Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ / МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седых К. В., Слинько А. А.

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы . Особенности современной политики российского государства по вопросам развития национального электроэнергетического комплекса обусловлены необходимостью обеспечения энергетической безопасности России как важного направления государственной политики. Ц е л ь . Проанализировать современную политику Российской Федерации по совершенствованию отечественной электроэнергетики с акцентом на технологические и институциональные проблемы функционирования отрасли, решение которых необходимо для дальнейшего развития электроэнергетической сферы. М е т о д о л о г и я . Использованы такие методы научного исследования как сравнительный метод, исторический метод, анализ источников.Р е з у л ь т а т ы и в ы в о д ы . Экономическая основа стабилизации политической системы России подкрепляется консолидирующей ролью страны на мировом энергетическом рынке. Борьба за энергетические ресурсы является важнейшим фактором современного мирового политического процесса, динамика развития которого под влиянием глобализации приобретает новые черты. Неоспоримым фактом является социальная и экономическая важность электроэнергетического сектора для национального и международного рынков. Геополитическое значение энергетики повышает степень значимости объектов электроэнергетики для современного российского государства.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ELECTRIC POWER INDUSTRY

T h e re l e v a n ce o f t h e t o p i c . The peculiarities of the modern policy of the Russian state on the development of the national electric power complex are conditioned by the need to ensure the energy security of Russia as an important direction of state policy. G o a l . To analyze the current policy of the Russian Federation to improve the domestic electric power industry with an emphasis on the technological and institutional problems of the functioning of the industry, the solution of which is necessary for the further development of the electric power sector. M e t h o d o l o g y. Such methods of scientific research as the comparative method, the historical method, and the analysis of sources were used. R e s u l t s a n d c o n c l u s i o n s . The economic basis for the stabilization of Russia’s political system is supported by the country’s consolidating role in the global energy market. The struggle for energy resources is the most important factor in the modern global political process, the dynamics of which under the influence of globalization acquires new features. The indisputable fact is the social and economic importance of the electric power sector for national and international markets. The geopolitical importance of energy increases the degree of importance of electric power facilities for the modern Russian state.S c o p e o f a p p l i c a t i o n . The results of the study can be used in the development of economic development programs.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ»

та Российской Федерации, Центр перспективных управленческих решений, 2021 — 118 с. — URL: https://ach.gov.ru/upload/pclf/3an11cKa_Ka-дры_30.04.2021.pdf

4. Зеленцова С. Ю. Цифровая трансформация государственного управления как результат национальных проектов в субъектах Российской Федерации / С. Ю. Зеленцова, Н. Ю. Кауфман // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 2 (53). — С. 32—37.

LITERATURE

1. On the State Civil Service of the Russian Federation : Federal Law No. 79-FZ of 27.07.2004 [Electronic resource]. — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/f2 098ea2a02649dbfb564c92c24dd4b4acf46eff/

2. The methodology of conducting competitions for the vacant position of the state civil service of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra, for inclusion in the personnel reserve of the

УДК 321.02

Department of State Civil Service and Personnel Policy of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra [Electronic resource]. — URL: https://depgs.admhmao.ru/vakansii/2142750/ metodika-provedeniya-konkursov-na-zameshchenie-vakantnykh-dolzhnostey-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-s/

3. Bayteryakov S. \ '. Personnel policy in the civil service: current problems and necessary changes [Electronic resource] / S. V. Bayteryakov, A. V. Baryshnikova, V. K. Kopyt, A. Filippova, D. 0. Shubina : edited by M. S. Shklyaruk. — Moscow : Accounts Chamber of the Russian Federation, Center for Advanced Management Solutions, 2021 — 118 p. — URL: https://ach.gov. ru/upload/pdf/3aniicKa_Ka,D;pi>i_30.04.2021.pdf

4. Zelentsova S. Yu, Digital transformation of public administration as a result of national projects in the subjects of the Russian Federation / S. Yu. Zelentsova, N. Yu. Kaufman // Region: systems, economics, management. — 2021. — № 2 (53). — Pp. 32—37.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Коды JEL: Z18, R59

Седых К. В., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: kafppiMvrn,ranepa,ru

Слинько А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: kafppiMvrn.ranepa,ru

Поступила в редакцию 25.05.2023. Принята к публикации 26.06.2023

Аннотация.

