Экономика ^Ф/
УДК 316.422:[633.1:631.115]:005.52:005.33
SWOT-АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЗЕРНОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
к. н. горпинченко,
кандидат экономических наук, доцент, кубанский государственный аграрный университет
(350044, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13; тел.: 89186845000)
Ключевые слова: развитие, инновационный процесс, SWOT-анализ, зерновое производство, стратегия, направления. Аннотация. Раскрыты основные проблемы развития инновационного процесса в зерновом производстве на основе SWOT-анализа; выявлены сильные и слабые стороны, возможности и возникшие угрозы; определены стратегические направления инновационного развития отрасли. Результаты SWOT-анализа позволили определить стратегические направления развития инновационного процесса в зерновом хозяйстве: совершенствование региональной инновационной политики (принятие изменений и дополнений к действующему областному законодательству, а также разработка проектов правовых актов, направленных на развитие и регулирование инновационной деятельности в зерновом хозяйстве); стимулирование хозяйствующих субъектов к разработке и освоению инноваций (льготное кредитование научно-технических разработок, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования); обеспечение ускоренного развития селекции и семеноводства; привлечение дополнительных финансовых ресурсов в развитии науки: изменение структуры бюджетных ассигнований (инвестиций), в частности увеличение удельного веса средств, выделяемых на осуществление инновационных проектов; целенаправленное формирование рынка для продукций инновационных предприятий путем размещения на них государственного заказа; развитие технопарковых формирований (агрогородов, агротехнопарков); привлечение и поддержка высококвалифицированных кадров; активизация реализации инноваций, организация пропаганды о научных достижениях: сотрудничество высших учебных и научных заведений с инновационными агентствами, инвесторами, информационно-консультационными службами и т. д. На представленные стратегические направления рекомендуется обратить внимание региональным властям при разработке и реализации мер по развитию инновационного процесса в зерновом хозяйстве.
SWOT ANALYSIS OF DEVELOPMENT INNOVATIVE PROcESS IN THE GRAIN FARM
k. n. gorpinchenko,
candidate of economic sciences, associate professor, Kuban state agrarian university
(350044, Krasnodar, Kalinin St., 13, phone: 89186845000)
Keywords: development, innovation process, SWOT-analysis, grain production, strategies.
Abstract. Showed the main problems of the innovation process in grain production on the basis of SWoT-analysis, identified the strengths, weaknesses, opportunities and arisen threats, strategic directions of innovative development of the industry. Results of the SWot-analysis allowed to define the country direction of the innovation process in the grain sector: improvement of regional innovation policies of (adoption of amendments and additions to the regional legislation, as well as the development of draft legal acts aimed at the development and regulations of innovative activity in the grain farms), inducing of managing subjects to development and development of innovations (concessional lending of research and development, creating the institutional conditions for the development of venture capital financing), the accelerated development of breeding and seed growing, engaging of padding financial resources in an advancement of science: structural change of budgetary appropriations (investments), in particular increase in the proportion of funds allocated for the implementation of innovative projects; purposeful shaping of the market for the production of innovative enterprises by placing them on the state order, the development of technology parks units involvement and support of highly qualified personnel, activation of the innovation, the promotion organization about scientific achievements: co-operation of higher education and research institutions with innovation agencies, investors, information and advisory services, etc. In the strategic directions is recommended to pay attention to the regional authorities in the development and implementation of measures for the development of the innovation process in the grain sector.
Положительная рецензия представлена Г. Л. Баяндурян, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Научно-исследовательского института биологии Кубанского государственного технологического университета.
Экономика
Цель и методика исследований.
Аграрная наука России разработала в последнее время достаточно большое число инноваций, реализация которых позволила бы поднять производство зерна на качественно новый уровень. Однако степень реализации инноваций у товаропроизводителей была и остается недопустимо низкой.
Вступление России в ВТО означает более высокие требования к культуре инновационного предпринимательства и инновационной деятельности. В период посткризисного восстановления экономики следует искать новые способы решения экономических, демографических, социальных, кадровых проблем.
Целью исследования является раскрытие проблем развития инновационного процесса в зерновом производстве.
Характеристике проблем развития инновационного процесса в зерновом хозяйстве посвящены работы многих ученых [3, 6], нами предложено рассмотрение данного вопроса с помощью SWOT-анализ.
