Научная статья на тему 'Актуальные вопросы использования конкурентных стратегий предприятиями агропромышленного комплекса'

Актуальные вопросы использования конкурентных стратегий предприятиями агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
770
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыгина Н. И., Гончаров А. А.

На сегодняшний день предприятия российского агропромышленного комплекса (АПК) испытывают потребность в обеспечении или повышении собственной конкурентоспособности. В этих целях предприятиями АПК используются различные конкурентные стратегии. Каждая конкурентная стратегия обладает определенной характеристикой и оказывает воздействие на предприятие АПК. Это делает процесс выбора конкурентной стратегии особо ответственным моментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы использования конкурентных стратегий предприятиями агропромышленного комплекса»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

37 (130) - 2011

УДК 338.436.33: [339.137.2:005.21]

актуальные вопросы использования конкурентных стратегий предприятиями

агропромышленного комплекса

Н. и. лыгина,

доктор экономических наук, профессор, ректор Орловского государственного института экономики и торговли E-mail: ogiet@ogiet. ru

А. а. гончаров,

аспирант кафедры маркетинга E-mail: goncharov-anthon@yandex. ru

Орловский государственный институт экономики и торговли

На сегодняшний день предприятия российского агропромышленного комплекса (АПК) испытывают потребность в обеспечении или повышении собственной конкурентоспособности. В этих целях предприятиями АПК используются различные конкурентные стратегии. Каждая конкурентная стратегия обладает определенной характеристикой и оказывает воздействие на предприятие АПК. Это делает процесс выбора конкурентной стратегии особо ответственным моментом.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, конкурентная стратегия, воздействие, конкурентоспособность, сельскохозяйственное предприятие.

Агропромышленный комплекс представляет собой комплекс связанных между собой нескольких отраслей экономики, которые обеспечивают производство продуктов питания и некоторых видов непродовольственных товаров посредством переработки сельскохозяйственного сырья. В соответствии с общепринятой точкой зрения АПК как сложная система включает в себя три больших взаимосвязанных сферы. В первую сферу АПК входят предприятия, которые занимаются производством различного рода ресурсов, необходимых для организации производства в сельском хозяйстве. На

сегодняшний день такими предприятиями в первой сфере АПК являются:

а) машиностроительные предприятия, осуществляющие производство тракторов, машин и оборудования для сельскохозяйственного производства, а также хранения и переработки сельскохозяйственного сырья;

б) предприятия, проводящие ремонт сельскохозяйственного оборудования, в том числе тракторов и машин;

в) предприятия по производству минеральных удобрений, а также средств защиты растений от вредителей;

г) предприятия в сфере микробиологической промышленности, а также предприятия по производству комбикормов;

д) строительные предприятия в сельском хозяйстве.

Второй сферой АПК является непосредственно само сельское хозяйство. Третья сфера АПК включает в себя предприятия, которые осуществляют производство продукции из сельскохозяйственного сырья и ее реализацию конечному потребителю. В настоящее время к таким предприятиям относятся:

а) мясная, молочная, пищевая промышленность и т. п.;

б) легкая промышленность (текстильная, обувная, меховая и т. п.);

в) отрасль по заготовке сельскохозяйственной продукции и сырья и их дальнейшей переработки;

г) транспортное и информационно-консультационное обеспечение АПК;

д) сектор оптовой торговли продукцией сельского хозяйства;

е) сектор розничной торговли продовольственными товарами (в том числе некоторыми видами обуви и одежды), включая сферу общественного питания;

ж) услуги для сельского хозяйства (ветеринария, землеустройство и т. п.).

Кроме этого, по мнению авторов, о чем свидетельствует также и опыт развитых стран, в АПК следует сформировать и четвертую отрасль, которая бы включала в себя комплекс научного и информационного обеспечения, необходимого для стабильного развития предприятий АПК.

