Научная статья на тему 'Актуальные вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в решении задач противодействия преступлениям умышленного причинения тяжкого вреда здоровью'

Актуальные вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в решении задач противодействия преступлениям умышленного причинения тяжкого вреда здоровью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ / ТЯЖКИЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / COUNTERING CRIMES / GRIEVOUS BODILY HARM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оганов А. А.

На основании анализа статистических данных и норм действующего законодательства автором рассматриваются проблемы применения результатов оперативно-розыскной деятельности при решении задач противодействия преступлениям умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, предлагаются пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оганов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES USING THE RESULTS OF OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY IN SOLVING THE PROBLEMS OF COUNTERING THE CRIME OF INTENTIONAL INFLICTION OF GRIEVOUS BODILY HARM

Based on the analysis of statistical data and of legislation the author addresses the problem of applying the results of operative-search activity in solving problems to offenses of intentional infliction of grievous bodily harm, suggests ways to address them.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в решении задач противодействия преступлениям умышленного причинения тяжкого вреда здоровью»

7 Таблица основных показателей работы арбитражных судов Российской Федерации в 2004—2007 гг., первом полугодии 2008 г. UR: http://www.arbitr.ru/_upimg/F82B700D 5F32778693DAB35DA989FD41_1_%D0%BE%D1%81%D0% BD_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0% B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_04-07.pdf.

8 См.: Попова Ю.А. Административный иск и процессуальная форма его разрешения // Система гражданской юрисдикции в канун XXI в.: современное состояние и перспективы развития. Екатеринбург, 2000. С. 50—51.

9 См.: Лебедев В.М. От идеи нормоконтроля к административному судопроизводству // Рос. юстиция. 2000. № 9. С. 2.

10 См.: Тихомиров Ю.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития // Рос. юстиция. 1998. № 8. С. 36—37.

11 См.: Панова И.В. Административное судопроизводство — вид судопроизводства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 2. С. 42.

12 См.: Фоков А. Административные суды повысят доступность правосудия // Рос. юстиция. 2001. № 6. С. 8.

13 См.: Сухарева Н.В. О некоторых вопросах формирования и перспективах развития системы административного правосудия и судопроизводства // Рос. судья. 2001. № 6. С. 30.

14 См.: Кряжков В., Старилов Ю. Административные суды: какими им быть? // Рос. юстиция. 2001. № 1. С. 19.

15 См.: Студеникина М.С. Административная юстиция нуждается в четком правовом регулировании // Журнал российского права. 1997. № 6. С. 11.

16 См.: БахрахД.Н. Нужна специализация судей, а не судов // Рос. юстиция. 2003. № 2. С. 11.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ УМЫШЛЕННОГО ПРИЧИНЕНИЯ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

А.А. ОГАНОВ,

соискатель Московского университета МВД России

Аннотация. На основании анализа статистических данных и норм действующего законодательства автором рассматриваются проблемы применения результатов оперативно-розыскной деятельности при решении задач противодействия преступлениям умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, противодействие преступлениям, тяжкий вред здоровью.

TOPICAL ISSUES USING THE RESULTS OF OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY IN SOLVING THE PROBLEMS OF COUNTERING THE CRIME OF INTENTIONAL INFLICTION OF GRIEVOUS BODILY HARM

A.A. OGANOV,

aspirant of the Moscow University of the Ministries of Internal Affairs of Russia

The summary. Based on the analysis of statistical data and of legislation the author addresses the problem of applying the results of operative-search activity in solving problems to offenses of intentional infliction of grievous bodily harm, suggests ways to address them.

Key words: operational-search activity, countering crimes, grievous bodily harm.

По сведениям ГИАЦ МВД России, в 2004 г. было За совершение тяжких преступлений при отягчаю-

учтено 57 352 преступлений умышленного причи- щих обстоятельствах (ч. 2, 3, 4 ст. 111 УК) к уголовной

нения тяжкого вреда здоровью, в 2005 г. — 57 863, в ответственности привлечено 2004 г. 20 150 человек

2006 г. — 51 421, в 2007 г. — 47 348, в 2008 г. — 45 436. (47,8%), в 2005 г. — 19 774 (46%), в 2006 г. — 17 388

(42,9%), в 2007 г. - 14 856 (40%), в 2008 г. - 17 194 (39,1%). По ст. ст. 111 каждый год приговариваются к лишению свободы до 18 тыс. человек, причем 85% — мужчины.

Из общего числа выявленных подразделениями уголовного розыска ОВД лиц, совершивших эти преступления, составляли:

® лица без постоянного источника дохода: в 2004 г. — 29 584 (64,2%), в 2005 г. — 29 666 (66,4%), в 2006 г. — 26 917 (66%), в 2007 г. — 25 136 (65,3%), в 2008 г. - 27 263 (63%);

® лица в состоянии алкогольного опьянения: в 2004 г. — 27 540 (59,2%), в 2005 г. — 25 503 (57,7%), в 2006 г. — 21 899 (53,8%), в 2007 г. — 19 320 (50,2%), в 2008 г. — 18 324 (40,1%).