Актуальность темы. Особенности современной политики российского государства по вопросам развития национального электроэнергетического комплекса обусловлены необходимостью обеспечения энергетической безопасности России как важного направления государст венной политики,

Цель. Проанализировать современную политику Российской Федерации по совершенствованию отечественной электроэнергетики с акцентом на технологические и институциональные проблемы функционирования отрасли, решение которых необходимо для дальнейшего развития электроэнергетической сферы,

Методология. Использованы такие методы научного исследования как сравнительный метод, исторический метод, анализ источников.

Результаты и выводы. Экономическая основа стабилизации политической системы России п одкрепляется консолидирующей рол ью страны на мировом энергетическом рынке. Борьба за энергет ические ресурсы является важнейшим фактором современного мирового политического процесса, динамика развития которого под влиянием глобализации приобретает новые черты,

Неоспоримым фактом является социальная и экономическая важность электроэнергетического сектора для национального и международного рынков. Геополитическое значение энергет и-

ки повышает степень значимости объектов электроэнергетики для современного российского государства,

Область применения. Резул ьтат ы исследования могут быт ь исп ол ьзованы при разработ ке программ экономического развития,

Ключевые слова: государственная политика в области электроэнергетики, мировой энергетический рынок, энергетическая безопасность, политизация мировой энергетической сферы, экологические проблемы,

UDC 321.02

CURRENT ISSUES OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ELECTRIC POWER INDUSTRY

JEL Codes: Z18, R59

Sedykh К. V., Postgradua te studen t, Russian Presiden tial Academy of Na tion al Econ omy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: kafppiMvrn,ranepa,ru

Slinko A. A., Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Departmen t of Political Science and Political Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: kafppiMvrn,ranepa,ru

Annotation.

The relevance of the topic. The peculiarities of the modern policy of the Russianstate on the development of the national electric power complex are conditioned by the need to ensure the energy security of Russia as an important direction of state policy.

Goal. To analyze the current policy of the Russian Federation to improve the domestic electric power in dustry with an emphasis on the technological and institution al problem s of the function ing of the in dustry, the solution of which is necessary for the further developmen t of the electric power sector.

Methodology. Such methods of scientific research as the comparative method, the historical method, and the an alysis of sources were used,

Results and conclusions. The economic basis for the stabilization of Russia's political system is supported by the coun try's consolidating role in the global energy market, The struggle for energy resources is the most importan t factor in the m odern global political process, the dynam ics of which under the influence of globalization acquires new features.

The indisputable fact is the social and economic importance of the electric power sector for national and in ternational m arkets. The geopolitical importance of energy increases the degree of importance of electric power facilities for the modern Russian state.

Scope of application. The results of the study can be used in the development of economic development programs.

Keywords: state policy in the field of electric power industry, world energy market, energy security, politicization of the world energy sector, en vironmen tal problems.

Введение

Российская Федерация в силу своего географического расположения и территориальной протяженности обладает значительным объемом различных природных ресурсов, и серьезную его часть составляют ресурсы энергетического характера. Иногда это создает иллюзорное впечатление, что природные ресурсы бесконечно восполняемы и неиссякаемы, что явно ошибочно. Вместе с тем, именно объем и устойчивый характер имеющихся в распоряжении

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-60-1-122-127

государства природных ресурсов позволяет выстраивать государственную политику в энергетической отрасли с прицелом на долгосрочную перспективу Безусловно, ключевым направлением деятельности отечественного энергетического комплекса выступает обеспечение его стабильного и устойчивого функционирования с одновременным поступательным развитием энергетического хозяйства и инфраструктуры. Кроме того, разумное управление на национальном уровне оказывает позитивное влня-

ние п на международные отношения, в первую очередь — торговые.

