Научная статья на тему 'Актуальные векторы создания и применения креативных концепций продвижения в банковской сфере'

Актуальные векторы создания и применения креативных концепций продвижения в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковская сфера / креативная концепция продвижения / продвижение / банковские коммуникации / бренд / Сбер / Тинькофф / banking sector / creative promotion concept / promotion / banking communications / brand / Sberbank / Tinkoff

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романишина Татьяна Сергеевна, Селиванова Анастасия Валерьевна

Настоящее исследование посвящено поиску теоретических и практических решений в части формирования, создания и применения креативных концепций продвижения в банковской сфере. Предложен анализ теоретических и эмпирических данных, позволяющих сравнить практику банковского продвижения в коммуникативной среде с применением такого инструмента, как креативная концепция. Практическая часть исследования строилась на изучении опыта ведущих российских брендов на рынке банковских услуг, включая Сбербанк и Тинькофф. В процессе исследования описана специфика создания креативных концепций в банковской сфере. А также предложены рекомендации по применению креативных концепций продвижения для конкретных банков, с задачей формирования универсального подхода для всего российского рынка банковских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current vectors for creating and applying creative promotion concepts in the banking sector

This study is devoted to the search for theoretical and practical solutions in terms of the formation, creation and application of creative concepts for promotion in the banking sector. An analysis of theoretical and empirical data is proposed that allows us to compare the practice of banking promotion in a communicative environment with the use of such a tool as a creative concept. The practical part of the study was based on studying the experience of leading Russian brands in the banking services market, including Sberbank and Tinkoff. The research process describes the specifics of creating creative concepts in the banking sector. Recommendations are also offered for the use of creative promotion concepts for specific banks, with the task of forming a universal approach for the entire Russian banking services market.

Текст научной работы на тему «Актуальные векторы создания и применения креативных концепций продвижения в банковской сфере»

© Романишина Татьяна Сергеевна

доктор экономических наук, доцент, профессор департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: romanishina-t@rambler.ru

Селиванова Анастасия Валерьевна

обучающаяся магистратуры, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: 218089@edu.fa.ru

Актуальные векторы создания и применения креативных концепций продвижения в банковской сфере

Настоящее исследование посвящено поиску теоретических и практических решений в части формирования, создания и применения креативных концепций продвижения в банковской сфере. Предложен анализ теоретических и эмпирических данных, позволяющих сравнить практику банковского продвижения в коммуникативной среде с применением такого инструмента, как креативная концепция. Практическая часть исследования строилась на изучении опыта ведущих российских брендов на рынке банковских услуг, включая Сбербанк и Тинькофф. В процессе исследования описана специфика создания креативных концепций в банковской сфере. А также предложены рекомендации по применению креативных концепций продвижения для конкретных банков, с задачей формирования универсального подхода для всего российского рынка банковских услуг.

Ключевые слова: банковская сфера, креативная концепция продвижения, продвижение, банковские коммуникации, бренд, Сбер, Тинькофф.

Для цитирования: Романишина Т.С., Селиванова А.В. Актуальные векторы создания и применения креативных концепций продвижения в банковской сфере // Вопросы медиабизнеса. 2023. Т. 2. № 1. С. 45-53. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0080

Tatyana S. Romanishina

Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: romanishina-t@rambler.ru

Anastasia V. Selivanova

Master's Student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: 218089@edu.fa.ru

Current vectors for creating and applying creative promotion concepts in the banking sector

This study is devoted to the search for theoretical and practical solutions in terms of the formation, creation and application of creative concepts for promotion in the banking sector. An analysis of theoretical and empirical data is proposed that allows us to compare the practice of banking promotion in a communicative environment with the use of such a tool as a creative concept. The practical part of the study was based on studying the experience of leading Russian brands in the banking services market, including Sberbank and Tinkoff. The research process describes the specifics of creating creative concepts in the banking sector. Recommendations are also offered for the use of creative promotion concepts for specific banks, with the task of forming a universal approach for the entire Russian banking services market.

