Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования и развития рекреационного потенциала Украины'

Актуальные вопросы формирования и развития рекреационного потенциала Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саломатина Л. Н.

Наведено основні підходи що формування і розвитку рекреаційного потенціалу на основі виділення двох складових матеріально-технічної бази і природних рекреаційних ресурсів. Показано роль у цьому процесі інноваційної, інвестиційної та комерційної діяльності. Аргументовано необхідність відповідного механізму управління рекреаційною діяльністю.Приведены основные подходы к формированию и развитию рекреационного потенциала на основе выделения двух составляющих материально-технической базы и природных рекреационных ресурсов. Показана роль в этом процессе инновационной, инвестиционной и коммерческой деятельности. Аргументируется необходимость соотвествующего механизма управления рекерационной деятельностью.Basic approaches to formation and development of recreational potential are presented on the basis of distinguishing two components of material and technical base and natural recreational resources. The role of innovation, investment and commercial activities is reasoned.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования и развития рекреационного потенциала Украины»

Л.Н. Саломатина

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УКРАИНЫ

Особенностью экономического развития государств мирового сообщества является широкомасштабное использование инноваций во всех сферах экономики, в том числе и рекреационной, которая имеет значительный удельный вес в совокупном валовом продукте развитых стран.

В Украине в условиях становления рыночных отношений рекреационный сектор экономики развивается менее быстрыми темпами, чем другие секторы непроизводственной сферы. Наряду со многими причинами основная из них -слабая инновационно-инвестиционная активность в формировании и использовании рекреационного потенциала Украины. Повышение этой активности во многом определяется уровнем разработки рекреационного законодательства, системой стандартизации, лицензирования и сертификации рекреационной деятельности, уровнем экологических норм и стандартов, созданием кадастров рекреационных ресурсов и служб их учета и охраны, зонированием рекреационных территорий.

Определение направлений развития рекреационной отрасли на основе активизации инновационо-

инвестиционной деятельности, где экономический эффект проявляется в учреждениях лечения, отдыха и туризма, требует рассмотрения рекреационной сферы с позиции двух ее основных составляющих - материально-технической базы и природных рекреационных ресурсов.

Материально-техническая база рекреации - это прежде всего основные

фонды, здания и сооружения, предназначенные для оказания услуг рекреационного характера. Природные рекреационные ресурсы - это компоненты географической среды и объекты антропогенной деятельности.

Специалисты [1, 9] выделяют семь основных видов рекреационных ресурсов: бальнеологические - разведанные и утвержденные запасы минеральных вод; бальнеогрязевые - запасы грязи, предполагаемые к использованию; фитолечебные - массивы лесных и парковых насаждений; ландшафтные -для длительного отдыха; климатические -для продолжительного отдыха и санаторно-курортного лечения; пляжные - для всех видов отдыха и лечения; познавательные - для туризма.

Особая важность выделения указанных двух составляющих рекреационного потенциала Украины для активизации инновационно-

инвестиционной деятельности состоит в том, что материально-техническая база -это созданные человеком рекреационные объекты, которые вместе с природными рекреационными ресурсами определяют рекреационную мощность страны. Природные рекреационные ресурсы непосредственно связаны с природной средой и ее экологическим состоянием.

Формирование и использование рекреационного потенциала на основе инновационно-инвестиционной деятельности имеет существенные различия в рамках выделенных двух составляющих. Если природные рекреационные ресурсы,

непосредственно связанные с природной средой, требуют бережного отношения и рационального их использования при

© Саломатина Лилия Николаевна - доктор экономических наук, зав. отделом. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.

ISSN 1562-109X

оказании рекреационных услуг, то материально-техническая база должна формироваться и развиваться в таком направлении, когда наряду с увеличением рекреационных услуг не наносится ущерб природным

рекреационным ресурсам.

При формировании рекреационного потенциала материально-техническую базу также можно рассматривать в качестве ресурса рекреационной деятельности. В табл. 1 приведены ресурсы, которые используются в инновационно-инвестиционной деятельности рекреационных объектов.