Современная экономическая ситуация в России характеризуется большим числом участников рыночной деятельности, которые находятся в сложной и тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Это способствует созданию определенных проблем для предприятий в процессе выбора пути своего развития на стратегическом уровне. Другими словами, руководителям предприятий АПК становится достаточно затруднительно принять грамотное и эффективное управленческое решение. И подобная ситуация, на взгляд авторов, обострится еще в большей степени после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Ведь тогда на отечественном рынке еще больше усилится конкурентная борьба с зарубежными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции. Более того, текущий уровень конкурентоспособности предприятий АПК явно недостаточен для эффективного развития. В результате современный уровень конкурентоспособности в аграрной сфере России не может обеспечить приемлемого удовлетворения растущего спроса на продовольствие, а также стабильного воспроизводства экономического, природного или материально-технического потенциала сельскохозяйственных предприятий. А между тем, по мнению авторов, агропромышленный комплекс осуществляет производство продуктов питания и продукции для некоторых видов продукции производственного назначения. Агропромышленный комплекс «занимает значительное

место в экономике по территории, трудовым и производственным ресурсам» [2, с. 257].

Сельское хозяйство по своей сути является многоотраслевой системой, так как оно занято производством продукции различного рода как в животноводстве, так и в растениеводстве. Одновременно сельское хозяйство является только лишь одной сферой в АПК, что обусловливает наличие как внутриотраслевой, так и межотраслевой конкуренции. Применительно к АПК внутриотраслевая конкуренция — это рыночная борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и реализации своей продукции. Межотраслевая же конкуренция, по мнению авторов, — это рыночное соперничество предприятий за получение определенных преимуществ в развитии определенного вида продукции или отрасли. Авторы считают, что на сегодняшний день межотраслевая конкуренция в сфере АПК наиболее наглядным образом проявляется в борьбе сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий относительно удовлетворения запросов покупателей и получения выгод. Такое положение вещей имеет как положительную, так и отрицательную черту. Первая черта — межотраслевая конкуренция стимулирует сельскохозяйственные предприятия к развитию своей деятельности путем самостоятельной переработки сырья и реализации полученных продуктов, а вторая — по-прежнему существующий диспаритет цен практически гарантирует проигрыш сельского хозяйства межотраслевой конкуренции с перерабатывающими предприятиями.

Принимая во внимание проблемы АПК, вопросы приоритетного развития сельского хозяйства как важнейшей сферы АПК нашли широкое отражение в национальном проекте «Развитие АПК», Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы, Федеральном законе от 29.12.2006 N° 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Предприятия сельского хозяйства на сегодняшний день существуют, с одной стороны, в условиях жесткой конкуренции между сферой производства средств производства (первая сфера), а с другой — в условиях жесткой конкуренции со стороны представителей розничной торговли (третья сфера). В первом случае устанавливаются практически монопольные высокие цены, а во втором — не обеспечивается полноценное

получение дохода от продажи продукции из их сырья. Все это в комплексе существенно снижает возможности сельского хозяйства (вторая сфера) в такой неравносильной конкурентной борьбе. В то же время следует отметить, что несмотря на то, что предприятия первой сферы АПК казалось бы работают в благоприятных условиях, приближенных к монополии, их реальная ситуация достаточно проблематична. Авторы считают, что предприятия первой сферы уже на протяжении нескольких лет находятся в состоянии серьезного кризиса. Это наглядно объясняет текущую ситуацию на российском рынке машин и оборудования для сельского хозяйства, где многие годы диктуют условия иностранные производители, и их влияние с каждым годом только увеличивается. В результате многие предприятия, помимо жесткой межотраслевой конкуренции непосредственно в самом АПК, вынуждены приобретать многие ресурсы по высоким ценам зарубежных производителей. Как следствие, они уже заранее проигрывают конкурентную борьбу зарубежным товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции. Поэтому, несмотря на то, что сельскохозяйственные предприятия несут наибольшие экономические потери в АПК, производители средств производства находятся практически в аналогичной ситуации. И их немного более выгодное рыночное положение объясняется всего лишь меньшей конкуренцией.

