Научная статья на тему 'Концептуальный подход к управлению инновационными процессами в зерновом производстве региона'

Концептуальный подход к управлению инновационными процессами в зерновом производстве региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕРНОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МОДЕЛЬ / INNOVATION PROSES / MANAGEMENT / CONCEPTION / INNOVATION DEVELOPMENT / GRAIN PRODUCTION / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прудников Анатолий Григорьевич, Горпинченко Ксения Николаевна

В статье представлена концепция инновационного развития зернового производства региона, в которой, используя процесс целеполагания, увязываются в единую систему основные проблемы, задачи, мероприятия и варианты их достижения. Сформулирована модель инновационного управления зерновым производством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approach to the management of THE innovation processes in cereal production OF the region

The article is devoted to the conception of the innovation development of the grain production of the region. Using the process of aim achievement, joining the main problems, tasks, measures and their versions achievement to the united system, the model of grain production innovation management is formulated

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к управлению инновационными процессами в зерновом производстве региона»

УДК 332.1: [005.591.6:633.1 UDC 332.1:[005.591.6:633.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕ- CONCEPTUAL APPROACH TO THE MAN-

НИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ AGEMENT OF THE INNOVATION PROCESS-

В ЗЕРНОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕГИОНА ES IN CEREAL PRODUCTION OF THE RE-

GION

Прудников Анатолий Григорьевич Prudnikov Anatoliy Grigorievich

д.э.н., профессор Dr.Sci.Econ., professor

Г орпинченко Ксения Николаевна Gorpinchenko Ksenya Nikolaevna

к.э.н., доцент Cand.Econ.Sci., associate professor

Кубанский государственный аграрный универси- Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

тет, Краснодар, Россия

В статье представлена концепция инновационного The article is devoted to the conception of the innova-

развития зернового производства региона, в кото- tion development of the grain production of the region.

рой, используя процесс целеполагания, увязывают- Using the process of aim achievement, joining the

ся в единую систему основные проблемы, задачи, main problems, tasks, measures and their versions

мероприятия и варианты их достижения. Сформу- achievement to the united system, the model of grain

лирована модель инновационного управления зер- production innovation management is formulated

новым производством

Ключевые слова: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРО- Keywords: INNOVATION PROSES, MANAGE-

ЦЕСС, УПРАВЛЕНИЕ, КОНЦЕПЦИЯ, ИННОВА- MENT, CONCEPTION, INNOVATION DEVEL-

ЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, ЗЕРНОВОЕ ПРОИЗВОД- OPMENT, GRAIN PRODUCTION, MODEL

СТВО, МОДЕЛЬ

Идея инновационного развития предполагает задействование всей иерархии социальных институтов: наука, образование, бизнес, государственное управление. Выявление инновационно-активных управленцев должно осуществляться на всех уровнях иерархии. Каждый должен стремиться попасть в зону внимания государственных органов, внедриться в эту систему, в которой государство поддержит и защитит тех, кто получил профессиональное образование, кто нацелен на изобретательскую деятельность, на производство новых товаров, услуг, технологий. Это мобилизует людей на соответствующее задачам экономического роста поведение. Именно под это необходимо формулировать цели государственной политики, разрабатывать долгосрочные программы, выстраивать деятельность государственного аппарата, задающего законы, нормы и правила.

Учитывая, что государственное управление инновационным процессом представляет собой сознательную, целенаправленную и регламентированную юридическими нормами деятельность, связанную с реализацией

государственно-властных полномочий органами власти субъектов РФ, вследствие которой происходит непосредственная смена инновационных состояний, той или иной территории, то возникает необходимость разработки концепции инновационного развития аграрного производства региона. Построение концепции необходимо для полного, всестороннего, глубокого и объективного изучения проблемной ситуации. Концепция представляет собой первичный документ, предусматривающий набор альтернатив, многовариантную проработку путей регионального инновационного раз-вития[1].

Обоснование структуры концепции инновационного развития зернового производства региона осуществлялось нами на основе целевого подхода и метода декомпозиции. Термин "дерево целей" подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие (новые подцели, функции и т.д.). Как правило, этот термин используется для структур, имеющих отношение строгого порядка, но метод дерева целей используется иногда и применительно к "слабым" иерархиям, в которых одна и та же вершина нижележащего уровня может быть одновременно подчинена двум или нескольким вершинам вышележащего уровня [2].

Генеральная цель концепции определена как: «Обеспечить управляемость инновационным процессом в зерновом производстве региона» и разложена на две подцели:

1 - совершенствование региональной инновационной политики в зерновом производстве.