Keywords: banking sector, creative promotion concept, promotion, banking communications, brand, Sberbank, Tinkoff. JEL Classification: G21, M31

For citation: Romanishina T.S., Selivanova A.V. Current vectors for creating and applying creative promotion concepts in the banking sector. Issues of Media Business, 2023, vol. 2, no. 1, pp. 45-53. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0080

Российские и зарубежные ученые традиционно уделяют большое внимание изучению такого направления коммуникативной практики отраслевых предприятий, как креативные концепции продвижения. Не исключением является и банковская сфера, отрасль финансовых услуг. Однако, практика применения данного коммуникативного механизма в нашей стране не до конца изучена и представляет собой высокий научный интерес. Креативные концепции продвижения играют важную роль в маркетинговой стратегии, обеспечивая узнаваемость и уникальность. Они бывают двух видов и включают в себя элементы, соответствующие целям бренда, а также включают этапы, являющиеся основой данной деятельности. Создание креативной концепции продвижения играет важную роль в маркетинговой стратегии компании. Это помогает установить более персональный контакт с потребителем и повысить его вовлеченность в процессе принятия решения о покупке товара или услуги. Создание креативных концепций в банковской сфере играет важную роль в привлечении клиентов и усилении конкурентных преимуществ. При этом необходимо учитывать особенности банковской сферы, целевую аудиторию, профиль банка, ключевые ценности и политическую ситуацию.

Например, благодаря креативной концепции продвижения «СберБанк» достиг значительного успеха на рынке финансовых услуг. Компания активно инвестирует в инновации и уделяет внимание клиентам, что позволяет ей эффективно конкурировать с другими банками. В тоже время креативная концепция продвижения Тинькофф Банка является масштабной и разнообразной, что способствует расширению его аудитории и выделению среди конкурентов. Он стремится быть лидером в области цифровых финансовых решений и укреплять свою позицию на рынке. Настоящее исследование посвящено поиску актуальных векторов создания и применения креативных концепций продвижения в банковской сфере, с предложением рекомендаций в данном направлении.

Специфика создания креативных концепций в банковской сфере

Создание креативной концепции продвижения услуг банка состоит из трех основных этапов:

1. подготовительный этап, включающий в себя изучение спроса на различные виды банковских услуг, определение объекта продвижения, целей и задач мероприятий, выбор форм и методов продвижения, а также определение финансовых затрат на кампанию;

2. проведение мероприятий по продвижению бренда. На основе полученных данных разрабатывается концепция продвижения, определяется целевая аудитория, место и время проведения мероприятий, выбираются средства рекламы и способы их распространения;

3. анализ эффективности концепций продвижения и разработка предложений для принятия решений о дальнейшей реализации. Рекламная кампания должна быть направлена на конкретные сегменты корпоративного и розничного рынка, используя специфические инструменты мотивации клиентов. Основные принципы включают привлечение внимания клиентов, создание интереса к рекламе, вызов желания приобрести услугу и стимулирование клиентов к действиям.

В современном банковском секторе все большее значение приобретает разработка креативных концепций, способных привлечь внимание клиентов и усилить конкурентное преимущество банка на рынке. Однако создание таких концепций в банковской сфере отличается своими особенностями и требует особого подхода [Карпова, Панюкова, 2018; Карпова, Рожков, 2018].

Во-первых, важно понимать, что банковская сфера является консервативной и регулируемой. Банки часто работают со сложными финансовыми операциями, связанными с большими суммами денег и ответственностью перед клиентами. Поэтому при создании креативных концепций необходимо учитывать эти особенности и соблюдать все нормы и правила, установленные регулирующими органами. В Федеральном законе №38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г., а именно в статье 28 содержится информация об особенностях рекламы финансовых услуг. Согласно статье 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность в банковской рекламе. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом или умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица. Согласно части 3 статьи 28, если реклама услуг, связанных с кредитованием, содержит хотя бы 47

одно условие, влияющее на стоимость кредита, то она должна отражать все остальные параметры, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика. Данный пункт является первостепенным, так как создание концепции продвижения не имеет смысла и несет за собой риски в случае нарушения законодательных норм.