По возрасту лица, привлеченные к ответственности, распределились следующим образом: от 14 до 17 лет — 12%, 18—19 лет — 48, 30 лет и старше — 40%.

Преступления умышленного причинения тяжкого вреда здоровью совершаются при отягчающих обстоятельствах: с особой четкостью, издевательством, по найму, из хулиганских побуждений, по мотивам национальной расовой ненависти или вражды, группой лиц скинхедов или организованной криминальной группой, ранее судимыми.

Изучение системы оперативного реагирования подразделений уголовного розыска ОВД показывает, что она не готова к эффективному противодействию фактам умышленного причинения тяжкого вреда здоровью в ряде регионов России, особенно в крупных городах. Ряд преступлений, получившие общественный резонанс, остаются не полностью раскрытыми из-за низкой оперативной осведомленности сотрудников уголовного розыска, слабой информационно-аналитической обеспеченности по этой линии противодействия.

За 2003—2008 гг. зарегистрировано 316,5 тыс. преступлений умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, раскрыто 247,6 тыс. (78,2%), не раскрыто — 46,9 тыс.

Необходимо эффектно использовать оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ об ОРД) в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) выступает самостоятельным видом государственной деятельности, но по своей сути тесно связана с уголовным судопроизводством, активно способствует решению его задач (ст. 2). Вот почему возрастает актуальность ее результатов.

В соответствии с п. 36.1 ст. 5 УПК под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с ФЗ об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совер-

шивших правонарушение, лиц скрывающихся от органов дознания, следствия или суда.

Законодатель, назвав результаты ОРД сведениями, подчеркнул, что они сами по себе доказательствами не являются, ибо не соответствуют нормативному определению доказательств в том значении, как определено в УПК1. В соответствии со ст. 89 в процессе доказывания запрещается использовать результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК. Однако в научной литературе делаются обоснованные выводы о том, что при соблюдении процессуальной процедуры результаты ОРД в доказывании по уголовным делам использоваться могут2.

Результаты ОРД могут включать в себя две группы данных о преступлениях умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Первую группу составляют фактические данные (сведения), указывающие на признаки умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, которые, будучи закреплены процессуальными средствами, могут служить источником доказательств по уголовному делу. Они могут иметь значение для выяснения подлежащих доказыванию обстоятельств (орудий, следов преступления) и др.

Вторую группу образуют фактические данные, которые носят основной характер (данные о личности подозреваемого в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, противоречиях в организованной группе, криминальной группе скинхедов, способах маскировки их преступной деятельности и т.п.) и должны (могут) служить для выбора организационных и тактических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по преступлению, связанному с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью.

Информация, полученная оперативно-розыскным путем, может содержать разнообразные сведения: о способе совершенного умышленного причинения тяжкого вреда здоровью; о лицах, совершивших это деяние, о предметах, об орудиях преступления, которые могут быть доказательствами по делу, их месте нахождения; о способах сокрытия этих преступлений, об избранной подозреваемыми и обвинениями линии поведения на следствии, о склонении организаторами криминальных групп своих сообщников к даче ложных показаний; о воздействии на свидетелей с целью их склонения к отказу от дачи показаний.

Результаты ОРД по противодействию преступлениям умышленного причинения тяжкого вреда здоровью должны отражаться:

# в составляемых работниками подразделений уголовного розыска ОВД судебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, объяснениях, отчетах и т.д.), к которым могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий (фото-, видеограммы, фотосъемки, магнитные и лазерные диски, слепки и т.п.);

на технических средствах фиксации информации (фото-, кино- и видеосъемки, магнитные ленты, диски и другие носители информации);

в объяснениях лиц, участвующих в проведении оперативно-розыскных мероприятий (наблюдении, оперативном эксперименте, опросе и др.);

в сообщения конфиденциальных источников.

Оперативно-розыскная информация об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, зафиксированная в соответствии с требованиями закона в оперативно-служебных документах и на физических носителях, должна служить основой для формирования всех видов доказательств и создавать условия и предпосылки для их установления и использования.

Таким образом, фактические данные, полученные непроцессуальным путем, сами по себе не являются доказательствами, но могут (должны) приобрести такое качество в случае их получения следователем или судом законным способом (представление, истребование, производство следственных действий)3. Руководителем подразделения уголовного розыска ОВД должен решаться вопрос о предоставлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору и в суд о причинении умышленного тяжкого вреда здоровью.

Для того чтобы фактические данные можно было рассматривать как результат ОРД, требуется соблюсти следующие условия:

® они должны быть получены оперативными подразделениями с соблюдением порядка, установленного ФЗ об ОРД;

содержать информацию о признаках совершенного умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, лицах, совершивших это деяние, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда; ® быть зафиксированными в оперативно-служебных документах, материальных (физических) носителях, к которым могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Собранные материалы об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью должны содержать достаточные данные о (об):

® наличии признаков преступления, где, когда, каким способом оно совершено;

обстоятельствах обнаружения таких признаков; ® лице (лицах), совершивших такое преступление и об очевидцах, если они известны;

любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 111 УК.

