Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетний / исполнение наказания / штраф / условное осуждение / принудительные меры воспитательного воздействия / исправление осужденного / профилактика подростковой преступности / minor / execution of punishment / fine / probation / compulsory measures of educational influence / correction of a convict / prevention of juvenile delinquency

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутник М.С., Кравцов Д.А.

В статье рассматриваются виды уголовных наказаний, применяемых в отношение несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы. Выделяются практические вопросы реализации выделенных видов наказаний. Приводятся пути их решения, а также меры по эффективному применению, которые обеспечивают цели уголовного наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного несовершеннолетнего, предотвращение совершения им новых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE EXECUTION OF CRIMINAL SENTENCES IN RELATION TO MINORS CONVICTED WITHOUT IMPRISONMENT

The article discusses the types of criminal punishments applied to minors convicted without imprisonment. The practical issues of the implementation of the selected types of punishment are highlighted. The ways of their solution, as well as measures for their effective application, which ensure the goals of criminal punishment: restoration of social justice, correction of a convicted minor, prevention of the commission of new crimes.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

JURISPRUDENCE

TOPICAL ISSUES OF THE EXECUTION OF CRIMINAL SENTENCES IN RELATION TO MINORS

CONVICTED WITHOUT IMPRISONMENT

Gutnik M.

3nd year student

The Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation

Russian Federation, Moscow Kravtsov D. Scientific adviser the associate professor of the Department of criminal law and criminology «Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation», Ph.d., Assistant Professor Russian Federation, Moscow

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Гутник М.С.

обучающаяся 3 курса

Московской академии Следственного комитета Российской Федерации

Россия, Москва Кравцов Д.А. Научный руководитель доцент кафедры уголовного права и криминологии Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, майор юстиции

Россия, Москва

Abstract

The article discusses the types of criminal punishments applied to minors convicted without imprisonment. The practical issues of the implementation of the selected types of punishment are highlighted. The ways of their solution, as well as measures for their effective application, which ensure the goals of criminal punishment: restoration of social justice, correction of a convicted minor, prevention of the commission of new crimes.

Аннотация

В статье рассматриваются виды уголовных наказаний, применяемых в отношение несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы. Выделяются практические вопросы реализации выделенных видов наказаний. Приводятся пути их решения, а также меры по эффективному применению, которые обеспечивают цели уголовного наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного несовершеннолетнего, предотвращение совершения им новых преступлений.

Keywords: minor, execution of punishment, fine, probation, compulsory measures of educational influence, correction of a convict, prevention of juvenile delinquency.

Ключевые слова: несовершеннолетний, исполнение наказания, штраф, условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия, исправление осужденного, профилактика подростковой преступности.

В условиях жизнедеятельности общества проблема обеспечения законности и правопорядка не теряет своей актуальности. В социальном плане одной из наиболее уязвимых групп являются несовершеннолетние. Данное обстоятельство влияет на рост преступной активности среди подростков, что вызывает беспокойство за будущее поколений.

Так как одним из направлений борьбы с преступностью выступает именно условия и порядок исполнения уголовного наказания, законодатель

принимает меры по разработке наиболее эффективного применения наказания в отношение лиц, не достигших совершеннолетия. Результат принимаемых мер отражается в снижении уровня подростковой преступности.

Изучение проблемы подростковой преступности позволяет выяснить факторы, оказывающие влияние на несовершеннолетних и побуждающие их к совершению противоправных деяний. Так, не достигшие совершеннолетия лица сильнее подвержены негативному влиянию со стороны взрослых.

В основном преступления совершаются ими в составе группы лиц. Подростка из неблагополучной семьи легче втянуть в криминогенную среду, они не осознают последствий собственных действий. Также подростковой преступности способствуют юридическая безграмотность несовершеннолетних, отсутствие правового воспитания среди выделенной категории лиц, а также чувство безнаказанности за противоправные деяния.

Нередко причиной совершенного подростком преступления выступают его физиологические и психологические факторы. Например, низкий социально-экономический статус и конфликты со сверстниками могут привести к вступлению подростка в преступные группировки. Целью выступает как защита от насилия со стороны так называемых «обидчиков», так и преодоление финансовых трудностей. Проявлениями девиантного поведения считаются также повышенный уровень серотонина, генетика, синдром дефицита внимания и гиперактивности, которые дают подросткам трудный и зачастую неуправляемых характер.