Изначально следует рассмотреть факторы внешней среды, которые определяют возможности и угрозы развития инновационного процесса в зерновом производстве. К ним относят: природно-географиче-ские, нормативно-правовые условия, состояние экономики, социальные, международная среда.
Изучив внешнюю среду необходимо проанализировать сильные и слабые стороны развития инновационного процесса в зерновом хозяйстве, а также угрозы и возможности.
На основании SWOT-анализа необходимо определить стратегические направления развития инновационного процесса в зерновом хозяйстве.
Результаты исследований.
Географическое положение и природно-климатические условия края, обусловленные границами поясов умеренного и субтропического климата, наличие хороших сельскохозяйственных угодий определили основное направление экономики края — мощный агропромышленный комплекс по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам продовольствия в промышленные центры страны.
Основные параметры развития инновационных процессов зернового хозяйства отражены в Государственной программе развития на 2013-2020 гг. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Для успешного перехода на инновационный путь развития в регионе принят закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае», а также разработана долгосрочная краевая целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Краснодарском крае» на 2011-2013 гг.
Кроме того, в Краснодарском крае приняты следующие законы и постановления:
— Закона Краснодарского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае»;
— Закон о развитие сельского хозяйства в Краснодарском крае, от 05.05.2009 г. № 1727-КЗ;
— Постановление ЗС Краснодарского края от 26.01.2010 г. № 1735-П «Об инновационной деятельности в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Кубанский государственный аграрный университет», в котором предусматривается тесное сотрудничество краевой службы агроконсультиро-вания и ведущего учебного заведения юга России в сфере инноваций;
— Постановление ЗС Краснодарского края от 20.04.2011 г. № 2520-П «О результатах деятельности агротехнопарков в агропромышленном комплексе Краснодарского края»;
— Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. № 1183-р «Об обеспечении привлечения инвестиций в экономику Краснодарского края»;
— Распоряжение Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.03.2010 г. № 134-р «О формировании инвестиционных предложений Краснодарского края и признании утратившими силу отдельных распоряжений главы администрации (губернатора) Краснодарского края».
Региональная политика Краснодарского края имеет инновационно-ориентированный характер, однако предпринимаемые в последнее время меры отличаются нескоординированностью и бессистемностью. Кроме того, в регионе отсутствуют четко сформулированные приоритеты и ориентиры инновационного развития зернового хозяйства.
Обобщающим показателем экономической деятельности субъекта РФ является валовой региональный продукт (ВРП). Данный показатель в Краснодарском крае, рассчитанный на душу населения (в текущих основных ценах) активно растет. Ключевой составляющей ВРП края является сельское хозяйство, удельный вес которого за период с 2000-2011 гг. составлял 15-18 %. В структуре продукции сельского хозяйства наибольший удельный вес занимает растениеводство (63 %), причем зерновое производство занимает 47 %.
До кризиса в 2008 г. уровень безработицы среди сельских жителей в 1,8 раза превышал уровень безработицы среди городских жителей. Кризис изменил это соотношение до 1,5 раз: за период с февраля 2008 г. по февраль 2009 г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, численность безработных городских жителей увеличилась на 40 %, безработных сельских жителей — на 22 %. В январе 2010-2011 гг. это соотношение составляло 1,7 раза.