Авторы считают, что современная проблема конкуренции на предприятиях АПК объясняется поздним началом изучения отечественными учеными проблемы формирования конкурентной среды в сфере АПК. Более того, при проведении реформ руководство страны не изучило опыт развитых стран, в которых конкуренция поистине получила кардинально новый характер. И в этих странах конкуренция и монополия являются альтернативными решениями. Предприятия агропромышленного комплекса функционируют в разных моделях рынка, поэтому наибольшая эффективность достигается при объединении производителей по всей технологической цепочке [4, с. 32]. По мнению авторов, распределение полученных доходов от сбыта конечной продовольственной продукции должно осуществляться только снизу вверх. Это будет способствовать сбалансированию межотраслевого обмена в АПК и, следовательно, формированию равноценных конкурентных отношений.

В настоящее время многие предприятия АПК находятся в неблагоприятных экономических условиях, обусловленных множеством причин. Из них наиболее актуальными являются высокий уровень импортного продовольствия в стране и по-прежнему сохраняющийся жесткий диспаритет цен. Решением первой проблемы, по мнению академика РАСХН Г. В. Беспахотного, должно стать «повышение конкурентоспособности отечественной продукции» [3, с. 4]. Однако, как отмечает профессор А. И. Алтухов, «экономика большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей такова, что не позволяет им осуществлять не только расширенное, но и просто воспроизводство, использовать экономические стимулы, предоставляемые государством» [1, с. 4]. В результате это самым негативным образом сказывается на конкурентном положении предприятий АПК на рынке. Поэтому, по мнению авторов, на ближайшую перспективу одной из ключевых задач для отечественных предприятий АПК должен стать вопрос повышения своей конкурентоспособности. Наиболее эффективным способом решения данного вопроса выступают конкурентные стратегии. С этой целью авторами предлагается рассмотреть основные пути воздействия конкурентных стратегий на предприятия АПК.

Процесс изучения путей влияния конкурентных стратегий на предприятия АПК предлагается провести в три этапа.

Первый этап — рассмотрение сущности конкурентной стратегии с современной точки зрения.

Второй этап — установление ключевых параметров обоснованного выбора конкурентной стратегии на предприятии АПК.

Третий этап — изучение характерных особенностей влияния конкурентных стратегий на деятельность и развитие предприятий АПК.

Следует отметить, что при рассмотрении сущности конкурентной стратегии (первый этап) в настоящее время многими исследователями даются собственные варианты определения конкурентной стратегии, хотя, по большому счету, каждая из них представляет собой всего лишь новую вариацию определения. Авторы данной статьи считают, что конкурентная стратегия — это система мероприятий, направленная на выбор путей развития предприятия на длительную перспективу и позволяющая добиться более устойчивого рыночного положения. В качестве главной цели конкурентной стратегии предприятия АПК можно назвать нахождение

такого положения на рынке, при котором предприятие было бы не только надежно защищено от атак конкурентов, но и имело бы отличную возможность для эффективного воспроизводства.

Российский АПК представляет собой сложную экономическую систему, в которую входит множество взаимосвязанных предприятий. Поэтому в настоящее время увеличивается число факторов внешней среды, оказывающих ощутимое воздействие на деятельность предприятий АПК. Как результат, ситуация в отрасли становится запутанной и хаотичной. По мнению директора ВНИИЭСХ И. Г. Ушачева, «основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не конкурирует между собой и не является монополистами, но функционирует в монополизирующейся среде переработчиков и торговли» [5, с. 4]. В этих условиях при выборе конкурентной стратегии предприятиям АПК целесообразно использовать комплексный подход, который представляет собой второй этап предложенного авторами процесса изучения путей влияния конкурентных стратегий на предприятия АПК (рис. 1). Тщательное выполнение отмеченных принципов предприятиями АПК позволит, по мнению авторов, обеспечить объективный выбор одной или нескольких конкурентных стратегий, что является третьим этапом в предлагаемом процессе изучения путей влияния конкурентных стратегий на предприятиях АПК. Следует отметить, что в силу специфики сельскохозяйственного производства предприятия АПК могут использовать достаточно ограниченный круг существующих в настоящее время конкурентных стратегий.

