УДК341.17
АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ СТРАН СНГ
Егоров Владимир Георгиевич
• e-mail: [email protected];
доктор исторических наук, доктор экономических наук, профессор, директор научной школы «Экономическая теория»; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 115054, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация; заместитель директора,
Институтстран СНГ(Институтдиаспоры и интеграции) 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 7/10, стр. 3, Российская Федерация
Штоль Владимир Владимирович
• e-mail:[email protected];
доктор политических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений;
Дипломатическая академия Министерства иностранныхдел России 119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1, Российская Федерация; главный редактор,
Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer»; 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 7/10, стр. 3, Российская Федерация
Для цитирования
Егоров В. Г., Штоль В. В. Актуальныетренды внешнеполитической стратегии стран СНГ// Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru
• Статья поступила в редакцию 27.02.2024
• Статья размещена на сайте 27.05.2024
СТРУКТУРА СТАТЬИ
Аннотация Ключевые слова Введение
Страны бывшего СССРза 30 лет: цифры и факты
Факторы, определяющие политикустран СНГ
Турбулентность современного мира и страны СНГ
Заключение
Литература
Article information
© CC BY Егоров В. Г., Штоль В. В., 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 2 • ISSN 2949-5032 • URL: www.evestnik-mgou.ru
АННОТАЦИЯ
Цель. Показать эволюцию политики стран СНГ за 30 лет со дня создания организации.
Процедура и методы. Авторами был проведён комплексно-сравнительный анализ нормативных документов по внешней политике постсоветских государств, изучена экономическая статистика постсоветских государств, проанализированы данные опросов общественного мнения, а также высказывания руководителей и высокопоставленных чиновников ННГ.
Результаты. Первоначальное стремление порвать отношения с «большим братом» - Россией - привело к развалу экономики и падению уровня жизни, и это при производственных мощностях народнохозяйственного комплекса СССР и природных ресурсах (нефть, газ, редкие металлы, редкоземельные элементы), необходимых для высокотехнологичного производства. Многовекторность политики не дала результатов; внетерриториальные игроки стремились выкачать природные ресурсы. Запад использовал географическое положение стран СНГ в своих геополитических целях против России. Постсоветские страны, которые поняли пользу равноправного партнёрства с Россией, сумели частично преодолеть кризисные явления в своих странах, а Украина и Молдавия, особенно Украина, идут к краху своей государственности. На политику стран СНГ влияют два основных фактора: возрастание потенциала интеграционных возможностей исторического центра -России и формирование нового миропорядка.
Теоретическая значимость. Сделанные авторами выводы позволяют России более обоснованно строить свою политику с указанными государствами.
КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА
постсоветское пространство, новые независимые государства, Содружество Независимых Государств, Россия, внешняя политика, новый миропорядок, внешнеполитические тренды
ВВЕДЕНИЕ
Внешняя политика новых независимых государств (ННГ) в первое десятилетие суверенного развития определялась несколькими факторами. Во-первых, депривацией военно-по-
литического и экономического потенциала интегрирующего центра, которым являлась и остаётся Россия. Во-вторых, отсутствием достаточного материального основания для обретения независимой государственности, что привело к поиску опоры для национальной экономики за пределами традиционных хозяйственных связей, обусловившему многовекторность внешней политики. В-третьих, активным проникновением на постсоветское пространство сторонних игроков, стремящихся развернуть вектор международного взаимодействия ННГ в сторону собственных интересов.
Целью настоящей работы является исследование эволюции политики стран СНГза 30 лет со дня создания организации.
Для реализации указанной цели был осуществлён комплексно-сравнительный анализ нормативныхдокументов по внешней политике постсоветских государств, изучены экономическая статистика постсоветских государств, данные опросов общественного мнения, а также проанализированы высказывания руководителей и высокопоставленных чиновников ННГ
СТРАНЫ БЫВШЕГО СССРЗАЗО ЛЕТ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
За прошедшие более чем 30 лет ситуация в странах СНГ претерпела качественные изменения: выросли показатели масштабов и самодостаточности экономик, особенно стран, обладающих природными ресурсами.
После максимального экономического падения в 1995 г. (-41%) к 2007 г. средний рост ВВП стран СНГ составил 3,6%. С учётом девальвации национальных валют и роста цен за 30 лет ВВП Туркмении и Узбекистана увеличился в 1,4 раза, Казахстана - в 1,7 раз. Наибольшие показатели роста ВВП у России - её удельный вес в экономике СНГ вырос с 61% до 68%; аутсайдеры вклада - Армения, Киргизия и Молдавия1.
Однако от экономического роста выиграло далеко не всё население стран СНГ Его реальные располагаемые доходы росли низкими темпами или в зависимости от конъюнктуры уменьшались (табл. 1).
1 Осипова И. Как изменились экономики стран СНГ за 30 лет II Курсив: [сайт]. URL: https://kz.kursiv.media/2021-12-15/kak-izmenilis-ekonomiki-stran-sng-za-30-let (дата обращения: 10.01.2024).
Таблица 1 / Table 1
Индексы реальных располагаемых денежных доходов населения* % к предыдущему году / Indices of real disposable income of the population (in% of the previous year)
Государство Годы
2000 2010 2015 2019 2020
Азербайджан 94,5
Белоруссия 114 115 94,1 106 105
Россия
Таджикистан 96,3 110 97,1 - -
Узбекистан**
Украина 104 117 79,6 109 103
* Индекс денежных доходов населения текущего периода за вычетом обязательных платежей и взносов, скорректированный на индекс потребительских цен.
** Реальные располагаемые совокупные доходы.
Источник: Население, занятость и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств, 2020: статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2021. С. 211.
Фактически от обретения независимости выиграл узкий круг элиты. Разница в доходах 10% беднейшего слоя граждан и 10% самых состоятельных к 2020 г. в Азербайджане составила 3,4 раза, в Армении - 14,7, в Белоруссии - 5,7, Казахстане - 5,9, Киргизии - 9,2, Молдавии - 11,2, России - 14,5, Узбекистане -б,92. Реальное положение населения постсоветских стран, составленное на основании показателей Всемирного банка дано в таблице 2.