Категория ресурсов Возможные виды ресурсов

1. Материально-технические Здания, инженерные сооружения

2. Природные Земельные участки, водные акватории, географические особенности, климат, состояние окружающей среды

3. Социальные Численность занятых в рекреационной сфере, профессионализм, заработная плата, премии

4. Финансовые Денежные средства, ценные бумаги, кредиты, договоры, страховки

5. Организационные Структура организации, концепция управления, корпоративная культура

Таблица 1. Ресурсы, используемые в инновационно-инвестиционной деятельности рекреационных объектов

Материально-техническая составляющая рекреационных ресурсов характеризуется сетью лечебно-курортных учреждений, туристических центров, домов и баз отдыха, пансионатов. Анализ показывает, что основная часть из указанных объектов

была построена в то время, когда Украина входила в состав бывшего СССР. В табл. 2 приведена структура лечебно-курортных учреждений,

туристических центров, домов и баз отдыха, пансионатов [7, 516 ].

Таблица 2. Санатории и учреждения отдыха [7, 516 ]

1985 1990 1995 2000 2001 2001/02 2002/03 2003/04

Санатории и пансионаты

с лечением 517 505 551 549 555 544 536 531

койко-мест, тыс. 153 154 159 151 151 151 147 147

Из общего количества

санаториев и пансионатов

с лечением

детские санатории 211 194 199 185 188 183 180 177

койко-мест, тыс. 38 39 37 35 38 38 37 36

Санатории-профилактории 481 556 517 377 357 334 325 311

койко-мест, тыс. 44 55 43 31 29 28 27 25

Сооружения и пансионаты

отдыха 297 332 294 266 273 290 292 302

в них мест, тыс. 101 115 83 63 61 63 62 62

Базы и другие учреждения

отдыха 1944 2213 1862 2010 2015 1982 2005 2033

в них мест, тыс.

274 302 263 238 236

236

236

231

"Т"

С 2002 г. изменился период, за который подается статистическая отчетность, 2001/2002 г. означает 12 месяцев (с 1 октября 2001 г. по 30 сентября 2002 г.)

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что продуктивно активные объекты рекреационных услуг из года в год сокращаются. В годы независимости преобразования в этой сфере имели в основном структурный характер и были связаны с приватизацией и акционированием рекреационных

объектов. В Крыму за период реформирования экономики изменили форму собственности 70% предприятий рекреационной сферы [5, 69]. Курортно-рекреационный комплекс, как известно, был ведомственным и дотационным, не платил налоги, даже не имел соответствующей отчетности. Практика показывает, что за годы независимости ведомственная принадлежность многих лечебно-курортных учреждений

отрицательно сказалась на

инновационно-инвестиционной деятельности в связи с отсутствием финансовых средств на эти цели, что нашло свое отражение в старении и

износе основных фондов, снижении эффективности использования

рекреационных ресурсов. Например, в Крыму ежегодное обновление основных фондов за постперестроечное время составляет от 21 до 2% [2, 15].

Следует отметить, что Крымский регион занимает одно из ведущих мест в Украине по числу санаторно-курортных учреждений. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в табл. 3. В межрайонном территориальном разделении труда Крым выделяется прежде всего производством туристско-экскурсионных и лечебно-оздоровительных услуг (70 и 11% от всех целей посещения для организованных рекреантов) [6]. В то же время, как показывает анализ основных показателей финансовой деятельности санаторно-курортных учреждений

Крыма, начиная с 2001 г. наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества убыточных предприятий [4, 29].

Таблица 3. Санатории и пансионаты с лечением, сооружения и пансионаты отдыха [7, 516]

Санатории и пансионаты Сооружения и пансионаты

с лечением отдыха

Количество Из них в месяц Количество Из них в месяц

(20032004) 1990 1995 2000 2003/ 2004 (20032004) 1990 1995 2000 2003/ 2004

Украина 531 1564484 158507 150554 147369 302 114980 83282 62923 62397

Автономная

Республика Крым - всего 141 56330 60220 56981 55607 129 43028 37339 27590 29590

% к общему

количеству по Украине 26,5 42,7

Важное место в структуре земельным участкам. К землям рекреационных ресурсов принадлежит оздоровительного назначения относятся

земли, имеющие природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей. На землях оздоровительного назначения запрещается деятельность, которая противоречит их целевому назначению или может негативно повлиять на природные лечебные свойства этих земель.

На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа и зоны санитарной

(горно-санитарной) охраны. В пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещаются передача земельных участков в собственность и предоставление в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для деятельности, не совместимой с охраной природных лечебных свойств и отдыхом населения.