Подход к обеспечению конкурентных стратегий на предприятиях АПК

-----— Целенаправленность Комплексность

1 г

Постановка четких целей и задач, которые должны быть достигнуты с

помощью конкурентной стратегии

Тщательный, всесторонний и объективный анализ финансово-экономических и маркетинговых факторов

Возможность практического применения и обеспечение продовольственной безопасности страны

Рис. 1. Комплексный подход обеспечения конкурентных стратегий

В современных экономических условиях предприятиям АПК следует обратить внимание в первую очередь на конкурентную стратегию лидерства по издержкам и конкурентную стратегию дифференциации.

Актуальность использования конкурентной стратегии лидерства по издержкам, краткая характеристика которых представлена на рис. 2, обусловлена следующими современными рыночными условиями:

а) на рынке сельскохозяйственного производства преобладают ценовые методы конкурентной борьбы. Кроме того, на аграрном рынке уже много лет существует диспаритет цен, что делает вопрос ценообразования для сельхозпроизводителей особенно насущным, и именно лидерство в издержках позволит значительно сократить влияние подобного негативного фактора и обеспечит предприятие мощным конкурентным преимуществом на рынке;

б) российские покупатели сельхозпродукции, несмотря на постепенный рост их платежеспособности, по-прежнему чувствительны к ценам. Лидерство в издержках позволит предприятию АПК заметно снизить темп роста цен на свою продукцию, что обеспечит больший спрос со стороны покупателей, предприятие получит больший объем продаж, а следовательно, и большую прибыль. Как результат, предприятие АПК укрепит свое конкурентное положение, а полученная дополнительная прибыль станет ресурсом для модернизации своего производства (еще один компонент конкурентоспособности на сегодняшний день). Выполнение этого условия обеспечит

выгоду и для предприятия, и для производителя. Потребитель будет получать качественную и доступную продукцию, а производитель — осуществлять реализацию значительных объемов продукции при минимуме издержек.

Для осуществления конкурентной стратегии ли-

Укрепление собственного рыночного положения за счет повышения уровня конкурентоспособности

Рис. 2. Влияние конкурентной стратегии лидерства по издержкам на развитие предприятия АПК

дерства по издержкам предприятие АПК должно выполнить следующие условия:

а) внедрять энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, в том числе посредством закупки современного оборудования и машин;

б) сформировать по возможности прямой канал сбыта своей продукции конечному потребителю. Выполнение этого условия позволит избежать влияния посреднических организаций в лице оптовых предприятий на цену продукции для покупателей. Это сделает продукцию предприятия более доступной и более конкурентоспособной;

в) производить перемещение производственных мощностей, если позволяет характер производства или переработки, как можно ближе к поставщикам и или к потребителям;

г) сконцентрировать свои усилия на наиболее востребованной сельхозпродукции (желательно на одном или на двух видах);

д) достигнуть большего экономического уровня вертикальной интеграции по сравнению с основными конкурирующими предприятиями.

Следующим и наиболее актуальным условием для современных российских предприятий АПК является оптимизация структурных и функциональных показателей издержек.

Для оптимизации структурных показателей издержек авторы предлагают предприятиям АПК:

• повысить производительность труда в структурных организациях;

28-

• оптимизировать отношения с основными поставщиками.

Для оптимизации функциональных показателей издержек авторы предлагают предприятиям АПК:

• повысить процент загрузки производственных мощностей;

• наладить эффективную работу по принятию стратегических решений.

В качестве основных факторов, которые могут отрицательно сказаться на реализации конкурентной стратегии лидерства по издержкам, можно назвать: а) конкуренты могут легко повторить эту конкурентную стратегию;

б) конкуренты имеют возможность получения дополнительных конкурентных преимуществ за счет внедрения новых технологий производства;

в) продукция предприятия не соответствует по своему качеству запросам потребителей;

г) конкурентная стратегия лидерства по издержкам может снизить внимание предприятия к остальным важным хозяйственно-экономическим вопросам своей деятельности.