2 Население, занятость и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств, 2020: статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2021. С. 230.
Таблица 2 / Table 2
Средняя зарплата в странах СНГ в 2019 г./ Average salary in the CIScountries in 2019
Страны Средняя заработная плата, долл. США % куровню Швейцарии
Страны, входящие СНГ
Россия 788 20,4
Азербайджан 346 9,0
Армения 378
Белоруссия 545 14,1
Казахстан 486 12,6
Киргизия 253 6,7
Молдавия 437 11,3
Узбекистан 184 4,8
Таджикистан 155
Туркмения 356 9,2
Страны, не входящие в СНГ
Украина 460 11,9
Грузия 458 11,9
Страны, входящие в Евросоюз
Латвия 1217 31,5
Литва 1419 36,8
Эстония 1560 40,4
Источник: [3, c 198].
Из-за падения уровня жизни в 9 из 15 постсоветских республик произошло сокращение населения.
Сложившееся положение с уровнем жизни большей части населения стран СНГ не только накапливало взрывоопасный потенциал социальной напряжённости, но и влияло на представление элиты о внешнеполитических приоритетах.
Пагубным для обретения субъектности в международных отношениях стала компрадорская модель поведения националь-
ных элит. Полное пренебрежение интересами своего государства привело к тому, что даже их природные ресурсы перестали служить интересам народов. Новые независимые государства оказались миноритариями своего естественного достояния.
Так, в Казахстане в рамках Соглашений о разделе продукции (СРП) действуют 200 крупных месторождений, на которых регламентированы условия добычи и доля в прибыли. На трёх самых крупных месторождениях углеводородов Казахстана 60% добычи контролируют западные корпорации, а 70% нефтедобычи находятся в руках зарубежных компаний. Из страны уходят значительные объёмы валюты, камуфлируемые под оказание консультативных услуг, а на деле пополняющие зарубежные счета казахстанских олигархов [5, с. 15-16].
В легитимации внешней политики стран ближнего зарубежья произошла бифуркация: вестернизированная часть элиты стремится к стабильности отношений с Западом, а основная часть населения придерживается ориентации на традиционные связи со странами постсоветского пространства. Доказательством этого служат академические данные социологии на конец 1990-х гг. и 2015 г. (табл. 3,4).
Таблица 3 / Table 3
Отношение к России и СССР в постсоветских странах (1999 г.)*, % / Attitudes towards Russia and the USSR in post-Soviet countries (1999), %
Страны:
Отношение к России
Отношения с Россией не важны для наш страны (доля несогласных с данным утверждением)
Оценка распада СССР для своей страны (разница между долей ответов «хорошее событие» и долей ответов «плохое событие», п. п.)
При СССР русские больше брали, чем давали взаимен (доля согласных с данным утверждением)
К _ Я X
5 я К £ £ Я
а = ? 5 Р & t
^ S I s и >е ^
£ S 2 £ * я I
о а Е i J в S
* £ 3 £ 8 ^ «
Ф > < J2 ф т
Ш * « >
+42 +18+42
+27 +12 -33
20 27 21 50 34 58 41
Источник: [2, с. 35].
Таблица 4 / Table 4
Оценка роли России в постсоветских странах 2014-2015 гг. (% от общей выборки) / Assessment of Russia's role in post-Soviet countries 2014-2015 (% of total sample)
Страна Позитивная Негативная Затруднились ответить / другое
\ШШ 14
Украина 19 69 12
Эстония 15 54 31
Латвия 20 50 30
Литва 12 55 33
Киргизия 88 5 7
Таджикистан 91 4 5
Казахстан 90 4 6
Источник: [2, c. 35].
Согласно данным исследования, проведённого сотрудниками Астраханского и Кубанского университетов (июнь-октябрь 2022 г.), вопреки утверждению о негативном влиянии СВО России на Украине на общественное настроение населения стран СНГ большая часть граждан Казахстана положительно оценивают российско-казахстанские отношения: «как имеющие историю - 84,5%, как добрососедские - 78,6%, как братские -69%», а 66,7% респондентов заявили, что граждан Казахстана, России, Азербайджана и Туркмении объединяет советское прошлое [8, с. 88, 91].
Согласуются с указанными данными результаты исследования Института стран СНГ в Узбекистане (лето 2023 г.). Состояние и перспективы дружеских российско-узбекских отношений положительно оценили: 69,7% граждан в возрасте до 25 лет; 73,3% - от 25 до 40 лет; 82,7% - свыше 40 лет3.
3 Институт стран СНГ. Текущий архив. 2023 г.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИКУ СТРАН СНГ
Важнейшим фактором эволюции внешней политики стран СНГ стало укрепляющееся военно-политическое и экономическое положение традиционного центра объединения территории СССР - России. В докладе МИД России «Основные внешнеполитические итоги 2023 года» констатируется, что «Россия качественно нарастила усилия по развитию отношений со странами ближнего зарубежья», ... «значительно продвинулось интеграционное сотрудничество с Белоруссией»: начата работа над межгосударственным договором о гарантиях безопасности, согласованы основные направления реализации положения Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 гг. В Евразийском экономическом союзе принята Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 г. и на период до 2045 г. «Евразийский экономический путь»4.
Общее понимание политической обстановки в регионе стран ОДКБ зафиксировано в совместном заявлении министров иностранных дел. Благодаря усилиям России значительно продвинулись интеграционные процессы в рамках СНГ На саммите в Бишкеке (октябрь 2023 г.) было принято заявление о многополярном мире, подписаны важные соглашения о свободной торговле услугами, осуществлении взаимных инвестиций и учреждении Международной организации по русскому языку.