Во-вторых, создание креативных концепций в банковской сфере требует глубокого понимания целевой аудитории. Банковские продукты и услуги обычно ориентированы на широкий спектр клиентов — от физических лиц до крупных корпораций, каждый из которых обращается в банк с абсолютно разными запросами. Также целевой аудиторией банка может являться государство для выстраивания Government Relations. Поэтому необходимо провести тщательный анализ и изучение потребностей каждой целевой группы и разработать концепцию, которая будет отвечать их ожиданиям и предлагать решения проблем или предлагать новые возможности. Также сложность заключается в отсутствии материально-вещественного воплощения продвигаемых услуг: потребитель не может увидеть или потрогать предоставляемую услугу. Данную особенность необходимо учитывать при создании концепции продвижения.

В-третьих, важно понимать и учитывать профиль банка для того, чтобы четко понимать целевую аудиторию конкретного банка и разработать соответствующую концепцию продвижения бренда. Например, если у банка инвестиционный профиль, то его целевой аудиторией будут кредитные организации, акционерные фонды, управляющие компании. Концепцию продвижения бренда необходимо будет создавать с особенностями целевой аудитории: в данном случае она будет ориентирована на B2B сегмент.

В-четвертых, важно интегрировать в концепцию ключевые ценности и преимущества банка. Банки являются надежными и стабильными институтами, предлагающими финансовые решения для различных ситуаций. Создание креативной концепции не должно противоречить этим ценностям, напротив, оно должно подчеркивать их и предлагать инновационные способы достижения этих целей. Чаще всего банки используют концепции продвижения, которые отражают надежность банка, его длительность существования, упоминания в различных рейтингах и премиях для того, чтобы показать устойчивую репутацию бренда [20 лучших примеров рекламы банков].

В-пятых, важно учитывать политическую ситуацию в стране, в которой представлен банк. Банкам некорректно транслировать информацию о своей деятельности в заблокированных, запрещенных или признанными экстремистскими источниках. Однако, если банки обслуживают клиентов в нескольких странах и представлены там, где данные источники не запрещены а, наоборот, активно используются, то стоит продолжать коммуникацию в этих источниках, чтобы не лишиться данных площадок и не потерять клиентов.

В-шестых, необходимо учитывать культурные особенности стран, в которых представлен банк и обслуживает клиентов. Так, например, СберБанк в Германии размещает более сдержанную и аргументированную цифрами рекламу, в то время как в Индии она более приземленная и яркая [Конкурентный анализ ПАО Сбербанк].

В-седьмых, создание креативных концепций в банковской сфере требует использования современных технологий и инструментов маркетинга. Банкам необходимо быть на шаг впереди конкурентов и предлагать клиентам удобные и доступные цифровые решения. Использование мобильных приложений, онлайн-банкинга и персональных финансовых технологий позволяет создавать креативные концепции, которые помогут улучшить клиентский опыт и удовлетворить их потребности [Маркетинговые фишки Сбера].

Результаты изученной темы позволяют сделать следующие выводы:

1. Создание креативных концепций в банковской сфере является важным инструментом привлечения клиентов и усиления конкурентных преимуществ;

2. При этом необходимо учитывать особенности банковской сферы, глубоко понимать целевую аудиторию, учитывать профиль банка, интегрировать ключевые ценности и учитывать политическую ситуацию;

3. Только при соблюдении, тщательном анализе эти факторы помогут разработать успешную и эффективную концепцию продвижения в банковской сфере.

Анализ создания и применения креативной концепции продвижения бренда

«СберБанк»

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» является крупнейшим игроком как российского, так и мирового финансового рынка и предоставляет весь спектр инвестицион-48 но-банковских продуктов и услуг. Банк является опорой финансовой системы Российской Федерации, основой ее роста и благополучия.

На 2023 г. банк имеет более 106 млн розничных клиентов и более 3 млн юридических лиц, что указывает на очень большую и широкую аудиторию, для каждой из которой разрабатывается определенная креативная концепция продвижения.