Основными направлениями

государственной политики в сфере регулирования земельных отношений являются обеспечение дальнейшего развития отношений собственности на землю; развитие рынка земель; совершенствование порядка взимания платы на землю; дальнейшее реформирование земельных отношений в городах и населенных пунктах; совершенствование мониторинга земель, порядка введения государственного земельного кадастра и оценки земель; обеспечение землеустройства в соответствии с земельной реформой; совершенствование нормативно-правовой базы развития земельных отношений.

Основным законом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс Украины, который был принят 25 октября 2001 г. и вступил в силу с 1 января 2002 г. Он обеспечивает право собственности на землю. Земельным кодексом определено, что к

землям Украины относятся все земли в границах ее

территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами. По основному целевому назначению, они делятся на категории, среди которых выделяются земли рекреационного назначения.

Природные ресурсы,

представленные водными акваториями, занимают важное место в рекреационной деятельности. К нормативно-правовым и законодательным документам,

регулирующим действие органов водного фонда, относится Водный кодекс Украины №213/95-вр от 06.06.1995 г.

В Водном кодексе Украины в ст. 4 предусмотрено, что к землям водного фонда относятся земли, занятые:

а) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами;

б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов;

в) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отведения для них;

г) береговыми полосами.

С учетом определения пляжи относятся к землям водного фонда, поэтому основные положения Водного кодекса Украины приемлемы к ним как к объектам, которые создаются вдоль морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов.

Пляжи и прилегающие к ним территории являются одновременно и курортными, и лечебно-

оздоровительными зонами. Поэтому инфраструктура пляжей должна соответствовать экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для природных территорий курортного и лечебно-оздо-

ровительного назначения, которые находятся под особой охраной.

В свою очередь пляжи могут и не быть лечебно-оздоровительными зонами, если их территории не оборудованы для комфортного обслуживания отдыхающих.

Пляжи входят в состав уникальных рекреационных ресурсов Крыма. Их протяженность составляет 517 км. Пляжные ресурсы Крыма требуют постоянного внимания и немалых средств для их содержания.

В структуре природных ресурсов рекреационной среды важное место занимает состояние окружающей среды, которое характеризуется такими показателями, как азотные и фосфорные нагрузки в регионе; степень загрязнения атмосферы; процент земельного лесного фонда.

При характеристике природных рекреационных ресурсов необходимо учитывать климат. Так, в Крыму различают три основных вида климата: степной умеренно континентальный, горно-лесной слабо континентальный и южнобережный субсредиземноморский слабо континентальный с жарким сухим летом и относительно теплой, влажной зимой.

Социальные ресурсы

рекреационной деятельности

представлены работниками, которые

заняты в рекреационной сфере. Например, в Ялте в курортно-рекреационной сфере занято 27% населения города, в торговле - 14% [3, 18].

Рекреационный потенциал можно рассматривать как "совокупность ресурсов". Условно этот подход можно назвать ресурсным подходом. Определение рекреационного потенциала через совокупность рекреационных ресурсов целесообразно использовать при разработке экономических и организационных проблем его формирования и развития. Ресурсный подход к определению рекреационного потенциала отражает неиспользованные, скрытые возможности имеющихся ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей.

Состояние рекреационного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потенциала можно правильно оценить, если его рассматривать в единстве с инновационной, инвестиционной и коммерческой деятельностью. Поэтому структуру рекреационного потенциала можно представить следующим образом:

Инновационный потенциал

определяется реализацией целей инновационной политики в

рекреационной сфере:

использование достижений науки и техники в развитии рекреации;

обеспечение прогрессивных

изменений в материально-технической базе рекреационной сферы;

обеспечение конкурентоспособности рекреационных услуг на мировом

рынке;

рациональное использование

природных рекреационных ресурсов.

Развитие рекреационной

деятельности в современных условиях невозможно без использования инноваций, которые бы способствовали формированию в Украине

Паневропейской экологической сети. С учетом того что рекреационная деятельность может быть

классифицирована по видам, формам и группам занятий (отдых, туризм, профилактически-восстановительное лечение, курортное лечение), именно в этой сфере необходимы инновации, которые наряду с удовлетворением рекреационных потребностей

способствовали бы решению проблем освоения природных ресурсов и сохранения их качества, сохранения нетронутых уникальных природных ресурсов.

Инвестиционный потенциал

состоит из следующих составляющих:

бюджетные инвестиции, которые выделяются на приоритетные

рекреационные проекты, реализуемые на конкурсной основе;

кредитные ресурсы Национального банка Украины, коммерческих банков, иностранные кредитные ресурсы, привлечение инвестиций под залог имущества; собственные средства предприятий и организаций.