Вторая конкурентная стратегия, которая рекомендована авторами для использования предприятиями АПК, — это конкурентная стратегия дифференциации, влияние которой приведено на рис. 3.

По сравнению со стратегией лидерства по издержкам, конкурентная стратегия дифференциации используется в сфере отечественного АПК не так часто. Такая ситуация вызвана спецификой сельскохозяйственной продукции, так как успешность конкурентной стратегии дифференциации по своей сути предполагает определенную уникальность продукции и возможность предоставления множества ее вариантов. Опыт использования конкурентных стратегий отечественными предприятиями АПК наглядно показывает, что наибольший успех добиваются именно те предприятия, которые используют в своей деятельности конкурентную стратегию дифференциации, так как она позволяет осуществлять производство сельскохозяйственной продукции высокого качества и при этом, однако,

б) завоевание большей лояльности существующих покупателей;

в) создание дополнительных барьеров для входа новых предприятий на данный рынок сельскохозяйственной продукции;

г) значительное снижение уровня влияния покупателей, в том числе и на ценовую политику предприятия;

д) уменьшение вероятности появления на рынке замещающей

Рис. 3. Влияние конкурентной стратегии дифференциации на развитие предприятия АПК продукции

На основе рассмотренных факторов можно отметить, что влияние конкурентных стратегий на предприятия АПК состоит в:

> снижении себестоимости сельскохозяйственной продукции;

> повышении объемов производства продукции;

> повышении качества выпускаемой продукции;

> уменьшении влияния диспаритета цен;

> модернизации материально-технической базы предприятия.

Из рассмотренных конкурентных стратегий в сфере российского АПК следует, что их реализация может вызвать определенную реакцию со стороны основных конкурентов. Сельхозпредприятию это крайне необходимо учитывать. В результате основные конкуренты сельхозпредприятия оказываются в числе факторов, которые влияют на выбор и реализацию сельскохозяйственным предприятием своей конкурентной стратегии. Факторы, воздействующие на конкурентную стратегию предприятия АПК, показаны на рис. 4.

На основе авторских предложений и анализа научных источников, посвященных данному вопросу, следует отметить, что эффективное использование конкурентных стратегий может обеспечить предприятиям отечественного АПК следующие ключевые выгоды (рис. 5):

Рост объемов продаж сельскохозяйственной продукции

А

Появление возможности для повышения уровня цен в снабжении

Влияние

конкурентной

стратегии

дифференциации на

развитие

предприятия АПК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение уровня прибыли предприятия АПК

_V_

Повышение барьеров входа на аграрный рынок

обеспечивать конкурентоспособные цены на данную продукцию.

Авторы предлагают ряд мер, выполнение которых позволит предприятиям АПК достичь успеха при реализации конкурентной стратегии дифференциации:

а) проведение тщательнейших маркетинговых исследований, направленных на установление запросов существующих и потенциальных потребителей. Результатом подобных маркетинговых исследований является максимально возможная заинтересованность потребителей в предлагаемой предприятием продукции;

б) обеспечение со стороны предприятия АПК гарантированных поставок своей продукции в любой период времени и в любых объемах, которые необходимы потребителю;

в) наделение предприятием своей продукции определенных отличительных особенностей, которые выгодным образом отличали бы ее от сельскохозяйственной продукции основных конкурентов.