Далее будет рассмотрена визуальная креативная концепция продвижения бренда, включающая в себя следующие элементы:

1. Логотип. В начале своей истории, а именно в XIX в. СберБанк использовал простой логотип изумрудно-малахитового цвета, состоящий из слов «Сбербанк России», даты основания и круга с вырезанными деталями белого цвета. В XX в. цвет логотипа сменился на зеленый и была убрана дата основания. В XXI в., а именно в 2009 г. графическая составляющая стала располагаться слева, а надпись «Сбербанк» — справа, а оттенок логотипа стал более теплым. Наконец, в 2020 г. СберБанк представил совершенно новый логотип, представляющий собой сине-желто-зеленый незаконченный круг с одной зеленой галочкой внутри и словом «Сбер»;

2. Название. На протяжении долгих лет бренд сохранял название «Сбербанк России» неизменным, оставаясь преданным своим корням и традициям. В 2010 г. к полному наименованию «Сбербанк России» добавились буквы ОАО (открытое акционерное общество). А к 2015 г. ОАО сменилось на ПАО (публичное акционерное общество). Сокращение «Сбер» произошло в 2020 г. в связи с регистрацией собственного товарного знака;

3. Слоган. В первые годы своего существования СберБанк использовал простые и информативные слоганы, например, «Банк для народа». В середине 1990 гг. СберБанк представил слоган «Всегда рядом», акцентирующий внимание на удобстве обслуживания и доступности услуг для клиентов;

4. Цвета бренда. СберБанк исторически использовал традиционные банковские цвета, такие как изумрудно-малахитовый, зеленый, белый. В 2020 г. СберБанк представил ожидаемые изменения в цветовой схеме, добавив к традиционным цветам желтый - символ открытости, энергии и новаторства.

Таким образом, в процессе своего развития СберБанк постоянно адаптировал свой визуальный образ, стремясь отразить изменяющиеся требования рынка и клиентов: от простого логотипа, использовавшегося в начале его истории, до новой визуальной идентификации с ярким, современным логотипом, продолжая подтверждать свою огромную роль в финансовой сфере.

Далее будут рассмотрены каналы коммуникации, которые используются СберБанком. в рамках креативных концепций продвижения.

Сбербанк использует различные каналы: радиорекламу, телевизионную. печатную, всевозможные форматы наружной и digital рекламы, различные мероприятия. Для продвижения в основном используется таргетированная реклама, а также более традиционные виды — наружная реклама и телевидение.

Далее будут представлены основные техники и приемы креативных концепций продвижения СберБанка, использующиеся в вышеперечисленных каналах коммуникации [Кто снимался в рекламе Сбербанка].

Если говорить о креативной концепции продвижения на телевидении и радио, то СберБанк использует рекламу с веселыми сюжетами, запоминающимися фразами и музыкой, например, реклама открытия счета, где бабушка и внук пытаются открыть счет непривычными для них способами: через приложение и в офисе соответственно. Также бренд интегрирует разных медийных личностей, таких как Ида Галич, Жорж Милославский, Wylsacom и многих других. В другой видеорекламе встречалась Вера Брежнева с интерпретацией ее песни «Я знаю пароль, но вижу Сбер ID». Алексей Воробьев и Филипп Киркоров также стали амбассадорами бренда [Вап-нярская, 2010].

Рассматривая наружную рекламу, стоит отметить, что на баннерах и билбордах часто можно встретить рекламу «Спасибо от Сбербанка» или «Акция «Рекордная пенсия» от Сбербанк «Всегда рядом» [Социальные сети от А до Я].

Говоря об event-маркетинге, Сбер проводит различные конференции в разных сфера деятельности, а также стал спонсором всемирной выставки «Дубай-Экспо 2020» и разместил свой логотип на колесе обозрения «Глаз Дубая», которое является самым крупным в мире [Современная банковская реклама в России].

Цифровой маркетинг бренда СберБанк включает в себя такие методы, как поисковая оптимизация, контекстная реклама, email-рассылки, push-уведомления, реклама в играх и видео. СберБанк представлен в таких социальных сетях, как ВКонтакте, где есть СберКот — финансовый помощник в виде кота, а также в Instagram (относится к Meta — запрещенная организация на территории Российской Федерации), YouTube, Twitter. Сбер активно продвигает свою деятельность в

digital среде с помощью SMM-продвижения, включающего публикацию постов и историй с возможностью ставить реакции и писать комментарии. Также проводятся различные розыгрыши призов и конкурсы и используется e-mail-рассылка, которая включает информацию о снижении процентов по ипотеке и полезные финансовые советы.