Несмотря на беспрецедентные антироссийские санкции (18,7 тыс. ограничений), экономика России устойчиво развивается. По словам замглавы МВФ Г Гопинат, российская экономика растёт «сильнее, чем мы ожидали». В 2023 г. рост экономики России составил 3,6%5. По объёму общественное хозяйство страны вышло на первое место в Европе6.
Наращивание экономического потенциала России способствует активизации торгово-экономического сотрудничества в
4 Основные внешнеполитические итоги 2023 года II Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/news/1923985/ (дата обращения: 06.02.2024).
5 МВФ объяснил причины роста экономики России // РБК: [сайт]. URL: https:// www.rbc.ru/economics/13/02/2-24/65ca889f9a79476f6198efbb (дата обращения: 12.02.2024).
6 Путин заявил, что экономика России стала первой в Европе // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/01/2024/659f84c89a7947f8ac9631ad (дата обращения: 12.02.2024).
ближнем зарубежье. Рост экономического взаимодействия в СНГ и ЕАЭС иллюстрируют данные объёма импорта в Россию из стран-участниц объединений, хотя раньше основной объём импорта приходился на страны Запада (табл. 5).
Таблица 5 / Table 5
Доля российского экспорта и импорта в СНГ/ЕАЭС (% от общего объёма) /The share of Russian exports and imports in the CIS/EAEU (% of total volume)
Экспорт/ Годы
импорт России 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Доля в экспорте России
СНГ ЕАЭС 13,3 13,3 13,6 12,6 12,9 14,7 13,6 10,1 7,5
8,3 8,9 9,4 8,5 9 9,8 9,3
Доля в импорте России
СНГ 11,4 10,7 11,1 11,1 11,4 11 10,7 19,54 17
ЕАЭС 7,5 7,5 7,7 7,7 8 8 8
Источник: [7, с. 40].
В рамках ЕАЭС «активно продвигалась повестка промышленной кооперации (рекомендована программа межгосударственного проекта производства электробусов), сформирована концепция и разработаны механизмы функционирования общего рынка газа (будет запущен в 2025 г.), снижено количество торговых барьеров до 11 (из них российских только один), расширен единый рынок услуг на 14 секторов (к концу 2023 г. рынок услуг включал 142 сектора, в 2024 г. планируется добавить еще 117 секторов)» [7, с. 43].
Доля расчётов между странами-участниками ЕАЭС в нацва-лютах по итогам 2022 г. составила 83%7.
7 Глазьев С. Ю. В ЕАЭС доля расчетов в нацвалютах во взаимной торговле по итогам 2022 года составила 83% [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия: telegram-канал. [11.09.2023]. URL: https://t.me/ EECommission/856 (дата обращения: 25.01. 2024).
ТУРБУЛЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА И СТРАНЫ СНГ
Влияние на внешнюю политику стран постсоветского пространства оказывает переходный характер современного мироустройства. Обозначившийся из-за обострения мировой политической ситуации разлом международного сообщества на Запад и не-Запад добавил состоятельности многовекторности одних стран8 и заставил скорректировать внешнеполитический вектор других (так, в Концепции нацбезопасности Азербайджана на первый план выдвигалась небезусловная в настоящее время задача евро-атлантический интеграции9, а для Армении эта задача становится актуальной), сподвиг третьих на окончательный выбор своей внешнеполитической ориентации в пользу одного из формирующихся полюсов мировой силы. Акцент в сторону европейской интеграции сделала Молдавия10, а Белоруссия укрепила сотрудничество в рамках Союзного государства [4].
Подвижки во внешнеполитической стратегии постсоветских стран обусловлены, помимо общего мегатренда формирования нового миропорядка, ещё и восстанавливающимся статусом России как полноценного и значимого субъекта мировой политики, что ведёт к качественной смене содержания и направлений стратегического видения национальными элитами СНГ международного позиционирования своих стран.
8 Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы от б марта 2020 г. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/ligal_acts/decrees/o-koncepcii-vneshnei-politiki-respubliki-kazahstan-na-2020-2030-gody (дата обращения: 15.01.2024); Концепция внешней политики Кыргызской Республики от 11 марта 2019 г. // Министерство юстиции KP: [сайт]. URL: http;//cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/430045 (дата обращения: 15.01.2924); Концепция внешней политики Республики Таджикистан от 27 января 2015 г. // Министерство иностранных дел TP: [сайт]. URL: https://www.mfa/tj/ru/main/view/988/kontseptsiya-vneshnei-politiki-respubliki-tadzhikistan (дата обращения: 15.01.2024); Внешняя политика Узбекистана // МИД РУз: [сайт]. URL: https://mfa.uz/ru/pages/ vneshnaya-politika (дата обращения: 15.01.2024).
9 Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики (утв. распоряжением Президента Азербайджанской Республики 23.05.2007 № 2198) [Электронный ресурс]. URL: https://www.migration.gov.az/content/ pdf/b5f3b29fd98276567dd7f0fd0ff2a58b.pdf (дата обращения: 20.01.2024).
10 Герман К. Внешняя политика Молдовы: ключевые аспекты европейской интеграции [Электронный ресурс]. URL: https://nauchniestati.ru/spravka/ vneshnyaya-politika-respubliki-moldova-v-proczesse-evropejskoj-integraczii (дата обращения: 20.01.2024).
Так, прочно вошедшая во внешнеполитические стратегии значительной части ННГ многовекторность обрела новую коннотацию. Если в первые годы независимости таковая служила в качестве инструмента достижения экономического суверенитета и поиска каналов имплементации нового социального статуса национальной элиты, то в настоящее время обрела иные смыслы.
Например, для Казахстана многовекторность стала гарантией укрепления независимости. «Растущие связи Казахстана с Западом помогают республике отстаивать свою независимость в регионе, где исторически доминировали Россия и Китай. Тот факт, что ЕС, США и Запад в целом признали важность Казахстана и других стран Центральной Азии, а также приступили к гораздо более прочному выстраиванию отношений, помогает укрепить роль центральноазиатских стран, таких, как Казахстан, в отношениях со всеми другими партнёрами в мире»11.