Особенности современной государственной политики в контексте развития национального электроэнергетического комплекса

Электроэнергетика является основой любой профессиональной деятельности, вне зависимости от ее масштабов и конкретной отрасли, которая обеспечивается электричеством. Согласно статистике, в среднем доля электроэнергетики в ВВП России ежегодно составляет в среднем от 3 до 6 % [3].

Основная нагрузка российской электроэнергетической системы — это тепловые электростанции (ТЭС), на втором месте — гидроэлектростанции (ГЭС), среди которых есть достаточно крупные ввиду значительного количества полноводных рек. Однако уровень выработки электроэнергии ГЭС нестабилен из-за зависимости гидрологической обстановки на реках от множества различных факторов — в первую очередь, от экологического состояния водных артерий.

Политика государства в отношении электроэнергетики построена через систему управления с помощью монополизации сектора. В частности, за бесперебойное и устойчивое функционирование упомянутых выше ГЭС «отвечает» «РусГидро» — группа компаний, составляющих одни из крупнейших в стране энергетических холдингов и контролирующих все ГЭС на территории страны. Для управления атомными электростанциями (АЭС) в 2007 году была создана профильная государственная корпорация, главной целью деятельности которой является обеспечение стабильности функционирования, сохранение целостности и развитие атомной промышленности государства, с отдельным вниманием к коммерческой составляющей. К слову, именно «Росатом» можно представить в качества примера корпорации, успешно представляющей российское государство на международном уровне — например, это касается мирового рынка ядерного топлива для АЭС и оказания услуг по обогащению урана, где Россия традиционно занимает высокие позиции, а по второму показателю обладает половиной мирового объема сектора [5; 7].

Интересно, что государственная политика в сфере электроэнергетики достаточно часто использует частные инвестиции. В разрезе статистики можно наблюдать, как в разные годы новой истории России показатели участия предпринимательского сектора достигали местами 50 % н более от общего числа финансовых вливании. В этот показатель, в том числе, входят и иностранные инвестиции, которые также пе-

риодически достигали 1/3 от общего числа частных инвестиций в отрасль [1; 9].

При всем этом, в современной российской электроэнергетической политике есть ряд существенных проблем, ключевой из которых можно назвать отсутствие работы по развитию альтернативных источников энергии. Это негативно влияет и на экологическую ситуацию, и на проблему восполняемости природных ресурсов, н одновременно показывает консервативный характер электроэнергетической политики государства. Кроме того, электроэнергетические ресурсы в последние годы регулярно используются как одни нз сильнейших геополитических «рычагов» в диалоге с европейскими странами. [2]

В то же время эксперты обращают внимание на высокий процент износа электроэнергетической инфраструктуры — в некоторых регионах страны этот показатель давно превысил 50 %, что повышает аварийность, подвергает опасность жизнь населения.

Особое значение имеет истощение доступных и экономически-рентабельных нефтегазовых месторождений, ведется разработка новых участков, но отдача от них из-за географической удаленности и геологической труднодоступно-сти, а так же качество содержащихся углеводородов значительно ниже. В результате, капитальные затраты на порядок выше показателей на старых месторождениях.

Дефицит углеводородного сырья, усугубляемый субъективными катаклизмами, усиливает политизацию мировой энергетической сферы. Россия, стремясь обеспечить прохождение каспийских н прикаспийских ресурсов по своей территории, предлагает маршруты, альтернативные западным проектам. Среди них — магистрали «Транснефти» (нефтепроводы Баку — Новороссийск, Атырау — Самара), Каспийского Трубопроводного Консорциума, а так же Газпрома, включая строительство нового газопровода вокруг Каспийского моря.