2 - повышение эффективности управления инновационном процессом в зерновом производстве.

Второй уровень «дерева целей» включает в себя перечень проблем, которые необходимо решить для того, чтобы полностью достичь обе под-

цели. Третий уровень «дерева целей» представляет собой задачи, обеспечивающие решение проблем, обозначенных на втором уровне. Четвертый уровень «дерева целей» состоит из мероприятий концепции, а последний -из вариантов их реализации. Схема «дерево целей» инновационного развития зернового производства (подцель 1) показана на рисунке 1.

Для осуществления подцели 1 следует решить две основные проблемы: восстановление инфраструктуры инновационной деятельности (проблема 1.1) и совершенствование системы государственного управления инновационным процессом в зерновом производстве (проблема 1.2).

Проблема 1.1 - Восстановление инфраструктуры инновационной деятельности. Создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность реализации инновационных проектов, является важнейшей проблемой для социально-экономических систем, требующей оперативного решения. Решение данной проблемы возможно при реализации следующих задач:

Задача 1.1.1 - Расширить производственно-техническую структуру;

Задача 1.1.2 - Улучшить кадровую и образовательную структуры;

Задача 1.1.3 - Развитие консалтинговых организаций;

Задача 1.1.4 - Расширить финансовые структуры;

Задача 1.1. 5- Увеличить информационно-аналитические организации; Задача 1.1.6 - Совершенствовать сбытовые организации.

С целью поиска основных вариантов совершенствования региональной инновационной политики в зерновом производстве необходимо детально рассмотреть каждую из поставленных задач. Так, расширение производственно-технической структуры возможно при выполнении двух мероприятий (задача 1.1.1):

Мероприятие 1.1.1.1 - Мероприятия по созданию и расширению производственно-технических объектов

1 Восстановление инфраструктуры ^ инновационной деятельности

1 С ов ершенств овать р егиональную инновационную политику

1.1.1.1 создан ие и расширение производственнотехнических

объектов_______

1.1.1.2 обеспечение доступа к производствен-ным терри-

1.1.2 .1 организация кадрового обеспечения

1.1.2.2 улучшение образовательной структуры

е

ы

в

о

с

на

н

и

-в-

Л

н

и

с

ы

в

о

С

ы

р

рут

к

ар

амо

o' к -©< и я £ к ^ л X н н X X Е ч иа

* 3

еа

1

>> §

1.1.3.1 развитие системні сельскохозяйственного консультирования

1.1.3.2 повышение качества консалтинговых услуг

л

та

в

о

в

т

с

X

ш

р

е

в

о

С

и

и

ца

со

и

н

а

г

р

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

ы

в

о

1.1. 4.1

цграсшире 1ние

финансовой

структуры

1.1.4.2 совершен-ствование финансовой инфраструктуры

1.2 Совершенствование системы государственного управления инновационным процессом

I-----л-1 . . . МЫ)-----------

р

о

та

в

о

в

т

с

н

е

ш

р

е

в

о

С

мо

s S

но

наи

еа

мв

1.1.5.1 организация объектов ин-

формационной инфраструктуры

1.1.5.2 построение системы информационной поддержки

ся 2 х £ х

ие

мл

ов

на

1.1.6.1 здание развитие сбытовых объектов

со-

и

Ні

1.1.6.2 активизация продвижения инновационной продукции

Л

у

у

£

(N

со

а

р

£

*

р

е

д

д

О

п

2

ун

н

о

орп

о

в

о

н

р

е

(3

а

с

с

е

ц

о

чи)

1.2.1.1 увеличение экономических мер регулирования

1.2.1.2 правовое регулирование инновационных процессов

1.2.2.1 созда-

ние специальных финансовых инструментов государ-

ственной поддержки

1.2.1.3—расширение организационных мер совершенствования системы управления

_ ——^—

1.2.2.2

расшире-

ние меха-

низмов

обновле-

ния техни-

ческой

1.2.2J2.1

1.2і 2.2.7

(продолжение рисунка. 1)

2 Повышение эффективности управл ения иннов ационном пр оцессом в з ерновом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производстве

блемы)

Iуровень (подцель)

Рисунок 1 - «Дерево целей» инновационного развития зернового производства региона

Осуществление данного мероприятия возможно при организации следующих объектов:

Вариант 1.1.1.1.1- инновационно-промышленных комплексов по производству многооперационных сельскохозяйственных машин и орудий, техники пятого поколения. Инновационно-промышленные комплексы -тип организации, объединяющей малый инновационный бизнес с крупным производством; все звенья этой системы объединены между собой на основе экономических интересов, и это позволяет сократить до минимума переход от фундаментальных исследований до создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции [4,5,6];

Вариант 1.1.1.1. 2 - регионального зернового кластера. Зерновой кластер — это совокупность предприятий и организаций различных форм собственности, объединенных единой технологической цепочкой производства, переработки и реализации зерна с целью повышения конкурентоспособности зерновой продукции и предприятий кластера;

Вариант 1.1.1.1. 3 - организации по продвижению новшеств, такие как инновационно-технологические центры или бизнес-инкубаторы. Функциями данных организаций являются: стимулирование инноваций и коммерциализации технологий, содействие внедрению инновационных разработок в производственные циклы сельхозтоваропроизводителей; подбор, анализ эффективности и целесообразности применения передовых инновационных продуктов и их внедрение в конкретные сельскохозяйственные организации и предприятия с привлечением государственных и частных инвестиций. Так, в Краснодарском крае, Департамент сельского хозяйства и продовольствия является соучредителем инновационнотехнологического центра «Кубань-Юг» в форме некоммерческого партнерства;

Вариант 1.1.1.1.4 - создание научных центров (технополисов, наукоградов). Технополис (научный центр) - научно-производственный

комплекс с развитой научной и производственной инфраструктурой, охватывающий территорию отдельного крупного города или рассредоточенный по всей территории региона. В его состав входят научные учреждения и крупный университет (академия), располагающие современными крупными заделами в сфере исследований и результатами достижений в науке и новейшим экспериментальным оборудованием, агропромышленные организации (предприятия), агротехнопарки. Технополис служит центром научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создания новейшей техники и оборудования, выведения новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, подготовки и переподготовки квалифицированных научных кадров для науки и образования;

В соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоград определяется как муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, который представляет совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники [3];

Вариант 1.1.1.1.5 - центров коллективного пользования, в которых станет возможным исследования по приоритетным направлениям науки и доведение полученных результатов до инновационных продуктов;

Вариант 1.1.1.1.6 - агротехнопарков. Агротехнопарк - это механизм интеграции высших учебных заведений, научных центров, сельскохозяйственных предприятий, предпринимателей, финансовых институтов и властей, направленный на решение социально-экономических, технологических проблем региона через развитие в нем инновационной деятельности, малого инновационного предпринимательства. То есть в лице технопарков созданы механизмы превращения результатов научных исследований, изобретений и ноу-хау в коммерческие технологии, материалы, изделия,

услуги. Эффект достигается за счет того, что в агротехнопарковых структурах руководители предприятий и ученые совместно разрабатывают единую концепцию проведения научного исследования, технологической подготовки производства, что позволяет формировать научно-

производственный процесс как целостный на всех стадиях инновационной деятельности [4,5].

В состав агротехнопарков входят следующие структурные подразделения: исследовательский (инновационный) центр, учебное, информационно-консультативное, маркетинговое, бухгалтерское и производственная зона. В сфере науки и образования имущество агротехнопарка государственное.

Указанные инновационные формирования функционируют на учебно-производственных территориях университетов и академий, используют бесплатно материально-техническую базу и научные достижения. В их состав могут входить малые предприятия по разработке и внедрению энерго-и ресурсосберегающих технологий, по введению новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур. В агротехнопарках возможно создание хозрасчетных подразделений, предпринимательских структур. Они оплачивают аренду рабочих помещений и участков земли, за использование технических средств, оборудования и приборов. Кроме того, агротехнопарки оказывают техническую помощь, обеспечивают нужной информацией и консультациями, помогают в организации конференций и выставок;

Вариант 1.1.1.1.7 - воссоздание промышленного семеноводства. Промышленное семеноводство - это производство высококачественных семян по особой технологии в специализированных семеноводческих хозяйствах, осуществляемое индустриальным методом с использованием механизированных комплексных пунктов и семенных заводов по обработке и

хранению семян. При этом выращивание сортовых семян отделено от производства продовольственного и фуражного зерна [7].

