Научная статья на тему 'Актуальные тенденции современного китайского искусства'

Актуальные тенденции современного китайского искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / модернизм / Китай / художественные произведения / кино / art / modernism / China / works of art / cinema

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзоу Боюй

Автор убежден, что о современном китайском искусстве нельзя говорить как об исключительно историческом ремесле. Освобождение искусства от распространения гуманистических и метафизических ценностей в пользу смещения в сферу потребления показывает его сильную переоценку в обществе. Подобная трансформация состоит не только в отделении искусства от политики, но и в придаче ему статуса «игры», что делает искусство еще более принадлежащим постмодернистской условности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in contemporary Chinese art

The author is convinced that contemporary Chinese art cannot be described as an exclusively historical craft. The liberation of art from the dissemination of humanistic and metaphysical values in favor of a shift to the sphere of consumption shows its strong revaluation in society. Such a transformation consists not only in separating art from politics, but also in giving it the status of a “game”, which makes art even more belonging to postmodern convention.

Текст научной работы на тему «Актуальные тенденции современного китайского искусства»

Цзоу Боюй

Магистр,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Актуальные тенденции современного китайского искусства

Примером, заслуживающим внимания из-за сочетания модернистского проекта с постмодернистским искусством, является политическая поп-музыка. Хотя это явление сформировалось к концу 1980-х годов, были художники, которые ранее создавали произведения подобного рода. В число исполнителей политической поп-музыки входили, среди прочего, Ван Гуанъи, Шэн Ци, Жэнь Цзянь или Ли Шань, наиболее важным из которых считается первый.

Ван Гуанъи определял направление политической поп-музыки не только своими работами. В 1988 году на конференции «Современное искусство» он представил свой собственный художественный манифест, в котором критиковал как марксистское искусство, так и современный его аналог, который он считал утопическим. Ван разорвал связь с гуманистическим этосом искусства и объявил, что художественная деятельность служит финансовой выгоде и завоеванию славы [1].

Освобождение искусства от распространения гуманистических или метафизических ценностей в пользу смещения его в сферу потребления показывает, что к концу 1980-х наступает сильная переоценка. Оно состоит не только в том, чтобы отделить искусство от политики, но и в том, чтобы придать ему статус игры, что делает искусство еще более принадлежащим постмодернистской условности [1].

Самая представительная и одновременно самая узнаваемая работа Ванга - серия картин маслом «Великая критика» (1990-2007). Название является намеком на критику того, что противоречит социализму, существовавшее в КНР до конца Культурной революции. Работы иронически обращаются с условностями социалистической пропаганды того периода. Например, Coca Cola (1991) представляет рабочих в типичном не только для китайского, но и для советского пропагандистского плаката образе. То, что вводит элемент «поп», расположено в правом нижнем углу логотипа Coca Cola, панкультурного напитка-иконы поп-культуры [1].

Еще одна картина из этой серии — «Шанель № 5» (1993 г.), на которой логотип рекламы духов соседствует со сдвоенной, отдающей честь парой красногвардейцев, держащей в руке книгу цитат Мао Цзэдуна. Нетрудно догадаться, что намерение состоит в том, чтобы показать, что обе стратегии, реклама и политическая пропаганда, манипулируют человеческой жизнью. Однако, что делает работы интересными, так это их композиция, сочетающая в себе условности рекламы и пропаганды, т.е. коммерческую и политическую стратегии. Помимо аналогичного противопоставления идеологии и потребления стоит смотреть на произведения как на противостояние двух порядков, в котором побеждает постмодернистская коммерческая поп-культура, которая подчиняет большое идеологическое повествование и превращает его в игру, аналогичную рекламной стратегии.

Факт коммерциализации может дополнительно подтверждаться вне-художественным функционированием картин Ванга, которые продаются по высоким ценам на арт-рынке, что реализует его манифест не только с точки зрения создания произведения, но и его функционирования в мире искусства. При более целостном взгляде на великую критику ее коммодификация дополняет замысел художника. Он показывает новый статус произведений искусства, в результате чего основной акцент смещается с художественного на коммерческий [1].

В то же время «Великая критика» является примером функционирования искусства в глобальном обращении. Работы Ванга сочетают в себе условности, которые присутствуют не только, например, в соцреализма советского искусства, но и напрямую отсылают к поп-арту и самому Энди Уорхолу. Это может быть засвидетельствовано, например, «Campbell Soup», что является прямой отсылкой к известному творчеству американского художника. Это показывает, что Ванга остается под влиянием искусства вне элитарно-народного разделения [2].

Не следует игнорировать прочное положение Вана на мировом арт-рынке, что лишь подтверждает его признание в мировом, коммерческом обороте. То, что отождествляет великую критику с локальностью, — это китайская пропаганда до и после культурной революции. В творчестве Ванга он полностью искоренен из эстетики, продвигающей революционные ценности, и является частью новой культуры. Представляется, что в случае с этой серией произведений подобные смысловые элементы действуют исключительно на уровне коннотации, благодаря чему достигается представление произведений в новом эстетическом измерении.

Отдельно хочется обратить внимание, что глядя на фильм Ван Ду «Международный шашлык» (2008), не возникает сомнений, что он был вдохновлен рабой вышеуказанного художника и срамиться к популяризации глобализации в своих произведениях. Это колоссальная инсталляция, представляющая собой вертикальный вертел, нанизанный колодами различных фотографий. При разрезании параллельно «шампуру» получаются кусочки фотографий.