Необходимо отметить, что трансформация мировой энергетики происходит достаточно медленно. Согласно расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), с 1973 года соотношение между основными и неосновными источниками энергии практически не изменилось. Немного оно должно измениться к 2030 году: по разным оценкам, на возобновляемую, альтернативную и прочую нетрадиционную энергию будет приходиться от 11,4 до 13,5 % мирового энергоснабжения. Другими словами, в ближайшее десятилетие мировое сообщество будет удовлетворять энергетические потребности, главным образом, за счет пяти традиционных источников энергии, а ждать прорыва на нетрадиционном направлении не приходится.

В этих условиях повышается роль России, особенно в продвижении энергии. Доля атомной энергии в мировом энергоснабжении к 2030 году может вырасти до 7 %, превысив показатель 2005 года на 24 %. Укрепление российской энергетики и ее основы в виде роста добычи природного газа, нефти, угля и развитие атомной энергетики — главные тренды экономического прогресса России. Экономическая основа стабилизации политической системы России подкрепляется консолидирующей ролью страны на мировом энергетическом рынке. Таким образом, экономическая модель развития России является надежной базой политической системы, которая в условиях постоянной модернизации может стабильно развиваться в ближайшие десятилетия.

Таким образом, подводя итог краткому анализу проблемных аспектов современной государственной политики России в сфере электроэнергетики, обозначим наиболее важные, на наш взгляд, с точки зрения степени проблем-ности направления для совершенствования:

— поддержка и развитие строительства объектов электроэнергетической отрасли, с учетом современных мировых требований к научно-техническому состоянию и экологическим стандартам таких объектов:

— расширение конкурентоспособности отрасли н уход от повсеместной монополизации процессов, формирование внутреннего рынка ресурсов, в том числе и в отношении конкурентоспособности рынка потребления:

— установление стабильных международных отношений с со странами-партнерами в вопросе развития электроэнергетического сектора и торговли [12] и т. д.

Стоит отметить, что государство совершает поступательные движения в сторону решения обозначенных вопросов. Например, дорожную карту по поддержке «зеленых финансов» Правительство России активно обсуждает с экспертами Внешэкономбанка. Соответствующее Распоряжение было принято летом 2021 года н подразумевает, в частности, в числе приоритетов — снижение выбросов загрязняющих веществ н парниковых газов, повышение эффективности использования ресурсов, энергосбережение. Подчеркивается, что проект в целом должен позитивно сказываться на состоянии окружающей среды. В идеале предполагается, что переход к «зеленым» проектам увеличит инвестиционную привлекательность отечественной электроэнергетики, повысит социальную ответственность участников правоотношений, создаст позитивное впечатление об отрасли и ее представителях в глазах потребителей.

Ряд стратегических инициатив, крайне важных для развития российской электроэнер-

гетики, предусмотрены и в принятом в октябре 2021 года Распоряжении Правительства России, которым был утвержден комплекс целей, задач, ожидаемых результатов развития и совершенствования электроэнергетического сектора. К таковым, в частности, относятся развитие электротранспорта, рост мощностей возобновляемой энергетики, создание отечественной системы обращения сертификатов происхождения электроэнергии на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродных генерирующих объектах, увеличение финансирования на повышение экологичности энергетики и транспорта н т. д. [8]

Важным направлением государственной политики в отношении электроэнергетики выступает совершенствование и обеспечение энергетической безопасности России. Надежность и гарантированность электроэнергетики, защита от совершения диверсий и правонарушений на объектах электроэнергетики — ключевое требование, которое регулярно высказывает население к представителям власти в регионах. [6]

Выводы

Неоспоримым фактом является социальная н экономическая важность электроэнергетического сектора как для национального российского рынка, так и для торговли международного уровня. Кроме того, в последние годы электроэнергетика нередко используется как одни нз элементов геополитического диалога со зарубежными странами, что повышает степень значимости объектов электроэнергетики для современного российского государства. Однако, несмотря на это, ситуация в области электроэнергетики продолжает оставаться достаточно проблемной, а местами — даже критичной.