Мероприятие 1.1.1.2 - Мероприятия по обеспечению доступа к производственным территориям (площадям) реализуются через:

Вариант 1.1.1.2.1 - установление ограничения на срок пребывания сельскохозяйственной организации в составе производственнотехнических объектов;

Вариант 1.1.1. 2.2 - обеспечение возможности выкупа сельскохозяйственной организацией при наличии достаточных финансовых средств инновационной техники у производственно-технических объектов (агротехнопарков);

Вариант 1.1.1. 2.3 - выведения производственных мощностей крупных сельскохозяйственных предприятий «в резерв» с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Эти мощности малые сельхозтоваропроизводители могли бы на конкурсной основе получать в долгосрочную аренду (лизинг).

Решение задачи 1.1.2 может быть осуществлено при выполнении следующих мероприятий:

Мероприятие 1.1. 2.1 - Мероприятия по организации кадрового обеспечения;

Мероприятие 1.1. 2.2 - Мероприятия по улучшению образовательной структуры.

Организация кадрового обеспечения (1.1.2.1) возможна при:

Вариант 1.1. 2.1.1 - подборе кадров по заказу инновационноактивных сельхозтоваропроизводителей;

Вариант 1.1.2.1.2 - создании новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров.

Реализация мероприятия по улучшению образовательной структуры (1.1.2.2) осуществляется при выполнении:

Вариант 1.1.2.2.1 - подготовки кадров управленцев, аналитиков, экспертов. В этих целях необходимо усилить целевую подготовку специалистов в высших и средних учебных заведениях АПК по проблемам развития инновационных процессов, что будет способствовать постоянному совершенствованию управления творческим потенциалом и инновационным процессом на всех уровнях: от федерального и регионального до уровня района и конкретного предприятия. Введение специализации, а затем и специальности «Управление инновациями» на экономических факультетах вузов. Введение специализации «Теория и практика инновационной деятельности» как в экономических вузах, так и в технических вузах на соответствующих специальностях;

Вариант 1.1. 2.2.2 - повышении квалификации персонала сельхозтоваропроизводителей в области управления инновациями в зерновом производстве на базе специализированных учебных заведений;

Вариант 1.1. 2.2.3 - проведении коучингов (тренировок) на базе успешных агрокомплексов использующие инновационные технологии;

Вариант 1.1. 2.2.4 - проведении мастер-классов по актуальным проблемам развития инновационных технологий зернового производства;

Вариант 1.1. 2.2.5 - формировании системы государственной поддержки подготовки специалистов;

Вариант 1.1. 2.2.6 - развитии системы дистанционного обучения на всех уровнях профессионального образования, формирование среды открытого образования;

Вариант 1.1. 2.2.7 - формировании системы трансферов научных знаний и образовательных технологий.

Достаточно большое значение в управлении инновационным процессом имеет развитие консалтинговых организаций. Обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется

одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Развитие консалтинговых организаций (задача 1.1.3) осуществляется при выполнении:

Мероприятие 1.1. 3.1 - Мероприятия по развитию системы сельскохозяйственного консультирования;

Мероприятие 1.1. 3.2 - Мероприятия по повышению качества консалтинговых услуг.

Осуществление мероприятия 1.1.3.1 возможно при:

Вариант 1.1.3.1.1 - создании и увеличении центров трансфера (передачи) технологий. Целью таких центров является содействие развитию инновационной деятельности в зерновом производстве, продвижение конкурентоспособных научно-технических разработок Научно-образовательного комплекса региона на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

Вариант 1.1. 3.1.2 - расширении спектра услуг регионального информационно-консультационный центр, обеспечивающих доступ к консалтинговым ресурсам других организаций - от оказания бесплатных консультационных услуг до проведения обучающих мероприятий и платных услуг.

Мероприятие по повышению качества консалтинговых услуг ( мероприятие 1.1.3.2) осуществляется в результате:

Вариант 1.1.3.2.1 - создания центров трансфера технологий на базе отраслевых институтов и государственных научных центров;

Вариант 1.1.3.2.2 - повышения квалификации персонала системы сельскохозяйственного консультирования в финансовых, экономических, правовых, маркетинговых вопросах и в вопросах внешнеэкономической деятельности.

Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансо-

вых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства - банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности, ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий, венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой для России [6]. Для того чтобы повысить финансовые структуры, необходимо реализовать два основных мероприятия (задача 1.1.4):

Мероприятие 1.1.4.1 - Мероприятия по расширению финансовой структуры инновационной инфраструктуры края с помощью:

Вариант 1.1.4.1.1 - создания региональных венчурных фондов, ориентированных на обслуживание крупных организаций в перспективных разработках, результатов научных достижений еще не опробованных на практике.