Такая позиция ближайшего партнёра России встретила «понимание» в Европе и США. В конце ноября 2023 г. комитет Европарламента по иностранным делам призвал расширять сотрудничество ЕС с республиками Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. В заявлении комитета говорилось, что позиции России в этом регионе значительно ослабли в связи с событиями на Украине. Всплеск европейской активности на постсоветском треке не ограничивается заявлениями.
В конце 2023 г. Казахстан посетил президент Франции Э. Макрон, который рекомендовал казахстанскому лидеру дистанцироваться от России: «Путь вашей страны - не быть вассалом каких бы то ни было держав и поддерживать равноправные отношения с различными странами, чтобы служить вашему народу; такая стратегия близка Франции». Э. Макрон подчеркнул, что Франция, как и Казахстан, желает «самостоятельно выбирать друзей ... уважая их независимость»12.
Иначе выглядит многовекторность в актуальных внешнеполитических стратегиях Узбекистана. Во второй половине июля 2017 г. в Брюсселе состоялось 13-е заседание Совета сотруд-
11 Казахстан назвал пользу от укрепления отношений с ЕС и США II РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/politics/29/11/2023/6567149c9a7947bb5905c са4 (дата обращения: 11.01.2024).
12 Казахстан назвал пользу от укрепления отношений с ЕС и США // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/politics/29/11/2023/6567149c9a7947bb5905c са4 (дата обращения: 11.01.2024).
ничества «Узбекистан - Европейский союз». В распространённом пресс-релизе по итогам встречи стороны «подтвердили готовность развивать долгосрочное и взаимовыгодное партнёрство по широкому кругу вопросов» и подписали протокол к соглашению о партнёрстве и сотрудничестве.
В расширении партнёрства с Узбекистаном ЕС преследует две цели: во-первых, повысить градус конкуренции Узбекистана и Казахстана за лидерство в постсоветской Центральной Азии - об этом заявили гендиректор по международному развитию и сотрудничеству Еврокомиссии С. Мансервизу и спецпредставитель ЕС по Центральной Азии П. Буриан; во-вторых, воспрепятствовать интеграции Узбекистана с ОДКБ и ЕАЭС13 и добиться от Ташкента соблюдения санкций, введённых против России14.
Взвешенную политику в отношении нарастающей активности Запада в Центрально-Азиатском регионе заняло руководство Киргизии. В 2022-2023 гг. Бишкек посетили: замгос-секретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и правам человека У Зея; помощник госсекретаря по связям с общественностью Э. Кеннеди Трюдо; делегация американских военных во главе с директором по ресурсам и анализу Центрального командования Р. Унгером; госсекретарь США Э. Блинкен; спецпредставитель Евросоюза по санкциям Д. О'Салливан; помощник министра финансов США Э. Розен-берг. Киргизские эксперты назвали эти визиты продолжением «политики выкручивания рук». «США следуют политике кнута и пряника, а нынешний визит, очевидно, из разряда "пряников" ... Киргизия выстраивает многовекторную политику, но опыт показывает, что никогда не стоит полностью доверять Западу, так как в практике англосаксонского мира есть возможность в любой момент отказаться от своих обязательств»15.
13 Зачем Евросоюз помогает Ташкенту? II Евразия эксперт: [сайт]. URL: https:// eurasia.expert/zachem-evrosoyuz-pomogaet-tashkentu/?utm_source=yandex. ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 12.02.2024).
14 ЕС поблагодарил Узбекистан за обещание по санкциям против России // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/politics/27/04/2023/644aa88a9a79472d0 8d24352 (дата обращения:12.02.2024).
15 Что означает визит сенатора США в Кыргызстан - мнение политолога // Sputnik.Kbiprbi3CTaH: [сайт]. [22.08.2023] II URL: https://ru.sputnik.kg/20230822/ ssha-kyrgyzstan-vizit-soglashenie-politika-sankcii-sotrudnichestvo-1078015646. html (дата обращения: 11.02.2024).
Продолжающееся давление на Киргизию побудило президента С. Жапарова выступить 12 февраля 2023 г. с письмом к госсекретарю США, где сказано: «Я хочу подчеркнуть, что мы выступаем за равноправное сотрудничество и готовы работать вместе со всеми странами и международными партнёрами, в том числе и с США. Единственная моя просьба - не вмешивайтесь во внутренние дела нашей страны»16.
Существует упрощённое мнение, что актуальная разновек-торная поддержка внешней политики Азербайджана, Армении, Молдавии объясняется исключительно конъюнктурными обстоятельствами: обострением застарелых конфликтов и ситуацией на Украине. Такое мнение поверхностно и не отражает реального положения дел.
Несмотря на наличие определённых проблем, связанных с неурегулированностью территориального вопроса и даже формального присоединения к организации, явно образованной в качестве альтернативы интеграционным объединениям с участием России (речь идёт о ГУАМ, созданной в 1997 г.)17, Азербайджан поддерживал самые тесные военно-политические, торгово-экономические и культурные отношения как на двусторонней основе с Россией, так и в рамках постсоветских интеграционных объединений. В стране устойчиво сохраняется комплементарное отношение к русскому языку. В Азербайджане работают 340 школ с преподаванием на русском языке, в которых обучаются более 150 тыс. детей, а в русских отделениях вузов учатся 15 тыс. студентов18.
Руководство Азербайджана активно поддерживало интеграционные проекты на постсоветском пространстве. В частности, республика приняла участие в формировании и развитии международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», от успешной реализации которого зависят потенциальные
16 Новости мира: президент Киргизии призвал США не вмешиваться во внутренние дела страны// Известия: [сайт]. URL: https://iz.ru/1648598/2024-02-12/ prezident-kirgizii-prizval-ssha-ne-vmeshivatsia-vo-vnutrennie-dela-strany?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 05.02.2024).
