Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19 (157).
Экономика. Вып. 21. С. 70-72.
Л. А. Коптева
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ АГРОФОРМИРОВАНИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Обосновывается, что в условиях конкурентной среды каждому агроформированию необходима выработка четкой конкурентной стратегии с учетом конкурентоспособности выпускаемой им продукции, путей и методов повышения конкурентоспособности предприятия, наличия конкурентных преимуществ и тщательного анализа деятельности своих конкурентов.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, агроформирования, агропродукция, агропродовольственный рынок.
Стратегия социально-экономического развития «Казахстан - 2030» предусматривает в качестве одной из ключевых задач формирование в республике мощного многоотраслевого, сбалансированного, конкурентоспособного агропромышленного комплекса. Решение этой стратегической задачи обеспечивается прежде всего путем повышения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий как на внутреннем, так и на мировом рынке.
В настоящее время в Казахстане выбрана модель конкурентоспособной экономики с приоритетными отраслями, имеющими экономический потенциал повышения конкурентоспособности. В период предстоящего вступления Казахстана в ВТО усиливается значение повышения конкурентоспособности предприятий.
Агропромышленный комплекс должен стать важнейшей высокодоходной отраслью нашей экономики. К ряду новых важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом страны на современном этапе развития, относятся, во-первых, обеспечение продовольственной безопасности страны, во-вторых, сосредоточение усилий на тех секторах сельского хозяйства, которые поставляют продукцию на экспорт, в-третьих, использование большого экспортного потенциала животноводческой отрасли. Также особое внимание требуется уделить переработке сырья и стимулированию производства важнейших продуктов питания, по которым не удовлетворяются потребности страны.
Конкуренция является структурным элементом системы экономических отношений и главным элементом рыночного механизма, кроме того, конкуренция — это неотъемлемая составляющая предпринимательской среды и система отношений между экономически самостоятельными агроформированиями.
Обострение конкурентной борьбы обусловило необходимость разработки предприятиями аграрного сектора экономики стратегии своего развития. Значение стратегического поведения, позволяющего предприятию выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все предприятия в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии своей хозяйственной деятельности, но и вырабатывать стратегию долгосрочного поведения, которая позволяла бы им следить за изменениями рыночной среды.
Наиболее важным этапом процесса формирования и развития конкурентных стратегий агроформирований является проведение анализа внешней и внутренней среды организации. Осуществление данного этапа требует применения специфических методов и приемов анализа, обусловленных, во-первых, специфическими особенностями аграрного производства, во-вторых, ролью и местом процесса разработки конкурентных стратегий в стратегическом управлении организации. Одной из особенностей аграрного производства является относительная гомогенность макросреды для предприятий региона и района, следовательно, возникает необходимость в выделении стратегических групп конкурентов и поиске конкурентных преимуществ на основе анализа непосредственного окружения предприятия и его внутренней среды.
При разработке конкурентных стратегий основное внимание в ходе анализа микровнеш-ней среды агропредприятия необходимо уделить оценке и определению направлений развития конъюнктуры агропродовольственного рынка, а также диагностике его конкурентной среды.
Анализ современного состояния развития агроформирований в Республике Казахстан,
данные научных исследований, а также опыт лучших отечественных и зарубежных аграрных хозяйств определяют следующие приоритетные направления достижения целей на ближайшую перспективу:
— обеспечение сбалансированности всех отраслей и сфер аграрного сектора и на этой основе сокращение потерь и повышение качества агропродукции и продуктов ее переработки во всех звеньях технологической цепи;
— преодоление спада агропроизводства и поэтапное его восстановление;
— повышение объемов валовой агропродукции;
— повышение уровня технической оснащенности аграрного сектора экономики, снижение себестоимости производства сельскохозяйственной продукции;
— преодоление тенденций снижения производства сельхозпродукции в крестьянско-фермерских хозяйствах.
Повышение эффективности функционирования агроформирований страны, выявление резервов увеличения производства продуктов питания, улучшение сбалансированности и совершенствование экономического механизма развития отраслей АПК неразрывно связаны с решением указанных вопросов в отдельных регионах.
Глобализация сельского хозяйства и нарастающая открытость агропродовольственных рынков ведут к относительному выравниванию условий конкуренции сельскохозяйственной продукции. Быть конкурентоспособным — это значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики сельскохозяйственной продукции независимо от того, для внутреннего или внешнего рынка она предназначена.