Вариант 1.1. 4.1.2 - организации инновационно-инвестиционных фондов, институтов развития для обеспечения долгосрочных вложений, осуществляющие финансирование научно-технических разработок и рисковых проектов.

Мероприятие 1.1.4.2 - Мероприятие по совершенствованию финансовой инфраструктуры инновационной деятельности выполняется с помощью следующих вариантов:

Вариант 1.1.4.2.1 - увеличить размеры финансирования фондов из средств госбюджета в два-три раза, в том числе за счет сокращения базового финансирования организаций государственного сектора науки;

Вариант 1.1.4.2.2 - расширения масштабов выхода организаций со своими новыми разработками на рынки с целью привлечения рыночных денег;

Вариант 1.1.4.2.3 - роста поступлений финансов в результате участия предприятий в международных проектах.

Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете. Увеличение информационно-аналитических организаций (задача 1.1.5) выполняется следующими мероприятиями:

Мероприятие 1.1.5.1 - Мероприятия по организации объектов информационной инфраструктуры;

Мероприятие 1.1.5.2 - Мероприятия построения системы информационной поддержки на основе современных компьютерных технологий. Мероприятие 1.1.5.1 осуществляется в результате:

Вариант 1.1.5.1.1 - создания каталога (банка) инновационных проектов, осваиваемых инноваций и технологий;

Вариант 1.1.5.1.2 - составления электронной базы потенциальных инвесторов и лиц, нуждающихся в высокотехнологичных инвестиционных ресурсах.

Мероприятия построения системы информационной поддержки на основе современных компьютерных технологий (мероприятие 1.1.5.2) включает несколько вариантов (этапов):

Вариант 1.1.5.2.1 - компьютеризация фермерских хозяйств и повышение квалификации фермеров;

Вариант 1.1.5.2.2 - формирование единого информационного пространства для того, чтобы бесплатно получать информацию по сельскохозяйственному производству, праву, технологиям возделывания культур

Вариант 1.1.5.2.3 - переход к использованию новейших информационных технологий в сфере управления производством на всех уровнях путем внедрения электронных систем связи, сетей, вычислительной техники;

Вариант 1.1.5.2.4 - оптимизацию управления производственными процессами (диспетчеризацию производства и внедрение автоматизированных рабочих мест специалистов)

Вариант 1.1.5.2.5 - освоение инновационных технологий с использованием современного потенциала вычислительной техники.

Совершенствование сбытовых организаций (задача 1.1.6) возможно при осуществлении:

Мероприятие 1.1.6 .1 - Мероприятия по созданию и развитию сбытовых объектов инновационной инфраструктуры:

Мероприятие 1.1.6.2 - Мероприятия по активизации продвижения инновационной продукции на рынки со стороны разработчиков

Сбыт - один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей. Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. Создание и развитие сбытовых объектов инновационной инфраструктуры (мероприятие 1.1.6 .1) реализуется с помощью:

Вариант 1.1.6.1.1 - восстановления внешнеторговых объединений; Вариант 1.1.6.1.2 - увеличения специализированных посреднических фирм. Связь между покупателем и производителем осуществляет посредник. Нестабильность и риски препятствуют прямым контактам между производителями и конечными продавцами, которые несклонны прини-

мать рискованные решения. Посредники принимают на себя эти риски, плата за которые достается им в качестве вознаграждения;

Вариант 1.1.6.1.3 - заключения долгосрочных контрактов между сельхозтоваропроизводителями и покупателями. Долгосрочные контракты выстраиваются на основе взаимных интересов. Заключение соглашения является альтернативой преодолению рисков с помощью посредников. Одна сторона контракта знает, что она сможет продать покупателю. Эта информация передается производителю. Производитель не имеет напрямую доступа к покупателю и выполняет заказ. Контракт позволяет ему привлекать инвестиции для производства, т.к. контракт позволяет ему планировать операции.

Мероприятие 1.1. 6.2 может быть достигнуто следующими вариантами:

Вариант 1.1.6.2.1 - проведения выставок специализированной сельскохозяйственной техники;

Вариант 1.1.6.2.2 -на базе агроуниверситетов проведения опытнодемонстрационной деятельности;

Вариант 1.1.6.2.3 - организации постоянно действующей ярмарки инновационных проектов и разработок.

Совершенствование системы государственного управления инновационным процессом в зерновом производстве (проблема 1.2) выполняется при решении следующих задач:

Задача 1.2.1 - Совершенствовать организационно-экономического механизм управления инновационным процессом.

