Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИННЫХ АСПЕКТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИИ СТРАТЕгИЧЕСКИХ ПЛАНОВ АгРАРНОЙ
ОТРАСЛИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПОНЕДЕЛЬНИКОВ В.В., НЕДВИЖАЙ С.В.
Понедельников В.В., Ставропольский государственнй университет, доцент кафедры менеджмента, к.э.н.;
Недвижай С.В., Ставропольский государственнй университет, доцент кафедры менеджмента, к.э.н.,
e-mail: [email protected].
В статье уточняются теоретические положения и проведена комплексная разработка практических организационно-экономических аспектов роста и развития сельского хозяйства во взаимосвязи и на основе совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности, а также разработаны научно-методические и практические рекомендации по внедрению методов экономической оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов.
Ключевые слова: стратегическое управление; сельское хозяйство; научно-технический процесс; инновационная деятельность; развитие; ситуационный анализ; инвестиционный центр
Коды классификатора JEL: Q 14, R 11
Специфика стратегического управления заключается в том, что оно предметно занимается определением стратегического видения будущего организации.
На развитие сельского хозяйства особое влияние оказывает научно-технический прогресс, нашедший свое отражение в технике, технологии, организации труда и производства. Именно технология выступает чаще всего предвестником проникновения науки в средства производства. В свою очередь, развитие техники и технологии всегда оказывает воздействие на организацию производства и труда, а это требует планирования, предвидения и прогнозирования как положительных, так и отрицательных последствий внедрения научно-технического прогресса, инвестиционной его особенности.
В условиях формирования рыночных отношений новым подходом к управлению инновационным процессом является программно-целевая ориентация и наличие разнообразных источников его финансирования. Основой научно-технического прогресса выступают фундаментальные научные исследования в различных отраслях народного хозяйства.[3]
Вследствие кризиса, поразившего аграрную экономику, создалась такая ситуация, при которой товаропроизводители оказались поставленными в крайне тяжелое экономическое положение и вынуждены были затормозить внедрение научных достижений в сельское хозяйство.
Общая инновационная активность снизилась на всех уровнях производства. Замедление научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе, вызванное нестабильностью в экономике, проявилось в слабой организации всего инновационного процесса, сокращении объема государственных инвестиций в сельское хозяйство, ограничении реальных возможностей эффективного ведения инновационной деятельности во всех отраслях.
На основе научно-технического прогресса и инновационной деятельности, возможно, стабилизировать ситуацию, прекратить спад и обеспечить постепенное увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение его эффективности.[5]
В то же время инновации, особенно внедряемые в технологические процессы сельского производства, не имеют достаточного финансирования, и в связи с этим становится актуальной задача создания системы поддержки принятия решений при формировании инвестиционной политики. Мы считаем, что для аграрного сектора региональной экономики следует разработать специальную концепцию стратегического планирования, которая должна включать в качестве отдельных элементов: выбор стратегии, разработка программ на долгосрочную перспективу, исследование и внедрение инновационных идей (или проектов), а также бизнес-план инвестиционного проекта, как для регионального уровня, так и для сельскохозяйственной организации.
Концепция стратегического планирования должна включать в качестве отдельных элементов: выбор стратегии; разработки программ на долгосрочную перспективу, исследование и проведение инновационной экспертизы; бизнес-план инвестиционного проекта, как для регионального уровня, так и для отдельной сельскохозяйственной организации. [2]
Нами был проведен анализ сильных и слабых сторон Ставропольского края, а также угроз и возможностей, определяемых внешними факторами, где сильные стороны (внутренние факторы) рассматриваются как конкурентные преимущества, на базе которых может быть основана долгосрочная стратегия устойчивого развития экономики и социальной сферы Ставропольского края. Слабые стороны - это те действующие факторы, которые снижают эффективность проводимой органами государственной власти Ставропольско-
го края экономической и социальной политики. Угрозы - это те отрицательные факторы, которые реально могут затормозить темпы экономического и социального развития Ставропольского края. Формально эти факторы не зависят от действий Правительства края.
Однако их правильная оценка и принятие упреждающих мер на федеральном и межрегиональном уровне по инициативе и при участии органов исполнительной и законодательной власти края могут реально снизить их негативный эффект. Оценка возможностей Ставропольского края имеет, в основном, положительный вектор, определяемый, в частности, политикой федерального центра и складывающейся конъюнктурой межрегиональных рынков Российской Федерации.
На основании проведенных исследований с использованием существующих методик стратегического SWOT-анализа разработан принципиальный перечень стратегий развития предприятий отрасли с учетом существующих сильных и слабых сторон аграрного производства Ставропольского края, а также угроз и возможностей, определяемых внешними факторами, где сильные стороны (внутренние факторы) рассматриваются как конкурентные преимущества, на базе которых может быть основана долгосрочная стратегия устойчивого развития экономики и социальной сферы Ставропольского края, а слабые стороны снижают эффективность проводимой органами государственной власти Ставропольского края экономической и социальной политики.
В ходе попарного сопоставления возможности и угроз внешней среды организаций с ее сильными и слабыми сторонами сформулировано 14 стратегий (С1-С14).
Выявленные нами 14 стратегий развития современного аграрного предприятия различаются по степени важности, затрагивают различные экономические и политические аспекты, способствующие развитию производства.
Анализ результатов выявления предпочтений различных стратегий показывает, что наибольшую важность для края имеют стратегии: С1-рост объема производства продукции; СЗ-увеличение поставок продукции АПК края в др. субъекты РФ; С4-развитие экспорта ориентиров производства; С5-повышение эффективности производства на основе новейших достижений аграрной науки.