Клиенты могут получить ответы на свои вопросы в чатах поддержки на сайте и в приложении. Также на официальном сайте Сбера есть раздел «Наш вклад в развитие общества», где представлены образовательные проекты, такие, как программа «Цифровые компетенции и навыки», социальные проекты по строительству школ и переработке мусора, благотворительные акции «Память поколений».

Нельзя не отметить, что СберБанк выделяется использованием инновационных технологий и прогрессивных подходов в своей деятельности. Он активно внедряет в свою работу искусственный интеллект, роботизированные системы и другие современные технологии, что позволяет ему быть на передовых позициях в отрасли и обеспечивать высокое качество обслуживания.

Результаты изученной темы позволяют сделать следующие выводы:

1. Благодаря использованию креативной концепции продвижения бренда «СберБанк» смог достичь значительного успеха на рынке финансовых услуг;

2. Компания активно инвестирует в инновационные технологии и фокусируется на внимании к клиентам, что позволило ей эффективно конкурировать с другими банками;

3. Опыт «СберБанка» становится примером для других компаний, стремящихся создать и применять успешные креативные концепции продвижения бренда.

Анализ создания и применения креативной концепции продвижения бренда

«Тинькофф Банк»

Тинькофф Банк был основан в 2006 г. Олегом Тиньковым в Москве. В начале своей истории банк функционировал в формате онлайн-банка, предлагая услуги удаленного банкинга через интернет. Со временем Тинькофф Банк расширил свой ассортимент услуг, включая кредитные карты, потребительские кредиты, ипотеку, депозиты, страхование и инвестиции.

Банк позиционируют себя как инновационный и удобный банк, предлагающий современные финансовые решения. Целевой аудиторией являются молодые, технологически осведомленные люди.

Особенность данного банка является отсутствие физических отделений, поэтому банк делает упор на мобильный банкинг и мобильные приложения для своих клиентов.

Далее будет рассмотрена визуальная креативная концепция продвижения бренда, включающая в себя следующие элементы:

1. Название «Тинькофф Банк» происходит от фамилии основателя банка — Олега Тинь-кова. Оно не менялось с момента возникновения банка;

2. Логотип. В основе логотипа — герб дворянского рода Тиньковых. В нижней части герба расположен скачущий единорог, в верхней — рука воина с мечом, появляющаяся из облака. В 2023 г. компания зарегистрировала новый логотип — такой же по цветовой гамме и конструкции, но более упрощенный. Логотип был выбран в виде герба, так как это придает бренду статусность и надежность;

3. Слоган. В разные периоды времени у банка использовались различные слоганы. Например, с 2011 г. и по сей день используется слоган «Дальше действовать будем мы» — фраза из песни группы «Кино», вошедшая в альбом «Группа крови». Также часто в рекламных роликах используется слоган «Банк Тинькофф — он такой один». Тинько-фф Банк также предоставляет дебетовую и кредитную карту для путешественников All Airlines, слоганом которой является «Все авиалинии — одна карта». А в телешоу «Голос», которое спонсирует компания, звучит слоган «Только вперёд!»;

4. Цвета. Основными цветами бренда «Тинькофф Банк» являются черный, желтый и белый. Черный цвет символизирует силу и роскошь, желтый — счастье, богатство, успех, а белый цвет символизирует чистоту и прозрачность. Эти цвета используются в оформлении сайта, мобильного приложения и других материалов банка.

Таким образом, визуальные символы Тинькофф Банка были разработаны с учетом современных трендов и стремления банка к инновациям. Логотип, слоган и цветовая гамма помогают создать узнаваемый и привлекательный образ бренда, а также передают ценности и позиционирование банка.