Понятие несовершеннолетнего специфично для различных отраслей права и определяется, регулируемых данной отраслью. Уголовное законодательство закрепляет понятие несовершеннолетнего в статье 87 Уголовного кодекса Российской Федерации, где несовершеннолетними признаются физические лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Данные возрастные рамками указывают на социальную зрелость подростка, способного осознавать общественную опасность совершенных деяний и нести возложенную на него уголовную ответственность и наказание. Под социальной зрелостью понимается уровень психофизиологического развития личности и приобретенный социальный опыт [8, с. 27]. Также подразумевается осознание несовершеннолетним уголовно-правовых запретов, контроль за собственным поведением и становление на путь исправления.

При назначении наказания несовершеннолетнему суд учитывает как предусмотренные ст. 6, 60 УК РФ обстоятельства, так и условия жизни несовершеннолетнего, воспитания, уровень его психического развития и влияние старших по возрасту. Помимо этого, необходимо учитывать и обстоятельства, которые предусматривает ст. 89 УК РФ.

Опыт зарубежных стран ориентирует на развитие специальных судов для подростков, так как большинство приговоров по нетяжким преступлениям сводится к принудительным работам или же мировому соглашению. То есть содержание наказания несовершеннолетних должно включать в себя больше исправительно-воспитательный потенциал, нежели принудительный. В российском же законодательстве судебная система представляет собой по большей части реализацию карательных, а не воспитательных функций. Определяя вид наказания, судьи ориентируются на реальные возможности, которые, к сожалению, ограничены. Например, в

положениях ч. 2 ст. 90 УК РФ предусмотрена процедура примирения, а также социально-психологические и реабилитационные мероприятия. Однако судьям не удается принять данные решения в связи с отсутствием соответствующих профессиональных институтов. Одно из подобных специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа находится в п. Маньково Чертков-ского района - Ростовская специализированная школа.

Виды наказания, применяемые к несовершеннолетним перечислены в ч. 1 ст. 88 УК РФ. К ним относятся четыре основных вида наказания: обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, а также два вида наказания - штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью, применяемые в качестве как основных, так и дополнительных видов наказания [4, с. 42].

В соответствии с ч. 1 ст. 46 УК РФ штраф является денежным взысканием, назначаемым в установленных уголовным законодательством пределах, и выступает наиболее мягким наказанием, так как не связан с ограничением прав несовершеннолетнего. При назначении данного вида наказания судом учитываются не только личность несовершеннолетнего и размер его самостоятельного заработка, но и условия жизни в семье и сумма, которую он способен выплатить самостоятельно. Возможность уплаты штрафа несовершеннолетним связывается с тем, что к 14-16 годам подростки могут иметь подработку, приносящую им определенный доход и собственные карманные деньги.

Однако назначение штрафа в качестве наказания не является частой практикой именно по причине отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка. Между учеными разгорается дискуссия. Так, А. Г. Кибальник и И. Г. Соломо-ненко [3, с. 28] высказывают проблематику того, что виновный не несет наказание самостоятельно, вместо него выступают законные представители. В случае взыскания штрафа с родителей несовершеннолетнего происходит подмена субъекта наказания, что противоречит принципу личной ответственности. Несовершеннолетний независимо от возраста должен нести уголовную ответственность исключительно лично в соответствии с принципами уголовного права, логики и морали. Только в таком случае наказание будет носить не только предупредительный, но и воспитательный характер, «отбивая» у несовершеннолетнего желание совершать противоправные деяния повторно.

По смыслу ст. 47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете заниматься определенной профессиональной или иной деятельности и устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания. При назначении данного наказания необходимо конкретизировать вид деятельности. В соответствии с данными статистики Судебного департамента РФ данный вид

наказания является малоэффективным по отношению к несовершеннолетним лицам, так как они не имеют развитого правового статуса и возможности заниматься определенной деятельностью.

Под обязательными работами понимается общественно полезная трудовая деятельность несовершеннолетнего в свободное от основной работы или учебы время, которая используется исходя из его физиологических способностей. Этот вид наказания является срочным, и определяется исключительно часами. Для данной категории лиц срок составляет от 40 до 160 часов [7, с. 87]. Наказание может быть назначено только в качестве основного и выполняется в обязательном порядке на бесплатной основе.

Продолжительность исполнения данного вида наказания зависит от возраста несовершеннолетнего: в возрасте до 15 лет к работам привлекаются не более, чем на два часа в день, от 15 до 16 лет -не более трех, а от 16 до 18 лет - до четырех часов, как и у взрослых. Виды работ, а также объекты, на которых они отбываются, определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Статья 25 УИК РФ закрепляет положение о том, что наказание в виде обязательных работ исполняются по месту жительства несовершеннолетнего. Местом жительства может являться как место прописки, так и место фактического проживания подростка. Так как для несовершеннолетнего особо значимым является мнение о нем друзей, обязательные работы, исполняемы им, могут восприниматься как позорящее наказание. То есть при определении места работы и конкретного наказания необходимо по возможности исключить встречи несовершеннолетнего с его знакомыми и друзьями во время исполнения наказания. Например, некорректно привлекать подростка к озеленению или уборке улиц, расположенных в непосредственной близости от места его проживания или учебы.