За период с 2000 по 2011 г. в крае увеличился удельный вес лиц, имеющих высшее профессиональное образование, — с 19,0 до 25,2 %. Однако сельское хозяйство по данному показателю уступает общекраевым значениям на протяжении всего рассматриваемого периода примерно в 1,4 раза, что влияет на потенциал кадрового обеспечения научно-инновационной деятельности. Наибольшая потребность в обучении сохраняется в отношении руководителей и специалистов сельского хозяйства. В группах населения с высшим профессиональным образованием по направлению сельское хозяйство составляет от 5,7 %, что выше, чем в среднем по группе населения с высшим профессиональным образованием
Показатели воспроизводства (обновления и выбытия) и износа основных средств сельскохозяйственных организаций имеют ключевое значение и характеризуют состояние технологической среды
Экономика
Таблица 1
SWOT-анализ развития инновационного процесса в зерновом хозяйстве
Инновационный процесс зернового производства Сильные стороны Слабые стороны
— нормативно-правовое обеспечение инновационного типа развития зернового производства; — достаточно мощный научно-производственный потенциал по созданию сортов и гибридов, ресурсосберегающих технологий; — инвестиционная поддержка; — наличие возможностей для воспроизводства кадрового потенциала инновационной сферы; — наличие условий для создания инноваций в зерновом производстве; — высокий уровень отдачи от реализации инноваций в экономике; — наличие агротехнопарков — отсутствие на государственном уровне поддержки ученых; — неготовность большинства научных разработок технологий и продуктов к выходу на рынок; — проблема оценки объектов интеллектуальной собственности; — отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок; — недостаточное развитие инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам; — неспособность отечественного банковского сектора осуществлять долгосрочное кредитование НИОКР; — отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях; — низкий уровень информированности о принимаемых мерах по стимулированию инновационного развития
Возможности: — благоприятное природно-географическое положение; — значительный кадровый потенциал; - инновационно-ориентированный характер региональной политики; - возможность участия, проведения различных мероприятий по активизации научно-инновационной деятельности Стратегия при сопоставлении сильных сторон и возможностей: — обеспечение ускоренного развития селекции и семеноводства; — стимулирование хозяйствующих субъектов к разработке и освоению инноваций; — организация международного трансфера технологий и инноваций; — развитие технопарковых формирований (агрогородов, агротехнопарков); — формирование рынка инноваций путем размещения на них государственного заказа Стратегия при сопоставлении слабых сторон и возможностей: — снижение кадрового, финансового, материально-технического, информационного обеспечения инновационного процесса; — недостаточный уровень взаимодействия между участниками инновационного процесса; — замедление развития инновационной инфраструктуры
Угрозы: — невозможность создания в стране необходимого научного оборудования; — отставание ресурсопроизводящей отрасли АПК; — слабая защита прав интеллектуальной собственности и отсутствие профессиональных услуг по коммерциализации технологий; — отсутствие четких ориентиров и приоритетов развития инновационной деятельности; — влияние экономического кризиса на инновационное развитие; — недостаток и утечка высококвалифицированных кадров Стратегия при сопоставлении сильных сторон и угроз: — совершенствование региональной инновационной политики; — привлечение дополнительных финансовых ресурсов в развитие науки (покупки нового научного оборудования); — привлечение и поддержка высококвалифицированных кадров; — активизация реализации инноваций, организация пропаганды о научных достижениях Стратегия при сопоставлении слабых сторон и угроз: — отсутствие комплексного, системного подхода к управлению инновационными процессами; — возникновение угрозы утраты накопленного опыта и знаний; — сокращение оборудования и техники, участвующих в инновационном процессе; — снижение темпов роста процесса создания и освоения инноваций
региона. Обновление машинно-тракторного парка в большинстве хозяйств практически отсутствует. Покупать новые технические средства могут только крупные сельхозтоваропроизводители. Тракторный парк с большой изношенностью, более половины его www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru
эксплуатируется после окончания срока амортизации. Не лучше состояние комбайнового парка.
Экономические связи Краснодарского края с другими регионами и странами мира имеют разнообразный характер. Для региона характерна экспортная
Экономика
ориентация ее внешней торговли — экспорт составляет 58 % от товарооборота. Причем основную долю доходов край получает от продажи зерна (29 %).
В табл. 1 представлен результат проведенным автором SWOT-анализа инновационного развития зернового производства.
На федеральном и региональном уровне существует достаточно действенное нормативно-правовое обеспечение инновационного развития зернового производства, но его следует совершенствовать. В ряде законов сохраняются явно устаревшие и неадекватные новым условиям хозяйствования и задачам развития агропродовольственного сектора нормы и положения, ограничивающие инициативу и возможности частных инвестиций в зерновую отрасль, в частности, требуется внесение изменений в Федеральные законы «О семеноводстве», «О карантине растений», «О мелиорации» и др. Не отменен Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», который содержит нормы, противоречащие Федеральным законам «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и ряду других.
На сегодняшний момент Россия обладает достаточно мощным научно-производственный потенциалом по созданию инноваций (сортов и гибридов), ресурсосберегающих технологий. Существующие в зернопроизводящих регионах формы внедренческой деятельности представлены, как правило, двумя группами. В первую из них входят отделы и группы внедрения научных учреждений, вузов и других организаций — производителей научно-технической продукции. Вторая группа объединяет самостоятельные организационные формы деятельности, которые хозяйственно не связаны с производителями научной продукции. Отечественная аграрная наука производит значительное количество качественной научной продукции, а передовые зернопроизводящие хозяйства, преодолевая экономические трудности, в силу возможностей внедряют в зерновое производство научные достижения [2].