Далее будут рассмотрены каналы коммуникации, которые использует данный бренд в рамках я создания креативной концепции продвижения:

1. Социальные сети. Бренд активно развивает такие социальные сети, как ВКонтакте, Facebook, Twitter, YouTube, и Instagram (относится к Meta — запрещенная организация на территории Российской Федерации). На всех этих площадках присутствует фирменный стиль, разнообразный контент: развлекательный, вовлекающий, информационный, продающий, имиджевый, новостной. Социальные сети Тинькофф Банка довольно популярны, например, в Instagram у Тинькофф 360 тыс. подписчиков, что почти в 3 раза больше, чем у «Альфа Банка» и в 6 раз больше у «Открытие»;

2. Связи с общественностью. Ранее «Тинькофф Банк» сотрудничал с блогерами, но после скандала с «Немагией» — блогерами, которые сняли пародийное видео на банк и его владельца, большинство популярных блогеров российского YouTube и Instagram прекратили сотрудничество с компанией. Тем не менее, популярность и состояние банка выросли на 40о млн долл. согласно данным Forbes. Однако сейчас банк продолжает сотрудничать с такими блогерами, как AcademeG, KateClapp, а также художниками Дмитрием Аске, Леной Генч, Кириллом Кто, Мишей Most и многими другими творческими личностями;

3. Телевизионная реклама. В 2016 г. бренд вернулся к продвижению на телевидении и привлек таких медийных личностей, как Иван Ургант, Дмитрий Хрусталев, Алла Михе-ева, Александр Гудков;

4. Наружная реклама часто используется брендом. Она включает себя различные форматы баннеров в фирменных цветах и слоганы, призывающие к действию и отражающие ценности и отличительные особенности бренда, например, «Банк на вашем языке», «Оформите кредит, не выходя из дома», «Лучшая карта с кэшбеком», «Заказывай сейчас, плати потом». Еще один пример креативной концепции продвижения — баттл с «Бургер кингом» в социальных сетях, в рамках которого на экране «Дома книги» на новом Арбате была размещена бегущая строка с текстом: «Тинькофф банк + Бургер Кинг = ???» и следом «Тинькофф банк + Бургер Кинг = 2210» [Вапнярская, 2010];

5. Реклама на транспорте, включающая в себя брендирование автомобильных средств, а также реклама в метро, в рамках которой можно подключиться к бесплатному WI-FI от Тинькофф Мобайл в метро Москвы [Пономарева, 2021].

Далее будут представлены основные техники и приемы креативных концепций продвижения СберБанка, использующиеся в вышеперечисленных каналах коммуникации:

1. Геймификация используется в приложении банка. Клиенты могут играть в игры, решать задачи, копить бонусы, а затем оплачивать ими товары или услуги;

2. Кросс-маркетинг становится все более распространенным в банковской стратегии и включает в себя сотрудничество с компаниями, которые предоставляют товары или услуги. Например, клиенты могут получать кэшбэк, бонусы или скидки при использовании карты для оплаты товаров или услуг определенных производителей;

3. Корпоративный блог. В 2015 г. Тинькофф запустил один из самых успешных проектов в контент-маркетинге банковского сектора — «Тинькофф-журнал». «Т—Ж» позиционирует себя как «самый большой журнал про деньги», а главное — в нем отсутствует прямая реклама и продажа продуктов банка;

4. Программа лояльности, суть которой заключается в получении вознаграждения за новых привлеченных клиентов;

5. Подкасты. В октябре 2019 г. «Тинькофф Инвестиции» запустили развлекательное шоу на YouTube «Деньги не спят», ведущими которого стали телеведущая Я. Азевич и радиоведущий В. Олейник;

6. Тизерная реклама. Одним из примеров является видеоролик «Здравствуйте, а я Олег!», который был запущен в 2022 г. в рамках Петербургского экономического форума для того, чтобы поддержать телефонного секретаря Олега, работающего для абонентов всех российских сотовых операторов;

7. Банк активно применяет искусственный интеллект, создавая экосистему, которая помогает клиентам улучшить свое финансовое положение. С помощью этой функции клиенты банка получают советы, персонализированные предложения, автоматизацию финансовых процессов и голосовых помощников, упрощающих жизнь;

8. Выпуск банковских карт с тематическими названиями: «All Airlines» — карта для путешественников, «All games» — карта для геймеров, включающая в себя кэшбэк на видеоигры, технику, доставку еды, а также Тинькофф Платинум, Тинькофф Black, Тинькофф Junior; 51

9. Выпуск банковских карт с креативным дизайном. Одна из последних карт была выпущена в дизайне «Король и Шут». Пользователи могут выбрать любой понравившийся дизайн от блогера или художника, которые представлены на сайте и оформить заказ.