Нам видится, что в соответствии с выявленными направлениями, для их успешной реализации, необходимо предусмотреть следующие задачи:
1) Повышение эффективности производства на основе новейших достижений аграрной науки, применения современных форм и методов управления, обеспечение эффективности процедур банкротства, реструктуризации долгов.
2) Развитие кооперации и агропромышленной интеграции.
3) Ужесточение контроля за оборотом земельных паёв.
4) Привлечение инвестиций для создания современных перерабатывающих мощностей с одновременным вложением средств в сопряжённое сельскохозяйственное производство.
5) Повышение уровня заработной платы сельских тружеников.
Важнейшими задачами управления инновационным процессом в любой сфере являются разработка и реализация инновационной стратегии конкретного хозяйственного образования, которые подчинены общей стратегии развития региона.
Сельскохозяйственная наука и опыт передовых хозяйств Ставропольского края убедительно показали необходимость и эффективность разработки и внедрения не только и не столько отдельных мероприятий, а всех компонентов, составляющих систему хозяйства края, района, отдельного предприятия.
Комплексное исследование с позиции системного представления инвестиционной деятельности, включающие в себя стратегическое управление, инновационные механизмы и обеспечивающие инвестиционные процессы, их выполнение, существующие на современном этапе, требует выполнения следующих требований, от выполнения которых в большей степени зависит успех работы по внедрению инвестиционных проектов: Знают, Хотят, Могут, Делают.[3]
Анализ инновационной сферы Ставропольского края, проведен при использовании данных требований, позволяет отнести современное состояние процессов внедрения инноваций к варианту «3»: знают, хотят, не могут и не делают.
Нами предлагается создание инвестиционного центра при Министерстве экономического развития и торговли Ставропольского края, задачей которого будет участие и консультативная помощь в разработке видения миссии, направлений развития аграрного производства предприятия, его стратегии, тематики программ и проектов, отбору инновационных идей и подготовке инвестиционного обоснования бизнес -проектов по реализации стратегии развития.
Ситуационный анализ позволяет определить обязательные условия и требования, которые должны быть учтены при разработке стратегии развития объекта управления. Стратегия должна учитывать:[4]
1) Цели и перечень задач, которые следует решить для достижения данной цели. Реализация целей стратегии должно подразумевать качественное улучшение инвестиционного климата региона: формирование прогрессивного инвестиционного законодательства и благоприятного налогового режима; создание имиджа региона, привлекательного для размещения инвестиций; формирование инф-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
раструктуры, на высоком профессиональном уровне обеспечивающей потребности потенциальных и существующих инвесторов.
2) Сравнительный анализ сильных и слабых сторон региона. Одним из оптимальных способов такого анализа является SWOT-анализ региона: анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. При помощи SWOT-анализа можно будет сравнить регион с конкурентами и определить отрасли, способные заинтересовать инвесторов.
3) Анализ конкурентоспособности ведущих отраслей и инвестиционные приоритеты региона. Для определения наиболее перспективных секторов экономики региона необходимо провести анализ конкурентного положения ведущих отраслей региона, а так же проанализировать отрасль в разрезе текущего состояния ведущих предприятий, их основных конкурентов, потребителей и перспектив развития. Кроме того, необходимо учесть тенденции изменения развития внешней и внутренней среды региона.
4) Обоснование перспектив для привлечения прямых инвестиций в отрасли региона. Прямые инвестиции рассматриваются как важный катализатор роста экономики, поскольку являются не только источником новых капиталовложений, но и, что особенно важно, открывают доступ к новым технологиям, эффективным способам управления и маркетинга. Целенаправленный поиск инвесторов может осуществляться по отраслевому и географическому признаку. Необходимо так же осуществить выбор целевых стран-инвесторов, чтобы с максимальной выгодой использовать рекламные возможности «Инвестиционного Центра».
5) Основные направления повышения инвестиционной привлекательности региона. В качестве основных направлений можно выделить следующие:
- разработка и реализация коммуникационной стратегии;
- развитие инновационной деятельности;
- совершенствование системы управления инвестиционным процессом;
- совершенствование инвестиционного законодательства;
- создание Инвестиционного Фонда развития при «Инвестиционном Центре»;
- формирование системы прямого инвестиционного маркетинга;
- развитие бизнес-инфраструктуры;
- реконструкция жилищно-коммунального хозяйства;
Деятельность «Инвестиционного Центра» направлена на две группы лиц: инвесторов, с одной стороны, и тех, кто определяет круг полномочий агентства и предоставляет финансирование, - с другой.
Для обеих сторон очень важно иметь своевременный мониторинг и оценку результатов деятельности «Инвестиционного Центра». Конечно, в долгосрочной перспективе задача «Инвестиционного Центра» -рост экономического благополучия региона, однако ему необходимо также оценивать краткосрочные результаты своей деятельности и контролировать эффективное использование финансирования.
Создание инвестиционного центра предусматривает реализацию стратегий и на основе его осуществляется: стратегическое планирование; инновационная экспертиза; инвестиционное проектирование; финансирование и материально-техническое обеспечение проектов; правовая база инвестиционной деятельности; мониторинг реализации инвестиционных проектов.
Создание «Инвестиционного Центра» в Ставропольском крае становится объективной необходимостью. Его функционирование в Ставропольском крае станет важным резервом в повышении инвестиционной привлекательности региона и его отраслей экономики, будет способствовать успешному экономическому и социальному развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамешин А.Е. Менеджмент инновационных организаций. М. 2003.
2. Адамс, Джон. Р и Мартин. М. Див. «Профессиональное управление проектами: Практические указания». Дэйтон, Огайо: Universal Technology Corporation, 2003.
3. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП «ИТЕМ» ЛТД, «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995.
4. Грей К., Ларсен Э. Управление проектами / Пер. с англ. М.: Дело и Сервис. 2003.
5. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями. М.: ИНФА-М, 2000.