Задача 1.2.2 - Усилить государственную поддержку развития инновационного процесса в зерновом производстве

Совершенствование организационно-экономического механизма

управления инновационным процессом (задача 1.2.1) осуществляется проведением трех основных мероприятий.

Мероприятие 1.2.1.1 - Мероприятия по увеличению экономических мер регулирования управления инновационным процессом путем:

Вариант 1.2.1.1.1 - увеличения налоговых льгот участникам инновационной деятельности. Данную экономическую меру целесообразно использовать тогда, когда эта льгота в течение краткосрочного периода времени компенсируется ростом налоговых поступлений. Решение этих вопросов эффективнее по отношению к местным и региональным налогам (на федеральном уровне достаточно длительно). Как и любой другой вид кредитования, налоговые кредиты должны быть обеспечены гарантиями возмещения налоговых потерь в случае неудачного ведения бизнеса. В таком случае обе стороны, несущие обязательства, будут в равных условиях. Например, возможна схема освобождения от части налогов предприятия, инвестирующего средства в расширение производства, организацию новых рабочих мест, внедрение инновационных проектов. Аргументы по представлению налоговых льгот должны быть подтверждены экономическими расчетами. Факт предоставления льгот по налогам должен быть документально оформлен (договором) со всеми присущими этому действию формальностями;

Вариант 1.2.1.1.2 - предоставления льготных займов на создание инновационного продукта;

Вариант 1.2.1.1.3 - стимулирования создания инноваций. Её инструментом могло бы стать создание в Краснодарском крае региональных банков с участием государства для предоставления кредита предпринимателям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Следует упростить порядок оформления кредитов, а также предусмотреть для малых предприятий рассрочку платежей, что позволит им направлять прибыль на развитие производства;

Вариант 1.2.1.1.4 - стимулирования продажи конечной продукции инновационной деятельности посредством предоставления государствен-

ных гарантий (государственная гарантия — это обязательство со стороны государства покрыть риски по сделке в определенном объеме). Это повышает актуальность создания в России института государственных гарантий по экспорту продукции инновационной деятельности;

Вариант 1.2.1.1.5 - контроля образования цены на научно-

техническую продукцию. Должно быть введено обязательное публичное декларирование организациями стоимости своих услуг;

Вариант 1.2.1.1.6 - совершенствования отношений, связанных с лизингом: предоставлять лизингодателям и арендаторам налоговые и таможенные льготы; пересмотреть подход к определению сроков и лизинговых платежей; для финансовоослабленных и низкорентабельных хозяйств необходимо увеличить срок договора агролизинга, при этом использовать дифференцированные подходы к установлению размеров и форм возмещения лизинговых платежей (денежные, смешанные, компенсационные); для сельхозтоваропроизводителей применять систему гибкого графика лизинговых выплат, в соответствии с производственными циклами и потоками денежных средств и с учетом пожелания лизингополучателя по периодичности и размерам выплат (например, лизинговые платежи выплачивать один раз в год после реализации продукции).

Мероприятие 1.2.1.2 - Мероприятия правового регулирования инновационных процессов на основе:

Вариант 1.2.1.2.1 - разработка правовых норм, связанные с управлением НИОКР, а также деятельности субъектов инновационной инфраструктуры;

Вариант 1.2.1.2.2 - разработка правовых норм, в отношении передачи и использования инноваций.

Мероприятие 1.2.1.3 - Мероприятия по расширению организационных мер совершенствования системы управления инновационным процессом. Данное мероприятие выполняется с помощью:

Вариант 1.2.1.3.1 - пропаганды необходимости инновационного развития в СМИ;

Вариант 1.2.1.3.2 - прогноза, планирования и организации НИОКР (создание инноваций);

Вариант 1.2.1.3.3 - опытного освоения инноваций в производстве;

Вариант 1.2.1.3.4 - введения инноваций в хозяйственный оборот, распространение инноваций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант 1.2.1.3.5 - контроля качества работ и продукции на основе норм и стандартов;

Вариант 1.2.1.3.6 - развития предпринимательства в научнотехнической сфере, а именно институтов коммерциализации результатов научных исследований;

Вариант 1.2.1.3.7 - страхования рисков инновационной деятельности;

Вариант 1.2.1.3.8 - стимулирования труда, повышения квалификации кадров.