Рекреационная деятельность

требует больших инвестиций в рекреационную сферу, которые должны осуществляться на качественно новом, инновационном уровне. Хотя

способностью осуществлять

инновационную деятельность обладает пока незначительная часть

рекреационных объектов, так как она требует финансирования научных исследований. Переход рекреационной сферы на инновационный уровень развития в современных условиях невозможен без соответствующих предложений инновационных продуктов, необходимой инновационной

инфраструктуры, достаточного объема финансирования. Выходом из ситуации является проведение рекреационными объектами инновационно-инвестиционной деятельности, которая направлена на осуществление капитальных вложений с целью развития рекреационного потенциала страны.

Коммерческий потенциал

определяется возможностью оказания рекреационных услуг потребителям. Например, богатые курортно-рекреационные ресурсы Крыма позволяют наладить устойчивый поток организованных и неорганизованных отдыхающих, который до изменения системы хозяйствования составлял 7,58,2 млн. чел. [2, 14]. По данным статистической отчетности в целом по Украине в 2004 г. в санаториях и учреждениях отдыха лечились и отдыхали 3,2 млн. граждан, из них 3,0 млн. лечились и отдыхали в течение длительного периода [7, 516].

Коммерческий потенциал

определяется как количеством оздоравливающихся и отдыхающих в здравницах, так и возможностью рекреантов оплатить свой отдых. Так, исследования, которые проводились специалистами рекреационных

предприятий Крыма, показали, что только 1,8% опрошенных (опрос проводился в крупных городах Донецкой области) готовы отдыхать в дорогостоящих здравницах в самый высокий сезон (по цене 100 дол. США в сутки); 8,5% могут оплатить за проживание, питание, экскурсионное обслуживание 20 дол. США; 12,7% - 15; 36,8% - 10; 40,2% - 7 дол. США за одного человека [5, 70].

Формированию и развитию рекреационного потенциала должен способствовать эффективный

организационно-экономический механизм управления рекреационной

деятельностью, который следует рассматривать как комплекс

организационных, экономических и правовых мер, обеспечивающих инновационную, инвестиционную и коммерческую активность,

направленную на формирование, развитие и использование

рекреационного потенциала.

Организационно-экономический механизм управления рекреационной деятельностью должен учитывать выделенную структуру рекреационных ресурсов. Предусмотренные им организационные, экономические и правовые меры должны быть не только дифференцированы применительно к каждому виду ресурсов, но и быть интегрированы с учетом их взаимодействия при достижении эффективности, которая проявляется при лечении, оздоровлении и отдыхе в условиях курортной местности.

При разработке организационно-экономического механизма управления рекреационной деятельностью

необходимо учитывать стратегические цели, которые содержатся в основополагающих документах, в частности в Концепции развития курортно-рекреационного и

туристического комплекса Автономной Республики Крым до 2010 года. Согласно концепции основной целью развития крымского туристско-рекреационного комплекса является формирование конкурентоспособного на мировом и национальных уровнях туристического продукта на основе эффективного использования рекреационного

потенциала Крыма, обеспечение социально-экономических интересов и экономической устойчивости региона.

Литература

1. Рекреация: Социально-экономические и правовые аспекты / В.К. Мамутов, А.И. Амоша, Т.Н. Дементьева и др. - Киев: Наук. думка, 1992. - 144 с.

2. Бабенко Г.А. Возможности усиления социальной ориентации в крымском регионе // Экономика Крыма.

- 2001. - №3.- С. 14-16.

3. Новик Л.И., Кочкуров А.М. Тенденции в становлении рынка труда в ялтинском регионе // Экономика Крыма.

- 2001. - №3. - С. 17-27.

4. Ермоленко Г.Г. Анализ финансовой деятельности санаторно-курортных учреждений как фактора по восстановлению человеческого капитала // Экономика и управление. - 2003. - №1.

- С. 26-30.

5. Фадеева А.С. О некоторых проблемах развития северо-западных рекреационных зон Крыма // Экономика Крыма. - 2001. - №3.- С. 69-73.

6. Концепция развития курортно-рекреационного и туристического комплекса Автономной Республики Крым до 2010 года (проект) // Крымская газета. - 2002. - 7 авг. - С. 2-3.

7. Статистичний щорiчник Украши за 2004 рк / Держкомстат Украши; За ред. О.Г. Осауленка. - К.: Консультант, 2005. - 588 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.