Отличительной особенностью исправительных работ, назначаемых несовершеннолетнему, выступает верхний предел этого наказания. Он не может превышать одного года. Минимальный срок, как и у взрослых, составляет два месяца. Удержание из заработной платы в доход государства по общим основаниям составляют от 5% до 20% [2, с. 182]. Применение данного вида наказания на практике крайне низко. По статистике Судебного департамента его процент из общего числа наказаний за последние годы составил около двух процентов.

Ограничение свободы, выступающее в качестве альтернативы лишению свободы, устанавливается исключительно в качестве основного вида наказания на срок от 2 месяцев до 2 лет. Его основной целью является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного несовершеннолетнего, предупреждение совершения им новых преступлений. Для выделенной категории лиц данный вид наказания является наиболее эффективным. К несовершеннолетним ограничение свободы применяется также, как и ко взрослым и

регламентируется ст. 53 УК РФ. На практике данный вид наказания используется редко, что подтверждает статистика Судебного департамента: в 2017 году процент из общего числа наказаний составил около 2,5%.

Содержание данного вида наказания заключается в том, что осужденному запрещается покидать свой дом в определенное время суток, выезжать за пределы территории муниципального образования, посещать места массовых скоплений людей. Запрет также распространяется на смену места жительства, учебы или работы без согласия на то государственных органов, которыми обеспечивается надзор за преступником. Ограничения могут быть частично отменены или дополнены специализированной государственной инстанцией. Кроме того, осужденный обязан осуществлять регистрацию в специализированном государственном органе от одного до четырех раз в месяц.

При отбывании ограничения свободы на основании ст. 57 УИК РФ к несовершеннолетним возможно применение мер поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к учебе. А вот за нарушение порядка и условий отбывания наказания или за уклонение от его отбывания возлагается ответственность. В соответствии с положениями УИК РФ суд вправе произвести замену неотбытой части наказания лишением свободы в случае злостного уклонения от отбывания наказания по представлению специализированного государственного органа из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

В случаях, когда суд устанавливает возможность исправления несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, без реального отбывания наказания, то он в соответствии со ст. 74 УК РФ может назначить условное осуждение с испытательным сроком. Назначение несовершеннолетним условного осуждения регламентировано ст. 73 УК РФ и Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Само наказание представляет собой осуждение без реального отбывания наказания, с установлением осужденному несовершеннолетнему испытательного срока, в течение которого он исправляется, и контроля со стороны специализированных органов. Также на осужденного судом возлагаются предусмотренные законом обязанности, например прохождение курса психолого-педагогической реабилитации в специальных учреждениях. При этом учитывается возраст несовершеннолетнего, состояние его здоровья и работоспособности и иные особенности.

При исполнении данного вида наказания возникает ряд проблем, в первую очередь связанных с невозможностью контроля за исполнением осужденным возложенных на него судом обязанностей. Решение видится в оснащении специальным оборудованием, при использовании которого было бы

проще выявить нарушения исполнения, возложенных обязанностей в течение испытательного срока.

Принудительные меры воспитательного воздействия используются не только в качестве наказания, предусмотренного статьями 90 и 91 УК РФ, но и как альтернатива уголовной ответственности или способ ее реализации. Сюда входит предупреждение, передача под надзор родителей или заменяющих их лиц, передача под надзор специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, а также ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Наиболее эффективными и практически применимыми являются предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред. При исполнении остальных видов возникают некоторые трудности. Так, передача под надзор родителей будет иметь результат только в том случае, если они пользуются авторитетом в глазах несовершеннолетнего и способны оказать влияние на его поведение, оградить от негативного круга общения и продолжения противоправной деятельности. Чтобы установить отношение подростка к совершенному общественно опасному деянию и к собственным членам семьи, проводится психолого-педагогическое исследование. Если исследование будет поверхностным, то передача под надзор родителей не будет эффективна.