На развитие инновационного процесса в зерновом производстве большое воздействие оказывает государство и это влияние следует усиливать. Выполнение данной задачи (задача 1.2.2) решается при осуществлении двух основных мероприятий:

Мероприятие 1.2.2.1 - Мероприятия по созданию специальных финансовых инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, которое реализуется с помощью:

Вариант 1.2.2.1.1 - разработки комплексных целевых программ, ориентированных на создание селекционных достижений, ресурсосберегающих технологий, сельскохозяйственной техники;

Вариант 1.2.2.1.2 - создания специальных фондов и активизации его использования.

Учитывая, что обновление технической базы инновационного процесса в зерновом производстве без участия государства невозможно, то возникает следующее мероприятие:

Мероприятие 1.2.2.2 - Расширение механизмов обновления технической базы инновационного процесса, которое реализуется при:

Вариант 1.2.2.2.1 - субсидировании процентных ставок за банковские кредиты;

Вариант 1.2.2.2.2 - региональном лизинге техники, технологического и лабораторного оборудования, технических средств;

Вариант 1.2.2.2.3 - компенсации части затрат на приобретение техники;

Вариант 1.2.2.2.4 - предоставлении гарантий на приобретение техники;

Вариант 1.2.2.2.5 - субсидировании первоначального взноса приобретения техники по федеральному лизингу;

Вариант 1.2.2.2.6 - выделении средств на разработку и производство новой техники;

Вариант 1.2.2.2.7 -дотировании на покупку элитных семян.

Для решения генеральной цели концепции необходимо рассмотреть проблемы повышения эффективности управления инновационным процессом в зерновом производстве основными из которых являются:

Проблема 2.1 - Увеличение и эффективное использование научнотехнического потенциала;

Проблема 2.2 - Совершенствование инвестиционной политики. Увеличение и эффективное использование научно-технического потенциала (проблема 2.1) реализуется выполнением следующих задач:

Задача 2.1.1 - создать правовые, организационные, экономические условия для осуществления научно-технической деятельности. Данная задача решается при выполнении:

Мероприятие 2.1.1.1 - Мероприятия по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в сельском хозяйстве, в зерновом производстве в частности.

Вариант 2.1.1.1.1 - разработка и принятие федеральных и региональных законов и других нормативных документов, в которых должно быть определено отношение государства к развитию инновационных процессов в отрасли, определены ответственность государственных заказчиков НИОКР, в плане использования результатов НИОКР, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в инновационную деятельность;

Вариант 2.1.1.1.2 - совершенствование нормативно-правового регулирования в области создания, передачи, защиты и охраны интеллектуальной собственности.

Мероприятие 2.1.1.2 - Мероприятия по созданию организационноэкономических условий эффективного использования научнотехнического потенциала:

Вариант 2.1.1.2.1 - укрепление связей между научно-технической сферой и сферой производства;

Вариант 2.1.1.2.2 - разработка инновационных прогнозов в зерновом производстве для региона;

Вариант 2.1.1.2.3 - повышение эффективности использования бюджетных средств в научно-технической деятельности. Необходимо мобилизовать бюджетное финансирование инноваций на преодоление его ограниченности и распыленности, более эффективно при этом использовать возможности, других источников инвестирования инновационной деятельности (собственных средств, внебюджетных фондов, финансовых средств отечественных и международных кредитных организаций и т.п.);

Вариант 2.1.1.2.4 - повышение конкурентоспособности организаций научно-технической деятельности (совершенствование самой сельскохозяйственной техники, развитие центров сервисного обслуживания);

Вариант 2.1.1.2.5 - обеспечение воспроизводства кадрового потенциала для научно-технической сферы.

Совершенствование инвестиционной политики (проблема 2.2) возможно при решении таких задач как:

Задача 2.2.1 - Повысить инвестиционную привлекательность зернового производства;

Задача 2.2.2 - Развить инвестиционную политику.

Повышение инвестиционной привлекательности зернового производства (задача 2.2.1) возможно при осуществлении:

Мероприятие 2.2.1.1 - Мероприятие по проведению оценки инвестиционной привлекательности региона, которое включает характеристику:

Вариант 2.2.1.1.1 -инвестиционной привлекательности самого региона; на данном этапе анализируется существующая нормативнозаконодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и др.;

Вариант 2.2.1.1.2 - инвестиционной привлекательности конкретных объектов инвестирования, при котором анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

Мероприятие 2.2.1.2 - Мероприятия поддержки государством расширенного воспроизводства преимущественно интенсивного типа на основе:

Вариант 2.2.1.2.1 - направлении инвестиций в эффективно работающие крупные зернопроизводящие хозяйства специализированных зон про-

изводства озимой пшеницы с относительно дешевым технологическим процессом выращивания и получением зерна высокого качества;

Вариант 2.2.1.2.2 - бюджетном финансировании вновь созданных организаций, но лишь на начальном этапе их работы (в дальнейшем они должны стать прибыльными).