Последовательное выполнение предложенных рекомендаций по реализации конкурентной стратегии дифференциации позволит предприятиям АПК достичь следующего положительного влияния на свое развитие:

а) значительное увеличение объема продаж продукции;

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Социально-экономические условия и нормативно-правовые ограничения Привлекательность аграрной отрасли и уровень конкуренции в ней Уровень рыночных угроз в аграрной отрасли

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ АПК

Сила и слабость предприятия АПК, его конкурентные преимущества Конкурентная позиция и конкурентный потенциал предприятия Рыночная политика и конкурентная тактика предприятия

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Рис. 4. Факторы, воздействующие на конкурентную стратегию предприятий АПК

• обеспечит сбалансированность всех сфер агропромышленного комплекса страны;

• приведет к снижению потерь и повышению качества сельхозпродукции;

• произойдет замедление темпов спада сельскохозяйственного производства с его последующим ростом;

• постепенно увеличатся объемы производства предприятиями АПК;

• улучшится производственно-технологическая база аграрных предприятий;

• снизится себестоимость продукции агропромышленного комплекса.

Следует отметить, что это особенно актуально в современных условиях глобализации сельского хозяйства, в условиях, когда АПК постепенно становится все более и более открытым, а условия конкуренции сельскохозяйственной продукции выравниваются.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение эффективных и современных конкурентных стратегий на сельскохозяйственных предприятиях будет способствовать эффективному и конкурентоспособному развитию всего АПК. При разработке комплексного подхода к исследованию конкурентных стратегий в АПК необходимо отметить следующие особенности:

• в настоящее время, если рассматривать АПК в целом, следует отметить, что отечественный аграрный рынок находится на уровне высокого роста и очень далек до своего насыщения;

• существующие на сегодняшний день размеры рынка, темпы его роста, уровень конкуренции и другие экономические показатели наглядно свидетельствуют о высоком потенциале сельскохозяйственного рынка России;

• продукция аграрных предприятий представляет собой продукцию первостепенного значения для населения страны;

• сельскохозяйственная отрасль в силу природных особенностей России обладает огромными рекреационными возможностями.

Следует также отметить, что указанные авторами специфические особенности наиболее характерны для второй сферы АПК, т. е. непосредственно сельскохозяйственного производства. Основная причина необходимости разработки комплексного подхода заключается в том, что для грамотного выбора конкурентной стратегии недостаточно простого определения факторов конкуренции на данном рынке. На выбор предприятием АПК своей конкурентной стратегии огромное влияние оказывает интенсивность конкуренции на рынке и способность предприятия агропромышленного комплекса изменять или приспосабливаться к сложившимся на рынке условиям. Построить стратегическое соответствие между внешними условиями внешней маркетинговой среды и ресурсами предприятия позволяет модель пяти сил конкуренции Майкла Портера, которая включает в себя: существующие фирмы в отрасли; появление новых конкурентов; выход на рынок товаров-заменителей; воздействие поставщиков на положение в отрасли; влияние потребителей на рыночную ситуацию. Следуя этим пяти факторам, анализ рыночных конкурентных факторов влечет за собой три варианта конкурентных стратегий, которые может использовать предприятие АПК. К таким конкурентным стратегиям относятся:

• реактивная стратегия на действие конкурентов;

• активная стратегия для манипуляции изменяющимися силами уже в действии;

Рис. 5. Структура влияния реализации конкурентных стратегий на развитие предприятий АПК

• активная стратегия для воздействия на изменение одной, нескольких или всех упомянутых конкурентных сил рынка.

После определения факторов, воздействующих на уровень силы конкуренции на аграрном рынке, целесообразно установить сферу, в которой и должны между собой конкурировать сельскохозяйственные предприятия. Можно выделить следующие основные показатели, по которым предприятия могут конкурировать и по которым следует проводить оценку реализации конкурентной стратегии:

1) разнообразие и широта ассортимента продукции, в том числе и качество продукции этого ассортимента;

2) доля рынка, занимаемая предприятием АПК. Является достаточно важным показателем оценки эффективности конкурентной стратегии, хотя и не всегда здесь присутствует прямая зависимость. В

частности, достижение предприятием максимальной рыночной доли редко становится определяющей целью конкурентной стратегии сельскохозяйственного предприятия. В большинстве случаев это связывается с другими задачами маркетинга на предприятии (вытеснение конкурента с данного рынка, оптимизация своей ценовой политики, обеспечение стабильных поставок сырья и сбыта своей продукции);

3) количество заключенных контрактов по сбыту своей продукции как в объемном, так и в денежном выражении;

4) уровень профессиональной подготовки кадров на предприятии АПК. Уровень оплаты труда рабочих в современных условиях приобретает большое значение при оценке конкурентоспособности предприятия на рынке;

5) сокращение постоянных и переменных издержек производства. Это является одним из ос- 31

новных факторов повышения уровня прибыли на предприятии АПК и требует дифференцированного подхода к формированию трудового коллектива предприятия.