17 С 1 января 2024 г. Азербайджанская Республика приняла Представительство в организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ // Организация за демократию и экономическое развитие ГУАМ: [сайт]. URL: https://guam-organization.org (дата обращения: 07.02.2024).
18 В Азербайджане заверили, что всегда бережно относятся к русскому языку// ИТАР-ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19310539 (дата обращения: 07.02.2024).
возможности России в наращивании международного торгово-экономического сотрудничества.
В рамках МТК с 2019 г. в Азербайджане начались работы по перестройке участка железнодорожной магистрали Алят - Астара (стоимость -1,19 млрд долл., срок завершения - 2027 г.). Закончилась модернизация железнодорожного перегона Сумгаит - Ялама протяжённостью 166 км (стоимость - 200 млн долл.). В стадии строительства находится участок железной дороги Горадиз - Агбенд протяжённостью 110 км, после завершения которого будет организовано прямое железнодорожное сообщение с Ираном через Нахичеван-скую Автономную Республику. На новый уровень оснащённости выводится железнодорожный пункт пропуска на границе с Ираном - Астара. Планируется модернизировать пропускной пункт на границе с Дагестаном - Самур. В рамках МТК совершенствуется автомобильное сообщение с Россией, реконструируются и строятся новыетерминалы в морском порту Алят19.
Благодаря совместным усилиям России и Азербайджана четвертьвековые переговоры Каспийской пятёрки завершились подписанием документов, устанавливающих правовой режим Каспийского моря20.
Развивается по нарастающей траектории военно-политическое российско-азербайджанское сотрудничество. Несмотря на то, что Азербайджан не вошёл в ОДКБ, с 2015г.в акватории Каспийского моря проводятся совместные с Россией военные учения и манёвры с участием кораблей четырёх каспийских государств. В октябре 2019 г. командующими военно-морскими силами прикаспийских государств было подписано Соглаше-
19 Какие инфраструктурные проекты осуществляет Баку в рамках реализации МТК «Север-Юг» II Sputnik. Азербайджан: [сайт]. [22.11.2022]. URL: https:// az.sputniknews.ru/20221122/kakie-infrastrukturnye-proekty-osuschestvlyaet-baku-v-ramkakh-realizatsii-mtk-sever-yug-448809241.html (дата обращения: 07.02.2024).
20 Соглашение между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. 14.05.2003 // Предпринимательское право: [сайт]. URL: http://www.businesspravo.ru/DocumShow_DocumlD_86604. html (дата обращения: 12.02.2024); Конвенция о правовом статусе Каспийского моря // Президент России: [сайт]. [12.08.2018]. URL: http://www.kremlin. ru/supplement/5328 (дата обращения: 12.02.2024); Протокол по оценке воздействия на окружающую среду//Тегеранская конвенция: [сайт]. URL: http:// www.tehranconvention.org/IMG/doc/4_Rev.1_Note_on_EIA_Protocol_ru.doc (дата обращения: 12.02.2024).
ние о сотрудничестве в сфере безопасности21. Ежегодно проводятся учения служб по борьбе с чрезвычайными ситуациями.
Азербайджан является одним из крупнейших покупателей российского вооружения. В 2018 г. общий объём закупки российского вооружения составил 5 млрд долл. [1].
Новым этапом российско-азербайджанского сотрудничества стало подписание 22 февраля 2022 г. главами государств документа «О союзническом взаимодействии»22. По итогам подписания Президент Азербайджана И. Алиев отметил, что это особый документ, «поскольку по происшествии 30 лет межгосударственных отношений мы вышли на уровень союзничества ... мы его официально закрепили ... это документ, который ... открывает большие перспективы для будущего взаимодействия России и Азербайджана, а также перспективы позитивного регионального развития»23.
В официальной презентации по случаю 30-летия вхождения Азербайджана в СНГ говорилось, что это объединение «стало единственной в своём роде платформой многостороннего взаимодействия, а для Азербайджанской Республики явилось "важной политической и экономической платформой, позволяющей выдвигать инициативы и использовать" для "развития торгово-экономических отношений с 10 странами - важнейшими партнёрами страны"»24.
Трезвой и взвешенной политической позиции России по Нагорному Карабаху Запад противопоставил политику, однобоко оправдывающую действия Еревана и осуждающую Россию как страну, потворствующую амбициям Баку. Запад в ситуации обострения отношений с Арменией занял проармянскую пози-
21 В Санкт-Петербурге проходит встреча командующих ВМС прикаспийских государств // Каспийский вестник: [сайт]. [10.10.2019]. URL: http://casp-geo. ru/v-sankt-peterburge-prohodit-vstrecha-komanduyushhih-vms-prikaspijskih-gosudarstv (дата обращения: 11.02.2024).
22 Россия и Азербайджан будут развивать военно-политическое сотрудничество II ИТАР-ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/politika/13811267 (дата обращения: 12.02.2024).
23 Ильхам Алиев: «Азербайджан и Россия официально закрепили свое союзничество» // Вести Кавказа: [сайт]. URL: https://vestikavkaza.ru/news/ilham-aliev-azerbajdzan-i-rossia-oficialno-zakrepili-svoe-souznicestvo.html (дата обращения: 04.02.2024).
24 Азербайджан в составе СНГ: 30 лет политического и экономического взаимодействия // Sputnik. Азербайджан: [сайт]. [24.09.2023]. URL: https:// az.sputniknews.ru/20230924/azerbaydzhan-v-sostave-sng-30-let-politicheskogo-i-ekonomicheskogo-vzaimodeystviya-458924820.html (дата обращения: 11.02.2024).
цию. Помощник госсекретаря США Дж. О'Брайен отметил, что после восстановления суверенитета Азербайджана в Нагорном Карабахе его отношения с США «не будут нормальными»25.
И. Алиев в инаугурационной речи отметил, что в сложившихся условиях должны преобладать другие направления внешней политики страны и Баку «должен быть в первых рядах борьбы против исламофобии в мире, рядом со странами, ведущими борьбу с неоколониализмом»26.