Руководители подразделений уголовного розыска ОВД, осуществляющие противодействие преступлениям, связанным с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, представляют результаты ОРД с целью их последующего использования в

уголовном процессе в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32 /184/97/147. Этот межведомственный подзаконный нормативный акт предусматривает передачу материалов в сопровождении утвержденного комплекса документов.

Постановление о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд предусмотрено ч. 3 ст. 11 ФЗ об ОРД и п. 10, 11 приложения 2 к Инструкции о порядке предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или заместителем). Первый экземпляр направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия — к материалам специального номенклатурного дела.

Постановление о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд позволяет предоставить результаты ОРД для их проверки дознавателем, органом дознания, следователем и судом о преступлении, связанном с причинением умышленного тяжкого вреда здоровью, и принятием или процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также приобщения к материалам уголовного дела. Постановление должно состояться из следующих трех частей:

вводной — название документа, место и время его вынесения, фамилия, имя, отчество, должность и звание (специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, основания его вынесения;

описательной — должна базироваться на требованиях закона и подзаконных ведомственных актах (ст. 11 ФЗ об ОРД, п. 10 Инструкции о порядке предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд). Отражаются следующие данные: в результате каких оперативно-розыскных мероприятий получены материалы, какие конкретно, для каких целей предоставляются, когда и кем санкционировалось оперативно-розыскное мероприятие, наличие судебного решения на его проведение;

# результативной — решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечислены оперативно-служебные документы, подлежащие направлению.

Принятию решения о вынесении постановления о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд должен предшествовать анализ материалов для дела опера-

тивного учета на лицо, связанное с причинением умышленного тяжкого вреда здоровью. Он должен привести к убеждению в том, что результаты ОРД надежны и достоверны для обеспечения быстрого и полного раскрытия умышленного причинения тяжкого вреда здоровью способами уголовного судопроизводства и их использования в уголовном процессе не причинит ущерба ОРД.

К предоставляемым результатам ОРД по преступлениям, квалифицируемым по ст. 111 УК, должны прилагаться копии постановлений о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ об ОРД и п. 11 Инструкции о порядке предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд).

Пленум Верховного Суда РФ, проанализировав судебную практику в части оценки состояния и использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел, в том числе по ст. 111 УК, констатировал, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанные с ограничением конституционных прав гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, предусмотренных законом), могут быть обязательно использованы в качестве доказательств по делам в том случае, если на их проведение получено разрешение суда, и они проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

К рапорту об обнаружении признаков преступлений по ст. 111 УК (предусмотрен в приложении 1 к ст. 476 УПК) или сообщению о результатах ОРД (п. 7 Инструкции о порядке предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд) могут прилагаться полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий фотографические негативы и снимки, видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами. Рапорт составляется оперуполномоченным уголовного розыска и регистрируется в порядке, установленном нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

Процедура предоставления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тактику и их носителей; оформление необходимых документов на фактическую передачу результатов ОРД. Так как предоставляемые материалы в последующем приобщаются к уголовному делу, к ним предъявляются особые требования с точки зрения сохранения в тайне источников и методов их получения. Такие материалы могут быть

несекретными, либо рассекреченными, либо передаваться с соблюдением права обращения с соответствующими документами.

На постановлении руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), сведения, составляющие государственную тайну, и их носители рассекречиваются (п. 15 Инструкции о порядке предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд). В иных случаях эти результаты должны предоставляться в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне» обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам власти, предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 27) является наличие у них допуска или лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. При пересылке и передаче материалов оперативными сотрудниками должны приниматься необходимые меры по их сохранности.

Порядок предоставления результатов ОРД упрощается, если документы получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя, прокурора, суда. Права следователя на дачу поручений закреплены в УПК (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38).

Использование результатов ОРД для возбуждения уголовного дела по ст. 111 УК и производства предварительного следствия должно осуществляться по совместному плану, утвержденному руководителями органа дознания и предварительного следствия. Следователь и работник уголовного розыска всесторонне оценивают собранные материалы и определяют порядок и направление их использования, не допуская разглашения сведений о времени и месте проведения оперативно-розыскных мероприятий, силах и средствах, задействованных при их проведении.

Главная задача подразделения уголовного розыска, добывшего результаты в процессе ОРД, — своевременно и качественно их оформить (задокументировать), создать предпосылки для их легализации или трансформации в доказательства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством по уголовным делам, в том числе возбужденным по ст. 111 УК.

1 См.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.К. Синилова. М., 2009.

2 См.: Соловьев А.Б. Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебная стадия). М., 2003. С. 90.

3 См.: Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж, 1995. С. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.