Результаты изученной темы позволяют сделать следующие выводы:

1. Креативная концепция продвижения Тинькофф Банка масштабна и разнообразна, что помогает банку расширять свою аудиторию и выделяться среди конкурентов;

2. Банк продолжает развиваться и предлагать новые инновационные продукты и услуги, а также активно взаимодействует с клиентами через различные каналы коммуникации, преимущественно цифровые;

3. Банк стремится быть лидером в области цифровых финансовых решений и продолжает укреплять свою позицию на рынке.

Рекомендации по созданию креативных концепций продвижения в банковской сфере

В настоящем исследовании были проанализированы креативные концепции продвижения СберБанка и Тинькофф Банка, на основе чего были сформулированы рекомендации по созданию креативных концепций в банковской сфере, которые представлены ниже:

1. Соблюдение норм и обязанностей, установленных законодательством в Федеральном законе №38-Ф3 «О рекламе» от 13 марта 2006 г., а именно в статье 28, где содержится информация об особенностях рекламы финансовых услуг. Является первостепенным пунктом в процессе создания любой концепции продвижения бренда, так как в случае, если она нарушает законодательство, будет впоследствии запрещена представителями власти и нанесет ущерб бренду. Соблюдение законодательства помогает защитить бренд от юридических проблем и негативных последствий, связанных со штрафами, судебными разбирательствами, а также помогает помогает создать равные условия для всех игроков рынка, способствуя добросовестной конкуренции и обеспечивает защиту прав и интересов потребителей;

2. Изучение целевой аудитории. Перед тем как приступить к созданию креативной концепции продвижения, необходимо тщательно изучить целевую аудиторию. Это позволит понять ценности, потребности, предпочтения и ожидания аудитории от банковских услуг. В свою очередь, анализ демографических, психографических и поведенческих характеристик потребителей поможет сформировать концепцию, которая будет релевантна и привлекательна для целевой аудитории;

3. Определение четких, понятных и конкретных целей и задач является важным этапом в создании креативной концепции продвижения. Цели должны быть измеримыми, достижимыми и соответствовать установленным срокам и бюджету. Задачи должны быть направлены на достижение этих целей и привести к запланированному результату. Для постановки целей и задач можно использовать методику SMART или GROW;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Необходимо использовать инновационные, креативные идеи и персонализацию. Они могут включать в себя использование социальных сетей, блогов, новых технологий, в том числе VR и AR, создание необычных акций, персональных предложений, программ лояльности или неожиданных партнерств или коллабораций. И это лишь малая часть того, как можно креативно подойти к созданию концепции продвижения бренда;

5. Использование эмоционально привлекательных моментов. Банковские услуги скорее рациональны, чем эмоциональны, поэтому стоит помнить об эмоциональной составляющей и создавать концепцию, которая будет связана с жизненными ситуациями и ценностями клиентов и будет вызывать эмоции;

6. Креативная концепция продвижения должна сочетаться с остальными маркетинговыми инструментами. Она должна соответствовать стратегии бренда, отражать его суть и миссию, не должна нарушать его историю, ценности и законодательство, а также должна быть согласована с другими каналами коммуникации и продвижением. Это поможет создать единое и целостное впечатление о бренде банка у целевой аудитории;

7. Важным аспектом в банковской сфере является доверие. Стоит создавать концепции, которые подчеркивают надежность и безопасность банковских продуктов и услуг. Следует рассказывать истории о долгосрочных отношениях с клиентами и о том, как вы помогаете им достигать финансовых целей. Важно поддерживать прозрачность и честность в своем коммуникационном подходе;

8. Не стоит забывать о тестирование идей и их оптимизации. После создания креативной концепции продвижения необходимо провести ее тестирование, чтобы выявить сильные и слабые стороны концепции и внести необходимые коррективы. Таким образом, создание креативных концепций продвижения в банковской сфере является важным инструментом для привлечения внимания целевой аудитории, построения успешного бренда и укрепления его позиций на рынке.