Совсем в другом русле развивалась ситуация формирования внешнеполитических предпочтений в постсоветской Армении. С одобрения армянского политического класса Запад наращивал своё присутствие в стране. Прямое финансирование европейскими институтами гражданских структур Армении превосходило аналогичные показатели Азербайджана в 12,7 раза, структурами США в 19,7 раза, фондами Японии в 5 раз [б, с. 13,14, 20].
Основную «помощь» в формировании и функционировании институтов государственного управления Армении оказывали США (47%) и Евросоюз (27%). Причём особое внимание во взаимодействии в этой сфере отводится подготовке кадрового состава, разработке и имплементации нормативно-правовой базы.
Ещё до «однодневной войны» в Карабахе (начале 2023 г.) Армения отказалась проводить на своей территории учения миротворческих сил ОДКБ («Нерушимое братство - 2023»), бездействие которых впоследствии стало основанием для упреков Н. Пашиняна в адрес России. За этим последовало нежелание Еревана (март 2023 г.) замещать (по квоте) должность заместителя генерального секретаря ОДКБ, а в мае того же года Н. Пашинян отметил, что вопрос о выходе его страны из Организации Договора коллективной безопасности «не снят с повестки дня». Затем последовал отказ Армении от её участия в учениях ОДКБ в Белоруссии и Казахстане (с 23 сентября по 8 октября 2023 г.). В конце ноября того же года Н. Пашинян не стал подписывать Декларацию саммита Совета коллективной
25 Провал азербайджанской многовекторности: Алиев жёстко ответил США // Регнум: [сайт]. URL: https://regnum/article/3847247 (дата обращения: 11.02.2024).
26 Азербайджан выбрал нового врага после Армении // Рамблер. Новости: [сайт]. URL: https://news.rambler.ru/world/52278344-azerbaydzhan-vybral-novogo-vraga-posle-armenii (дата обращения: 07.02.2024).
безопасности ОДКБ о совместных мерах по оказанию помощи Армении.
После утраты контроля над Нагорным Карабахом армянская внешняя политика всё больше окрашивается в антироссийские тона. В октябре 2023 г. премьер-министр Армении Н. Пашинян организовал закрытое совещание в правительстве и правящей партии, на котором дал понять, что страна меняет свой внешнеполитический курс, переориентируясь с Севера на Запад. Лидер государства оповестил своих соратников о прекращении контактов с Москвой в рамках СНГ и ОДКБ. До упомянутого совещания на Парижской конференции 10 ноября 2023 г. Н. Пашинян обратился к представителям западного истеблишмента с просьбой «защитить его страну от подготавливаемого официальным Баку при попустительстве и молчаливой поддержке Кремля вооружённого вторжения, направленного на захват армянской территории вплоть до предместий Еревана»27.
В Международном уголовном суде (МУС) 8 февраля 2024 г. состоялась презентация членства Армении (24-я страна, подписавшая Римский статут). Таким образом, Ереван принял на себя обязательства выполнить его решение об аресте Президента России В. В. Путина.
В интервью газете «Телеграф» (The Telegraph) армянский премьер декларировал понижение статуса отношений Армении с Россией «с союзнических до партнёрских», аналогичных отношениям с США и ЕС28.
После избрания в 2016 г. Президентом Республики Молдовы И. Додона наметился позитивный тренд в российско-молдавских отношениях, ухудшавшихся с начала 1990-х гг. На переговорах глав государств был принят план урегулирования проблемы Приднестровья и двустороннего сотрудничества в экономической и культурно-гуманитарной сферах29.
Но Запад попытался пресечь наметившиеся положительные сдвиги в российско-молдавских отношениях, в частно-
27 Внешняя политика Армении вступила в новый антироссийский этап // ИА SM.News: [сайт]. [14.11.2023]. URL: https://sm.news/news/20231114/503277 (дата обращения: 07.02.2024).
28 Безопасность Армении пошла по миру // Независимая газета. 2024.13 февр. С. б.
29 Додон И. Мой первый официальный зарубежный визит, который, как и обещал, состоится в Москву//WaybackMachine: [сайт]. URL: https://web.archive. org/web/20190306044945/http://dodon.md/ru/prima-mea-vizita0oficiala-in-strainatate-care-dupa-cum-am--romis-anterior-va-avea-loc-la-moscova (дата обращения: 11.02.2024).
сти, 29 мая 2017 г. Молдавия объявила персонами нон грата пять российских дипломатов за якобы вербовку наёмников для войны на востоке Украины30. Российская сторона указала, что эти действия руководства были «инспирированы извне» и «рассчитаны на то, чтобы поссорить две страны»31.
После прихода к власти в Молдове прозападного политика М. Санду внешняя политика страны в отношении России резко изменилась: Кишинёв прекратил сотрудничество с Москвой. Летом 2023 г. из Молдавии были высланы несколько десятков российских дипломатов32, а парламент страны принял решение о выходе из 35 соглашений с СНГ В 2024 г. планируется введение для россиян визового режима. Председатель парламентской комиссии Д. Герман заявила, что до конца 2024 г. Молдавия окончательно выйдет из состава СНГ33.
Хотя Россия остаётся самым крупным торговым партнёром, Молдавия продолжает «дрейф» в сторону ЕС. В июне 2023 г. ей был предоставлен статус кандидата для вступления в ЕС.
Общественные организации Молдавии выказывают недовольство западной ориентацией руководства страны. Однако молдавский истеблишмент остаётся верен избранному курсу. В феврале 2024 г. министр иностранных дел М. Попшой заявил: «Молдавия заинтересована в развитии стратегических отношений с Румынией. Россия остаётся государством, которое подвергнуто санкциям со стороны большей части мира. ... На данный момент Румыния уже занимает значимое положение в экономике Молдавии. Бухарест и дальше готов поддерживать европейскую интеграцию Молдавии»34.