Политика государства в отношении совершенствования и развития отечественной электроэнергетики поступательна и даже в какой-то степени существенна, на что указывает и уровень финансовых вливаний, и совершенствование нормативно-правовой базы, тем не менее, степень износа инфраструктуры отрасли продолжает неуклонно расти, что негативно сказывается н на обеспечении потребителей продуктами работы отрасли, и на энергетической безопасности объектов. Представляется необходимым обратить внимание именно на технологические и институциональные проблемы функционирования отрасли, которые составляют основу для дальнейшего усовершенствования электроэнергетической сферы. В сложившихся внешних н внутренних условиях это представляется наиболее важным.

Борьба за энергетические ресурсы является важнейшим фактором современного мирово-

го политического процесса, динамика развития которого под влиянием глобализации приобретает новые черты. [11] Недостаточное количество собственных энергетических ресурсов в развитых странах определяет их внешнюю политику, в которой выражается озабоченность энергетической зависимостью от других стран, что позволяет говорить о существовании «энергетического фактора» в современных международных отношениях.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова С. В. Организация государственной энергетической политики в России / С. В. Данилова, Е. А. Маслихова, Н. В. Зяблиц-кая //Алтайский вестник Финуниверситета. — 2019. — № 4. — С. 119—128.

2. Ефремов И. В. Электроэнергетика и ее роль в энергетической политике России / И. В. Ефремов // Власть. — 2011. — № 7. — С. 89—93.

3. Карпанова JIt Д Финансово-экономическое обеспечение инновационных процессов в топливно-энергетическом комплексе России / JI. Д. Карпанова, Т. В. Погодина // Экономика. Налоги. Право. — 2019. — № 12 (3). — С. 77—85.

4. Комков Н. И. Модернизация национальной энергетической системы как геополитический фактор устойчивого развития / Н. И. Комков, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2014. — № 18. — С. 4—10.

5. Локтионов В. И. Россия на пути к устойчивой энергетике / В. И. Локтионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — № 4. Т. 14. — С. 725—740.

6. Локтионов В. И. Дефицит инвестиций как стратегическая угроза энергетической безопасности России / В. И. Локтионов, О. В. Мазурова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — № 7. Т. 14. — С. 1305—1318.

7. Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года : распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 года № 1523-р. Собрание законодательства РФ. — 15.06.2020. — № 24. — Ст. 3847.

8. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Пра-

вительства РФ от 06.10.2021 года № 2816-р. Собрание законодательства РФ. — 11.10.2021. — № 41. — Ст. 7051.

9. Рязанова М. О. Факторы многостороннего энергетического сотрудничества стран БРИКС / М. О. Рязанова//Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 5. — С. 116—127.

10. Сергеев Н. Н. Механизмы государственного регулирования устойчивого развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации / Н. Н. Сергеев, А. С. Жвакин // Ars Aclministrandi. — 2018. — Т. 10. № 2. — С. 217— 234.

11. Слинько А. А. Интернационализация мирового экономического и политического пространства / А. А. Слинько, Н. А. Агошкова, В. А. Деревянко // Регион: системы, экономика, управление. —2022. — № 1 (56). — С. 172—176.

12. Федина Е. Н. Обеспечение энергетической безопасности России: политико-управленческие и технологические аспекты в условиях финансово-экономического кризиса / Е. Н. Федина, Г. Н. Утенков, Е. А. Горшков // Вопросы управления. —2020. —№ 1 (62). — С. 192—212.

LITERATURE

1. Danilova S. И Organization of state energy policy in Russia / S. V. Danilova, E. A. Maslikhova, N. V. Zyablitskaya // Altai Bulletin of the Financial University. — 2019. — No. 4. — Pp. 119—128.

2. Efremov I. \'. Electric power industry and its role in the energy policy of Russia /1. V. Efremov // Power. — 2011. — No. 7. — Pp. 89—93.

3. Karpanova L. D. Financial and economic support of innovative processes in the fuel and energy complex of Russia / L. D. Karpanova, Т. V. Pogodina // Economy. Taxes. The right. — 2019. —№ 12 (3). — Pp. 77—85.

