Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
524
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА / ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чебаев А. А.

В статье рассматриваются особенности исполнения административного наказания в виде административного штрафа. Изучены основные тенденции уровня взыскаемости административного штрафа. Представлены способы повышения эффективности взыскания административного наказания в виде административного штрафа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА»

УДК 342

А.А. Чебаев

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА

В статье рассматриваются особенности исполнения административного наказания в виде административного штрафа. Изучены основные тенденции уровня взыскаемости административного штрафа. Представлены способы повышения эффективности взыскания административного наказания в виде административного штрафа.

Ключевые слова: административное наказание, административный штраф, постановление о назначении административного штрафа, исполнения наказания в виде административного штрафа.

Важным вопросом остается вопрос исполнения постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа.

С 2014 года отмечается устойчивая тенденция повышения уровня взыскаемости административных штрафов.

Доля взысканных административных штрафов, наложенных должностными лицами органов внутренних дел1, в 2018 году увеличилась на 2,5% (взыскаемость составила 72,7%)2. По итогам 6 месяцев 2019 года данный показатель составил уже 74,2% (+4,6%, А1IIII - 69,6%).

Вместе с тем общее количество постановлений, вынесенных в отношении правонарушителей, и сумма наложенных административных штрафов (в первом полугодии 2019 года) сократились на 10,9% и 10,6% соответственно.

74»2Н

2014 гол 201? гол 2016 гол 2017 гол 2015 гол б ыесяпев б месяцев

2018 гада 2019 года

Рис. 1. Взыскаемость административных штрафов

Вынесено 1 639 506 (АППГ - 1 840 949) постановлений о наложении административного штрафа, из которых исполнено 1 029 432 (АППГ - 1 083 275). Наложено административных штрафов на общую сумму 1,26 млрд рублей (АППГ - 1,41 млрд рублей), взыскано 939,1 млн рублей (АППГ - 981,2 млн рублей).

© Чебаев А.А., 2020.

1 Без учета ГИБДД и ПВМ.

2 В соответствии с распоряжением МВД России от 14 мая 2012 г. № 1/3778 положительно оцениваются результаты работы по взысканию штрафов, если удельный вес взыскания составляет не менее 70%

63,9% 72,7% 73,0% 74,1% 74,6% 75,0% 76.9% 77,7% lllllll

ПФО

ДФО

СКФО УрФО

Рис. 2. Взыскаемость административных штрафов в федеральных округах

Наиболее сложная ситуация по взысканию административных штрафов сложилась в республиках Ингушетия (49,7%), Карелия (49,3%) и Коми (43,5%), Новгородской (40,3%), Псковской (32,8%) областях, Ненецком автономном округе (31,5%).

Не на должном уровне данная деятельность организована в республиках Адыгея (58,0%), Дагестан (60,8%), Камчатском (52,6%), Ставропольском (51,2%) краях, Амурской(52,6%), Архангельской (68,5%), Астраханской (56,9%), Белгородской (65,3%), Кемеровской (63,8%), Курской (65,0%), Мурманской (60,9%), Новосибирской (68,7%), Рязанской (61,4%), Свердловской (68,3%), Тульской (65,0%), Ярославской (50,4%) и Еврейской автономной (56,8%) областях, г. Севастополе (64,2%), где удельный вес взысканных с правонарушителей штрафов составил менее 70%.

С положительной стороны можно отметить работу в данном направлении 61 территориальном органе МВД России.

Стабильно высокий процент взысканных штрафов, превышающий 80%, отмечается в республиках Калмыкия (82,3%), Крым (84,9%) и Татарстан (88,2%), Чеченской Республике (91,8%), Забайкальском крае (84,4%), Владимирской (81,0%), Магаданской (91,5%), Пензенской (83,4%), Саратовской (89,6%), Сахалинской (86,7%), Тамбовской (84,2%) и Тверской (88,8%) областях, Чукотском автономном округе

(83,5%).

Рис. 3. Взыскаемость административных штрафов в субъектах РФ

Увеличение взыскаемости административных штрафов в целом по стране непосредственно связано с активным информированием должников (в том числе с использованием средств массовой информации) о последствиях неуплаты административных штрафов.

Так, МВД по Республике Мордовия в целях повышения эффективности данного направления деятельности осуществляется еженедельный анализ состояния работы с докладом заместителю начальника полиции по охране общественного порядка и рассмотрением результатов на селекторном совещании при министре внутренних дел республики. Информация о неплательщиках ежемесячно направляется для размещения на официальном интернет-сайте территориального органа и в региональных средствах массовой информации.