30 Переговоры с Президентом Молдовы Игорем Додоном Президента России // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/53742 (дата обращения: 11.02.2024); Эксклюзив - высланные из Молдавии российские дипломаты вербовали боевиков // Reuters: [сайт]. URL: https://web.archive.Org/web/20190422214952/https://ru.reuters.com/article/ topNews/idRUKBN1941YX-|||OR?UTP (дата обращения:12.02.2024).
31 Лавров: решение о высылке дипломатов РФ из Молдавии инспирировано извне II ИТАР-ТАСС: [сайт] . URL: https://tass.ru/politika/4317900 (дата обращения: 14.02.2024).
32 Парламент и кабмин Молдавии отказались подчиняться КС // Рамблер. Новости: [сайт]. URL: https://news.rambler.ru/cis/42314861-parlament-i-kabmin-otkazalis-podchinyatsya-ks (дата обращения: 11.02.2024).
33 СНГ не раскалывается, но кардинально меняется // Независимая газета. 2024.12 марта. С. 2.
34 Санду намерена опустить перед Россией железный занавес // Независимая газета. 2024.10 февр. С.1,5.
В новом Законе о госгранице Молдавии с Румынией отсутствует положение о делимитации и демаркации, что означает реализацию плана объединения государств35. Министр обороны РМ А. Носатый выразил убеждение, что нейтральный статус не гарантирует её безопасности, которую следует искать в сближении с Украиной и НАТО36.
Таким образом, многовекторность Армении и Молдавии, имеющая явный тренд сближения с Западом, на самом деле не обусловлена событиями на Украине. Это только предлог для кардинального изменения внешнеполитической ориентации.
Иной смысл многовекторность приобретает во внешнеполитических условиях Таджикистана. Находясь в острых противоречиях с пришедшими к власти в Афганистане талибами, руководство страны вынуждено искать гарантии своего суверенитета везде. Следует заметить, что в Афганистане проживает больше таджиков, чем в самом Таджикистане37.
С 10 по 20 августа 2022 г. на территории Душанбе были организованы совместные с Центральным командованием ВС США учения Regional Cooperation-22. В ноябре 2023 г. в Брюсселе состоялся таджикско-европейский саммит, на котором были подведены итоги первого этапа Индикативной программы ЕС в Таджикистане на 2021-2024 гг., когда в Таджикистан было направлено 80 млн евро на приоритетные проекты и 30 млн евро - на бюджетную поддержку страны38.
Поиск новых возможностей безопасности Душанбе не ограничивается западными партнёрами, а ориентируется на обретающие влияние в международных отношениях центры исламского мира. Во время визита Президента Таджикистана в Катар (18-19 февраля с. г.) наряду с проблемами сотрудничества в энергетике, сельском хозяйстве и промышленности обсуждалась тема неурегулированности положения в Афганистане, так как на афганской территории действуют более 20 террористи-
35 Молдавия оставляет границу с Румынией открытой II Независимая газета. 2024. 16-17 февр. С. 1,6.
36 Кишинёв собирается в НАТО вместе с Приднестровьем // Независимая газета. 2024. 20 февр. С.1,5.
37 47% населения Афганистана составляют таджики//Хабар/News: [сайт]. URL: https://www.hgu.tj/news/post/47-procentov-naselenia-afganistana-sostavlaut-tadziki.html (дата обращения: 09.02.2024).
38 О чём договорились Таджикистан с Евросоюз в Брюсселе? // Новости Таджикистана ASIA-Pius: [сайт]. URL: https://asiaplustj/info/ru/news/tadjikistan/ economic/20231129/o-chem-dogovorilis-tadzhikistan-i-evrosoyuz-v-bryussele (дата обращения: 16.02.2024).
ческих организаций с 23 тыс. боевиков, а также наркотрафик, идущий по приграничным территориям39.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внешняя политика стран Содружества Независимых Государств - динамичное и разноуровневое явление, обусловленное комплексом субъективных и объективных факторов.
Помимо субъективных условий, связанных с интересами элитных групп влияния, далеко не всегда совпадающими с национальными, внешнеполитические стратегии стран ближнего зарубежья претерпевают значительные изменения под действием двух важнейших факторов.
Во-первых, под возрастающим потенциалом интеграционных возможностей исторического регионального центра - Российской Федерации. Действие / противодействие этого фактора не описывается в линеарных эволюционных схемах. Конструктивное его содержание воплощается во внешнеполитических практиках вместе с множеством иных условий (например, активным влиянием извне, военной угрозой, общественными конфессиональными предпочтениями или стремлениями элитных групп к обретению большего политического и материального статуса) и необязательно результируется в поступательный центростремительный вектор ориентации.
Напротив, усиливающиеся «антиимперские» настроения в странах СНГ разворачивают внешнюю политику в противоположную сторону от формирования полноценного международного сотрудничества на постсоветском пространстве.
Во-вторых, актуальные тренды развития внешней политики стран СНГ трансформируются в одном глобальном потоке с формированием нового миропорядка, всё более обретающего конкретные очертания.
Мировое политическое пространство активно дифференцируется по основополагающему признаку политической суверенности и культурной идентичности, не вписывающемуся в парадигму универсальности, предложенную Западом. Планетарное сообщество, в том числе новые независимые государства постсоветского пространства, явно не попадающие в за-
39 Рахмон ждёт в Душанбе инвесторов из Дохи II Независимая газета. 2024. 20 февр. С. 5.
падныи полис силы, вынуждены корректировать свое видение будущего международного сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1. 30 лет дипломатических отношений между Россией и Азербайджаном: пройденный путь и взгляд в будущее: сборник статей / С. И. Чернявский, И. М. Мамедов, Г. М. Пашаева, А. В. Лаврина, Р. Э. Исмаилов, В. А. Шупер, С. А. Притчин, С. Л. Ткаченко, И. М. Ве-лизаде, А. П Артамонов, Р. Ф. Байрамлы. М.: Российский совет по международным делам: Центр анализа международных отношений, 2023.101 с.