4. Komkov N. I. Modernization of the national energy system as a geopolitical factor of sustainable development / N. I. Komkov, M. N. Dudin, N. V. Lyasnikov // MIR (Modernization. Innovation. Development). —2014. — No. 18. — Pp. 4—10.

5. Loktionov \.' I. Russia on the way to sustainable energy / V. I. Loktionov // National interests: priorities and security. — 2018. — No. 4. Vol. 14. — Pp. 725—740.

6. Loktionov \I. Investment deficit as a strategic threat to Russia's energy security / V. I. Loktionov, О. V. Mazurova // National interests: priorities and security. — 2018. —No. 7. Vol. 14. — Pp. 1305—1318.

7. On approval of the Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035 : Decree of the Government of the Russian Federation dated 09.06.2020 No. 1523-r. Collection of legislation of the Russian Federation. — 15.06.2020. — No. 24. — Article 3847.

8. On approval of the list of initiatives for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030 : Decree of the Government of the Russian Federation No. 2816-r dated 06.10.2021. Collection of legislation of the Russian Federation. — 11.10.2021. — No. 41. — St. 7051.

9. Ryazanova M. O. Factors of multilateral energy cooperation of the BRICS countries / M. O. Ryazanova // Russian Foreign Economic Bulletin. — 2019. — No. 5. — Pp. 116—127.

10. Sergeev N. N. Mechanisms of state regulation of sustainable development of the fuel and energy complex of the Russian Federation / N. N. Sergeev, A. S. Zhvakin // Ars

УДК 331.101.3

Administrando — 2018. — Vol. 10. No. 2. — Pp. 217—234.

11. Slinko A. A. Internationalization of the world economic and political space / A. A. Slinko, N. A. Agoshkova, Vi A. Derevyanko // Region: systems, economics, management. — 2022. — Ño. 1 (56). — Pp. 172—176.

12. FedinaE. N. Ensuring energy security of Russia: political, managerial and technological aspects in the conditions of the financial and economic crisis / E. N. Fedina, G. N. Utenkov, E. A. Gorshkov // Questions of management. — 2020. —№ 1 (62). — Pp. 192—212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Коды JEL: J 24, М 12, М 14.

Шершень И. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: inga_shershen@mail.ru; SPIN-код: 9781-7119

Емельянова О. Я., кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики труда и основ управления, Воронежский государственный университет, доцент кафедры общей педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Россия E-mail: olga-emel@rambler.ru; SPIN-код: 2095-3876

Поступила в редакцию 14.06.2023. Принята к публикации 25.06.2023

Аннотация

Актуальность темы. Проблема профессиональной адаптации государственных гражданских служащих является одной из ключевых в системе государственного управления, поскольку от успешности ее решения зависят результаты реализации общегосударственных программ и проектов. Динамичность социально-экономических процессов в современном российском обществе обуславливает необходимост ь гибкого реагирования исполнительной власти на внешние вызовы, умения быстро адаптироват ься к изменениям и принимат ь взвешенные рационал ьные решения в условиях неопределенности,

Цель. Обзор проблем в управлении профессиональной адаптацией государственных гражданских служащих, определение направлений их решения и предложение рекомендаций по совершенствованию адаптационных процессов в кадровом менеджменте государст венной гражданской службы регионального уровня,

Методология. В процессе исследования использованы методы системного, сравнительного, логического, факторного, экономико-статистического, кластерного, причинно-следственного анализа,

Результаты и выводы. На процесс адаптации служащих огромное влияние оказывает организационная культура структуры госслужбы, транслирующая ценностные ориентации, задающая вектор мотивации и способствующая формированию профессиональной идентичности, Существующее организационное обеспечение процесса адаптации нуждается во внедрении новых инструментов и мероприятий по сопровождению процесса адаптации, Внедрение ассесмент -центра, модели процесса управления адаптацией и формирование профессионально-ориентированной информационно-образовательной среды будет способствовать совершенствованию адаптационных процессов в системе госслужбы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.