видеофиксации

Возможности Угрозы

• повышение лояльности к перевозкам; • привлечение новых клиентов на железнодорожный транспорт • возникновение нештатных ситуаций

Статистика деятельности ОАО «РЖД» По итогам 2021 года погрузка грузов по сети ОАО «РЖД» составила 1 282,8 млн т, что на 3,2 % выше уровня аналогичного периода прошлого года (рис. 2). Наибольшее увеличение отмечено в сегментах грузов в контейнерах (10,5 %), перевозок каменного угля (5,2 %), черных металлов (4,3 %) и нефтеналивных грузов (4,2 %) [7].

Грузооборот всего на инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2021 году увеличился на 3,1 % и составил 3 320,3 млрд ткм.

При этом груженый грузооборот железнодорожных перевозок в 2021 году увеличился на 3,7 % к уровню 2020 года, а порожний - на 0,8 % (рис. 3) [7].

Увеличение грузооборота в основном было обусловлено увеличением объемов перевозок каменного угля, нефти и нефтепродуктов, удобрений, минерально-строительных грузов, а также грузов в контейнерах.

Рис. 2. Статистика погрузки за период 2017-2021 гг.

Грузооборот груженый -•- Темп роста оборота, % к предыдущему году Рис. 3. Динамика грузооборота за период 2017-2021 гг.

Перспективы развития При устойчивом развитии ОАО «РЖД» и увеличении таких значимых показателей грузовой работы, как объемы погрузки и грузооборот особенно актуально совершенствование действующих и внедрение новых технологий.

Несомненно, доработка существующей технологии приведет ОАО «РЖД» к более эффективной работе.

Однако разработка альтернативной технологии работы сетевого цифрового приемосдатчика (рис. 4), предусматривающей реализацию дистанционного приема груза (вагонов) к перевозке в рамках сети дорог, а не границ одной магистрали, с учетом географических особенностей РФ (11 часовых зон) позволит наиболее эффективно использовать трудовые ресурсы.

Создание са11-центров дистанционного коммерческого осмотра и обработки документов на опорных станциях сети

Рис. 4. Технология «Сетевой цифровой приемосдатчик»

дорог позволит оптимизировать численность приемосдат-чиков груза и багажа, повысить производительность труда, снизить эксплуатационные расходы в сегменте затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды, а также кадровые риски, обусловленные нехваткой квалифицированных кадров, в том числе в малонаселенных местностях.

Оптимизация численности и снижение эксплуатационных расходов предусматривается, в том числе из-за изменения режима труда и отдыха, исключающего работу при-емосдатчиков груза и багажа в ночное время суток, за счет распределения заявок о коммерческом осмотре на железнодорожные станции с учетом часовых поясов.

Актуальность вопроса заключается в масштабности проекта.

Литература

1. Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях: Распоряжение ОАО «РЖД» от 31 декабря 2019 г. № 3116/р (с изм. от 09.03.2023 № 521/р).

2. Об утверждении технологии приема порожних и груженых вагонов к перевозке в цифровом формате «Цифровой приемосдатчик» на Куйбышевской железной дороге: Распоряжение начальника Куйбышевской железной дороги от 13 декабря 2021 г. № 359/р.

3. На Куйбышевской железной дороге по технологии «Цифровой приемосдатчик» было оформлено 10 тысяч вагонов // ComNews.ru. — 2022. — 30 сентября.

URL: http://www.comnews.ru/digital-economy/content/222406/ 2022-09-30/2022-w39/kuybyshevskoy-zheleznoy-doroge-tekh-nologii-cifrovoy-priemosdatchik-bylo-oformleno-10-tysyach-vagonov (дата обращения 07.04.2023).

4. На Куйбышевской ЖД запущен проект «Цифровой приемосдатчик» // Независимое Информационное Агентство Самара. — 2021. — 16 ноября.

URL: http://www.niasam.ru/transport/na-kujbyshevskoj-zhd-zapuschen-proekt-tsifrovoj-priemosdatchik-183636.html (дата обращения 07.04.2023).

5. Москвичева, Е. Е. Цифровая трансформация станционных технологических процессов // Наука и образование транспорту: Материалы XIII Международной научно-технической конференции (Самара, Россия, 10-11 ноября 2020 г.). — Самара: СамГУПС, 2020. — Т. 1. — С. 133-135.

6. Шашкова, А. С. Цифровые принципы работы прие-мосдатчика груза и багажа / А. С. Шашкова, Е. Е. Москви-чева // Дни студенческой науки: Сборник материалов 49-й научной конференции обучающихся СамГУПС (Самара, Россия, 05-16 апреля 2022 г.): в 2 т. Том 1. Технические науки. — Самара: СамГУПС, 2022. — Ч. 1. — С. 50-52.

7. Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД» // Российские железные дороги. Годовой отчет-2021. Редакция годового отчета ОАО «РЖД» за 2021 год по итогам утверждения Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. № 1786-р). — С. 45-48.