В настоящее время в связи с проводимыми реформами использование мощного теоретического и практического потенциала резко сократилось, потеряна ранее достигнутая экономическая эффективность селекционно-семеноводческих разработок [4].
Инвестиционная поддержка инновационного развития зернового хозяйства особенно важна в настоящее время, когда в России продолжается формирование «каркаса и несущих конструкций» национальной инновационной системы. Качественно новым направлением государственной политики в этой сфере выступают так называемые институты развития, создающиеся специально для обеспечения долгосрочных вложений в приоритетные наукоемкие сферы народного хозяйства. В нашей стране к ним можно отнести учрежденный в 2007 г. Банк развития, деятельность которого ориентирована на повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификацию, включая развитие инфраструктуры, инноваций и особых экономических зон, а также организованный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ, реализующий особо крупные и значимые инфраструктурные и инновационные программы на принципах частно-
государственного партнерства. Для повышения интереса инвесторов к инновационным проектам, в том числе и в зерновом хозяйстве, роста доходности от венчурных инвестиций и продвижения на международный рынок отечественной наукоемкой продукции в эти же годы создана Российская венчурная компания. Предполагается, что в дальнейшем с ее участием будет сформирована целостная система отраслевых и региональных фондов и компаний, что станет своеобразным катализатором стимулирования и поддержки нововведений в различных регионах и отраслях, включая зерновое хозяйство. Кроме того, еще одной важной формой реализации национальной инновационной стратегии выступают государственные корпорации, действующие по наиболее важным и актуальным направлениям народного хозяйства.
Одной из сильных сторон является наличие на территории Краснодарского края агротехнопарков, обладающих достаточно мощной материально-технической базой, что позволяет с высокой экономической отдачей применять схему интеграции прикладной науки и производства с целью реализации рыночно-эффективных инноваций. Уровень организации труда, производственный и кадровый потенциал агротехнопарков позволяет внедрять перспективные инновационные разработки отечественных и зарубежных технологичных компаний, научных и учебных учреждений [5].
Слабыми сторонами развития инновационного процесса в зерновом производстве являются:
1. отсутствие на государственном уровне поддержки ученых. Такое положение резко отличается от положения полвека назад, когда государством создавались условия для их подготовки, обеспечения достойных условий их работы и жизни, социального обеспечения, последовательно проводилась популяризация исследовательской деятельности, научных достижений, и статуса ученого, установление высокого престижа научного труда;
2. неготовность большинства научных разработок технологий и продуктов к выходу на рынок, что резко снижает ценность предлагаемых технологий в глазах потенциальных партнеров;
3. проблема оценки объектов интеллектуальной собственности. Данная проблема возникла, так как в настоящее время не существует стандартных методов расчетов. Для каждого объекта и в конкретном случае разрабатывается методика расчета стоимости с учетом специфических факторов на основе нескольких общих экономических подходов, используемых для оценки недвижимости и инвестиционных проектов;
4. отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок. На сегодняшний день эффективным путем внедрения результатов научно-технических разработок является взаимовыгодное коммерческое взаимодействие основных участников перевода научных разработок в рыночный товар;
5. недостаточное развитие инфраструктурных элементов: инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных разработок и рынком, государством и бизнесом. В деятельности организаций поддержки целесообразно, в первую очередь, ориентироваться на использова-
Экономика ^Ф/
ние механизмов, способных привлекать к реализации инновационных проектов институты развития и представителей среднего и крупного бизнеса;
6. неспособность отечественного банковского сектора осуществлять долгосрочное кредитование НИОКР;
7. отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях. Имеющиеся трудности связаны с тем, что в советский период научно-технические достижения полностью контролировалось и поддерживалось государством. Инновационная деятельность в России до 90-х гг. ХХ в. осуществлялась в большинстве своем в крупных государственных учреждениях посредством выполнения госзаказов и бюджетного финансирования. Сейчас каждое отдельное предприятие самостоятельно распределяет свои ресурсы, и, к сожалению, не всегда приоритет отдается инновациям, так как в условиях сложных экономических отношений, разразившегося финансового кризиса у предприятий недостаточно средств на поддержание на прежнем уровне текущей деятельности, и в данной ситуации новшества отходят на задний план. Большинство предприятий АПК не готовы к инновационной деятельности, разработке и внедрению новшеств, так как оказывают влияние пережитки советского времени, намного легче работать «по старинке», применять уже имеющиеся, проверенные временем устаревшие оборудование и технологии [1].