Решение задачи 2.2.2 сосредоточено в реализации таких мероприятий как:

Мероприятие 2.2.2.1 - Мероприятия по развитию инвестиционной инфраструктуры, призванная направлять потоки капитала, связывать держателя средств с получателем. С ее помощью распространяется информация, минимизируются риски, повышается эффективность. Мероприятие 2.2.2.2.1 выполняется при:

Вариант 2.2.2.1.1 - создании инвестиционных фондов (держатели долгосрочных и больших по объемам капиталов);

Вариант 2.2.2.1.2 - развитии сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Мероприятие 2.2.2.2 - Мероприятия совершенствования инвестиционной поддержки:

Вариант 2.2.2.2.1 - долгосрочное кредитование с низкой процентной ставкой. Использование данной модели вполне обосновано, поскольку развитие зернового производства носит стратегический характер;

Вариант 2.2.2.2.2 - проектное финансирование, т.е. в виде разового кредита или путем открытия кредитной линии как в рамках лимитов, устанавливаемых на предприятии;

Вариант 2.2.2.2.3 - субсидирование процентных ставок за счет федеральных и региональных бюджетов по привлекаемым долгосрочным кредитам;

Вариант 2.2.2.2.3 - создание конкурентной среды на рынке кредитования АПК (в настоящее время ОАО «Россельхозбанк» является бесспорным монополистом).

Принятая схема построения концепции является эффективной в решении основной цели, а полученный при этом материал является исходным пунктом в подготовке нормативно-правовых документов,

Министерство сельского хозяйства

Федеральная инновационная политика

Региональная инновационная политика

-увеличение эконо^шчес^с. организационных и правовых мер регулирования -создание специальных инструментов государственной поддержки -обновление технической базы

Инфраструктура инновационной деятельности

-расширение производственно-техническои структуры —увеличение кадровой и образовательной структур —развитие консалтинговых организаций —расширение финансовых структур -увеличение информационно-аналитических организаций -совершенствование сбытовых организаций

—совершенствование законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность —создание организационно-экономических условий эффективного использования НТП

Инвестиционная политика

регионов

оценка инвестиционной привлекательности ] поддержка государством расширенного

---воспроизводства преимущественно интенс! [ВНОГО типа

---развитие инвестиционной инфраструктуры

совершенствование инвестиционной подде] 1ЖКИ

Координационный совет

Субъект хозяйствования Рисунок 2 - Модель инновационного управления зерновым производством

Ьйр://еі

выработки инновационной политики в регионе.

Разработка концепции инновационного развития зернового производства региона позволяет сформулировать модель инновационного управления в зерновом производстве в качестве самостоятельного института развития, определяющего цели и приоритеты, механизмы и ресурсы технологических, организационных и маркетинговых инноваций зернового производства для повышения конкурентоспособности организаций, территориальных кластеров и региона.

Модель инновационного управления, на основе концепции инновационного развития зернового производства региона отражена на рисунке 2.

Данная модель охватывает весь спектр проблем, решение которых совершенствует всю систему управления инновационным процессом в зерновом производстве и АПК в целом.

Список использованных источников

1. Костяев, А. И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: Методология и методы - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2003. -285 с.

2. Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова, А. А. Денисов. - СПб. : Изд. СПГГТУ, 1998. - 510 с.

3. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации".

4. Боджаева, В. В. Приоритеты инновационного развития агропромышленного комплекса региона / В. В. Боджаева// Вестник Алтайского государственного аграрного университета №10 (60), 2009, с. 27

5. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред. И.Г.Ушачев, И.Т.Трубилин, Е.С.Оглоблина, И.С.Санду. М.: КолосС, 2007. - 636 с.

6. Баутин, В. М. Инновации, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура агропромышленного комплекса России / В.М. Баутин, В.Ф. Федоренко, В. Д. Костин М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. - 300 с.

7. Нечаев, В. И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: Монография/ В. И. Нечаев, Ю. И. Бершицкий, С. М. Резниченко. - СПб.: Издательство «Лань», 2009. -с. 23.

8. Ремезков А.А. Роль государства в развитии интеграционных связей / А. А. Ремезков, В.В. Говдя, Ж.В. Дегальцева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2004. - №05(7). С. 62 - 85. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2004/05/pdf/07.pdf.

9. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до

2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.