В заключение можно отметить, что реализация конкурентной стратегии предприятиями АПК в современных условиях требует тщательного выявления внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на конкурентную стратегию. Требуется также и осознание структуры влияния конкурентных стратегий на развитие предприятий АПК. Выполнение подобных условий позволит предприятию АПК добиться более успешной разработки своей конкурентной стратегии, а также и дальнейшей ее реализации. Как следствие, предприятие сможет укрепить свое текущее рыночное положение и повысить свое конкурентное положение на данном рынке.

Список литературы

1. Алтухов А. И. Инновационный путь развития сельского хозяйства как основа повышения его конкурентоспособности // Вестник ОрелГАУ. 2008. № 6. С. 4—6.

2. Арзамасцев А. Д., Родионова Е. В. Стратегия развития сельского хозяйства Республики Марий Эл // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2009. № 324. С. 257—263.

3. Беспахотный Г. В. Проблемы развития сельского хозяйства и механизм их разрешения // Аграрный вестник Урала. 2008. № 7 (49). С. 4-7.

4. Магомедов З. З. Формирование эффективной конкурентной среды на рынке мяса Республики Дагестан // Аграрный вестник Урала. 2010. № 3 (69) . С. 32-34.

5. Ушачев И. Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства России // Аграрный вестник Урала. 2009. № 3 (57). С. 4-12.

Третий Южно-Уральский социальный форум

«ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ - ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

20-21 октября 2011 г.

Челябинский государственный университет при поддержке Правительства, Законодательного собрания и Общественной палаты Челябинской области проводит III Южно-Уральский социальный форум «Опережающая подготовка кадров - основа комплексной модернизации региональной экономики».

В ходе форума предлагается обсудить следующие проблемы:

* модернизация системы профессионального образования на основе опережающей подготовки кадров для инновационной экономики региона;

* правовые и законодательные аспекты государственной поддержки молодых специалистов;

* молодёжное предпринимательство - стратегический ресурс развития общества и государства;

* человеческий ресурс как медико-социальная проблема в условиях интенсификации рынка труда;

* формирование социокультурных ценностей личности в современных условиях;

* практика решения проблемы опережающей подготовки кадров для целей социально-экономического развития муниципальных образований;

* качество подготовки кадров и сертификация их квалификации для инновационной экономики.

В программе форума предусматривается работа дискуссионных центров по обозначенным проблемам, круглый стол в правительстве Челябинской области, пленарное заседание, экскурсии на предприятия и социальные объекты Челябинска, выставки и встречи с известными специалистами.

К участию приглашаются руководители предприятий и учреждений, ученые и практики в области социально-экономических отношений, руководители и специалисты соответствующих министерств и ведомств, главы городов и районов субъектов Российской Федерации, представители бизнес-структур, общественных и религиозных организаций.

Заявку на участие следует направить до 10 сентября 2011 г. на E-mail: [email protected]. По итогам форума предполагается издание сборников материалов. Стоимость организационного взноса для публикации материалов - 400 руб.

Тезисы выступлений направлять по электронной почте до 20 сентября 2011 г. в соответствии с установленными требованиями. Оплата проезда и проживания за счет направляющей стороны.

Телефоны для справок: (351) 799-70-74, (351) 799-70-76 -деканат экономического факультета; (351) 799-70-81- кафедра социальной работы ЧелГУ. Факс: (351) 799-70-78.

www. socforum 74csu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.