Научная статья на тему 'Ай Вэйвэй — художник диссидент'

Ай Вэйвэй — художник диссидент Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
430
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / АЙ ВЭЙВЭЙ / ХУДОЖНИК / КИТАЙ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пашук Александра Александровна

В статье анализируется и кратко описывается жизнь и творчество китайского артиста и диссидента Ай Вэйвея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ай Вэйвэй — художник диссидент»

Пашук А. А.

Пашук Александра Александровна /Pashuk Alexandra Alexandrovna - бакалавр

«изящных искусств»,

направление восточноазиатское искусство, культурно-исторический факультет,

Free University, г. Берлин, Федеративная Республика Германия

Аннотация: в статье анализируется и кратко описывается жизнь и творчество китайского артиста и диссидента Ай Вэйвея.

Ключевые слова: политика, Ай Вэйвэй, художник, Китай, современное искусство, искусство.

Китай является одной из старейших мировых цивилизаций. История Китайской цивилизации насчитывает более пяти тысяч лет, ее искусство, культура, научные достижения всегда оказывали большое влияние на весь мир. Сегодня «Китай — после двух столетий унижений и оскорблений со стороны внешнего мира, вторжения иностранных войск, гражданских войн, революций, голода — на рандеву со своей судьбой. Китай желает сам заново оценить свое место в истории. Почти два тысячелетия он был главным государством Азии. Но в XX веке утерял свое первенство. Западные державы и Япония заставили Китай почувствовать себя униженным. Китайцы мечтают вернуть себе прежнее положение в мире. Даже если это не говорится вслух, в глубине души они уверены: XXI век станет китайским веком» [1, с. 15).

Международное внимание приковывает к себе китайское искусство. Китайские художники создают удивительные, глубоко поэтичные, неповторимые по образному строю и художественному языку произведения.

Данная статья посвящена творчеству китайского художника-диссидента Ай Вэявэя (Ai Weiwei) на современном этапе. «К своим 52 годам Ай завоевал всемирную славу как художник, за последние десять лет его успех превзошел все ожидания. Он получил известность как архитектор, соавтор знаменитого пекинского олимпийского стадиона «Птичье гнездо», его инсталляции демонстрируются по всему миру, а в его студии документальных фильмов трудятся сто человек [2, с. 32].

Человек Возрождения, Ай Вэйвэй является известным китайским художником, одним из основателей арт-группы «Звезда», автор видеоинсталляций и даже поп-певец. В своем творчестве он обращается к элементам традиционной китайской культуры, национальному символизму и откровенной провокации, носящей ярко выраженный политический контекст. Ай Вэйвэй выступает с критикой Коммунистической партии Китая, ее политики в отношении интеллигенции (знаменитая скрипка, где вместо грифа приделан черенок лопаты) и культурной революции в стране.

«3 апреля 2011 года китайский художник Ай Вэйвэй был задержан в аэропорту Пекина, когда он собирался улететь в Гонконг. США и европейские страны выразили протест. В Пекине объявили, что он обвиняется в экономических преступлениях. Накануне визита китайского премьер-министра в Германию Ай Вэйвэя внезапно освободили» [1, с. 17].

Жизненный путь Ай Вэйвэя находит непосредственное отражение в его творчестве. «Отнюдь не чуждый развлекательной функции искусства, Ай Вэйвэй не менее умело совмещает ее с жесткими фактами собственной биографии, превращая в шоу каждую, даже самую неприятную ее страницу» [3, с. 46]. Поэтому, чтобы

добиться более глубокого понимания сути искусства Ай Вэйвэя, необходимо познакомиться хотя бы с основными фактами его биографии.

Ай Вэйвей родился 28 августа 1957 года в Пекине. Детство будущего художника прошло в ссылке, которую отбывали его родители в исправительном лагере в пустыне Гоби. Отец Вэйвэя был известным поэтом-модернистом по имени Ай Цин. «В первые годы созданной Мао Китайской Народной Республики он навлек на себя немилость тем, что критиковал подавление свободы слова. Его сослали сначала в Манчжурию, а затем на самый северо-запад Китая.

В течение последующих шестнадцати лет его работой была чистка деревенских общественных туалетов. «Он и меня этому научил, — рассказывает Ай. — Он был великим мыслителем. Его туалеты сверкали чистотой, он превращал их в произведение искусства, в подобие музея» [2, с. 18].