С целью обоснования конкурентных стратегий агроформирований АПК необходимо проведение оценки их конкурентоспособности в сравнении с конкурентами по следующим направлениям: анализ ресурсного потенциала организаций, эффективности использования ресурсов, оценки финансового состояния предприятий.
Анализ текущего состояния и перспектив развития аграрных организаций должен проводиться с учетом природно-климатических, экономических и других условий хозяйствования.
Выделяют следующие типы конкурентных стратегий, которые могут быть использованы предприятиями АПК:
1) стратегия достижения лидерства на рынке за счет низких издержек;
2) стратегия диверсификации производства;
3) стратегия дифференциации на локальном рынке;
4) стратегия обслуживания малых сегментов рынка;
5) стратегия интеграции и кооперации.
Применение каждой из перечисленных стратегий определяется особенностями конкурентной среды в данной отрасли и на товарном рынке и экономическими возможностями самого предприятия.
Типовые конкурентные стратегии представляют собой концепцию ведения конкурентной борьбы, обеспечивающую общий подход к конкуренции в своей отрасли или на товарном рынке. Вместе с тем наряду с общими условиями функционирования рынка определенного товара существуют специфические условия, сформировавшиеся на более низких иерархиях рынка. Имеются также особенности самого предприятия, поэтому при разработке конкурентной стратегии определенной сельскохозяйственной организации необходима разработка индивидуальной (частной) конкурентной стратегии.
Выбор конкурентной стратегии хозяйствующими субъектами АПК должен проводиться с учетом факторов как макросреды их деятельности, так и микросреды.
Изучение конкурентной среды должно включать следующие этапы: выявление перечня хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке с учетом его продуктовых и географических границ; определение емкости рынка, степени его насыщенности, расчет рыночных долей хозяйствующих субъектов; оценку экономической концентрации, присущей данному рынку; анализ значимости барьеров входа (выхода) на рынок; определение степени открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле; построение конкурентных карт рынка с учетом результатов оценки интенсивности конкуренции на нем. При анализе конкурентных позиций предприятий-производителей целесообразно также проводить маркетинговые исследования рынка, заключающиеся преимущественно в анкетировании потребителей. В данном случае речь прежде всего идет об исследовании поведенческой реакции потребителей, а именно, известности и лояльности покупателей.
При этом предприятие должно быть представлено как организация, в которой на систематической основе органически соединятся три вида процессов: производства продукции, ее реализации, воспроизводства израсходованных ресурсов. В концепции пяти сил конкуренции М. Портера основными составляющими элементами внешней среды выступали: 1) соперничество среди конкурирующих продавцов; 2) конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями; 3) угроза появления новых конкурентов;
4) экономические возможности поставщиков;
5) экономические возможности покупателей.
Основной идеей в выборе стратегии развития
агроформирований, по нашему мнению, является выработка умения приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом выдерживать курс на достижение конкурентоспособности.
Одним из главных элементов эффективной системы управления предприятием, функционирующим на рынке с высоким уровнем конкуренции, является выработка четкой рыночно ориентированной стратегии. Конкурентная стратегия представляет собой план действий предприятия, направленный на достижение успеха в конкурентной борьбе на данном рынке.
Конкурентная стратегия должна основываться на глубоком понимании таких определяющих моментов, как структура аграрного сектора экономики и позиция, которую предприятие занимает в пределах этой отрасли.
Поэтому в условиях конкурентной среды каждому агроформированию необходима выработка четкой конкурентной стратегии с учетом главным образом конкурентоспособности выпускаемой ею продукции, путей и методов повышения конкурентоспособности предприятия, наличия конкурентных преимуществ и тщательного анализа деятельности своих конкурентов.
Список литературы
1. Джусибалиева, А. К. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия на современном этапе // Приоритеты экономического и социального развития регионов Казахстана в III тысячелетии : материалы междунар. науч.-теорет. конф. Актобе : Запад.-Казах. ин-т экономики и финансов, 2000.
2. Бабкина, Н. И. Современное состояние системы стратегического планирования предприятия // Реструктуризация и устойчивое развитие экономических систем : монография / под ред. А. В. Бабкина. СПб. : СПбГПИ, 2006.
3. Боровских, Н. В. Конкурентная среда агро-продовольственного рынка : монография. Екатеринбург, 2005.
4. Боровских, Н. В. Формирование и развитие конкурентных стратегий аграрных предприятий. Омск : Сфера, 2008.
5. Боровских, Н. В. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития // Маркетинг. 2005. № 2. С. 37—49.