Принимаемые меры способствовали увеличению доли взысканных административных штрафов, наложенных должностными лицами органов внутренних дел, с 40,6% до 78%.

Положительное влияние на ситуацию также оказывает проведение совместных с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП) сверок статистических данных, отражающих результаты работы по взысканию административных штрафов и мероприятий «Должник»1.

Так, в ФССП России для принудительного исполнения направлено 682 061 (-10,2%) постановление о наложении должностными лицами территориальных органов МВД России2 административных штрафов на общую сумму 380,3 млн рублей, из которых исполнено 163 850 (24%) постановлений на общую сумму 65,7 млн рублей (17,3%).

Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации руководители не уделяют должного внимания данному направлению деятельности, в связи с чем отмечается низкий уровень взаимодействия с подразделениями ФССП России.

Например, в Республике Ингушетия (где из направленных в ФССП России постановлений в принудительном порядке исполнено всего 2%), Камчатском крае (1,6%), Рязанской области (6,5%), Ненецком автономном округе (4,8%).

С положительной стороны можно отметить работу в данном направлении в Волгоградской (70,5%), Тверской (66,6%) и Ульяновской (61,3%) областях, Республике Тыва (65,3%).

Одним из правовых инструментов повышения результативности деятельности по взысканию административных штрафов и обеспечения принципа неотвратимости наказания является привлечение к административной ответственности за неуплату штрафа в установленный срок.

Несмотря на рост взыскаемости, в 1 полугодии 2019 года наблюдается снижение на 8,4% (210 762) количества составленных сотрудниками органов внутренних дел протоколов об административных пра-вонарушениях3 по части 1 статьи 20.25 КоАП.

Наибольшее сокращение их числа отмечается в Республике Карелия (-31,2%; 4564), Кемеровской (48,7%; 3204) и Еврейской автономной (-46,5%; 273) областях, где удельный вес взыскания штрафов ниже 70%.

Достаточно активно проводится работа по привлечению неплательщиков штрафов к административной ответственности в Республике Дагестан (+33,6%; 792), Брянской (+20,3%; 2475), Владимирской (+23,3%; 5734), Вологодской (+22,6%; 4191), Орловской (+36,5%; 1786) и Мурманской (+92,5%; 928) областях, г. Севастополе (+157,6%; 760).

Постановление о наложении административного штрафа, так же как и постановление о предупреждении, может быть обжаловано заинтересованными лицами в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ. При этом ст. 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф уплачивается в течении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Следовательно, важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату административного штрафа. Рассрочка в соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности должностным лицом органов внутренних дел (полиции), вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо органов внутренних дел (полиции), вынесшее постановление, также вправе в соответствии с ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

В случае неуплаты административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством, виновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.

Вообще неисполняемость административных наказаний ведет к ощущению безнаказанности у правонарушителей, снижает эффективность предупреждения повторного совершения правонарушений. Таким образом, назрела необходимость кардинальных изменений в механизме взыскания административного наказания в виде административного штрафа.

Попытки законодателя решить данную проблему путем введения возможности уплаты половины штрафа за отдельные правонарушения существенно не повлияли на ситуацию, как и расширение полномочий органов исполнения наказания. Они создали новую проблему. Целью административного наказания исходя из предписаний ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ является предупреждение совершения новых правонарушений

1 Указание МВД России и ФССП России от 24 июня 2016 г. № 1/5960, № 00014/16/56959-АП

2 Без учета ГИБДД и ПВМ.

3 Без учета ГИБДД и ПВМ.

как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, назначенное административное наказание не только должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения, но и быть достаточным для предупреждения совершения правонарушений в дальнейшем.

Однако определить превентивный эффект наказания невозможно, не зная, будет оно исполнено в полном объеме или в 50-процентном размере. Как известно, не размер, а неотвратимость наказания за совершенное правонарушение является основным сдерживающим фактором на пути роста количества правонарушений. В связи с этим полагаем, что кардинального переосмысления требует весь механизм исполнения административных наказаний.

Рассмотренные проблемные вопросы обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования норм, устанавливающих порядок исполнения административного наказания в виде административного штрафа. При этом особое внимание следует уделить тем нормам, которые не содержат ясного и непротиворечивого определения содержащихся в них понятий и тем самым создают предпосылки для их неоднозначного толкования и произвольного применения.

ЧЕБАЕВ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - магистрант, Академия управления МВД России, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.