Но и передача под надзор специализированного органа имеет ряд недостатков. Правом на осуществление данной деятельности обладает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, что регламентировано Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. №2 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Содействие по исполнению мер принудительного воздействия оказывает подразделение по делам несовершеннолетних в составе МВД России. Функций по осуществлению надзора за несовершеннолетними законодательство им не выделяет. Однако, на них возложена обязанность по проведению профилактических и воспитательных работ в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также входит в ведение Центров временной изоляции для несовершеннолетних (ЦВИН). Основной задачей ЦВИН является корректировка поведения несовершеннолетних и предотвращение совершения ими новых общественно опасных деяний. Их деятельность заключается в обеспечении круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних, которые совершили преступлений. Производится это не только в целях предотвращения роста подростковой преступности, но и для защиты жизни и здоровья лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Сотрудники ЦВИН проводят индивидуально-профилактические беседы с несовершеннолетними, а также на основании су-

дебного акта доставляют несовершеннолетних правонарушителей в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Направленность центров включает в себя социальную адаптацию несовершеннолетнего, в рамках которой организован кабинет психологической разгрузки, а также возвращение его к нормальной жизни. Реализуется это путем проведения индивидуально-профилактической, педагогической, психолого-социальной, медицинской, воспитательной и трудовой деятельности.

Срок пребывания несовершеннолетних в центах временной изоляции является не столь существенным и составляет всего 30 суток. На основании решения суда данный срок может быть продлен еще на 15 суток. Безусловно, это не гарантирует полное исправление подростка, так как лишь часть несовершеннолетних, возвращаясь домой, меняет круг общения и ведет порядочный образ жизни. А большинство, попадая в привычную среду, продолжают поддаваться негативному влиянию со стороны окружающих и осуществлять противозаконную деятельность. Поэтому индивидуально-профилактическая работа центров проводится и с родителями ребенка, что позволяет увеличить шансы продолжения профилактики поведения несовершеннолетнего в домашних условиях.

Досуг является основной формой жизнедеятельности подростков, влияющей на становление их личности. В связи с этим целесообразно приобщать несовершеннолетних к общественно-полезным занятиям и ограничить их досуг, установив такие требования, как запрет на посещение определенных мест или использование определенных форм проведения досуга, запрет на управление транспортными средствами, ограничение пребывания вне дома в определенное время суток, а также запрет выезда в определенные места без разрешения специально уполномоченного на то органа. Проблема реализации ограничения досуга заключается в отсутствии подходящих детско-юношеских организаций, способных привить подростку правила поведения в обществе и проводить профилактическую работу с выделенной категорией лиц.

Высокая результативность исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без лишения свободы в отношении несовершеннолетних, а также стабильное снижение уровня повторных преступлений достигаются благодаря реализации комплексного подхода к ведению данной деятельности. Практика демонстрирует необходимость качественного и полного анализа причин и условий совершения осужденными повторных преступлений. В отношение нарушителей условий и порядка отбывания наказания важно принимать эффективные меры и улучшать взаимную деятельность уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел.

Для совершающих повторные преступления подростков характерны не только устойчивые антиобщественные взгляды или привычки, но и извращенное понимание жизненных ориентаций. Безусловно, это затрудняет процесс их исправления.

Кроме того, они оказывают негативное воздействие на сверстников, вовлекая их в противоправную деятельность. В таком случае значение имеет повышение эффективности предупредительной работы. Поэтому при работе с осужденными несовершеннолетними приоритетным направлением является вовлечение их в общественно полезную занятость, приобретение профессии, активизация сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное воздействие, оптимизация работы социально-психологической и воспитательной. [5, с. 10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующая система наказаний для несовершеннолетних имеет недостатки и нуждается в совершенствовании, поскольку многие ее виды не реализуются на практике. Актуальным остается вопрос поиска, назначения и применения к несовершеннолетним правонарушителям наиболее эффективной меры государственного принуждения, отвечающей целям уголовного наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предотвращение совершения новых преступлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беляева Л. И. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 2012.

2. Гайнулова Г. А. Особенности назначения исправительных работ несовершеннолетним // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2016. - № 4-2(10).

3. Жовнир С. А. Понятие, признаки, цели уголовного наказания. Система наказаний, их классификация. Учебное пособие. Оренбург: ОФ МГЮА, 2013.

4. Кибальник А. Г., Соломоненко, И. Г. Юридические оплошности действующего уголовного законодательства // Российская юстиция. - 2004. -№ 6.

5. Лукьянец Е.В. Основные итоги деятельности по исполнению уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // Сборник материалов VII Всероссийского совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (19-21 июля 2017 г.). Пушкин, 2017. С. 5-14.

6. Маршавин А.И. Вопросы организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и территориальных органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди лиц, осужденных без изоляции от общества // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). Казань, 2014. С. 27-30.

7. Особенности уголовного наказания несовершеннолетних: учебное пособие / Под ред. Л. М. Алтынбаева. М.: Юрлитинформ, 2014.

8. Шишков С. Правомерен ли вопрос экспертам о соответствии несовершеннолетнего обвиняемого своему календарному возрасту? // Законность. - 1999. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.