2. Андреева А. В. Отношение к России в постсоветских странах -от ностальгии к ценностям // Социодиггер. 2022. Т. 3. № 12. С. 33-39.
3. Барышникова Н. А., Сухорукова А. М. Социально-экономическое развитие стран постсоветского пространства: три десятилетия после социализма // Московский экономический журнал. 2021. № 3. С. 192-204.
4. БатяновскийВ. В. Внешняя политика Республики Беларусь в условиях трансформации мирового порядка [Электронный ресурс]. М., 2023.
5. Ивантер А., Кудияров С., Сысоев Т. Пролезть между струйками не получится // Эксперт. 2022. № 29. С. 15-16.
6. Политика влияния мировых акторов в Центральной Азии, Восточной Европе, на Южном Кавказе и в странах Балтии / А. А. Сидоров, Л. П Силантьева, А. В. Каштанов, В. В. Данилов, А. А. Тотро-ва. М.: Перо, 2023.147 с.
7. Постсоветские государства на современном этапе: внутриполитическая динамика и поиск путей развития / отв. ред. Э. П Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2024. 209 с.
8. Романова А. П., Морозова Е. В. Конструирование новых идентич-ностей в современном Казахстане: тенденции и ориентиры // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67. №7. С. 85-102.
ARTICLE INFORMATION
Authors
Vladimir G. Egorov
• e-mail: [email protected];
Dr. Sci. (History), Dr. Sci. (Economics), Prof., Director ofthe scientific
school "Economic Theory";
Plekhanov Russian University ofEconomics
Stremyannoi per. 36, Moscow 115054, Russian Federation;
Institute ofCIS Countries
ul. Bolshaya Polyanka 7/10, Moscow 119180, Russian Federation
VladimirV. Shtol
• e-mail:[email protected];
Dr. Sci. (Political Sciences), Prof., Department oflnternational Relations; Diplomatic Academy ofthe Ministry of Foreign Affairs ofthe Russian Federation
ul. Ostozhenka 53/2 str. 1, Moscow 119021, Russian Federation; editor-in-chief ofthe scientific and analytical magazine "Observer"; Institute ofCIS Countries
ul. Bolshaya Polyanka 7/10, Moscow 119180, Russian Federation For citation
Egorov V. G., Shtol V. V. Current trends in the foreign policy strategy of the CIS countries. In: Russian Social and Humanitarian Journal, 2024, no. 2.
Available at: www.evestnik-mgou.ru
Abstract
Aim. To show the evolution of the CIS policy over the 30 years since the establishment of the organization.
Methodology. The authors conducted a comprehensive comparative analysis of normative documents on the foreign policy of post-Soviet states, studies the economic statistic of post-Soviet states, analyzed the data from public opinion polls, as well as the statements made by the leaders and high-ranking officials of the NIS.
Results. The initial desire to disrupt relations with the "big brother" -Russia - led to the collapse of the economy and a decrease in living
standards, despite the production capacities of the national economic complex of the USSR and natural resources (oil, gas, rare metals, rare earth elements) necessary for high-tech production. The multi-vector policy did not yield any results; extraterritorial players sought to drain natural resources. The West used the geographical location of the CIS countries for its geopolitical purposes against Russia. The post-Soviet countries, which realized the benefits of an equal partnership with Russia, managed to partially overcome the crisis phenomena in their countries, and Ukraine and Moldova, especially Ukraine, are heading for the collapse of their statehood. The policy of the CIS countries is influenced by two main factors: the increasing potential of the integration capabilities of the historical center (Russia) and the formation of a new world order. Research implications. The conclusions drawn by the authors allow Russia to build more reasonable policy with these states.
Keywords
post-Soviet space, New Independent States (NIS), CIS, Russia, foreign policy, new world order, foreign policy trends
References
1. Chernyavskiy S. I., Mamedov I. M., Pashaeva G. M., et al. 30 let diplomaticheskikh otnoshenii mezhdu Rossiei i Azerbaidzhanom: proidennyi put' i vzglyad v budushchee [30 years of relations between Russia and Azerbaijan: the path traveled and a look into the future]. Moscow, Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam Publ., Tsentr analiza mezhdunarodnykh otnoshenii Publ., 2023.101 p.
2. Andreevenkova A. V. [Attitudes towards Russia in post-Soviet countries - from nostalgia to values]. In: Sotsiodigger [Sociodigger], 2022, vol.12, pp. 33-39.
3. Baryshnikova N. A., Sukhorukova A. M. [Socio-economic development of the post-Soviet countries: three decades after socialism]. In: Moskovskii ekonomicheskii zhurnal [Moscow economic journal], 2021, no. 3, pp. 192-204.
4. Batyanovskii V. V. Vneshnyaya politika Respubliki Belarus' v usloviyakh transformatsii mirovogo poryadka [Foreign policy of the Republic of Belarus in the context of transformation of the world order]. Moscow, 2023.
5. Ivanter A., Kudiyarov S., Sysoev T. [It's impossible to get between the streams]. In: Ekspert [Expert], 2022, no. 29, pp. 15-16. i
6. Sidorov A. A., Silantyeva L. G., Kashtanov A. V., Danilov V. V., Totro-va A. A. Politika vliyaniya mirovykh aktorov v Tsentral'noi Azii, Vostoch-
noi Evrope, na Yuzhnom Kavkaze i vstranakh Baltii [Politics of influence of global actors in Central Asia, Eastern Europe, the South Caucasus and the Baltic countries]. Moscow, Pero Publ., 2023.147 p.
7. Solovyev E. G., ed. Postsovetskie gosudarstva na sovremennom etape: vnutripoliticheskaya dinamika ipoiskputei razvitiya [Post-Soviet states at the present stage: internal political dynamics and the search for development paths], Moscow, IMEMO RAN Publ., 2024 p.
8. Romanova A. P., Morozova E. V. [Construction of new identities in modern Kazakhstan: trends and reference points]. In: Mirovaya eko-nomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relations], 2023, vol. 67, no. 7, pp. 85-102.