Ай Цин был реабилитирован только в 1978 году.

Мать художника тоже писала стихи, ее звали Гао Ин (Gao Ying).

«Я всегда чувствовал себя вне системы. Моя семья была объявлена одновременно «врагом народа», «врагом государства» и «врагом партии». Столько званий не присваивали даже отъявленным героям» [4, с. 8), - так Ай Вэйвэй говорит сегодня о своем детстве и юности.

В 1978 году Вэйвэй поступает в Пекинскую киноакадемию, становится одним из основателей арт-группы «Звезды». В 1981 году - эмигрирует в Америку, где учится в Парсоновской новой школе дизайна (Parsons The New School for Design) в Нью-Йорке. Чтобы прокормиться, работает уборщиком квартир, садовником, сторожем.

Классическим примером работ художника в годы учебы стала уже упоминавшаяся здесь скрипка с черенком лопаты. Так Вэйвэй выразил свое отношение к политике китайских властей о «трудовом перевоспитании» китайской интеллигенции. Туфли, сшитые вместе, стали символом стояния на месте.

В 1993 году художник возвращается на родину. Причиной этого стала болезнь отца. Вэйвэй понимал, что может повторить его судьбу, но был готов к этому: «Я начал заниматься искусством, потому что не хотел подчиняться законам общества, которое насквозь пронизано политикой. Но ирония заключается в том, что мое искусство становится все более и более политическим» [2, с. 19]. Он участвует в создании галереи China Art Archives & Warehouse, а в 2003-м открывает свое архитектурное бюро FAKE Design.

В 2000 году Ай Вэйвэй создает масштабную инсталляцию «Натюрморт». Им были собраны 3600 каменных орудий труда эпохи неолита, обработаны и разложены по полу галереи. Вэйвэй преследовал двоякую цель: с одной стороны он прославлял древность китайской цивилизации, извечного строительства и конструирования древней империи, с другой - показывал архивный, исторический характер тех ее останков, что когда-то были орудиями создания неких объектов, а теперь, потеряв свою утилитарность, сами стали подобными объектами.

Вэйвэй продолжает активно участвовать в выставках и к началу двухтысячных годов становится одним из самых известных китайских художников. Также Вэйвэй выступает автором ряда архитектурных проектов в Нью-Йорке и Китае. Так, он становится соавтором грандиозного проекта - строительства главной пекинской арены Олимпийских игр 2008 года. Стадиону было дано название «Птичье гнездо» из-за оригинальной конструкции - переплетенных стальных балок общей длиной 36 километров. Эксперты из журнала «Тайм» включили «Гнездо» в десятку лучших архитектурных сооружений года.

Ай Вэйвэй - один из самых интересных художников в мире. «Есть большой соблазн отнести его к арт-активистам, чьи хэппенинги равно возмущают спокойствие обывателей и политических цензоров. Он ронял перед фотокамерой древнюю вазу эпохи династии Хань, превратив ее в груду глиняных осколков, опускал другие старинные вазы в веселенькую малярную краску, которой раскрашивают стены,

фотографировался на фоне Колизея (и прочих попадавшихся ему по дороге памятников старины) с интуитивно понятным жестом fuck you и снимался голым в окружении чинно сидящих и стоящих обнаженных девиц - в собственной студии...» [5].

При этом он - соавтор пекинского «Птичьего гнезда», один из лучших знатоков старинной китайской керамики. На его счету публикация 5212 имен и дат рождения детей, погибших во время землетрясения. Не будучи политиком, Ай Вэйвэй сегодня -заметная политическая фигура Китая.

Литература

1. Млечин Л. М. Китай — великая держава номер один? М., BHV. 2012 г.

2. УайнзМ. Это вам не рококо! // Новая газета. 2009. 4 дек.

3. Долин А. Камера из мрамора. Ай Вэйвэй и кинематограф «шестого поколения». // Искусство Кино. 2014. № 6. Июнь.

4. Соловьёв С. Семечко к семечку. // Итоги. 2011. 3 окт.

5. Васильева Ж. Ай Вэйвэй: человек с фотоаппаратом. // Ай Вэйвэй в Париже и Берлине. // Art Хроника. [Электронный ресурс]: http://artchronika.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.