URL: http ://ar2021. rzd.ru/download/full-reports/ar_ru_annual-report_pages_rzd_2021.pdf (дата обращения 07.04.2023).

Topical Issues of Use Digital Technologies

in Cargo Sector

S. A. Belokurova Ural State University of Railway Transport Yekaterinburg, Russia belok.sn86@gmail.com

Abstract. The article considers the issue of organizing a commercial inspection of wagons and registration of primary documents related to the transportation of goods and own empty wagons. A proposal is made to develop a technology that allows efficient use of labor resources by distributing the functions of a cargo and baggage receiver between participants in the transportation process and creating a call center for processing documents in order to increase labor productivity, reduce operating costs in the segment of labor costs and social contributions, as well as personnel risks caused by a shortage of qualified specialists.

Keywords: railroad cargo agent, cargo work, call center.

References

1. On Approval of the Unified Standard Technological Process for the Commercial Inspection of Cars and Trains at Railway Stations: Order of Russian Railways JSC [Ob utverzhdenii Edinogo tipovogo tekhnologicheskogo protsessa kommerch-eskogo osmotra vagonov i poezdov na zhe-leznodorozhnykh stantsiyakh: Rasporyazhenie OAO «RZhD»] from December 31, 2019 No. 3116/r (last ed. from March 09, 2023 No. 521/r).

2. On Approval of the Technology for Accepting Empty and Loaded Cars for Transportation in the Digital Format «Digital Transceiver» on the Kuibyshev Railway: Order of the Head of the Kuibyshev Railway [Ob utverzhdenii tekhnologii priema porozhnikh i gruzhenykh vagonov k perevozke v tsifrovom formate «Tsifrovoy priemosdatchik» na Kuybyshevskoy zheleznoy doroge: Rasporyazhenie nachalnika Kuybyshevskoy zheleznoy dorogi] from December 13, 2021 No. 359/r.

3. On the Kuibyshev Railway, 10 Thousand Cars Were Registered Using the «Digital Transceiver» Technology [Na Kuybyshevskoy zheleznoy doroge po tekhnologii «Tsifrovoy priemosdatchik» bylo oformleno 10 tysyach vagonov], Com-News.ru. Published online at September 30, 2022. Available at: http://www.comnews.ru/digital-economy/content/222406/ 2022-09-30/2022-w39/kuybyshevskoy-zheleznoy-doroge-tekhnologii-cifrovoy-priemosdatchik-bylo-oformleno-10-tysyach-vagonov (accessed 07 Apr 2023).

A. A. Kartavyy

Sverdlovsk Training Center for Professional Qualifications of the Sverdlovsk Railway Yekaterinburg, Russia

4. The «Digital Transceiver» Project Was Launched at Kui-byshevskaya Railway [Na Kuybyshevskoy ZhD zapushchen proekt «Tsifrovoy priemosdatchik»], Independent Information Agency Samara [Nezavisimoe Informatsionnoe Agentstvo Samara]. Published online at November 16, 2021. Available at: http://www.niasam. ru/transport/na-kujbyshevskoj -zhd-zapu-schen-proekt-tsifrovoj-priemosdatchik-183636.html (accessed 07 Apr 2023).

5. Moskvicheva E. E. Digital Transformation of Station Technological Processes [Tsifrovaya transformatsiya stantsionnykh tekhnologicheskikh protsessov], Science and Education for Transport: Proceedings of the XIII International Scientific and Technical Conference [Nauka i obrazovanie transportu: Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii], Samara, Russia, November 10-11, 2020. Volume 1. Samara, Samara State Transport University, 2020, Pp. 133-135.

6. Shashkova A. S., Moskvicheva E. E. Digital Principles of Operation of the Cargo and Baggage Receiver [Tsifrovye printsipy raboty priemosdatchika gruza i bagazha], Days of Student Science: Materials of the 49th Scientific Conference of SSTU Students. Volume 1. Technical Sciences [Dni studench-eskoy nauki: Sbornik materialov 49-y nauchnoy konferentsii obuchayushchikhsya SamGUPS. Tom 1. Tekhnicheskie nauki], Samara, Russia, April 05-16, 2022. Chapter 1. Samara, Samara State Transport University, 2022, Pp. 50-52.

7. Freight Transportation on the Infrastructure of Russian Railways JSC [Gruzovye perevozki po infrastrukture OAO «RZhD»], Russian Railways. Annual Report 2021 [Rossiyskie zheleznye dorogi. Godovoy otchet-2021], Pp. 45-48. Available at: http://ar2021.rzd.ru/download/full-reports/ar_ru_annual-re-port_pages_rzd_2021.pdf (accessed 07 Apr 2023).

HHmenneKmyanbHbie техноnогии Ha mpaHcnopme. 2023. № S1. Cne^bmycK. MMIS-2023

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.