8. низкий уровень информированности о принимаемых мерах по стимулированию инновационного развития.
Стратегия развития инновационного процесса в зерновом хозяйстве должна быть направлена, прежде всего, на реализацию сильных ее сторон с учетом открывающихся возможностей («сила - возможности»), устранение слабых моментов и предотвращение возникающих угроз.
Выводы и рекомендации.
Результаты SWOT-анализа позволили определить стратегические направления развития инновационного процесса в зерновом хозяйстве:
— совершенствование региональной инновационной политики (принятие изменений и дополнений к действующему областному законодательству, а также разработка проектов правовых актов, направленных на развитие и регулирование инновационной деятельности в зерновом хозяйстве);
— стимулирование хозяйствующих субъектов к разработке и освоению инноваций (льготное кредитование научно-технических разработок, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования);
— обеспечение ускоренного развития селекции и семеноводства;
— привлечение дополнительных финансовых ресурсов в развитии науки: изменение структуры бюджетных ассигнований (инвестиций), в частности увеличение удельного веса средств, выделяемых на осуществление инновационных проектов;
— целенаправленное формирование рынка для продукций инновационных предприятий путем размещения на них государственного заказа;
— развитие технопарковых формирований (агро-городов, агротехнопарков);
— привлечение и поддержка высококвалифицированных кадров;
— активизация реализации инноваций, организация пропаганды о научных достижениях: сотрудничество высших учебных и научных заведений с инновационными агентствами, инвесторами, информационно-консультационными службами и т. д.
На представленные стратегические направления следует обратить внимание региональным властям при разработке и реализации мер по развитию инновационного процесса в зерновом хозяйстве.
Литература
1. Анцибул А. В. Проблемы развития инновационной деятельности предприятий АПК РФ // Экономика и управление. 2011. № 12 (85). С. 211-214.
2. Гордеев А. В., Бутковский В. А., Алтухов А. И. Российское зерно — стратегический товар ХХ1 века. М. : ДеЛи принт, 2007. 472 с.
3. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред. И. Г. Ушачева, И. Т. Трубилина, Е. С. Оглоблина, И. С. Сайду. М. : КолосС, 2007. 636 с.
4. Нечаев В. И., Алтухов А. И., Моисеев В. В. Экономические проблемы повышения эффективности селекции и семеноводства зерновых культур : монография. СПб. : Лань, 2010. 432 с.
5. Постановление законодательного Собрания Краснодарского края от 20 апреля 2011 г. № 2520-П «О результатах деятельности агротехнопарков в агропромышленном комплексе Краснодарского края».
6. Сафин Ш. Т. Повышение инновационной активности в зерновом хозяйстве Республики Башкортостан. Экономика агропромышленного комплекса. М., 2011. С. 37.
References
1. Antsibul A. V. Problems of development of innovative activity of the APC // Economics and Management. 2011. № 12 (85). P. 211-214.
2. Gordeev A. V., Butkovskiy V. A., Altukhov A. I. Russian grain — strategic overview article XXI century. M. : DeLi print, 2007. 472 p.
3. Innovation activity in the agricultural sector of the Russian economy / ed. I. G. Ushacheva, I. T. Trubilina, E. S. Ogloblina, I. S. Sandhu. M. : KolosS, 2007. 636 p.
4. Nechaev V I., Altukhov A. I., Moiseev V V. The economic problem of improving the efficiency of plant breeding and seed crops : monograph. St. Petersburg : Lan', 2010. 432 p.
5. Resolution of the Legislative Assembly of Krasnodar Region on April 20, 2011 № 2520-P "On the performance of agrotechnoparks in the agricultural complex of the Krasnodar region".
6. Safin Sh. T. Increase of innovative activity in the grain sector of the Republic of Bashkortostan. The economy of agriculture. M., 2011. P. 37.