Литература

Вапнярская О.И. Ориентация на потребителя: эволюция в рамках маркетинговых концепций // Сервис plus. 2010. № 1. С. 54-61.

Карпова С.В., Панюкова В.В. Банковские продукты для Z-потребителей: маркетинговый подход // Управленческие науки в современном мире. 2018. Т. 1. № 1. С. 36-39.

Карпова С.В., Рожков И.В. Развитие рынка финансовых услуг на основе совершенствования маркетинговых инструментов // Маркетинг в России. 2018: справочник Гильдии Маркетологов. М., 2018. С. 147-158.

Конкурентный анализ ПАО Сбербанк. URL: https://readera.org/konkrentnyj-analiz-pao-sberbank-rossii-140247595 (дата обращения: 19.11.2022).

Кто снимался в рекламе Сбербанка. URL: https://https://reklamasite.ru/kto-snimalsya-v-reklame-sberbanka/.ru/kto-snimalsya-v-reklame-sberbanka/ (дата обращения: 15.11.2021).

Маркетинговые фишки Сбера. URL: https://dzen.ru/a/YGsQgbFdclyyKiFs (дата обращения: 18.11.2022).

Пономарева А.Н. Коммуникационная деятельность банка «Тинькофф» в социальных сетях // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 4. С. 28-35.

Современная банковская реклама в России. URL: https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/sovremennaja-bankovskaja-reklama-v-rossii/ (дата обращения: 18.11.2022).

Социальные сети от А до Я. URL: httр://www.sосiаlnеtwоrКing.ru/аrtiсlе/sосiаl-nеtwоrКing-рrоgrеss (дата обращения: 20.11.2022).

20 лучших примеров рекламы банков. URL: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/reklama-banka-kak-reklamirovat-bankovskie-uslugi/ (дата обращения: 20.11.2022).

References

Competitive analysis of PJSC Sberbank. URL: https://readera.org/konkrentnyj-analiz-pao-sberbank-rossii-140247595 (access date: 19.11.2022). (In Russian)

Karpova S.V., Panyukova V.V. Bank products for Z-consumers: marketing approach. Managerial sciences in the modern world, 2018, vol. 1, no. 1, pp. 36-39. (In Russian)

Karpova S.V., Rozhkov I.V. The development of the financial services market on the basis of improving marketing tools. Marketing in Russia. 2018: Directory of the Guild of Marketers. Moscow, 2018. pp. 147-158. (In Russian)

Modern banking advertising in Russia. URL: https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/sovremennaja-bankovskaja-reklama-v-rossii/ (access date: 18.11.2022). (In Russian)

Ponomareva A.N. Tinkoff 's social media communication activities. Izvestia of the Ural federal university. Series 1. Problems of education, science and culture, 2021, vol. 27, no. 4, pp. 28-35. (In Russian)

Sber's marketing tricks. URL: https://dzen.ru/a/YGsQgbFdclyyKiFs (access date: 18.11.2022). (In Russian)

Social networks from A to Z. URL: http://www.socialnettworKing.ru/artide/social-networkKing-progress (access date: 20.11.2022). (In Russian)

Vapnyarskaya O.I. Consumer orientation: evolution within the framework of marketing concepts. Service plus, 2010, no. 1, pp. 54-61. (In Russian)

Who starred in Sberbank commercials? URL: https://https://reklamasite.ru/kto-snimalsya-v-reklame-sberbanka/.ru/kto-snimalsya-v-reklame-sberbanka/ (access date: 15.11.2021). (In Russian)

20 best examples of bank advertising. URL: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/reklama-banka-kak-reklamirovat-bankovskie-uslugi/ (access date: 20.11.2022). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.