Представляемое ими произведение носит смешанный характер, и хаотичность новой композиции не дает никакого смыслообразующего ключа, иронически скрепленным шашлычной решеткой, картинкам. Оценка глобализации производится непосредственно в рамках работы в выставочном пространстве. Однако влияние глобализации на искусство не обязательно должно отмечать ее присутствие в конечном продукте, которым является произведение искусства или художественное явление [3], [4].

Во многих случаях художники создают произведения, не затрагивающие проблему глобализации. Примером искусства, выполненного таким образом, может служить художественная группа-фирма «Маёе1п» Сюй Чжэня. Само название «Сделано в Китае» является наиболее очевидной ссылкой на международный характер произведения. В теории это должно предполагать коннотации, связанные с массовым производством, а не с художественным творчеством. Однако группа Сюй активно занимается искусством, в то же время пользуясь структурой производственной компании, в которой «художник является не только дизайнером, но и администратором веб-страницы» [2].

Как утверждает сам основатель «Маёе1п», кооперация внутри структуры компании была вызвана, среди прочего, перспективами дифференцированного производства по сравнению с индивидуальным, а также возможностью развития за счет групповой работы.

В интервью Жерому Санс Сюй Чжэнь объясняет замену собственного имени именем группы-компании, что не слишком распространено в контексте художественной деятельности. Художник не видит в этом случае опасности потерять свою индивидуальность, совсем наоборот, он считает, что групповой брендинг дает больше свободы.

Таким образом, Сюй «растворяется» в «Маёе1п», благодаря чему групповые продукты не могут быть непосредственно отнесены к нему. В этом случае процесс творчества не состоит в реализации индивидуального проекта в смысле выражения какого-то конкретного художника. Бла-

годаря индивидуальной анонимности и собирательному имени художественный процесс больше ориентирован на развитие хорошо продаваемого художественного бренда, что в аспекте внутренней организации и имиджа свидетельствует о сильном сближении «Маёе1п» и коммерческих компаний.

С этой точки зрения Маёе1п, несмотря на то, что занимается искусством, из своей области переходит в сферу бизнеса. «Растворение» отдельного субъекта творчества - художника в структуре компании и хотя бы частичное перенятие стратегии работы компании влечет за собой деконструкцию традиционного представления о творческом процессе и художнике как незаурядной личности, обычно незнакомой в повседневных делах. С более широкой точки зрения, создание искусства на фундаменте компании означает принятие рыночных правил выше художественных идей [2].

Несмотря на вышеизложенное, статус группы нельзя однозначно квалифицировать как чисто деловой. Как отмечает Сюй, создание «Маёе1п» - это предприятие, которое сочетает искусство с деловой активностью, но не устраняет первое. Интересным явлением современной китайской художественной постановки с точки зрения творческого процесса является инсталляция «Семечки подсолнуха» Ай Вэйвэя. Работа состоит из 100 миллионов керамических семян подсолнуха ручной работы. Их производство было заказано Ай Вэйвэем в городе Цзиндэчжэнь провинции Цзянси, который веками славился производством фарфора. В работе исследуется напряжение между подавляющим количеством семян, что вызывает ассоциации с массовым производством, а тот факт, что каждый из них сделан вручную, вызывает ассоциации с индивидуальным творчеством. В этом отношении «Семечки подсолнуха» показывают, что то, что само проявляется в опыте, есть бомбардирующая бесчисленность, которая в то же время устраняет уникальный характер семян. В этом смысле можно ощутить исчезающий индивидуальный вклад, который неудержимо ассоциируется с современным китайским массовым производством.

Однако, инсталляция в первую очередь ориентирована на творческий процесс, а не на конечный продукт. Важным аспектом произведения является то, как оно возникло. Производство керамических семян подсолнечника мобилизовало огромный труд 1600 ремесленников за два с половиной года. Это явный намек на глобальную экономику, в которой Китай участвует в качестве конкурентоспособного производителя.

Инсталляция, сосредоточенная на своем производственном процессе, выдвигает на первый план проблему низкооплачиваемых рабочих, которые строят глобальную экономику, а Цзиндэчжэнь, погрузившись в «массовое» производство, функционирует как местность, которая, присоединившись к мировой экономике, лишается своего статуса традиционного производителя фарфора.

Список литературы:

1. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса (автореферат кандидатской диссертации). - M.: 2020. 90 с.

2. Гуаньчжун Цзифа. Живописное искусство, управляемое техническим мастерством. Пекин, 2019. 1400 с.

3. Бондаренко А.В. Творчество как феномен культуры // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 4 (45). С. 252-254.

4. Никитина В.В., Штанько М.А. Конструирование этнической картины мира // Евразийский юридический журнал. 2021. № 8 (159). С. 485-486.

Bibliography

1. Wang Fei. Chinese Contemporary Art in the Context of the World Art Process (Abstract of Candidate's Dissertation). - M.: 2020.

90 p.

2. Guanzhong Zifa. Pictorial art governed by technical skill. Beijing, 2019. 1400 p.

3. Bondarenko A.V. Creativity as a phenomenon of culture // Bulletin of the Orel State University. Series: New Humanitarian Studies. 2015. № 4 (45). P. 252-254.

4. Nikitina V.V., Shtanko M.A. Constructing an ethnic picture of the world // Eurasian Legal Journal. 2021. № 8 (159). P. 485-486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.